Стильно не значит дорого бижутерия
Бижутерия: что это такое, зачем людям украшения
Не можете позволить себе изысканные ювелирные украшения? Ничего страшного: сейчас можно быть иконой стиля и без запредельных затрат. На подиумы вновь победно возвращается бижутерия, попутно обретая самые разнообразные формы.
Зачем людям украшения? Естественно, чтобы выглядеть еще привлекательнее как в глазах общества, так и в своих собственных. Бижутерия в полной мере справляется с этой задачей, не вынуждая нас тратить баснословные суммы в погоне за эксклюзивом.
Что такое бижутерия?
Украшение — это нечто, призванное украшать и оживлять наши образы. У большинства людей это слово ассоциируется с ювелиркой. Но на этом его значение не исчерпывается, ведь элегантные украшения могут создаваться не только из благородных металлов и драгоценных камней, но и из более доступных материалов: бижутерных сплавов, поделочных камней, бисера, керамики, бусин, кожи, кости и так далее.
Слово «бижутерия» пришло к нам из французского языка и в буквальном переводе означает «торговля украшениями». В нем нет ни малейшего намека на дешевизну и фальшивку.
Бижутерия с блеском сочетается со всеми луками, от повседневных до вечерних, для чего, собственно, и нужны украшения. Она оживляет образы, и при правильном использовании выглядит не менее респектабельно, чем ювелирка.
Символы и значение украшений очень многообразны: с их помощью можно передать не только собственное мировоззрение в принципе, но и просто сегодняшнее настроение. С этой задачей бижутерия справляется куда лучше, чем дорогостоящая ювелирка.
Чем бижутерия отличается от ювелирных изделий?
К бижутерии относятся все украшения, созданные не из золота, серебра и металлов платиновой группы. Она куда более многообразна, чем ювелирка, что дает широчайшее поле для дизайнерских экспериментов.
Скажете, бижутерия менее долговечна и устойчива к внешним воздействиям? Да, в большинстве случаев это так. Однако если большинство людей со средним уровнем дохода покупают ювелирные изделия раз и на всю жизнь, то бижутерию можно менять постоянно. Пришла в негодность, потерялась, разонравилась – меняем!
Некоторые люди говорят, что не могут носить бижутерию по причине аллергических реакций. Раньше при изготовлении недорогих украшений использовали никель (его добавляли даже в ювелирные сплавы в качестве разбеливателя). Он действительно часто вызывал аллергические реакции, поэтому его запретили использовать для производства украшений.
Сейчас в бижутерии часто используется медсплав, характеризующийся минимальными рисками возникновения аллергических реакций. По сути, он представляет собой сплав на основе стали с добавлением других элементов. Сверху сплав покрывают тончайшим слоем золота (его наносят путем гальванизации), так что украшения из этого материала выглядят как золотые.
Медсплав, как уже ясно из названия, применяется в медицине и косметологии. Из него делают всевозможные хирургические инструменты. Кстати, под сережки из медсплава обычно прокалывают уши.
На этом список материалов, которые практически никогда не вызывают аллергических реакций, не исчерпывается. Например, титан, отличающийся чемпионской прочностью, часто используется в производстве мужской бижутерии и не вызывает аллергии практически никогда. Не аллергенны и древесина, кость, кораллы, натуральный латекс, керамика, кожа (при условии правильной выделки) и так далее.
Немного истории
История украшений началась еще на заре человечества: модницы каменного века тоже хотели выглядеть привлекательно в глазах других членов племени. Археологи нашли массу доказательств этой гипотезе.
В ходе раскопок на стоянке неандертальцев нашли когти орла с отверстиями, которые явно носили на шнурке. Этим древнейшим украшениям около 135 тысяч лет!
В Израиле, в пещере Схул, обнаружили ракушки с дырочками, которые наши предки просверлили свыше 110 тысяч лет назад. А на Алтае обнаружили останки каменного браслета, созданного по технологии, которой, по всем научным выкладкам, 40 тысяч лет назад не существовало!
Как видите, история бижутерии началась гораздо раньше, чем люди научились обрабатывать металлы. И с наступлением бронзового, а затем железного века, она не прекратилась!
Для наших предков украшения выполняли не только эстетическую функцию. Они были тотемными символами, талисманами и оберегами, которые соответствовали представлениям об устройстве мира того времени.
Бижутерию знали и искусно изготавливали во всех древних государствах. Например, до нас дошло древнеегипетское ожерелье из стеклянных фигурок, пережившее минимум пять тысячелетий.
А в Древнеримской Империи искусство изготовления украшений достигло небывалого расцвета. Золото могли носить лишь представители высших сословий. А другим людям чем было себя украшать? Кстати, в Древнем Риме весьма успешно имитировали жемчуг путем особой обработки стекла.
В Средневековой Европе бижутерия стала постепенно ассоциироваться с фальсификацией. Ремесленники создавали украшения из сплавов на основе меди и циркония и выдавали их за золото-бриллианты. Нет, конечно, существовала и «честная» бижутерия, которая не маскировалась под ювелирку, но ее носил преимущественно простой люд.
Многие аристократы XVII-XIX столетий не могли позволить себе украшения, приличествующие статусу, поэтому они покупали фальшивки вполне осознанно, чтобы пустить пыль в глаза мнимым финансовом благополучием. Украшения из латуни и стекляшек носили порой даже при европейских дворах.
Предприимчивый немецкий химик Йозеф Штрасс в 1720 году наладил весьма бойкую торговлю стеклянными «бриллиантами» собственного производства. Сейчас мы знаем эти сверкающие кристаллы под названием «стразы».
Словом, еще буквально недавно бижутерию носили лишь те, кто не мог позволить себе золото и драгоценные камни. Такое положение сохранялось практически до начала прошлого столетия.
Считается, что ввел моду на бижутерию талантливейший скрипач и инженер Даниэль Сваровски. Он изобрел революционную для своего времени технологию шлифовки хрусталя, в результате которой кристаллики сияли, словно настоящие бриллианты!
Двадцатый век оглушил мир двумя глобальными разорительными войнами, и мода на бижутерию решительно заявила о своих правах, подвинув на подмостках классическую ювелирку.
Немаловажную роль в популяризации бижутерии сыграла незабвенная Коко Шанель, которая ввела в моду длинные нити крупного жемчуга (конечно, искусственного). И вообще, она ратовала за крупные яркие украшения, которые должны радовать глаза и сердца.
Далее грянула эпоха хиппи с разнообразными фенечками из нитей, бисера и ракушек, затем – диско 80-х с яркой и крупной пластмассовой бижутерией, 90-е с модой на украшения из натуральных, но недорогих материалов: кожи, камня, древесины.
Сейчас наблюдается очередной бум бижутерии в самых разных проявлениях: от массовой до люксовой. Ее носят поп-дивы и супруги олигархов, ей отдают должное модные дома люксового уровня. А творения брендов Cerruti, Nature Bijoux, Philippe Ferrandis, Les Nereides, Amaro и иже с ними представляют собой истинные произведения искусства!
Даже очень богатые дамы предпочитают хранить дорогие украшения в сейфах, а иногда – и в банковских ячейках. Они заказывают ювелирам их абсолютные копии и не боятся, что оригиналы украдут. Даже на великосветских приемах женщины блистают зачастую в бижутерии!
Какие бывают украшения?
Давайте посмотрим, какая бывает бижутерия, хотя это и непростая задача. Ювелирные изделия куда более однообразны: классифицировать их по определенным признакам гораздо проще.
Бижутерия же настолько многообразна, что не поддается никаким градациям. Ну что может быть общего между колье с кристаллами «Сваровски» и фенечкой из бисера и ниток? Но все это бижутерия!
Начнем с того, что бижутерия бывает:
Синтетические камни и имитации – не равнозначные понятия. Искусственные камни (изумруды, сапфиры, рубины, бриллианты) идентичны натуральным по химическому составу. Они стоят дешевле природных минералов, но используются в ювелирной промышленности, а не при производстве бижутерии.
Стилистика
Нет в мире стиля, который нельзя было бы передать при помощи бижутерии. Благо, сейчас мода весьма лояльна ко всяческим экспериментам, так что можно сочетать ранее несочетаемое. Но если вы не уверены в собственном вкусе, лучше не слишком увлекаться альянсами противоречий.
Если вы хотите создать летний образ в ныне трендовом бохо-шик, можно дополнить лук украшениями в этно- и экостилях. Это могут быть многослойные ожерелья из бисера, бусин и ракушек, перемежающиеся с кожаными и веревочными шнурками, всевозможные браслеты (обручи различной ширины, фенечки, цепи с крупными звеньями).
Для офисных луков обычно используют либо неброскую бижутерию в классическом стиле (а-ля ювелирные изделия), либо ныне модную геометрию и асимметрию.
А вечером… Тут нужно смотреть, какой образ вы хотите явить миру: можно дополнить маленькое черное платье длинной нитью крупного искусственного жемчуга и отправиться в ресторан, оживить лук украшениями с кристаллами «Сваровски» и блистать на театральной премьере, добавить яркости и блеска с помощью многослойных ожерелий и браслетов – и отправиться на вечеринку с друзьями!
При помощи бижутерии с цветочными мотивами создаются невероятно нежные и запоминающиеся свадебные образы. Браслеты, колье, кольца, украшения для волос на любой вкус – и все это из доступных сплавов, бисера, кристаллов, имитации жемчуга и прочих недорогих материалов!
Материалы
Из чего только не создают ныне трендовые украшения! Для производства ювелирной бижутерии, украшений в восточном стиле, винтажных колье, серег и браслетов используют преимущественно сплавы металлов, максимально похожие на драгоценные. Они дополняются широким спектром вставок: имитацией драгоценных камней, поделочными минералами, кристаллами, эпоксидной смолой, керамикой, эмалью во всех проявлениях и так далее.
Но на этом список материалов, которыми оперируют дизайнеры, не исчерпывается: в почете древесина (часто в сочетании с эпоксидкой), кожа, имитация жемчуга, всевозможные бусины, кружева, мех и, конечно, признанный герой последних сезонов – бисер!
А мужскими фаворитами были и остаются сталь, титан, кожа и всевозможные камни темных оттенков.
Сейчас мода на бижутерию хэнд-мейд просто ошеломительна. Это особенно заметно по возросшей популярности бисероплетения. Пожалуй, это хит последних сезонов: украшения из бисера стали плести не только девчонки и мастерицы-фанатки, но и множество других женщин.
Причина оглушительного взлета бисероплетения – вынужденная самоизоляция. С одной стороны, доходы большинства наших соотечественников снизились, и возникла необходимость экономии. С другой – нужно же как-то занять собственное время и куда-то приложить тягу к творчеству!
Какие украшения должны быть у каждой женщины?
Незабвенная Коко Шанель говорила: «Люди со вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото». Это значит, что, например, золотую цепочку или кольцо можно носить с любым луком и особо не заморачиваться с сочетаемостью. А вот бижутерия подобного пренебрежения не терпит!
Значение украшений в создании гармоничного образа невозможно переоценить, поэтому бижутерии должно быть много, на все случаи жизни. Благо, экономически это не накладно!
В арсенале каждой дамы должны быть как изящные колье, так и «веселые» многослойные ожерелья, всевозможные цепи, разноплановые изделия из бисера, в том числе и невероятно элегантные лариаты. В тренде составные украшения и неожиданные решения вроде фаланговых колец и моноколец на несколько пальцев.
Сейчас можно быть иконой стиля без особых затрат. Главное – хороший вкус и внутренняя уверенность в собственной неотразимости!