Стиль тики така в футболе
Футбольные основы. Что такое тики-така и как ей противостоять?
Если бы речь шла не о футболе, то симпатичное название тики-така мы бы отнесли к игрушке для самых маленьких – яркой погремушке, имеющей несколько разноцветных шариков, издающих при движении соответствующие звуки.
Но вы читаете не раздел для молодых мамочек, а новостной и аналитический сайт для фанатов Манчестер Юнайтед на русском языке. Значит, речь все- таки о футболе. И здесь термин «тики-така» описывает стиль игры, которой славится «Барселона» и, в некоторой степени, национальная сборная Испания, которую по большей части набирают как раз из лучших игроков все той же «Барсы».
Как выглядит тики-така?
Если вы хоть раз видели это на поле, то уже никогда и ни с чем не спутаете. Тики-така выглядит как очень активные взаимные пасы, стремительные перемещения игроков по полю, что создает для владеющего мячом игрока сразу несколько удобных вариантов для передачи.
Дополняет этот динамичный круговорот уверенный прессинг, который играющая в тики-така команда моментально организует сразу после потери мяча. Прессинг – вещь обязательная, без него прием работает совсем не так эффективно. И это понятно – ведь чем быстрее мяч вернется команде после его потери, тем больше сил потратит соперник на попытки его нового отбора.
Чем хороша тики-така?
В чем состоит одно из главных преимуществ такого футбольного приема, как тики-така? Оно заключается в том, что команда отлично контролирует темп и ритм всей игры, а в концовке игры также демонстрирует свое ментальное и физическое преимущество. Кроме того, те, кто применяет этот прием, организует и возможность быстро восстанавливать силы игроков в то время, как соперник, наоборот, вынужден их постоянно тратить.
Где родилась тики-така?
Футбольные аналитики уверены, что родиной этого приема является Испания. Ее отрабатывают еще детских и юниорских командах, применяя упражнение игры 4 на 4. Практически любой испанский футболист уже в 12 лет отлично владеет этим приемом и готов его применять. Это и не удивительно, главная фишка этой тактики заключается в том, что та команда, которая отбирает мяч, полностью перекрывает всех игроков оппонента, не давая им доступа к мячу, и для этого они находятся в непрерывном движении, чтобы у владеющего мячом партнера всегда был выбор – копу его отдать.
Но солнечная Испания на самом деле родиной приема не является. Тики-така – один из тех полезных способов игры, который испанцы не так давно переняли у голландцев, где уже более трех десятилетий изучается подобный метод активной игры, предусматривающий при потере мяча мгновенное вступление в отбор.
Не стоит забывать и о том, что в знаменитой 10-летней программе развития футбола в Германии также активно используются упражнения 4 на 4, которые помогают игрокам улучшить навыки контроля, хотя в немецком футболе им уделяется гораздо меньшее внимание, чем в Испании и Голландии.
Как эта тактика работает
Как противостоять тики-таке
Главным орудием, работающим против тики-таки в исполнении футболистов высокого класса является пресловутый футбольный автобус. Вот как это должно работать. Команда, которая играет против тех, кто использует стиль тики-таки, организует защиту на своей половине поля, вовлекая в работу всех участников команды. По большей части, в финальной трети поля размещаются две линии обороны, один или два форварда прессингуют линию защиты и полузащиты соперника.
Почему так эффективен в этой ситуации футбольный “автобус”? Все просто. Эта тактика сильно затрудняет противникам столь ценную в тики-таке быструю игру, не позволяет эффективно играть в короткий пас, а также не дает свободы для активных перемещений без мяча, и все это в силу того, что автобус заметно ограничивает пространство на игровом поле при большой плотности игроков между линиями.
«Нельзя сводить футбол к результатам, как и любовь – к оргазмам». Откуда взялось слово «тики-така»
Владислав Воронин – об аргентинском тренере, который придумал самый известный термин последних 20 лет.
Тики-така ворвалась в футбол летом 2006-го. Испания размеренно раскатывала Тунис на чемпионате мира, и комментатор Андрес Монтес, радостно рассуждая о преимуществе, протянул в эфире телеканала LaSexta: «Наша игра – как тики-така, тики-така». Термин был изумительно точным. Во-первых, он звонкий и ритмичный, точно как стремительные перепасовки испанцев. Во-вторых, составлен из слов, обозначающих контроль мяча и быстрый обмен короткими передачами – все четко и по сути.
Но как это часто бывает с очень популярными словами, не все помнят его настоящее происхождение. На самом деле, все началось еще 5 декабря 1994 года, когда в крупнейшей испанской газете El Pais вышла колонка аргентинского тренера Анхеля Каппы. У него получилось настоящее футуристическое эссе о преимуществах долгого контроля мяча и коротких передач.
«Всемирная эпоха потребления меняет психологические установки, к которым мы привыкли. Каждое действие в жизни сейчас должно быть максимально практичным, как при производстве потребительских товаров – если говорить о футболе, то всем нужны победы. Руководствуясь этой логикой, люди запутываются и начинают думать, что футбол геометрически и статистически вычислим, что он предсказуем. Все чаще команды переходят на прямолинейную игру через одну зону и бьют при первой возможности», – негодовал Каппа.
Единственным способом побороть эту противную тенденцию тренер считал активное владение мячом.
«Фундаментом классной команды должно быть умение держать мяч и контролировать касание. Это вовсе не развлечение и не эстетическое предпочтение, а возможность играть красиво и при этом достигать результата: за счет передвижения мяча вы будете открывать зоны, а соперник постепенно измотается, пытаясь соорудить контратаку», – заключил тренер.
Эссе вышло под названием Tiki I toque (тики и токе), но вскоре трансформировалось благодаря изящной игре слов. Тики-така – это еще и игрушка из двух шариков, привязанных к одной веревке, – ударяясь друг о друга в верхней и нижней точках, они разлетаются в разные стороны, подобно футболистам, играющим в касание и убегающим вперед в поисках свободных зон.
В момент публикации этой колонки Каппа был ассистентом главного тренера мадридского «Реала» Хорхе Вальдано (1994-1996, примера была выиграна в первом сезоне). За десять лет до этого аргентинец работал в тренерском штабе Менотти в «Барселоне».
«Мне повезло оказаться в «Реале», когда там не было сумасшедших денег, – рассуждал потом Каппа. – Мы были вынуждены выпускать Рауля и других молодых игроков, потому что трансферный бюджет не позволял скупать звезд, как сейчас. Из-за роста доходов у сегодняшнего «Реала» почти нет молодежи, а Мата и Негредо, которые могли бы стать экстраординарными футболистами, уходят в другие команды».
Перед началом серьезной тренерской карьеры Каппа получил два высших образования – философское и психологическое. Поэтому в футболе он предпочитает видеть исключительно высокое.
«Чтобы понять футбол, нужны знания и чувственность, прямо как с хорошей живописью, кино и театром. Нужно осознавать природу игры, чтобы судить о ней без привязки к успехам и результатам. Например, я очень уважаю Моуринью за все его достижения. Но он ничего не привнес в игру. Он нацелен на результат, его «Реал» играл на контратаках в том же духе, что какая-то региональная командочка. Я бы не ходил на трибуны, если бы был болельщиком, потому что если убрать Моуринью и поставить мясника из-за угла – «Реал» сможет играть в похожем стиле и сам, просто из-за уровня игроков. А чтобы запоминаться и остаться в истории – надо нечто большее, надо давать людям любовь и эмоции».
Как закалялась тики-така. Dream Team Круиффа – «Барселона» начала 90-х
Семь лет назад Хосеп Гвардиола внедрил в мировой футбол стиль тики-таки. Андрей Клещенок вспоминает Dream Team Йохана Круиффа – команду, без которой не было бы гвардиоловской «Барселоны».
Суть эволюции – поступательное движение, а рождение нового невозможно без совпадения ряда факторов, в прочих условиях встречавшихся лишь разрозненно. В 2008 году Пеп Гвардиола строил новую «Барселону», взяв за основу подзабытую за полтора десятилетия модель игры Круиффа. Явление миру тики-таки, наметившееся еще в эпоху голландского специалиста – заслуга удивительного испанского поколения, великолепного в командной игре и обладавшего развитыми навыками паса. Но началась эта история гораздо раньше.
Голландия, даром что всегда слыла страной сытых и осторожных бюргеров, исторически оказывалась в авангарде мировой культуры. Именно в Нидерландах в послевоенное время появился феномен тотальной архитектуры, провозвестником и главным теоретиком которой был Якоб Беренд Бакема. Творец выразил концептуальную основу направления достаточно просто: индивидуальное различие зданий при общей гармонии архитектурного ансамбля.
Футбол в Голландии – форма искусства, и у Бакемы нашлись апологеты не только в архитектуре. В 70-х годах утвердился великий тотальный футбол, в течение пары следующих десятилетий до неузнаваемости изменивший игру миллионов. Внешние изменения коснулись тактической схемы – в королевстве стали играть по схеме 4-3-3. Революция была обусловлена в лучших традициях Гегеля – отрицанием бразильской 4-2-4. Трио хавбеков призвано было установить диктат в середине поля; в перспективе такая схема должна была положить конец мировой гегемонии «селесао» (и положила-таки).
На заре зарождения тотального футбола схлестнулись в тактическом соперничестве два великих специалиста: Ринус Михелс и Эрнст Хаппель. Михелс, лучший тренер 20-го века, первым применивший в футболе архитектурные наработки Бакемы и изобретший искусственный офсайд, возглавлял в ту пору «Аякс». О предпринятой им революции можно говорить долго, но сейчас нам ближе работа Хаппеля. «Фейеноорд» австрийского коуча играл по схеме 4-3-3, а в атакующей стадии тактика преобразовывалась в 3-4-3. Подключения Дани Алвеша в «Барсе» (и Кумана в «Барсе» Круиффа) – это оттуда, из 70-х.
1988 год в столице Каталонии начинался грозой. Команда, недовольная отставкой Терри Венейблса, сплавила Луиса Арагонеса. Президент клуба Хосеп Луис Нуньес по совету временщика Решака пригласил на должность главкома Йохана Круиффа – не последнего для «блауграны» и мирового футбола человека.
У Кронпринца было свое видение того, во что будет играть «Барселона». Получив карт-бланш (трансферный в том числе), Круифф начал строительство. Один из лучших нападающих мира Гари Линекер отправился к черту на кулички – на правый фланг атаки. На левый был отряжен купленный у «Реал Сосъедада» технарь Чики Бегиристайн.
Центр атаки занял рослый Хулио Салинас, перешедший из «Атлетико» и обладавший всеми данными для игры «ложной девяткой» – обязательного условия тики-таки. Игра в середине поля строилась на абсолютной взаимозаменяемости и мастерстве новобранцев Бакеро и Эусебио Сакристана, а также поднятого из «кантеры» талантливого Амора. Прообразом Дани Алвеша стал Лопес Рекарте, по-гусарски носившийся на бровке.
Круиффу хватило года, чтобы оправдать выданный ему карт-бланш. Суперкубок Испании и Примера были проиграны «Реалу», но в конце сезона последовала заслуженная компенсация. Каталонцы выиграли Кубок Кубков, положив в финале «Сампдорию». Теперь Кронпринц мог творить в Барселоне все, что захочет.
И он взялся за сине-гранатовых по полной. Звездный Линекер, недовольный ролью вингера, ближайшим рейсом полетел домой, в «Тоттенхэм». Тщательный анализ слабых мест тотального контроля над мячом помог понять корень проблемы – отсутствие постоянного давления, ускорения, резкости. Не хватало форменного бомбардира, которому море по колено, и плеймейкера-дриблера, способного разогнать атаку из глубины, неожиданным пасом или скоростным проходом умеющего оставить позади защитников противника.
Песен? Их есть у меня! На эти позиции Круифф нашел футболистов, лучше которых найти было нельзя. Сперва команду пополнил Рональд Куман – второй бомбардир сезона в Эредивизи, самый забивной защитник в истории футбола (он наколотил почти 200 голов в карьере).
На роль штатного забивалы у софийского ЦСКА был куплен молодой нападающий с задатками суперфорварда, будущий обладатель «Золотого мяча», великолепный Христо Стоичков. Быстрый, техничный, с пушечным ударом и отменным дриблингом, «Эль Пистолеро» стал любимцем Каталонии.
Наконец, из «Ювентуса» Круифф переманил датчанина Микаэля Лаудрупа – одного из самых тонких распасовщиков в футбольной истории и одного из крутейших дриблеров девяностых. Король выделялся на поле не только и не столько светлой скандинавской шевелюрой: он прославился нескончаемой импровизацией, изобретением новых финтов прямо по ходу матча и совершенным исполнением уже существующих (чего стоит фирменное перекладывание мяча с ноги на ногу).
Эта троица вносила в размеренный автоматизм тотального контроля необходимый для успеха элемент безумия. Тягучий каталонский перепас взрывался резким дриблингом или неожиданным пасом Лаудрупа, внезапным открыванием Стоичкова или пушечным выстрелом Кумана издали.
С этого и началась история непобедимой Dream Team Круиффа. В сезоне 90-91 каталонцы стали наконец чемпионами и дошли до финала Кубка кубков, в котором уступили «МЮ». Следующий год вышел триумфальным. «Кулес» стали привыкать к чемпионским титулам, но к внутренним успехам добавился и Кубок чемпионов. В финале «блауграна» вновь встретилась с «Сампдорией» и вновь одержала вверх: в дополнительное время расчехлил пушку Куман, знатно приложившийся со штрафного. Одним из слагаемых успеха стал молодой опорник Гвардиола: Мальчик из Санпедора уже вовсю подпускался к основе.
Пара следующих сезонов принесла Команде мечты еще несколько подряд титулов чемпиона, два Суперкубка Испании и Суперкубок Европы. В 93/94 году Круифф вплотную подошел к эволюции тотального футбола в тики-таку. «Барса» катком прошлась по оппонентам в национальном первенстве. Отсутствие Лаудрупа даже не замечалось: тогда количество легионеров было ограничено (не более трех на поле), и после покупки Ромарио датскому волшебнику приходилось сидеть на скамейке.
Гениальность Короля была заменена в угоду фантастическому чувству гола Коротышки, наколотившего 30 голов в одной только Примере. На фоне Ромарио меркли даже таланты Стоичкова, игравшего на левом краю атаки. Справа закрывал бровку Гойкоэчеа, а за креатив и фирменный перепас отвечала тройка центральных хавбеков: Амор – Бакеро – Гвардиола.
Закат Dream Team был так же внезапен, как и гибель гвардиоловской «Барселоны», раскатанной «Баварией» Хайнкеса. Тотальный футбол пал жертвой новой революции, предпринятой в Италии Арриго Сакки. Пророк из Фузиньяно канонизировал английскую схему 4-4-2 и сочетание ложного, высокого и глубокого прессингов. Его «Милан» наследовал Фабио Капелло.
Ученик Эрреры в 94-м уже не мог, как Сакки, рассчитывать на непревзойденное голландское трио, и на фоне великолепной «Барселоны» дружина из Италии смотрелась скудновато. Накануне лигочемпионского финала во всей Европе не нашлось эксперта, который счел бы шансы «Милана» на победу более, чем призрачными. Да и что могла сделать команда, в нападении которой играл средний по тем временам номинальный хавбек Массаро, раньше вообще не попадавший в состав?
Оказалось – многое. Креативные распасовщики «Барселоны» были втоптаны в газон агрессивной связкой опорников Десайи – Альбертини, а Ромарио и Стоичкова съела одна из лучших защитных линий в истории футбола (в том матче еще и урезанная дисквалификациями – Мальдини, Галли, Тассотти, Пануччи). Дриблеры Савичевич и Донадони позаботились о том, чтобы ветеран Субисаррета не замерз во время своего второго лигочемпионского финала. Их стараниями в воротах сине-гранатовых побывало четыре безответных мяча. И с каждым из этих голов слепая (без уничтоженной середины поля) и беспомощная команда Круиффа все глубже уходила в историю.
Чем так плоха тики-така? Или другие футбольные явления, которые мы испохабили
Тики-така
Почему на самом деле ненавидят
Банальная зависть и ещё к тому же приправленная скукой. Барселона и сборная Испании на несколько лет стали гегемонами в футболе. Естественно, после этого появилось много команд «клонов», которые пытались скопировать этот стиль. Далеко за примерами ходить не будем. В последний свой сезон в Спартаке, Валерий Карпин пытался взрастить русскую Барселону. Эту же задачу перед собой поставил и Курбан Бердыев в последние сезоны в Казани. Копии действительно получились унылыми.
Философия
Если у студентов этот предмет почти всегда вызывал один негатив, то в футболе данный термин, стал приобретать негативный оттенок только с приходом на пост главного тренера Манчестер Юнайтед, Луи ван Гала.
Прикрывая свои регулярные неудачи тем, что игроки не понимают его философии, главный философ АПЛ превратил этот термин во что-то едкое, саркастическое и уничижительное.
В том, что у футбольного тренера, клуба или даже у футбольной страны, есть своя философия, нет ни чего плохого. Например, Марсело Бьелса ярко выделяется среди своих коллег, и не потому, что добывает кучу трофеев. Трофеев как раз нет. А тем, что ставит своим командам агрессивно-атакующую игру. Пако Хемес набрал кучу вистов у поклонников романтического футбола из-за своей философии. Атлетик Бильбао, ярко выделяется среди других клубов мира своей кадровой политикой. Без неё это был бы обычный испанский середняк. Арсенал и Арсен Венгер выделяются не только своим постоянством в результатах, но и тем, что эта команда стабильно «самая играющая команда АПЛ». Философия голландского футбола, позволила им занять свою нишу в мировом футболе. Нишу – где они выступают как плантация по выращиванию молодых талантов. Это же лучше, чем ниша коррупционного, серого и лишённого всякой логики футбола? В конце концов, именно своя философия дала толчок для взлёта Барселоны. Разные философии, разный футбол, разные краски. Разве это плохо?
Почему ненавидят на самом деле
Это даже не зависть, а очередной повод «поумнее сострить в комментариях».
Спартаковский дух. Стеночки и забегания
У каждой великой команды есть свой «спартаковский дух». Только называются они по-разному. Но объединяет их одно – «дух победителя».
Разве не было своего духа победителя у Манчестера Алекса Фергюсона? Или нет своего каталонского духа у Барселоны? У немцев, например, «орднунг». А если команда хочет стать великой или вернуть своё величие, то она обязана найти и свой дух. Чем сейчас современный Спартак и занимается. «Ничего не потеряно кроме чести».
А по поводу стеночек и забеганий, я просто оставлю это здесь.
Почему ненавидят на самом деле
Причина та же что и с философией ван Гала. «Да так чисто поржать». Хотя фанаты Спартака и прославленные ветераны этого клуба сами подкидывают поводы для шуток.
Тики-така. Защита.
У меня есть определенные правила. Я создаю определенную модель работы, и игроки просто следуют ей. Брендан Роджерс.
В первой части своеобразной трилогии «Тики-така» будет рассмотрена оборона в рамках данной игровой модели, которую собственно и собирается прививать Брендан Роджерс на «Энфилде». У многих любителей футбола уже наверняка на слуху такое понятие, как «тики-така», о ее особенностях и пойдет речь в ближайшее время в нашем блоге.
Все три части при этом тесно взаимосвязаны и по сути накладываются друг на друга, ведь данной игровой модели свойственны такие особенности, как «единство», «целостность» и «системность» и рассматривать их необходимо именно в комплексе. Поэтому первая часть трилогии «Защита» будет рассматриваться как часть некой обособленной и неразделимой системы.
Общее движение.
Для схемы 4-3-3 огромное значение имеет постоянное перемещение игроков обороны, например, центральный защитник играющий достаточно высоко, фактически исполняя роль последнего полузащитника, или полузащитник, который трансформируется в либеро, а также крайние защитники, которые активно подключаются к атакам команды. Данная модель направлена на то, чтобы доминировать в таком компоненте игры, как «владение мячом» (в среднем более 60%). Ниже можно увидеть, как схема 4-3-3 легко меняется на 3-4-3.
Комментарий.
Видео наглядно демонстрирует, как важно активное передвижение оборонительной линии. Опорный полузащитник опускается ниже, становясь центральным защитником, свободным игроком, который подстраховывает 2 номинальных центральных защитников. При обороне один из цз встречает нападающего с мячом, в то время, как другой держит под опекой другого нападающего, а также действует на подстраховке. Крайние защитники должны быть мобильными и обладать высокой выносливостью, они выполняют как оборонительные, так и атакующие действия, помогая атакующим полузащитникам.
Для наглядности, фулл-бэк «Барселоны» Дани Алвес сделал 63 ассиста с сезона 2008/09 и по настоящее время, что в лишний раз подчеркивает важность участия игрока этой позиции в атакующих действиях команды. Ниже видео со всеми результативными действиями бразильского защитника.
Прессинг.
Искусство прессинга получило широкое признание после появления на свет книги Валерия Лобановского «Методологические основы разработки моделей тренировочных занятий». В своем исследовании Лобановский выделял 3 разновидности прессинга: активный, умеренный и ложный. При активном прессинге противник находится под серьезным давлением как на чужой, так и на своей половине поля. Умеренный прессинг, как и ложный, применяется большей частью при игре на своей половине поля. Команды Лобановского применяли во время игры все 3 разновидности прессинга, заставляя соперников намного быстрее принимать решения, что частенько приводило к ошибкам и потерям мяча.
Самое главное, чтобы соперник не имел возможности привыкнуть или приспособиться к вашей игре. Если им это удалось и они сумели найти контригру, то вы должны уметь перестраиваться и ставить соперника в тупик. Это и есть диалектика игры. Вы должны идти вперед с таким диапозоном атакующих вариантов, чтобы заставить соперника ошибаться. В. Лобановский.
Знаете почему «Барселона» при потерях так легко возвращает себе мяч? Они никогда не бегут обратно более чем на 10 метров, потому что они никогда не передают мяч друг другу дальше чем на те же самые 10 метров. Й. Кройфф
Моя философия основана на атакующем стиле игры. Когда меня спрашивают о ней, то я всегда отвечаю, что пытаюсь играть в агрессивный и созидательный футбол, также придерживаясь и тактической дисциплины. Если вы посмотрите на игру «Суонси» за последнюю пару лет, то увидите, что команда играла в атакующий футбол, в то же время наша защита провела много «сухих» матчей, у нас был один из лучших показателей по пропущенным мячам. Этих принципов придерживались в нашем клубе. «Ливерпуль» является клубом, который придерживается быстрого, атакующего футбола. Но я повторюсь, что при этом вы также должны придерживаться тактической дисциплины. Философия и принципы, которые вы исповедуете, всегда будут отстаиваться игроками. И одним из важнейших компонентов удачной игры является общекомандный прессинг. Брендан Роджерс.
Роджерс, как и Гваридиола, придерживается правилу шести секунд (схема выше), когда противники наиболее уязвимы в компоненте владения мячом. Шесть секунд, в течение которых необходимо отобрать у соперника мяч. Если не получится, то перейти к умеренному, зонному прессингу.
Плотность игры.
Схема ниже наглядно демонстрирует важность данного компонента в оборонительных действиях команды.
При использовании высокого прессинга заметно сокращается пространство игроков, которые находятся в под опекой защитников. И игроку находящемуся с мячом, крайне сложно сделать пас вперед. Все возможные продолжения атаки перекрыты соперником. Это все конечно же, в теории, и при условии, что все 10 человек активно прессингуют и выполняют в точности установку тренера. Расположение каждого отдельно взятого игрока на поле имеет огромное значение. Из интервью Грэма Тэйлора:
Оборонительные игроки должны быть сконцентрированы на игре своей команды даже во время атакующих действий и во время владения мячом, а также предугадывать возможные потери и перемещения соперников.
Это вполне можно считать за истину, но Гвардиола, Лобановский, Михельс и другие известнейшие специалисты не раз заявляли о том, что для них на поле каждый из 11 игроков является защитником и каждый из них обязан участвовать и в прессинге и в процессе владения мячом.