Стихира что это такое в православии
Стихиры
Мы продолжаем знакомить наших читателей с богослужением Православной Церкви. Сегодня мы поговорим о стихирах – особых церковных песнопениях, передающих смысл и значение празднуемого события. Внимательно слушая их во время богослужения, христианин каждый раз может открывать для себя что-то новое и душеполезное в праздничной службе.
«Православное богослужение… Это великая сокровищница, в которой каждый найдет для себя свою драгоценную жемчужину. Богослов найдет здесь бездонные глубины богословия. Душа поэтичная найдет в этой сокровищнице высшую поэзию. Проповедник обретет неисчерпаемый источник для вдохновенных поучений. Молитвенник – образцы совершеннейших молитв. Церковь движима и управляется Духом Святым. И воистину Духом Святым создавался Богослужебный Устав Православной Церкви», – пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «О богослужении Православной Церкви».
В жизни православного христианина богослужение несет несколько функций: во-первых, участвуя в богослужении, человек выражает свое религиозное чувство, свое благоговение, сыновнюю любовь, поклонение Богу и служение Ему, откуда и название; во-вторых, через определенные священнодействия человек таинственно приобщается Божественной благодати, силы Божией, направляющей человека к достижению цели своей жизни – спасению души и познанию Истины, то есть, Самого Бога; в-третьих, внимательно слушая все, что читается и поется в храме, христианин глубже узнает свою веру. Учение о сокровенных тайнах веры, наставление в молитве и благочестивом образе жизни, рассказ о многообразных ликах святости – все это можно почерпнуть из текстов православных молитв и песнопений.
Немалая часть богослужебных текстов заимствована из Библии, преимущественно – из псалмов. Некоторые тексты непосредственно взяты из Евангелия («Песнь Богородицы», «Ныне отпущаеши»). Ряд молитв составлен безымянными авторами первых веков, а некоторые – прославленными отцами и учителями христианства. Среди них – свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, прпп. Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и др.
Богослужение включает в себя неизменяемые тексты, которые всегда повторяются в определенной последовательности и с неизменным содержанием, и изменяемые. И если первые формируют ежедневно повторяющийся суточный круг богослужения, то вторые добавляют в него содержание недельного и годового круга.
Виды стихир
К изменяемым песнопениям, которые передают смысл празднуемого события, относят стихиры. Они составлены по случаю события праздника, дня недели, памяти святого и предваряются стихом – запевом, взятым из Псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемому святому и сообщаются какие-то моменты его жития.
В древности под именем «стихиры» (τά στιχηρά) подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, отдельные стихи этих песен и были первоначальным обликом стихир. В наши дни стихиры чаще всего представляют собой самостоятельные тексты, посвященные празднуемому событию.
Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту в круге суточного богослужения. Это стихиры на «Господи, воззвах», литийные стихиры, стихиры на стиховнах, стихиры на «хвалитех». Еще существуют отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50 псалме на полиелее.
Как правило, стихиры поются группами, каждая из которых предваряется стихом из Псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», поэтому она называется иногда «славником». А на «И ныне и присно и во веки веков» поется всегда стихира в честь Божией Матери, и называется эта стихира – «Богородичен».
Стихиры на «Господи, воззвах»
Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи, воззвах» (точнее, псалмов 140, 141, 129 и 116). Как отмечает составитель «Толкового типикона» М. Скабалланович, «здесь ветхозаветный песенный материал вечерни постепенно переходит в христианский … по слову Христову: “не приидох разорити закон, но исполнити” (Мф. 5, 17)».
В настоящее время стихиры на «Господи, воззвах» входят в состав ежедневного вечернего богослужения. Количество их – шесть, восемь или десять – варьируется в зависимости от степени важности празднуемого события.
Последняя стихира в ряду стихир на «Господи, воззвах», которая поется на «И ныне» в субботу вечером, носит особое наименование: «догматик». Текст догматиков на восемь гласов написал прп. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Догматики служат лучшим подтверждением того, что богослужение по своему внутреннему содержанию есть храмовое исповедание христианских догматов, вероучения и нравоучения.
В догматике первого гласа раскрывается догмат Воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены. Догматик второго гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям. В догматике третьего гласа показан образ Рождения Господа, а вот цель Его Рождения и спасительное значение даны в догматике четвертого гласа. В догматике пятого гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы. Неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике шестого гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения. Сверхъестественность и таинственность Воплощения раскрыты в догматике седьмого гласа.
И, наконец, в последнем догматике – восьмого гласа – дано нам положительное и краткое изложение догмата Воплощения Христа: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе: от Девы бо Чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием. Един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего, Егоже моли, Мати Безневестная, помиловатися душам нашим».
Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины христианской веры.
Литийные стихиры
Эти стихиры обычно поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. Раньше в этот момент пелись стихиры, посвященные храмовому празднику или святому. Но в результате эволюции чина литии эти песнопения постепенно отошли на последний план. И на литии чаще всего поются стихиры праздника, в которых песнотворцы продолжают раскрывать тему праздничного события. Как это делает, к примеру, прп. Косма Маиумский в литийной стихире на Крещение Господне: «Одеваяйся светом яко ризою, нас ради по нам быти сподобился eсть, во струи одевается днесь Иoрданския: не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение. О чудесе! Без oгня изваряет и назидает без сокрушения, и спасает в Него просвещаeмыя, Христос Бог и Спас душ наших».
Стихиры «на стиховне», или «стиховны»
Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. Происхождение «стиховен» достаточно древнее. На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи, воззвах». Поются они на более изысканные гласы (третий, пятый, седьмой) и имеют наиболее художественные и трогательные напевы («Доме Ефрафов», «Егда от Древа»).
Из текста этих стихир мы узнаем все новые и новые подробности праздника: «Господу Иисусу, рождшуся в Вифлееме Иудейстем, от восток пришедше волсви, поклонишася Богу вочеловечшуся и сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато, яко Царю веков: и ливан, яко Богу всех: яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси языцы, приидите, поклонимся Рождшемуся, спасти души наша» (Стихира на стиховне праздника Рождества Христова, творение Анатолия, игумена Студийского).
Хвалитные стихиры
Они названы по имени «хвалитных псалмов» (Пс. 148, 149, 150). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, потому и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия.
В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянноскорбных стихир на «Господи, воззвах»; несколько более величественны стихиры стиховные, однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, что соответствует вечернему богослужению.
Утреня, начинающаяся с возгласа «Слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице …» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения и к моменту пения «хвалитных» достигает своего апогея. Это — самая торжественная часть утрени.
«Свет от Света, возсия мирови Христос Спас наш, явлейся Бог. Сему, людие, поклонимся. Како Тя, Христе, раби Владыку достойно почтим яко в водах всех нас обновил eси? Ты, во Иoрдане крещься, Спасе наш, воды освятил eси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй. Велие таинство явления Твоего. Чело-веколюбче Господи, слава Тебе. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воде, и душам сие очищение бывает, земное являемое и выше небес разумеваемое. Банею спасение, водою же Дух: погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудeсна дела Твоя, Господи, слава Тебе», – так восклицает свт. Герман, патриарх Константинопольский, автор хвалитной стихиры на Крещение Господне.
Значение стихир
Чтобы каждому из нас всей душой, умом и сердцем соединиться с небесно-земной Церковью в богослужении, очень важно и необходимо вникать в содержание церковных песнопений, углубляться в него. Прп. Серафим Саровский советовал своим духовным чадам изучать порядок богослужения и держать его в уме.
Богослужение имеет возвышающую, таинственную, великую силу. Воспринимаемое сознательно и с любовью, оно очищает сердца, укрепляет волю в добре, совершенствует, наполняет душу верой и любовью к Богу и соединяет с Небом в единой хвале Божией.
Правилом и неким идеальным образцом для совершения богослужения является Устав (Типикон). Но в условиях приходской жизни полное исполнение всех предписаний Типикона невозможно. Условия жизни современного человека обязывают священнослужителей соотносить требования Типикона с возможностями прихожан. Отсюда – неизбежное сокращение продолжительности богослужения на приходе.
Однако все мы должны понимать, что сокращение службы главным образом отражается на изменяемых песнопениях, в частности, на стихирах. И если в храме полиелейное богослужение, а то и всенощное бдение длится час – полтора, то это происходит в первую очередь за счет сокращения текстов, раскрывающих самую суть праздника. И праздничное богослужение в таком случае немногим отличается от рядовой будничной службы.
Также от нашего отношения к богослужению зависит не только наша духовная жизнь, но и будущее всей Церкви. Не только священнослужители, но и все верующие люди своим бережным отношением должны хранить православное богослужение и передавать его последующим поколениям христиан для духовного назидания.
Не услышав стихир, в которых проводится главная тема дня или воспоминаемого события, сокращенных ради краткости богослужения, мы теряем возможность через песнопения узнавать церковную веру, укрепляться в ней, получать назидание и наставление в благочестии и пути ко спасению. Мы должны стараться увидеть смысл богослужения, воспринять его внутреннюю логику и не просто приходить на службы, но жить ими.
У православных молитв есть разные названия — что они означают?
Зачем верующим столько разных молитв?
Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.
Что такое акафист?
Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».
Что такое канон?
Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.
Что такое ирмос?
Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.
Что такое тропарь?
Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.
Что такое кондак?
Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.
Что такое икос?
Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).
Что такое стихира?
Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Что такое кафизма?
Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.
Стихира
Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов, написанное, в оригинале, одним стихотворным размером, поющееся за богослужением после стихов из Священного Писания.
Число стихир на Всенощном бдении зависит от праздника, чем важнее праздник, тем больше стихир. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи воззвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В описании синайской утрени, то есть повествовании о посещении патр. Иерусалимским Софронием и Иоанном Моском преподобного Нила Синайского, уже упоминаются припевы на «Господи воззвах» (VI–VII вв.). Они называются в данном случае «тропарями». Название «стихира» еще долго не было твердо установившимся. В XV в., например, св. Симеон Солунский называет еще стихиры «тропарями». Полные списки Савваитского и Студийского уставов уже пользуются термином «стихира».
Древние стихиры были короче. Это видно особенно по первым стихирам на «Господи воззвах» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях.
Современный устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи воззвах». Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Великого Канона, то есть в среду 5 седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на «Господи воззвах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир; Студийско-Алексеевский устав – 9.
Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно:
Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина и, кроме того, в некоторых уставах студийских, в которых «стиховные стихиры» подписываются именем Дамаскина, эти первые три на «Господи воззвах» называются «древние».
Вторую группу стихир на «Господи воззвах» составляют т.н. «Анатолиевы» стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в., или патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4 гласа эти стихиры прямо надписаны: «творение Анатолиево». Но, как говорит Скабалланович, греческое слово άνατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: «Анатолиевы»; это по гречески было бы Áνατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как «восточные», как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках. Их не было и в Евергетидском Типике, но зато они попали в итало-сицилийские. «Восточные» стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа.
Третью группу стихир на «Господи воззвах» в субботу вечера составляют т.н. стихиры Павла Аморрейского (Основателя Евергетидского монастыря †1054). В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на «Господи воззвах», так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или предпразднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVIIв.
Последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наименование «Догматика», или иногда просто «догмата». Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения.
Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков.
Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры.
2. Литийные стихиры
Они поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры, которые и поются. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого.
Устав не указывает, какие именно. В службе 1 гласа добавлено, что поются, кроме храмовой стихиры, и стихиры Павла Аморейского (что и понятно, так как на своем месте на «Господи воззвах» они обычно вытесняются дневными стихирами Минеи), или что настоятель изволит.
3. Стихиры «на стиховне» или «стиховны»
Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. По Симеону Солунскому они названы так, ибо литийные стихиры не имеют стихов. В субботу вечера, например, к стиховнам служат припевом стихи:
(«Господи воззвах», на вечерне или «Всякое дыхание» на утрене)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Дому Твоему подобает святыня. Господи, в долготу дний».
В будние дни:
«К Тебе возведох очи мои. Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны».
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничтожения гордых».
На Успение Пресвятой Богородицы:
«Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея».
«Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея».
«Стиховные» стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».
На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи воззвах». Также и на праздники, в частности, на Пасху, на Рождество и др.
Происхождение «стиховен» достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там «Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи». «Стиховнами» они названы в уставах IX в. и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые «стихирами по алфавиту», напоминают первую главу трех стихир на «Господи воззвах». Приписываются они св. Иоанну Дамаскину, как о том свидетельствуют уставы студийские в южно-итальянской редакции и типики грузинские. Некоторые греческие иерусалимские уставы их именуют «восточные по алфавиту» (Доказательство того, что anatolika – не Анатолиевы, а восточные.).
4. Хвалитные стихиры
Хвалитные стихиры названы по имени «хвалитных псалмов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия. В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянно-скорбных стихир на «Господи воззвах»; несколько более величественны стихиры «стиховные», однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, как и соответствует вечернему богослужению. Утреня, начинающаяся тринитарной доксологией «Слава Святей, Единосущной…» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения, и к моменту хвалитных достигает своего апогея. Это – самая торжественная часть утрени.
Это заключительная часть утренней синагогальной молитвы (Скабалланович). С древнейших времен она входила в состав христианского утреннего богослужения, чему доказательством служит их наличие и в римо-католической утрени в виде laudes и у всех восточных диссидентов: коптов, армян, несториан, иаковитов. В утреннем богослужении VII века эти стихиры уже присутствуют под именем «тропарей». Позднейшие типики, как Константинопольский Студийский, так и Савваитский Иерусалимский их содержат. Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе – восемь.
Как особенно торжественные, эти стихиры имеют свой нарочитый «славник» в воскресные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Преблагословенна еси…» «Славник» носит особое наименование «евангельской» стихиры, так как подобно эксапостиларию (о чем ниже), он пересказывает содержание утреннего воскресного Евангелия. Автором их считают императора Льва VI Мудрого (886–911). Если почему-либо при сочетании праздника, имеющего свой «славник», евангельская стихира уступает ему место, то все же она не отпускается совсем. Ее положено исполнить в конце утрени, перед оглашением преп. Феодора Студита.