рекомендуемая масса порции каши для детей старше 11 лет
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.)
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки
Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки
Рекомендуемая масса порций блюд(в граммах) для школьников
Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Питание ребенка с 11-ти лет. Правильный рацион питания ребенка в 11 лет
Правила питания
При составлении здорового меню для ученика начальных классов нужно руководствоваться следующими правилами:
Меню школьника на день
Всё начинается с завтрака
Завтрак – самый важный приём пищи. Очень часто люди не хотят есть с утра. Для того, чтоб у ребёнка разыгрался аппетит утром, лучше всего не начинать его кормить, пока он окончательно не проснётся. В этом очень хорошо помогает утренняя зарядка. На пробуждение может потребоваться 30 – 40 минут, поэтому просыпаться стоит пораньше. Завтрак должен быть полноценным и давать достаточное количество энергии на 3 – 4 часа.
Он может состоять из всевозможных каш, картофельного пюре, макарон или вермишели. Очень полезно также за 20 мин. до основного блюда дать ребёнку фруктов или ягод. Это дополнительно подогреет аппетит и положительно скажется на моторике ЖКТ, не говоря о витаминах, энзимах и прочих полезных компонентах, содержащихся в плодах. Запить завтрак можно натуральным соком, чаем, компотом, какао или кофе с молоком.
Второй завтрак
Если в школе кормят в столовой, то дополнительного пакета с продуктами просто не потребуется. Конечно, необходимо присмотреться к пище, подаваемой в школьных стенах, и в случае её плохого качества и ненатуральности стоит просто отказаться от такой еды. Ведь мы желаем своему ребёнку только лучшего. Если же в столовой кормят хорошо, то вопрос второго завтрака ребёнка отпадает.
В случае с плохим питанием мы просто обязаны начать готовить ребёнку перекус. Сюда могут входить:
В обеденное время ребёнку необходимо получать первое, второе и десерт.
Полдник
Между обедом и ужином целесообразно сделать небольшой перекус. Ребёнку можно дать:
В вечернее время кормите ребёнка легко, переедать не стоит. Ужинать желательно минимум за 2 часа до сна. Что можно предложить ребёнку:
Неделя №1
День 1 (Понедельник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша вязкая на молоке (из хлопьев овсяных) | 200 | 250 |
Сыр порциями | 20 | 30 | |
Масло сливочное | 10 | 10 | |
Напиток кофейный на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из моркови или из моркови с яблоками | 100 | 100 |
Суп с изделиями макаронными на бульоне из птицы | 250 | 300 | |
Птица отварная | 100 | 120 | |
Овощи тушеные | 150 | 200 | |
Кисель | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Изделие кондитерское (зефир) | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 2 (Вторник) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Оладьи с яблоками | 150 | 150 |
Кисломолочный продукт | 125 | 125 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Обед | Салат из морской капусты | 100 | 100 |
Суп из овощей | 250 | 300 | |
Рыба (треска), тушенная в томате с овощами | 80 | 120 | |
Рис отварной | 150 | 200 | |
Отвар из шиповника | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 3 (Среда) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-10 лет | 11-17 лет | ||
Завтрак 1 | Колбаски детские (сосиски) отварные | 49 | 98 |
Капуста тушеная | 150 | 200 | |
Яйцо куриное диетическое вареное вкрутую | 40 | 40 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из огурцов свежих с растительным маслом | 100 | 100 |
Борщ сибирский на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Запеканка картофельная с отварным мясом | 225 | 300 | |
Компот из ягод | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
День 4 (Четверг) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-10 лет | 11-17 лет | ||
Завтрак 1 | Котлеты или биточки рыбные | 80 | 100 |
Пюре картофельное | 150 | 200 | |
Огурцы свежие | 30 | 50 | |
Напиток кофейный на молоке | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Винегрет овощной с раст. маслом | 100 | 100 |
Рассольник ленинградский на мясном бульоне | 250 | 300 | |
Бефстроганов из мяса отварного | 80 | 100 | |
Каша гречневая рассыпчатая | 150 | 200 | |
Сок фруктовый или овощной | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Печенье | 20 | 20 | |
Плоды и ягоды свежие на весь день | 150 | 150 |
День 5 (Пятница) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Пудинг из творога запеченный | 180 | 200 |
Джем (варенье) | 20 | 20 | |
Чай с лимоном | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из капусты белокочанной с раст. маслом | 100 | 100 |
Суп картофельный с бобовыми (фасоль) | 250 | 300 | |
Печень, тушенная в сметане | 100 | 100 | |
Изделия макаронные отварные | 150 | 200 | |
Компот из кураги | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на весь день | 150 | 150 |
День 6 (Суббота) | Наименование блюда | Выход блюда, г | |
---|---|---|---|
7-11 лет | 11-18 лет | ||
Завтрак 1 | Каша гречневая молочная | 200 | 250 |
Творожный сырок | 50 | 50 | |
Чай с сахаром | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 40 | 50 | |
Обед | Салат из свеклы отварной и яблок | 100 | 100 |
Щи вегетарианские со сметаной | 250 | 300 | |
Котлеты или биточки рыбные | 80 | 100 | |
Соус томатный | 30 | 50 | |
Картофель отварной | 150 | 200 | |
Отвар из шиповника | 200 | 200 | |
Хлеб пшеничный или зерновой | 20 | 30 | |
Хлеб ржано-пшеничный | 40 | 60 | |
Плоды и ягоды свежие на завтрак и обед | 150 | 150 |
Режим питания
На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:
Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:
Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.
Потребности в питании школьника
Правильный режим питания школьника это один из способов улучшить здоровье сына или дочери. Ниже приведены таблицы, в которых сказано, сколько и каких продуктов должен потреблять ребенок-школьник в день.
Какими способами лучше готовить пищу?
Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.
Что можно приготовить на обед?
Обед должен состоять из: Нежирных супчиков из риса, гречки или с макаронными изделиями. На второе можно приготовить – мясные блюда на пару, котлетки из нежирной свинины, курицы или рыбу с.На гарнир подать овощное рагу пюре или кашу. Порции не должны быть большими – ребенку нужно осилить и первое, и второе. Запить чаем, какао или компотом из свежих фруктов, например: из яблок, а можно приготовить и из сухофруктов. Так же очень полезны свежевыжатые фруктовые соки, разбавленные водой.
Второй завтрак
Второй завтрак – это школьный завтрак! Он приходится обычно на перемену между вторым и третьим уроками. Со вторым завтраком возможны два варианта:
Что положить в контейнер? Полезные углеводы, белок и что-то сладенькое! Сладкое – это глюкоза. А она необходима мозгу в моменты наивысшего умственного напряжения, которое как раз и приходится на 2 и 3 уроки в школе. Так что можно порадовать ребенка двумя, тремя кусочками шоколада.
Для обеспечения углеводами и белками можно положить в контейнер:
Не забудьте про фрукты, подойдут яблоки, груши, бананы. Ну и бутылочка чистой воды не помешает.
Какие продукты нужно ограничить в рационе?
Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:
Готовим еду в школу
Питание школьников в учебное время не менее важно, чем дома. Что же можно приготовить ребенку с собой, если в заведении отсутствует столовая или вы не доверяете местному общепиту?
Для начала поинтересуйтесь у чада, что он бы хотел видеть в своем ланч-боксе на обед. Возможно, это будут сухие завтраки из сухофруктов и орехов, а возможно, он захочет запеканку. Не нужно класть в коробку нелюбимое блюдо подростка, ведь высока вероятность того, что он не захочет это кушать.
Опираясь на мнение диетологов, правильный ланч (или полдник) для школьника может состоять из:
Последний вариант питания является оптимальным для подрастающего организма, поскольку в бенто-ланче или сухом перекусе, присутствуют различные блюда, которые богаты белком, витаминами и минералами. Как видите, приготовление ланчей в школу не занимает много времени. Достаточно просто найти свой рецепт и следовать пожеланиям ребенка.
Очень важно красиво упаковать еду для вашего школьника, чтобы ее захотелось съесть. В этом вам помогут ланч-боксы. Цветовая палитра изделий очень яркая, а ребенок может сам украсить ее наклейками или рисунками.
Как составлять меню?
В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.
Пример правильного меню на неделю
Меню ученика нанеделю должно содержать в себепитательные иэнергетически ценные блюда. Такая качественная еда даст ребенку энергию, увеличит работу мозга.
Завтрак
Один изосновных приемов пищи, который зарядит бодростью навесь день.
Обед
Обед это самый энергетически ценный прием пищидля ученика. За обедом необходимо съедать жидкую еду, чтобы кишечник работал нормально. Второе блюдо может быть из мяса или рыбы, что организм получил достаточно белков.
Помните о напитках. Это могут быть морсы, кисель, травяные отвары инатуральные соки.
Полдник, или перекус
Ужин
Последний прием пищи ребенка должен быть максимально легким. Нестоит давать школьнику, иначе вжелудке появится чувство тяжести, скоторым сложно уснуть. Ужин состоит из основного блюда и напитка.
Что готовить в школу на перекус
Для ребенка, важно приниматьпищу не только в отведенные часы, но и делать небольшие перекусы. Лучше всего,если эти продукты он будет брать из дома, а не покупать в местной столовой.
Помимо этого, стоитобратить внимание на возраст ребят. Дело в том, что ребята старших классовзависят от мнения большинства и поэтому навряд ли согласятся взять запеканку, адля школьника 10 лет,это нормальные вещи.
Что готовить:
Это основа, но взависимости от ваших предпочтений, можно скомбинировать или добавить что-тосвое.
Приучать ребенка кнормальному питанию нужно с раннего возраста. А сделать это можно только личнымпримером. Поэтому, совершать переход на полноценное питание и правильный режим,нужно только вместе.
Поделиться ссылкой:
Автор: Валерия Лучная
Повар-кондитер. Мама двоих детей. Люблю готовить и делиться своими рецептами.
» Валерия Лучная опубликовала рецептов: 923
Обед обычно начинается в 12.30. Ребенок будет лучше кушать, если до обеда он нагуляется на свежем воздухе, накачается на качелях и наиграется с другими детьми. На первое обычно готовится суп, на второе – овощное блюдо с котлетками из мяса или рыбы.
Нашинковать капусту и лук, растереть свеклу и морковь, мелкими кубиками нарезать картошку и кабачки. Залить водой и варить до готовности. За 5 минут до конца варки добавить лавровый лист. После того, как суп будет разлит по тарелкам, украсить блюдо зеленью или тоненькими ломтиками свежей морковки.
Рыбный суп
Нарезать картофель, морковь кубиками 1*1 и приготовить на воде. За несколько минут до окончания варки добавить в бульон лавровый лист. Параллельно на пару приготовить рыбу, очистить от косточек и шкурки. Рис лучше сварить отдельно. Соединить с остальными ингредиентами, перемешать. Если картофель и морковь получились слишком крупными, их лучше растереть или порезать на более мелкие кусочки. Перед подачей на стол украсить зеленью.
Тефтели из мяса индейки
Овощи без шкурки измельчить, чтобы получилось пюре. Муку с водой (бульоном, отваром) тщательно перемешать, чтобы не осталось комков. Овощное пюре довести до кипения, влить в него жидкость с перемешанной мукой, лавровый лист, укроп, варить еще 10 минут. Сцедить – получился подлив.
Мясо, капусту, лук смолоть на мясорубке, приготовить фарш и сформировать из него шарики. Опустить их в кипящий бульон и варить 25 минут.
Рыбные котелки на пару
Рыбу, морковь и хлеб прокрутить через мясорубку, полученному фаршу придать форму котлеток и готовить на пару в течение 25 минут.