разговор принял как будто бы самый мирный и признаюсь неожиданный для меня оборот

Разговор принял как будто бы самый мирный и признаюсь неожиданный для меня оборот

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

УРОК № 45

Тема. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте

Цель: научить использовать вводные слова как средство связи предложений в тексте; развивать умения и навыки работы с текстом, формировать у учащихся способность логично и последовательно высказывать собственное мнение, используя различные по значению группы вводных слов, сочетаний, предложений; воспитывать культуру речи школьников.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, толковый словарь.

Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Разыгрывание диалогов на лингвистическую тему.

Предложения записаны на доске. (Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Определите, являются ли выделенные слова или сочетания слов вводными. (Некоторые знаки препинания опущены.)

— Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А — является вводным словом. Б — не является вводным словом.)

2) Словом Гаврика терзали сомнения.

3) Нет ничего приятней кстати, чем делиться с кем-нибудь красотой, чем указывать читателю на те или иные красоты, которые он по неопытности может и не заметить.

4) Кстати бывает только то, что остроумно.

5) Наоборот прочтите «ропот» — и обозначится топор.

6) Семен Акопович без всякого злорадства, а наоборот даже с некоторым сожалением нашел в наборе три серьезные ошибки.

7) Слово порой бывает действеннее физического действия.

8) И в береженый глаз бывает подчас пылинка попадает.

8) Разговор опять принял как будто бы самый мирный оборот.

9) В сущности в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов.

10) Погода была ветреная, ветер однако не совсем попутный.

11) Алпатов однако заметил не совсем искренний тон.

1) Ночью весь мир огромный кажется много проще.

2) В моем ответе он увидел насмешку, но кажется тут даже и насмешки не было.

3) Что может быть интересного в жизни обыкновенного мальчика и его соседей?

4) Неосторожно быть может поступила я.

5) К счастью путь удивительный начат, не ослабнет задор молодой.

6) К счастью на берегу никого не было.

7) Правда на свете одна, только истинная.

8) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

9) Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!

10) Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.

11) Вверху однако ж небо было свободно от туч.

12) Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились.

Правильные ответы для взаимопроверки

IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

— Прочитайте. Вставьте в начало каждого второго предложения необходимое вводное слово, таким образом указав на связь мыслей, выраженных в простых предложениях.

— Перепишите, расставляя запятые.

— Сделайте вывод об использовании вводных слов как средства связи предложений в тексте.

— В каком значении употреблено выделенное слово? Какие еще значения этого слова вы знаете?

1) Это параллельные линии. Они не пересекаются.

2) Вводное слово грамматически (не)связано с другими словами в предложении. Оно не является членом предложения.

3) Работая над историческим произведением, писатели изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого необходимо и научное знание и творческая фантазия.

— Прослушайте текст. Сформулируйте тему и главную мысль, озаглавьте его.

— Объясните постановку знаков препинания.

— Кратко перескажите текст.

— Какие аргументы представляет рассказчик для обоснования своего утверждения? Согласны ли вы с ним? Подберите собственные аргументы для обоснования возражения.

— Разыграйте диалог одноклассников, используя вводные слова.

— Переведите выделенные слова на украинский язык, объясните разницу в их написании и употреблении.

— Составьте 2—3 вопроса по тексту. Предложите соседу по парте ответить на них.

Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык еще и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантами мучился.

Но, может быть, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались и не снижали отметки за грязь и за всякие там безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных сколько разных ударов получал и в школе и дома.

А вообще-то, рассуждал я, какая разница — писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы все было понятно. А какая там буква в середине стоит — «а» или «о»,— это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все грамматические правила. Но так как пока еще люди до этого не додумались, а додумался только я один, мне нужно готовиться и сдавать переэкзаменовку.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание высокого уровня: используя вводные слова, составить памятку для учащихся младших классов «Как стать грамотным».

Источник

Разговор принял как будто бы самый мирный и признаюсь неожиданный для меня оборот

Памяти Тамары Григорьевны Габбе

В этих записках о годах моего детства и ранней юности нет вымысла, но есть известная доля обобщения, без которого нельзя рассказать обо многих днях в немногих словах. Некоторые эпизодические лица соединены в одно лицо. Изменены и кое-какие фамилии.

А за те семь десятков лет, которые протекли со времени моего рождения, мир так изменился, будто я прожил на свете по меньшей мере лет семьсот.

Годы, когда отец служил на заводе под Воронежем, были самым ясным и спокойным временем в жизни нашей семьи. Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования, но читал Гумбольдта и Гете в подлиннике и знал чуть ли не наизусть Гоголя и Салтыкова-Щедрина. В своем деле он считался настоящим мастером и владел какими-то особыми секретами в области мыловарения и очистки растительных масел. Его ценили и наперебой приглашали владельцы крупных заводов. До Воронежа он работал в одном из приволжских городов на заводе богачей Тер-Акоповых. Но служить он не любил и мечтал о своей лаборатории.

Однако мечты эти так и не сбылись.

У него не было ни денег, ни дипломов, и рассчитывать на большее, чем на должность заводского мастера, он не мог, несмотря на то, что отличался неисчерпаемой энергией и несокрушимой волей.

Немногие оказались бы в силах так решительно и круто повернуть свою жизнь, как это сделал отец в ранней молодости.

Да и не так-то просто было перейти от старинных пожелтевших фолиантов к заводскому котлу.

Много тяжких испытаний и горьких неудач выпало на долю отца прежде, чем он овладел мастерством и добился доступа на более солидный завод.

И, однако, даже в эти трудные годы он находил время для того, чтобы запоем читать Добролюбова и Писарева, усваивать по самоучителю немецкий язык и ощупью разбираться в текстах и чертежах иностранной технической литературы.

Был у него в молодости случай, который надолго сохранился в наших семейных преданиях.

Отец только что поступил на большой завод в одном из губернских городов Поволжья. Встретили его с распростертыми объятиями и сразу же отвели ему квартиру во втором этаже флигеля, расположенного на заводской территории. Кажется, это была первая в его жизни отдельная квартира,

В сущности, пристав мог бы вызвать отца к себе в полицейский участок повесткой, но предпочел явиться лично, чтобы с глазу на глаз, из рук в руки получить установленную обычаем дань.

Не дождавшись полусотенной, на которую он рассчитывал, величавый пристав потерял терпение и позволил себе какую-то грубость. Отец вспылил, а так как силы он был в то время незаурядной, незваный гость и оглянуться не успел, как очутился на лестничной площадке и от одного толчка полетел вниз по крутым деревянным ступенькам.

И вот такой-то пристав кубарем катился по всем ступенькам, гремя шашкой и медными задниками калош. Об одном только мы жалели: отчего отец жил в ту пору во втором этаже, а не в третьем или даже в четвертом.

Впрочем, и этот полет пристава со второго этажа мог бы дорого обойтись отцу. Не знаю, какие громы небесные обрушились бы на его буйную голову, если бы хозяин завода не съездил к губернатору, с которым частенько играл в карты, и не убедил его замять это щекотливое дело.

Однако через некоторое время он предпочел расстаться с отцом, поручив заблаговременно своим служащим выведать у него кое-какие из его профессиональных секретов.

Мне дорого смутное воспоминание о молодости моих родителей. Эта счастливая пора их жизни длилась недолго. Правда, отца я и в более поздние годы помню сильным, широкоплечим, жизнерадостным, но глубокая морщинка заботы рано пролегла между его бровей, а рыжеватые усы и маленькая острая бородка поседели задолго до старости. Только густые, черные с блеском волосы, круто зачесанные вверх, ни за что не хотели поддаваться седине.

Мать постарела и поблекла гораздо раньше отца, хоть и была много моложе его. Но, помнится мне, в эти воронежские годы ее синие, пристальные, глубоко сидящие глаза еще смотрели на мир доверчиво, открыто и немного удивленно. Приподнятые и чуть сведенные к переносице брови придавали ее взгляду оттенок настороженности, напряженного внимания.

Источник

Вопрос № 1

Укажите неверное утверждение.

1 Вводные слова не являются членами предложения.

2 Вводные слова и предложения на письме выделяются только запятыми.

3 При помощи вводных слов говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Какое предложение осложнено вводным словом (знаки препинания не расставлены)?

1 К счастью ведёт много дорог.

2 Ничего ужасного к счастью в тот вечер не произошло.

3Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью.

Чем является слово «скажем» в данном предложении (знаки препинания не расставлены)?

У каждого есть своё представление скажем о Пушкине.

В каком предложении слово «возможно» является вводным (знаки препинания не расставлены)?

1Возможно что этот идальго знал лучшие дни.

2 А счастье было так возможно!

3 Возможно они никогда больше не встретятся.

Укажите, какому из предложений соответствует следующая характеристика (знаки препинания не расставлены):

повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо-личное, полное, распространённое, осложнено вводным словом.

1 Говорили что у него была большая фирма.

2 Так говорят была открыта страна названная впоследствии Флоридой.

В каких предложениях выделенные слова являются вводными и требуют обособления (знаки препинания не расставлены)?

1Словом Петра терзали сомнения.

2 Наоборот прочтите «ропот» и обозначится топор.

3 Кстати бывает только то что остроумно.

4 И в бережёный глаз бывает подчас пылинка попадает.

5 Разговор принял как будто бы самый мирный оборот.

Укажите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

1 Работа над романом идёт медленно, и кажется, верно.

2Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?

3 Весь день собирался дождь, и, наконец, к вечеру тучи рассеялись.

4 Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.

5 Может быть, и дальние снега хранят мой одинокий след.

6 По народному поверью, аист стережёт счастье.

Укажите предложения, в которых верно расставлены знаки препинания.

1Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.

2 И простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.

3 Здесь возможны, а может быть, и неизбежны всякие чудеса.

4 Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

5 В сущности я так долго стремился к переменам.

6 Призыв мой, стало быть, услышали не все.

В каких предложениях нарушена пунктуационная норма?

1Ночью весь мир огромный кажется проще.

2 Правда с годами мои друзья всё больше отдалялись.

3 Правда на свете одна только истинная.

4 К счастью на перроне меня встретил наш сосед.

5 Одни только воробьи как будто радовались лужам после дождя.

Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления (знаки препинания не расставлены).

1 Ночью весь мир кажется намного проще.

2 Болото похоже нам не перейти.

3Только звёзды как будто рады морозу.

4 Что может быть приятнее прогулок под луной!

Источник

ПОМОГИТЕ С РУССКИМ Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Достоевский говорил о русских писателях что все они вышли из гоголевской Шинели. Разговор Татьяны с няней чудо художестве_ного совершенства писал Белинский. Тридцати (летний) Лермонтов записал в своей тетрад_ В народных сказках более поэзии чем во всей француз_кой литературе. Прав отчасти был Владимир Одоевский когда он сказал что поэзия есть предвес_ник того состояния человечества когда оно перестает дост_игать и начнет пользоват_ся достигнутым. Чехов пр_зн_вался Я (не) знаю языка лучше чем у Лермонтова. Песни и поэмы Лермонтова гремели (по) всюду вспоминал один из писателей того времени. Белинский сказал что (за) границей встречают_ся те (же) Чичиковы только в другом платье. А. П. Чехов отмечал язык должен быть прост и изящен. Кипренский пр_небрег словами Пушкина о том что служенье муз не терп_т суеты пр_красное должно быть вел_чаво. Как я счастлив что родился в России подумал Кипренский. Вновь я зах_ндрил без меры и границ писал Левитан Чехову из Финляндии Здесь нет природы. И Шевченко думал в ссылке о том что (бы) солнце правды хоть сквозь сон увид_ть что (бы) хотя (бы) раз еще взгл_нуть на народ свой. Без_умный Евгений стоял перед Медным всадником и (не) мог найти для своего отчаяния (ни, не) одного слова кроме ужо тебе. Однажды Пушкин сказал какому (то) из своих пр_ятелей Представь какую штуку с_грала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я (ни, не) как (не) ожидал от нее.

Ты мне льстиш_ Орест промолвил грус_но Пушкин глядя на оконч_ный портрет. Где сказал Кипренский с тоской я возьму красок что (бы) изобр_зить это зимнее бе_молвие и этот блеск и дворц_ утратившие об_ем и тяжесть и наконец в_лнение своего сердца? Надо будет ему возр_зить так решил Берлиоз да человек смертен (ни, не) кто против этого не спорит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *