Станция метро римская почему так названа
Станция метро «Римская»
Из-за сложных гидрогеологических условий конструкция типовой колонной станции была несколько изменена: здесь нет подплатформенных помещений, а нижняя часть станционного тоннеля заменена плоской железобетонной плитой.
Впервые услышав название станции, многие задаются вопросом: при чём тут Рим? Правда, когда-то Москву было принято величать Третьим Римом (после второго – Константинополя). Но дело не в этом. Сначала станция должна была именоваться «Серп и молот» – в честь крупного металлургического завода, который расположен неподалёку, потом – «Площадь Ильича». Однако на волне переименований эта площадь обрела своё прежнее название – площадь Рогожской заставы, после чего «Серп и молот» трансформировались в «Рогожскую». Окончательное название «Римская» станция получила благодаря тому, что в ее художественном оформлении участвовали итальянские архитекторы Имбриги и Куатроччи. К тому же, это было актом дружественного «обмена» названиями, достаточно распространённого в странах Европы. На новой линии Римского метрополитена должна была появиться «Московская», спроектированная совместно с российскими архитекторами. Однако, станция «Moscova», именно так в итальянском варианте будет звучать «Московская», так и не появилась в Вечном городе. Зато в Миланском метро одноименная станция существует уже с 1978 года, так что спустя 17 лет Россия и Италия все-таки поменялись названиями станций в честь своих городов.
Невысокие массивные колонны пронзают подвесные алюминиевые карнизы, упираясь в тяжёлый свод. Подсветка центрального зала осуществляется из овальных ниш, расположенных у основания свода. Впервые подобные светильники, прозванные среди архитекторов «писсуарами», были использованы в Праге на станции «Московская» московским же архитектором Львом Поповым. Спустя несколько лет этот приём был повторен на столичной станции «Боровицкая». Ещё через десять лет была открыта станция «Римская», главным архитектором которой был все тот же Лев Попов.
Необычно на станции выполнен пол. В отличие от привычных нам квадратов и полосок, расположенных параллельно или перпендикулярно оси станции, здесь пол выложен диагональными разноцветными гранитными полосами. В основу оформления «Римской» положены легенды и образы, связанные с древним городом. Здесь можно встретить Мадонну с младенцем, капитолийскую волчицу, вскормившую братьев Ромула и Рема, увидеть Уста истины.
Все композиции выполнены московским скульптором Леонидом Берлиным в виде майоликовых скульптур. Не случайно для художественного оформления станции был выбран именно этот материал, совсем нетрадиционный для Московского и российского зодчества. Как вы уже знаете, майолика – глазурованная цветная обожжённая глина с крупнопористым черепком – характерный материал для итальянского Возрождения.
Наибольшее внимание пассажиров привлекает композиция «Ромул и Рэм, восседающие на колонне», расположенная в южном торце станции, откуда начинается выход в город. Согласно легенде, двух братьев-близнецов, которые якобы в 754 году до нашей эры основали город Рим, в детстве вскормила волчица – ее скульптуру мы тоже вскоре увидим на станции. Благодаря правильно подобранному освещению, фигуры двух маленьких мальчиков, сидящих на обломках коринфской колонны, легко вписаны в интерьер зала.
В глухой стене над ступенчатым парапетом Вы увидите нишу, в которой расположен единственный в Московском метро фонтан. К сожалению, из-за повышенной влажности фонтан достаточно часто приходится отключать. Также в нише расположен кусок стены, отделанный знаменитым белоснежным итальянским каррарским мрамором. Раньше справа от композиции располагалась сложенная из отдельных букв надпись ROMA STAZION (. Произношение). К сожалению, спустя пару недель после открытия, из этой надписи исчезло несколько букв. В итоге её решили снять.
От фонтана открывается панорама станции. Если подключить немного фантазии, появится чувство, что Вы находитесь на борту великолепного самолёта. Пройдём по одному из коридоров в сторону эскалаторов, ведущих на выход. Попав в эскалаторный зал, обратите внимание на майоликовую скульптурную группу «Капитолийская волчица», расположенную в нише над проходами. Композиция заключена в овальный медальон с небесно-голубой внутренней поверхностью, где на фоне ярко светящего солнца в окружении полевых трав стоит капитолийская волчица, вскармливающая двух малышей, Ромула и Рэма. Очень четко изображено тело хищного зверя с втянутыми боками и выступающими сквозь кожу ребрами. Пасть волчицы оскалена, уши насторожены, передние лапы находятся в напряжении. Правдивая трактовка тела зверя сочетается с условно-декоративным исполнением отдельных деталей: завитки шерсти на спине и хвосте напоминают узорчатый орнамент. Эта скульптурная композиция копирует множество подобных статуй, однако ее самый известный прообраз – статуя, установленная в конце VI или начале V века до н.э. на Капитолии, одном из семи римских холмов, По контуру майоликового круга сделана надпись на латыни – “Urbs aeterna. Romullus Martis filus urbem Romam condit” (читается как «урбс этерна. Ромуллус мартис филус урбем ромам кондит»), что в переводе на русский означает: «Вечный город. Ромул, сын Марса, основал Рим».
В нише над началом коридора, ведущего на станцию «Площадь Ильича», в овальную раковину помещена скульптурная икона «Мадонна с младенцем». Мадонна нежно и бережно прижимает к себе сына. Задумчивое, кроткое выражение освещает ее склоненное к младенцу лицо. Особое почитание Богоматери – то, что всегда связывало русскую и итальянскую духовную культуру. По краю раковины нанесены слова молитвы Пресвятой Богородице, в переводе с латинского она звучит как «Святая Мария, Матерь Божья, молись за нас грешных, и сейчас, и в час смерти нашей. Аминь».
Миновав проход, вы попадёте к эскалатору. Зайдя на него, повернитесь назад. Над проходом с другой стороны «Мадонны» расположена композиция «Маска «Уста Истины», которая разительно отличается от оригинала в портике римской церкви Святой Марии ин Космедин. Каменная маска Эркола Победителя в течение длительного времени наводила ужас на население Рима, поскольку считалось, что, если человек, положивший в каменный рот руку, скажет неправду, каменное божество немедленно ее откусит. Не исключено, что практически так оно и было: в пользу этой гипотезы свидетельствуют средневековые документы, согласно которым за маской стоял человек и рубил руки нечестным. Поскольку в те времена рядом с храмом находилась торговая площадь, нечестных в округе было немало. Очень многие торговцы, которых приводили к «устам истины», боясь потерять руку, раскаивались в содеянном. По внешнему краю контура круга нанесены слова, означающие на латыни «Отверстие фонтана не причинит вреда, если испытуемый ничего не скрывает».
Поднявшись по эскалатору, вы попадете в небольшой зал. В его конце над проходом на станцию «Площадь Ильича» расположена ещё одна композиция: «Арка Константина, над которой парят два ангелочка». Надпись, расположенная по краю медальона, поучительна – «Ante Victoria ne canas triumeram» («анта викториа не канас триумерам»), то есть «До победы не говори о триумфе!». Завершают композицию три небольших майоликовых медальона; каждый из них находится над лестницей, в одном из проходов, ведущих на станцию «Площадь Ильича».
Наша следующая остановка – станция «Марксистская», до которой можно добраться от «Площади Ильича». По пути – несколько слов о «Московских» станциях в других метрополитенах.
——
Мы уже знаем, что станция, названная в честь российской столицы, есть в Милане. А где же ещё есть «Московские»? Конечно, в Петербурге, Минске, Харькове, Нижнем Новгороде и Самаре. Также должны появиться «Московские» станции в Казани, Волгограде, Красноярске, Екатеринбурге и Киеве. Но все это – города бывшего Советского Союза. До начала 1990-х станция «Московская» была и в Праге. Дело в том, что в начале 1980-х годов две столицы – Москва и Прага – решили «поменяться» станциями. Чешские архитекторы спроектировали и построили из чехословацких материалов по своей технологии станцию «Пражская» в Москве; тема ее оформления – виды и символы чешской столицы, дружба двух славянских народов. В это же время советскими специалистами была спроектирована станция «Москевска» в Праге, оформленная аналогично. Внешне станция схожа с «Римской» (кстати, обе станции строил один и тот же архитектор – Лев Попов), по конструкции она подобна «Парку Победы». Путевые стены станции были облицованы белым и красным мрамором, так что создавалась иллюзия Кремлёвской стены; дополняли картину выступающие на белом мраморе красные зубцы. Торцы станции были украшены горельефами с видами Москвы. Однако в начале 1990-х «Москевска» была переименована в «Андел», что в переводе на русский означает «Ангел», путевая стена полностью заделана красным мрамором, горельефы сняты, а их место заняло изображение ангела. О прошлом названии станции напоминает лишь небольшая скульптурная композиция, посвящённая советско-чехословацкой дружбе, расположенная в наземном вестибюле станции.
Станция «Москва тер», что в переводе значит Московская площадь, есть и в Будапеште. В конце 1980-х при поддержке советских специалистов началось строительство подземки в Варшаве. Для этого Москве была тоже «выделена» своя станция. Но прошли годы, сменилась власть, и на схеме метро не нашлось места для названия станции в честь некогда братской и дружественной столицы. Зато в ближайшие годы «Московская», возможно, появится в Софийском метрополитене.
«Римская» является типичной для конца 1980-х – начала 1990-х гг. станцией. В связи с этим хотелось бы отдельно рассказать о развитии метро в недавнем прошлом и в недалёком будущем. Ни для кого не секрет, что после распада Союза в нашей стране начались тяжёлые времена. Метрополитен, являющийся одним из важнейших звеньев городской структуры, тоже принял на себя «удар» «перестройки»: цены на проезд подскочили, финансирование, в том числе направленное на строительство новых линий, резко уменьшилось. Если в 1991 году был открыт участок от станции «Савёловская» до станции «Отрадное», включающий в себя 5 станций и новое метродепо, то уже в 1992 году «с горем пополам» удалось достроить станцию «Бибирево», которая была практически полностью готова ещё в 1991-м. В 1994 году открытием станции «Алтуфьево», было завершено продление «серой» ветки на север, причём экстремальная экономия в строительстве видна даже в оформлении станции. Если Вы случайно окажетесь там, Вам непременно бросятся в глаза подтёки на сводах: гидроизоляция на станции очень плохая.
В начале 1990-х годов продолжилась стартовавшая десятилетие ранее активная застройка нового спального района Марьино-Марьинский парк. Граждане неохотно приобретали жилье в тех районах. Почему? Вроде не так далеко от «города», как Бутово, Митино или Солнцево. Дело в том, что на месте района более 100 лет располагались поля фильтрации, а проще говоря, на них сливалась вся городская канализация. Кто захочет жить в таком районе? Но московские власти приняли мудрое решение: в 1994 году были выделены все необходимые средства на постройку линии метрополитена, и уже в декабре 1995 года первый участок от станции «Чкаловская» до станции «Волжская» был сдан в эксплуатацию. Спустя год линия дошла до «Марьино», цена квадратного метра в марьинских домах заметно выросла. К сожалению, из-за проблем со строительством наклонного хода (тоннеля, в котором расположены эскалаторы), не получилось вовремя сдать станцию «Дубровка», расположенную также на этой линии. На момент сдачи она была самой глубокой. Открыли её только в 1999-м. В 2000 году со станции «Улица академика Янгеля» началось продление Серпуховско-Тимирязевской линии на юг. В 2001 году заработала станция «Аннино», а завершило продление линии на юг открытие в 2002 году станции «Бульвар Дмитрия Донского» – московская подземка впервые перешагнула границу кольцевой дороги. В том же 2002-м году после долгой реконструкции была открыта станция «Воробьёвы горы», о которой мы Вам уже рассказывали. В 2003 году стали функционировать знакомые нам станции «Парк Победы» и линия так называемого «легкого», т.е. уличного эстакадного метро, ведущая в район Южное Бутово. В 2005 году со станции «Деловой центр» началось открытие ветки Филёвской линии в строящийся деловой центр «Москва – Сити». В 2006 году ветка продлилась за счет станции «Международная».
В настоящее время в Москве активно продлевается Арбатско-Покровская линия от станции «Парк Победы» в московский район Строгино с последующим продлением в район Митино. Линию до Строгино планируется сдать в 2007-2008 году. Также уже заканчивается строительство центрального участка Люблинской линии со станциями «Трубная» и «Сретенский бульвар». Кроме того, продолжается строительство метро в районах Зябликово, Борисово, Братеево, заканчиваются подготовительные работы к строительству второй линии лёгкого метро, которая пойдёт в московский район Солнцево, принят проект строительства второй кольцевой линии, планируется пустить по Малому кольцу Московской железной дороги пассажирские поезда по принципу метро (сейчас на дороге осуществляется только грузовое движение). Для этого уже построена одна подземная станция, но планируется строительство ещё нескольких. Метро растёт и развивается вместе с городом.
Станция метро «Римская»
Из-за сложных гидрогеологических условий конструкция типовой колонной станции была несколько изменена: здесь нет подплатформенных помещений, а нижняя часть станционного тоннеля заменена плоской железобетонной плитой.
Впервые услышав название станции, многие задаются вопросом: при чём тут Рим? Правда, когда-то Москву было принято величать Третьим Римом (после второго – Константинополя). Но дело не в этом. Сначала станция должна была именоваться «Серп и молот» – в честь крупного металлургического завода, который расположен неподалёку, потом – «Площадь Ильича». Однако на волне переименований эта площадь обрела своё прежнее название – площадь Рогожской заставы, после чего «Серп и молот» трансформировались в «Рогожскую». Окончательное название «Римская» станция получила благодаря тому, что в ее художественном оформлении участвовали итальянские архитекторы Имбриги и Куатроччи. К тому же, это было актом дружественного «обмена» названиями, достаточно распространённого в странах Европы. На новой линии Римского метрополитена должна была появиться «Московская», спроектированная совместно с российскими архитекторами. Однако, станция «Moscova», именно так в итальянском варианте будет звучать «Московская», так и не появилась в Вечном городе. Зато в Миланском метро одноименная станция существует уже с 1978 года, так что спустя 17 лет Россия и Италия все-таки поменялись названиями станций в честь своих городов.
Невысокие массивные колонны пронзают подвесные алюминиевые карнизы, упираясь в тяжёлый свод. Подсветка центрального зала осуществляется из овальных ниш, расположенных у основания свода. Впервые подобные светильники, прозванные среди архитекторов «писсуарами», были использованы в Праге на станции «Московская» московским же архитектором Львом Поповым. Спустя несколько лет этот приём был повторен на столичной станции «Боровицкая». Ещё через десять лет была открыта станция «Римская», главным архитектором которой был все тот же Лев Попов.
Необычно на станции выполнен пол. В отличие от привычных нам квадратов и полосок, расположенных параллельно или перпендикулярно оси станции, здесь пол выложен диагональными разноцветными гранитными полосами. В основу оформления «Римской» положены легенды и образы, связанные с древним городом. Здесь можно встретить Мадонну с младенцем, капитолийскую волчицу, вскормившую братьев Ромула и Рема, увидеть Уста истины.
Все композиции выполнены московским скульптором Леонидом Берлиным в виде майоликовых скульптур. Не случайно для художественного оформления станции был выбран именно этот материал, совсем нетрадиционный для Московского и российского зодчества. Как вы уже знаете, майолика – глазурованная цветная обожжённая глина с крупнопористым черепком – характерный материал для итальянского Возрождения.
Наибольшее внимание пассажиров привлекает композиция «Ромул и Рэм, восседающие на колонне», расположенная в южном торце станции, откуда начинается выход в город. Согласно легенде, двух братьев-близнецов, которые якобы в 754 году до нашей эры основали город Рим, в детстве вскормила волчица – ее скульптуру мы тоже вскоре увидим на станции. Благодаря правильно подобранному освещению, фигуры двух маленьких мальчиков, сидящих на обломках коринфской колонны, легко вписаны в интерьер зала.
В глухой стене над ступенчатым парапетом Вы увидите нишу, в которой расположен единственный в Московском метро фонтан. К сожалению, из-за повышенной влажности фонтан достаточно часто приходится отключать. Также в нише расположен кусок стены, отделанный знаменитым белоснежным итальянским каррарским мрамором. Раньше справа от композиции располагалась сложенная из отдельных букв надпись ROMA STAZION (. Произношение). К сожалению, спустя пару недель после открытия, из этой надписи исчезло несколько букв. В итоге её решили снять.
От фонтана открывается панорама станции. Если подключить немного фантазии, появится чувство, что Вы находитесь на борту великолепного самолёта. Пройдём по одному из коридоров в сторону эскалаторов, ведущих на выход. Попав в эскалаторный зал, обратите внимание на майоликовую скульптурную группу «Капитолийская волчица», расположенную в нише над проходами. Композиция заключена в овальный медальон с небесно-голубой внутренней поверхностью, где на фоне ярко светящего солнца в окружении полевых трав стоит капитолийская волчица, вскармливающая двух малышей, Ромула и Рэма. Очень четко изображено тело хищного зверя с втянутыми боками и выступающими сквозь кожу ребрами. Пасть волчицы оскалена, уши насторожены, передние лапы находятся в напряжении. Правдивая трактовка тела зверя сочетается с условно-декоративным исполнением отдельных деталей: завитки шерсти на спине и хвосте напоминают узорчатый орнамент. Эта скульптурная композиция копирует множество подобных статуй, однако ее самый известный прообраз – статуя, установленная в конце VI или начале V века до н.э. на Капитолии, одном из семи римских холмов, По контуру майоликового круга сделана надпись на латыни – “Urbs aeterna. Romullus Martis filus urbem Romam condit” (читается как «урбс этерна. Ромуллус мартис филус урбем ромам кондит»), что в переводе на русский означает: «Вечный город. Ромул, сын Марса, основал Рим».
В нише над началом коридора, ведущего на станцию «Площадь Ильича», в овальную раковину помещена скульптурная икона «Мадонна с младенцем». Мадонна нежно и бережно прижимает к себе сына. Задумчивое, кроткое выражение освещает ее склоненное к младенцу лицо. Особое почитание Богоматери – то, что всегда связывало русскую и итальянскую духовную культуру. По краю раковины нанесены слова молитвы Пресвятой Богородице, в переводе с латинского она звучит как «Святая Мария, Матерь Божья, молись за нас грешных, и сейчас, и в час смерти нашей. Аминь».
Миновав проход, вы попадёте к эскалатору. Зайдя на него, повернитесь назад. Над проходом с другой стороны «Мадонны» расположена композиция «Маска «Уста Истины», которая разительно отличается от оригинала в портике римской церкви Святой Марии ин Космедин. Каменная маска Эркола Победителя в течение длительного времени наводила ужас на население Рима, поскольку считалось, что, если человек, положивший в каменный рот руку, скажет неправду, каменное божество немедленно ее откусит. Не исключено, что практически так оно и было: в пользу этой гипотезы свидетельствуют средневековые документы, согласно которым за маской стоял человек и рубил руки нечестным. Поскольку в те времена рядом с храмом находилась торговая площадь, нечестных в округе было немало. Очень многие торговцы, которых приводили к «устам истины», боясь потерять руку, раскаивались в содеянном. По внешнему краю контура круга нанесены слова, означающие на латыни «Отверстие фонтана не причинит вреда, если испытуемый ничего не скрывает».
Поднявшись по эскалатору, вы попадете в небольшой зал. В его конце над проходом на станцию «Площадь Ильича» расположена ещё одна композиция: «Арка Константина, над которой парят два ангелочка». Надпись, расположенная по краю медальона, поучительна – «Ante Victoria ne canas triumeram» («анта викториа не канас триумерам»), то есть «До победы не говори о триумфе!». Завершают композицию три небольших майоликовых медальона; каждый из них находится над лестницей, в одном из проходов, ведущих на станцию «Площадь Ильича».
Наша следующая остановка – станция «Марксистская», до которой можно добраться от «Площади Ильича». По пути – несколько слов о «Московских» станциях в других метрополитенах.
——
Мы уже знаем, что станция, названная в честь российской столицы, есть в Милане. А где же ещё есть «Московские»? Конечно, в Петербурге, Минске, Харькове, Нижнем Новгороде и Самаре. Также должны появиться «Московские» станции в Казани, Волгограде, Красноярске, Екатеринбурге и Киеве. Но все это – города бывшего Советского Союза. До начала 1990-х станция «Московская» была и в Праге. Дело в том, что в начале 1980-х годов две столицы – Москва и Прага – решили «поменяться» станциями. Чешские архитекторы спроектировали и построили из чехословацких материалов по своей технологии станцию «Пражская» в Москве; тема ее оформления – виды и символы чешской столицы, дружба двух славянских народов. В это же время советскими специалистами была спроектирована станция «Москевска» в Праге, оформленная аналогично. Внешне станция схожа с «Римской» (кстати, обе станции строил один и тот же архитектор – Лев Попов), по конструкции она подобна «Парку Победы». Путевые стены станции были облицованы белым и красным мрамором, так что создавалась иллюзия Кремлёвской стены; дополняли картину выступающие на белом мраморе красные зубцы. Торцы станции были украшены горельефами с видами Москвы. Однако в начале 1990-х «Москевска» была переименована в «Андел», что в переводе на русский означает «Ангел», путевая стена полностью заделана красным мрамором, горельефы сняты, а их место заняло изображение ангела. О прошлом названии станции напоминает лишь небольшая скульптурная композиция, посвящённая советско-чехословацкой дружбе, расположенная в наземном вестибюле станции.
Станция «Москва тер», что в переводе значит Московская площадь, есть и в Будапеште. В конце 1980-х при поддержке советских специалистов началось строительство подземки в Варшаве. Для этого Москве была тоже «выделена» своя станция. Но прошли годы, сменилась власть, и на схеме метро не нашлось места для названия станции в честь некогда братской и дружественной столицы. Зато в ближайшие годы «Московская», возможно, появится в Софийском метрополитене.
«Римская» является типичной для конца 1980-х – начала 1990-х гг. станцией. В связи с этим хотелось бы отдельно рассказать о развитии метро в недавнем прошлом и в недалёком будущем. Ни для кого не секрет, что после распада Союза в нашей стране начались тяжёлые времена. Метрополитен, являющийся одним из важнейших звеньев городской структуры, тоже принял на себя «удар» «перестройки»: цены на проезд подскочили, финансирование, в том числе направленное на строительство новых линий, резко уменьшилось. Если в 1991 году был открыт участок от станции «Савёловская» до станции «Отрадное», включающий в себя 5 станций и новое метродепо, то уже в 1992 году «с горем пополам» удалось достроить станцию «Бибирево», которая была практически полностью готова ещё в 1991-м. В 1994 году открытием станции «Алтуфьево», было завершено продление «серой» ветки на север, причём экстремальная экономия в строительстве видна даже в оформлении станции. Если Вы случайно окажетесь там, Вам непременно бросятся в глаза подтёки на сводах: гидроизоляция на станции очень плохая.
В начале 1990-х годов продолжилась стартовавшая десятилетие ранее активная застройка нового спального района Марьино-Марьинский парк. Граждане неохотно приобретали жилье в тех районах. Почему? Вроде не так далеко от «города», как Бутово, Митино или Солнцево. Дело в том, что на месте района более 100 лет располагались поля фильтрации, а проще говоря, на них сливалась вся городская канализация. Кто захочет жить в таком районе? Но московские власти приняли мудрое решение: в 1994 году были выделены все необходимые средства на постройку линии метрополитена, и уже в декабре 1995 года первый участок от станции «Чкаловская» до станции «Волжская» был сдан в эксплуатацию. Спустя год линия дошла до «Марьино», цена квадратного метра в марьинских домах заметно выросла. К сожалению, из-за проблем со строительством наклонного хода (тоннеля, в котором расположены эскалаторы), не получилось вовремя сдать станцию «Дубровка», расположенную также на этой линии. На момент сдачи она была самой глубокой. Открыли её только в 1999-м. В 2000 году со станции «Улица академика Янгеля» началось продление Серпуховско-Тимирязевской линии на юг. В 2001 году заработала станция «Аннино», а завершило продление линии на юг открытие в 2002 году станции «Бульвар Дмитрия Донского» – московская подземка впервые перешагнула границу кольцевой дороги. В том же 2002-м году после долгой реконструкции была открыта станция «Воробьёвы горы», о которой мы Вам уже рассказывали. В 2003 году стали функционировать знакомые нам станции «Парк Победы» и линия так называемого «легкого», т.е. уличного эстакадного метро, ведущая в район Южное Бутово. В 2005 году со станции «Деловой центр» началось открытие ветки Филёвской линии в строящийся деловой центр «Москва – Сити». В 2006 году ветка продлилась за счет станции «Международная».
В настоящее время в Москве активно продлевается Арбатско-Покровская линия от станции «Парк Победы» в московский район Строгино с последующим продлением в район Митино. Линию до Строгино планируется сдать в 2007-2008 году. Также уже заканчивается строительство центрального участка Люблинской линии со станциями «Трубная» и «Сретенский бульвар». Кроме того, продолжается строительство метро в районах Зябликово, Борисово, Братеево, заканчиваются подготовительные работы к строительству второй линии лёгкого метро, которая пойдёт в московский район Солнцево, принят проект строительства второй кольцевой линии, планируется пустить по Малому кольцу Московской железной дороги пассажирские поезда по принципу метро (сейчас на дороге осуществляется только грузовое движение). Для этого уже построена одна подземная станция, но планируется строительство ещё нескольких. Метро растёт и развивается вместе с городом.