Стол престол что значит

Стол – домашний престол или немного о том месте, где мы едим

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значитВокруг нас, в современных домах, развелось очень много домашних столов: стол обеденный, стол компьютерный, стол придиванный, столик кофейный… стол рабочий, например, у меня. Очень, чрезвычайно много столов, с точки зрения… да-да, вы правильно догадались – с точки зрения наших предков.

Знаете ли вы, например, что стол считался недвижимым имуществом и в случае переезда или продажи дома оставался новым хозяевам? Разумеется. Он был один этот стол – тот, который стоял в красном углу. Стол, еще раз подчеркиваю, всегда был напрямую связан с красным углом, самым значимым и важным, буквально святым местом в каждом доме. Столы были разные: у восточных и западных славян они были высокие, у южных – низкие и круглые, а у некоторых – даже глиняные! Самая близкая аналогия в наших современных домах этому сакральному месту-предмету – это тот стол, за которым мы едим. Питая тело, питаем и дух –так было принято считать раньше, сейчас эта традиция, мягко говоря, видоизменилась, но тяга к ней осталась до сих пор: чаепития с подружками на кухне, обсуждения чего-то важно непременно за едой… мы, современные люди, по-прежнему не отделимы своими духовными переживаниями от еды, а, значит, и от стола, несмотря на то, что он стал для нас всего лишь предметом быта.

Стол считался, несомненно, фигурой отцовской, так называемым мужским углом. В отличие от печи, которая считалась «углом» женским. В некоторых славянских регионах говорили так: «печь-матушка, колыхай моё дитятушко, стол-батька, наблюдай моё дитятко». И как в православных церквях священники только мужчины, так и стол возглавлял только отец семейства или старший в роду. Даже когда мужчины уходили на войну, их место оставалось стабильным и незанимаемым.

Неотделимость домашнего стола от церковно-языческих представлений предков привело к тому, что возникли такие пословицы: «Стол – это престол божий», «Стол – то же, что в алтаре престол, сидеть за столом дружно, вести себя нужно как в церкви». Именно от этого – нельзя класть на стол лишние предметы, локти и браниться за столом, именно поэтому на столе и находился все время хлеб (как символ тела Христа, вообще как символ тела, как символ и семейного тела – общего). А на Севере пошли еще дальше – и, считая стол ладонью Бога, запрещали по нему стучать, чтобы не беспокоить Бога лишний раз. До того момента, пока дети не научались вести себя за столом подобающим образом они за стол не допускались, подкармливаясь как маленькие вертолётики – на ходу, с маминых рук (собственно весь педагогический прикорм построен на этом).

Сакральная точка пути – стол. Начало и конец, альфа и омега. Неудивительно, что место за таким столом служило важным показателем семейного и социального положения человека. Сидели по старшинству, во главе – глава семейства. Каждый входящий за стол выходил по той же стороне и тем же образом, что и садился за стол.

К сожалению, сейчас утрачены даже то небольшое количество традиций, которые я успела назвать выше. Мы едим на ходу, семьей собираемся редко, за кухонным столом (или за столом, за которым едим, красим ногти, работаем, раскидываем детские игрушки и т.д.), полностью обесценивая его значение для нашей культуры в целом, и для нашей внутрисемейной «психики» в частности. У семей больше нет места, где можно чинно не торопясь сесть и пообщаться. Нет места, где все члены семьи ощущали бы важность происходящего. И у нас даже нет общей, устоявшейся иерархии за столом. Места часто путаются, пришедший гость может занять место хозяина дома, а дочь сесть на место матери. Всё это, даже по мнению современных психологов, до добра не доводит: когда нет четких ориентиров внутри семьи, нет четкой иерархии, непонятно кто кому подчиняется, где чьи права и каковы обязанности. Соблюдая минимальные традиции питания и поведения за столом, которые достались нам от наших далеко не глупых предков, вы можете уравновесить быт в семье, помочь себе самой справляться с детьми и ценить то, что у вас есть – ведь общий стол, общее питание, позволяют нам общаться друг с другом и говорить о том, что не расскажешь на бегу.

Верните стол на место! В семью 🙂 Ешьте спокойно, не торопясь, общаясь, если не с Богом, то друг с другом – и вы увидите, как много прекрасного и интересного вы до этого пропускали.

Источник

Стол престол что значит

Cтол на Руси — предмет особого почитания. Для восточных и западных высокий стол обычно стоял в красном углу.

Он составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу.

«Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния). Например, не разрешалось помещать на стол посторонние предметы, так как это место самого Бога.

У восточных и западных славян на столе постоянно находился хлеб и соль, что как бы превращало его в престол, ср. поговорку: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Постоянное пребывание хлеба на столе магически привлекало достаток и благополучие в дом. На Русском Севере не разрешалось стучать по столу, ибо стол — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол называли материнским сердцем, подразумевая, во- первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.

В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь».

Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола, как алтаря (свадьба, родины и др.). На Украине и в Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за стола на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за стола, обойдет его кругом. умрет кто-нибудь из ближайших родственников.

Символика стола у восточных славян как сакральный центр жилища. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь «целует домашний стол: если предстоит дальний путь, он целует средину стола, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование стола делается и по возвращении с пути».

Место, занимаемое за столом, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.

Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. Женщины, как правило, пожилые, могли занимать почетные места за столом и во время определенных обрядов: кума на крестинах. крестная мать одного из молодых на свадьбе. Следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами. а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по белорусской пословице — “на куте сядзит альбо поп, альбо дурак”. До сих пор можно слышать объяснение, что женщины не садятся в красном углу, так как они “нечистые”, т. е. у них бывают месячные.

По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие, на самом нижнем конце стола — женщины, те из них, кому не хватало места за столом, ели “в посудах” на лавке или возле печи. По сообщению середины 19 в. из Белоруссии, “женщин потчуют. всегда после мужчин; от лучших кушаний которые готовятся в меньшем количестве, им достаются одни остатки после мужчин, и они ими довольствуются, не вменяя себе этого в обиду”. Известен и другой способ рассаживания: с одной стороны — по старшинству мужчины, с другой, напротив них,— женщины.

В 16—17 вв. в русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее.

Вкусовые качества пищи, согласно “Домострою”, зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость.

В традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку.

В народном обычае места за столом были строго распределены. Во главе стола, под образами, всегда сидел глава семьи, старший мужчина. Рядом с ним – почётные гости, далее – по убыванию возраста и заслуг.

Для мужчин предназначена была лавка вдоль стены, для женщин – приставная лавка со стороны печи. Раздачей пищи занимался хозяин дома, глава семьи: резал хлеб, делил мясо и т.д.

Трапеза начиналась всегда с молитвы, к еде приступали только по знаку главы семьи.

Лит.:
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983;
Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1984;
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.

Источник

Стол престол что значит

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Стол — предмет особого почитания у славян.

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значитДля восточных и западных славян наиболее характерен высокий СТОЛ, стоящий в красном углу.

Южные же славяне (сербы, македонцы, болгары) традиционно пользовались низким круглым столиком, который появился у них под турецким влиянием.

Впрочем, в некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши и Словакии известны были и другие виды СТОЛОВ:

СТОЛ, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома СТОЛ обязательно передавали новому владельцу.

Такие свойства СТОЛА, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов.

В Воронежской губернии купленных кур вертели вокруг ножки СТОЛА, приговаривая:

«Как СТОЛ от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!»

Передвижение СТОЛА становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.

Символическое осмысление СТОЛА в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы «стол — это престол» и «стол — это ладонь Божья» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа:

«Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния).

Например, не разрешалось помещать на СТОЛ посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных и западных славян на СТОЛЕ постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол, ср. поговорку:

«Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска».

Постоянное пребывание хлеба на СТОЛЕ должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

На Русском Севере не разрешалось стучать по СТОЛУ, ибо СТОЛ — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же СТОЛ называли материнским сердцем, подразумевая, во- первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы. (ср., также, ЕДА- жратва, Жертвоприношение)

В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за СТОЛ, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь».

В Харьковской губернии на второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг СТОЛА или сидели за СТОЛОМ. По-видимому, соотнесение с раем СТОЛА объясняется одним из значений церковного алтаря: «земной рай, где жили наши родители».

Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход СТОЛА (свадьба, родины и др.). На Украине и в Белоруссии вокруг СТОЛА обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами:

«Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную».

В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за СТОЛА на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за СТОЛА, обойдет его кругом. умрет кто-нибудь из ближайших родственников.

Символика СТОЛА у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути.

По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь:

«целует домашний СТОЛ: если предстоит дальний путь, он целует средину СТОЛА, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование СТОЛА делается и по возвращении с пути».

Источник

Хлеб на стол — так и стол престол. Славянские обычаи трапезы

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга ­- будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой родного дома? Пища — то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье — верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза — древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).

Такая неотъемлемая часть трапезы как стол — занимает в традиционной картине мира весьма видное место. В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с иконами и семейными святынями, позже — с фотографиями предков) упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол — Божий престол», «Стол — ладонь Бога» — гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе — предлагается Богу, освящается Им и уже потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит только покойник — готовящийся отправиться в горний мир.)

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе — по русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце хлеб и солонку.

Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) — конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины — приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение, принятое у взрослых.

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол — в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола — один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи — по солнцу, т.е. по часовой стрелке. Повседневная трапеза — не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?

Если ответы на эти вопросы вас радуют — значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом:

Делюсь с вами своей короткой молитвой:
Будь сия страва
Чиста и здрава
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!
Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!

Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина — нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.

Источник

Стол престол что значит

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значит

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значит

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значит

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значит

Стол престол что значит. Смотреть фото Стол престол что значит. Смотреть картинку Стол престол что значит. Картинка про Стол престол что значит. Фото Стол престол что значит

Для восточных славян наиболее характерен высокий стол, стоящий в красном углу. Впрочем, в некоторых районах Малороссии и Белоруссии известны были и другие виды столов: стол-скрыня, глиняный стол и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т. д.

Стол, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губ. купленных кур вертели вокруг ножки стола, приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение стола становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.

Символическое осмысление стола в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы «стол — это престол» и «стол — это престол Божий» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губ.). Напр., не разрешалось помещать на столе посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол («Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска»). Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не разрешалось стучать по столу, ибо стол — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол называли материнским сердцем, подразумевая, во-первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.

В Орловском у. во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царстве Небесном пробудешь». В Харьковской губ. на второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг стола или сидели за столом. По-видимому, соотнесение с раем стола объясняется одним из значений церковного алтаря: «земной рай, где жили наши родители».

Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола (свадьба, родины и др.). В Малороссии и в Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за стола на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за стола, обойдет его кругом, умрет кто-нибудь из ближайших родственников.

Символика стола у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь «целует домашний стол: если предстоит дальний путь, он целует средину стола, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование стола делается и по возвращении с пути».

Место, занимаемое за столом, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *