Сторичный плод что значит
ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 26 по Пятидесятнице (2021)
Крестильный малый храм
Великое освящение храма
Проповедь «ПЛОД СТОРИЧНЫЙ.»
Неделя 21 по Пятидесятнице
Галатам, гл. 2, ст. 16-20
От Луки, гл. 8, ст. 5-15
Проповеди священника Сергия Ганьковского
Проповеди священника Глеба Козлова
ПЛОД СТОРИЧНЫЙ.
Неделя 21 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Что нам сказать теперь? Кого в этот раз мы будем обвинять в уже пролившейся крови, в страданиях и муках братий, сестёр и чад наших? Может быть, опять с важным и таинственным видом мы дадим понять окружающим, что уж кому-кому, а нам-то известно, чьих это рук дело? Или всё-таки поймём наконец, что если Бог и хочет кого-то этим несчастьем, этой трагедией вразумить, так это тебя да меня? Бог хочет от нас понимания того, что это от наших личных грехов умножается и растёт зло на несчастной нашей земле!
Кому война, а кому – мать родна. Кому страдания и слёзы, а кому – повод лишний раз блеснуть своей вящей осведомлённостью, поругать «бестолковую власть, которая в очередной раз доказала свою несостоятельность», лишний раз набрать политические очки… Экраны телевизоров, газеты, радиоэфир, вагоны электричек и магазины ныне заполнены буквально толпами «экспертов», точно знающих, что делать армии, а что – милиции, что говорить президенту, а что – парламенту.
Поэтому первое, о чём я прошу каждого из нас: давайте прикусим язык, когда нам захочется порассуждать, посудить да посудачить, когда в очередной раз мы вздумаем давать свои советы тем, кто принимает страшные, мучительные решения. Давайте хотя бы сегодня, хотя бы перед лицом этой трагедии, хотя бы на минуту усомнимся в своих собственных способностях всё и всегда знать и ведать, что и как делать! Да ведь если посмотреть на себя со стороны – это попросту ужасно, когда человек, надуваясь от сознания собственной значимости, собственного права давать советы и спрашивать отчёт у властей предержащих, пользуется чужим горем только для того, чтобы ещё выше вырасти в собственных глазах, вместо того чтобы со слезами сказать своему Богу: «Господи, помоги нам, потому что мы не знаем, что делать!»
Много лет прошло уже с той поры, как впервые прозвучала притча, о которой мы прочитали в сегодняшнем Евангелии. Давно уже «изыде сеяй сеяти семене своего» (Лк.8.5). И кажется, пора уже спросить себя: а каков же плод этого сеяния, выросший в моём собственном сердце? И как раз сегодня, когда наша страна унижена и оскорблена, когда все мы вместе и каждый в отдельности обесчещены и уничижены, самое время вглядеться в эти плоды сеяния Христова в наших душах. Готовы ли мы ответить ненавистью на ненависть, злом на зло, кровью на кровь? В самом ли деле хотим мы того, чтобы немедленно были схвачены и расстреляны их дети, их женщины, их старики? Действительно ли готовы мы применить ветхозаветный принцип: «око за око и зуб за зуб» (Лев.24.20)? И что естественнее, что правильнее делать христианину – убивать, не разбирая правых и виноватых или умирать, защищая невинных?
Тому, кто убеждён, что знает, что делать, и Бог помочь не сможет, потому что как – да и зачем? – помогать тому, у кого и так «всё схвачено»? Так происходит только потому, что, по слову апостола Иакова, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6). Найдутся, найдутся и в мире, и в нашей стране люди, которым достанет «ярости благородной», чтобы свести счёты с супостатами. Но вот найдётся ли молитвенник, возносящий к Престолу Всевышнего тихие слёзные просьбы об утишении всякой ненависти и вражды, о ненавидящих и обидящих нас? Найдётся ли среди нас – и не когда-нибудь, а сегодня, в эти скорбные дни, – человек, способный молить о милости и мире среди злобы и ожесточения?
Это не праздный вопрос. Наш Бог, молившийся на Кресте за Своих мучителей, умер, чтобы мы научились любить и прощать. И вот сегодня, заглядывая в сокровенную глубину своего сердца, мы видим, как это мучительно трудно. Мы сокрушенной душой сознаём, что до святости, до искренней молитвы за «ненавидящих и обидящих нас» нам далеко, как до неба. Но хотя бы и то открывается сокрушённому скорбью сердцу, что ярость и ненависть – грех, что, пережив оскорбление, надо дожить, домолиться, дострадаться до того момента, когда тяжкая обида уйдёт из души, уступая место прощению и любви. И только тогда, когда это произойдёт, сможем мы наконец сказать, что Слово Божие, посеянное в нашей душе, «принесло плод сторичный» (Лк.8.8). Аминь.
Что означает фраза «плод сторичный»?
вы должны понять, что в евангелии от Иоанна слово ― это перевод на русский с греческого.
В оригинале написано не слово, а логос.
Поэтому ваш вопрос ― недоразумение.
Логос ― это все божественное, и божественная музыка тоже.
Тут нет разницы, у Него все едино.
Бог говорит не словами. Он говорит на космическом языке.
Это за пределами человеческого разумения.
Будьте поскромнее и поймите, что о духовном нельзя рассуждать земными словами.
Вы правы в том, что упоминаете музыку в контексте духовного :
Число двенадцать в Библии тоже имеет символическое значение. Оно символизирует небесную полноту, чистоту поклонения и свое отношение к Святому Всевышнему. Именно 12 племен Израиля, именно 12 камней в Иордане, на ефоде, 144 тысячи человек, которые будут править с Иисусом на небе после Армагеддона (12000*12).
Иисус указал именно такое число, что должно было напомнить апостолам силу Бога, который мог заступится за своего Сына. Безмерное повиновение небесного воинства, а также то, что ангелы делали все во имя Бога, и в полной мере, согласно символичной полноте числа.
Если позволите, я попытаюсь сказать несколько слов, не касаясь при этом малознакомой мне теологии и не буду затрагивать художественно-стилистические особенности этого Евангелия.
Меня всегда поражало его начало. Первые пять стихов, которые многие знают наизусть:
Мне с детства казалось, что если бы книга на этом и завершилась, то она всё равно вызвала бы много обсуждений и анализа.
Сейчас очень модно, говоря о Евангелии, немножко небрежно махать рукой и восклицать: «Ошибка перевода». И вот, в свете такой странной моды, можно засомневаться: «А является ли слово «Слово» самым точным словом для перевода?» (тавтологию допускаю намеренно).
Спешу разубедить всех сторонников сведения Библии к лингвистическим неточностям, что в некоторых «погрешностях» и заключена особая функция: мы вынуждены размышлять.
Так вот, Евангелие от Иоанна, на мой взгляд, самое влекущее нас к размышлениям.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.
Ученики спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Мы должны стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).
У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат Его слова. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, – узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек – кто слышит это и постигает.
«Вам дано, – говорит Господь, – знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». Почему одним дано, а другим нет? Потому, что чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает, испытывая их в верности Божественной правде.
Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте: они видят только поверхность. Они могут читать Библию, Евангелие, и воспринимать то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им духовные тайны жизни, пока не увидит, что они изо всех сил стараются жить по правде и совести.
Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце – это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве – чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное с нашей жизнью.
А враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Его главная задача – не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. В недавние времена очень трудно было достать Евангелие. Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было для человека действительно счастье – Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы не было его.
Сатана никогда не сдается, хотя он всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Как мы видели в этой притче, диавол, прежде всего, стремится похитить слово Божие у тех, кто невнимательно слушает его. Похитить слово Божие из их сердец, с тем чтобы они не могли уверовать и спастись.
Кто не уверует, тот никогда не спасется – говорит нам сегодня слово Божие, и поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» – по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие – если бы такое произошло, для врага это еще не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.
Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» – но не верят этому слову. Как рассказывал один молодой человек, который обратился к вере в советские годы. Когда ему случайно попалось на глаза где-то в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина) превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Он просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом его глупые и слепые невежды.
Но если даже блеснет вдруг истина человеку в слове Божием, то сатана постарается сделать все, чтобы человек забыл о ней. Даже еще из храма не вышел – сразу же разговоры с кем-то неизвестно о чем, и все уже похищено врагом, ничего не осталось. А если кто запомнил слово Божие, так враг постарается выбить это из человека, повернуть его ум к тем ценностям, которыми живут все. Всеми способами – через телевидение, радио, рекламу. Входишь домой – включаешь сразу телевизор. Нет у тебя телевизора – открываешь газеты или какой-нибудь сомнительный журнал. И вся атмосфера жизни направлена на то, чтобы человек забыл о слове, которое он воспринял только что от Господа.
Если дорога мира сего проходит через наше сердце, это значит, что оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слушание слова Божия – неблагоговейное, небрежное – названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это – семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Идет попрание драгоценнейшей святыни – люди топчут то, что предлагает им Господь – тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы – бесы, которые налетая, из самого сердца склевывают семя, оттого что человек не хранит его, не дорожит даром Господним.
Одно семя упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия – это скорби, а скорби страшат людей. Многие радостно, вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша это слово. Но Господь предлагает им ту глубину, где это слово возрастает. Предлагает им крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом и приобщение этой глубине – и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые – те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть – думают они – можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою, и от слова Христова не отречься?
Неизвестно, какое испытание – скорбями или благополучием – оказывается более опасным. «Посеянное в тернии» – испытание благополучием, в котором собраны житейские заботы, всевозможные сладости жизни. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало большинство людей – во времена ли страшных гонений, когда Господь показал нам, что значит Его слово, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда многих целиком захватывают житейские наслаждения, необязательно даже греховные? Человек всегда предпочитает горькому сладкое. Но нельзя забывать, что он не достиг еще того, что ему принадлежит по его естеству, что путь к этому – через горечь. И как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому, как будто бы, не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано – «подавляют» – душат его, и оно не приносит плода.
Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены.
Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит апостол Матфей в притче о сеятеле. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит апостол Марк в своем Евангелии в этой же притче. Сердцем, которое хранит слово Божие – говорит апостол и евангелист Лука. Слово Божие хранится в сердце благоговейно и крепко – сказано в Евангелии от Луки – и тогда приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), – говорит Господь, – «Претерпевший же до конца спасется». (Мф. 24, 13).
Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть – говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.
«Имеющий уши слышать, да слышит!» – возглашает Христос. Он возвышает Свой голос через все времена, через все века, через все поколения до конца времен. К каждому человеку без исключения, обращен Его голос. Господь говорит, что путь, который Он предлагает – трудный, узкий, крестный, но только этим путем – слышания слова Божия, принятия его в нашей жизни, в терпении и возрастании его – исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.
Сторичный
Смотреть что такое «Сторичный» в других словарях:
сторичный — прил., кол во синонимов: 1 • стократный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СТО — ср., числ. десять десятков, сотня. Сочтешь ли до ста? По сту рублей на брата. О сте рублях спор. Одним стом не покроешь. Перво сто. друго сто, третье сто и пр. двести, триста. Два ста, двести. мн. сотни или сот. Много ль сот, сотен добыл? Двести … Толковый словарь Даля
Евангелие от Луки 8:8 — А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Лук.8:8 — А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
СТОРИЦА — СТОРИЦА, сторичный и пр. см. сто. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
стократный — многократный, неоднократный, тысячекратный Словарь русских синонимов. стократный см. многократный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Грибоедов, Фёдор Акимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грибоедов. Фёдор Акимович Грибоедов Ѳедоръ Якимовъ Грибоѣдовъ Род деятельности: дьяк, писатель … Википедия
естество — а/, с. 1) устар. Природа, все существующее, не созданное деятельностью человека. Любовью, миром наслаждайся, дарами естества питайся, сбирай с земли сторичный плод (Востоков). Синонимы: нату/ра (устар.) 2) устар. Природное основное свойство чего… … Популярный словарь русского языка
Толкование на Откровение 22:2
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 22:2 / Откр 22:2
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой
Эта, говорит, река напояет насажденных при ней Святых, названных древом жизни иносказательно по причастию и подражанию древу жизни — Христу. — Произращают они двенадцать плодов, т. е. производят непрерывное возращение плодов, ибо там не будет греховной зимы, принуждающей, как ныне видим мы, древо жизни терпеть падения листьев, но наступит век непрестанного плодоношения Святых. — Он назван здесь двенадцатимесячным как принаровительно к обычному у нас кругообращению года, так и ради проповеди двенадцати Апостолов. — А можно настоящий стих истолковать и иначе. Под рекой, как сказано, можно разуметь дары Всесвятого Животворящего Духа, которые чрез престол Отца и Сына, т. е. чрез Херувимские чины, на которых, как на престоле, восседает Бог, ниспосылаются на стогны города, т. е. на многочисленное общество, ибо они, по прекрасному благоустройству небесной иерархии, изливаются от первых ко вторым. Древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух и Он покланяем в Духе и есть податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов Апостольского лика даруют нам неоскудевающий плод богоразумия. Или предвозвещается лето Господне приятное и день воздаяния, предсказанный Пророком.
И листья дерева для исцеления народов
Листья дерева жизни, т. е. Христа, означают тончайшие, превысшие и пресветлые разумения Божественных судеб, а плоды его — совершеннейшее знамение, открываемое в будущем веке. Эти листья будут во исцеление или во очищение неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей. Ибо ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам (1 Кор. 15, 41), и многая обители у Отца (Иоан. 14, 2) для того, чтобы по характеру дел каждого, одного удостоить меньшей, а другого — большей светлости. Можно истолковать сие иначе. Под древом жизни, творящим двенадцать плодов, можно разуметь Апостольский лик по причине его соучастия с истинным Древом жизни, даровавшим нам воплощением причастие своего Божества. Плоды их суть принесшие сторичный плод; листья — принесшие плод в шестьдесят крат. Сии, перенося к нижайшим преданный им принесшими сторичный плод луч озарения Божественным светом, принесут исцеление и здравие тем из народов, которые принесли плод в тридцать крат. Ибо каково различие между плодами и листьями, таковое же будет тогда, как писано и между спасаемыми: одни будут прославляемы менее, а другие более. — Слово «древо» употреблено вместо «древа» для показания единства Святых в сопребывании и разумении. И вообще в Писании довольно нередко вместо многих древ упоминается одно древо; много и других случаев, когда вместо имен множественных употребляются единственные.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Иероним Стридонский (
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов
И дерево, продолжает он, высокое росло там. Иоанн говорил не о деревьях, но об одном дереве. Но если дерево одно, то как могло оно расти по обеим сторонам реки? Если бы было сказано: я видел деревья, то можно было бы представить, что одни росли по одну сторону реки, а другие по другую. Однако говорится, что одно дерево росло по обеим сторонам реки.
Один источник бьет от престола Божия, и это благодать Святого Духа; и благодать Святого Духа содержится в Священном Писании, в этой реке Писания. У реки этой есть два берега, Ветхий и Новый Заветы, и по обеим сторонам от нее растет дерево — Христос. Дерево это приносило в год двенадцать плодов, то есть каждый месяц. Плоды этого дерева мы можем получить только через апостолов. Если же кто приходит к дереву через апостолов, он обязательно получает плод, собирает плоды Священного Писания, вкушает сокрытый в его словах Божий смысл.
Если же кто не может [собрать плоды], то это потому, что он еще слаб, еще не ученик, но пока принадлежит толпе, внешним, язычникам. Неспособный снять плод принимает слова, то есть листья, для исцеления народов. Если кто еще из язычников, из толпы, пока еще не ученик, тот собирает сами листья, принимает как лекарство буквальный смысл. Следовательно, Писание есть лекарство.
Источник: Трактат на Псалмы.
Апрингий († сер. VI в.)
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов
И о мудрости сказано: вовне возглашает, на улицах возвышает голос свой и на вершинах стен проповедует (Притч 1:20−21). И если кто отказывается прийти на царский брак, она приказывает рабам и говорит: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Мк 14:23). Поэтому здесь о воде спасения и очищении благодати говорится, что она истекает на улицы
Две стороны реки суть два Завета, в которых записана полнота нашего спасения.
Здесь древо жизни. В другом месте о Господе нашем Иисусе Христе говорится, Который есть древо жизни: мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28).
Листья — это Его слова, которые идут на исцеление всех народов.
Двенадцать месяцев — это апостолы Господа, потому что Сам Господь — это лето благоприятное (Ис 61:2) прощения. Они же двенадцать месяцев, потому что каждый приносит многочисленный плод непрерывной проповеди от избытка знания.
Источник: Трактат на Откровение.
Примасий
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов
Под двенадцатью месяцами Иоанн подразумевает все время и обозначает всю вечность. Поэтому туда, где вечная зелень, никогда не будет допущено проникнуть никакому сушняку. То место, где пребывает совершенное и устойчивое здоровье, решительно никакая немощь не осквернит. Это то, о чем предвещал пророк, говоря: они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис 35:10).
Это то дерево, которое, как мы читаем, посажено при потоках вод (Пс 1:3) и о котором Иеремия говорит, что оно пускает корни свои у потока (Иер 17:8), то есть надежду и веру помещает в Господе. Мы также можем истолковать реку воды жизни (Откр 22:1) и прочее применительно к Иисусу Христу, Который в действительности Сам есть источник жизни. Ибо мы читаем о Нем: у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс 35:10). Он Сам есть, как мы читаем, образ премудрости Божией, которая может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души (Прем 7:26−27).
Итак, Он есть источник, который также есть река. Он есть источник, ибо Он пребывает неисчерпаемым в Себе. Река же, потому что Он щедро и непрестанно отдает Себя ради насыщения святых. Ибо там, где Он назван источником, Он также назван потоком. Ибо, когда псалом сказал: из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, — далее прибавил: ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс 35:9−10).
Хорошо сказано — среди улицы, словно это общее всем святым благо, которое не отвергается никем достойным и не дается никому недостойному
Среди [улицы] святых — это, конечно, словно неделимое наследство для всех, видящих Бога. Поэтому мы читаем: Иерусалим, устроенный как город, сообщество которого в единстве (Пс 121:3).
Если плод понимать как награду блаженного бессмертия, то лист правильно истолковать как песнь нескончаемой хвалы, потому что, когда они поют, он опадает скорее от здоровья в счастливой участи. Ибо там истинное исцеление народов, полное искупление и вечное счастье.
Источник: Комментарий на Откровение.
Экумений († X в.)
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов
Древо жизни — Господь, согласно написанному автором книги Притч о Премудрости: древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18). А что Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор 1:24), поведал нам мудрый Павел. Он также говорит, что святые не только богаты Христовыми милостями, но и вселяется Он в них, и живет вместе с ними; именно это — вершина высшего блаженства. Христос, древо жизни, дает постоянные и непрестанные плодоношения и дары для святых так, будто одна щедрая раздача перекрывает другую и никогда не будут они обделены Божиим изобилием.
Листья жизни — соединенные с Христом и имеющие Его в себе патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики и исповедники, а также те, кто в надлежащее время совершают евангельские богослужения, и пастыри Церкви, и всякая праведная душа. Таковые и ныне исцеляют души, и в будущем присовокупят благо к святым.