разносчик еды как называется
Профессия: коробейник. Как была устроена жизнь торговца вразнос
Сейчас разносчика, торгующего газировкой, сладостями или сувенирами, можно встретить, пожалуй, только в детском парке. Этот тип торговца почти исчез из городской жизни. Между тем в царской России торговля вразнос — пирожками, квасом, мясом, молоком и яйцами, фруктами, игрушками, тканями, сувенирами, напитками — была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга.
Недавно мы рассказывали о «сволочах», «супостатах» и прочих ругательствах, которые были популярны в старину (и часто имели совершенно иное значение, чем сейчас). Кроме прочего, мы вспомнили о слове «лох», которое пришло из жаргона офеней — бродячих разносчиков товаров, которые оказались настолько интересными, что им стоило посвятить отдельную статью.
Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. По словам современника, в середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?
Люди в серых халатах
Куда идет за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII — XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень — ждет разносчика, у которого можно купить почти все то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.
С понедельника по пятницу каждой недели разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры… Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».
Как писал живший во второй половине XIX века москвич Н. Телешов, «кто и как узаконил эти мотивы — неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одному выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибочно знать, с каким товаром идет разносчик». А еще можно было понять, хорошо ли у него сегодня идет торговля и откуда он родом.
Вот так квас — в самый раз!
Баварский со льдом — даром денег не берем!
Пробки рвет! Дым идет!
В нос шибает! В рот икает!
Вот сбитень! Вот горячий!
Всяк кушает его — и воин, и подьячий,
Лакей и скороход и весь честной народ!
По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека, просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушки грошиков попрашивайте, ах, по ягоду по клюкву, к-р-р-рупная, володимирская клюква!
Работа разносчика физически очень тяжела — лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своем они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.
Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики — чаще всего гнилыми фруктами или тряпьем.
Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, моченые яблоки и груши, рыба свежая и соленая, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мед в сотах, живые раки, табак и сигары, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги — у разносчиков в самом деле можно было купить почти все.
Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.
Приходила клюква издалека
Городскими разносчиками обычно работали крестьяне окрестных губерний, при этом сосчитать их не было возможности — регистрировались у городского правительства далеко не все, шла постоянная сезонная миграция из города в деревню и обратно. Историк Людмила Мясникова пишет, что в 1870-м году в Петербурге был зарегистрирован 6221 разносчик, «но данные не вполне точны». В любом случае, их были тысячи.
В Петербурге торговлей вразнос занимались в основном крестьяне-ярославцы. Сметливые, оборотистые, они ехали в столицу на заработки из-за малоземелья в своей губернии, и торговали готовой едой, овощами (их растили на своих огородах недалеко от Петербурга, чтобы продавать только свежее) и цветами (их тоже выращивали — в оранжереях).
В Москве преобладали разносчики из владимирских земель. Однако в любом большом городе работали и отдельные «корпорации» крестьян из тех земель, где были особые промыслы — нижегородцы торговали резными ложками, подмосковные крестьяне — деревянными игрушками, владимирцы — клюквой.
Ходили по русским городам и торговцы-иноземцы. Очень много было разносчиков-татар, прибывавших из Симбирской, Казанской, Пензенской губерний. Те, что победнее, скупали старое тряпье; татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в черной или зеленой бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ходили с жестяной посудой и проволочными корзинами словенцы, которых упорно называли «венгерцами»; с соломенными метелочками и коробками для косметики — «остзейские немки». Развозили в телегах картофель и овощи немцы-колонисты, которые отличались тем, что не торговались — у них весь барыш был просчитан заранее.
Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шелковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-черных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шелк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.
Типы разносчиков
Какие разносчики чаще всего встречались на улицах Москвы и Петербурга? Прежде всего, это были торговцы съестным и напитками. Ранним утром на улицах появлялись мясники — элита разносчиков. Мясник торгует с тележки, отрубая кусок мяса прямо при покупателе и завешивая его на весах. И весы, и гири были с государственным клеймом, поэтому мясники не обвешивали и не торговались. Подъедет к заднему крыльцу барского дома, вызовет кухарку, отвесит, сколько нужно, мяса и едет дальше.
В местах скопления народа всегда найдется желающий выпить чаю или квасу, съесть киселя, пирожок, баранку или иное лакомство — все это предлагали разносчики. Продавцы клюквы выкладывали ягоду в деревянные чашечки и мазали сверху медом, кисельники отрезали целые ломти густого горохового киселя и поливали растительным маслом; блинники ходили с цилиндрическими лотками, в которых стопкой лежали блины. Подавая блин, разносчик присыпал его сахаром. Ходили и продавцы мороженого — у них на головах стояли кадки со льдом, в который были вкопаны жестяные банки с крышками. В каждой банке было мороженое своего сорта — сливочное, «шоколадное» (тоже сливочное, но подкрашенное жженым сахаром), крем-брюле. В этой же кадке были деревянные блюдца и костяные ложечки. Полукруглой ложкой мороженщик сооружал шарики и выкладывал на блюдечко. Есть полагалось сразу же — использованную посуду мороженщик вытирал полотенцем и клал обратно в кадку.
Продавали вразнос и квас «с ледком», заправлявшийся сахарной патокой. Квас делали также лимонный и малиновый, «ядовитых» цветов, а вместе с квасом разносчик часто носил и поднос с вареными грушами.
С большим медным сосудом, похожим на самовар, ходил продавец сбитня — напитка на основе меда и пряностей, подкреплявшего в холод. До распространения чая в начале XIX века именно сбитень был самым популярным горячим питьем в России. Сосуд для сбитня носили в ватном чехле на спине, а кран помещался под левой рукой у сбитенщика. Через плечо он носил гирлянду калачей или баранок, а вокруг его пояса наматывал полотенце, в котором в специальных выемках, как в патронташе, стояли стаканчики для сбитня. Стаканы были с толстенным дном — чтобы покупатель не обжегся при питье.
Коробейник на гербе Савино в Ивановской области
Были и среди разносчиков свои специалисты узкого профиля: водовозы, которые день-деньской ездили на телеге с огромной деревянной цистерной, угольщики, все черные от пыли своего товара, точильщики, которые несли на плече станок с большим точильным колесом, приводившимся в движение ножным приводом, и выкликали: «Ножи, ножницы точить!». Точильщик был настолько привычен большинству горожан, что, когда на улицах появились первые велосипедисты, мальчишки в ужасе кричали: «Гляди, точильщик с ума сошел!»
Особой категорией разносчиков были старьевщики: «Нету ли старья, тряпья, старого меху, бутылок, штофов продать?», — кричали они, бродя по дальним улицам и бедным окраинам. В центре, где живут богачи, старьевщику поживиться нечем. Его клиенты — мальчишка, принесший старые сапоги, старуха с выцветшей шляпой или истлевшим полушубком. Свой «товар» старьевщик сбывал скупщикам старья, а те продавали старую одежду портным на заплатки, мебель — плотникам на доски, словом, у бедняков все шло в дело.
Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила свое существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос — папиросами, газетами, старьем и прочим — но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.
В чем разница между доставкой еды, кейтерингом и ивент-услугами
У пользователей очень актуальных сегодня услуг доставки готовой еды и проведения различных мероприятий и праздников часто возникают вопросы, в чем разница между ними, на что можно рассчитывать и какова их стоимость. Разница действительно есть и существенная, поэтому разберемся детально.
Что такое доставка еды
Когда пришло время подкрепиться, но нет времени и возможности готовить пищу, можно пойти двумя путями — сходить в кафе или ресторан или заказать еду к себе. Доставка еды — это когда готовые ресторанные или блюда быстрого питания привозят в указанное клиентом место — домой, на работу, на дачу, на пикник. Еда всегда свежеприготовленная, горячая, соответствующе упакованная. Цена включает стоимость самих блюд по каталогу плюс оплата за услуги доставки.
Доставку еды не надо путать с доставкой продуктов — во втором случае это будет просто набор из супермаркета или склада по заказанному списку, а не готовые к употреблению блюда.
Доставка еды бывает трех видов:
Многие ошибочно считают, что доставка не очень выгодна, но ошибаются:
Сейчас, в условиях пандемии, такое «дистанционное» питание — весьма востребованнные услуги, это выгодно и клиенту, и заведению, предоставляющему услуги.
Что такое кейтеринг
Название услуги происходит от английского слова catering, дословный перевод «поставка продовольствия». По сути, это та же доставка готовой еды, но в комплексе с дополнительными услугами по организации их подачи на банкетный стол. По своему формату кейтеринг схож с обслуживанием в ресторане, но с выездом на территорию, которую указывает клиент.
Кейтеринг чаще всего включает такие услуги:
В обязанности кейтеринга не входит развлечение гостей, музыкальное и иное сопровождение.
Кейтеринговые агентства обслуживают банкеты (свадебные, юбилейные, новогодние, корпоративные, другие), выпускные вечера и встречи выпускников, барбекю, коктейльные вечеринки, кофе брейки, пикники, детские праздники.
Естественно, что в оплату таких услуг входит не только стоимость еды, но и цена обслуживание.
Что такое ивент-услуги
Ивент-агентства (от англ. слова еvent — мероприятие) занимаются организацией официальных, корпоративных и частных мероприятий. Они работают параллельно с кейтеринговыми компаниями, занимаясь ведением торжества, развлекательной программой, обеспечивают фото- и видеосъемку.
По сути, кейтеринговые и ивент-агентства — партнеры, каждый занимает свою уникальную нишу и предлагает свои исключительные услуги.
Борщ с доставкой на дом
Полученные данные удивили самих исследователей.
Оказывается, еду с доставкой на дом чаще заказывает не холостяки-одиночки, как можно было ожидать, а семейные пары с детьми. И тем охотнее, чем детей в семье больше.
Вообще 65 процентов жителей больших городов пользуются сервисами доставки еды.
Респонденты в возрасте 55 лет и старше в подавляющем большинстве (60 процентов) предпочитают русскую и украинскую кухню, в то время как молодежь 18-24 лет чаще выбирают «американцев» (57 процентов).
Что касается качества доставки, то здесь также в лидерах оказался сервис «Яндекс.Еда». Оценка его скорости доставки по пятибалльной шкале составила у потребителей в среднем 3,9. У Delivery Club этот показатель равен 3,7. Аналогичный результат у Domino’s Pizza.
Кроме того, как выяснилось, пользователям услуги небезразлична экологическая составляющая этих сервисов, а именно тот факт, что чаще всего еду на дом доставляют курьеры, пользующиеся велосипедами или электросамокатами. 36 процентов опрошенных отметили этот фактор как положительный именно с точки зрения экологичности доставки.
Зарплаты разносчиков еды и курьеров в России выросли на 20%
В России почти на 40% увеличился спрос на курьеров и доставщиков еды, а у них самих зарплата выросла на 20%.
Как отмечают специалисты HeadHunter, работодатели в погоне за сотрудниками готовы создавать им удобные условия. У соискателей с велосипедами и самокатами есть очевидные неоспоримые преимущества, ведь курьер на таком транспорте успеет развезти больше заказов. Спрос на доставщиков и курьеров начал расти в марте, когда эпидемия коронавируса добралась до России. При этом людей, желающих пойти на такую работу, становится все меньше.
Алексей Захаров, основатель сервиса Superjob: «Повышение зарплатных предложений связано с востребованностью курьеров. Заказов много, они повышают цены на свои услуги. Такая же ситуация в такси, цены на поездки в часы пик подскочили на %. Сегодня курьеру в Москве в среднем предлагают 50 тысяч рублей. Если ситуация с распространением коронавируса станет ухудшаться, а меры ужесточаться, эта цифра будет и дальше расти».
Теперь отклики на вакансии курьера просматриваются почти сразу. Раньше это делалось только после того, как наберется много желающих. Если на доставку еды спрос вырос, то залы ресторанов стремительно пустеют, в отелях гостей становится все меньше и меньше.
Самые опасные вирусы XXI века
Новый коронавирус, получивший название COVID-19, распространяется по миру: список стран, где были зафиксированы случаи заболевания, расширяется с каждым днем. Так же стремительно меняются данные о числе заразившихся, скончавшихся и вылечившихся. Однако этот коронавирус — далеко не первый за последние два десятилетия. О наиболее известных массовых вирусах в XXI веке — в нашем материале.
Новости по теме
Борьба с коронавирусом
Новый штамм COVID-19 назвали буквой «омикрон»
Новая угроза: что известно об обнаруженном на юге Африке штамме COVID-19
Более половины россиян поддерживают массовую вакцинацию от COVID-19
«Псевдоправозащитная песочница»: общественники выясняют, кто спонсирует сайт антипрививочников
Разносчики еды считают полдень хлебным временем суток
«Миньоны», «зеленые человечки» – так в столицы окрестили разносчиков еды. Узнать их просто – по квадратной сумке на спине. Корреспондент «Юго-Восточного курьера» целый день поработал вместе с одним из доставщиков еды.
По вечерам ноги гудят
20-летний Алексей разносит пиццу уже второй месяц. Студент, в службе доставки подрабатывает в свободное время. В этот день его направили к станции метро «Марьино», он будет разносить заказы в радиусе от этой станции. Подхожу к метро в полдень. Это время среди разносчиков считается хлебным: в офисных комплексах – пора обеда. Адреса Алексею присылают на мобильный телефон через специальное приложение.
– Сюда берут только тех, у кого есть смартфон, – поясняет он. – Перед началом смены я делаю селфи на фоне метро и отправляю в компанию: это значит, что я прибыл на место и готов к работе.
– Много зарабатываешь? – спрашиваю.
– 100 рублей в час. Бывает, работаю часов по восемь. Побегать, конечно, приходится. Вечером прихожу – ноги гудят, – поясняет молодой человек.
В доставщики берут тех, у кого есть смартфон / Рисунок: Сергей Корсун, «Юго-Восточный курьер»
Разносчик второго уровня
Телефон щелкает – пришел заказ. Мы идем в фастфуд рядом со станцией метро. Заказ Алексей упаковывает в сумку. Еду клиент уже оплатил банковской картой. Идем на Люблинскую улицу. Алексей торопится.
– Задержусь – меня на уровень ниже скинут. Оплата будет меньше, – поясняет он.
Оказывается, все разносчики разделены на три группы. К первому уровню относятся те, кто всегда вовремя доставляет заказы. Такие курьеры могут сами выбирать время и место работы и получают побольше. Третий уровень – для новичков: куда отправят – там и разносишь. Алексей – на втором уровне. Я ускоряю шаг – не хочется подводить парня.
Заказ Алексей отдает молодой женщине, которая даже не поблагодарила курьера. Меня это коробит. Но Алексей не удивляется.
– Так к нам большинство заказчиков относится. Был случай, когда один клиент меня за стол пригласил. Но это исключение, – говорит Алексей.
Чаевые дают редко
Возвращаемся к станции метро «Марьино». Через пять минут поступает заказ с Батайского проезда. Забираем еду и выдвигаемся в путь. Дверь открывает мужчина средних лет.
– Сам бы сходил, да вчера с друзьями футбол по телевизору смотрели, вот сегодня и нет сил куда-то выйти, – словно извиняясь, говорит клиент.
Алексей отдает заказ. Мужчина достает из кошелька сто рублей, вручает курьеру. На улице я спрашиваю Алексея, часто ли ему дают чаевые.
– Нет. Бывает, заказывают на пять тысяч рублей, но на чай – ни копейки. А приносишь одну пиццу – могут и сто рублей дать. Выйду на первый уровень – буду выбирать места в центре. Там, говорят, на чай чаще дают, – говорит курьер.
На самокате лучше
Алексей рассказывает, что заказы поступают из домов и офисов, расположенных в радиусе нескольких километров. Бывает, приходится на общественном транспорте добираться.
– Как потеплеет – самокат возьму. Не буду переживать, что опоздаю. Если на 15 минут позже пришел, оштрафуют, – говорит он.
– А сумку бесплатно дают? Проезд оплачивают? – интересуюсь я.
– Сумку при устройстве выдают, при увольнении надо вернуть. А проезд – за мой счет, – говорит курьер.
В этот момент мобильник Алексея пикает – поступил заказ. Я желаю ему удачи и твердо обещаю себе, что если вызову курьера с квадратной сумкой, то на чаевые скупиться не буду.