разбуди меня через 100 лет и спросите что делается в россии источник
Разбуди меня через 100 лет и спросите что делается в россии источник
Периодически то Салтыкову-Щедрину, то Карамзину приписывают примерно такую фразу:
Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют.
Изречение Карамзина можно найти в сочинении Петра Вяземского « Старая записная книжка», в котором есть следующие строки:
Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут.
Возможно, Карамзин и вправду выразился когда-либо подобным образом, однако следует отметить, что сочинение князя Вяземского является скорее сборником забавных историй и анекдотов, нежели сколько-нибудь серьёзным биографическим трудом.
Блогер polesh chuk провёл тщательный анализ и сделал вывод, что цитата принадлежит Розенбауму, который сослался на Карамзина и Салтыкова-Щедрина:
Утром я перепостил хороший репортаж об Индии и ничуть не жалею об этом. Но как человек дотошный до нудности решил поискать источник приведённой автором якобы цитаты Салтыкова-Щедрина: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России я отвечу: пьют и воруют». Да что там говорить, я не обвиняю автора — указанной цитатой оказался наводнён весь интернет. Гугл даёт 106 000 ссылок на «Салтыков-Щедрин пить и воровать», 105 000 на «Салтыков-Щедрин пьют и воруют» и 104 000 на «Салтыков-Щедрин в России пьют и воруют».
Самое интересное, что ни в одном тексте по ссылкам не дан источник « крылатого выражения». Я, конечно, все сто тысяч ссылок не осилил, но просмотрел вроде бы авторитетные типа Комсомолки, АиФа и др. Упёрся и внимательно просмотрел все тексты Салтыкова-Щедрина на lib. ru. Если есть желание, можете повторить мой подвиг и проверить сами: ( 1)
Ну дальше я натурально разъярился и стал искать по-серьёзному — откуда ноги растут. По мере сокращения периода времени появления ссылок их количество, естественно, уменьшалось. Пока не осталась одна — самая первая. Автором цитаты оказался Александр Розенбаум. До сих пор на его официальном сайте лежит его интервью « Собеседнику» с хорошим таким заголовком — «Никому не позволю лапать себя грязными руками», в котором он и родил « цитату» Салтыкова-Щедрина.
Вот как это прозвучало впервые 16 октября 2000 года:
А. Розенбаум:
— Ещё то ли Карамзин, то ли Салтыков-Щедрин сказал: «Что будет через двести лет? Будут пить и воровать!» «Пусть моя корова сдохнет, лишь бы твоя не телилась»… Это не я придумал. Какой мазохизм? Наш слон всегда был самым большим в мире. Сегодня московский « Спартак» — народная команда. Придумали: «Одна из лучших команд в мире…» Да фуфло команда, ниже среднего по мировому уровню. Но это наше, родное.
В. Кожемякин ( корреспондент « Собеседника»):
— Ну хорошо. А что делать? ( я бы на месте Кожемякина знал, что нужно делать — тут же проверить « цитату»)
А. Розенбаум:
— Надо избавляться от генов. Не от коммунистов, демократов, баркашовцев, масонов, а от генов, что на порядок сложнее. Говоря по-медицински, нужно вытаскивать вредные хромосомы.
Мало того, в 2008 году в интервью АиФу « Бросить пить и воровать» А. Розенбаум уже говорит следующее:
« Карамзин ещё два столетия назад на вопрос о том, что будет делать Россия через много-много лет, ответил: «Пить и воровать!»
Я в принципе согласен — хватит уж пить, воровать и приписывать великим русским писателям всякую чепуху.
Апдейт: после этого поста интервью Розенбаума « Собеседнику» с его сайта исчезло, но сохранено тут: ( 2)
Разбуди меня через 100 лет и спросите что делается в россии источник
«Не верь, не бойся, не проси» –
Вот так, со временем твердея,
Сформировалась на Руси
Национальная идея.
Показать полностью.
Проста, как в поле трын-трава,
Она живет и побеждает,
И эти мудрые слова
Мой горький опыт подтверждает.
Не верю, ибо нае. ут.
А что не нае. ут – не верю.
Тут каждый каждым был обут
Хотя бы раз по меньшей мере.
Кого-то, может, мучит страх,
А я не знаю чувства страха.
Ведь все мы обратимся в прах,
Поскольку вышли все из праха.
Я презираю род людской,
И он меня, похоже, тоже,
Так что с протянутой рукой
Стоять мне вроде как негоже.
Пока вокруг своей оси
Еще вращается планета,
Не верь, не бойся, не проси,
Да попросту забей на это
Какое счастье жить в России!
Гдe золoтыe купoла,
Гдe ходят круглый гoд косые,
Показать полностью.
oпохмeлённые c утра.
Не передать, кaкое счастье,
Когда народу президент
Нaм в телевизор скaжет: Здрасте!
Мы ввoдим войск нaш контингент.
Oн говорит нам пpо Аляску,
Пpo Ригу, Таллинн и Бepлин!
Пpo финнов, пpo заботу, ласку
Для нашиx русских сиротин.
Oни наc ждут в кpаю далёком,
В гнилoй Европе, кaк в тюрьмe.
Мечтают o родном высоком,
Мы нe оставим иx в беде!
У наc, где яхты золотые,
Дворцы, Рyблёвка и бюджет.
И гyбернаторы крутые
Такиx в Европах просто нeт.
Поможем нашим патриотам!
Пpoйдём нa танках сквозь бордель,
Покaжем разным идиотам,
Чтo нeт сильней, Ванюш-Емель.
Кaкое счаcтье, вскинув руку,
Вocкликнуть: Милый президeнт!
Мочи в сортирах нaших сукy
Мы одобрямс в любoй момент!
Мы одобряем ваши яхты,
Оффшоры, Чeлси и дворцы.
И восклицaем: Ах ты! Ax ты.
Хoxлы-Бандэры — подлецы!
Олимпиаду и распилы,
В лaпшу порезанный бюджет.
Вceго народа кинем силы,
Нa золотой вaш туалет.
Вы, будто раб на тex галерах,
Гребите дальше, нaш герой!
Вы прeyспели в разных сферах
Мы пoдгребаем вceй страной!
Вы были лётчиком, артистом,
Летели стaeй журавлей,
Подводником, артеллеристoм,
И комбайнёром вcex полей!
Объединили всю Россию,
Поставив нa патриотизм.
Москву и вcю периферию,
Связaв в российский шовинизм.
Вac будут помнить очень долго
Вo вce грядущие века,
Вce, ктo родится, будyт Вовкой —
B честь президента из ЧeКa.
Мы счастливы! Bы знали точно,
Чтo жаждет русская душа.
Bы президент страны бессрочно!
O, бoже! Правьте нe спеша!
Мы просим вac, живите вечно,
Bcё вaше — реки и мoря!
И очeнь просим вac, конeчно,
Построить нaм концлагеря!
У нашего Путина
Запах особый
Путин не пахнет
Показать полностью.
Ни тестом ни сдобой
Палкой омоновской
Гиблой тюрьмой
Вот он у Путина
Запах какой
Путин не пахнет
Ни рыбой ни морем
Пахнет разрухой
Войною и горем
Кровью невинных
Слезами сирот
Нищим при Путине
Стал наш народ
Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?
Правило 1:
Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».
(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)
Правило 2:
Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.
(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).
Правило 3:
Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.
Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.
(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).
Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.
Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).
Правило 6:
Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».
Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.
Результат реализации всех правил:
«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».
«Пьют и воруют» и другие цитаты знаменитых людей, которых они не говорили
Всем пользователям сети Интернет хорошо известен феномен ложных цитат, приписываемых известным историческим личностям, актерам, деятелям искусства. Только уже разоблаченных с подробным разбором лживых, явно русофобских цитат различных политических и культурных деятелей можно насчитать больше десятка.
В отличие от огромного объема вполне реальных русофобских высказываний различных иностранных деятелей, отечественных радикальных либералов и политиков, цитаты, приписываемые известным и уважаемым людям, поэтам, литераторам, деятелям искусства, политикам, более опасны. Они якобы исходят от неангажированных личностей и могут всерьез запасть кому-то из поклонников творчества или сторонников этих людей в душу.
«Выбирают самого лживого предводителя»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, известнейший русский писатель и журналист XIX века и без всяких «ложных» цитат был ярым критиком пороков государственного строя, а также российского общества. Его произведения, содержащиеся в них едкие образы и цитаты, его настоящие высказывания критического характера известны многим, как и его оппозиционный настрой.
Салтыков-Щедрин хоть и был злым и циничным критиком, но жестоким пропагандистом его вряд ли можно назвать. Тем более, что при изучении творческого наследия писателя такой цитаты исследователи не обнаружили. Внимательные энтузиасты и специалисты, сумели отыскать источник, где эта цитата впервые прозвучала.
Это случилось в эфире радио «Свобода» 25 февраля 2005 года. Один из слушателей, дозвонившись в студию, произнес пространную речь и «процитировал» мысль и сослался на Щедрина. Неизвестно, чем руководствовался слушатель, однако, те, кто растиражировал это лживое высказывание, как минимум продемонстрировали явную недобросовестность.
Другая, куда более известная цитата Салтыкова-Щедрина, ставшая почти историческим «мемом», также ему не принадлежит.
Речь идет о знаменитом высказывании: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России я отвечу: пьют и ворую». Эта цитата произносится всеми и повсюду, даже вполне патриотичными гражданами, недовольными положением дел в Отечестве.
Проблема в том, что конкретный источник высказывания, так и не был найден. Однако целый ряд исследователей, историков и просто активных интернет-пользователей, независимо друг от друга все-таки озаботились вопросом происхождения знаменитого высказывания и начали активно искать первоисточник.
Похожее по смыслу изречение историки находят в произведении под названием «Старая записная книжка», принадлежащем Петру Вяземскому, известному автору XIX века. В нём, Вяземский пишет, что «Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: «крадут».
Однако и это цитирование не может считаться в полной мере достоверным с исторической точки зрения. Таким образом, у Салтыкова-Щедрина мы точно не находим знаменитого афоризма, а если и находим у других писателей и деятелей похожие высказывания, то они уже не звучат столь жестко. Даже если тот же Карамзин говорил приписанное ему Вяземским, то речь в данном случае, явно идет о конкретном времени жизни этих людей и никак не распространяется на всю историю России и в прошлом и в будущем.
Лермонтов и «немытая Россия»
История со стихотворением «Прощай, немытая Россия» великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова еще более запутана. Как указывают многие историки и специалисты по литературе, знаменитое стихотворение, вероятно, вовсе не принадлежит перу Лермонтова.
Многие специалисты указывают, что, скорее всего, это произведение, принадлежит перу поэта-пародиста XIX века Дмитрия Минаева, который является автором известных в свое время пародий на стихи Лермонтова (например, пародии на «Демона»).
Одним из признаков возможного авторства Минаева является оборот «голубые мундиры», который, по словам специалистов, не использовался Лермонтовым, зато применялся Минаевым в других его пародиях. Более интересным является аргумент про то, что сам Лермонтов в обществе того времени воспринимался как «русоман» и действительно являлся автором по-настоящему патриотических стихов.
Весьма тяжело представить, чтобы человек с такими воззрениями, написал подобный стих. К слову, тот же Минаев, в отличие от Лермонтова был настоящим либералом и нигилистом. Имеются и серьезнейшие стилистические нарекания по поводу этого стихотворения, которое не попадает в более изящный и поэтичный стиль Лермонтова. Любопытно, что и источник публикации «Прощай, немытая Россия» достаточно сомнителен.
Впервые он появляется уже после гибели поэта, в 1873 году в письме издателя Петра Бартенева, который позже опубликовал ставшие знаменитыми строки в своем журнале «Русский архив», отметив, что стих был «записан со слов поэта современником».
Учитывая такое туманное происхождение, а также разгул либеральной и уже фактически революционной интеллигенции в годы реформ, весьма высока вероятность намеренной фальсификации, через приписывание этого стиха великому и признанному поэту.
«Был бы человек, статья найдётся»
Авторство не менее знаменитого высказывания, приписываемое Сталину, о том, что «был бы человек, а статья найдется», также остается неподтвержденным. Оно было озвучено эстонским политиком Сиретом Коткой, который и приписал его вождю народов.
Хотя единственным свидетельством произнесения этой фразы в реальности стали утверждения дочери Валерия Чкалова, которая сказала, что эти слова были сказаны легендарному летчику прокурором Вышинским в 1938 году.
Как видим, слова явно не Сталина, да и с авторством они не находят никакого прямого документального подтверждения.
Широкое распространение получили и выдернутые из контекста отрывки из больших пространных изречений великих писателей и политиков, которые в урезанном виде приобретают русофобский оттенок.
Любят распространители фэйковых цитат ссылаться на отдельные критические выкрики известных поэтов и литераторов, сделанные в юношеские, бунтарские годы, хотя повзрослев, великие деятели (например, Пушкин) отказались от былого бунтарского и нигилистического настроя.
Источник
Разбуди меня через 100 лет и спросите что делается в россии источник
Пьеса всех времён и народов с прологом и эпилогом в 3-х актах
Или как я потратил попусту несколько часов своей жизни
Всем знакома крылатая фраза — «Точность — вежливость королей».
Акт первый
в котором Салтыкову-Щедрину приписывается «всем известная» фраза
Акт второй
в котором «всем известная» фраза приписывается Розенбауму
Сам текст посиделок от Берни оказался весьма спорен, но суть не в нём, а в том, что чуть позже уважаемый sergsmir не согласился с авторством этой фразы и привёл в доказательство перепост небольшого расследования двухгодичной давности от дотошного polesh_chuk :
Кто пустил «цитату» Салтыкова-Щедрина о том, что русские пьют и воруют?
Самое интересное, что ни в одном тексте по ссылкам не дан источник «крылатого выражения». Я, конечно, все сто тысяч ссылок не осилил, но просмотрел вроде бы авторитетные типа Комсомолки, АиФа и др. Упёрся и внимательно просмотрел все тексты Салтыкова-Щедрина на lib.ru. Если есть желание, можете повторить мой подвиг и проверить сами: http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/.
Вот как это прозвучало впервые 16 октября 2000 года:
А. Розенбаум:
— Надо избавляться от генов. Не от коммунистов, демократов, баркашовцев, масонов, а от генов, что на порядок сложнее. Говоря по-медицински, нужно вытаскивать вредные хромосомы.
Мало того, в 2008 году в интервью АиФу «Бросить пить и воровать» А. Розенбаум уже говорит следующее:
«Карамзин ещё два столетия назад на вопрос о том, что будет делать Россия через много-много лет, ответил: «Пить и воровать!»
Апдейт: после этого поста интервью Розенбаума «Собеседнику» с его сайта исчезло, но сохранено в кэше (прим. от mamlas — интервью достаточно большое и ещё больше ядовитое, как это часто в последнее время бывает у опупевших деятелей бескультуры, потому я его не пощу здесь — прочтёте на сайте Розенбаума, там ничего нового от Александра Яковлевича. ) Апдейт2: Поскольку со временем статья исчезла и из Яндех-кэша, то даю ссылку на просто её копипасту, найденную банально по заглавию.
Акт третий
в котором «всем известная» фраза находит своего хозяина
Я, в принципе, не удивился таким самоуверенным гадостям от пресловутого «атамана-раввина в законе» от нашей бескультуры, но всё же у меня закралось какое-то подспудное сомнение:
— Я так понимаю, что Вы ответили предыдущему перед нами сообщнику.
Спасибо! Надо же, не побоялся Розенбаум разместить у себя на сайте!
Либо не знал, что врёт, либо не врал, но искренне заблуждался, либо врал сознательно, либо. а была ли на «Собеседнике» та статья (ведь прошло 12 лет после её публикации, чтобы удалять после какого-то там поста в ЖЖ)?
Но вот в этом расследовании не указывается, что такая же примерно фраза таки была у Карамзина (по сведениям Яндекса):
«Если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут», — записано Вяземским со слов Карамзина. И это единственно верный вариант этой цитаты.
http://elcocheingles.com/Memories/Texts/Vyazemsky/Vyazemsky-2.htm
Так что, Розенбаум, при всей его жидовости в том интервью, не врал, но просто перепутал источники и неточно их процитировал (прибавив от себя, а как же без этого, действительный фейк об алкоголизме русских).
Итак, мы, которые, в массе своей, никогда не будем королями, обязаны быть точными, чтобы: не пачкать клеветой Салтыкова-Щедрина; чтобы воздать богемному Розенбауму; чтобы помнить идеолога Карамзина, с наследием которого (здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и много ещё где) нам, ох как, ещё придётся разбираться в скором, надеюсь, будущем — уж чего они там с Романовыми и другими дворцовыми историками только не понапридумывали для нас(!).
И ради установления такой истины (до которой не докопались даже в Википедии), казалось бы, и не жаль нескольких часов позднего вечера и ночи из своей жизни, если бы. об этом уже не было написано в придурочной Лурке.
Так что, помимо обеления Салтыкова-Щедрина, я, пожалуй, ещё и и перефразирую этот «известный всем» французкий афоризм: — «Точность — вежливость королей, но точные знания — обязанность его подданных».
***
Всем спасибо! Будьте здравы! Не плодите сущностей лжи!