Староверы кто они такие в наше время
Староверы — это те, кто верит «неправильно»?
Староверы: история раскола
На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.
Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.
Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?
Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.
Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.
Образ жизни
Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.
«Поповцы» и «Безпоповцы»
Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.
В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.
О староверах на Правмире:
Фильмы о староверах:
Староверы — отличие от православных
Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.
Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.
Староверы — кто они такие
Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.
Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.
Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.
Обычаи и традиции староверов
Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.
С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.
Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».
Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.
Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.
Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.
Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.
Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.
Есть ли сегодня староверы в России
В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.
Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.
Какой крест у староверов
В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.
Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.
Как крестятся староверы
В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.
Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».
На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.
Где находятся поселения староверов
Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.
Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.
В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.
Почему староверов называли беспоповцами
Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.
Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.
Какая у староверов Библия
Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.
В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.
Чем отличаются староверы от православных христиан
Главная разница заключается в следующем:
Заключение
Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви — вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.
А плоды православной церкви — это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.
«Они живут для высшей цели». Разговор с антропологом о современных старообрядцах
Почему произошел этот раскол? Как жили старообрядцы в царской России, при Советах, и как живут сейчас? Эти вопросы NewsNN задал антропологу, автору проекта «Кержаки» Маргарите Алмазовой.
Что такое раскол?
Раскол — очень сложная тема, сейчас интерес к ней возрастает. Само событие произошло в XVII веке, но предпосылки были и ранее. Во времена царствования Алексея Михайловича (Тишайшего) был организован кружок «ревнителей древнего благочестия», который занимался вопросами веры и устранения ошибок в церковных книгах. Книжная справа — редактирование богослужебных книг — одна из причин раскола (разница переводов, ошибки при переписывании и пр.).
Суть раскола в том, что патриарх Никон предложил принять греческий устав, который был сформирован гораздо позднее, чем византийский. Русь была крещена, унаследовав именно второй. Но Византия пала под натиском Османской империи, и как таковой церковный устав сохранялся только на территории Руси. Но был еще и греческий устав. Греки придерживались несколько иных канонов, также называя себя православными. Вот их традиции и предлагал принять Никон.
Расхождения касались следующий ритуалов: на Руси ходили «по солнцу», по новому уставу — против солнца, на Руси говорили два раза «аллилуйя», греки — три. Крестились двумя перстами, а по новому уставу надлежало — тремя. «Исус» писали с одной «и», а стали с двумя — «Иисус». Эти и другие догматические вещи — еще одна причина раскола. Нужно понимать, что для религиозных людей «раскол”- одно из самых страшных событий в жизни.
Почему сейчас такое внимание к расколу? Потому что сейчас схожее время — время, когда одно отмирает, и на смену ему приходит другое. Перемены не могут не волновать. Мы в входим в новую цифровую эру, не осознав еще своего положения, статуса и места в жизни.
Как живут современные старообрядцы России
Многим, наверное, до сих пор неизвестно, что, начиная, с середины XVII века внутри русского народа начала формироваться некая «альтернативная Россия» в виде старообрядческого движения. Старообрядцы, не принявшие религиозные реформы патриарха Никона, жили отдельной самостоятельной жизнью, формировали собственные конфессионально-этнические анклавы, имели отличные привычки, обряды и нравы – и при этом все же оставались частью русского народа. В начале ХХ века в Российской империи проживало от 2 200 000 до 4-5 миллионов старообрядцев (точное число трудно установить в связи с тем, что старообрядцы во время переписи населения часто избегали указывать свою конфессиональную принадлежность). По некоторым оценкам, в настоящее время в России проживает около двух миллионов старообрядцев.
Самоназвание
Изначально старообрядцы в основном именовали себя «православными християнами», свою веру – «правой верой». Внешние термины, которыми называли не подчинившихся реформам Никона православных верующих – такие как «раскольники», «раскольщики», «брынская вера», «старообрядцы», «староверы» – поначалу ими не принимались. Лишь позднее термины «старообрядцы» и «староверы» стали использоваться ими и как самоназвание, принятое в качестве основного названия и в наши дни. При этом РПЦ Московской патриархии зачастую презрительно именуется старообрядцами «никонианской» или «никонианами», намекая на ее происхождение от реформатора Никона.
Основные течения
Не признававшееся властями старообрядческое движение было вынуждено вести полуподпольное существование. По этой причине само движение изначально было расколото на десятки различных групп и общин с разными правилами и обрядами. В настоящий момент среди староверов действуют несколько основных направлений.
Наиболее значимым является РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь, иначе также называемая Белокриницкая иерархия, названная так по месту ее основания – местечку Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Возглавляет ее митрополит Корнилий, а общины находятся во многих городах мира. РПСЦ – это поповское согласие, признающее священство. Другим значимым направлением является Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ является беспоповской церковью; ее духовные лидеры именуют себя «наставниками», а не священниками.
Значительную роль играют также и единоверцы – старообрядцы, соблюдающие дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Прочие согласия и группы старообрядцев крайне незначительны. По мнению одного из современных историков старообрядчества Дмитрия Урушева «не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев».
География расселения старообрядцев
Традиционный быт современных старообрядцев России
Многие удаленные от центра России старообрядческие общины до сих пор продолжают вести традиционный образ жизни, мало чем отличающийся от образа жизни их предков. В Сибири, на Урале, Туве и некоторых других районах до сих пор можно встретить целые деревни, заселенные мужчинами с длинными бородами, в домотканых рубахах навыпуск, с женщинами в платках и длинных традиционных платьях. Конечно, в большинстве таких деревень уже есть электричество, мобильная связь, телевизор и даже интернет, но несмотря на это, их обитатели продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни, двуперстно креститься, отрицать брадобритие и соблюдать древнее благочестие.
В подобных деревнях мало пьют и почти совсем не курят. Впрочем, если зайти вглубь лесов, вдаль от таких удаленных деревень, то там до сих пор можно найти уже совсем традиционные старообрядческие скиты, в которых не будет ни электричества, ни телефонов и вообще никаких следов современной жизни. Правда, число таких скитов сокращается с каждым днем.
Следует также предупредить читателя, что к «никонианам», да и вообще к посторонним в таких традиционных поселениях относятся достаточно подозрительно и, порой, даже неприязненно и агрессивно: многовековые преследования не могли не оставить свой след на образе мыслей жителей таких сел, всегда связывавших появление «чужака» с угрозой для собственной жизни.
Жизнь старообрядцев мегаполиса
Как посещать старообрядцев
Если вы захотите посетить старообрядческий храм вашего города, будьте готовы к весьма холодному приему, а также соблюдайте ряд предписаний. Мужчинам всегда надо иметь закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, женщинам – юбку, платье с длинными рукавами и платок.
Зайдя в старообрядческую церковь после начала службы (лучше всего прийти на нее утром в воскресенье), станьте у входа, не пытайтесь пройти вперед и – очень важно – не креститесь и не пытайтесь молиться. Крещение трехперстием и неверное поведение во время молитвы может оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.
Кроме того, будьте также готовы к тому, что на входе вас могут спросить зачем вы сюда пришли, а в беспоповский храм РДЦ вас, скорее всего, вообще не захотят впустить. Иногда, напротив, можно зайти в храм тогда, когда там нет службы, но тогда вы упустите самое главное – возможности полюбоваться традициями наших предков в той форме, в какой они существовали до середины XVII века.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Староверы в XXI веке: как они живут
В начале ХХ века в Российской империи проживало от 2 200 000 до 4-5 миллионов староверов, но точное число трудно установить, т.к. многие скрывали свою принадлежность к старообрядчеству. В наше время в России проживает около 2 миллионов.
Самоназвание
Изначально старообрядцы в основном именовали себя «православными християнами», свою веру – «правой верой». Внешние термины, которыми называли не подчинившихся реформам Никона православных верующих – такие как «раскольники», «раскольщики», «брынская вера», «старообрядцы», «староверы» – поначалу ими не принимались. Лишь позднее термины «старообрядцы» и «староверы» стали использоваться ими и как самоназвание, принятое в качестве основного названия и в наши дни. При этом РПЦ Московской патриархии зачастую презрительно именуется старообрядцами «никонианской» или «никонианами», намекая на ее происхождение от реформатора Никона.
Основные течения
Не признававшееся властями старообрядческое движение было вынуждено вести полуподпольное существование. По этой причине само движение изначально было расколото на десятки различных групп и общин с разными правилами и обрядами. В настоящий момент среди староверов действуют несколько основных направлений.
Наиболее значимым является РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь, иначе также называемая Белокриницкая иерархия, названная так по месту ее основания – местечку Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Возглавляет ее митрополит Корнилий, а общины находятся во многих городах мира. РПСЦ – это поповское согласие, признающее священство. Другим значимым направлением является Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ является беспоповской церковью; ее духовные лидеры именуют себя «наставниками», а не священниками.
Значительную роль играют также и единоверцы – старообрядцы, соблюдающие дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Прочие согласия и группы старообрядцев крайне незначительны. По мнению одного из современных историков старообрядчества Дмитрия Урушева «не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев».
География расселения старообрядцев
Избегая преследований царского правительства, старообрядцы поначалу старались расселяться максимально далеко от центров власти. По этой причине общины староверов можно было встретить в самых удаленных областях русского севера и Сибири, западных губерниях, Прибалтике и многих других окраинных районах. Впрочем, позднее, с ослабеванием преследований, старообрядческие общины обосновались и в центральной России. Кроме того, многие старообрядцы так и вовсе покинули территорию ставшей для них опасной родины, выехав за рубеж – в Османскую Турцию, Румынию, Канаду, Южную Америку и многие другие страны.
Выехавшие в эти страны старообрядцы по сей день хранят свой традиционный уклад и говорят на архаичном варианте русского языка, на котором разговаривали их предки. В настоящий момент основным центром старообрядчества в России является, пожалуй, община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве, где в одном месте сосредоточено сразу несколько принадлежащих старообрядцам церквей и магазинов, кладбище, а также жилые дома. Именно туда, пожалуй, стоит поехать тому, кто желает воочию посмотреть на традиции старообрядцев.
Традиционный быт современных старообрядцев России
Многие удаленные от центра России старообрядческие общины до сих пор продолжают вести традиционный образ жизни, мало чем отличающийся от образа жизни их предков. В Сибири, на Урале, Туве и некоторых других районах до сих пор можно встретить целые деревни, заселенные мужчинами с длинными бородами, в домотканых рубахах навыпуск, с женщинами в платках и длинных традиционных платьях. Конечно, в большинстве таких деревень уже есть электричество, мобильная связь, телевизор и даже интернет, но несмотря на это, их обитатели продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни, двуперстно креститься, отрицать брадобритие и соблюдать древнее благочестие.
В подобных деревнях мало пьют и почти совсем не курят. Впрочем, если зайти вглубь лесов, вдаль от таких удаленных деревень, то там до сих пор можно найти уже совсем традиционные старообрядческие скиты, в которых не будет ни электричества, ни телефонов и вообще никаких следов современной жизни. Правда, число таких скитов сокращается с каждым днем.
Следует также предупредить читателя, что к «никонианам», да и вообще к посторонним в таких традиционных поселениях относятся достаточно подозрительно и, порой, даже неприязненно и агрессивно: многовековые преследования не могли не оставить свой след на образе мыслей жителей таких сел, всегда связывавших появление «чужака» с угрозой для собственной жизни.
Жизнь старообрядцев мегаполиса
А как ведут себя старообрядцы – жители крупных метрополий, таких как Санкт-Петербург или Москва? По-разному. Многие из них и в Москве стараются носить традиционную одежду и не брить бороду. С другой стороны, зайдя в столичный старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там современно одетых верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Некоторые из современных старообрядцев предпочитают некоторый компромиссный вариант: в течение рабочей недели носят обычную одежду, а посещая храм – переодеваются в традиционную.
Такие современные старообрядцы пользуются и мобильной связью, и интернетом, и даже имеют свои собственные журналы, книги, издательства, сайты и интернет-форумы. Необходимо также отметить, что наряду со старообрядцами, впитавшими старую веру, что называется, «с молоком матери», значительное число современных староверов составляют также и неофиты, искавшие истинную веру – и нашедшие ее в форме старообрядчества. Несмотря на то, что старообрядцы в принципе не ведут миссионерской деятельности, в старую веру порой вступают представители совсем других стран и религий: так, совсем недавно первый старообрядческий приход был открыт, ни много ни мало, в Уганде.
Как посещать старообрядцев
Если вы захотите посетить старообрядческий храм вашего города, будьте готовы к весьма холодному приему, а также соблюдайте ряд предписаний. Мужчинам всегда надо иметь закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, женщинам – юбку, платье с длинными рукавами и платок.
Зайдя в старообрядческую церковь после начала службы (лучше всего прийти на нее утром в воскресенье), станьте у входа, не пытайтесь пройти вперед и – очень важно – не креститесь и не пытайтесь молиться. Крещение трехперстием и неверное поведение во время молитвы может оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.
Кроме того, будьте также готовы к тому, что на входе вас могут спросить зачем вы сюда пришли, а в беспоповский храм РДЦ вас, скорее всего, вообще не захотят впустить. Иногда, напротив, можно зайти в храм тогда, когда там нет службы, но тогда вы упустите самое главное – возможности полюбоваться традициями наших предков в той форме, в какой они существовали до середины XVII века.