Староладожский и новоладожский каналы зачем построили
Ладожские каналы
На территории России имеются далеко не молодые искусственные водные системы, каналы. К сожалению, эта тема не афишируется даже среди историков. Хотя, масштабы работ в них такие, что давно пора показать эти масштабные стройки прошлого или возвести их в ранг «Достояний истории страны». Но сколько-то подробной информации про них Вы не найдете. К таким объектам относятся Ладожские каналы, которые входят в еще более масштабную систему.
Как видно, от р.Волхов до р.Невы вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Или почему бы п.Волхов не соединить с р.Кобонь? Пусть даже через шлюзы? Это было бы намного короче. Давайте смотреть и разбираться.
Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера – два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский:
Еще одна карта этого канала
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».
В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
Вот так это представляют историки
После затягивания работ первоначальным подрядчиком Скорнякова-Писаревым и после его отстранения от этой стройки, летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и весной 1731 года по нему начали ходить суда. Строительство и перестройка шлюзов шли вплоть до 1833 г.
В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.
В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по Старому Ладожскому каналу полностью прекратилось и поэтому были построены новые гранитные шлюзы в Шлиссельбурге. В Новой Ладоге установили паровые насосы (производительностью 310 м³ в сутки), которые перекачивали воду из Волхова в канал.
В том же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов углубления канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение работ. В связи с этим Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал своими силами, но уже без шлюзов и с габаритами: ширина по зеркалу
36 м, по дну — 26 м, глубина при самом низком уровне в озере — 1,8 м.
Строительство началось 28 мая 1861 года, и 1 сентября 1866 года канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяженность 110 км. Сметная стоимость 4,6 млн руб. В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.
Посмотрев по гугл-картам эти два канал, увидел, что они идут гораздо восточнее р.Вохов – до притоков р.Свирь! Получается, старые карты не точны или оба Старо-Ладожский канал продлили?
Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал – это надежный фарватер. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке – данных нет. И это настораживает.
Предлагаю проследить путь Ладожских каналов с востока, от р.Свирь до р.Невы (в обратную сторону их строительства).
Вот такой вид в этом месте имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы учаcтками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье
Высота берегов – очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники!
А это мост через Ново-Ладожский канал в д.Загубье.
Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19в. А это его начало! Объем строительства Беломор-канала не идет в эти сравнения.
Каналы подходят к Ладожскому озеру
Многие фотографии Ново-Ладожского канала, представленные здесь, сделаны с теплохода Москва-212 в 2010г. В 2011г. здесь впервые за последние десятилетия прошел экскурсионный теплоход с проходом через всю Мариинскую систему каналов: от Волги до Невы
Старый канал 60° 21′ 41.46″ N 32° 40′ 53.07″ E
Мост между двух каналов. Ссылка на место
Старый канал в этом месте. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно – можно сделать его вполне судоходным для небольших судов
Каналы, проходящие у Ладожского озера и множество мелиоративных мелких каналов в лесу. Может быть, это сейчас здесь тайга, а в прошлом были поля, как показано на карте в самом начале статьи?
Вот такой вид в лесу имеют эти мелкие каналы
Местами оба канала идут совсем близко друг к другу.
Между двух каналов. Фотография июль 2008 года.
Каналы пересекают реку Сясь
Старый канал в районе р.Сясь
На канале с т/х Москва-212
Береговое укрепление на Новом канале
Каналы в районе Новой Ладоги.
Старый канал в районе Новой Ладоги
Новый канал в Новой Ладоге
Новоладожский канал, вид с понтонного моста
Двигаемся далее на запад:
Старый канал. Высота берегов большая, а значит и земляных работ
Новый канал. Каналы почти не отличимы
И вот первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка
Написано, что это гранитный водоспуск.
Водоспуск в Ладожское озеро в районе д.Дубно – Дубенский водоспуск
» alt=»»>
В этом месте Старый канал обмелел.
А севернее Новый канал судоходен
Старый канал в Шлиссельбурге, откуда он и начинается
Местами имеет гранитное обрамление
Новый канал рядом со Шлиссельбургом
Несколько фотографий Старо-Ладожского канала:
Старый и Новый каналы
Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18в., да и в начале 19в. он тоже не кажется обычным, т.к. официально еще нет паровой землекопательной техники. Вручную, пусть даже силами тысч человек – это выкопать… я не представляю себе как! А ведь всех этих людей нужно не только прокормить, но и разместить на ночлег. Было много деревень? Возможно. Но вопросов к этому процессу грандиозной стройки – огромное количество. И к тому же, эту стройку 18в. опять приписали самому реформаторскуму царю всей истории России – Петру I. А объем земляных работ в Старо-Ладожском канале – соспоставим со строительством современного С-Петербурга.
Дноуглубительные работы на канале проводились в начале 20в.:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
Оригинал взят у el_tolstyh в КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
285 лет назад, 12 мая 1731 года, открылось судоходство по Ладожскому каналу. Грандиозная для XVIII столетия «стройка века» началась ещё в 1719 году при Петре I, а закончилась при Анне Иоанновне. На тогдашнем «каналстрое» трудились тысячи «стройбатовцев» — отправленных на земляные работы солдат. Но зачем понадобилось вообще копать канал вдоль берега озера? Как он выглядит сегодня? Используется ли?
Два канала
Сегодня вдоль берега Ладоги существуют уже целых два канала длиной по 117 и 110 километров — старый, «петровский» называется Староладожским, более поздний, прорытый в 1861-1866 годах — Новоладожским. Рыть их пришлось, потому что один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через известное своими штормами Ладожское озеро и в иные годы здесь шло ко дну до тысячи (!) хлипких судёнышек. В настоящее время Староладожский канал уже непригоден для судоходства, он практически весь «зарос» и имеет вид, хоть как-то напоминающий канал только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. По Новоладожскому каналу и сегодня возможно движение маломерных и среднемерных судов.
MODELMAN: Новоладожский канал
На самом деле, часть интриги была утеряна заранее: местные речники сказали капитану, когда он отправил им запрос еще до круиза, что Новоладожский канал используется, вполне проходим и проблем быть не должно. Также было ясно, что по Староладожскому не пройти ни при каких условиях.
Впрочем, нельзя же везде быть исключительно первыми: сама возможность пройти по такому уникальному гидротехническому сооружению представлялась чрезвычайно привлекательной. Вообще, примерно к Новоладожскому каналу я задумался вот над какой философской идеей: за прохождение каждого из этих каналов по отдельности я был бы готов заплатить много денег и потратить много времени.
Надо сказать, что нынешнее состояние Новоладожского канала — это победа цивилизации над безлюдностью. Я не имею в виду «победу» как что-то ультрапозитивное, просто надо констатировать факт: в Ленинградской области достаточно дачников, чтобы на Новоладожском канале была довольно активная жизнь, и не было опасностей вроде «застрять в безлюдном месте без связи», как на Онежском канале.
Канал какое-то время идёт по безлюдным местам, а потом вновь начинаются деревеньки и дачки. Встречный катер «Патрульный-1».
Понтону в деревне Загубье из-за нас и «Патрульного-1» пришлось минут за десять открываться дважды.
За Загубьем — снова лесная часть. Почему-то много деревьев попадало в воду, и приходится иногда лавировать. А в этом месте (это Шурягские Караулки, если не ошибаюсь) впервые видно Староладожский канал, который иногда проходит совсем рядом.
Много всяких каналов в Новой Ладоге. Похоже, это Староладожский канал. И, похоже, тут не пройти.
Старая Ладога. Там мы встали на ночёвку.
Но прорыть канал вокруг Ладоги — это было еще «полдела», ведь нужен был ещё и канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балтийский канал, а его предшественником стала так называемая «Мариинская водная система», о строительстве которой мечтал также ещё Петр I. Но Петру помешал недостаток денег и строителей — к прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Ново-Мариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и за ними также приходилось следить — рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т.д.)
SIBVED: Ладожские каналы
. От реки Волхов до реки Нева вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Давайте смотреть и разбираться.
Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера — два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский. В начале XVIII века Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал — это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке — данных нет. И это настораживает.
Вот такой вид имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы участками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье
Высота берегов — очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники. Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19 века. А это его начало! Объем строительства Беломорканала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?
Мост между двух каналов.
Старый канал. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно — можно сделать его вполне судоходным для небольших судов Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место
Первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту
Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18 века, объем земляных работ в Старо-Ладожском канале сопоставим со строительством Санкт-Петербурга.
История Шлиссельбурга
Вдоль побережья Ладожского озера, с юго-восточной до юго-западной части, на некотором удалении, протекают Старый и Новый ладожские каналы. Оба они параллельны между собой.
На Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная обстановка. Канал входит в состав Волго-Балтийского водного пути и поддерживается НЛРВПиС (Невско-Ладожский район водных путей и судоходства). Канал открыт для маломерных судов с небольшой осадкой. В 4-х километрах от устья расположен слип. Глубина и ширина канала от слипа до реки Невы позволяет проходить боле крупным судам. Берега частично заросли камышом, но стабильное течение поддерживает чистоту. В Шлиссельбурге левый берег канала оборудован причалами и круглогодично на них базируются суда речного флота. Новоладожский канал отдалён от Ладожского озера в среднем на 500 метров.
Длина канала – около 110 км. Исток – р. Свирь, устье – р. Нева.
Староладожский канал
Строительство канала началось в 1719 году, при царе Петре I. В то время намерение поддержки торговли через Балтику с Европой было проблематичным без расширения водных путей. Строительство Староладожского канала (Императора Петра Великого, Петровского) было предначертано буйным нравом Ладожского озера. Переход судов по озеру являлся одним из самых трудных и небезопасных — частые штормовые ветра на Ладоге были причиной гибели большого множества кораблей с грузом. На тонувших судах, кроме купеческих товаров, проходивших транзитом в Балтийское море, перевозились товары, необходимые для интенсивно застраивающейся в то время северной столицы. Петербургу были необходимы в больших количествах продовольствие и строительные материалы.
Длина Новоладожского канала по проекту составляла 111 км, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в истоке Нева, где река берет своё начало из Ладожского озера. Канал проектировался без шлюзов, с глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера. 19 сентября 1718 г. Петр I издаёт указ по проведению подготовительного этапа стройки.
В указе сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».
В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но война с Персией вынудила отозвать эти части, да и внимание Петра I было отвлечено. Царский контроль над строительством ослаб. По возвращении из военного похода в феврале 1723 г. Петр I вновь уделил должное внимание строительству канала. Осенью 1723 г. Петр I лично посетил места строительства канала и осмотрел проведенные работы. Он был очень недоволен медленными темпами работ и многочисленными техническими нарушениями и просчетами. По результатам осмотра Григорий Скорняков-Писарев и шлюзовые мастера-немцы были отстранены от дел и арестованы за «неискусное ведение дел». На должность главного мастера и руководителя работ был назначен генерал-лейтенант Бурхарт-Христофор фон Миних.
С назначением Миниха исполнение всех земляных работ было возложено на военных. И уже летом 1725 г. к строительству канала были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). Бурхарт-Христофор фон Миних смог улучшить снабжение стройки, были значительно улучшены бытовые условия рабочих, стали вовремя выплачивать жалование. Строительные работы возобновились с прежней силой.
Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, предложил усовершенствовать проект канала. Для того, что бы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2.1 метра были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.
Строительство Староладожского канала, было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра I.
Канал питался водой из рек и специально устроенных с его южной стороны прудов-резервуаров. В некоторых местах укреплённые работой берега были уложены плиткой. Регулирующие водоспуски строили речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озерные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска излишней воды осенью в ладожское озеро. «Зюйдские» водоспуски строили на реках впадающих в канал и каналах прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков. Все водоспуски служили мостами на «бечевнике». «Бечевником» называлась дорога для лошадей, которых впоследствии использовали на канале для проводки судов и барж. Водоспуски отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. При некоторых водоспусках в конце XVIII века были построены двухэтажные каменные караульные дома. Так же, в течении XVIII века, обновлялись и заменялись новыми шлюзы, водоспуски, мосты. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитными блоками и приобрели архитектурное изящество. Эти сооружения украсили близлежащие ландшафты, которые до этого были совсем дикими.
За неустанные заботы о строительстве канала и значительные успехи на заключительном этапе постройки канала Екатерина I пожаловала Миниху деревню Леднёво и старый путевой дворец в Новой Ладоге.
22 октября 1730 г. строительство было закончено. Весной 1731 г. уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге. По каналу начали ходить суда. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Эксплуатация Староладожского канала
С вводом в эксплуатацию Староладожского канала значительно возросло значение Вышневолоцкой системы, сооружение которой было начато в 1709 году. Значительно возрос речной грузооборот по внутренним российским водным системам сопредельных губерний. Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. Основным занятием населения стал судовой промысел – проводка судов по каналу с помощью лошадей и другие виды обслуживания судоходства. Так же, канал дал ощутимый толчок в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.
После десяти лет эксплуатации, без надлежащего контроля и ухода шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, обваливались различные откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. По ложному обвинению Миниха незаконно осудили и отправили в сибирскую ссылку. Назначенный в 1759-1762 гг. директором канала А.П. Ганнибал, «арап Петра Великого», не сумел исправить неполадки на канале. И лишь Миних, возвращенный из ссылки Екатериной II в 1762 году и назначенный на должность генерал-директора канала, смог получить средства на восстановление гидротехнических сооружений и расчистку русла канала. В 1765 году Екатерина II прибыла на осмотр Петровского канала. Убедившись в трудности вхождения в него судов, императрица приказала построить новый вход. Впоследствии этот вход был прорыт и назван Екатерининским устьем канала Петра Великого. В 1790 году тоже самое было сделано и в Шлиссельбурге для спуска плотов из бревен – «гонок».
Повысилась пропускная способность канала. Навигация продолжалась от 100 до 200 дней в году в зависимости от погоды. В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. В главном управлении Путей сообщения учредили «Комитет по благоустройству нового Ладожского канала». После постройки Новоладожского канала, Староладожский стал выполнять вспомогательную функцию. Он использовался для проводки плотов, барок с сеном и судов-порожняков возвращавшихся из столицы.
Новоладожский канал
Со временем, грузопоток по Староладожскому каналу увеличился настолько, что он перестал справляться со своей задачей. И было принято решение о строительстве нового канала. Так же была угроза засухи канала.
В Новой Ладоге были установлены паровые насосы (производительность насосов 310 м? в сутки), с помощью которых перекачивали воду из р. Волхов в Староладожский канал. В этом же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов по углублению канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение этих работ. Вследствие чего Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал взамен старому.
Новоладожский канал (канал Императора Александра II) был спроектирован уже в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Но вместе с этим канал лишился и «архитектурных излишеств», которые украшают Петровский канал. Канал имел ширину 50- 60 метров при глубине 2,5 метра. Вдоль берегов канала была проложена широкая дорога для лошадей – основной тягловой силы для проводки барж и плотов.
Работы по строительству канала начались 28 мая 1861 г., но этот канал (в отличии от Староладожского) начали строить со стороны Шлиссельбурга. Канал строили артели Белорусских землекопов из Ковенской, Витебской и Виленской губерний, а также тверские, смоленские и вологодские крестьяне. Сметная стоимость 4,6 млн. руб.. Иногда упоминается, что на этом канале существовал сбор (мыто) в размере 0,5% от стоимости груза.
Новоладожский канал был проложен севернее Петровского, значительно ближе к черте берега Ладожского озера.
Впадающие в Ладогу реки пересекают Новоладожский канал в один уровень с ним и далее стекают в озеро.