Стим эффект что это такое
Стимы при аутизме
Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).
В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.
В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.
Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.
То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).
Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.
ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:
Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.
Визуальный
Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:
Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).
Звуковой
Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:
Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.
Тактильный
Среди признаков тактильного стимминга:
Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.
Вестибулярный
Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.
Вкусовой
Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.
Обонятельный
У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.
Стимы при аутизме: что это такое и для чего они нужны?
Многие аутичные дети совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы. Действия эти зачастую сильно пугают родителей. Мамочки не понимают, почему их ребенок ведет себя так неадекватно, теряются, не знают что делать.
Одна мамочка со слезами на глазах жаловалась на консультации:
– Сын всё время корчит гримасы, кусает губы, порой до крови, дергает себя за нижнюю губу, и даже не замечает этого. А ведь ему уже 7 лет. Поведение дурацкое. Детки над ним смеются. И еще бьет себя кулаками в живот. Вижу, сильно прямо лупит. Страшно даже, что повредит что-то. А ему как будто нравится. И вижу, что он это делает автоматически, неосознанно. Что за мазохизм такой?!
Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции).
Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.
Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.
Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.
Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.
С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.
У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.
Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.
Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти.
И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.
Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.
Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.
Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.
Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.
Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.
Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.
Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.
Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.
Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.
Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.
Что же делать со стимами у аутистов?
Конечно, меры помощи ребенку необходимы.
Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту.
На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.
Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.
Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.
Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.
Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.
Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.
И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.
И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.
Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.
Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.
Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.
И, конечно же, делайте всё, чтобы исцелить своего ребенка от аутизма.
Наш курс «Победим аутизм» поможет вам убрать вредоносные родовые программы, которые лежат в основе большинства случаев заболевания аутизмом. В нашей программе работа ведется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С МАМАМИ, но в ходе работы экспериментальной группы в 100 % случаев были отмечены явные улучшения состояния детей.
Присоединяйтесь к курсу прямо сейчас.
Тщательно подобранные, надежные проверенные практики помогут вам и вашему ребенку достичь видимых результатов уже в первые недели занятий.
Особые переводы
Причины самостимуляции: Какой у вас стим?
Переводчик/редактор: Марина Матвеева
Постоянная ссылка на статью: http://specialtranslations.ru/the-cause-of-stimming-whats-your-stim/
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод).
Причины самостимуляции: Какой у вас стим?
Стимы есть у каждого
Я тереблю волосы, когда разговариваю с друзьями.
Возможно, вы кусаете ногти, когда нервничаете или вам скучно.
Может быть, вы постукиваете пальцами или карандашом по столу, когда думаете.
Я знала человека, который любил жевать палочки корицы, и замечала, как кто-то необычно двигает глазами.
Некоторых людей я могу узнать издали по их характерным движениям. Каждый из нас знает кого-нибудь, у кого есть раздражающий стим – к примеру, хрустеть костяшками каждые пять минут или повторять одну и ту же фразу снова и снова; или социально неприемлемый стим – например, ковырять в носу или кусать самого себя.
Что такое стим
Стим – это сокращение от слова «самостимуляция». Она бывает связана с различными нарушениями, например, слепоглухотой или умственной отсталостью, но чаще всего – с аутизмом. Невропатолог моего сына называет это «аутистической стереопатией». Также иногда это называется «стереотипией».
Согласно DSM-5 (Руководству по диагностике и статистике психических расстройств), самостимуляция входит в критерии диагностики расстройств аутистического спектра: «Стереотипная или повторяющаяся речь, движения или использование предметов… в совокупности, симптомы ограничивают и препятствуют повседневной деятельности.» В этом и есть отличие аутистической самостимуляции от обычной: когда самостимуляция мешает повседневным делам или обучению, это часто является признаком аутизма.
Неправильный вопрос
«Как остановить стим?» Обычно это первое, о чем спрашивают родители, когда обнаруживают самостимуляцию у маленького ребенка. И это неправильный вопрос.
Прежде всего, никто не может отказаться от самостимулирующего поведения полностью, поскольку каждый человек это делает! Во-вторых, даже если один стим можно устранить, его заменит другой – и новый стим может оказаться менее приемлем, чем прежний.
И самое главное – если вы будете препятствовать самостимуляции, ваш ребенок может только сильнее отдалиться и лишиться возможности развивать нужные способы взаимодействия.
Правильный вопрос
«Почему мой ребенок так себя ведет?» Стремление понять мотивы поведения – всегда прекрасный шаг. Существует несколько гипотез и известных причин самостимуляции:
1. Избыточная стимуляция
Самостимуляция помогает блокировать избыточную сенсорную информацию.
2. Недостаточная стимуляция
Самостимуляция может восполнить потребность в сенсорных ощущениях.
3. Ослабление боли
Повторяющиеся удары головой или телом, на самом деле, уменьшают чувство боли. Одна из гипотез состоит в том, что самостимуляция приводит к выработке бета-эндорфинов, что имеет обезболивающий эффект или вызывает чувство удовольствия.
4. Управление эмоциями
Как положительные, так и отрицательные эмоции могут вызвать приступ самостимуляции. Все мы знакомы с физической реакцией на радость или возбуждение – скажем, прыжки или размахивание руками. В свою очередь, раздражение или гнев могут усиливать стим до такой степени, что он становится разрушительным.
5. Саморегуляция
Некоторые стимы служат для успокоения или комфорта. Многие младенцы приучаются сосать палец, чтобы расслабиться.
Недавно я читала блог, где мать спрашивала, почему ее сын закрывает руками уши во сне. Он научился закрывать уши, когда окружающие звуки становились слишком громкими, и это его успокаивало. Поэтому он начал закрывать уши в любой ситуации, когда нужно было успокоиться, особенно перед сном.
Почему бывает необходимо уменьшить самостимуляцию
Самостимуляция может стать помехой в учебе, личных отношениях и социальных ситуациях. Некоторые виды самостимуляции наносят вред самому человеку и могут привести к инфекциям или необходимости хирургического вмешательства.
Также самостимуляция может быть признаком длительных проблем со здоровьем, например, мигрени. Человек с нарушением не всегда способен выразить это словами.
Как уменьшить самостимуляцию
Вот некоторые идеи, как улучшить навыки формирования отношений и одновременно сократить время, которое тратится на самостимуляцию:
1. Проведите медицинское обследование, чтобы исключить физические причины самостимуляции, такие, как ушные инфекции, хроническую боль, мигрень или отслоение сетчатки.
2. Организуйте сенсорное и эмоциональное окружение так, чтобы обеспечить ребенку максимальный личный комфорт.
3. Активные физические упражнения снижают потребность в самостимуляции, возможно, потому что, как и самостимуляция, связаны с выделением бета-эндорфинов.
4. Продолжайте взаимодействовать с ребенком во время самостимуляции. Джеймс Макдональд в своей книге “Communicating Partners” («Партнеры по общению») высказывает мысль, что аутисты склонны воспринимать мир через ощущение и действие, в то время как большинство нейротипичных людей воспринимают мир через мысль и язык.
Когда различия выяснены, самостимулирующее поведение становится более понятным. Макдональд рекомендует занятия с очередностью действий, чтобы увлечь ребенка, не пытаясь остановить самостимуляцию. Занятие постепенно станет все более комфортным и привлекательным для ребенка, что естественным образом уменьшит самостимуляцию.
5. Создайте позитивную ассоциацию между самостимуляцией и формированием отношений. Один из способов продуктивно использовать самостимуляцию в обучающем процессе – разрешить ее в качестве награды и поощрения после периода игры или работы.
Как пишет Джулия Мур пишет в своей книге “Playing, Laughing and Learning With Children On The Autism Spectrum” («Играем, смеемся и учимся с детьми аутистического спектра»), если выделить определенное время для самостимуляции, это позволит ребенку быть самим собой. Это даст ему ощущение комфорта, что увеличит возможность взаимодействий и, на самом деле, сократит количество часов, проводимых за самостимуляцией.
6. Присоединитесь к стиму! Некоторые программы терапии, включая Son-Rise и Floortime предлагают присоединиться к самостимулирующему поведению и, тем самым, инициировать взаимодействие. Если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается вперед-назад, сядьте рядом и раскачивайтесь тоже.
Любимый стим моего сына – поднять руку перед собой и разговаривать с ней, словно глядя в зеркало. Его очень веселит, когда я делаю это вместе с ним!
Стэнли Гринспэн, автор книги “Engaging Autism” («На ты с аутизмом») и создатель методики Floortime, поясняет: «У некоторых детей это пробуждает интерес – теперь у них есть партнер, сообщник, так сказать – тогда возникает взаимное внимание и чувство общности.
…присоединитесь к занятию ребенка, чтобы установить контакт, а затем начните использовать жесты, и тогда ребенку, чтобы получить то, что он хочет, придется сознательно жестикулировать в ответ и, может быть, использовать какие-то слова…
общий принцип заключается в том, чтобы предложить ребенку занятие, которое дает те же ощущения, что и самостимуляция, но при этом развивает регуляцию, вовлеченность и взаимодействие.
Для работы над регуляцией начните с простейших сенсорных ощущений. На первом этапе начните с какого-то основного ощущения, но старайтесь разнообразить его, чтобы расширить сенсорный мир ребенка.» Другими словами, чтобы уменьшить самостимуляцию, предложите замену, которая будет более привлекательна, чем стим!
А какой у вас стим? Уверена, он у вас есть. Поделитесь в комментариях и расскажите, как ваш стим помогает вам в повседневной жизни.
Глава 4, Стимы и то, что мы делаем, когда счастливы
Стимы и то, что мы делаем, когда счастливы
Что происходит, когда мы испытываем сенсорную или эмоциональную перегрузку? Бывает по-разному. Иногда у нас возникает головная боль или тошнота, иногда происходит срыв, иногда мы просто используем стимы.
Я ненавижу слово «самостимуляция». В нем мерещится что-то странное и неприличное, к тому же, оно не соответствует действительности. Самостимуляция подразумевает стимулирующие действия, но, на самом деле, мы делаем это, чтобы успокоиться, когда мы расстроены, встревожены, испытываем боль или перегрузку, чтобы освободиться от неприятных ощущений или лишней энергии. Сторонники восточной философии могут сказать, что у нас заблокирована «ци» – жизненная сила, и нам нужно ее высвободить.
Вот типичные примеры стимов: раскачиваться взад-вперед или из стороны в сторону, кружиться на месте или вращать предметы, напевать без слов, трясти руками, хлопать в ладоши, постукивать ногой по полу, щелкать пальцами и т. д. Уверена, есть и много других действий. Успокаивающие стимы возникают, когда кто-то или что-то задевает наши аутистические рычаги.
Маленькие дети используют стимы, когда им скучно и это повышает их нервозность; когда они едят много сладкого, содержащего искусственные красители – оно оказывает возбуждающее действие. Когда в супермаркете слишком много предметов вокруг, и от света болят глаза. Когда взрослые кричат. Когда их обижают другие дети. Для стима найдется миллион причин, и все они вокруг.
Во взрослом возрасте мы прибегаем к стимам, когда близится срок оплаты аренды, а у нас мало денег, или нужно купить новые шины, или надо рано вставать и идти в незнакомое место, где мы не знаем, чего ожидать. Мы используем стимы, когда нам предстоит ужин с другими людьми. Мы используем стимы, когда нам грустно и одиноко. Мы используем стимы, когда думаем о чем-то, что вызывает у нас стресс.
Самые ранние стимы, которые я у себя помню – крутить волчок и раскачиваться на игрушечной лошадке – были вполне приемлемы для маленькой девочки. Как и Донна Уильямс, я также помню, как следила за узорами в воздухе, но, в моем случае, это было в темноте, когда я закрывала глаза. Красные и белые круги плавали перед глазами, и это бесконечно меня завораживало и успокаивало. Когда мне хотелось поменять их рисунок, я нажимала на глазные яблоки, и плавающие круги вспыхивали с новой силой. Этот стим я больше не использую. Теперь будучи, взрослой, я напеваю бессвязный мотив. После того, как проведу лекцию, я бегу через парковку до своей машины. Мне все равно, кто меня видит. Если у меня сильный стресс, я сдавливаю голову руками с обеих сторон и начинаю раскачиваться. Это лучше, чем получить срыв или заработать язву.
Мы используем стимы из-за сенсорных, социальных и эмоциональных проблем. Когда вы будете читать этот список, я хочу, чтобы вы помнили, что речь в нем идет о женщинах всех возрастов, многие из которых высокообразованны и успешны.
Прыгать на мяче или батуте, играть с игрушками, размахивать руками, гладить некоторые виды ткани, грызть ногти, раскачиваться (взад-вперед или из стороны в сторону), крутить предметы, болтать ногами в определенном ритме, отбивать ритм пальцами, тереть лицо тыльной стороной запястья, ерзать на месте, постукивать большим и указательным пальцами друг о друга, ходить по комнате, покачиваться, переносить вес с ноги на ногу, нашептывать вслух то, что я запомнила, щелкать пальцами, шевелить ими или потирать друг о друга. Покачиваться на каблуках при людях, монотонно мычать, петь, повторять что-то, разговаривать с собой, потирать живот; гладить собаку, смотреть на облака, смотреть любимые фильмы несколько раз подряд, произносить слова, беря дыхание на каждый слог.
В аутичных людях присутствует детская сторона – независимо от возраста или образования. Особенно она заметна, когда мы встревожены или расстроены.
«Я очень люблю тактильные ощущения (от предметов, а не других людей!), поэтому успокаиваю себя, трогая материалы, которые мне приятны – например, кожаные переплеты книг, или предметы, которые мне нравятся – фигурки из моей коллекции или некоторые плюшевые игрушки моего сына.» (Siv)
С возрастом мы начинаем понимать, что приемлемо делать на публике, а что нет, но иногда забываемся.
«На людях, когда ощущений слишком много, я болтаю ногой или постукиваю пальцами – вероятно, это раздражает других, но не заставляет меня выглядеть совершенно ненормальной.» (Polly)
«Я не всегда осознаю, что делаю это. На публике, когда я беспокоюсь, что обо мне подумают, я стараюсь сидеть неподвижно. Несколько раз я попадала в неловкую ситуацию, особенно в ресторанах, где люди часто пялятся на других.» (Andi)
Но у самоконтроля есть оборотная сторона. Когда вы сдерживаете стимы в состоянии тревоги, вы не освобождаете растущее напряжение и рискуете получить срыв, мигрень или приобрести тик. Иногда у меня совершенно непроизвольно дергается глаз или губа. Некоторые тики частично произвольны. В детстве у меня был звуковой тик – я издавала горлом некий щелкающий звук. Возможно, это была персеверация. Персеверации – это навязчивые жесты, движения или повторяющиеся действия, которые мы не можем перестать делать, поэтому они занимают промежуточное место между тиками, стимами и ритуалами. Я не знала, что этот звук кто-то слышит, поэтому не старалась сдерживать его. Вероятно, он был заменой раскачиванию или чему-то более заметному, но проблема в том, что он тоже был заметен, а я этого не знала, пока лучшая подруга не сказала мне: «Что за дурацкий звук ты издаешь горлом?» Я пришла в ужас и собрала всю силу воли, чтобы прекратить его. Наверняка вместо этого я стала грызть ногти или делать что-то относительно приемлемое. Проблема с подавлением стимов в том, что вместо них мы часто приобретаем вредные привычки или просто загоняем вглубь беспокойство и боль, вместо того, чтобы дать им выход.
«Когда я была маленькой, мать однажды увидела, как я раскачиваюсь на кухне, и сказала: «Ты что, совсем кретинка?» После этого я стала стучать ногой по кровати, мешая спать младшей сестре на нижнем ярусе. На публике со мной начинается просто кошмар. Я снимаю с себя невидимые волоски, вычищаю грязь из-под ногтей, тереблю одежду. В 20 лет я начала курить, и от этого очень трудно избавиться.» (Bramble)
Наши эмоции чисты и незрелы, как у детей. Сильнее всего это заметно, когда мы радуемся. Я спросила аспи-девочек, используют ли они стимы, когда счастливы, и составила следующий список – они очень похожи на те, что мы используем при беспокойстве, но случаются из-за избытка позитивных эмоций.
Танцевать от радости, громко смеяться, размахивать руками, кричать «ура!» или «ух ты!» как маленький ребенок, подпрыгивать, потрясать кулаками, хлопать в ладоши, смеяться без перерыва, быстро ходить туда-сюда, передвигаться вприпрыжку, петь, разговаривать тоненьким голосом.
«Многие мои интересы связаны с фильмами и сериалами, поэтому в особенно хорошие моменты, мне иногда необходимо поставить их на паузу, быстро пробежаться туда-обратно, а потом продолжить.» (Polly)
Многие аспи-девочки упоминали тонкий смех, писк или детский голос. Я действительно думаю, что такие проявления восторга более свойственны девочкам и относительно приемлемы окружающими, поэтому в каком-то смысле нам повезло. Насколько именно это приемлемо, зависит от ситуации и настроения людей, с которыми мы находимся.
«Когда все вокруг дурачатся, никто не обращает большого внимания на мои странности.» (Dame Kev)
«Люди не возражают, а некоторым даже нравится, что я так бурно реагирую.» (Andi)
Некоторые родители отдают своих аспи-девочек на танцы или другие занятия, чтобы направить энергию в более конструктивное или социально приемлемое русло.
«Моя мать настаивала, чтобы я использовала всю эту энергию в продуктивных целях. Решением были танцы, боевые искусства, теннис, фехтование или любой вид спорта, который заставлял меня перенаправлять мою активность. Благодаря этому, я также перестала наскакивать на кого-нибудь и сбивать с ног.» (Dame Kev)
Другим не удалось найти приемлемый выход, поэтому они научились подавлять или перенаправлять «счастливые стимы» во что-то менее заметное. Обычно это происходило после того, как они подвергались насмешкам или критике.
«Я заметила, что отличаюсь от других, еще когда была подростком. Я стояла и подпрыгивала на месте, и кто-то сказал мне: «Да что с тобой такое?» В какой-то момент я приобрела привычку сплетать пальцы и держать их на животе, когда иду. Когда я счастлива, я кручу большими пальцами. Даже не помню, когда у меня появились эти привычки. Но, думаю, они менее заметны.» (Elfinia)
«Чем больше я узнаю о синдроме Аспергера, тем больше понимаю, как многое во мне все время подавлялось: «Не делай этого, не смотри так, веди себя прилично» и т. д. Надеюсь, что теперь я и мои дети научимся понимать себя и любить свои особенности. Я также возвращаюсь к некоторым из прежних стимов, которые мне запрещались – прыгать на батуте, крутить предметы, хлопать в ладоши.» (Jen)
Как правило, стимы безвредны. Недавно в моем айподе заиграла любимая песня (я не знала, что дочь записала ее туда), и я в восторге захлопала в ладоши – обычно в этом нет ничего особенного, вот только в этот раз я была за рулем и на секунду потеряла управление. Я не знала, что у меня есть такая привычка, до этого случая.
Нам сложно где-то бывать и развлекаться, когда мы знаем, что если просто будем собой, люди сочтут нас странными. Боязнь насмешки – еще одна причина, которая заставляет нас держаться в изоляции. Окружающие могут счесть нас незрелыми или умственно отсталыми, или решить, что мы специально ведем себя глупо, чтобы привлечь внимание. Кроме того, поскольку часто мы бываем сдержанны, наши проявления эмоций в моменты радости и восторга могут быть восприняты как флирт.
Совет аспи-девочкам
Мы можем в определенной степени контролировать, когда, как и где мы высвобождаем свое «ци». То, в какой мере вы будете использовать стимы на публике, зависит от вас. К примеру, я сознаю, что некоторые вещи лучше делать в уединении. Но если я никого не задеваю и не ставлю близкого человека в неловкое положение, я даю себе волю. Я подпрыгиваю, размахиваю руками, хлопаю в ладоши, говорю писклявым голоском и радостно смеюсь. С тех пор, как я позволила себе эту свободу, я чувствую себя более здоровой и счастливой. Я люблю в себе все это. Мои тики почти исчезли и проявляются только в случаях крайнего стресса.
Я предупреждаю окружающих, что могу раскачиваться или размахивать руками, чтобы объяснить им, что такое аутизм и синдром Аспергера. Недавно я летела на самолете и попала в зону турбулентности. Я объяснила сидящей рядом пассажирке, что мне нужно раскачиваться, потому что мне страшно. После того, как тряска закончилась, я спросила, было ли ей неловко это видеть. «Нет», – ответила она. – «Мне почти хотелось присоединиться к вам.»
Я не хочу проводить много времени в окружении людей, которые не могут вынести настоящую меня. Но я понимаю, что кто-то из вас живет или работает в более строгой обстановке. Давайте себе выход, когда можете. Выделите хотя бы какое-то время, когда вы можете выплеснуть все накопившееся, иначе, исходя из моего собственного опыта и слов других аспи-девочек, вы нанесете себе вред – вашим нервам, вашей психике, и уменьшите свои возможности быть счастливой. Улыбайтесь и используйте стимы. Используйте стимы и улыбайтесь. Это гораздо полезнее, чем курение.
Совет родителям
Вам вряд ли хочется, чтобы ваша дочь привлекала к себе внимание странным поведением, или чтобы другие дети над ней смеялись, поэтому, может быть, вы окажетесь чересчур строги к такому поведению.
Если ваш ребенок занят «беспокойным стимом», постарайтесь выяснить, что ее нервирует, и устранить причину. Возможно, она испытывает сенсорную перегрузку. Возможно, ей нужен интересный разговор или увлекательное занятие. Может быть, ей необходимо дать задачу или поручение. Если вы находитесь в обществе других людей, может быть, кто-то вызывает у нее неприятные чувства.
Если вы будете кричать на нее, это просто заставит ее стыдиться, а если это «счастливый стим», это испортит ей радость момента. Помогите ей перенаправить стим в нечто полезное, конструктивное и социально приемлемое. Если ваша дочь любит прыгать, купите ей батут; если она любит кружиться, отведите ее на урок танцев; если она любит напевать, пусть она пойдет на уроки пения или в хор. Если она отбивает ритм ногами или пальцами, это можно заменить занятиями на ударных инструментах и т. д.
Стыдиться, что ваша аспи-девочка использует стимы на публике – все равно, что беспокоиться о том, что прихожане вашей церкви подумают о ее пирсинге в носу. В каком-то смысле, это вопрос вашего облика, вашей репутации. Но она такая, какая есть. Бог (если вы верите в Бога) дал ее вам, чтобы вы ее растили, защищали и позволяли расцветать.
Если стимы связаны с нанесением себе повреждений, это совершенно отдельная проблема. Большинство аспи-девочек, с которыми я разговаривала, наносили себе повреждения только тогда, когда принимали неподходящие лекарства, когда им запрещался безвредный стим, или когда в их жизни происходила серьезная драма. Выясните причину. Не спешите пичкать ее лекарствами, не разобравшись в вопросе как следует, будь то безопасные стимы или самовредительство. О лекарствах мы еще поговорим позднее.