разговаривать во время еды сунна

Сунны принятия пищи

Еду нельзя воспринимать как должное и превращать прием пищи в рутину, ведь нам бесконечно повезло: мы не страдаем от голода, тогда как голод – одна из серьезных проблем современности. В наших сердцах должна быть благодарность Аллаху за то, что Он наделил нас пропитанием.

К еде следует приступать с намерением поесть, чтобы получить силы на поклонение Всевышнему и совершение благих дел. А соблюдение следующих сунн делает прием пищи богоугодным делом.

✓ Принимать пищу, сидя на полу, – это сунна. Следует снять обувь до начала еды и вымыть руки до запястий

✓ Во время принятия пищи следует сидеть на коленях так, чтобы внешняя сторона стоп опиралась на землю, или сидя на левой стопе так, чтобы пальцы правой ноги упирались в землю

✓ Перед принятием пищи нужно сказать: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Аллаха или بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ –Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим – Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Имам аль-Газали сказал: «Следует произнести басмалу вслух, чтобы напомнить об этом окружающим»

✓ Ешьте то, что перед вами. Эта и некоторые другие сунны собраны в хадисе: «О, мальчик, помяни Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой» (Муслим)

✓ По возможности старайтесь есть тремя пальцами. «Пророк, мир ему и благословение, ел тремя пальцами» (Муслим). Так Пророк, мир ему и благословение, делал в большинстве случаев и для его уммы это также является предпочтительным

✓ Не следует есть очень горячую еду и не следует дуть на еду

✓ Если кусок пищи упал на землю, протрите / подуйте на него и съешьте. «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать» (Муслим).

В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану».

✓ Не следует критиковать еду. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её» (Аль-Бухари; Муслим).

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение, попросил у своих домочадцев (какую-нибудь) приправу, а они сказали ему: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Тогда он велел принести (уксус) и стал есть, приговаривая: «Какая прекрасная приправа уксус, какая прекрасная приправа уксус!» (Муслим)

✓ Во время еды не молчите все время

✓ После еды следует облизать пальцы и полностью очистить посуду. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел (своим сподвижникам) облизывать пальцы и очищать блюдо и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске вашей пищи скрыта) благодать (барака)» (Муслим)

✓ Затем нужно вознести хвалу Аллаху, произнеся الحمد لله‎ – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

После еды Пророк, мир ему и благословение, совершал такое дуа: الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة – АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин – Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю

✓ По окончании трапезы нужно убрать оставшуюся еду, помыть руки и прополоскать рот

Сунны питья

✓ Перед питьем говорите: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Алла ха. В конце одного длинного хадиса, переданного Абу Хурайрой, говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, взял стакан с молоком, произнес «Бисмиллях» и выпил, а затем воздал хвалу Аллаху» (Тирмизи, Кыйамат, 2595)

✓ Стакан следует держать правой рукой. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим, Ашриба, 105)

✓ Воду следует пить медленно, не торопясь. Передается от Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)

✓ По возможности выпивайте содержимое стакана в три глотка, каждый раз отдаляя стакан от рта

✓ Не следует выдыхать в стакан. Абу Катада, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас пьет воду, пусть не дует в стакан» (Джамиус-Сагыр, 1/294). Абу Саид, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Убери стакан с водой ото рта, а затем выдохни» (Джамиус-Сагыр, 1/38)

✓ Старайтесь не пить стоя. Нужно сначала присесть, а потом попить. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя» (Муслим). Однако в другом риваяте сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, пил воду, стоя у дверей мечети в Куфе, а затем сказал: «Некоторые считают неподобающим пить воду стоя. Однако я сам видел как посланник Аллаха пил воду стоя» (Бухари, Ашриба, 7/200)

✓ Не следует пить прямо из бутылки. Правильней будет перелить воду в стакан

✓ После питья говорите: الحمد لله‎ – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

Ежедневно можно выполнять около 20 сунн, т.к. они распространяются на холодные и горячие напитки.

Посуда

Разрешена посуда из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов.

Согласно шафиитскому мазхабу, как для мужчин, так и для женщин запрещено использование посуды из золота или серебра (тарелок, ложек, вилок, ножей и т. д.) для какой бы то ни было цели. Исключение – только в случае отсутствия обычной дозволенной посуды. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок oгнем ада» (Муслим).

Смысл этого запрета в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они мoгли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы» (Ибн Кудама. Аль-Мугни, т. 8, с. 323).

Хузайфа ибн Яман сообщает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не пейте и не кушайте из серебряной и золотой посуды – это для них (неверующих) в мирском мире и для вас в ахирате» («Булюгу аль-Марам», № 16). Имам ан-Навави, да будет доволен им Аллах, сказал: «Использовать золотую или серебряную посуду согласно достоверному известному мазхабу является запретным» («аль-Маджмуъ», № 1/248).

Запрещено держать в доме такую посуду, потому что она может быть использована. Ислам также запрещает изготавливать золотую и серебряную посуду, куплю-продажу такой посуды и обмен её на что-либо.

Шариат допускает изготовление посуды из смешанных металлов – с золотом и серебром – при условии, что недрагоценный металл составляет большую часть.

Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и её можно употреблять, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.

По материалам книги шейха Юсуфа Карадави «Дозволенное и запретное в исламе»

Источник

Хадисы о еде и культуре поведения за столом

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас собирается есть (трапезничать), то пусть непременно упомянет имя Господа [скажет «бисмил-ля»]. Если забудет об этом в начале, тогда [вспомнив] пусть скажет: «Бисмил-ля ‘аля аввалихи ва ахирихь» (с именем Бога от начала и до конца)»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) доволен тем, когда человек благодарит Его всякий раз, принимая пищу или делая глоток питья»[2].

Важным после завершения трапезы является поблагодарить Бога на любом из языков мира. Согласно сунне, следует сказать «аль-хамду лил-ля» (слава Богу).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас собирается есть, то пусть ест правой рукой. А если собирается пить [воду, например], то пусть пьет [держа сосуд] правой рукой. [Во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот и пить воду необходимо именно правой]. Поистине, Дьявол ест и пьет левой рукой [и вам верующим совсем не к лицу уподобляться ему в манере приема пищи, тем более что это ежедневный процесс, который можно наполнять Божественной благодатью и благословением]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Чего я больше всего опасаюсь относительно моих последователей, так это (1) больших животов [тучности, полноты, отсутствия меры в питании], (2) долгого сна [отсутствия строгого распорядка дня; малоподвижности, пассивности], (3) лени [отсутствия конкретных целей, задач] и (4) слабости в убеждениях [когда они лишь на языке, в сердце не спускаются, а в делах, в их правильности, последовательности, долгосрочности отсутствуют]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания»[5].

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их[6].

Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий — за семерых»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Уважительно относитесь к хлебу!»[8]

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Дьявол приходит к каждому из вас всегда и по любому поводу. Даже когда вы едите. А потому если у кого-то из вас упал кусочек [еды, ломтик хлеба, например], то [подняв] пусть очистит его от грязи [безусловно, в разумных пределах], а после пусть непременно съест, не оставляет Дьяволу. Когда же доест [завтрак, обед или ужин, например], пусть оближет свои пальцы [если во время трапезы что-то ел руками и на пальцах присутствуют остатки пищи. Опять же без перегибов и с учетом норм приличия того общества, в окружении которого трапезничает]. [Зачем все это?] Поистине, человек не знает, в какой еде (остатках пищи) заложена Божья благодать (баракят)»[9].

Прием пищи — это ежедневный процесс, который помогает наполнять жизнь Божественной благодатью (баракятом) и благословением. А вот накладывать в тарелку нужно столько, сколько необходимо съесть для поддержания жизненных сил, и доедать все до конца. Как сказано в достоверном хадисе: «Человек не знает, в каких остатках пищи заложена Божья благодать»[11].

«Пророк, сходив по нужде [следует учесть, что при этом использовалась вода для подмывания], вернулся, и ему подали еду, спросив, не нужна ли вода для совершения омовения (вуду’), а он ответил: «Зачем? Я ведь не собираюсь сейчас совершать молитву[-намаз]»[12].

Некоторые богословы говорили об отсутствии необходимости мыть руки перед едой, если они на вид чистые, приводя в качестве аргумента данный достоверный хадис. Имам ан-Навави в комментарии к этому хадису говорит, что здесь имеется в виду именно омовение (вуду’), а не просто мытье рук перед едой. Но есть также достоверный хадис, где сказано, что «приступив к трапезе, Пророк не коснулся воды (не помыл рук перед трапезой)». Итак, «чистота — половина веры», как сказано в достоверном хадисе. Когда руки были чистыми, пророк Мухаммад не видел необходимости мыть их. В противном случае — мытье было необходимо, дабы соблюдать чистоту, сохранять чистоплотность.

Напомню, что по Сунне (по примеру Пророка), а также в свете аятов[13] и хадисов, призывающих к чистоте, руки нужно мыть до еды и после. До еды — если они грязные. Тем более в современных реалиях, особенно когда бываем в общественных местах[14]. Все это без излишней щепетильности, но с элементарной приверженностью чистоте и порядку, в меру возможностей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто провел ночь [заснул], и у него на руках остался запах мяса [то есть перед сном он не помыл после еды руки], и с ним что-то случилось [например, плохо спал или увидел страшный сон], тот пусть никого не упрекает в этом, кроме как самого себя»[15].

Сподвижник пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) Джабир передает: «Посланник Божий накормил нас кониной и запретил употреблять в пищу ослятину (ослиное мясо)»[16].

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима также от Джабира приведены слова: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил употреблять в пищу ослятину и разрешил есть конину»[17].

«Мы [порой] употребляли в пищу конину во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)», — передает в достоверном хадисе Джабир ибн ‘Абдулла[18].

Асма’, дочь Абу Бакра, передает: «Мы во времена пророка Мухаммада порезали лошадь [в соответствии с мусульманской традицией перерезали шейные артерии для выхода основной части крови] и съели ее»[19].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 476, «сахих».

[2] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 543, 544, хадис № 1821, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1795, «сахих».

[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 481, «сахих».

[4] Хадис от Джабира; св. х. ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 295.

[5] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

[6] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

[8] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 88, хадис № 1423, «сахих».

[9] Хадис от Джабира; св. х. Муслима См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 841, 842, хадис № 135–(2033); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 124, хадис № 2023, «сахих».

[10] В Коране Господь миров говорит: «Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

[11] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1752, хадис № 5456; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 720–722, хадис № 5456 и пояснение к нему. Также хадис от Джабира; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 841, хадис № 133–(2033). Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 478, «сахих».

[12] Подробнее см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 162, хадисы № 120–(374) и № 121–(374); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 69, 70, хадисы № 120–(374) и № 121–(374) и пояснение к ним; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 415, хадис № 3760, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 313, хадис № 1847, «сахих».

Хадис, в котором говорится, что пророк Мухаммад совершал малое омовение (вуду’) до еды и после еды, не является достоверным. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 415, хадис № 3761, «да‘иф»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 313, хадис № 1846, «да‘иф».

[13] Например: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]» (см. Св. Коран, 2:222); «Аллах (Бог, Господь) любит старающихся быть [в меру своих сил и возможностей] предельно чистыми» (см. Св. Коран, 9:108).

[14] Так как вирусы и бактерии постоянно мутируют, чтобы быть более жизнеспособными и стойкими, в XXI веке появились новые их виды, которых не существовало в VI–VII веках и которые способны нанести значительный вред организму, если не соблюдать правил гигиены.

[15] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 554, хадис № 1865, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 315, хадис № 1860, «сахих».

[16] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 454, хадисы № 4328, 4329, оба «сахих».

[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1776, хадисы № 5520 и 5524; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 809, хадис № 5520; там же т. 9. С. 611, хадис № 4219; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 805, хадис № 36–(1941).

[18] См.: ан-Насаи А. Сунан. С. 454, хадис № 4330, «сахих».

[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1776, хадисы № 5519; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 798, 799, хадисы № 5511, 5512; там же С. 809, хадис № 5519; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 805, хадис № 38–(1942).

Подробнее по теме см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 13. С. 95, 96; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 14; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 12. С. 809–814; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 189, 190.

Источник

Этикет приема пищи

В заботах о душе верующим нельзя забывать о своем теле, поскольку они неразрывно связаны друг с другом. Исламский этикет предписывает особое поведение во время приема пищи. Если вы ведете себя, как подобает культурному человеку, это произведет приятное впечатление на людей, с которыми вы делите трапезу.

Не забывайте, что еду послал Всевышний, и будьте благодарны ему за это. Воспринимайте пищу, как дар и средство восполнения сил для совершения благих поступков. В Коране говорится: «Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются. Мы создали на ней сады из финиковых пальм и винограда и заставили биться в них источники, чтобы они вкушали их плоды и то, что создали своими».

Что нужно сделать до приема пищи

разговаривать во время еды сунна. Смотреть фото разговаривать во время еды сунна. Смотреть картинку разговаривать во время еды сунна. Картинка про разговаривать во время еды сунна. Фото разговаривать во время еды суннаОдно из главных правил, которые предписывает соблюдать мусульманский этикет, касается мытья рук. Обязательно проводите гигиеническую процедуру до и после каждого обеда или ужина. Пророк Мухаммад говорил: «Благословение пищи – в мытье рук перед едой и после».

Всегда приходите вовремя. Не начинайте есть, если не вознесли молитву. Всегда говорите «Бисмиллях» перед началом и «Альхамдуллилях» после завершения обеда. Считается сунной напомнить верующему, который забыл вознести хвалу Всевышнему, о необходимости это сделать.

Этикет приема пищи предписывает проводить трапезу на полу. Для этого расстелите скатерть и расставьте на ней приборы. Чем проще устроен обед или ужин, тем проще воспитать в себе скромность и смирение. Садитесь на левую ногу, а на правую облокотитесь. Обязательно снимите обувь.

Во время приема пищи вы должны сознавать, что главная цель в этом – не получение удовольствия от вкуса, а восстановление сил и энергии для служения воле Аллаха. Говорится: «Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это все-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания».

Как вести себя во время трапезы

Сунной считается, если вы берете еду правой рукой. Пророк Мухаммад говорил: «Скажи «бисмиллях», ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой». Придерживайтесь и прочих правил поведения за столом, которые предписывает соблюдать исламский этикет:

Запрещено нелицеприятно высказываться о трапезе. Не стоит смотреть на братьев по вере, когда они едят, или брать больше еды, чем нужно. Излишества – враг истинно верующих. Говорится: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих».

Прочие правила

разговаривать во время еды сунна. Смотреть фото разговаривать во время еды сунна. Смотреть картинку разговаривать во время еды сунна. Картинка про разговаривать во время еды сунна. Фото разговаривать во время еды суннаНе забывайте закрывать посуду на ночь, поскольку сказано: «Перед заходом солнца не пускайте детей на улицу, потому что в это время шайтаны заполняют все пространство. Спустя немного времени после захода солнца можете их выпускать. Закрой двери с упоминанием Имени Аллаха (Бисмиллях), погаси светильник с упоминанием Имени Аллаха, закрой сосуд с водой с упоминанием Имени Аллаха. (А если не найдешь, чем закрыть), положить что-нибудь (сверху). Тогда шайтан не сможет открыть закрытое».

Помните и другое правило, которое предписывает мусульманский этикет – нельзя мешать людям, употребляющим пищу. Не заходите в гости, если считаете, что в это время хозяева могут обедать. Если вы неумышленно застали их за трапезой и вас пригласили составить компанию, соглашайтесь только в том случае, когда уверены, что не помешаете. Не навязывайтесь, если думаете, что вас позвали из вежливости, лучше откажитесь.

Не забывайте вознести хвалу Всевышнему после трапезы. Скажите: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это».

Разрешенные и запрещенные продукты

Этикет приема пищи ограничивает список продуктов, разрешенных к употреблению. В Коране говорится: «О уверовавшие! Вкушайте благую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь».

Основной запрет касается употребления свинины и мяса других животных, если их зарезали без упоминания Всевышнего. Разрешено есть продукты животного происхождения в случае, если скотину зарезал верующий по всем правилам (халяль). Запрещено употреблять мясо, если животное погибло от каких-либо прочих причин.

Другой запрет распространяется на незрелые фрукты или употребление алкоголя.

Во время совместной трапезы не делайте ничего из того, что может быть неприятно другим людям. Всегда стремитесь угостить людей, ведь это – следование сунне. Говорится: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *