Стопор обратного хода безынерционной катушки зачем нужен
Стопор обратного хода безынерционной катушки
Стопор обратного хода ( антиреверс ) при включении блокирует обратное вращение ротора и рукоятки.
Затем выяснилось, что ловить с включенным стопором не только можно, но даже удобно. Ведь если при резкой подсечке левая рука «упустит» рукоять, подсечка все равно получится, да и последующий рывок рыбы не страшен, — сработает фрикцион. А значит, истошный крик со стороны: «Слабины не давай!» нам уже не грозит.
Только вот как это отразится на механизме катушки?
Затем на базе игольчатого подшипника появился мгновенный антиреверс. В результате значительно снизились нагрузки на механизм катушки и прекратилось «болтание» ротора и рукоятки. Очень полезная и удобная штука!Не могу утверждать, что мгновенный стопор обязателен во всех случаях — это не так. Сам много лет пользовался ступенчатым, и все обходилось. Но перешел на «плетенку», — и за сезон «полетели» две катушки. Ведь зацеп не всегда можно отличить от поклевки, а мощная подсечка при нерастяжимой леске явно перегружает ступенчатый антиреверс. Да и в современные рывковую или падающую проводки, где требуется мощная подсечка, «старый» стопор как-то не вписывается. Зато в остальных случаях при ловле на обычную леску существенной разницы теоретически нет. Хотя, честно говоря, нервирует лишний стук в катушке.
Так что лично я уже как-то привык к мгновенному антиреверсу и сейчас ловлю только на соответствующие модели. Поэтому советую и вам сделать то же самое, — тем более, сейчас вся лучшая половина катушек делается как раз в таком исполнении. А если ловить с постоянным стопором, то абсолютно не важно, где находится переключатель — на ножке «под мизинцем» или же под корпусом катушки. Один раз включили — и забыли!
Устройство и эксплуатация безынерционной катушки
В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:
Принцип работы
Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.
Фрикционный тормоз
В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.
Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.
На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.
Электронная книга «Рыбалка для начинающих» ответит на все ваши вопросы и будет лучшим помощником в освоении этого занятия. Подробнее
Укладка лески на шпулю
Типы профилей шпули
Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.
В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:
— цилиндр («прямая»)
— конус («конусная»)
— обратный конус («обратно-конусная»)
Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.
.
Размер безынерционной катушки
В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:
Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер «1000» соответствует размеру «020», «1500»-«025», «2000»-«030″и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.
Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами «AH» перед цифровой подписью «2000».
Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.
Скорость вращения ротора катушки
Рукоять
Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти, позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма, размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.
В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), для предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.
На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:
для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;
для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.
Стопор обратного хода ротора
Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».
Ступенчатый стопор обратного хода, основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.
Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.
У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.
Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:
ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;
скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;
люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;
рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;
количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);
Анекдот
Устройство катушки — стопор обратного хода
В настоящее время подавляющее большинство рыболовных катушек имеют свободное вращение только в одну сторону. Причем это относится к катушкам любого типа – безынерционным, мультипликаторным и даже к тем, которые принято называть просто «колесо».
Устройство, которым еще совсем недавно многие производители рыболовных катушек привлекали потребителей в своих рекламных проспектах, получило название Instant Antireverse, что по-русски означает «мгновенный стопор обратного хода». Оно применяется как в роторе «безынерционки», так и в шпуле инерционных катушек (с приводом и без такового). Конструкция этого устройства, судя по всему, явно была заимствована у втулки свободного хода заднего колеса велосипеда и оказалась настолько проста и практична, что распространилась даже на самые консервативные из катушек – нахлыстовые, которым добавила еще одну потребительскую опцию. Но прежде чем более внимательно заглянуть в чрево «мгновенного антиреверса», следует вспомнить его предшественников, многие из которых до сих пор состоят на вооружении рыболовов.
Зуб за зуб
Появившиеся в 50-х годах XX в. безынерционные катушки изначально вообще не имели устройства, препятствующего вращению чашки ротора в сторону, противоположную намотке лески. Эта «мясорубка» быстро завоевала популярность благодаря тому, что забросу с ней практически не требовалось серьезно обучаться (за час практики даже леди и малые дети становились спиннингистами), и тут же стала совершенствоваться на все лады. Одним из первых новшеств стал именно стопор обратного вращения… ручки, которой весь механизм приводился в действие. То есть устройство было смонтировано на оси ручки катушки и блокировало ее вращение «не в ту» сторону. В простейшем варианте это был оребренный или в виде звездочки диск с резьбой на оси ручки, который, по существу, исполнял обязанности контргайки. При необходимости остановить вращение чашки лесоукладывателя на размотку можно было, не отрывая руки от катушки, одним пальцем слегка провернуть эту фигурную гайку и просто заклинить вращение механизма.
Однако такое устройство не полюбилось большинству потребителей, и тогда вместо него был внедрен древний храповик – западающий на зубья главной шестерни (или проточки на ее оси) подвижный зубец, расположенный на корпусе катушки. По желанию его можно было включить или выключить. При включенном состоянии рычаг храповика фиксировал шестерню, позволяя ей вращаться только в одну сторону. На простых инерционных катушках типа проводочной и ее аналогов эта система с успехом применяется и поныне (1), и в нахлыстовых катушках, правда с небольшими дополнениями, она тоже остается очень популярной (2).
1. Обычная проводочная катушка с храповым механизмом антиреверса
2. Инерционная катушка «Нельма» имеет оригинальный стопор обратного вращения шпули
Но на главной шестерне храповой механизм просуществовал недолго, «пересев» на ротор безынерционной катушки, вернее, на его ось. Фактически сразу же после малой шестерни главной передачи на оси ротора (эту трубчатую деталь из бронзы или латуни иногда ошибочно называют «червяком») установили храповое колесо, в соприкосновение с которым входила деталь в виде двуплечего рычага (3).
3. Простейший вариант многоточечного антиреверса – это тот же храповик, только компактный
Управление рычагом осуществлялось простой кнопкой «вперед-назад», установленной на задней поверхности стойки или корпуса катушки (4).
4. Кнопка включения многоточечного антиреверса на корпусе катушки
На многих катушках такая система стопора обратного хода (то есть вращения ротора) вполне удачно продолжает существовать и сейчас. Причем не только на «безынерционках» экономкласса, но и на вполне достойных «мультах», стопоря там шестеренчатый механизм передачи. Однако более прогрессивной с точки зрения сборки, износа и надежности одновременно стала та же храповая система, но перенесенная на внутреннюю поверхность уже самого ротора безынерционной катушки. Поскольку эта конструкция оказалась настолько живучей, что в некоторых классах катушек применяется и поныне, уделим ей особое внимание.
Живучее многоточие
Более надежной фиксация ротора «безынерционки» стала благодаря тому, что храповым колесом теперь является внутренняя поверхность цилиндрической части ротора (5). А собственно стопором – специальный рычаг, закрепленный на оси передней части корпуса катушки. Большой диаметр храпового колеса делал остановку ротора явно надежнее с точки зрения усилия, прикладываемого к катушке через леску.
5. Зубчатое колесо храпового механизма «переехало» на внутреннюю поверхность ротора
В карповых и матчевых катушках, где используются почти исключительно достаточно растяжимые моноволоконные лески, «многоточечный» антиреверс прекрасно справляется со своими обязанностями. Некоторая «медлительность» реакции катушки в матчевом варианте с лих вой компенсируется размашистой, но мягкой подсечкой при леске малого диаметра, что в целом не способно причинить вред катушке. В карповом варианте зачастую подсечка вовсе не производится, что почти исключает ударную нагрузку на катушку. Однако на некоторых недорогих катушках с «многоточечником» сама стойка рычага может быть недостаточно прочной, особенно при пластиковом корпусе, и при эксплуатации с плетеной нерастяжимой леской, дающей ударные нагрузки, такая деталь может сломаться безвозвратно. Об этом нужно знать тем, кто решил ловить спиннингом на джиговые приманки, где подсечка зачастую выполняется очень резко, и поэтому при покупке катушки следует выяснить систему антиреверса по прилагаемому сборочному чертежу.
В моей практике был поучительный случай, когда человек, получивший «плетенку» в подарок (Power Pro с прочностью на разрыв 13 кг), на второй же рыбалке прямо у меня на глазах сломал вполне приличную катушку с «многоточечником», из-за того что резко, почти ударом подсек судака «дубовым» удилищем. Катушка при этом просто перестала вращаться, поскольку рычаг на стойке отломился (6) и попал между корпусом и ротором, глубоко врезавшись в результате удара в пластик.
6. От чрезмерной ударной нагрузки лопнул рычаг антиреверса
Вполне возможно, что именно появление плетеных и нерастяжимых шнуров из полиэтилена (ПЭ) подтолкнуло конструкторов безынерционных катушек к внедрению новой системы антиреверса.
Роликовая муфта
Сама по себе обгонная, или роликовая, муфта была известна в технике довольно давно. Она с успехом применялась там, где необходимо было совместить сразу несколько условий вращения: легкость, мгновенное торможение до полной остановки системы и минимальные размеры устройства при достаточной его прочности. Применение обгонной муфты во втулке заднего колеса самого обычного велосипеда, не имеющего системы переключения передач, получило прямо-таки мировую известность. Так, если раскрутить педали, добившись приемлемой скорости, можно немного передохнуть, прекратив работать ногами. При этом велосипед с седоком легко продолжит движение по инерции, а педали сами по себе крутиться не будут. Если же возникает необходимость резко и действенно затормозить, то проще это сделать не руками, когда сначала нужно перехватить руль и только потом потянуть на себя рычаг переднего тормоза, а ногами на педалях.
Простое движение педалей «в обратку» может сразу, до дыма от резины на асфальте, остановить вращение заднего колеса. Именно это изобретение человечества и было внедрено во многие катушки. обгонной муфты катушки довольно простое. Между вращающейся осью ротора и неподвижным корпусом муфты установлен сепаратор – кольцевая обойма с находящимися в ней роликами. Ролики из термообработанной стали с высокой чистотой обработки являются одновременно и элементами подшипника качения. Корпус муфты имеет гнезда под ролики, которые выполнены не цилиндрическими, а как бы сужающимися, в виде запятой (рис. 1).
Рис. 1. Схема устройства роликовой муфты:
1 – неподвижный корпус приманки; 2 – сепаратор; 3 – неподвижная ось; 4 – направление свободного вращения ротора; 5 – ось ротора; 6 – ролики.
В отдельных конструкциях сам сепаратор является одновременно деталью, управляющей смещением роликов по окружности на не-большой угол. Как только ось начинает вращаться в противоположную сторону (на рисунке – против часовой стрелки), ролики силой трения смещаются по окружности и прижимаются к внутренней поверхности корпуса муфты. Их заклинивает между подвижной осью и этой деталью, что полностью и чрезвычайно быстро останавливает вращение. От прочности внешнего корпуса муфты или управляющего сепаратора зависит максимально допустимая нагрузка на данное устройство.
Конструкция оказалась настолько простой, технологичной и дешевой, что ее стали буквально «втискивать» чуть ли не во все модели катушек. Причем даже в те, которые по сфере своего реального применения совершенно не нуждались в мгновенном антиреверсе. Производителей вполне можно понять: если есть компактная система роликовых подшипников, обеспечивающая длительную работу вращающихся частей без износа и люфтов, то почему бы ее не применить? Собственно, роликовая муфта в качестве подшипника качения по надежности и долговечности равна двум-трем шариковым однорядным подшипникам. А в некоторых простых по конструкции катушках муфта свободного хода явно улучшает потребительские свойства. Так, например, в нахлыстовых катушках «обгонка» добавляет опцию: выполненная в виде отдельной детали, она позволяет легко делать из «леворукой» катушки «праворукую». Для этого достаточно все-го лишь снять фигурную пружину А (7), вытащить и перевернуть саму муфту (8), что меняет направление вращения и задействует систему управляемого подтормаживания шпули.
7. Роликовая обгонная муфта в нахлыстовой катушке.
8. Перевернув муфту, изменяем направление вращения катушки.
Справедливости ради следует заметить, что именно постоянный, а не отключаемый по желанию рыболова мгновенный антиреверс, то есть стопор обратного хода ротора на безынерционных катушках, не всегда жестко необходим. А ведь многие модели катушек (включая низкопрофильные байткастинговые – так называемые «мыльницы») оснащены именно постоянным антиреверсом, что иногда осложняет точную регулировку длины свиса приманки при забросе. Особенно явно это проявляется при ловле на очень легкие приманки.
За обгонной муфтой среди определенной категории спиннингистов закрепилась и дурная слава из-за отказа в работе этого узла в катушке, которая используется на холоде. Зимний спиннинг все больше распространяется по планете, на которую наступает глобальное потепление. Так стоит ли зимой отказываться от применения катушки с роликовой муфтой?
Кашу маслом…
Напомним: смещение роликов в муфте до заклинивания происходит под воздействием силы трения. Если же трения не возникает, то начинаются осложнения в работе системы. Основная причина того, что ротор при включенной обгонной муфте все-таки проворачивается, не включается или, наоборот, не выключается, кроется в смазке. Как правило, большинство моделей современных катушек оснащены «обгонкой» с роликами малого диаметра. Эти кусочки круглой стали имеют малую массу и часто просто залипают в сепараторе на консистентной или загустевшей от холода смазке. К тому же силы трения (и без того ослабленной смазкой) просто не хватает для смещения роликов относительно внешнего корпуса муфты. В итоге весь механизм превращается в идеальный подшипник качения.
9. Управляющий диск роликовой муфты в корпусе катушки
Продольное смещение роликов приводит к тому, что они частично выходят из зацепления с этой деталью, уже не смещаются по окружности на необходимый угол и система перестает работать, как должно. Здесь «лекарством» будет шайба из тонкого пластика, устойчивого к смазке, например капролона, фторопласта (10).
10. Самодельная шайба устранит проскальзывание антиреверса
В домашних условиях допустимо использовать блистерную упаковку от воблеров или блесен. Вырезать такую шайбу можно и ножницами, но гораздо точнее – с помощью чертежного кронциркуля из готовальни. Его нужно выставить по нужному диаметру и вращать, удерживая центр и прижимая инструмент к пластику. Острый конец кронциркуля в виде иглы легко прорезает пластик за 10-15 оборотов. Сначала вырезается внешний диаметр, а потом – внутренний. Потом следует уложить готовую шайбу на муфту, установить крышку и проверить легкость вращения – ось ротора должна вращаться без заеданий. После такого «лечения» катушка работает безотказно.
Иногда бывает, что рычаг включения не имеет нужной длины либо угла хода, причем это может быть у самой управляющей фишки, у механизма привода диска сепаратора или даже у штока привода. В таком случае приходится разбирать всю катушку, снимать муфту и выяснять, что и где перестало правильно взаимодействовать (11). Это относительно простая, но кропотливая работа, не требующая особых пояснений.
11. Обгонная роликовая муфта со снятой крышкой
В редких случаях бывает поломка сепаратора – раскол или несколько трещин. Происходит такое при значительном превышении нагрузки на катушку, сопряженной с ударом, например от резкой и размашистой подсечки на провисшей «плетенке». Диагностировать подобную «болезнь» трудно. Иногда поломка проявляется в виде кратких «закусываний» ротора при отключенном стопоре обратного хода или, наоборот, в виде хорошо ощутимого, но короткого проскальзывания ротора при включенном антиреверсе: ротор как бы «схватило», но тут же он под небольшим усилием проворачивается. В редчайших случаях бывает поломка внешнего корпуса муфты: трещина или полный разлом. Признаком такой беды является отсутствие либо крайне слабое торможение ротора при включенном стопоре. Здесь не обойтись без специалиста, который способен произвести ремонт – как правило, замену роликовой муфты в сборе.
При эксплуатации любой катушки, имеющей обгонную роликовую муфту, чтобы обеспечить ее работоспособность, следует придерживаться всего лишь двух правил: воздерживаться от приложения к катушке излишнего усилия и не «перемазывать» саму муфту. Разумеется, знание принципа работы любой из рассмотренных выше систем антиреверса обернется грамотным выбором катушки под тот или иной полюбившийся метод ловли рыбы.