Стать козлом отпущения что значит
Кто такой козёл отпущения, и что делать, если тебя им нарекли
Педагог-психолог. Помогу разобраться в себе; Донесу мысль о том, что жи.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Случалось ли в детстве, что родители вымещали на тебе свою злость и недовольство этим миром? А позже, на работе, перекладывали ли на тебя ответственность за чужие ошибки? Либо в отношениях партнёр никогда не был виноват, а виновата кругом была ты?
Если да, и таких ситуаций больше (и, более того, ты с ними согласна), то ты приняла на себя роль «козла отпущения».
Выражение «козёл отпущения» пришло из Ветхого Завета. Во время одного праздничного обряда иудеи приводили в Иерусалимский храм жертвенного козла, символически возлагали на него свои грехи и отпускали бродить по пустыне. Обряд был чисто символическим, но выражение прижилось.
Роль козла отпущения
Любые здоровые отношения строятся на взаимоуважении и равенстве всех участников, будь то семья или рабочие отношения.
И если один из участников становится «боксёрской грушей», а другие объединяются вокруг него, то гармония уже невозможна.
Абъюз и токсичность – весомые поводы для того, чтобы пересмотреть своё поведение и научиться защищаться, как минимум, психологически.
Три самых заметных качества козла отпущения
Козла отпущения можно легко узнать по низкой самооценке. Это саморазрушающее качество можно наблюдать у всех, кто принял данную роль. Они уже морально готовы, что их не собираются уважать и воспринимать всерьез, потому что чувствуют, что недостойны этого всего. Чаще всего причиной этому является обстановка в семье или травмы детства, в котором к ним относились крайне неуважительно.
Хотя козёл отпущения и ощущает отсутствие собственной ценности, он обладает огромным желанием превзойти других людей, занять статус в коллективе повыше. Его не принимают и отвергают. Козёл отпущения и не против, он готов быть отверженным, но при этом ущемлённая амбициозность шепчет, что он должен всех превзойти.
Кто такой козёл отпущения?
Но тут и происходит самое интересное. Те, кто загнали человека в роль козла отпущения, объединяются и идут против, желая поставить «обнаглевшую» боксёрскую грушу на место. Зачем тому, кто не ценит себя, внезапно понадобилось лезть на самый верх?
Как когда-то на козле отпущения вымещали обиду на весь мир, так и он теперь стал обижен. Он не питает к окружающим людям ни любви, ни уважения. Ещё одно качество, характеризующее данную нишу людей. Разрываемые внутренним конфликтом, они грезят о том, что начнут относиться к окружающим так, как они относятся к ним на протяжении всей их нелёгкой и несправедливой жизни.
Немедленно избавляйся негатива
Первый шаг к решению любой проблемы – осознание этой проблемы. Необходимо признать её и ни в коем случае не начинать себя грызть, а настраиваться на долгую и упорную работу.
Как бы тяжело тебе не было, если ты нашла себя в вышеуказанных признаках, а так же считаешь, что «я вечно всем мешаю», «если бы не я, другим бы было легче» и т.д., то будь максимально честна с собой. Попытайся понять, что заставляет тебя оставаться в этой роли.
Может, ты боишься одиночества? А может, не привыкла принимать решения самостоятельно и думаешь чужой головой? Или ты находишься в абьюзивных отношениях, и не можешь их разорвать из-за материальной зависимости?
Что бы ты не выбрала, ситуация указывает на глубокие внутренние проблемы, связанные с твоей личностью. Распутай узлы этих проблем и тебе станет легче дышать. Пойми, что выйти из роли «козла отпущения» невозможно, пока ты бежишь от ответственности за свою жизнь и поступки.
Вот несколько конкретных шагов, которые помогут тебе сбросить тяжёлую шкуру козла:
Самые важные отношения в твоей жизни – отношения с самой собой. Брось все свои усилия на то, чтобы твои ощущения, чувства и мысли стали значимыми для тебя, обрели вес в твоей картине мира и стали ценными для тебя самой.
Так же, для мотивации можно посмотреть несколько фильмов, посвящённых теме «козёл отпущения». Просматривая их можно увидеть, каким стадом могут быть другие люди, и какой невероятной стойкостью обладает главный герой, который выстоял в этой, казалось бы, неравной схватке.
Фото Giulia May on Unsplash
Небольшой список фильмов
Всегда помни, что жизнь у тебя одна, а время – самый ценный ресурс. И нельзя тратить этот ресурс на абьюзы, токсичность и саморазрушение. Только счастье, гармония и возможность жить ярко стоят твоего безраздельного внимания. Принимай на себя только те роли, которые не будут заставлять тебя обесценивать себя и терять самоуважение.
Люби себя, выстраивай отношения с собой, и ты увидишь, что и другие начнут относиться к тебе иначе. А если не начнут, то просто выкинь этих людей из своего круга общения. Дай им остаться наедине со своей желчью и высокомерием.
Кто такой «Козёл отпущения»? Значение фразеологизма
В нашей культуре любые сравнения с рогатым скотом воспринимаются крайне недружелюбно.
Фразеологизм «козёл отпущения» звучит так нелестно, что хочется поскорее заглянуть в словарь или обратиться к нашему источнику, чтобы узнать, кто же это такой.
Значение фразеологизма
Фразеологический оборот «козёл отпущения» обычно произносится в адрес человека, наказанного за проступок, которого не совершал.
Обвиняя несчастного без суда и следствия, его делают крайним, в то время как настоящий виновник остаётся безнаказанным.
Когда раздражённая жена, вернувшись с работы, где её весь день нервировали и упрекали, принимается ворчать на мужа, тот с полным правом может сказать: «Прекрати ругаться! Нашла козла отпущения…»
На политической арене жертвенным животным чаще всего становится народ.
Сильные мира сего решают вопросы собственной крутизны, развязывают войны, возводят пирамиды и дворцы – и всё это за счёт простых безымянных человечков.
Если что, мы сами выбрали свой исторический путь, а значит, заслужили то, что заслужили.
Происхождение фразеологизма
Впервые с повествованием о злополучном козле мы сталкиваемся на страницах Ветхого Завета при описании еврейского праздника Йом Киппур, дня очищения.
В этот день иудеи приводили к храму двух жертвенных козлов, тельца и барана. Бросали жребий, по которому выбирали одного из козлов. Его оставляли в живых и отводили в сторону. Остальной скот приносили в жертву.
Над козликом, оставленным в живых, совершался ритуал возложения на него грехов всего еврейского народа. После их перечисления к рогам зверя привязывали алую ленту и отправляли его в безводную пустыню, подальше от людских глаз.
Там несчастного ожидала гибель от голода и жажды. Второй кусок ленты привязывали к воротам, через которые выходило животное. Считалось, что искупительная жертва принята и грехи народа прощены, если лента приобретала белый цвет.
Ритуалы перекладывания всего дурного, позорного на кого-то или что-то с целью освобождения от собственных внутренних демонов существовали практически в любой культуре: в Древней Греции во время знаменитых дионисийских шествий, на Руси, когда на ярмарках начинались пляски скоморохов, переодетых в козлиные шкуры, и во многих других народных празднествах.
Античные мистерии уступили место христианству, в котором с идеей искупительной жертвы стали связывать Иисуса Христос. Он именуется Агнцем Божьим. Его дар людям доброволен и несёт Спасение.
Так, трансформируясь во времени, образ сакрального козла дошёл до наших дней и полностью утратил высокий смысл. Теперь он связывается только с обидой «без вины виноватого»; никакого подвига в том, чтобы стать им, современный человек не видит.
Синонимичные выражения
В русском языке у древнего фразеологизма есть синоним английского происхождения: «мальчик для битья».
Короче и фамильярней невинно наказанного можно назвать:
Есть и ещё выражение недоумения: «Что я, рыжий?», переводящееся примерно как «А почему именно я?». Наверное, приблизительно такой вопрос задал бы жертвенный козёл, если бы у него открылся дар речи.
Так или иначе, быть виноватым за других – состояние не самое приятное, поэтому, услышав столь обидное наименование, постарайтесь выпутаться из сетей, расставленных злоумышленниками, с достоинством.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
«Козел отпущения». Кто им становится и почему?
В любом сообществе есть люди, которые находятся наверху иерархической лестницы. Они уважаемы, влиятельны, пользуются авторитетом. Также есть особая роль, которая условно названа «козлом отпущения». Тому, кто по каким-то причинам попадает в эту нишу, бывает не так легко выбраться из нее. В чем причины появления это роли?
Любой коллектив устроен так, что в какой-то степени ему нужен кто-то, на кого можно сливать негативные эмоции и иногда делать виноватым в общих проблемах. Особенно это ярко проявляется в неблагополучных, конфликтных коллективах, иногда в семьях. Подходящая кандидатура невольно попадает в определенные ситуации, а остальные члены коллектива, не сговариваясь, ведут себя соответствующим образом — возлагают вину за что-то на данного человека и относятся с некоторым пренебрежением. Знакома ситуация?
Дело в том, что такой человек используется как громоотвод негативных эмоций и выполняет в какой-то степени важную для коллектива функцию. К сожалению, все люди несовершенны и порой испытывают потребность в том, чтобы переложить долю ответственности на другого человека или обстоятельства. И здесь возникает человек, которого общность превращает в «козла отпущения».
Однако далеко не каждого человека можно поместить в данную роль. Иногда эта роль приклеивается к человеку, часто на длительное время, а иногда потенциальный кандидат на эту роль делает что-то, что выталкивает его из этой роли, несмотря на все попытки коллектива.
Давайте разберемся, какие качества человека позволяют поместить его в эту роль, а какие нет.
Одним из основных качеств, которые можно наблюдать у всех «козлов отпущения», является низкая самооценка. Они как бы сами готовы, чтобы к ним относились весьма неуважительно, поскольку чувствуют себя такими. Причиной могут являться неблагоприятные отношения в семье или другие травматические переживания в коллективах сверстников.
У любого человека, попавшего в роль «козла отпущения», наряду с отсутствием ощущения своей ценности есть очень сильное желание занять высокий статус в коллективе, ощущать свое превосходство над другими. Это желание возникает как противовес истинному положению среди людей — неприятию, отвержению. Другими словами это можно назвать ущемленной амбициозностью, когда основной потребностью становится не столько желание занять высокое место в иерархии, а стремление превосходить других, проявляя отвержение.
А дальше происходит самое интересное. Как относятся окружающие к тому, кто, с одной стороны, не ценит себя, а с другой, хочет чувствовать превосходство над окружающими? Такой человек вызывает неуважение и желание «поставить его на место», чем в дальнейшем коллектив с удовольствием и занимается, удовлетворяя уже свои потребности.
Неуважение к другим людям.
«Козел отпущения» обижен на весь мир и окружающих людей и не испытывает к ним уважения, и тем более любви. Это еще одна характеристика людей, попавших в эту нишу. Они безуспешно пытаются решить внутренний конфликт, мечтая когда-нибудь относиться к окружающим так, как сейчас окружающие относятся к ним.
Итак, в любом коллективе каждый человек вступает в определенные взаимодействия. Характер этого взаимодействия определяется качествами человека, благодаря которым оно может быть позитивным или негативным.
Козел отпущения
Многим, должно быть, интересно происхождение выражения «козел отпущения». Этот термин происходит из Книги Левит.
«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16:21–22).
То есть дословно «козел отпущения» означает козла, «отпущенного в пустыню».
Обряд отсылания козла был необходим, потому что израильский народ не мог продолжать общение со Всевышним до тех пор, пока грехи и преступления, отделявшие от Него, не были «изгнаны». В отличие от жертвоприношений, которые символизировали искупление грехов отдельных людей, целью изгнания козла было символическое возложение грехов всего израильского народа и «отпущение» их туда, откуда они происходили — в пустыню, которая в Священном Писании считалась прибежищем демонов.
Этот порядок, описанный в Книге Левит для народа Израиля, находит свое отражение и в нашей ежедневной жизни — я имею в виду использование «козлов отпущения». Когда мы поступаем неправедно, то не всегда можем сами вынести тяжесть вины за свои поступки.
Здесь-то мы и прибегаем к помощи «козлов отпущения». Возлагая свои грехи на кого-то или что-то, перекладывая с себя ответственность, мы надеемся освободиться от непосильной тяжести вины.
Как это происходит? Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли».
Так редко можно услышать «Прости, что срываюсь на тебе, мне нет оправдания», или что-то подобное. Мы «принимаем» вину и сразу же, «на одном дыхании», ее перекладываем. Внешние обстоятельства (нагрузки, стрессы) и другие люди (например, дети) становятся нашими козлами отпущения. Мы с легкостью объясняем свои плохие поступки собственным психологическим состоянием (депрессией, недомоганием и др.), вместо того, чтобы признаться себе в том, что на самом деле это лишь условия, которые могут располагать к определенному поведению.
Например, постоянная боль, которую я испытываю из-за болезни, не является оправданием моей раздражительности. Моя боль может расположить меня к злости, но ничто не может меня разозлить само по себе. Есть соблазн вести себя определенным образом вследствие определенных внешних условий, но за свои поступки отвечаю я сам.
В этом-то и проблема. Большую часть времени мы не справляемся с бременем этой ответственности. Нам требуется козел отпущения, и, так или иначе мы часто находим его, во всяком случае, на некоторое время. Со временем, когда мы вновь и вновь поступаем несправедливо, нам требуются новые козлы отпущения, чтобы снова переложить ответственность за свои дела.
Подобно другим неправедным наклонностям в душе человека, выбор козлов отпущения — это естественный инстинкт, который используется для достижения противоестественных целей. Правда заключается в том, что мы оказываемся не в состоянии нести тяжесть своих плохих поступков, но не понимая этого, мы разрушаем себя. Если не на кого переложить вину, она начинает отравлять нас.
Мы нуждаемся в козлах отпущения, но это не могут быть другие люди (друзья, родные, коллеги) или обстоятельства — они помогают лишь на время, и это неизбежно разъединяет нас с самим собой и окружающим миром, приводит к отчуждению, изоляции и духовной смерти.
Кто или что в таком случае может быть козлом отпущения? В соответствии с Православным толкованием Ветхого завета, указания Левита не являются всего лишь социальной, психологической или даже религиозной методикой обращения с грехом. Скорее они представляют собой прообраз самопожертвования Иисуса Христа. Сам Христос является искупительным агнцем, который «Телом Своим вознес грехи наши на крест» (1 Пет. 2:24) в пустыне «за городскими стенами» (Евр. 13:13).
Как человек, Иисус может понять человеческую слабость и принять бремя, которое мы возлагаем на Него. Как Бог, Он прощает грехи, которые мы исповедуем Ему. С Христом мы не просто «вытряхиваем свой мусор на чужой двор», но отправляем его в небытие.
И в этом понимании Господь не является просто Богом, которому мы поручаем нашу жизнь и волю, чтобы Он удовлетворял наши эмоциональные, духовные и материальные потребности. Мы точно так же можем передать Ему свои грехи! И когда мы сталкиваемся с условиями, которые побуждают нас поступать неправедно, то мы можем сказать: «Я не хочу нести это бремя, я хочу, чтобы Ты нес его, я перекладываю его на Тебя». Невозможно постичь, как наш невероятно любящий Господь дает нам такую возможность, но это действительно так. Не нужно пытаться понять это. Все, что нам нужно — принять это.
Источник: Православная Церковь Св. Эйдена, Кранбрук, Канада.
Перевод с английского Наталии Налютиной специально для портала «Православие и мир».
Что значит выражение «Козел отпущения»
Козел отпущения – человек, на которого возложили вину и ответственность за действия других людей с целью скрыть настоящих виновных. Он вынужден нести ответственность за чужие проступки.
Сегодня это часто используемый инструмент пропаганды в борьбе с инакомыслием. Козлом отпущения могут даже назначить целое государство.
Как возникло выражение
В древности евреи проводили обряды отпущения своих грехов. Организовывалось собрание, на которое приводили двух козлов. Первого забивали как жертвоприношение богам – считалось, что его кровь усмиряла божий гнев. Ко второму прикасались, чтобы передать на него свои грехи без исповеди и покаяния. После этого козла отпущения грехов или прогоняли в пустыню, или сбрасывали со священной скалы Азазель, чтобы он навсегда унес с собой вину и позор людей.
В дальнейшем процедура отпущения грехов стала использоваться и в христианской вере. Например, можно было обратиться к священнику, который за определенную плату отпускал грехи. Популярна была торговля индульгенциями у римских пап. В языческих религиях такого обычая не было.
«Козел отпущения» в психологии
Сегодня козлами отпущения могут называть людей, которые привыкли быть «грушами для битья». Чаще всего это люди-жертвы, которые зависимы от чужих слов и мнения окружающих, постоянно извиняться за принесенные другим «неудобства», не переносят критики в свою сторону.
Считается, что модель жертвенного поведения закладывается еще в детстве. Если родители постоянно выплескивали на ребенка агрессию и недовольство жизнью, то он вырастает с ощущением того, что во всем виноват он. Во взрослом возрасте человеку приходится прилагать сознательные действия, чтобы избавиться от жертвенного поведения, учиться быть независимым, не брать на себя ответственность за чужие чувства и поступки.