Сти в транспортной безопасности что такое
Категории сил обеспечения транспортной безопасности
Категория 1 — работники СТИ, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры воздушного транспорта
Категория 2 — работники СТИ, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение ТБ на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве воздушного транспорта
Категория 3 — работники СТИ, подразделения ТБ, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением ТБ объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства воздушного транспорта
Категория 4 — работники, включенные в состав группы быстрого реагирования
Категория 5 — работники СТИ, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
Категория 6 — работники СТИ, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
Категория 7 — работники СТИ, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте
Категория 8 — иные работники СТИ, подразделения ТБ, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением ТБ объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства воздушного транспорта
Владимир Игоревич Ушаков
Транспортная безопасность. Аттестация ГБР. Дорожное хозяйство. Автомобильный и городской наземный электротранспорт. Тематические вопросы
Редактор Владимир Игоревич Ушаков
Редактор Николай Валентинович Могилевский
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Согласно Федерального закона №16 «О транспортной безопасности» работники сил обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации. Аттестация проводится специализированными аккредитованными организациями. Процесс аттестации условно можно разбить на теоретическую и практическую части. Аттестуемому лицу необходимо ответить на тематические вопросы и выполнить практические задания. Материал предназначен для специалистов автомобильного и городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства. В представленных материалах даны ответы на тематические вопросы, вынесенные для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности – работников, назначенных в группы быстрого реагирования подразделений транспортной безопасности. В каждом ответе в начале приведен нормативно-правовой документ, на основании которого он построен.
Принятые сокращения
АНВ – акт незаконного вмешательства;
ВВ – взрывчатое вещество;
ГБР – группа быстрого реагирования;
ЗТБ – зона транспортной безопасности;
ИП – индивидуальный предприниматель;
КПП – контрольно-пропускной пункт;
КЭ – критический элемент;
ОТБ – обеспечение транспортной безопасности;
ОТИ – объект транспортной инфраструктуры;
ОУ – оценка уязвимости;
ПДНП – первичная доврачебная неотложная помощь;
ПП – постановление Правительства;
ПТБ – подразделение транспортной безопасности;
СТИ – субъект транспортной инфраструктуры;
ТБ – транспортная безопасность;
ТК – транспортный комплекс;
ТС – транспортное средство;
ФЗ – Федеральный закон;
ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти.
Тематические вопросы
1. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
16—ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. (далее по тексту – 16-ФЗ) Ст. 2 «Цели и задачи ОТБ».
Целями обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса (ТК), защита интересов личности, общества и государства в сфере ТК от актов незаконного вмешательства (АНВ).
Основными задачами ОТБ являются:
1) нормативное правовое регулирование в области ОТБ;
2) определение угроз совершения АНВ;
3) оценка уязвимости (ОУ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС);
4) категорирование ОТИ и ТС;
5) разработка и реализация требований по ОТБ;
6) разработка и реализация мер по ОТБ;
7) подготовка и аттестация сил ОТБ;
8) осуществление федерального госконтроля (надзора) в области ОТБ;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности (ТБ);
10) сертификация технических средств ОТБ
2. Транспортная безопасность, СТИ, ОТИ, ТС, АНВ
16 – ФЗ Ст.1 «Общие понятия».
Транспортная безопасность – состояние защищённости ОТИ и ТС от АНВ.
Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП) и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.
Объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя:
автомобильные вокзалы и станции;
тоннели, эстакады, мосты;
объекты систем связи, навигации и управления движением ТС;
участки автомобильных дорог, а также иные обеспечивающие функционирование ТК здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ.
Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
ТС автотранспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; ТС городского наземного электрического транспорта.
3. Обеспечение транспортной безопасности
16—ФЗ Ст.4 «Обеспечение транспортной безопасности».
ОТБ ОТИ и ТС возлагается на СТИ, если иное не установлено 16—ФЗ и другими ФЗ РФ.
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) обеспечивают ОТБ в соответствии с компетенцией установленной 16—ФЗ и другими ФЗ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в ОТБ в соответствии с компетенцией установленной 16—ФЗ, другими ФЗ.
СТИ, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) ТС обязанности по ОТБ ТС в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с ОТБ перевозки.
ОТИ и ТС, ОТБ которых осуществляется исключительно ФОИВ, определяются ФЗ и нормативными актами РФ.
Обеспечение защиты от АНВ, в том числе от терактов, строений, сооружений, зданий, не отнесенных в соответствии с 16—ФЗ к ОТИ и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) ОТИ, осуществляется в соответствии с 16—ФЗ с учетом категории соответствующего ОТИ. Порядок обеспечения защиты таких объектов от АНВ, в том числе от терактов, определяется Планом ОТБ.
4. Уровни безопасности ОТИ и ТС. Основные мероприятия по усилению защиты ОТИ при их объявлении (установлении)
Постановление Правительства (ПП) РФ от 10.12.2008 г. №940 «Об уровнях безопасности ОТИ и ТС и порядке их объявления (установления)»:
уровень №1 – степень защищенности ТК от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность ТК;
уровень N 2 – степень защищенности ТК от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность ТК;
уровень N 3 – степень защищенности ТК от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность ТК.
Уровень безопасности ОТИ и ТС №1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Уровни безопасности ОТИ и ТС №2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются СТИ на основании:
решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ либо Министра транспорта РФ (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер АНВ в деятельность ТК;
решения Министра внутренних дел РФ либо Министра транспорта РФ (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер АНВ в деятельность ТК.
Уровни безопасности ОТИ и ТС №2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) ОТИ и ТС.
5. Требования по ОТБ, каким нормативным правовым актом установлены и на кого распространяются?
16—ФЗ Ст. 8 «Требования по ОТБ».
6. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с ОТБ
16—ФЗ Ст.10 «Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с ОТБ».
Работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица:
Имеющие непогашенную или не снятую судимость за совершение умышленного преступления.
Страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения, в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией.
Досрочно прекратившие полномочия по госдолжности или уволенные с госслужбы… связанные с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь госслужащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий, или увольнения прошло менее чем три года.
В отношении которых по результатам проверки в соответствии с 3—ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ (недоверие полиции, члены организованной преступной группы).
Внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с 115—ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
Сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ.
Имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ.
Не прошедшие в порядке, установленном в соответствии с 16—ФЗ подготовку и аттестацию сил ОТБ.
Подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических или психотропных средств без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Сти в транспортной безопасности что такое
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 1.5 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) аэродромы и аэропорты;
(пп. «ж» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 7.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;
(п. 11 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Транспортная безопасность. Материалы для подготовки к аттестации
Представленные материалы подготовлены с целью подготовки к аттестации работников подразделений транспортной безопасности автотранспротных предприятий.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная безопасность. Материалы для подготовки к аттестации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Основные положения Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»
зона транспортной безопасности (ЗТБ) — ОТИ, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по ОТБ устанавливается особый режим прохода (проезда) ФЛ (ТС) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;
соблюдение транспортной безопасности — выполнение ФЛ, следующими либо находящимися на ОТИ или ТС, требований, установленных Правительством;
аттестация сил ОТБ — установление соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства о транспортной безопасности в целях принятия СТИ решения о допуске (невозможности допуска) сил ОТБ к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы;
аттестующие организации — ЮЛ, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, определяемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или осуществляющих такую работу, в целях проверки СТИ сведений, предусмотренных пунктами 1—7 части 1 статьи 10 16-ФЗ, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил ОТБ;
категорирование ОТИ и ТС — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий;
компетентные органы в области ОТБ — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ;
обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере ТК, соответствующих угрозам совершения АНВ;
объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) — технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование ТК здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством;
органы аттестации — компетентные органы в области ОТБ, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области ОТБ и уполномоченные ими на аттестацию сил ОТБ;
оценка уязвимости (ОУ) ОТИ и ТС — определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ;
перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
подразделение транспортной безопасности (ПТБ) — осуществляющие защиту ОТИ и ТС от АНВ (в том числе на основании договора с СТИ) подразделения ведомственной охраны ФОИВ в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;
силы ОТБ — лица, ответственные за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, ТС, включая персонал СТИ или ПТБ, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ или ТС;
грузы повышенной опасности — опасные грузы, отнесенные Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды;
специализированные организации в области ОТБ — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, устанавливаемом Правительством, для проведения ОУ ОТИ и ТС;
субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании;
Количество поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представлены на Рис. 1.
Рисунок 1. Количество поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
транспортная безопасность — состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ;
транспортные средства (ТС) — устройства, предназначенные для перевозки ФЛ, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) ТС автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от АНВ устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 16-ФЗ;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) ТС городского наземного электрического транспорта;
транспортный комплекс — объекты и СТИ, ТС;
уровень безопасности — степень защищенности ТК, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
Система транспортной безопасности представлена на Рис. 2.
Рисунок 2. Система транспортной безопасности
Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
1. Целями ОТБ являются устойчивое и безопасное функционирование ТК, защита интересов личности, общества и государства в сфере ТК от АНВ.
2. Основными задачами ОТБ являются:
1) нормативное правовое регулирование в области ОТБ;
2) определение угроз совершения АНВ;
4) категорирование ОТИ и ТС;
5) разработка и реализация требований по ОТБ;
6) разработка и реализация мер по ОТБ;
7) подготовка и аттестация сил ОТБ;
8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области ОТБ;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое ОТБ;
10) сертификация технических средств ОТБ.
Принципы обеспечения транспортной безопасности
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области ОТБ;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие СТИ, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Обеспечение транспортной безопасности
1. ОТБ ОТИ и ТС возлагается на СТИ, перевозчиков, если иное не установлено 16-ФЗ и иными федеральными законами.
2. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной 16-ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в ОТБ в соответствии с компетенцией, установленной 16-ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
4. СТИ, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) ТС обязанности по ОТБ ТС в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
5. ОТИ и ТС, ОТБ которых осуществляется исключительно ФОИВ, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства.
6. Обеспечение защиты от АНВ, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с 16-ФЗ к ОТИ, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) ОТИ, осуществляется в соответствии с 16-ФЗ с учетом категории соответствующего ОТИ. Порядок обеспечения защиты таких объектов от АНВ, в том числе террористических актов, определяется планом ОТБ соответствующего ОТИ.
Функции организаций по обеспечению транспортной безопасности представлены на Рис. 3.
Рисунок 3. Функции организаций по обеспечению транспортной безопасности
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
1. Порядок проведения ОУ ОТИ и ТС устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. ОУ ОТИ проводится специализированными организациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.
2.1. ОУ ТС проводится СТИ либо специализированными организациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.
3. Результаты проведенной ОУ ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области ОТБ.
4. Сведения о результатах проведенной ОУ ОТИ и ТС являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной ОУ ОТИ и ТС, указанных в 16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
1. ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных 16-ФЗ.
2. Количество категорий и критерии категорирования ОТИ и ТС устанавливаются в порядке, определяемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
3. Категорирование ОТИ и ТС осуществляется компетентными органами в области ОТБ.
4. Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области ОТБ в порядке, устанавливаемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
5. ОТИ и ТС, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
1. В целях принятия мер по ОТБ устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
2. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность ТК устанавливаются Правительством РФ.
Требования по обеспечению транспортной безопасности
1. Требования по ОТБ по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, для различных категорий ОТИ и ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Требования являются обязательными для исполнения СТИ и перевозчиками.
2. Требования по ОТБ ОТИ по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения застройщиками ОТИ.
3. Требования по ОТБ объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ЮЛ, ИП и ФЛ, являющимися собственниками либо владеющими указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями) на ином законном основании.
4. Требования по соблюдению транспортной безопасности для ФЛ, следующих либо находящихся на ОТИ или ТС, по видам транспорта устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ФЛ, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на них.
Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
1. На основании результатов проведенной ОУ ОТИ и (или) ТС СТИ разрабатывают планы ОТБ ОТИ и (или) ТС и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов ОУ направляют их на утверждение в компетентные органы в области ОТБ. Порядок разработки указанных планов устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС определен приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. №34 (Рис. 4).
Рисунок 4. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС
2. Планы ОТБ ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области ОТБ. Реализация планов ОТБ ОТИ и (или) ТС осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом ОТБ.
3. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ и ТС, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ и ТС, указанных в части 2 статьи 4 16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
4. Реализация планов ОТБ ОТИ или ТС осуществляется СТИ и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, СТИ совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Утверждение результатов ОУ и планов ОТБ ОТИ и ТС являются государственными услугами. Структурные схемы предоставления данных государственных услуг представлены на Рис. 5.
Рисунок 5. Структурные схемы предоставления государственной услуги по утверждению результатов ОУ и планов ОТБ ОТИ и ТС
Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности
1. Работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ;
5) внесенные в перечень организаций и ФЛ, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ;
7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
8) не прошедшие в порядке, установленном 16-ФЗ, подготовку и аттестацию сил ОТБ;
9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
1.1. Проверка сведений, указанных в части 1 статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, проводится СТИ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
1.2. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, в целях проверки СТИ сведений, указанных в пунктах 1—7 части 1 статьи, осуществляется органами аттестации, аттестующими организациями с учетом особенностей, предусмотренных порядком аттестации сил ОТБ.
Информационное обеспечение в области транспортной безопасности
1. В целях осуществления мер по ОТБ уполномоченным Правительством РФ ФОИВ создается единая государственная информационная система ОТБ, являющаяся собственностью РФ.
2. Информационная система состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале ТС (Рис. 7).
3. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС формируются на основании информации, предоставленной:
1) СТИ и перевозчиками;
2) федеральными органами исполнительной власти;
3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам ОТБ.
4. Информационные ресурсы единой государственной информационной системы ОТБ являются информацией ограниченного доступа.
Рисунок 7. Автоматизированная централизованная база персональных данных о пассажирах и персонале ТС
5. При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) ТС передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат следующие данные:
1) фамилия, имя, отчество;
3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);
4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);
5.1. При бронировании проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат передаче данные, предусмотренные пунктами 1—5 части 5 статьи.
5.2. При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 статьи.
5.3. Для персонала ТС (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежит информация о занимаемой должности в экипаже ТС.
5.4. Информация о персонале (экипаже) ТС, указанная в части 5.3 статьи, передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС по завершении формирования экипажей ТС, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления ТС.
5.5. В случае изменения (дополнения) состава экипажа ТС сведения о включенных в состав экипажа ТС лицах передаются в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС незамедлительно, но не позднее момента отправления ТС.
6. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством РФ ФОИВ.
6.1. Передача сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС осуществляется на русском языке и (или) языке, на котором составлен документ, удостоверяющий личность и предъявляемый при оформлении, бронировании проездного документа (билета), формировании списка пассажиров, формировании персонала (экипажа) ТС. Особенности передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС с использованием русского языка и (или) языка, на котором составлен такой документ, устанавливаются порядком формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, а также предоставления содержащихся в них данных.
6.2. Уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, могут быть установлены дополнительные сведения, передаваемые в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, применительно к отдельным видам транспорта.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности
1. Федеральный госконтроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными ФОИВ (органы госконтроля (надзора)) согласно их компетенции в соответствии с законодательством в порядке, установленном Правительством.
2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок ЮЛ, ИП, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3—6 статьи.
3. Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня:
1) госрегистрации СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ;
2) окончания проведения последней плановой проверки.
4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения СТИ, перевозчиком, застройщиком ОТИ выданного органом госконтроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований по ОТБ;
2) поступление в органы госконтроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, ЮЛ, информации от органов госвласти (должностных лиц органов госконтроля (надзора), органов местного самоуправления, из СМИ о фактах возникновения угрозы совершения АНВ в деятельность ТК или нарушений СТИ, перевозчиками, застройщиками ОТИ требований по ОТБ;
3) совершение АНВ в деятельность ТК, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу ФЛ и ЮЛ;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа госконтроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента или Правительства либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
5. Внеплановая выездная проверка деятельности СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ может быть проведена органом госконтроля (надзора) по основанию, указанному в пункте 2 части 4 статьи, после согласования с органом прокуратуры, а по основанию, указанному в пункте 3 части 4 статьи, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля», без согласования с органом прокуратуры.
6. Предварительное уведомление СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части 4 статьи, не допускается.
Права и обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности
1. СТИ и перевозчики имеют право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченных ФОИВ информацию по вопросам ОТБ;
2) вносить в ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по ОТБ.
2. СТИ и перевозчики обязаны:
1) незамедлительно информировать в порядке, установленном ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС;
2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных ФОИВ об устранении нарушений требований по ОТБ;
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении АНВ, установлении причин и условий, способствующих их совершению.
4) предоставлять в компетентные органы в области ОТБ полную и достоверную информацию для проведения категорирования.
3. СТИ и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области ОТБ в соответствии с законодательством.
Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности
1. Подготовка сил ОТБ осуществляется в порядке, устанавливаемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Силы ОТБ подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил ОТБ компетентные органы в области ОТБ имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством.
3. В целях принятия решения об аттестации сил ОТБ органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства о транспортной безопасности.
Порядок аттестации приведен на Рис. 8.
Рисунок 8. Порядок аттестации
4. Перечень отдельных категорий сил ОТБ устанавливается порядком аттестации сил ОТБ.
5. Требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физподготовки отдельных категорий сил ОТБ устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
6. ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по представлению компетентных органов в области ОТБ могут устанавливаться в части, не противоречащей 16-ФЗ, особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ применительно к отдельным видам транспорта.
7. К аттестации сил ОТБ не допускаются лица, имеющие ограничения на выполнение работ, непосредственно связанных с ОТБ, установленные пунктами 1—7 части 1 статьи 10 16-ФЗ.
8. Функции, предусмотренные частью 3 статьи, осуществляются органами аттестации, аттестующими организациями на основании публичного договора, заключенного с СТИ, ПТБ, иной организацией, ИП, выполняющими работы (оказывающими услуги) в целях исполнения СТИ требований по ОТБ, или с аттестуемым лицом.
9. Аккредитация ЮЛ в качестве ПТБ осуществляется ФОИВ, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации ЮЛ в качестве ПТБ и требования к ним устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
10. Порядок формирования и ведения реестра органов аттестации, порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных ПТБ, порядок формирования и ведения реестра выданных свидетельств об аттестации сил ОТБ, а также предоставления содержащихся в нем данных устанавливаются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности
1. В случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, установленными в соответствии со статьей 8 16-ФЗ, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ.
2. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ возлагается на СТИ и (или) перевозчиков.
4. В ходе досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, проводятся наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ, направленные на выявление ФЛ, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. По результатам наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ принимается решение о проведении дополнительного досмотра.
5. В ходе дополнительного досмотра в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию ФЛ, ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у ФЛ, в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.
6. При получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ в целях выявления ФЛ, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ, проводится повторный досмотр в целях ОТБ.
8. Технические средства ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио — и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях ОТБ) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств ОТБ и порядок их сертификации определяются Правительством.
9. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ проводятся уполномоченными лицами из числа работников ПТБ.
11. Лица, отказавшиеся от досмотра, в ЗТБ не допускаются.
12. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.
13. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
6. Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
10. В случае, если полномочия единоличного исполнительного органа СТИ, являющегося хозяйственным обществом, передаются коммерческой организации (управляющей организации) или ИП (управляющему), договор о передаче указанных полномочий должен предусматривать ответственность управляющей организации или управляющего за соблюдение требований по ОТБ, предъявляемых 16-ФЗ к такому СТИ.