ребенок меня не слышит психология
Повторила дочери уже 10 раз, а она словно оглохла! Что делать с этим — психолог Леля Тарасевич
У моей пятилетней дочери есть милая привычка временно «глохнуть», то есть вообще никак не реагировать на обращенную к ней речь. Мы даже дошли до лора, со слухом все хорошо. И эта глухота возникает не только по поводу просьб или замечаний, но и если просто что-то говоришь. Что с этим делать? Само пройдет или нет?
Отвечает психолог Леля Тарасевич:
— «Милая привычка глохнуть» возникает у очень большого количества детей в самом разном возрасте по самым разным причинам. И запрос на консультации из серии «говорю-говорю, а ему хоть бы хны» или «пока не наорешь, не услышит» достаточно распространенный. Орать не надо. Разберем, как наших ребят «подлечить» без надрыва голосовых связок.
В первую очередь, действительно, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем со слухом. А также — что очень важно — проблем с обработкой слуховой информации. То есть ухо может работать, звуковая волна влетает внутрь головы, а вот там внутри отдел мозга, отвечающий за то, чтобы расшифровать волну и превратить ее в информацию, может сломаться.
Первым врачом должен стать невролог. Именно он проверит ребенка и направит при необходимости к следующим специалистам: отоларинголог, логопед, сурдолог, психолог, нейропсихолог и так далее.
И вот вы всех обошли, медики подтвердили отсутствие проблем со здоровьем, а воз и ныне там — ребенок «глохнет» в самое неподходящее время.
Вы злитесь, повторяете по 10 раз и тем самым закрепляете модель: маму можно не слушать, она еще повторит.
Тогда вы все же переходите на ультразвук, а именно кричите. Вроде как стал слышать и даже выполнять указания. НО. Увеличивать децибелы придется все чаще и чаще, ибо адаптация человеческого детеныша развивается с фантастической скоростью. Во-вторых, крик вызывает тревожность и резко снижает способность мыслить. То есть чисто механически он за собой посуду, наконец, уберет, но взаимосвязь в мозге «поел-убери» не сформирует. Завтра придется снова кричать. Готовы?
7 советов для общения с дошкольником
До шести-семи, а в некоторых случаях и до десяти лет, дети не умеют концентрироваться на двух и более вещах, имеют одноканальное внимание и вообще часто витают в облаках. Им такое по возрасту положено. Даже если родители и педагоги с этим мнением не согласятся.
Это мама может одновременно мыть раковину, разговаривать с подругой по телефону, прислушиваться, не проснулся ли младшенький, и заглядывать в ежедневник, прикидывая, успеет ли завтра в парикмахерскую. А ребенок — только что-то одно, например, играть с машинкой. И быть искренне увлеченным процессом. Настолько, что не услышит, если мама его позовет. И это нормально.
Как можно улучшить нашу коммуникацию?
Я отлично понимаю, что сразу изменить поведение не получится, мы же его не одно десятилетие вырабатывали. И дети сразу не вернутся в наш мир звуков. Но мы можем двигаться друг другу навстречу осторожно, терпеливо, шаг за шагом. И верить в то, что однажды встретимся на этом пути.
3 способа договориться с подростком
Подождите-подождите, скажете вы. А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать?
Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора.
Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям.
Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?
Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени.
Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову.
Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно.
Ребенок меня не слышит психология
Хронические затруднения с ребенком (например, когда он ежедневно нарушает правила, установленные дома, часто грубит, постоянно делает то, что не надо бы или наоборот не делает чего то желательного) порождают естественную мысль – надо поговорить с ребенком об этом. Если ребенок уже не малыш, то естественно было бы обсудить сложившуюся проблемную ситуацию. И большинство родителей это понимают и даже, как кажется, реализуют на деле. То есть не молчат тихонько, а все время многословно объясняют ребенку, что он не прав и так нельзя.
Почему это не работает
Разговор с ребенком проводится НЕ ТАК, а главное НЕ ТОГДА, когда ребенок готов вас услышать.
«Неужели ты не понимаешь, что тебе просто двойку завтра поставят!» внушают родители зареванному ребенку, в десятом часу вечера обнаружившему невыполненные уроки.
Во всех случаях родители как бы сказали то, что считали нужным, но это, конечно, никак не коснулось души ребенка и не повлияет на его дальнейшее поведение.
Есть три главные фактора, которые мешают детям вас услышать и принять к сведению ваши слова
-Эмоции ребенка
Ребенок в сильных негативных эмоциях просто не воспринимает ваших мудрых наставлений. Если ребенка оттащили только что от брата, с которым он дрался из-за машинки, то это не подходящее время, чтобы объяснять ему про то, что «нужно было вежливо попросить». И уж тем более это не время для наставлений, что надо брата любить и уважать. Да, объяснить это неплохо, только не сейчас, а в мирной обстановке, когда эмоции ребенка не зашкаливают.
— Недостаток времени на разговор
Трудно воспитывать между делом, серьезный разговор требует как минимум времени, чтобы его провести. И если вы, убегая на работу, торопливо вещаете истины, которые должны просветить ребенка, то эти истины, скорее всего, благополучно проскользнут мимо его ушей.
— Отсутствие контакта
Приготовление обеда и важный разговор с ребенком – несовместимые вещи. Так же как и переписка в соцсетях или просмотр видео никак не могут быть спутниками хорошей беседы. Если вы не позаботились о КОНТАКТЕ, который должен обеспечить передачу информации ребенку, то разговор пройдет впустую.
Контакт можно потерять и не занимаясь ничем параллельно, это тоже нетрудно. Зациклившись на себе, на своих чувствах или на том, что «правильно» мы начинаем отгораживаться от ребенка, терять контакт. Тогда мы разговариваем не С РЕБЕНКОМ, а РЯДОМ С НИМ.
Мы так привыкли воспитывать детей, что-то им сообщать, что уже не замечаем, что говорим вне контакта с ними. Надо сказать набор правильных фраз, и мы говорим в сотый раз со стеклянными глазами, не понимая, что чувствует ребенок при этом, что до него доходит, как он реагирует. Главное – сказать то, что нужно, а там уж…
В итоге мы говорим все равно, что в одиночестве.
Хороший разговор
Для того, чтобы ДИАЛОГ с ребенком пришел на смену бесполезным нотациям родителей нужно соблюдать несколько условий.
Не начинайте важный разговор сгоряча, по свежим следам происшествия, когда все кипят негативом и только ждут повода выплеснуть этот негатив. Также неподходящее время для разговора – вечер трудного дня, когда все усталые и раздраженные.
2. Обеспечьте контакт с ребенком. Сядьте так, чтобы видеть лица друг друга, но желательно не занимать позицию строго напротив друг друга, так как она склоняет людей к конфронтации. Хорошо сесть на диван или на пол в комнате ребенка. Лучше, когда есть тактильный контакт с ребенком. Малыша можно посадить на колени, более старшему ребенку положить руку на плечо или взять за руку.
ВАЖНО: не все дети и взрослые легко принимают телесный контакт. Будьте внимательны к себе и к ребенку, не нужно контакта, если он кому-то из участников неприятен. В таком случае достаточно контакта глазами и нахождения рядом.
Конечно, при разговоре с ребенком важно, чтобы никто и ничто вам не мешало. Оставьте телефоны в «волшебной коробке для гаджетов» (это такая специальная коробка-хранилище, куда члены семьи складывают свои телефоны, чтобы побыть друг с другом, не отвлекаясь).
3. Подготовьтесь заранее. Лучшие экспромты готовятся заранее, разговор с ребенком нужно планировать. Попробуйте записать свое обращение или начитать на диктофон, а потом прослушать.
При подготовке сформулируйте точно для себя:
— о чем вы хотите говорить
— что чувствуете на этот счет вы
— что, как вам кажется, чувствует на эту тему ваш ребенок
Постарайтесь сформулировать проблему так, чтобы она стояла не МЕЖДУ вами и ребенком, мешая коммуникации, а ПЕРЕД вами обоими, объединяя вас в стремлении решить ее для общего блага.
Не делайте проблему ИЗ РЕБЕНКА, постарайтесь сформулировать ее ВНЕ РЕБЕНКА.
Так, например, потенциально болезненно формулировать проблему так:
-Ты неряшливый, никогда не убираешь за собой, ничего в своих же вещах потом найти не в состоянии.
Конструктивнее сформулировать ее так:
— Я расстраиваюсь, видя в комнате разбросанные вещи, а ты не можешь найти то, что нужно из-за беспорядка.
Первая формулировка объявляет проблемой РЕБЕНКА. Вторая выносит проблему ВОВНЕ, делая ее мишенью для обсуждения и возможного решения.
Люди это не ПРОБЛЕМЫ, проблемы – это проблемы.
Попробуйте переформулировать следующие фразы так, чтобы проблема выносилась ВОВНЕ, вместо того, чтобы быть помещенной в ребенка.
ПРОБЛЕМА ВНЕ РЕБЕНКА: __________________
ПРОБЛЕМА ВНЕ РЕБЕНКА: ___________________
ПРОБЛЕМА ВНЕ РЕБЕНКА: ___________________
4. Используйте метод «Решение конфликта», чтобы облегчить разговор и направить его в конструктивное русло.
Впервые этот метод был предложен Т. Гордоном для решения конфликтных ситуаций, впоследствии много раз перерабатывался. Он подходит как для конфликтных ситуаций с ребенком, так и для старших членов семьи.
Почему ребёнок вас не слышит
Поделиться:
– Собирайся в детский сад!
– Какой ты невнимательный!
Ребенок не невнимательный – он переспрашивает из-за того, что не различает звуки на высоких частотах.
На тех самых, на которых мы с вами разговариваем.
Если эти самые частоты не слышны (конкретно от 1 000 Гц до 8 000 Гц), все слова становятся похожими одно на другое. Так что «невнимательный ребенок» слышит, что к нему обращаются. И даже очень хочет ответить. Он просто не понимает, что ему говорят.
Почему? Всему виной обычные детские сопли. Или аденоиды – это уж кому как повезет. Или не повезет.
Немного анатомии
Ухо устроено очень сложно. Есть наружное ухо – ушная раковина и слуховой проход, участие которых в восприятии звуков на самом деле минимальное.
Мы с вами без всякого слухового прохода можем слышать звуки прямо через кость (если обзаведемся специальными наушниками). А вот дальше всё становится сложнее.
Среднее ухо (то, которое начинается за барабанной перепонкой) улавливает звук. Барабанная перепонка под воздействием звука колеблется, как мембрана аналогового микрофона, и колебания барабанной перепонки передаются через систему слуховых косточек на внутреннее ухо. А уже оттуда, через слуховой нерв – прямо в мозг.
Фокус состоит именно в том, что барабанная перепонка должна колебаться свободно. И ей ничего не должно мешать. Если же амплитуда колебаний барабанной перепонки снижается, мы с вами перестаем слышать высокие частоты и перестаем различать слова.
А для окружающих мы становимся невнимательными. Называется всё это – «кондуктивная тугоухость».
Механизм кондуктивной тугоухости завязан на евстахиеву трубу – это трубка, которая идет от среднего уха в носоглотку и открывается тотчас позади носа. Ее функция – уравнивать давление воздуха в полости среднего уха с атмосферным давлением. А еще через евстахиеву трубу оттекает слизь, которая образуется в полости среднего уха (она ведь выстлана слизистой оболочкой, правильно?).
Если евстахиеву трубу перекрыть, проблемы и начинаются.
Причины кондуктивной тугоухости
Как всё происходит
Сначала – обычно на фоне затяжного насморка – перекрывается устье евстахиевой трубы. Это может произойти из-за отека слизистой оболочки носа, отека устья евстахиевой трубы, увеличения тубарной миндалины (она прикрывает вход в евстахиеву трубу от инфекций, идущих из носа, – и не всегда удачно) или увеличения аденоидов.
Наконец, самая обычная и частая причина перекрытия устья евстахиевой трубы – банальное скопление слизи в носоглотке. Результат – сначала в полости среднего уха падает давление воздуха, и атмосферное давление вдавливает барабанную перепонку вовнутрь, резко снижая ее подвижность. Готово: мы с вами перестаем слышать звуки на высоких частотах. Формируется евстахиит.
Читайте также:
Чистка ушей ватными палочками
От того, как долго сохраняется снижение подвижности барабанной перепонки, зависит дальнейшее развитие осложнений:
— экссудативный отит формируется из-за того, что нарушается отток слизи через евстахиеву трубу (она у нас с вами перекрыта, помните?), и эта слизь начинает скапливаться в полости среднего уха. Результат – барабанная перепонка, подвижность которой была и без того снижена, теряет подвижность вовсе;
— адгезивный отит. Это когда слуховые косточки, находящиеся в полости среднего уха, постепенно слипаются. Здесь уже, даже если убрать жидкость из среднего уха и восстановить проходимость евстахиевой трубы, ничего не произойдет – без сложной слухоулучшающей операции на слуховых косточках уже не обойтись.
На что обращают внимание родители
Ребенок переспрашивает. Почему?
Перекрыта евстахиева труба, барабанная перепонка вдавлена атмосферным давлением внутрь (точно так же происходит в самолете при взлете и посадке), и за счет этого подвижность барабанной перепонки снижается. В результате ребенок слышит, что к нему обращаются, но не понимает, чего именно то него хотят, – и от этого переспрашивает.
Ребенок, когда его зовут, идет не в том направлении (например, родители его зовут на кухню, а ребенок идет в гостиную). Почему?
Потому что ребенок слышит родителей только одним ухом – и не может четко понять, откуда идет голос родителей.
Какие обследования проводят при тугоухости у детей
Аудиометрия. Этот метод широко используется у взрослых, а вот у детей его можно применять где-то начиная с шести лет (а еще лучше, если ребенок будет еще старше).
Почему? Да потому, что исследуемый пациент на каждый звук должен отвечать, слышит он его или нет. А дети стараются ответить так, как от них хотят того взрослые. И в итоге результаты получаются недостоверными.
Тимпанометрия. Это метод исследования подвижности барабанных перепонок и слуховых косточек. Прибор генерирует ультразвук, ультразвук отражается от барабанной перепонки – всё просто. Если барабанная перепонка колеблется в пределах нормы, врачи говорят, что это кривая типа А. Если не колеблется совсем (так бывает при скоплении жидкости в среднем ухе за барабанной перепонкой) – это кривая типа В.
Если барабанная перепонка всё же отвечает на ультразвук, но как-то не так (например, сниженными колебаниями при перекрытии евстахиевой трубы), – врачи говорят о кривой типа С. Тимпанометрия на сегодняшний день как раз и является основным методом диагностики кондуктивной тугоухости у детей при аденоидах, евстахиите или экссудативном отите.
Микроотоскопия. Здесь всё просто – врач производит осмотр барабанной перепонки при помощи цифрового отоскопа (увеличение 50Х) или операционного микроскопа (увеличение 30Х) и видит и жидкость за барабанной перепонкой, и то, насколько она втянута, и даже рубцы на барабанной перепонке от ранее перенесенных отитов – всё, что мешает нормальной подвижности барабанной перепонки, и всё, что мешает ребенку нормально слышать. На сегодня всё больше врачей называют микроотоскопию «золотым стандартом диагностики».
Эндоскопия носоглотки. Этот метод ничего не скажет, конечно, о состоянии среднего уха, зато он покажет, в каком виде сейчас находится устье евстахиевой трубы – а значит, скажет всё или почти всё о причинах снижения слуха у ребенка. Устье евстахиевой трубы может быть закрыто из-за стекания слизи, отека тубарной миндалины, увеличения аденоидов и даже из-за рубцов, которые образовались вследствие какого-то давнего воспаления. Все эти причины требуют совершенно разного лечения. И отличить их друг от друга можно только при эндоскопии.
Важно! Врачи, которые осматривают ребенка каким-то иным способом (а еще делают рентген носоглотки или просто проводят беглый осмотр), лишь догадываются о причинах тугоухости, но не видят их.
Как лечат кондуктивную тугоухость у детей
Первое, что необходимо сделать врачам при кондуктивной тугоухости, – это подавить воспаление следствием которого оказалось перекрытие евстахиевой трубы.
К таким мерам могут относиться:
— лечение воспаления, которое привело к отеку устья евстахиевой трубы (спреи в нос с мометазоном или флутиказона фуоратом в течение длительного времени), ингаляции с интерфероном, ингаляции с препаратом с действующим веществом тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, промывания носа методом перемещения («кукушка»), физиотерапия (КУФ в нос и горло), лазерная терапия;
Однако, даже после удачного лечения воспаления, евстахиева труба может не начать функционировать в достаточной мере, а ребенок всё еще недостаточно хорошо слышит.
Для восстановления функции евстахиевой трубы лечебные мероприятия могут быть следующими:
— продувание евстахиевой трубы – или в поликлинике по методу Политцера («пароход»), или дома, при помощи прибора Otovent balloon или аналогичного;
— физиотерапия (лазерная терапия).
Для того чтобы удалить жидкость из полости среднего уха при экссудативном отите, лор-врач может предложить следующее:
— пневмомассаж барабанной перепонки (его можно выполнять или в поликлинике или дома при помощи аппарата EarDoc;
— физиотерапия (лазерная терапия или электрофорез);
— шунтирование барабанной перепонки (это уже хирургическая операция – врачи вставляют в барабанную перепонку специальную трубочку – шунт, – через которую жидкость из полости среднего уха вытекает наружу.
Наконец, если устье евстахиевой трубы было перекрыто за счет рубцов, применяется специальная операция – баллонная дилатация устья евстахиевой трубы.
– Собирайся в детский сад!
Поздравляем! Ваш ребенок вас слышит.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Если ваш ребенок замкнутый, не значит, что он с аутизмом! Психолог о детской психике
Живого общения между родителями и детьми сегодня меньше. Многие малыши позже начинают разговаривать, другие не умеют общаться со сверстниками. Когда стоит переживать и вести сына или дочь к специалисту, а когда — отпустить ситуацию и просто любить ребенка? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Елена Акулова.
О том, когда стоит «бить» тревогу
— Чаще всего родители «бьют тревогу» и спешат к специалисту, когда речь ребенка развивается не по возрасту или не развивается вовсе, а также когда ребенок проявляет «сложности» в поведении.
Безусловно, на наших детей влияет то, что мы в целом стали меньше разговаривать и общаться с ними. Интерактивные игрушки, социальные сети, интернет и мультфильмы заменили живое общение. Мы мало читаем вместе с малышами и не обсуждаем прочитанное. Это сказывается косвенно на интеллектуальном развитии всего поколения. Но если у ребенка есть неврологические проблемы, те или иные задержки в развитии, такой стиль воспитания для него может оказаться фатальным: это усугубит уже имеющиеся нарушения.
И если с запросами о проблемном поведении, интеллектуальных нарушениях родители приходят чаще в более раннем возрасте ребенка, то с запросами о пассивности, отстраненности ребенка от близких контактов и сверстников обращаются значительно позже — в школьном возрасте.
Агрессивное или эмоционально неуравновешенное поведение ребенка, нарушение сна, «застревание» в аффекте и многое другое может быть как следствием обстановки и атмосферы, в которой малыш живет, так и маркером проблем неврологического характера. Поэтому нужна очная консультация ребенка не только с психологом, но и с врачом.
Ребенок может перестать развиваться из-за отношений в семье?
Специалист объясняет, что при любом из подобных состояний вначале необходимо исключить медицинскую составляющую.
Например, неврологические, генетические проблемы, пре- и постнатальные повреждения нервной системы, эндокринные, сердечно-сосудистые нарушения и даже нарушения в работе дыхательной системы в той или иной степени способны повлиять на общее развитие ребенка.
Елена говорит, что за все годы работы с детьми в семьях у нее было всего 2 таких случая. Первый, когда ребенок рос в обстановке, где главным был алкоголь. Малышу на тот момент было 3 года, и круглые сутки он находился в игровом манеже, его могли забыть покормить, не переодевали памперс. О том, чтобы с ним общались взрослые, и речи не шло. После изъятия ребенка из семьи и обеспечения должного ухода и общения, он начал быстро догонять по развитию своих сверстников.
Второй случай был менее тяжелым, однако на состоянии ребенка в значительной степени сказалось серьезное психическое заболевание матери. Именно с ней он проводил большую часть времени.
— Энергия развития в каждом ребенке настолько сильна, что ищет и пробивает себе дорогу даже в эмоционально неблагоприятной среде: как росток пробивается сквозь асфальт. Если мозг ребенка не развивается или развивается не должным образом, как правило, на это есть более весомые причины, чем просто обстановка в семье.
— А как же распространенное суждение о том, что «холодная мать» всему виной?
— Такая теория действительно была популярна в середине прошлого века, однако не нашла научного подтверждения. Ее отголоски до сих пор ранят родителей.
Сейчас за рубежом широко популярна теория нейроаффективного развития, которая основывается на последних исследованиях нейробиологии. Эти исследования побудили пересмотреть многие педагогические модели. Оказалось, что эмоции играют ведущую роль в развитии мозга, даже влияют на формирование тех или иных его отделов и нейронных связей. Но это не значит, что в аутизме виновно «плохое эмоциональное отношение». Оно может только усугубить существующую проблему. Хорошая новость в том, что, исцеляя отношения родителей с ребенком и помогая формированию здоровой привязанности, мы поддерживаем мозг в биологическом развитии, даже если изначально имели место те или иные повреждающие факторы.
Что касается аутизма, то на сегодня выявлено и описано более 200 генетических мутаций, связанных с теми или иными симптомами аутистических нарушений. И все они первичны, то есть их нет у родителей. На данном этапе зарубежные специалисты занимаются более детальным изучением данных мутаций и их влияния на организм носителя.
Аутизм — не болезнь, а пожизненное особое состояние нервной системы
— Аутизм — не заболевание, поскольку заболевание имеет начало, течение и завершение. Аутизм — пожизненное особое состояние нервной системы, об этом свидетельствуют многие описания взрослых людей с аутизмом.
При этом аутистические проявления настолько разнообразны, что до сих пор нет единой картины клинического диагноза, до сих пор корректируются и уточняются диагностические критерии, и это вводит в заблуждение многих родителей. А также порождает множество мифов, которыми окружен диагноз «аутизм». Мифы рождаются там, где человек сталкивается с непонятным для него и пугающим. Наш мозг пытается как можно быстрее «рационализировать»: придумать причину.
Такие мифы, несмотря на свою токсичность, играют для горюющего важную психологическую роль — не дают мозгу «взорваться» от горя. Этим объясняется их живучесть, несмотря на различные научные опровержения. На этапе торга нам кажется, что мы приняли уже факт болезни, но на самом деле гонимся за чудесным исцелением, легко соглашаясь на мошеннические или сомнительные лечебные эксперименты. И когда нам кажется, что мы заботимся о близком больном, на самом деле мы заботимся о себе, потому что нам не хватает сил на принятие ситуации, как она есть. Важно это понимать, чтобы не быть фанатично слепым и жестоким экспериментатором по отношению к своим близким, тем более, детям.
Прежде чем приписывать диагнозы, следует обратить внимание на себя
Специалист говорит, что сейчас все чаще встречаются случаи «гипердиагностики» родителями своего ребенка. Такие мамы и папы уже приходят с диагнозом, который нашли в интернете.
— Важно не забывать: все детки разные. Точно так же, как и мы, взрослые, в значительной мере отличаемся друг от друга по темпераменту, характеру, биоритмам, эмоциональности и многим другим признакам.
Если родители знают о своей мнительности, то нельзя позволять себе сравнивать ребенка с другими. Это не рекомендуется делать с любым малышом. Когда речь идет о родительских страхах — лучше разбираться с ними на приеме у психолога, чтобы понять, какая часть из них обоснована, а какая — нет. Не стоит мучить ребенка своими фантазиями и находить у него болезни посредством интернета.
О том, как правильно вести себя родителям
— В моем понимании самое важное — это любовь. Ее важный ингредиент — принятие, то есть понимание наших отличий и индивидуальности, принятие того, что выросший ребенок пойдет жить свою, не похожую на нашу, жизнь. Любовь к нему тогда, когда он не прав, ошибся или обидел, нарушил дозволенное — даже когда ругаем или ограничиваем. За этим важно не забывать, что мы его любим, он наш близкий человек. Родителям стоит понимать, ребенок — не центр вселенной. Задача мамы и папы — вырастить малыша таким, чтобы он не нуждался в них.
Важно развивать коммуникативные навыки. Это багаж, который пригодится в любой отрасли работы и в сфере человеческой жизни. Он помогает договариваться, улаживать конфликты и находить поддержку. Чтобы развить эти навыки, нужно начинать с себя самих.
— Необходимо соблюдать баланс: чтобы вы оставались для сына или дочери психически устойчивой, надежной и доступной фигурой родителя. В то же время желательно иметь свою интересную жизнь, в которой вы занимаетесь совершенно другими делами, далекими от семьи и воспитания. Перекосы в сторону гиперопеки или игнорирования ребенка создают фундамент для невротизации сына или дочери и отношений с родителями.
И еще: парадокс воспитания заключается в том, что мы не можем никого воспитать на самом деле. Мы можем воспитывать себя, работать над собой, делать это с удовольствием, тогда и ребенок возьмет от нас лучшее.