Стихира что это такое в православии

Стихиры

Стихира что это такое в православии. Смотреть фото Стихира что это такое в православии. Смотреть картинку Стихира что это такое в православии. Картинка про Стихира что это такое в православии. Фото Стихира что это такое в православииМы продолжаем знакомить наших читателей с богослужением Православной Церкви. Сегодня мы поговорим о стихирах – особых церковных песнопениях, передающих смысл и значение празднуемого события. Внимательно слушая их во время богослужения, христианин каждый раз может открывать для себя что-то новое и душеполезное в праздничной службе.

«Православное богослужение… Это великая сокровищница, в которой каждый найдет для себя свою драгоценную жемчужину. Богослов найдет здесь бездонные глубины богословия. Душа поэтичная найдет в этой сокровищнице высшую поэзию. Проповедник обретет неисчерпаемый источник для вдохновенных поучений. Молитвенник – образцы совершеннейших молитв. Церковь движима и управляется Духом Святым. И воистину Духом Святым создавался Богослужебный Устав Православной Церкви», – пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «О богослужении Православной Церкви».

В жизни православного христианина богослужение несет несколько функций: во-первых, участвуя в богослужении, человек выражает свое религиозное чувство, свое благоговение, сыновнюю любовь, поклонение Богу и служение Ему, откуда и название; во-вторых, через определенные священнодействия человек таинственно приобщается Божественной благодати, силы Божией, направляющей человека к достижению цели своей жизни – спасению души и познанию Истины, то есть, Самого Бога; в-третьих, внимательно слушая все, что читается и поется в храме, христианин глубже узнает свою веру. Учение о сокровенных тайнах веры, наставление в молитве и благочестивом образе жизни, рассказ о многообразных ликах святости – все это можно почерпнуть из текстов православных молитв и песнопений.

Немалая часть богослужебных текстов заимствована из Библии, преимущественно – из псалмов. Некоторые тексты непосредственно взяты из Евангелия («Песнь Богородицы», «Ныне отпущаеши»). Ряд молитв составлен безымянными авторами первых веков, а некоторые – прославленными отцами и учителями христианства. Среди них – свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, прпп. Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и др.

Богослужение включает в себя неизменяемые тексты, которые всегда повторяются в определенной последовательности и с неизменным содержанием, и изменяемые. И если первые формируют ежедневно повторяющийся суточный круг богослужения, то вторые добавляют в него содержание недельного и годового круга.

Виды стихир

К изменяемым песнопениям, которые передают смысл празднуемого события, относят стихиры. Они составлены по случаю события праздника, дня недели, памяти святого и предваряются стихом – запевом, взятым из Псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемому святому и сообщаются какие-то моменты его жития.

В древности под именем «стихиры» (τά στιχηρά) подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, отдельные стихи этих песен и были первоначальным обликом стихир. В наши дни стихиры чаще всего представляют собой самостоятельные тексты, посвященные празднуемому событию.

Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту в круге суточного богослужения. Это стихиры на «Господи, воззвах», литийные стихиры, стихиры на стиховнах, стихиры на «хвалитех». Еще существуют отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50 псалме на полиелее.

Как правило, стихиры поются группами, каждая из которых предваряется стихом из Псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», поэтому она называется иногда «славником». А на «И ныне и присно и во веки веков» поется всегда стихира в честь Божией Матери, и называется эта стихира – «Богородичен».

Стихиры на «Господи, воззвах»

Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи, воззвах» (точнее, псалмов 140, 141, 129 и 116). Как отмечает составитель «Толкового типикона» М. Скабалланович, «здесь ветхозаветный песенный материал вечерни постепенно переходит в христианский … по слову Христову: “не приидох разорити закон, но исполнити” (Мф. 5, 17)».
В настоящее время стихиры на «Господи, воззвах» входят в состав ежедневного вечернего богослужения. Количество их – шесть, восемь или десять – варьируется в зависимости от степени важности празднуемого события.

Последняя стихира в ряду стихир на «Господи, воззвах», которая поется на «И ныне» в субботу вечером, носит особое наименование: «догматик». Текст догматиков на восемь гласов написал прп. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Догматики служат лучшим подтверждением того, что богослужение по своему внутреннему содержанию есть храмовое исповедание христианских догматов, вероучения и нравоучения.

В догматике первого гласа раскрывается догмат Воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены. Догматик второго гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям. В догматике третьего гласа показан образ Рождения Господа, а вот цель Его Рождения и спасительное значение даны в догматике четвертого гласа. В догматике пятого гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы. Неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике шестого гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения. Сверхъестественность и таинственность Воплощения раскрыты в догматике седьмого гласа.

И, наконец, в последнем догматике – восьмого гласа – дано нам положительное и краткое изложение догмата Воплощения Христа: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе: от Девы бо Чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием. Един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего, Егоже моли, Мати Безневестная, помиловатися душам нашим».

Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины христианской веры.

Литийные стихиры

Эти стихиры обычно поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. Раньше в этот момент пелись стихиры, посвященные храмовому празднику или святому. Но в результате эволюции чина литии эти песнопения постепенно отошли на последний план. И на литии чаще всего поются стихиры праздника, в которых песнотворцы продолжают раскрывать тему праздничного события. Как это делает, к примеру, прп. Косма Маиумский в литийной стихире на Крещение Господне: «Одеваяйся светом яко ризою, нас ради по нам быти сподобился eсть, во струи одевается днесь Иoрданския: не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение. О чудесе! Без oгня изваряет и назидает без сокрушения, и спасает в Него просвещаeмыя, Христос Бог и Спас душ наших».

Стихиры «на стиховне», или «стиховны»

Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. Происхождение «стиховен» достаточно древнее. На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи, воззвах». Поются они на более изысканные гласы (третий, пятый, седьмой) и имеют наиболее художественные и трогательные напевы («Доме Ефрафов», «Егда от Древа»).

Из текста этих стихир мы узнаем все новые и новые подробности праздника: «Господу Иисусу, рождшуся в Вифлееме Иудейстем, от восток пришедше волсви, поклонишася Богу вочеловечшуся и сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато, яко Царю веков: и ливан, яко Богу всех: яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси языцы, приидите, поклонимся Рождшемуся, спасти души наша» (Стихира на стиховне праздника Рождества Христова, творение Анатолия, игумена Студийского).

Хвалитные стихиры

Они названы по имени «хвалитных псалмов» (Пс. 148, 149, 150). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, потому и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия.

В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянноскорбных стихир на «Господи, воззвах»; несколько более величественны стихиры стиховные, однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, что соответствует вечернему богослужению.

Утреня, начинающаяся с возгласа «Слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице …» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения и к моменту пения «хвалитных» достигает своего апогея. Это — самая торжественная часть утрени.

«Свет от Света, возсия мирови Христос Спас наш, явлейся Бог. Сему, людие, поклонимся. Како Тя, Христе, раби Владыку достойно почтим яко в водах всех нас обновил eси? Ты, во Иoрдане крещься, Спасе наш, воды освятил eси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй. Велие таинство явления Твоего. Чело-веколюбче Господи, слава Тебе. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воде, и душам сие очищение бывает, земное являемое и выше небес разумеваемое. Банею спасение, водою же Дух: погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудeсна дела Твоя, Господи, слава Тебе», – так восклицает свт. Герман, патриарх Константинопольский, автор хвалитной стихиры на Крещение Господне.

Значение стихир

Чтобы каждому из нас всей душой, умом и сердцем соединиться с небесно-земной Церковью в богослужении, очень важно и необходимо вникать в содержание церковных песнопений, углубляться в него. Прп. Серафим Саровский советовал своим духовным чадам изучать порядок богослужения и держать его в уме.

Богослужение имеет возвышающую, таинственную, великую силу. Воспринимаемое сознательно и с любовью, оно очищает сердца, укрепляет волю в добре, совершенствует, наполняет душу верой и любовью к Богу и соединяет с Небом в единой хвале Божией.

Правилом и неким идеальным образцом для совершения богослужения является Устав (Типикон). Но в условиях приходской жизни полное исполнение всех предписаний Типикона невозможно. Условия жизни современного человека обязывают священнослужителей соотносить требования Типикона с возможностями прихожан. Отсюда – неизбежное сокращение продолжительности богослужения на приходе.
Однако все мы должны понимать, что сокращение службы главным образом отражается на изменяемых песнопениях, в частности, на стихирах. И если в храме полиелейное богослужение, а то и всенощное бдение длится час – полтора, то это происходит в первую очередь за счет сокращения текстов, раскрывающих самую суть праздника. И праздничное богослужение в таком случае немногим отличается от рядовой будничной службы.

Также от нашего отношения к богослужению зависит не только наша духовная жизнь, но и будущее всей Церкви. Не только священнослужители, но и все верующие люди своим бережным отношением должны хранить православное богослужение и передавать его последующим поколениям христиан для духовного назидания.

Не услышав стихир, в которых проводится главная тема дня или воспоминаемого события, сокращенных ради краткости богослужения, мы теряем возможность через песнопения узнавать церковную веру, укрепляться в ней, получать назидание и наставление в благочестии и пути ко спасению. Мы должны стараться увидеть смысл богослужения, воспринять его внутреннюю логику и не просто приходить на службы, но жить ими.

Источник

У православных молитв есть разные названия — что они означают?

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Источник

Стихира

Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – мно­го­сти­шие) – бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, состо­я­щее из несколь­ких стихов, напи­сан­ное, в ори­ги­нале, одним сти­хо­твор­ным раз­ме­ром, пою­ще­еся за бого­слу­же­нием после стихов из Свя­щен­ного Писа­ния.

Число стихир на Все­нощ­ном бдении зави­сит от празд­ника, чем важнее празд­ник, тем больше стихир. Сти­хиры обычно раз­ли­чают по назва­нию псал­мов, с кото­рыми они свя­заны (сти­хиры на «Гос­поди воз­звах», сти­хиры на «Хва­ли­тех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на сти­ховне).

Совре­мен­ный цер­ков­ный Устав знает несколько видов стихир, раз­ли­чая их по месту, зани­ма­е­мому ими в круге суточ­ного бого­слу­же­ния. Это:

1. Сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»

Это те цер­ков­ные пес­но­пе­ния, что при­пе­ва­ются к отдель­ным стихам вечер­него псалма «Гос­поди воз­звах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В опи­са­нии синай­ской утрени, то есть повест­во­ва­нии о посе­ще­нии патр. Иеру­са­лим­ским Софро­нием и Иоан­ном Моском пре­по­доб­ного Нила Синай­ского, уже упо­ми­на­ются при­певы на «Гос­поди воз­звах» (VI–VII вв.). Они назы­ва­ются в данном случае «тро­па­рями». Назва­ние «сти­хира» еще долго не было твердо уста­но­вив­шимся. В XV в., напри­мер, св. Симеон Солун­ский назы­вает еще сти­хиры «тро­па­рями». Полные списки Сав­ва­ит­ского и Сту­дий­ского уста­вов уже поль­зу­ются тер­ми­ном «сти­хира».

Древ­ние сти­хиры были короче. Это видно осо­бенно по первым сти­хи­рам на «Гос­поди воз­звах» в Окто­ихе. Вообще со вре­ме­нем размер отдель­ных стихир непо­мерно воз­рас­тает, что осо­бенно заметно в наших сла­вян­ских, в част­но­сти рус­ских, про­из­ве­де­ниях.

Совре­мен­ный устав знает еже­днев­ное упо­треб­ле­ние стихир на «Гос­поди воз­звах». Коли­че­ство их варьи­рует в зави­си­мо­сти от сте­пени важ­но­сти празд­ну­е­мого собы­тия: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гав­ри­ила (26 марта) поется и один­на­дца­тая сти­хира с при­пе­вом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Вели­кого Канона, то есть в среду 5 сед­мицы Вели­кого Поста, к обыч­ным 6 сти­хи­рам добав­ля­ются еще и особые 24, поемые особым же напе­вом, так что в этот день на «Гос­поди воз­звах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Сту­дий­ский и Евер­ге­ти­дский Типи­коны имели на вос­кре­се­ние только 8 стихир; Сту­дий­ско-Алек­се­ев­ский устав – 9.

Из совре­мен­ных нам 10 стихир вос­крес­ной вечерни (точнее, поемых на Вели­кой вечерне в суб­боту) можно отме­тить три группы, а именно:

Первые 3 вос­крес­ные сти­хиры, наи­бо­лее крат­кие и, сле­до­ва­тельно, более древ­ние. Как заме­чает Ска­бал­ла­но­вич, их нельзя при­пи­сы­вать св. Иоанну Дамас­кину, как это обычно, по тра­ди­ции, дела­ется, так как они проще по содер­жа­нию, чем пес­но­пе­ния Дамас­кина и, кроме того, в неко­то­рых уста­вах сту­дий­ских, в кото­рых «сти­хов­ные сти­хиры» под­пи­сы­ва­ются именем Дамас­кина, эти первые три на «Гос­поди воз­звах» назы­ва­ются «древ­ние».

Вторую группу стихир на «Гос­поди воз­звах» состав­ляют т.н. «Ана­то­ли­евы» сти­хиры. Что значит это при­ла­га­тель­ное ска­зать не легко. Пред­по­ла­гают неко­то­рые, что это озна­чает имя автора, Ана­то­лия, сту­дий­ского игу­мена IX в., или пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского V века. В пользу этого мнения гово­рит то, что в Окто­ихе 4 гласа эти сти­хиры прямо над­пи­саны: «тво­ре­ние Ана­то­ли­ево». Но, как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич, гре­че­ское слово άνατολικά едва ли может быть пере­ве­дено, как это дела­ется в сла­вян­ских книгах на полях: «Ана­то­ли­евы»; это по гре­че­ски было бы Áνατολιακά, причем имя автора в над­пи­са­нии всегда выра­жа­ется роди­тель­ным паде­жом, а не при­ла­га­тель­ным. Пра­виль­нее было бы поэтому читать эти сти­хиры, как «восточ­ные», как это дела­ется в неко­то­рых редак­циях бого­слу­жеб­ных книг. Оче­видно, это ано­ним­ные сти­хиры, назван­ные так потому, что вошли, веро­ятно, впер­вые в службу в восточ­ных Иеру­са­лим­ских уста­вах, и не были известны в древ­ней­ших сту­дий­ских типи­ках. Их не было и в Евер­ге­ти­дском Типике, но зато они попали в итало-сици­лий­ские. «Восточ­ные» сти­хиры несколько длин­нее и содер­жа­тель­нее, чем первая группа.

Третью группу стихир на «Гос­поди воз­звах» в суб­боту вечера состав­ляют т.н. сти­хиры Павла Амор­рей­ского (Осно­ва­теля Евер­ге­ти­дского мона­стыря †1054). В гре­че­ских книгах этих стихир не поло­жено. Содер­жа­ние их пока­ян­ное. Они, в сущ­но­сти, по уставу, и не могут почти быть испол­нены на «Гос­поди воз­звах», так как всегда име­ются сти­хиры свя­того Минеи или отда­ния, или пред­празд­не­ства, кото­рые и встав­ля­ются, вместо стихир Павла Амор­рей­ского. В наших печат­ных Окто­и­хах они появи­лись очень поздно, в самом конце XVIIв.

Послед­няя сти­хира в ряду стихир на «Гос­поди воз­звах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наиме­но­ва­ние «Дог­ма­тика», или иногда просто «дог­мата». Автор их, по-види­мому, св. Иоанн Дамас­кин. По содер­жа­нию они вели­ко­лепны и исклю­чи­тельно богаты. Они служат лучшим под­твер­жде­нием того, что наше бого­слу­же­ние, по своему внут­рен­нему содер­жа­нию, есть хра­мо­вое испо­ве­да­ние в слух народа наших дог­ма­тов, нашего веро­уче­ния и нра­во­уче­ния.

Ска­бал­ла­но­вич пре­красно уста­нав­ли­вает вза­им­ную связь содер­жа­ния всех восьми дог­ма­ти­ков.

Таким обра­зом, при вни­ма­тель­ном слу­ша­нии этих поучи­тель­ных стихир, хри­сти­а­нин во время бого­слу­же­ния посвя­ща­ется в таин­ствен­ные глу­бины нашей веры.

2. Литий­ные сти­хиры

Они поются при выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей в при­твор на литию. В неко­то­рых празд­нич­ных после­до­ва­ниях поло­жены особые литий­ные сти­хиры, кото­рые и поются. Но в обыч­ный вос­крес­ный (недель­ный) день, когда нет ника­ких стихир на литии, они заме­ня­ются хра­мо­выми сти­хи­рами, т.е. в честь хра­мо­вого свя­того.

Устав не ука­зы­вает, какие именно. В службе 1 гласа добав­лено, что поются, кроме хра­мо­вой сти­хиры, и сти­хиры Павла Амо­рей­ского (что и понятно, так как на своем месте на «Гос­поди воз­звах» они обычно вытес­ня­ются днев­ными сти­хи­рами Минеи), или что насто­я­тель изво­лит.

3. Сти­хиры «на сти­ховне» или «сти­ховны»

Они названы так потому, что при­со­еди­ня­ются не к повсе­днев­ному псалму, а к особым стихам, при­уро­чен­ным к дан­ному дню или празд­нику. По Симеону Солун­скому они названы так, ибо литий­ные сти­хиры не имеют стихов. В суб­боту вечера, напри­мер, к сти­хов­нам служат при­пе­вом стихи:
(«Гос­поди воз­звах», на вечерне или «Всякое дыха­ние» на утрене)
«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся.
Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится.

Дому Твоему подо­бает свя­тыня. Гос­поди, в дол­готу дний».

В будние дни:
«К Тебе воз­ведох очи мои. Живу­щему на небеси. Се яко очи раб в руку гос­по­дий своих, яко очи рабыни в руку гос­пожи своей: тако очи наши ко Гос­поду Богу нашему, дон­деже ущед­рит ны».
«Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас, яко по многу испол­ни­хомся уни­чи­же­ния. Наи­паче напол­нися душа наша поно­ше­ния гобзу­ю­щих, и уни­что­же­ния гордых».

На Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы:
«Вос­кресни, Гос­поди, в покой Твой, Ты и кивот свя­тыни Твоея».
«Клятся Гос­подь Давиду исти­ною, и не отвер­жется ея».

«Сти­хов­ные» сти­хиры поются не только на вечерне, но также и на повсе­днев­ной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Испол­ни­хомся заутра мило­сти Твоея, Гос­поди, воз­ра­до­ва­х­омся и воз­ве­се­ли­хомся: во вся дни наша воз­ве­се­ли­хомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже виде­хом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди свет­лость Гос­пода Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».

На вечерне сти­хов­ные сти­хиры тор­же­ствен­нее и зна­чи­тель­нее по своему содер­жа­нию, чем сти­хиры на «Гос­поди воз­звах». Также и на празд­ники, в част­но­сти, на Пасху, на Рож­де­ство и др.

Про­ис­хож­де­ние «сти­хо­вен» доста­точно древ­нее. В синай­ской утрене VII века уже име­ется одна сти­ховна, назы­ва­е­мая там «Тро­парь на Свете Тихий или на Спо­доби Гос­поди». «Сти­хов­нами» они названы в уста­вах IX в. и встре­ча­ются уже в том же числе, что и в наше время. Вос­крес­ные сти­ховны, назы­ва­е­мые «сти­хи­рами по алфа­виту», напо­ми­нают первую главу трех стихир на «Гос­поди воз­звах». При­пи­сы­ва­ются они св. Иоанну Дамас­кину, как о том сви­де­тель­ствуют уставы сту­дий­ские в южно-ита­льян­ской редак­ции и типики гру­зин­ские. Неко­то­рые гре­че­ские иеру­са­лим­ские уставы их име­нуют «восточ­ные по алфа­виту» (Дока­за­тель­ство того, что anatolika – не Ана­то­ли­евы, а восточ­ные.).

4. Хва­лит­ные сти­хиры

Хва­лит­ные сти­хиры названы по имени «хва­лит­ных псал­мов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы при­зы­вают всю тварь к тор­же­ствен­ному про­слав­ле­нию Гос­пода, почему и при­уро­чен­ные к ним сти­хиры по содер­жа­нию тор­же­ственны и полны сла­во­сло­вия. В архи­тек­то­нике нашего суточ­ного круга это осо­бенно заметно и пока­за­тельно. Вечерня начи­на­ется с пока­янно-скорб­ных стихир на «Гос­поди воз­звах»; несколько более вели­че­ственны сти­хиры «сти­хов­ные», однако, все это в тонах вет­хо­за­вет­ных, про­об­ра­зо­ва­тель­ных, как и соот­вет­ствует вечер­нему бого­слу­же­нию. Утреня, начи­на­ю­ща­яся три­ни­тар­ной док­со­ло­гией «Слава Святей, Еди­но­сущ­ной…» и по суще­ству уже более близ­кая к ново­за­вет­ному бла­го­ве­стию, нарас­тает в своем настро­е­нии через весь канон и чтения, и к моменту хва­лит­ных дости­гает своего апогея. Это – самая тор­же­ствен­ная часть утрени.

Это заклю­чи­тель­ная часть утрен­ней сина­го­галь­ной молитвы (Ска­бал­ла­но­вич). С древ­ней­ших времен она вхо­дила в состав хри­сти­ан­ского утрен­него бого­слу­же­ния, чему дока­за­тель­ством служит их нали­чие и в римо-като­ли­че­ской утрени в виде laudes и у всех восточ­ных дис­си­ден­тов: коптов, армян, несто­риан, иако­ви­тов. В утрен­нем бого­слу­же­нии VII века эти сти­хиры уже при­сут­ствуют под именем «тро­па­рей». Позд­ней­шие типики, как Кон­стан­ти­но­поль­ский Сту­дий­ский, так и Сав­ва­ит­ский Иеру­са­лим­ский их содер­жат. Вос­крес­ные сти­хиры пред­пи­саны даже в уве­ли­чен­ном числе – восемь.

Как осо­бенно тор­же­ствен­ные, эти сти­хиры имеют свой наро­чи­тый «слав­ник» в вос­крес­ные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…» «Слав­ник» носит особое наиме­но­ва­ние «еван­гель­ской» сти­хиры, так как подобно экса­по­сти­ла­рию (о чем ниже), он пере­ска­зы­вает содер­жа­ние утрен­него вос­крес­ного Еван­ге­лия. Авто­ром их счи­тают импе­ра­тора Льва VI Муд­рого (886–911). Если почему-либо при соче­та­нии празд­ника, име­ю­щего свой «слав­ник», еван­гель­ская сти­хира усту­пает ему место, то все же она не отпус­ка­ется совсем. Ее поло­жено испол­нить в конце утрени, перед огла­ше­нием преп. Фео­дора Сту­дита.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *