ресторан обломов на пятницкой меню
Обломов
Ресторан «Обломов» можно смело отнести к объектам культурно-исторического наследия. Начать с того, что он располагается в старинном особняке, специально отреставрированном и воссозданном в стиле типичного дворянского дома XIX века.
Детали интерьера — кованые сундуки, картины в богатых рамах, покрытые патиной зеркала, резные буфеты и комоды, чугунные печки, изразцы — собирались едва ли не по всем уголкам России. Среди предметов есть и настоящие музейные артефакты, например, гравюры Архипа Куинджи.
Меню ресторана — настоящий экскурс в историю русской кухни времен Ильи Ильича Обломова, героя самого известного романа Ивана Гончарова. Здесь можно попробовать подлинную национальную классику — еду, рецепты и технологии приготовления которой исчисляются столетиями. Гостей принимают на трех этажах.
Над ними расположена «Восточная Комната» — с низкими диванами для отдыха после сытной трапезы. С приходом тепла открывается «Летний Сад» — большая веранда в тихом и уютном дворике, окруженном старыми деревьями. Здесь стоит дровяная русская печь, летом в ней запекают мясо и рыбу, варят похлебки и каши.
По вечерам в залах ресторана звучит живая музыка, фортепьянные импровизации тапера или русские романсы под гитару. Дворовые девушки предлагают гостям чай и сладости. В выходные сюда принято приходить с детьми, самых маленьких гостей развлекают артисты столичных театров.
Жизнь в ресторане «Обломов» течет мирно и спокойно, именно так, как видел ее в своих мечтах Илья Ильич: уютный дом, обильный стол, добрые друзья, приятные знакомые, расторопные слуги… Одним словом, полное собрание удовольствий!
Ресторан Обломов
Забронируйте столик бесплатно
Возможность выбрать место.
Вы ничего не платите за бронирование.
Мгновенное подтверждение брони.
Безопасное заведение
Заведение предпринимает меры для безопасности гостей в связи с ситуацией с коронавирусом
О ресторане
Ресторан Обломов расположился в старинном особняке в 1-м Монетчиковском переулке, дом 5. Как следует из названия, на его создание владельцев вдохновил одноименный роман Ивана Гончарова.
Интерьер заведения выдержан в стиле зажиточного дворянского дома XIX века: пастельные тона в отделке, старинные фотографии и портреты на стенах, столы с резными ножками, мягкая мебель с цветочной обивкой и изразцовый камин. На фоне играет классическая музыка. Зал в мансарде оформлен в ближневосточном стиле: топчаны и низкие столики, персидские ковры на полу.
Готовят в Обломове блюда русской кухни. Делают это по классическим рецептам, найденным в старинных поваренных книгах. Здесь подают томленые в печи мясные блюда, пекут традиционные пироги и расстегаи. Знаменит ресторан и своими настойками и наливками. Каждого гостя перед уходом угостят стопкой на посошок.
Судебная обломовщина: как два московских ресторана название делили
Рассказываем об остросюжетных судебных делах. В Москве открылись два ресторана «Обломов». Владельцы одного из них зарегистрировали название как товарный знак и подали в суд на конкурентов. Казалось бы, дело простое и понятно, кто выиграет: использовать товарный знак без разрешения его владельцев нельзя. Но в историю вмешиваются влиятельные люди, и суды начинают вести себя непредсказуемо.
Два «Обломовых»
В начале 2000-х в Москве открываются два ресторана, владельцы которых используют название романа Ивана Гончарова. Компания «ИБГ Компани» открывает ресторан «Обломов» на Пятницкой и регистрирует название как товарный знак. Пока идёт регистрация, компания «Позитив» открывает ресторан «Обломовъ на Пресне». «ИБГ Компани» подаёт в суд на «Позитив» за нарушение прав на товарный знак.
Тот, кто зарегистрировал товарный знак, имеет исключительное право на него. Это значит, никто не может использовать товарный знак без разрешения владельца. Он может продавать лицензии всем желающим (ст. 1484 ГК РФ, ст. 1489 ГК РФ).
Ресторан «Обломов» открывался на Пятницкой, но позже переехал в 1-й Монетчиковский переулок, где работает до сих пор. Источник: izi.travel
Ресторан «Обломов» открывался на Пятницкой, но позже переехал в 1-й Монетчиковский переулок, где работает до сих пор. Источник: izi.travel
Ресторан «Обломовъ на Пресне». Источник: zoon.ru
Ресторан «Обломовъ на Пресне». Источник: zoon.ru
Акт первый. Вывеска как художественное произведение
В суде «Позитив» уверяет, что не претендует на товарный знак «Обломов». Вывеска ресторана «Обломовъ на Пресне» — это графическое произведение Александра Адабашьяна, сценариста и художника-постановщика фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Главную роль в фильме сыграл Олег Табаков. Несколько лет назад художник подарил росчерк и все права на него сыну артиста — владельцу ресторана Антону Табакову. Тот уверен, что ресторан имеет право использовать вывеску. Доводы «Позитива» убедили суд, и он отказал в иске «ИБГ Компани».
Та самая вывеска с росчерком художника Александра Адабашьяна у входа в ресторан «Обломовъ на Пресне». Источник: карты Гугл
Та самая вывеска с росчерком художника Александра Адабашьяна у входа в ресторан «Обломовъ на Пресне». Источник: карты Гугл
Акт второй. Роман как общественное достояние
Пока идут судебные разбирательства, владелец «Обломова на Пресне» Антон Табаков подаёт заявление в Апелляционную палату Роспатента. Он просит Роспатент отозвать свидетельство на товарный знак «Обломов». Аргумент такой: роман Гончарова — это общественное достояние, и никто не имеет права его приватизировать.
К делу подключаются крупные чиновники и культурные деятели. Министр культуры Михаил Швыдкой, режиссёры Станислав Говорухин и Никита Михалков пишут руководителю Роспатента письма, в которых просят признать роман Гончарова общественным достоянием.
«Название и имя героев одного из самых известных произведений русской культуры, на которых воспитывалось подрастающее поколение, являются общественным достоянием и не могут быть приватизированы», — пишет Станислав Говорухин.
«Подобная приватизация общественного достояния разрушает накапливаемый столетиями культурный слой общества», — дополняет Михаил Швыдкой.
Никита Михалков поддерживает коллег: исключительного права на слова вроде «Пушкин», «Хлестаков» и «Обломов» не должно быть ни у кого. И кстати, почему у «ИБГ Компани» нерусское название?
Апелляционная палата Роспатента отменяет регистрацию товарного знака. Роспатент признаёт название «Обломов» общественным достоянием. Кто угодно может использовать его в коммерческих целях.
Исключительное авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и ещё 70 лет после его смерти (ст. 1281 ГК РФ). Потом произведение становится общественным достоянием и любой человек может его свободно использовать (ст. 1282 ГК РФ).
Акт третий. Обломов как товарный знак
«ИБГ Компани» продолжает бороться за товарный знак «Обломов» и подаёт жалобу на Роспатент в арбитражный суд. В 2003 году она наконец добивается своего: суд признаёт решение Апелляционной палаты неверным и возобновляет охрану товарного знака «Обломов». Теперь, чтобы законно использовать название романа для общепита, нужно получить лицензию у владельца товарного знака.
Несмотря на решение суда, Антон Табаков не оформляет лицензию на использование товарного знака, но про судебные иски больше не слышно. Оба ресторана продолжают работать, пока «Обломовъ на Пресне» не закрывается. В СМИ пишут, что в 2017 году Антон Табаков продал все российские рестораны и уехал жить во Францию к своей семье. А ресторан с Пятницкой переезжает на 1-й Монетчиковский переулок — сейчас это единственный в Москве ресторан «Обломов».
В январе 2019 года срок действия товарного знака «Обломов» закончился. Теперь его снова могут использовать все желающие.
Если хотите использовать в качестве товарного знака что-то из общественного достояния, учитывайте, что иногда за него приходится бороться в судах.
Судебное разбирательство между двумя ресторанами «Обломов»
24 ноября 2000 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» адвокат Максим Титаренко.
Эфир ведет Ольга Северская.
О. СЕВЕРСКАЯ — В нашей студии адвокат Максим Титаренко. Он представляет интересы ресторана «Обломов». Речь идет о ресторане «Обломов», который находится в Первом Монетчиковском переулке. Я это уточняю потому, что в Москве два ресторана с таким названием. И у «Обломова» с «Обломовым» возник маленький конфликт, что вообще нетипично для Ильи Ильича как человека, не любящего вступать в какие-то сложные взаимоотношения. Ему бы гостей принимать с другом Штольцем, с Захаром, а приходится решать спорные вопросы. История, достойная пера Гоголя, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, первое, что приходит на ум. Тем не менее, арбитражный суд будет во вторник.
М. ТИТАРЕНКО — Да, Вы правы, история именно об этом, и крайне нетипична для нашей сегодняшней жизни, но, тем не менее, конфликт этот возник. Наверное, слово «конфликт» слишком громкое для подобной ситуации. Но суть в том, что когда-то давно, когда в начале 99 года задумывалась идея ресторана «Обломов» на Пятницкой, (я представляю интересы именно владельцев ресторана «Обломов» на Пятницкой), пришла идея о том, чтобы зарегистрировать и товарный знак, и товарную марку «Обломов», по разным причинам. Во-первых, потому что предполагали, что может быть двойник, и посчитали, что европейская практика регистрации товарного знака, под чем ты работаешь, это будет правильно. Тогда же, еще в начале 99 года, мы начали этот долгий процесс. Регистрация товарного знака занимает более 1,5 лет, по практике нашей регистрации. Мы получили лишь в октябре этого года свидетельство о праве на товарный знак «Обломов». Однако спустя еще некоторое время после того, как мы обратились в патентное ведомство, мы узнали о том, что у нас есть двойник, о том, что Антон Табаков, владелец ресторана «Обломов» на Пресне, также собирается работать под этой маркой. Тогда же мы начали долгий многомесячный диалог об этом с ним. Однако, как оказалось, придти к компромиссу в данной ситуации будет достаточно сложно. И мы не пришли к нему. У всего того, что происходит сейчас, есть достаточно определенный коммерческий интерес или коммерческая причина. То есть все происходит не потому, что вдруг владельцам ресторана «Обломов» на Пятницкой захотелось быть монополистами на рынке под этой торговой марке. Речь идет лишь о том, что люди путают два ресторана, которые между собой никак не связаны, кроме названия. И та реклама, которая дается в пользу ресторана «Обломов» на Пятницкой, работает на фактических конкурентов — ресторан «Обломов», который находится на Пресне.
О. СЕВЕРСКАЯ — То есть нельзя сказать: «пусть будет много «Обломовых», хороших и разных»?
М. ТИТАРЕНКО — Да. Как раз для того, чтобы не вводить в заблуждение потенциальных потребителей, мы и затеяли этот процесс. Таким образом написаны наши законы.
О. СЕВЕРСКАЯ — Максим, сейчас модно пытаться придти к мировому соглашению, прежде чем передавать дела в арбитраж. Наверняка ведь велись переговоры.
М. ТИТАРЕНКО — Да, конечно велись переговоры.
О. СЕВЕРСКАЯ — Какие аргументы были у противной стороны?
М. ТИТАРЕНКО — Доводов никаких не было, потому что в данном деле здесь и слово «спор» громко звучит, здесь и спора-то нет никакого, потому что в споре надо что-то доказывать, а нам доказывать ничего не приходится. У нас свидетельство патентного ведомства на товарный знак «Обломов», зарегистрированная, в том числе по классу товаров ресторанная деятельность. И у нас есть факт, который никем не оспаривается. Это факт использования рестораном «Обломов» на Пресне нашего товарного знака. Вот две взаимоисключающие вещи.
О. СЕВЕРСКАЯ — Максим, я бы хотела, чтобы мы внесли ясность. Может быть, опираясь на законы о товарных знаках, на законы об авторском праве. По-моему, название ресторана «Обломов» на Пресне пишется с твердым знаком. И вообще, самое уточнение, «Обломов» на Пресне. Может быть, это просто другое название?
М. ТИТАРЕНКО — Да, вопрос крайне распространенный. Я объясню, почему это не имеет значения: ни твердый знак, ни наименование места географического нахождения ресторана. Дело в том, что твердый знак в данном случае не играет никакой роли, потому что в соответствии с законом о товарных знаках запрещается использование схожих с товарным знаком наименований, причем схожих до степени смешения. В данном случае вы понимаете прекрасно, что твердый знак никакой существенной разницы между «Обломов» без твердого знака и «Обломовъ» с твердым знаком не вносит, и действительно влечет смешение двух товарных знаков. Что касается наименования географического места на Пресне, то вообще географические названия не подлежат регистрации в качестве товарных знаков, и имеет значение, какое слово имеет доминирующее значение в словосочетании. Слово «Обломов», очевидно, имеет доминирующее значение в словосочетании и является нашим товарным знаком. Поэтому использовать без нашего согласия его недопустимо. Те же доводы приводил в нашем последнем разговоре с ним Антон Табаков, но меня он либо не захотел, либо не услышал. Поэтому пришлось обратиться в арбитражный суд, никакого другого способа защиты нашего исключительного права мы, к сожалению, не нашли, и нам не оставили.
О. СЕВЕРСКАЯ — Александр просит нас внести ясность. «Кто первый открыл ресторан «Обломов», на Пятницкой или на Красной Пресне?» Вопрос действительно интересный. Мы уже сказали про названия, как они могут разниться, и что считается все-таки возможным для регистрации товарного знака. Действительно, пальма первенства в открытии предприятия имеет какое-то значение?
М. ТИТАРЕНКО — Нет. Дело в том, что сам факт открытия ресторана никакого значения с точки зрения авторского права не имеет. Если бы это было произведение искусства или литературное произведение, действительно, в соответствии с законом об авторском праве, права автора возникают с момента выхода в свет этого произведения. Ресторан у нас пока не произведение искусства. И не надо путать такие вещи, как авторское право на произведение и право на товарный знак. Это разные вещи.
О. СЕВЕРСКАЯ — Кстати, о произведениях искусства. Есть же ведь известный фильм «Обломов» Никиты Михалкова, в котором Олег Табаков играет Илью Ильича.
М. ТИТАРЕНКО — Конечно. Есть даже передача Артемия Троицкого «Кафе Обломов».
О. СЕВЕРСКАЯ — Была.
М. ТИТАРЕНКО — Да, радиопередача и телепередача. Но речь идет лишь о том, что сам Артемий Троицкий как автор передачи «Кафе Обломов» и господин Никита Михалков, который снимал этот фильм, и киностудия «Мосфильм» имеют права, но на это произведение. То есть в первом случае на телепередачу, во втором случае на художественный фильм, и ни на что большее. Да, это авторство никто не отрицает.
О. СЕВЕРСКАЯ — Вернемся к предстоящему во вторник рассмотрению дела в арбитражном суде. Ресторан «Обломов» на Пятницкой, ресторан в Первом Монетчиковском переулке, вчинил, подал иск своему партнеру. Что Вы предлагаете в качестве документальных оснований?
М. ТИТАРЕНКО — Документальное основание — это свидетельство, которое мы имеем с 11 октября сего года о праве на товарный знак, зарегистрированный по четырем классам товаров. Я поясню, что если вы регистрируете товарный знак, то в этом случае вы можете зарегистрировать по всем классам товаров, но в этом нет необходимости. Товарный знак «Обломов» не зарегистрирован по классу товаров, например, производства химических реактивов, а зарегистрирован по классу товаров «ресторанная деятельность», «печатные издания», «общепит, кафе, бары, клубы» и т.д. То есть то, что близко по виду деятельности самому ресторану «Обломов». Поэтому по тем классам товаров, по которым наши клиенты ресторана «Обломов» на Пятницкой действуют, был зарегистрирован товарный знак. Что касается судебной перспективы, единственный основополагающий документ в данном случае — это само свидетельство о праве на товарный знак и все. Это то, что дает нам исключительное право пользования, и то, что охраняется законом.
О. СЕВЕРСКАЯ — А какова вообще практика разрешения подобных споров?
М. ТИТАРЕНКО — Практики подобных споров немного. Мы ее внимательно изучали, и могу вам сказать, что та практика, которая есть, складывается в нашу пользу. Потому что есть объективные вещи. Мы имеем свидетельство, право на этот товарный знак, мы вправе запретить использование принадлежащего нам товарного знака кому угодно без нашего ведома. И здесь суды стоят на стороне закона, (а не стороне истца), потому что именно законом охраняется право на товарный знак. И те требования, которые мы выдвигали в своем исковом заявлении, складываются не только из запрета использовать товарный знак, принадлежащий нам, но и из обязания ответчика публиковать в тех изданиях, в которых он размещал свою рекламу, судебное решение. Такой способ гражданской защиты нам предоставляет закон о товарных знаках, который говорит, что в качестве восстановления своей деловой репутации мы вправе потребовать публикации в печатном издании судебного решения.
О. СЕВЕРСКАЯ — Как решится конфликт двух «Обломовых», мы узнаем уже совсем скоро. Я напоминаю, что в нашей студии адвокат ресторана «Обломов» в Первом Монетчиковском переулке, того самого, где Захар вместе со всеми обитателями дома встречает посетителей, предлагает им книжное меню заобеденного чтения, а не только меню хорошей кухни, где масса уютных залов, и где проходят культурные акции. Такие как, например, презентация книги Бориса Акунина. Это одно из последних событий. Проект «Валенки» там еще был представлен.
М. ТИТАРЕНКО — Неделя высокой моды.
О. СЕВЕРСКАЯ — И так далее. Максим затронул много вопросов, которые интересны вообще, с точки зрения патентоведения и права на товарные знаки. Поэтому предприниматели и просто слушатели могут задать свои вопросы во второй части нашей беседы.
—
О. СЕВЕРСКАЯ — Уже есть вопросы, которые пришли на наш эфирный пейджер. Но сначала мне самой хотелось бы задать первый вопрос. Насколько российское патентное право отличается от мировых стандартов, или вообще не отличается?
М. ТИТАРЕНКО — Российское патентное право, конечно, имеет какие-то особенности, но в основном это унифицированная отрасль в связи с тем, что во многих странах, которые присоединились к международным конвенциям, которые, в свою очередь, регулируют авторское патентное право, — все эти страны, которые присоединились к международным конвенциям, используют примерно один и тот же порядок регистрации товарных знаков, если уж мы говорим об этом. И в нашей стране авторское патентное право не особо отличается от принятого во всем мире порядка.
О. СЕВЕРСКАЯ — Еще один вопрос, уже с пейджера. «Если хочется зарегистрировать какой-то товарный знак или открыть какое-то предприятие с определенным названием, и вы уже знаете, что кто-то тоже собирается это сделать, что делать — срочно менять название или пытаться запатентовать раньше, чем конкурент?»
М. ТИТАРЕНКО — Если раньше это наименование не зарегистрировано в качестве товарного знака, то нужно подавать заявку в патентное ведомство и регистрировать в качестве товарного знака ваше название, если оно столь распространенное и желаемо для использования другими. Если оно уже зарегистрировано, то есть выход из этой ситуации. Предусмотрена такая вещь, как заключение лицензионного соглашения. То есть любое лицо, владеющее правом на товарный знак, вправе это право передать в пользование другому лицу. В данном случае предусмотрено лишь заключение лицензионного соглашения, которое регистрируется в патентном ведомстве. Таким образом вы можете использовать принадлежащий другому лицу товарный знак, но при этом, как правило, устанавливается какая-то плата.
О. СЕВЕРСКАЯ — Света нас спрашивает, чем вообще вызван такой интерес к литературным персонажам, и много ли товарных знаков с литературным происхождением.
М. ТИТАРЕНКО — В последнее время да. Если не говорить о литературных персонажах, например, есть водка «Чайковский», сигареты «Петр Первый». Это тоже персонажи, но исторические. Я могу объяснить, почему есть такой интерес именно к Обломову. Наверное, слово «облом» в последнее время несколько жаргонное и распространенное, и кому-то, может быть, нравится именно в связи с тем, что оно современно молодежное, одновременно имеет что-то общее с великим произведением Гончарова.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА — Дело в том, что он не ответил, кто первый использовал название «Обломов». Мало ли, что он зарегистрировал свою марку патентом. Кто первый? Конкретно, какого числа и года открыл Табаков, и какого числа и года открыл адвокат другого «Обломова»?
О. СЕВЕРСКАЯ — Когда свою деятельность открыл адвокат, я не знаю. Но ресторан «Обломов» в Монетчиковском переулке открылся 1 марта 2000 года.
М. ТИТАРЕНКО — Да, открытие было 1 марта 2000 года. Но для вопросов патентного права в данном случае это не имеет большого значения. Важно, кто зарегистрировал товарный знак, а не кто раньше открылся. И лишь свидетельство о регистрации товарного знака дает исключительное право использования. То есть в мировой практике достаточно много случаев, когда уже существующая компания не зарегистрировала… это в основном судебные дела 60-70-х годов. Если говорить о Европе, была масса случаев, когда незарегистрированный товарный знак использовался компанией несколько лет, и спустя несколько лет появлялось некое лицо или компания, которая регистрировала это название в качестве товарного знака, а потом имела способ давления на первичного пользователя. Если уж говорить о том, кто раньше, тогда надо сказать о том, что заявка на регистрацию товарного знака «Обломов» была подана нами гораздо раньше, до открытия ресторана «Обломов» на Пресне, еще в январе 99 года.
О. СЕВЕРСКАЯ — В общем, вопрос «кто первый», действительно сложный вопрос. Я бы хотела успеть ответить еще на вопрос общего характера. Владимир Колычев спрашивает нас, сколько стоит регистрация товарного знака для организаций, например, общественной организации.
М. ТИТАРЕНКО — По-моему, никакого значения, общественная организация, физическое лицо или коммерческая организация, не имеет. Есть установленные законом ставки сборов, пошлин, которые платятся за регистрацию. Я бы Вам посоветовал обратиться к патентным поверенным, которые имеют все контакты с патентным ведомством, и они ответят Вам на все вопросы, связанные с регистрацией. Но могу сказать, что это в пределах нескольких тысяч рублей.
О. СЕВЕРСКАЯ — То есть не безумно дорого?
М. ТИТАРЕНКО — Нет.
О. СЕВЕРСКАЯ — Борис нас спрашивает, регламентировано ли существующими законами авторское право в Интернете. «Как можно зарегистрировать имя в Интернете?» — спрашивает другой наш слушатель.
М. ТИТАРЕНКО — Вообще эта проблема отношения не имеет к «Обломову». Проблема Интернета, распространения информации и прав на распространение информации в Интернете, в том числе и товарных знаков, крайне остра, потому что на сегодняшний день законодательство практически никак не регламентирует это информационное поле. И до принятия специального закона просто никак невозможно контролировать или регламентировать.
О. СЕВЕРСКАЯ — Есть надежда на то, что этот закон будет принят в ближайшее время?
М. ТИТАРЕНКО — Да, об этом много говорится, и я надеюсь, что в ближайшее время мы что-то увидим, потому что крайне остра проблема.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был адвокат Максим Титаренко.