Стантрайдинг это что такое
StuntRiding: разбираемся в понятии
Мы расскажем вам историю появления стантрайдинга. Раскроем тайну, когда и как в России этот вид мотоспорта начал популяризироваться.
Stunt riding — это экстремальная езда на мотоцикле, дословно переводится, как «трюк» и «езда». Шоу на мотоциклах впервые начали демонстрировать в середине прошлого века в европейских цирках. Прыжки на байке через горящее кольцо стали началом такой дисциплины, как мотофристайл, а трюки на ровной поверхности дали толчок развитию стантрайдинга.
В то время для этих представлений использовались легкие малолитражные мотоциклы, мощности которых не хватало для по-настоящему эффектных выступлений. Только после того, как в 70-х годах широким массам стала доступна мощная техника, произошел настоящий бум стантрайдинга. В это время появилось большинство классических трюков. Тогда же начали проводиться первые соревнования. Впрочем, стантрайдинг так и не вошел ни в одну спортивную федерацию и до сих пор не признается официальным видом спорта.
Основателем направления считается Гарри Ротл. Он легко исполнял трюки на переднем и заднем колесах, которые считаются классикой в направлении.
Большинство трюков стантрайдинга строится вокруг нескольких основных элементов:
Качество исполнения базовых элементов является одним из критериев оценки райдеров на соревнованиях.
Следующий этап – это уже комбинация нескольких приемов и усложнение трюка.
В 1990-х прошел первый чемпионат мира по стантрайдингу. Зрелищность мотошоу поразила зрителей и жюри. Трюки и впечатляющие программы положили начало развитию этого вида мотоспорта в Америке и Европе.
Как и в другой дисциплине, в стантрайдинге прославлены свои рекордсмены. Так в 2012 году Джесси Толлер исполнил роллинг стоппи длиной в 402 метра. А Крэйг Джонс сделал тот же трюк, но уже с пассажиром длиной 305 метров. В 1999 году Патрик Фюрстенхофф сделал вилли на скорости 308 километров в час.
В Россию стантрайдинг пришел позднее, в 2004 году.
Первым массовым и зрелищным всероссийским конкурсом «поджигателей резины» стал слет MotulM1 Stunt Battle в 2008 году, в которой участвовали 13 сильнейших стантрайдеров. 2000 зрителей смотрели на представления на стадионе Лидер в Подмосковье. По итогам конкурса было решено создать «Комиссию по стантрайдингу», которая стала заниматься официальным регламентом и правилами чемпионатов. Главный председатель — Алексей Серебрянников, который пообещал на соревнованиях в 2008 году вывести стантрайдинг на высокий уровень в условиях официальности и правил.
Спустя 5 лет популяризация дошла до маленьких городов, где проходят региональные соревнования.
«Любой свежий мотоцикл после нескольких падений рассыпается на запчасти». Что такое стантрайдинг
«Ты для стантрайдинга уже не подходишь. Старый», – огорошил собеседник. Здрасьте, приехали. В 24 – и уже дед для мототрюков! Но, как говорит Виталий, начинать нужно лет в десять, а то и раньше. Ну и ладно. Не больно-то хотелось.
— Слушай, а стантрайдинг – это спорт или развлекаловка, заполнение пауз на каком-нибудь дрифте?
– Де-юре этот вид спорта таковым не является, потому что его должна признать международная федерация мотоспорта. Почему она не признает? Потому что Федерация на любые запросы о регистрации стантрайдинга в качестве вида спорта отвечает обязательными условиями – техрегламент и судейский регламент по соревнованиям. Вид спорта молодой, и пока никто не может четко описать правила и сложности судейства.
Де-факто это реальный вид спорта. В европейских странах проходят соревнования буквально каждую неделю. Все они, как правило, открыты для участия. Например, чемпионаты Германии и Польши.
— А помимо Германии и Польши кто культивирует стантрайдинг?
– Германия не особо культивирует. На территории Евросоюза две страны серьезно занимаются развитием спорта – это Франция и Польша. Во многих государствах не совсем лояльные законы по отношению к трюковой езде в принципе. Не везде можно найти закрытую площадку для тренировок. Даже если она около гипермаркета или логистического центра, где никому не мешают, то часто полиция все равно серьезно штрафует ребят. Просто потому, что федерации мотоспорта этих стран ничего не могут предложить спортсменам, и они развиваются сами, чтобы участвовать в соревнованиях.
— Наши ребята в Польшу ездят на выступления?
– Любые соревнования – это не просто соревнования, участие ради участия. Выступления дают серьезный толчок в личностном развитии в этом спорте. В прошлом году на чемпионат мира в Польшу мы поехали за четыре дня. Все это время были у нашего знакомого поляка. К нему приехали в том числе французы, японец прилетел. Мы чудненько провели время 🙂 Вместе тренировались, отдыхали…
— С напитками?
– Не, без. Я спиртные напитки в принципе уже давно не употребляю, потому что не веселит это и не радует. Отдых был в общении и в обмене опытом.
— У нас дела с поиском площадок для тренировок как обстоят?
– Легко найти такую площадку, которая подойдет нам. Единственное – расстояние до нее. В нашем виде спорта сложна логистика. Нужно доставить не только себя, но и мотоцикл.
ГАИ к нам никогда не имеет вопросов. Если это городская парковка, где ездят машины, а мы создаем шум для местных жителей, то естественно они приедут и с удовольствием нас оттуда попросят. Но мы давно уже не тренируемся на таких площадках, где можем кому-то создавать неудобства. Я прекрасно понимаю, что такое постоянно жужжащий двигатель. Я живу рядом с первым аэропортом. Мне довольно весело сидеть дома и слышать постоянно дрифтующие машины, когда тут проводятся соревнования 🙂
Поэтому мы тренируемся далеко от города в закрытых местах. Федерация мотоциклетного спорта нам в этом тоже помогает. На сегодня есть площадка в Раубичах. Мы тренируемся там уже пять лет. Пока была реконструкция, искали другие площадки, ездили по 30-35 километров от Минска. Сейчас вернулись в Раубичи. У нас есть определенные договоренности, когда мы там можем тренироваться. Никому не мешаем, собираем людей, которые там гуляют.
— В мотодвижухе обычно выступают за правильную экипировку – комбинезон, мотоботы, перчатки, шлем. Стантрайдеры же часто выступают в майке, джинсах и кедиках. Почему?
– Сразу оговорюсь – каждый райдер экипировку выбирает для себя сам. Что касается меня, то я не выступаю, в том, что ты назвал. Но нам не нужна такая сильная защита, как в других видах мотоспорта. У нас площадка маленькая и скорости невысокие.
Пробежимся по списку. На мне всегда есть мотоперчатки, которые позволяют упасть на асфальт и не получить травмы ладоней. Есть мотокуртка – раньше я практиковал езду без нее, но все равно часто страдают локти, поэтому я перешел к ней плюс защита спины и локтей. Шлем обязателен. Что касается коленей, то там тоже есть защита. Большинство про-райдеров ей не пренебрегают.
Почему мы все в кедиках? Все очень просто. Другой обуви для нас не придумали, кроме как обувь для скейтбордистов. В нашем виде спорта очень много спрыжек на ноги. Мы не можем надеть мотоботы, потому что они очень сильно ограничивают подвижность. Скейтерская обувь позволяет безопасно спрыгивать с метровой-полуметровой высоты на асфальт, не получая травм.
— Тем не менее, в фотоотчетах с чемпионата Европы можно встретить ребят в майках.
– Да, но под майкой есть защита спины. Ее, как правило, не видно. Так же, как и наколенники.
— Что умеешь делать на мотоцикле?
– Надо пояснить, что есть четыре группы всех трюков. Это выступление на заднем, переднем колесах, акробатика и дрифт-бернаут – это все связано с ездой боком, полубоком и дымом. На уровне Беларуси я являюсь одним из самых сильных райдеров. Есть еще мой товарищ по команде, который лучше меня катает. В прошлом году я стал восьмым на чемпионате мира в Польше.
— Из скольких?
– Не помню точно, сколько было участников. Человек пятьдесят. Приезжают туда ребята, глядя на которых трудно представить, можно их объехать или нет. В лидерах все примерно равны, поэтому мое восьмое место – очень серьезный результат.
Умею я довольно много, но все мои умения не позволяют соревноваться с топ-райдерами, которыми сейчас являются два поляка и литовец. Отчасти потому, что они тренируются немного больше. Каждый, может, лет по десять. Отчасти потому, что для них это профессиональная деятельность. Они за счет этого живут. А у меня это серьезное хобби, которое отнимает много времени.
— И денег.
– В том числе. Если рассматривать всю трюки, которые сейчас придуманы, то на переднем колесе я могу выполнить порядка 80%. На заднем – 70, потому что очень много разных трюков, которые кто-то выполняет, кто-то нет. Дрифт и акробатика – тоже порядка 80% от всех общеизвестных трюков. Я выполняю практически все, кроме самых сложных, к которым нужно готовиться долгое время.
— Как все это выглядит на соревнованиях?
– Здесь нет обязательной программы, как в фигурном катании. Но я, приезжая на соревнования, составляю список и вношу в него коррективы уже в процессе исполнения. Просто есть спортсмены result oriented, т.е. ориентированные на результат. Я себя причисляю к ним. А есть просто райдеры, которые приезжают просто покататься for fun – показать то, что могут. Так вот result oriented заранее прописывают программу, потому что судьи смотрят, какое количество трюков в каждой дисциплине спортсмен выполнил из общеизвестных. Если где-то чего-то я недовыполнил, то в этой графе просто получу ноль баллов и буду неконкурентоспособен по очкам и результату.
— Сколько длится выступление?
– На разных соревнованиях есть свой регламент. В среднем это три-четыре минуты. За это время райдер должен показать все. Профессиональный, очень сильный спортсмен может выполнить порядка 50-60 трюков. Послабее ограничиваются 20. У меня что-то среднее – около 40.
— А как судят?
– Одного судьи здесь в принципе быть не может. Было бы слишком однобоко. Три-четыре в основном сидят. Чем больше, тем лучше.
Есть две системы судейства. Первая – судье дается, условно, 100 баллов. Он вправе поставить 20 за каждую группу плюс еще 20 бонусом – за агрессию и индивидуальный стиль. Вторая система – тоже сидят четыре судьи, но они не смотрят на количество трюков. Каждый из них занят своей работой – один следит за чистотой трюка, второй – за сложностью, третий – за разнообразием и т.д. Организаторы часто выбирают систему судейства, исходя из квалификации судей.
— В Беларуси много стантрайдеров? Ребята, которые по вечерам носятся по проспекту Независимости – не в счет.
– Ну почему же не в счет? В принципе, это и есть стантрайдинг как таковой. Любой, кто умеет выполнить какой-либо трюк, потом может делать его по вечерам в городе. Кто профессионально занимается в Беларуси стантрайдингом – таких не больше 10-15 человек. Причем это я довольно оптимистично посмотрел. Раньше было легче следить, кто где по регионам занимается. У нас проводился открытый чемпионат Беларуси, который собирал много участников из нашей страны. Два года мы его уже не организуем. Может, на начальном уровне ребят, которые просто пробуют себя в этом виде спорта, можно насчитать под 20-25.
— Тренируетесь вы вместе или каждый сам по себе?
– Когда появилась площадка в Раубичах – вместе. И тренировочный процесс, и прогресс идет лучше. А раньше каждый выбирал ближайшую для себя площадку из доступных и ехал к ней. Не одиночкой, попарно – одному в этом виде спорта тренироваться нежелательно, потому что бывают разные травмы, иногда серьезные. Особенно на начальной стадии, когда трюки вообще непонятно, как делать. Они все кажутся очень сложными. Поэтому серьезные падения бывают и лучше, когда есть кто-то рядом, кто сможет подбежать и приподнять мотоцикл. Эти 150-200 килограммов могут прижать – и выбраться не очень просто.
— Тогда «хвастайся», что успел поломать за годы в стантрайдинге.
– Три года назад на соревнованиях сломал ключицу. Был совсем не мой день. В рамках Мирового Супербайка на трассе Moscow Raceway у нас были соревнования. Я поехал туда с серьезной температурой. Два дня меня жестко лихорадило. Я пил какие-то лекарства. Сейчас-то уже понимаю, что лучше бы было их не употреблять, потому что они ухудшали координацию и понимание процесса. И на довольно простом трюке я умудрился упасть. Причем люди сказали, что со стороны это не выглядело жестким падением. Просто мозг не отдавал правильные команды мышцам.
Ну, ничего – докатали соревнования, постояли с кубком на подиуме.
— Еще и до призов доехал с переломом?
– Да, у нас было сложное выступление, тандемное. Нужно было катать со своим партнером. В первый день прошли индивидуальные заезды – заняли первое и четвертое место. Лидировал мой партнер. А в тандеме у нас была накатанная программа. Его задача была не потерять позицию, а моя – забраться на подиум. В итоге вместе откатали. Я с переломанной ключицей. Говорят, что невозможно с этим что-то делать – но на адреналине, на всем остальном нормально закончил программу. Он стал первым, я третьим. Так что все было весело и хорошо, помимо месяца с неприятной повязкой 🙂
— Техника для стантрайдинга серьезно переделана и усилена. А на базе каких мотоциклов создаются трюковые байки?
– Можно начинать на любой технике, но лучше выбрать мотоцикл, который будет по кубатуре не больше 600 куб.см. У нас, например, 636-е Kawasaki используются. Лучше всего приспособлены мотоциклы 2003-2004 годов выпуска. Довольно старый, но лучше него пока ничего не придумано для нашего спорта. Мотоиндустрия гонится за уменьшением веса мотоциклов. Их начинают делать практически из шоколадной фольги. Любой свежий мотоцикл после нескольких падений рассыпается на запчасти.
— У тебя тот самый Kawasaki?
– Именно такой. 80-85% профессиональных стантайдеров выбирают этот мотоцикл. Остальные пересаживаются на модели посвежее, где меняют полностью рамы, подрамники и прочее. Оставляют, по сути, только мотор и ходовую часть.
— По городу на нем катаешь?
– Я в город сейчас на мотоцикле не выезжаю.
— Вот это поворот! А почему? Боишься, что на светофор на переднем колесе прикатишься?
– Абсолютно нет 🙂 Я вполне спокойный в этом плане. В городе что-то показывать сейчас вообще не вариант. Раньше, допустим, проскакивало такое, когда я профессионально стантрайдингом не занимался.
По городу на мотоцикле в принципе ездить очень небезопасно. В первую очередь потому, что в нашей стране нет правильной культуры вождения. Например, в Италии и Франции, где мотоциклы и скутеры популярны, чуть меньше проблем возникает с автолюбителями. А у нас любые перестроения машин, которые производятся без сигнала поворота, чреваты ДТП. Причем для мотоциклиста оно будет серьезным – нет никаких подушек безопасности и прочего.
Если на площадке я являюсь виновником любой сложной ситуации, то на улице не все зависит от меня. Да и нет уже такого интереса.
Как часто вы бываете на разных мотомероприятиях? Замечали ли, что теперь стало популярным экстремальное выступление мотоциклистов и проведение разных шоу? Зрители этого ждут, очень ждут! Даже удивляются, когда на мероприятии никто не ездит на заднем, не делает стоппи или не прыгает через руль.
То, что когда-то давно начиналось со «смотри как я умею!» и «ПФ! Да я тоже так могу», переросло в техничный и зрелищный мотоспорт. Раньше стантрайдинг касался только профессионалов, исполнителей трюков считали каскадерами, а сейчас им увлекаются мотоциклисты от мала до велика с разным уровнем подготовки!
Почему стантрайдинг так популярен?
Основной топ ответов на этот вопрос будет выглядеть так:
Мотоциклисты любят внимание. Хорошо выполненные трюки стантрайдинга вызывают восторг зрителей и радость исполнителей. Чем выше уровень профессионализма, тем интереснее выступление мотоциклиста.
Опасно ли это? Разумеется! Во время разучивания новых трюков пилоты получают травмы, опрокидываются, роняют мотоцикл не один десяток раз! Но потом все равно поднимают его и продолжают начатое. И так пока не получится. Ради чего? А для чего тренируются спортсмены?
Повышение уровня водительского навыка — шикарный повод для тренировок. Пилоты, увлекающиеся стантрайдингом, получают:
Стантрайдинг заставляет мотоциклиста проникаться техническими знаниями, потому что с тем количеством падений, которое переносит мотоцикл, нет-нет, да займешься ремонтом. А чтобы сделать мотоцикл послушным, вам следует неплохо поработать над его характеристиками, внести изменения в его комплектацию и следить за общим состоянием. К тому же, многие трюки на стоковом мотоцикле выполнить крайне проблематично. О доработках в мотоциклах для стантрайдинга мы поговорим в следующей статье. Но вы должны понимать, что базовая комплектация мотоцикла не рассчитывалась на заводе под каскадерские выступления отчаянных мастеров.
Стантрайдинг до сих пор не признан официальным видом спорта, но это не мешает людям устраивать соревнования, проводить чемпионаты, выбирать победителей.
Из каких трюков складывается стантрайдинг?
Базовых элементов в стантрайдинге много, но их условно можно разделить на несколько основных групп:
Акробатика
Дрифт и Бернаут
Бернауты довольно эффектны. Ну кто не видел, как жгут заднее колесо пока не лопнет покрышка? А это довольное улюлюканье толпы, когда колесо наконец-то взорвалось или загорелось? Chainsaw, Crazy Larry, Suicide bernout, Hyperspin — популярные бернауты, которые люди узнают визуально, даже если не слышали их названия. Дым, запах паленой резины. так пахнет стантрайдинг.
Вилли
Мало кому нужно объяснять, что такое вилли. Его очень любят городские гонщики и от него же у автомобилистов истерически дергается глаз. В мотокультуре исполнение вилли называют «козлить». Любой, кто владеет довольно мощным мотоциклом или имеет свои особенные, высокие отношения со сцеплением (но первое гораздо чаще), способны поднимать переднюю подвеску мотоцикла от поверхности асфальта. Логично, что именно вилли начали усовершенствовать первым. Теперь простая езда на заднем колесе слишком банальна для публичных выступлений. Стантрайдинг шагнул далеко вперед. Сегодня список трюков на базе вилли впечатляюще длинный: Chempion, Can Can, Switchback wheelie, Highchair, Frog wheelie и Watch tower, 50/50, Foot drag, Scrape, Superman, Flamingo wheelie, Wheelie park, Hand drag, Stall.
Стоппи
Если есть езда на заднем колесе, то справедливо, что должна быть и на переднем. Разница еще заключается в техническом подходе, ведь вилли в первую очередь работа с газом, когда стоппи строится на работе тормозом. В условиях города стоппи редко заканчивается хорошо, особенно у новичков, которые пережали передний тормоз, заблокировали на ходу колесо и кувыркнулись через руль красивой ласточкой.
Как и в вилли, стоппи имеет массу разновидностей: Kangaroo, No foot stoppie, 180/270/360 Stoppie, High chear stoppie, Side saddle stoppie, Stoppie park и самый известный Stoppie Kiss.
В стантрайдинге важна не столько скорость, сколько техника исполнения, мастерство владения как мотоциклом, так и собой, филигранное маневрирование, которое формирует свой личный стиль.
Советую так же посмотреть интервью с замечательными пилотами стантрайдинга:
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: стантрайдинг
Для того чтобы быть зрелищным и интересным даже стороннему наблюдателю, мотоциклетному спорту далеко не всегда нужны высокие скорости. Прямое доказательство этого факта – стантрайдинг. Здесь, как и в мотофристайле, гораздо большую роль играет мастерство спортсмена. Именно оно, в первую очередь, собирает вокруг небольшой площадки толпу зрителей.
О дисциплине в целом
Название дисциплины стантрайдинг буквально говорит само за себя: при дословном переводе с английского оно означает «трюковая езда». К этой фразе буквально нечего добавить, поскольку основа дисциплины – это выполнение трюков на мотоцикле, но, в отличие от уже упомянутого мотофристайла, они выполняются не во время прыжков, а при езде по ровной асфальтированной площадке.
Основной критерий, по которому оцениваются спортсмены во время соревнований – мастерство. Чем сложнее будут исполняемые участником трюки, и чем четче их выполнение, тем больше очков он получит от судий. Падения и незавершенные трюки наказываются штрафами, но наказание это весьма условное, так как итоговая оценка складывается из целой серии трюков, что нередко позволяет даже оштрафованному участнику выбиваться в лидеры соревнования.
Трюки
В основе стантрайдинга лежит всего 3 базовых трюка:
На первый взгляд этого может показаться мало, но на практике на соревнованиях на базе их спортсмены могут показывать десятки различных вариаций трюков.
К примеру, на базе Wheelie строятся:
На Stoppie основываются:
Burnout используется в качестве основы при выполнении:
Все вышеперечисленное – это лишь «базовый набор» и из года в год список неизбежно пополняется новыми, все более сложными трюками, а также различными акробатическими элементами (к примеру, стойкой на голове на седле байка), которые позволяют соединять отдельные элементы в полноценные зрелищные связки.
История
На самом деле, история стантрайдинга практически лишена конкретных дат и подробностей. Фактически, жажда покрасоваться перед зрителями, сделав эффектный трюк, сопровождала мотоциклистов практически с самого начала, но к формированию полноценного направления она привела лишь ближе к самому концу 1980-х. К этому моменту мотостроение достигло той точки, когда с конвейеров начали сходить мощные, но достаточно легкие и маневренные мотоциклы, способные делать wheelie без дополнительных модификаций.
Родоначальником же дисциплины принято считать англичанина Гарри Ротвела, благодаря которому мир узнал и мгновенно влюбился в опасную, но крайне эффектную езду на заднем колесе. Несмотря на то, что «официальное» рождение стантрайдинга произошло в Великобритании, наибольшую популярность он обрел в других странах – во Франции, всегда бывшей пионером мотоциклетного спорта, и в США – родоначальником другой трюковой дисциплины – мотофристайла.
Первый чемпионат мира по стантрайдингу прошел уже в начале 1990-х годов. Весьма интересно, что, вопреки масштабу, мероприятие так и не получило официального статуса. Впрочем, это не помешало ни спортсменам, ни зрителям.
В Россию, где любовь к мотоциклам всегда была свойственна едва ли не каждому второму мальчишке, этот вид спорта пришел с большим опозданием – интерес к нему начал возрастать лишь в середине 2000-х. «Столицей» же новой дисциплины в России можно по праву считать Санкт-Петербург, где уже в 2004 году был организован первый «День стантрайдинга», собравший российских райдеров и ряд зарубежных гостей. В том же году спортсмены из Санкт-Петербурга также отправились представлять Россию на открытый командный Кубок Европы.
Вторым из важнейших событий в мире отечественного стантрайдинга стал «Первый Всероссийский турнир Stunt Battle», прошедший в Москве в 2008 году. После его завершения было решено организовать полноценную комиссию в рамках Федерации мотоциклетного спорта России, которая стала заниматься проработкой регламента и стандартизацией правил для будущих состязаний.
Сейчас стантрайдинг в России, да и во всем мире в целом, находится примерно в том же состоянии, что и 10-15 лет назад: направлением активно интересуются любители, профессионалы совершенствуют мастерство и все сильнее усложняют трюки, а также проводятся все более масштабные соревнования, в том числе чемпионат мира. Однако все это по-прежнему сопровождается одним большим «НО»: дисциплина все еще не признана ФИМ официальным видом мотоциклетного спорта. Впрочем, это – лишь вопрос времени, так как в подобном положении пребывали абсолютно все виды мотоциклетного спорта.
Мотоциклы для стантрайдинга
Несмотря на то, что сделать «вилли» может практически любой современный мотоцикл, сразу после схода с конвейера полноценно участвовать в соревнованиях по стантрайдингу на нем не получится.
В качестве основы обычно выступают спортивные модели или мотарды и питбайки. В соответствии с правилами МФР, мотоциклы делятся на 2 класса:
Серийные мотоциклы не могут сразу участвовать в соревнованиях по стантрайдингу и требуют определенной модернизации. Ее степень напрямую зависит от мастерства спортсмена.
Среди наиболее частых и важных модификаций можно выделить:
Выпуском «стантовых» деталей для серийных мотоциклов занимаются сторонние компании, например, американская One Point Performance. Обычно они производятся под конкретную модель мотоцикла, потому трудностей с их «подгонкой» не возникает.