Столыпинский вагон почему так называется

СТОЛЫПИНСКИЙ ВАГОН

Столыпинский вагон почему так называется. Смотреть фото Столыпинский вагон почему так называется. Смотреть картинку Столыпинский вагон почему так называется. Картинка про Столыпинский вагон почему так называется. Фото Столыпинский вагон почему так называется

Вагон для переселенцев

Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой вагон, конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом.

Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.

Дальнейшая история «столыпинского вагона»

После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ».

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками.

Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.

Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный комфорт для заключенных и сопровождающего их персонала, а также надежную защиту от побегов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что такое «столыпинский вагон»

Столыпинский вагон почему так называется. Смотреть фото Столыпинский вагон почему так называется. Смотреть картинку Столыпинский вагон почему так называется. Картинка про Столыпинский вагон почему так называется. Фото Столыпинский вагон почему так называется

Вагон для переселенцев

Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой вагон, конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом. В задней части товарных вагонов были оборудованы специальные отсеки, где мог перевозиться скот и сельскохозяйственный инвентарь. Удобств было мало, однако крестьяне, которые были привычны к жизни в суровых условиях, не считали переезд в «столыпинском вагоне» чем-то ужасным. Тем более, что проезд к новому месту жительства был бесплатным.

Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.

Дальнейшая история «столыпинского вагона»

После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ».

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками.

Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.

Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный комфорт для заключенных и сопровождающего их персонала, а также надежную защиту от побегов.

Источник

СТОЛЫПИНСКИЙ ВАГОН. ТЕПЕРЬ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

Столыпинский вагон почему так называется. Смотреть фото Столыпинский вагон почему так называется. Смотреть картинку Столыпинский вагон почему так называется. Картинка про Столыпинский вагон почему так называется. Фото Столыпинский вагон почему так называется

И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.

Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).

Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»

В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.

Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.

Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния.

PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.

Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.

Источник

Сталыпинский вагон что это за вагон

В отличие от обычного пассажирского вагона т. н. большой коридор вагонзака разделен на 2 части. В одной находятся купе начальника караула с заместителем, а также купе караула, в другой части (режимной) находятся собственно камеры. Одна из конструкций вагонзака имеет 5 камер с 6 полками, а также откидывающуюся лежанку между вторыми полками. Камеры отделены от коридора не стеной, а решеткой. Двери также решетчатые, имеющие в средней части открывающееся окно. Первые 3 камеры выполнены трёхместными, имеющими дверь не решетчатую, а металлическую. Современная конструкция включает три малые и пять больших камер. В последних имеются по четыре полки, как в обычных пассажирских вагонах.

Наружные окна в режимном коридоре могут быть выполнены из матового или рифленого стекла, не позволяющие видеть сквозь них. Но, очень часто, вагонзаки имеют обычные наружные стекла. Все окна в вагонзаке снабжены решетками. Конструкция решеток позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. Окон в камерах не имеется.

Также в отличие от обычного пассажирского вагона в современном вагонзаке имеется кухня, оборудованная печью, стационарный холодильник под вагоном, а также душевая.

Помимо караульной команды, вагонзак сопровождают 2 проводника.

Производство вагонзаков велось Заводом им. Егорова, позже их производство продолжил ОАО «ТВЗ» [2].

Внешне «столыпин» не сильно отличается от обычного багажного или почтового вагона, но номер вагона для перевозки спецконтингента всегда начинается с числа 76***. Сверху над номером изображен трехзначный код, начинающийся с нуля — это код приписки вагона к определенной железной дороге. К примеру такая нумерация вагона: 028 76857 — обозначает, что это вагон для перевозки спецконтингента с порядковым номером 857, приписанный к Северной железной дороге.

Источник

Столыпинские вагоны

Специально оборудованные вагоны, получившие в народе название «столыпинские», впервые появились на железных дорогах России в 1906 году. Изначально они предназначались для переселения крестьян из европейской части страны на Восток.

—> Идея видного государственного деятеля дореволюционной России – премьер-министра Петра Столыпина состояла в поощрении переселения крестьян из европейской части России за Урал, в Сибирь и Забайкалье.

Первоначально для перевозки крестьян использовались обычные двухосные крытые товарные вагоны – теплушки. По существовавшим в то время нормам, в них разрешалось провозить не более 30 человек, включая и детей. Поскольку крестьянские семьи в то время были многодетными, в каждый вагон помещалось по 2-3 семьи с огромным количеством багажа, а некоторые умудрялись еще втиснуть туда и домашнюю живность.
Когда темпы переселения стали стремительно расти и существующие двухосные вагоны перестали отвечать условиям перевозок, то в 1908 году по заказу Главного управления железных дорог России был разработан новый тип специального двухосного пассажирского вагона с длиной кузова 12,5 метра, в котором можно было перевозить максимальное количество пассажиров и их багаж.
Вагоностроительными заводами была разработана единая конструкция так называемых вагонов 4-го класса, с лежачими полками только с одной стороны вагона. А с другой располагался широкий проход с багажными полками над окнами. Это позволяло размещать большое количество багажа и личных вещей переселенцев.
Полки для лежания были установлены в три яруса, имелись и специальные откидные дополнительные полки.
В результате такой планировки в двухосном вагоне можно было перевозить до 40 взрослых человек. При этом подвижной состав получился недорогим в производстве, и его можно было также использовать для перевозки воинских команд или трансформировать в санитарный вагон.
В вагоне было целых два санузла, в одном из которых вместо умывальника находилось небольшое корыто для стирки белья, а также кран-душ для купания грудных и малолетних детей. Отапливались вагоны двумя дровяными печами, освещались свечными фонарями, и в них даже была вытяжная вентиляция.
Переселенцы активно пользовались тем, что их багаж перевозился бесплатно, и брали с собой такие огромные тюки, что они не входили в обычные тамбурные двери. Проб­лема решалась за счет специальной дополнительной двери.
К каждому переселенческому поезду обязательно цеплялся санитарный вагон, в который при необходимости помещали инфекционных больных. В нем они следовали до ближайшей станции, где имелась больница. На всем маршруте движения поездов с переселенцами силами железнодорожников были организованы банно-помывочные пункты, а также медицинские лазареты. Переселенцы в пути обеспечивались двухразовым горячим питанием, а также молочной пищей для маленьких детей. Для этого в состав поезда включались специальные вагоны-кухни, получавшие продукты на специальных продовольственных пунктах железных дорог.
Впоследствии конструкция такого вагона была улучшена. С 1912 года раму удлинили на одно купе, доведя кузов до 13,6 метра. В результате в нем можно было перевозить уже 54 пассажира. Внешне вагоны переселенческого типа было легко узнать по характерной наружной отделке кузова досками, без применения металлической листовой обшивки, а также своеобразной конструкции окон.
По оценкам специалистов, таких вагонов было изготовлено несколько тысяч. Они продолжали использоваться в пассажирском сообщении и после революции, в довоенные и послевоенные годы, закончив свою службу в начале 70-х годов ХХ века на малодеятельных участках.
Но в народной памяти «столыпинские» вагоны остались не как переселенческие, а как подвижной состав для перевозки репрессированных, заключенных, а также военнопленных – их часто использовали для этой цели в СССР. Видимо, поэтому «столыпинскими» стали называть и обычные вагоны-заки.

Владимир Бураков,
директор музея истории СКЖД

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *