ребенку 7 месяцев не ест кашу что делать
Что делать, если грудной ребенок не хочет есть кашу
Врач-педиатр, автор книг о здоровье детей
В каком возрасте вводить в рацион ребенка каши? С каких видов круп лучше начинать? Готовить самостоятельно или покупать в магазине? Добавлять молоко, смесь или только воду? Об этом и многом другом мы сегодня расспросили врача-педиатра, консультанта проекта ЗдоровьеМейл.ру Олесю Владимировну Бутузову.
— Олеся Владимировна, чем полезны каши для организма ребенка?
— Каши — сытный прикорм, который отлично насыщает ребенка и является источником не только питательных веществ, но и витаминов и микроэлементов. Каши привносят в организм ребенка белок — строительные кирпичики для каждой стремительно растущей клетки.
— Когда кашу следует вводить в прикорм ребенка?
— Каши рекомендованы в качестве второго прикорма, следом за овощами, в 6-6,5 месяца. Исключение составляют маловесные детки с маленькой прибавкой. Им каша вводится первой.
— В каком порядке разные виды каш следует вводить в рацион ребенка?
— Начинать прикорм кашами лучше всего с гречки — очень полезной и при этом гипоаллергенной крупы. Следом за ней идет рис, а затем кукуруза и овсянка. Исключение — дети со склонностью к запорам: им рекомендуется воздержаться от риса.
— Как родителям понять, что ребенок не хочет есть кашу, потому что его организм еще не готов к этому продукту? А может, малыш просто капризничает?
— Организм готов тогда, когда «созрел» желудочно-кишечный тракт. Раннее введение каш в виде прикорма может привести к срыву пищеварения. Но нужно понимать, что ребенку может не понравиться каша и он отказывается от нее просто потому, что ему не нравится вкус. В таком случае стоит попробовать другой вид каши.
— От каких видов каш чаще всего отказываются груднички и почему?
— От кукурузной или овсяной: они имеют более резкий вкус, чем гречка и рис. Но я все-таки подчеркиваю, что каждый ребенок — индивидуальность, поэтому он может любить и не любить любой вид каши.
— Из-за чего дети на грудном вскармливании чаще всего отказываются есть кашу?
— Дети любят грудное молоко, и не все испытывают потребность пробовать что-то новое, ведь такое вскармливание — это еще и психологический комфорт для ребенка. Ну и, конечно, им просто может не нравиться консистенция или вкус каш.
— Можно ли полностью исключить каши из рациона ребенка? Можно ли чем-то заменить каши, если ребенок отказывается их есть?
— Я бы все-таки не советовала исключать каши. Пробовала бы фантазировать и искать способы приучить к ним ребенка. Но точно бы не настаивала, чтобы не усугубить проблему. Можно смешивать каши с овощным и фруктовым пюре, это помогает ввести их даже «нехочухам».
— По каким причинам годовалые дети отказываются от каш? Что делать, если годовалый малыш отказывается есть кашу?
— В этом случае важно запомнить главное — настаивать и тем более заставлять нельзя! Это формирует яркий протест и нарушения пищевого восприятия. Предлагайте и делайте паузы между предложениями, чтобы ребенок забывал о первых неудачных попытках. Добавляйте ягоды или фрукты, а может, овощи, если ваш ребенок — любитель овощей. Все получится!
Улучшить вкус каши помогают овощи, ягоды и фрукты. Если же ребенок категорически отказывается от каш, надо придумать им замену. Белковую составляющую, например, можно заменить омлетами, приготовленными на пару или запеченными в духовке.
— Существует мнение, что ребенку необходимо дать хорошенько проголодаться, увеличив перерыв между приемами пищи до 4 часов. Помогает ли такой способ справиться с отказом от каши и не вредны ли такие перерывы?
— Я все-таки за то, чтобы ориентироваться на ощущения и желания ребенка. Да, на грудном вскармливании мы кормим по требованию, а при введении прикорма уже создаем график с регулярными приемами пищи. Но я бы не советовала создавать дополнительные промежутки между кормлениями — рекомендуемое пятиразовое кормление обеспечивает как раз перерыв между приемами пищи не менее 4 часов.
— Можно ли использовать игры и мультики для того, чтобы накормить ребенка кашей?
— Нет, этого делать точно не стоит! Дети увлеченно смотрят мультфильмы — в них при этом можно «впихнуть» любую еду. Но подобное чревато расстройствами пищевого поведения сейчас и в будущем. Я бы не рекомендовала этот подход.
— Некоторые родители убеждены, что увеличить аппетит ребенка можно при уменьшении порции каши. Работает ли такой метод?
— А зачем вызывать у ребенка чувство голода? Так он проснется раньше и раньше попросит есть. Ребенку нужно давать такое количество каши, которое он съест, не стоит искусственно уменьшать порцию.
— Можно ли давать ребенку сладкое после каши, таким образом приучая его к тому, что кашу есть обязательно?
— Я не рекомендую такой способ. Единственное — при полном отрицании каш можно добавить в них фруктовое пюре для вкуса (то есть сладости заместить фруктами).
А вот какую любопытную историю могу рассказать из своего опыта: я ввела пюре из брокколи ребенку в качестве первого прикорма, и он полюбил его так, что проблемы с кашей решались не фруктовым, а овощным пюре.
— Может ли интерес к каше проснуться без постороннего вмешательства?
— Да, конечно! Просто предлагайте и, главное, не настаивайте. Любое напряжение во введении прикорма может привести к его отрицанию ребенком. Не нужно настаивать на том, чтобы малыш обязательно ел новый продукт, это может отсрочить введение каши в рацион.
— Существуют ли методы приучения ребенка к регулярному употреблению каши? Помогает ли в этом педагогический прикорм?
— Я за то, чтобы приучать ребенка к новой еде комфортно, не настаивать и не заставлять. Предлагать, давать пробовать, экспериментировать. Пробовать прикорм тоже можно — для этого нужно самим придерживаться правильного питания. Тогда ребенок продегустирует хорошую, подходящую ему кашу из родительской тарелки.
— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда пытаются приучить ребенка есть кашу?
— Раннее или быстрое введение, настаивание на каше, введение приготовленных на молоке каш в качестве первого прикорма — вот основные ошибки, которые допускают родители.
— Имеет ли значение посуда, в которой предлагаются каши малышам?
— Я считаю, что имеет. Тем более что сейчас существует большое количество посуды, адаптированной для детей, в том числе и для того, чтобы обучать их самостоятельному приему пищи.
— Как родителям подобрать «свои» каши, которые будут нравиться ребенку без лишнего стресса?
— Просто экспериментировать. Но крайне аккуратно. Не хочет ребенок есть гречку — попробуйте рис, но с четверти чайной ложки, внимательно наблюдая за его реакцией. Не торопится есть с ложки — сделайте кашу чуть пожиже и дайте из бутылки. Главное, всегда помните, что есть рекомендации педиатра, а есть индивидуальные особенности ребенка, на которые очень важно ориентироваться.
— Какие каши чаще не едят дети: приготовленные дома или купленные в магазине? Как выбрать оптимальную детскую кашу быстрого приготовления?
— На самом деле все индивидуально и скорее зависит от привычки — если даете покупные каши, ребенок привыкнет к ним, а если предлагаете каши «собственного производства», то малыш будет есть их, не зная другого вкуса. Но я как педиатр крайне рекомендую готовые инстантные, то есть разводные, каши. Они легче перевариваются и усваиваются, их состав максимально выверен и полезен для здоровья малыша.
— Отличаются ли по вкусу каши на козьем и на коровьем молоке? Какие каши нравятся детям больше и почему?
— Я бы для начала сказала, что каши на козьем молоке, например, каши МАМАКО® лучше усваиваются организмом ребенка. Что касается вкуса, то каши на козьем молоке имеют нежный сливочный вкус и очень нравятся малышам.
— Детские каши МАМАКО® представляют собой вкусное и очень полезное для здоровья сочетание круп и козьего молока. Каши не содержат крахмала, ГМО, добавленных растительных масел и консервантов. И нравятся даже малоежкам!
Вот уже 15 лет я как врач-педиатр занимаюсь здоровьем детей и совершенно точно знаю, что от правильного питания, в том числе правильного введения прикорма, зависит состояние желудочно-кишечного тракта и во взрослом возрасте. Еще раз хочу сказать, что каши — очень полезный и вкусный продукт для прикорма малышей. Если вводить их своевременно и аккуратно, то это блюдо становится у ребенка одним из самых любимых. А если даже и возникнут проблемы, они решаемы. Главное, действовать терпеливо и с любовью!
Что делать, если ребенок не ест каши?
Каши – одни из главных продуктов в рационе детей, начиная с самого раннего возраста. Их пользу для растущего организма сложно переоценить. Крупа – это богатый источник растительных белков и клетчатки, целого ряда витаминов (группа В, витамины А, Е, РР и Н). Кроме того, в кашах много микроэлементов: фосфора и калия, хлора, серы, кальция, магния, натрия и меди, железа, цинка, хрома, бора и молибдена, а также многих других.
Помимо этого, каши являются источником большого объема углеводов, и значит, снабжают малыша запасами энергии. А достаточное количество клетчатки, которая содержится в разнообразных крупах, крайне необходимо для кишечника малыша, чтобы пищеварение работало без сбоев. К тому же некоторые из круп обладают способностью выводить из организма токсины и шлаки, а также продукты метаболизма лекарственных препаратов.
Педиатры и институты питания разных стран рекомендуют каши как один из первых прикормов, вводимых в возрасте 6-7 месяцев. Однако далеко не все малыши благосклонно относятся к кашам, и необходимо приложить целый ряд усилий, чтобы заинтересовать их этим новым блюдом. Однако если ребенок не ест каши, это совершенно не значит, что нужно применять разнообразные «танцы бубнами», уловки и ухищрения, чтобы впихнуть в ребенка как можно больше еды. Ребенку, который до этого знал только вкус молока матери или смеси, нужно помочь в адаптации к продукту, и дать время на привыкание к новым вкусам.
Пшенная каша – содержит 70% крахмала, 12-15% белка, содержащего незаменимые аминокислоты, а так же большое количество жира 2,6-3,7%, клетчатки 0,5-08%, небольшое количество сахаров до 2%, витамины В1, В2, РР и большое количество фосфора, цинка, йода, калия, натрия, магния и брома. Способствует укреплению мышечной системы.
Почему дети не едят каши?
Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:
Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.
Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.
Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу. Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант.
Каши могут быть как из одного злака (монокомпонентные), так и из смеси злаков. Нередко дети с благосклонностью воспринимают нелюбимую крупу в смеси с другими, более любимыми. К примеру, дети, которые любят кашу с рисовой крупой, но не любят пшено, очень хорошо кушают кашу «дружба» из смеси риса и пшена.
Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.
Что делать, если малыш не хочет есть каши?
Есть несколько простых советов для тех детей, кто плохо ест или совсем не ест каши. Прежде всего, не нужно заставлять ребенка есть каши, действуйте по принципу «не хочет кушать – не надо». По мере расширения рациона крупы так или иначе появятся в меню малыша.
Самое главное, не сформировать в процессе введения каши отрицательных рефлексов на нее. Нельзя заставлять детей есть каши, впихивая в рот буквально каждую ложечку, не нужно акцентировать внимание ребенка на том, сколько он съел, не нужно сравнивать его с другими детьми или критиковать, ругать малыша.
Гречневая каша – содержит восемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий, фосфор, медь, йод, цинк, бор, фтор, молибден, кобальт, а также витамины В1, В2, В9 (фолиевая кислота), PP, витамин Е. В гречке много фолиевой кислоты, что стимулирует кроветворение, повышает выносливость и сопротивляемость организма ко многим болезням.
Что делать, если ребенок перестал есть каши?
Нередко бывает и так, что ребенок с раннего детства охотно ел кашу, но по мере взросления стал отказываться от нее. В чем могут быть причины?
Чаще всего каша просто приедается, надоедает ребенку. Можно на некоторое время (от пары недель до месяца), исключить из меню данную кашу или вообще все каши, а затем предложить новый вариант уже известного блюда или же готовить его из другого вида крупы. Чтобы каши не приедались, важно чередовать крупы на протяжении недели – благо, круп очень много, и варианты подобрать можно всегда.
Однако совершенно отказываться от каш в детском питании не стоит, ведь они крайне полезны для всех систем растущего организма, от мозга и костей до пищеварительного тракта и иммунитета.
Институт питания РАММ и ВОЗ рекомендуют составить рацион здорового ребенка таким образом, чтобы каши и изделия из зерновых (хлеб, выпечка, гарниры, макароны) составляли до 50% от всей потребляемой пищи.
Овсяная каша – содержит витамины В1, В2, РР, Е, соли кальция, фосфора, железа и магния. Прекрасный сорбент, способствует выводу солей тяжелых металлов. Оказывает обволакивающее и противовоспалительное действие на слизистую желудка.
Как подобрать «свои» каши?
Конечно, крупы полезны для детей, но каждая из круп обладает определенными свойствами, которые по индивидуальным показаниям могут не подходить ребенку. Нередко дети буквально до истерики не хотят есть каши, которые для них слишком плотные (они еще плохо жуют и глотают), слишком сухие, или негативным образом влияют на пищеварение (крепят стул, дают бурление в животе). К примеру, крупы с глютеном при его непереносимости могут давать серьезные проблемы с кишечником, вызывать сыпь. Стоит посоветоваться с врачом, какие каши наиболее подойдут вашему малышу, а какие стоит ставить на стол редко или совсем исключить.
К примеру, манная каша не подходит детям с избыточным весом, т.к. она очень калорийная, а каши с глютеном не стоит потреблять аллергикам хотя бы первые год-два. Если же есть непереносимость глютена, они вообще исключаются из рациона. Если малыш склонен к запорам, стоит быть аккуратнее с рисовой кашей – она может крепить стул.
Остается напомнить народную мудрость: «Щи да каша – пища наша!» Чаще включайте каши в семейное меню, ведь пример взрослых действует лучше любых уговоров. И тогда ваш малыш будет относиться к кашам, как к неотъемлемой части рациона, будет расти крепким и здоровым, и никто не скажет про него, что он «в детстве мало каши ел».
Манная каша – содержит все те элементы, которые есть в пшеничном зерне: она богата крахмалом, в меньшей степени – белками, витаминами Е и В1, В2, В6, РР. В манке содержится много железа и совсем мало клетчатки. В манной крупе много глютена. Она является хорошим средством лечения всех болезней кишечника, очищает организм от слизи и выводит жир.
Что делать, если ребенок отказывается от прикорма?
Как приучить ребенка к прикорму?
После нескольких месяцев кормления грудью или смесью, когда мама и ребенок «притерлись» друг к другу, наступает период введения новых продуктов малышу. Это необходимо для пополнения запасов его организма нужными питательными веществами, правильного роста и развития, тренировки глотания и жевания, а вместе с этим — и речевой мускулатуры.
На этом этапе у родителей возникает немало трудностей, вопросов и споров с родственниками о том, как правильно вводить прикорм. Как часто врач-педиатр слышит от родителей, что малыш выплевывает новую пищу, зажимает рот, отворачивается. Как же ввести принципиально новую растительную и животную пищу безопасно, грамотно и с максимальной пользой? Постараюсь ответить на самые животрепещущие вопросы.
Основные правила введения прикорма
Под прикормом для ребенка понимают все продукты, кроме грудного молока и детских молочных смесей. С таблицей введения прикорма можно ознакомиться ниже.
Сроки введения прикорма: с 4 до 7,5 месяцев, в так называемое окно толерантности, когда у ребенка появляется интерес, потребность и возможности получать новую пищу. Если не ввести прикорм в это время, то потом архисложно приучить малыша к твердой пище. Оптимально начать в 4,5-5 месяцев. Если вы видите, что ваш ребенок еще не готов проглатывать полугустую пищу, давится ею — можете отложить введение прикорма на 2-4 недели. Возможно, вашему малышу требуется чуть больше времени для созревания этой функции.
Продукты прикорма желательно вводить в первой половине дня, чтобы в оставшееся время проследить за изменениями здоровья ребенка.
Это всегда должен быть монопродукт, т.к. нам необходимо понимать, на какой продукт у ребенка развилась непереносимость или аллергия. Микс из продуктов мы введем позже, во втором полугодии жизни.
Вводите прикорм постепенно. Мы знакомим ребенка не только с принципиально новым продуктом, но и с новой консистенцией пищи. Я рекомендую вводить вначале ½ чайной ложки, до кормления грудным молоком или смесью, на второй день 1 ч. л., на 3-й день — 2 ч. л., затем по нарастающей 3 — 4 — 6 — 8 — 10. чайных ложек и так далее. Доводим объем до 130-140 мл овощного пюре или каши.
Даем прикорм в одно и то же время. Если малыш устает раньше, чем съедает такой объем, разделите его на 2-3 приема. Позже, когда он будет готов, вы соберете это в одно кормление. Второй прикорм можно вводить смелее и быстрее.
Режим кормления продуктами прикорма приближаем к ясельному: 8.00 — 9.00 — 10.00 = завтрак, 12.00 — 13.00 = обед, 16.00 — 17.00 = полдник, 19.00 — 20.00 = ужин.
Кормим с ложечки, приучаем малыша проталкивать еду язычком, проглатывать ее и не давиться. Иногда малышу требуется 10–15 и даже 20 раз попробовать новый продукт, прежде чем он распробует его. Продолжайте предлагать малышу продукт, проявляя терпение. Это очень важный момент: мы настойчиво предлагаем ребенку сначала пробовать новый продукт, а лишь затем съедать его.
Вводим прикорм на фоне полного здоровья. В случае вакцинации за 3-4 дня до нее, в день вакцинации и 3-4 дня после — новых продуктов не даем, чтобы избежать наслоения пищевой аллергии на вакцинальный процесс.
С началом прикорма начинаем давать ребенку воду. Это нужно для профилактики запоров. Некоторые врачи рекомендуют параллельно давать малышу пробиотики для более гладкого усвоения новой пищи.
Схема введения прикорма: что сначала, что потом
Раньше первым блюдом прикорма были фруктовое пюре и сок. В настоящее время практикуется введение сначала овощей или каши, т.к. после фруктов овощи «буксуют». Есть две основные схемы введения прикорма:
Но нет никаких однозначных шаблонов. Есть малыш с его личными особенностями. Можно после овощей ввести фруктовое пюре. И потом использовать его как бонус, добавляя в «буксующий» продукт. Возможны и индивидуальные схемы, которые подбирает врач в нетипичных ситуациях.
Овощное пюре вводится первым, если у ребенка все хорошо с весом или есть склонность к запорам. Сначала вводим белые или зеленые овощи: кабачок, патиссон, цветную капусту или брокколи. Выбираем, что ребенку больше по вкусу.
Разберем на примере брокколи. На 5-6-й день от начала введения данного пюре вводим растительное масло (подсолнечное, оливковое или кукурузное, рекомендуется менять периодически). Начинаем с нескольких капель и доводим до ½ ч. ложки. Если производитель добавляет в баночку с пюре растительное масло, то нам добавлять его не требуется.
С 7-8-го дня добавляем в брокколи кабачок. И дальше продолжаем наращивать объем пюре до нужной нормы. Если малыш хорошо переносит брокколи, а потом и кабачок, то можно еще через 5-6 дней подмешивать в пюре цветную капусту. В итоге на выходе у вас три введенных продукта и разнообразие блюд. Вы можете давать сегодня брокколи, завтра цветную капусту, а послезавтра — кабачок.
Можно добавлять на первых порах в овощное пюре немного грудного молока или смеси, чтобы ребенок чувствовал родной и знакомый запах и вкус.
Если малыш маловесный — начинаем с введения каш. Принцип постепенности остается тем же. Первыми вводятся безглютеновые каши — греча, рис, кукуруза. Покупаем безмолочную кашу. Когда вы убедились в хорошей переносимости злака, можно кормить молочной кашей на коровьем или козьем молоке.
Таблица введения прикорма детям первого года жизни
Вводим прикорм. Что делать, если.
Что делать, если ребенок активно бастует против, например, каши?
Я рекомендую рецепт, который называю «китайской кухней». Мы, взрослые, готовим курицу с черносливом, утку в апельсинах или свинину с ананасами. Так же и малышу мы можем смешать ингредиенты с тем продуктом, который он любит, например, с яблочком, грушей или черносливом.
Недавно я получила очередную благодарность в мессенджере от мамы моей 7-месячной пациентки. Накануне она жаловалась на то, что ее дочь ни под каким соусом не желает даже попробовать мясной фарш. А он очень необходим ей в рационе, т.к. имеется угроза развития анемии. «Ваш рецепт „китайской кухни“ сделал свое дело! Вчера она съела телятину с грушей, а потом телятину с кашей. Она ест понемногу, поэтому даем суточную норму мяса за несколько раз. А сегодня съела кабачок с мясом и грушей. Так что спасибо вам огромное! Процесс пошел. И на ночь дали кашу, просыпалась кушать уже два раза за ночь вместо трех. Огромное спасибо!»
Ребенок наотрез отказывается есть какой-то продукт, что делать?
Тут могут быть два варианта: либо ему плохо от этого продукта и лучше от него отказаться, либо стоит отложить его введение на пару недель и вернуться к этому вопросу попозже.
После введения прикорма у моего ребенка изменился стул, он стал гуще, коричневым и более зловонным. Что это означает?
Это нормальное явление. Поменялся характер пищи, следовательно, изменилась и микрофлора в кишечнике и ферменты.
Мне кажется, ребенок недоедает.
В возрасте после полугода прибавка в весе может быть незначительной (+100–350 г за месяц), особенно это характерно для детей на грудном вскармливании. Если малыш хорошо себя чувствует, продолжает развиваться моторно и интеллектуально, то ему вполне хватает еды.
Овощное пюре лучше давать из баночек или готовить самим?
Если у вас есть желание и вы уверены в происхождении и безопасности овощей, то можете кормить ребенка пищей собственного приготовления. Я считаю, что на первых порах все же лучше давать баночное питание, т.к. оно очень хорошо гомогенизировано. Официальная точка зрения: в питании детей до года целесообразно использовать продукты прикорма промышленного производства, т.к. они гарантируют химическую и микробиологическую безопасность, сбалансированный состав в соответствии с возрастными особенностями жевательного аппарата ребенка и его пищеварительной системы, а также нужную степень измельчения.
Какого производителя детского питания порекомендуете?
Я советую попробовать пюре и каши разных производителей и понаблюдать за ребенком. Вы увидите его предпочтения, он даст вам это понять. Тогда и будете кормить продукцией данного производителя.
В заключение хочу добавить, что пищевые привычки формируются с детства. Если вы будете кормить малыша вместе со всей семьей, у него будет больше интереса и мотивации принять новые продукты. Но если вы приучите его есть соленое, сладкое, углеводное, фастфудное и т.п., то он быстро освоит эту модель пищевого поведения.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.