Становление социологии как науки происходит одновременно с такими науками как исключить лишнее
Социология. Тесты для переаттестации по социологии
Тесты для переаттестации по социологии
3. По какому принципу выделены в структуре социологии такие части, как микросоциология, мегасоциология, макросоциология?
по уровню изучения общества
4. Какая часть социологии выделена не по предмету изучения?
5. Почему объективное знание об обществе в социологии получить труднее, чем о природе в естественных науках?
потому что общество очень сложный, быстро развивающийся объект, исследователь – сам часть изучаемой реальности и на него давят обыденные и идеологические стереотипы, господствующие в обществе
6. Какое из ниже перечисленных определений, по-Вашему мнению, наиболее полно и точно характеризует предмет социологии как науки?
социология – это область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основными направлениями развития человечества
7. Что относиться к познавательной функции социологии?
получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, исследование связей, характера и закономерностей явлений
8. Социология – это единственная наука, изучающая общество?
9. Процесс, при котором индивид утрачивает усвоенные им прежде ценности и нормы, называются
10. Социальная роль – это
определенный способ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям.
11.Социальные роли бывают:
врожденными и приобретенными
12. Социальный статус – это:
положение человека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иному социальному слою
13. Социальные нормы – это:
требования, предъявляемые обществом к индивиду
14. Откуда возникают социальные нормы?
из культуры, они отражают накопленный опыт
15. Можно ли избежать социального контроля?
16. Можете ли Вы осуществлять социальный контроль?
17. Выбери самое широкое понятие:
18. Что из перечисленного не является разновидностью социальных институтов?
19. Какие общности выделены не по территориальному признаку:
20.Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?
21. Как соотносятся между собой экономика и культура?
они взаимно влияют друг на друга
22. Можно ли считать поведение человека, собирающего милостыню, экономическим поведением?
23. В современной семье преобладает:
равенство мужчины и женщины
24. Если каждая российская семья будет иметь по два ребенка, будет ли таким образом поддерживаться простое воспроизводство общества?
25. Правильно ли сказать, что социология изучает внутренний мир личности?
26. Чем отличается социология от психологии?
социология изучает массовые, типичные формы поведения людей, а психология – индивидуальные особенности личности
27. Укажите науку, не связанную с социологией?
28. Исключите проблему, не связанную с современной семьёй
29. Можно ли применять социологическое понятие «личность» к преступнику?
30. Можно ли считать, что личностью являются только люди, обладающие развитой индивидуальностью?
31. Как определяется явление: «… более или менее широкий исторический период, в рамках которого относительно ускорено, происходит качественное, сущностное, структурное и всестороннее преобразование общества»?
32. Что понимается в социологии под термином «личность»?
каждый человек, живущий в обществе, усвоивший его нормы
33. Процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражаются в перемещении в другой регион, географический район или другую страну, называется:
34. Как определяется понятие: «… единичный представитель человеческого рода»?
35. Социальный конфликт – это:
борьба, порождённая конфронтацией общественных и групповых интересов
36. Семья в социологии –
социальный институт, основанный на браке
37. Предписания о том, как вести себя:
38. Развитое общественное мнение выступает эффективным институтом … общества:
39. Одной из глобальных проблем современного общества являются:
40. В типологии современных обществ по уровню развития техники входят:
41. Любая религия характеризуется обязательным наличием:
символов и ритуалов
42. В чём проявляется глобализация современного общества? (выберете наиболее полное)
в усилении взаимовлияния и взаимосвязей между отдельными государствами
43. Исключите, что не является объектом изучения социологии…
особенности мышления человека
44. Возможно ли применение количественных методов для изучения социальных процессов?
45. Чем отличается социологическая анкета от других анкет, которые люди заполняют при устройстве на работу, при обращении за визой, при поступлении в вуз и др.?
социологическая анкета, как правило, анонимна
47. Выберите социологическое понятие:
48. Одной из глобальных проблем современного общества являются:
49. Отклонения от нормы, рассматриваемые большей частью общества как предосудительные и недопустимые, называются:
50. Обмен информацией с помощью мимики и жестов называется:
51. Прикладная социология изучает общество, чтобы глубже его знать и понимать?
Становление социологии как науки
Основные предпосылки развития социологии сформировались к 30-40 гг. XIX в., когда уже было выработано понятие общества как особой реальности, которая имеет свою специфику и структуру.
Специфика социологического мышления предполагает, во-первых, взгляд на общество как некое системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам, во-вторых, установку на изучение реально существующих общественных отношений, в-третьих, опору на эмпирические методы исследования в противоположность умозрительным философским построениям.
Такое видение специфики социологического знания сложилось не сразу, его элементы складывались постепенно, в рамках философии и социальной философии, а также по мере развития эмпирических исследований социальной статистики и дифференциации общественных и гуманитарных наук. Вслед за юриспруденцией и историей от философии отделяются политическая экономия, этнография, статистика, языкознание. Это служит основанием для возникновения новых дисциплин и вместе с тем усиливает потребность в обобщающей науке о человеке и обществе.
2. Родоначальники социологии: О.Конт и Г.Спенсер.
Огюста Конта(1798-1857) часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Основной целью Конта было отделение новой социологической науки от метафизики и теологии с ее методами и принципами и создание науки об обществе на основах точного научного знания, подобно естественнонаучному. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что означало «наука об обществе».
Конт родился во Франции в 1798 г. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы такие методы как наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, названый им позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.
1. Теологическая или фиктивная стадия, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.).
2. Метафизическая стадия, охватывающая XIII-XIX вв.
3. Позитивная стадия – с XIX в.
Главные черты социологии:
1. Систематизированный, целостный подход к исследованию социальных процессов;
2. Освобождение от всякого рода ненаучных и метафизических форм познания;
3. Опора на эмпирические данные наблюдений и эксперимента;
4. Результативность научных достижений подобно естественнонаучным;
5. Систематизация предшествующего знания и определение собственного предмета исследования новой социальной науки.
1. «Популярный астрономический трактат» (1845)
2. «Система позитивной политики или социологический трактат» (1851-1854)
3. «Курс позитивной философии» (в русском переводе «Курс положительной философии» (1899-1900).
Так, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится.
Итак, социологическая теория Спенсера строится на основе двух главных принципов: понимания общества как организма и идее социальной эволюции.
Он выделял 3 вида эволюции:
— «Социальная статика» (1850),
— «Система синтетической философии» (1860) куда вошли такие отдельные труды, как «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии»,
— «Социология как предмет изучения» (1873, рус.пер. 1898),
— «О причинах моих разногласий с О.Контом».
Влияние Спенсера на социологическую мысль: в современных учебниках по социологии и ее истории творчество Спенсера связывают с началом формирования структурализма.
Своей систематизацией этнографического материала и способом типологизации, Спенсер оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие антропологии, этнографии и психологии.
Спенсер был первым социологом, кто систематически использовал понятия структура, функция, система, институт, дифференциация. Его рассуждения носят более последовательный характер, чем у Конта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Томы для индивидуальных реферативных сообщений:
1. Социологическое воображение, его сущностью признаки.
2. Непосредственные теоретические предшественники социологической науки (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон).
3. Основоположники социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, А. Кетле ).
4. Вклад Э. Дюркгейма и М. Вебера в развитие социологии на рубеже XI Х-ХХ вв.
5. Этапы развития социологической мысли.
9. Развитие социологии в Беларуси.
10. Плюрализм современных социологических теорий.
11. Функции социологии как науки.
Определения понятия «социология», данные разными авторами
Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие
мира и пытается объяснить их на основе научного анализа
Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессах, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия. Между многообразными социальными общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения
Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях вышеназванных авторов.
2. Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления)? на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.
3. На основе изучения учебно-методической литературы выделите наиболее важные функции социологии как науки и учебной дисциплины. Перечислите основные функции социологии с кратким определением их сущности.
Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста экономического (юридического) профиля.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1
а) существует независимо от ученых-социологов; б) определяется путем консенсуса ученых-социологов;
в) определяется мнением большинства ученых-социологов; г) существует в субъективном представлении ученых-социологов.
4. Как первоначально называлась наука об обществе, впоследствии получившая название «социология»?
а) социальная динамика; б) социальная механика; в) социальная статика; г) социальная физика»
5. Труд А. Кетле «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной жизни» имел значение прежде всего для развития: а) общесоциологических теорий; б) специальных социологических теорий;
в) фундаментальных основ социологии; г) эмпирической базы социологии.
6. В истории развития социологической науки М Вебера относят к представителям:
а) этапа предшественников социологии; б) этапа возникновения социологии;
в) классического этапа социологии; г) современного этапа социологии.
7. Кого из представителей социологической науки называют русско-американским социологом?
а) М Ковалевского; б) Т. Парсонса; в) Е. де Роберти ; г) П. Сорокина.
8. В истории развития социологической науки Э. Гидденса относят к представителям:
а) этапа предшественников социологии; б) этапа возникновения социологии;
в) классического этапа социологии; г) современного этапа социологии.
9. Кто из представителей мировой социологии является автором труди «О разделении общественного труда»?
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) П. Сорокин.
10. Хоторнский эксперимент в социологии связан с эмпирическими исследованиями вопросов:
а) влияния индустриализации на среду обитания; б) влияния миграции на условия жизни работников;
в) влияния урбанизации на культурную среду; г) влияния условий труда на рост производительности»
11. Сектор конкретных социальных исследований Института философии и права АН БССР был создан:
а) в 2000 г.; в) 1968 г. ; б) 1990 г.; г) 1921 г.
12. Первым руководителем сектора конкретных социальных исследований Института философии и права АН БССР был:
13. Первым руководителем Проблемной научно-исследовательской социологической лаборатории БГУ был:
а) Г. П. Давидюк ; б) С. Д. Лаптенок ; в) И. Н. Лущинский ; г) Ю. Г. Юркевич.
14. Кафедра социологии и первобытной культуры БГУ была создана:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.
15. Первым из перечисленных современных белорусских социологов ученую степень доктора социологических наук получил:
16. Институт социологии АН Республики Беларусь был создан:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.
18. Белорусское социологическое общество было учреждено:
а) в 2000 п ; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921г.
19. Современным белорусским социологом, которому в 2005 г. решением Ученого совета МГУ ит. Ломоносова присуждена премия имени И А. Сорокина, является:
а) Е. М. Бабосов ; б) Г. П. Давидюк ; в) А. Н. Данилов; г) А. Н. Елсуков
а) комплекс прикладных социологических исследований и эмпирического знания; б) многоуровневый комплекс теорий и типов знания;
в) комплекс социологических теорий среднего уровня; г) комплекс общесоциологических теорий.
21. Структурный функционализм выступает: а) общесоциологической теорией; б) социологической теорией среднего уровня;
в) отраслевой социологической теорией; г) эмпирическим социологическим знанием.
22. Формированию научных представлений об обществе, более целостному восприятию окружающей социальной реальности способствует: а) критическая функция социологии; б) мировоззренческая функция социологии;
в) прогностическая функция социологии; г) управленческая функция социологии.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 2
1. С биологическим организмом, каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
2. В надындивидуальной духовной реальности, основанной на «коллективном сознании», то есть на общности коллективных представлений, чувств, верований и т, д., видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
3. В ориентированных друг на друга социальных действиях видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
4. В общности фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, видел первооснову общества: а) М. Вебер; б) 3. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г, Спенсер.
5. Резкое возрастание роли знания и информации характерно: а) для доисторических обществ; б) для индустриального общества;
в) для постиндустриального общества; г) для традиционного общества.
6. Разрыв, связанный с более быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с изменениями в нематериальной культуре общества, называют: а) аномией общества; б) дисфункциями общества; в) культурным лагом;
7. Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, называют:
а )к ультурным пегом; б) культурными универсалиями; в) социальными нормами, г) социальными ценностями.
8. Культуру отдельных социальных групп, слоев, общностей называют:
а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой; г) элитарной культурой.
9. Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие: а) индивид; в) личность; б) индивидуальность; г) человек.
10. Совокупность интегрированных в индивиде социально-значимых черт, социальных отношений данного общества выражает в социологии понятие: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
11. Иерархическая структура личности по К. К. Платонову выражает: а) биологическую природу личности;
б) биосоциальную природу личности ; в) психологическую природу личности; г) социальную природу личности.
12. Конкретное место, занимаемое личностью в системе общественных отношений, это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
13. Положение личности в обществе, обусловленное социальной значимостью выполняемых ею общественных функций,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
14. Уникальность, неповторимость, присущие конкретной личности, выражаются в социологии понятием:
a ) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
15. Иерархическое положение того или иного социального статуса, разделяемое обществом и закрепленное в культуре, общественном мнении,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) статусный набор.
а) социальная мобильность; б) социальная позиция; в) социальная роль; г) социальный престиж.
17. Прогресс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта называется: а )в оспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
18. Процесс целенаправленного формирования у индивида социальных навыков, включения его в социальную среду для приобретения им социального опыта называется:
а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и группой.
20. Американский социолог Джордж Мид в обучении ребенка выполнению ролей взрослых выделял:
а) две стадии; в) четыре стадии; б) три стадии; г) пять стадий.
21. российский социолог В. А. Ядов называет тип личности, наиболее отвечающий объективным условиям данного этапа развития общества: а) базисным типом личности
22. типологию личности в зависимости от соотношения характерных для нее социальных ценностей и соответствующих им средств достижения разработал: а) Р. Мертон; б) В. Г. Немировский ; в) Э. Фромм ; г) В. А. Ядов.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 3
1. Простейшим проявлением социальных связей выступают:
а) социальные взаимодействия; б) социальные институты; в) социальные контакты; г) социальные отношения.
2. Кратковременные, легко прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах,- это: а) социальные действия; б) социальные контакты; в) социальные отношения. г) социальные факты.
3. Первоначальным и необходимым звеном формирования социальных взаимодействий выступают:
а) контакты заинтересованности; б) контакты обмена; (г) пространственные контакты.
4. Социальные контакты, в которых проявляются индивидуальные черты личности или особенности других социальных объектов, называют: а) контактами заинтересованности; б) контактами обмена; в) пространственными контактами.
5. Зависимость между людьми, реализованная через социальное действие,- это:
а) социальный процесс; б) социальная общность; в) социальная связь; г) социальный факт.
6. Покупка пассажиром газеты в привокзальном киоске является приемом социального :
а) контакта заинтересованности; б) контакта обмена; в) пространственного контакта.
7. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Коят ; г) Т. Парсонс.
8. Ориентация на ответное поведение других людей является у М. Вебера одним из признаков:
а) социального действия; б) социального контакта; в) социального процесса; г) социальною факта
9. Необходимым признаком социального действия по М Веберу является: б) внутренняя мотивация
10). Из выделяемых М. Вебером типов действия наиболее высоким уровнем рациональности обладает:
а) аффективное действие; б) традиционное действие; в) целерациональное действие; г) ценностно-рациональное действие.
11. Действие как единичный акт и одновременно как социальную систему рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.
12. Действие как непосредственное взаимодействие людей рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.
13. Система взаимообусловленных социальных действий, когда действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов, называется:
а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом
14. В структуре действия Т. Парсонса функцию адаптации выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
15. В структуре действия Т. Парсонса функцию целеполагания выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система,
16. В структуре действия Т. Парсонса функцию интеграции выполняет:
а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система*
17. В структуре действия Т. Парсонса функцию поддержания образца выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
18. Совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном поведении, называется: а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным отношением; г) социальным процессом.
19. Одной из форм проявления социальных взаимодействий выступают:
а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.
20. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:
21. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным стилем, на
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 4
1. Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как.
а) социальной группы; б) социально-культурной реальности; в) социальной общности; г) социальной системы.
2. Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:
а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной структуры; г) социального статуса.
3. Социальная система характеризуется:
а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной структурой; г) социальным конфликтом.
4. Социальная структура характеризуется: а) горизонтальной упорядоченностью; б) вертикальной упорядоченностью;
в) горизонтальной и вертикальной упорядоченностью; г) отсутствием упорядоченности.
5. Отражением уровня экономического развития общества выступает: а) социально-демографическая структура;
б) социально-классовая структура; в) социально-конфессиональная структура; г) социально-этническая структура.
6. Соотношение работников молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:
а) социально-демографическую структуру; б) социально-классовую структуру;
в) социально-профессиональную структуру; г) социально-этническую структуру.
7. Лидерство выступает проявлением: а) групповой динамики; б) социализации личности;
в) социальной стратификации; г) социальной мобильности.
8. Первичные социальные группы характеризуются:
а) половозрастными особенностями; б) профессионально-квалификационными особенностями;
в) социально-экономическими особенностями; г) эмоционально-психологическими особенностями.
9. Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование:
а) социально-демографической структуры общества; б) социально-конфессиональной структуры общества;
в) социально-профессиональной структуры общества; г) социально-этнической структуры общества.
11. Работники универмага «Беларусь» представляют собой:
а) вторичную социальную группу; б) неформальную социальную группу;
в) номинальную социальную группу; г) первичную социальную группу.
12. Общественное разделение труда выступает основой:
а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального неравенства.
13. Общественное распределение результатов труда выступает основой:
а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социальной стратификации.
14. Социальная стратификация выражает:
а) социальную адаптацию; б) социальную дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.
15. Сорокин П. А выделял:
а) один вид социальной стратификации; б) два вида социальной стратификации;
в) три вида социальной стратификации; г) четыре вида социальной стратификации.
16. Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют:
а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным классом.
17. Одной из характеристик особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:
а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль стратификации; г) роль стратификации.
18. К открытому историческому типу стратификации относится:
а) кастовое общество; б) классовое общество; в) рабство; г) сословное общество.
19. Маргинальные слои населения характеризуются:
а) высоким социальным статусом; б) неопределенным социальным статусом;
в) низким социальным статусом; г) отсутствием социального статуса.
20. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:
а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.
21. Старение нации является характерной особенностью социальной структуры:
а) только белорусского общества; б) всех современных обществ; в) ряда современных стран; г) только постсоветских стран.
22. Основой стабильности и устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран выступает:
а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества; г) средний слой общества.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 5
в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.
в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.
а) социальные группы; б) социальные институты; в) социальные общности; г) социальные организации.
4. Социальные институты представляют собой:
а) системное объединение социальных связей и норм в определенной области деятельности;
б) случайное объединение взаимодействующих в определенной области индивидов;
5. В своем главном назначении социальные институты общества призваны.
в) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов;
г) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.
6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:
7. Приором социального института общества является:
а) Верховный суд Республики Беларусь; б) Международный институт трудовых и социальных отношений;
в) профессиональный союз; г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.
8. Примером социальной организации является:
а) банковская система; б) Вооруженные силы; в) ОАО «Минский тракторный завод»; г) студенческое волонтерское движение.
9. Наука относится: а) к институтам культуры; б) политическим институтам; в) правовым инст-м ; г) экономическим институтам.
10. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:
а) М, Вебер; б) Т. Веблен ; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
11. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял: а) М. Вебер; б) Т. Веблен ; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
12. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен ; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
13. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:
а) вступления в профсоюзную организацию; б) повышения в должностной иерархии;
в) проявлении индивидуальных личностных качеств; г) успешной сдачи служебной аттестации.
14. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:
а )к лановой; б) нуклеарной ; в) расширенной; г) родственной.
15. Форму брат, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:
18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют: а) матриархальной семьей; б) неотрадиционной семьей; в) патриархальной семьей; г) эгалитарной семьей.
19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:
а) к примитивному обществу; б) первобытному обществу; в) доиндустриальному обществу; г) индустриальному обществу.
20. Обязательным уровнем образования для граждан Республики Беларусь является:
а) профессионально-техническое образование; б) общее среднее образование; в) базовое образование; г) последипломное образование.
21. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:
22. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:
а) неформальную власть социальной организации; б) организационное пространство социальной организации;
в) организационную культуру социальной организации; г) формальную власть социальной организации.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6
1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:
а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; в) сплошным ; б) монографическим; г) точечным.
4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; б) монографическим; в) сплошным; г) точечным.
5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется: а) валидностью ; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:
а) валидностью ; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:
а) аналитическим ; б) оперативным; в) полевым; г) сплошным.
8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
9. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода: а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического опроса; г) экспертного опроса.
10. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:
а) валидность ; б) гетерогенность ; в) гомогенность ; г) репрезентативность.
11. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется: а) закрытым; б) контактным; в) открытым; г) сложным.
12. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
13. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:
а) активное продуцированию гипотез; б) локальность изучаемой ситуации;
в) оперативность получения информации; г) совместимость с другими методами.
14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
15. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:
а) количественным анализом; б) контент-анализом ; в) традиционным анализом ; г) формализованным анализом.
17. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация ; г) человек.
18. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной ; г) ранговой.
19. Тип графического изображения данных согтологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют: а) гистограммой ; б) диаграммой; в) кумулятой ; г) полигоном.
20. Начальным этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования.
21. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах ; в) разработка программы исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций.
22. Примером качественного метода социологического исследования является:
а) анкетирование; б) контент-анализ ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 7
3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:
а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту ; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу ; г) П. Сорокину.
5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму ; 6) О. Конту; в) К. Марксу ; г) П. Сорокину.
6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще: а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному направлению в социологии.
8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюциошюму направлению в социологии.
9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюционному направлению в социологии.
10. Социальные изменения происходят:
а) на макр о- и микроуровне; б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.
11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:
а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение; в) не связано по значению; г) тождественно по значению.
а) социальное движение; б) социальное изменение; в) социальный контроль; г) социальный процесс.
13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:
а) маятниковость ; б) направленность; в) необратимость; г) цикличность.
14. Автором теории «стадий экономического роста» является:
а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу ; г) А. Турен.
15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:
а) антагонистические стороны социального развития; б) взаимоисключающие стороны социального развития;
в) взаимосвязанные стороны социального развития; г) тождественные стороны социального развития.
17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:
а) всех сторон жизни стран и народов; б) культурных отношений стран и народов;
в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.
а) социальное движение; б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.
19. Общие цели социального движения и способы га достижения определяются: а) на стадии формирования движения;
б) на стадии мобилизации движения; в) на стадии формализации движения; г) на завершающей стадии движения.
20. Примером социального движения является: а) Белорусский республиканский союз молодежи;
б) социальное волонтерство; в) Всемирная федерация профсоюзов ; г) экономическая система.
21. Какое из приведенных утверждений наиболее точное?
а) молодежь выступает нейтральным звеном социальных изменений; б) молодежь выступает объектом социальных изменений;
в) молодежь выступает объектом и субъектом социальных изменений ; г) молодежь выступает субъектом социальных изменений.
22. Движение антиглобалистов, прежде всего, отражает: а) негативную сторону глобализации ;