раз в день спускается платформа с едой
Что такое яма и почему Горген оказался на дне: разбираемся в идее фильма «Платформа»
Смысл фильма «Платформа» для многих зрителей остался загадкой. Этот атмосферный испанский триллер, снятый компанией Нетфликс, смотрится жёстко и очень точно отображает проблемы социального неравенства в обществе. Судя по отзывам, многие реально не понимают, чем закончился этот фильм. Попробуем поставить точку в этом вопросе.
Сюжет и идея
Для начала сделаем небольшой обзор фильма. Сюжетная линия картины находится вне времени, поэтому действие может в равной степени происходить как в наши дни, так и в отдалённом будущем. Всё происходит в вертикальном центре самоуправления, где каждый обитатель этого зловещего местечка волен в своих действиях.
Люди располагаются на уровнях по два человека. Раз в день сверху спускается платформа с едой, которая задерживается на каждом этаже всего на несколько минут. В течение этого времени вольные и невольные узники могут есть все, что душа пожелает, после чего платформа опускается дальше. Запасать продукты впрок нельзя: в этом случае на уровне начинает опускаться или подниматься температура. Так продолжается до тех пор, пока человек не выбросит заначку или не погибнет.
Главный герой фильма – Горген. Он добровольный узник этого местечка. Парень просто хотел спокойно почитать книгу и бросить курить. Горген подписывает контракт на полгода нахождения в «Яме», после чего он должен получить некий сертификат. Что это такое, зрителю не сообщается, но подразумевается, что вещь очень нужная.
Платформа проходит сквозь все уровни, и на каждом из них люди стараются не только набить брюхо, но и максимально испортить продукты, которые едут вниз. В результате, людям на нижних этажах еды не остаётся совсем. При этом по задумке администрации ямы, если каждый будет брать столько, сколько положено, прокормиться смогут все.
Горген не согласен с этой системой. Изначально он брезгливо относится к еде, которая спускается сверху. Потом вынужденно прибегает к каннибализму, оказавшись на нижних уровнях, но попав на 6-й, где с продуктами особых проблем нет, решает бороться, заручившись поддержкой своего нового соседа – Бахарата.
Актёры фильма «Платформа» великолепно исполнили свои роли, и очень наглядно отобразили проблемы социума. В яме, как и в реальной жизни, блага распределяются неравномерно, при этом те, кто находятся сверху, стараются нахапать побольше, несмотря на то что не смогут всё переварить. При этом проблемы нижних, которые вынуждены бороться за выживание, их не заботят совсем.
Метафоры в фильме
Смысл концовки фильма «Платформа» можно попытаться понять, лишь разобравшись в метафорах, которые в избытке присутствуют в сюжете. Попробуем проследить логику пошагово.
Платформа
Это основной элемент фильма, который ассоциируется с социальным лифтом. На платформе ежедневно доставляется еда, при этом готовят её лучшие повара, тщательно следя за качеством пищи. Перед тем как поместить человека в яму, у него обязательно спрашивают любимое блюдо, которое будет находиться на платформе.
Если каждый из людей забирал бы приготовленное для него блюдо, еды бы хватило всем. Проблема в том, что гастрономические предпочтения у людей разные, поэтому одни заказывают огромный торт, который вряд ли смогут съесть в одиночку, другие (как Горген) выбирают улиток, а ими насытиться очень сложно. Поэтому все хватают всё подряд.
Платформа всегда двигается только в одном направлении – сверху вниз, и ни разу в фильме не показали, как она поднимается обратно. Меняются только люди, которые оказываются то на нижнем, то на верхнем уровне. В первом случае они вынуждены голодать, поедая друг друга, во втором – объедаются изысканными блюдами, не заботясь об остальных.
Это социум, который объединяет всех людей, находящихся в центре самоуправления. Диалог между ними обычно происходит только в одном направлении: сверху вниз. При этом нижние жалуются, что им не хватает еды, а верхние просто не отвечают. Подняться со своего уровня наверх практически невозможно. Это наглядно демонстрирует опыт Бархата, который попробовал при помощи верёвки перебраться с 6-го уровня на 5-й. В результате, люди с пятого уровня просто испражнились на него, обрезав верёвку.
Вниз можно спуститься без проблем, и это постоянно проделывает Михару, пытающаяся отыскать своего ребёнка. Однако непонятно, как женщине удаётся вновь попасть на свой уровень, ведь платформа не поднимается.
Одинокая девочка
Эту малышку находят на 333 уровне Горген и Бархат. Девочка обладает яркой азиатской внешностью, что даёт возможность предположить, что это дочь Михару. Однако малышка выглядит слишком опрятной и находится там, где нет живых людей. Если Михару постоянно спускалась вниз, она не могла не найти своего ребёнка, и Имогири говорила Горгену, что женщина попала в комплекс одна: она лично оформляла документы.
При этом девочка не говорит, как и Михару. Отсюда можно сделать вывод, что это и есть Михару, которая погибла на одном из уровней. Скорее всего, это её посмертное воплощение. Михакару всегда хотела попасть вниз, и живя в грязи, стремилась к душевной чистоте.
Почему Горген остался внизу
Это вполне логичный конец фильма. Горген с Бахаратом решил бороться с системой. Парни думали, что если они спустятся на платформе, порционно раздавая еду, смогут накормить всех. По их плану, обитатели первых 50 уровней смогут потерпеть без пищи один день, поэтому решают начать раздачу только с 51-го этажа. Однако предвидя непонимание остальных, они вооружаются, и по мере спуска платформы вниз отбиваются от людей, которые пытаются получить больше, чем им положено.
Смысл концовки
Объяснение концовки довольно простое. Те, кто пытаются изменить это положение вещей, выпадают из социума. Повлиять на вышестоящих невозможно – социальная платформа движется только вниз. Поэтому власть предержащие не слышат тех, кто находится внизу, и даже поменявшись с ними местами, они будут стремиться попасть наверх.
Фильм не для всех: в него нужно вдуматься, глубоко погрузиться. Он либо понравится, либо вызовет отвращение
Оригинальное название: El Hoyo
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Год: 2019
Страна: Испания
Режиссер: Гальдер Гастелу-Уррутия
В главных ролях: Иван Массаге, Антония Сан Хуан, Эмилио Буале, Сорион Эгилеор
*****О ЧЕМ ФИЛЬМ*****
Несколько человек просыпается в некой многоэтажной подземной тюрьме, в которую они попали добровольно. На каждом уровне находятся двое заключённых, а сколько всего уровней — неизвестно. Все этажи связывает между собой общий колодец, через который раз в день опускается платформа с едой. На ней — немыслимое количество блюд, но чем ниже живут заключённые, тем меньше шансов, что они что-то получат.
Главный герой Горенг попал в Яму, в которой ему придется прожить определенное время. Но люди здесь не просто живут, а выживают. С каждым днем пребывания в Яме он все четче понимает, как все устроено здесь и пытается изменить систему. Но сколько людей находятся в Яме, сколько уровней в ней, как заставить всех следовать правилам, а не вести себя хуже животных.
*****ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ*****
Когда Горенг просыпается в первый раз в Яме, он еще ничего не знает о ней, не понимает, как она работает, по каким принципам живут здесь люди. Но постепенно он осознает, насколько неправильно работает построенная здесь система. Он видит жадность людей, их пороки, алчность, зависть, унижение других. И Горенг делает попытки изменить жизнь этих людей. Но для этого он должен понять, сколько этажей в Яме, сколько людей здесь живет, как правильно призвать их к взаимопониманию и уважению. И чем больше Горенг пытается найти ответы на эти вопросы, тем яснее становится, насколько утопичны его идеи.
*****ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ*****
С самых первых минут просмотра возникает интерес и множество интриг по поводу Ямы, в которой оказывается Горенг. Что это за сооружение? Для чего оно создано? Кто все эти люди, которые здесь находятся? И постепенно, с каждой последующей минутой открываются какие-то новые детали. Напряжение создано уже в самом начале фильма и оно не отпустит до последних минут.
Все действия разворачиваются довольно медленно, иногда так и хочется поторопить режиссера. Однако именно в диалогах героев, неспешных, продуманных и заключается весь смысл фильма.
Яму, о которой идет речь, можно сравнить с ячейками общества: есть те, кто находятся вверху, они смотрят на всех свысока, пытаются урвать себе кусок побольше, а другие, самые низшие слои общества вынуждены голодать. Но если ты находишься в серединке общества, тебе там лучше и оставаться, ведь наверх ты добраться не сможешь, не пустят, тебя там слушать не будут, а те, кто ниже, тебя не услышат.
Горенг совершает попытки уровнять «общество»: с собой в Яму он взял книгу про Дон-Кихота, и это не спроста, ведь данный персонаж известен тем, что пытался все время делать как лучше, но получалось как всегда. Вот и Горенг очень похож на этого персонажа: он также старается придумать выход из сложившейся ситуации, но получится ли?
Фильм показывает нам, как ведут себя люди в разных условиях: если у кого-то есть все, на других им наплевать, и даже то, что однажды они могут поменяться местами, их не останавливает. Каждый человек старается забрать себе все, что может, прихватить побольше благ, так как он знает, что так делают все. И когда он попадает в самый низ, спускается на самое дно, он все равно ведет себя по-хамски, вновь поднявшись на вершину.
Здесь отчетливо можно увидеть, на что способен человек, загнанный в тупик голодом. Варианта только два: либо терпеть и до последнего оставаться человеком, либо превратиться в животное и поедать своих товарищей ради утоления собственного голода. Горенг тоже оказался в такой ловушке. Что же выберет он.
К просмотру фильм РЕКОМЕНДУЮ только тем, кто любит социальные драмы, кто увлекается психологией, кто любит размышлять и анализировать после просмотра фильма, а не просто включает его для фона. Всем остальным этот фильм не понравится.
Спасибо за внимание к отзыву
Рецензия на триллер «Платформа» от Netflix
Кадр из фильма «Платформа» (2019)
Мужчина просыпается в комнате с двумя койками и умывальником. Без окон. В потолке и полу — огромные дыры, сквозь которые видны десятки других таких же комнат сверху и снизу. Каждый день сверху вниз спускается платформа с едой, которая ненадолго останавливается на каждом этаже. Есть разрешено, лишь пока еда не поехала дальше, а за попытку сохранить у себя хоть крошку администрация здания тут же повышает или понижает температуру на этаже провинившегося.
В такой ситуации обнаруживает себя главный герой фильма испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия «Платформа» по имени Горенг. Как мы узнаем от его соседа, ежемесячно обитателей загадочных комнат переселяют с этажа на этаж в случайном порядке, предварительно усыпив. Как нетрудно понять, с едой начинаются проблемы задолго до того, как платформа окажется хотя бы на середине пути.
Разные люди попадают внутрь здания-ловушки по разным причинам — так, Горенг согласился провести там полгода, чтобы бросить курить и получить некий «сертификат», а вот его сосед оказывается внутри за непреднамеренное убийство. Отличаются и предметы, которые сокамерникам в соответствии с местными правилами разрешили взять с собой — и если главный герой в полном соответствии с испанской романтической традицией берет с собой томик «Дон Кихота», то его куда более практичный сокамерник с удовольствием хвастается остро заточенным ножом.
Кадр из фильма «Платформа» (2019)
«Платформа» представляет собой продукт начавшейся уже давным-давно реакции между европейским арт-хаусом и западными хоррорами. Его общая структура безошибочно отсылает зрителя к одному из главных образчиков жанра последних 30 лет — канадскому фильму «Куб», а общая интонация и антипотребительский посыл наследуют классике авангарда 1970-х в духе «Скромного обаяния буржуазии» и «Большой жратвы».
Однако у «Платформы» есть серьезное отличие от своих предшественников. Персонажи «Куба» сталкивались с паранойей, вызванной чрезмерным проникновением спецслужб и технологий в жизнь обычного человека, и это ощущение растерянности и беспомощности отражалось в самой структуре их «ловушки». Куб, в который они были пойманы, представлял себе сверхсложную динамическую конструкцию, выбраться из которой было под силу лишь тому, кто мог выполнить соответствующие математические расчеты.
Мир «Платформы» же статичен и линеен, как тоннель, по которому бесконечно спускается и поднимается символ успешности и благосостояния — еда. Здесь нет никаких усложнений или ответвлений — метафора явлена в самом рельсовом варианте из всех возможных. Такой взгляд на социум, где у людей нет ни шанса спрятаться или остаться незамеченными, оборачивается второй характерной чертой фильма — кризисом веры в солидарность.
Кадр из фильма «Платформа» (2019)
Это отличает фильм Гастелу-Уррутия от его леваков-предшественников из мира европейского авторского кино. Помещенный к «озверевшим обывателям» романтический герой, почитывающий Дон Кихота, пытается действовать рационально и вроде бы даже исходит из целей общего благополучия. Однако противодействие потенциальных единомышленников-соседей оборачивает его желание помочь окружающим лишь еще одной индивидуалистской стратегией выживания. Менее людоедской и менее сытой, чем у остальных, но все равно — подразумевающей спасение лишь для себя, что ведет к дискредитации изначальной «гуманистической» идеи.
Где-то на середине фильма звучат слова о желании администрации «Вертикального центра самообслуживания» (так называется здание-ловушка) увидеть «спонтанную солидарность», которая должна проснуться в людях в экстремальной ситуации. Вполне возможно, что именно так разрешился бы конфликт в классическом бунтарском фильме второй половины прошлого века, однако социальная реальность XXI века успела внести свои коррективы в наивные взгляды интеллектуалов на общество.
Так, имевшая успех в послевоенные годы идея общей ответственности оборачивается для героев фильма инструментом оправдания невероятных жестокостей («ответственны все 340 человек передо мной»), а романтический герой с неумолимостью исторической логики переходит от попытки убедить других сохранять часть еды соседям снизу к угрозам, которые оказываются куда более действенным инструментом контроля.
Объяснение смысла фильма «Платформа» 2019
Платформа – это испанский оригинальный фильм ужасов режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия, вышедший в 2019 году. Картина повествует о вертикальной тюрьме, состоящей из неизвестного количества уровней. В центре каждой камеры есть дыра, открывающая вид на общий колодец. По нему раз в день спускается платформа, до завязки заполненная едой. Заключенные парами располагаются на каждом этаже. Чем глубже находится уровень, тем меньше еды достается заключенным.
О чем фильм «Платформа»
Главный герой – мужчина по имени Горенг. Он просыпается в камере с прямоугольным отверстием в центре. Соседа Горенга зовут Тримагаси. Он находится в этой вертикальной тюрьме уже не первый месяц и потому объясняет сокамернику правила заключения.
Раз в день платформа с едой спускается по этажам тюрьмы. На каждом этаже она останавливается всего на пару минут, и заключенные должны есть, пока платформа находится на их уровне. Если заключенный попробует отложить часть еды, он будет наказан. В камере станет непереносимо холодно или жарко.
Горенг и Тримагаси находятся на сорок восьмом уровне, поэтому им достаются лишь объедки. Горенгу противно, но Тримагаси говорит, что люди на уровне ниже сотого редко вообще получают еду.
Все заключенные прибыли в эту тюрьму добровольно, однако они абсолютно не представляли, какого рода заточение их ждет. Каждому из них можно было взять с собой одну вещь. Горенг взял книгу о Дон Кихоте, потому что был искренне уверен, что попадет в какое-то место для саморазвития, сможет прочесть её и бросить курить. Он добровольно подписал договор о заточении на шесть месяцев. Также ему обещали выдать аккредитованный диплом после освобождения.
Когда платформа с едой прибывает на их этаж, Горенг съедает необходимое количество еды и пытается убедить в том же Тримагаси, однако тот не только нажирается от пуза, но и мочится на остатки еды, аргументируя это тем, что именно этого и достойны люди на нижних ярусах. Он одинаково сильно ненавидит заключенных и сверху, и снизу.
Однажды на платформе Горенг видит женщину. Тримагаси объясняет ему, что ее зовут Михару и раз в месяц она спускается на нижние ярусы в поисках своего сына. Горенг в шоке, что в этой тюрьме находятся еще и дети.
Раз в месяц всех заключенных усыпляют газом и переводят на новый этаж случайным образом. Так главный герой просыпается на сто семьдесят первом уровне. Он связан, потому что Тримагаси собирается отрезать от него куски плоти и есть их, так как на платформе еды для них не останется.
Следующие 30 дней платформа приходит абсолютно пустой. Тримагаси не поддается на уговоры Горенга продержаться месяц только на воде и отрезает кусок от его ноги. В этот момент на платформе спускается Михару, которая нападает на Тримагаси и освобождает Горенга. Он добивает старика. Михару спускается на платформе на нижние уровни, а Горенг проводит остаток месяца, поедая труп.
В следующем месяце Горенг просыпается на тридцать третьем уровне с женщиной по имени Имогуири, принесшей собаку в качестве разрешенного объекта. Он узнает женщину – именно она принимала у него интервью перед прибытием в тюрьму.
Имогуири клянется, что понятия не имела, на что действительно похожа тюрьма. Она называет дыру вертикальным центром самообслуживания и считает, что место задумано как эксперимент спонтанной солидарности. Она утверждает, что существует двести уровней. Если каждый человек съест только свою долю нормированного питания, все в тюрьме будут накормлены.
У Имогуири последняя стадия рака, поэтому она решила добровольно спуститься в дыру, чтобы убедить заключенных соблюдать спонтанную солидарность. Каждый день она умоляет заключенных, находящихся ниже, съесть только свой выделенный рацион и передать ее сообщение дальше, но они соглашаются только тогда, когда Горенг угрожает измазать еду своим дерьмом. Имогуири говорит, что теперь нужно убедить и людей на более высоких уровнях. Горенг шутит, что это не сработает, так как он не умеет испражняться вверх.
Однажды на платформе прибывает раненая Михару. Ночью она убивает собаку и спускается на платформе вниз. Имогуири говорит, что администрация не допускает в тюрьму людей младше 16 лет, поэтому у Михару тут не может быть сына.
Его новым соседом оказывается мужчина по имени Бахарат, который несказанно рад оказаться на таком высоком уровне, потому что хочет сбежать. У него есть веревка, но ему нужна помощь заключенных с верхнего яруса. Ничего не выходит. Заключенный сверху просто испражняется на Бахарата, чтобы он не забрался по веревке.
Горенг решает исправить дыру и убеждает Бахарата помочь ему спуститься на платформе до самого нижнего уровня. Находясь на платформе, они будут выдавать всем еду порционно, чтобы ее хватило до последнего этажа. Горенг считает, что уровней около двухсот пятидесяти, потому что он считал время, необходимое платформе для подъема со дна тюрьмы, когда находился на двухсотом уровне.
На одном из высоких уровней мужчины встречают мудреца, который убеждает их в бессмысленности задуманного, так как нужно менять сознание не заключенных, а администрации. Если работники на нулевом уровне увидят что-то необычное, они поймут, что заключенные – это живые люди, а не звери.
Мудрец говорит, что движению нужен символ, который нетронутым поднимется на нулевой уровень. Они выбирают в качестве символа панакоту – итальянский десерт – и решают охранять блюдо.
Спускаясь ниже, мужчины с ужасом осознают, что если на уровне нет живого человека, то платформа не останавливается. То есть расчет Горенга был неправильным, а уровней может быть гораздо больше.
На одном из уровней Горенг видит, как двое заключенных нападают на Михару. Пытаясь помочь, Горенг и Бахарат получают серьезные ранения, но не спасают Михару. Они продолжают спуск, доставляя нижним уровням долгожданную пищу.
Мужчины спускаются на последний уровень под номером триста тридцать три. Так как на каждом этаже находятся двое заключенных, то дыра рассчитана на 666 человек. Измученные и раненые мужчины обнаруживают на этом уровне ребенка. И хотя Михару искала мальчика, ребенком оказывается девочка.
Еды уже давно не осталось, поэтому мужчины отдают голодному ребенку панакоту. Они решают, что посланием нулевому уровню будет не десерт, а найденная девочка.
Бахарат теряет сознание и умирает от потери крови. Горенг берет девочку на платформу. Вместе они спускаются в кромешную тьму. Главный герой сходит с платформы и остается в абсолютной пустоте. Платформа стремительно поднимает девочку наверх.
Смысл фильма платформа заключается в самопожертвовании. Горенга, главный персонаж, в конце фильма жертвует собой ради лучшего будущего для других.
Смысл финала фильма
Трудно объяснить окончание фильма, потому что она слишком открыта, поэтому я хотел бы привести некоторые теории. Моя основная теория состоит в том, что Горенг и Бахарат умирают от ран, которые они получили в попытке спасти Михару. Все, что происходит после этого, находится только в разуме Горенга, когда он умирает.
Они достигают метафорического уровня 333, что дает администрации дьявольскую перспективу провести свой ужасный эксперимент с 666 людьми. Горенг пытается разрушить систему, но, к сожалению, умирает, пытаясь. Можно привести аналогию со всеми теми людьми, которые отдали свои жизни, чтобы спланировать убийство Гитлера, но в конце концов их миссия провалилась.
Этаж 333 был очень странным. Уровень не нагревался и не замерзал, когда панкота была сохранена. Нет причин нарушать правило только для одного этажа. Есть ребенок, который совершенно ничего не боится и выглядит слишком чистым, чтобы оказаться на самом нижнем уровне. Даже если это ребенок Михару, она не смогла бы прокормить ребенка целый месяц. Каждый месяц заключенных перетасовывают, поэтому администрация хорошо знает о существовании ребенка. У них нет никаких оснований для того, чтобы позволить этому ребенку попасть в яму, несмотря на их опубликованное правило – «старше 16 лет».
Если бы ребенок служил Администрации в определенных целях, фильм намекал бы на природу этой цели, но это не так. И вот мой любимый аргумент. Вы видели скорость, с которой эта платформа поднималась обратно? Она не замедляется даже на верхних этажах, иначе заключенные взбирались бы на нее и убегали. Если платформа с ребенком внезапно остановится на уровне 0 с этой скоростью, ребенок просто не выживет. Я пытаюсь сказать, что у персонажей фильма нет спасения.
Кто этот ребенок в фильме «Платформа»?
Горенг обязан своей жизнью Михару, поскольку она спасла его от Тримагаси. Но он не может вернуть ей услугу, и она была зарезана. Он получил смертельное ранение и умирает с сожалением в своем сердце.
«Сожалею о том, что не выполнил свою миссию, о том, что не смог спасти Михару»
В его умирающем уме это проявляется как дочь Михару, которая действительно находится в яме. Горенг только воображает ребенка. Ребенок олицетворяет чистоту. Горенг сходит с платформы и позволяет ребенку подняться, поскольку он является сообщением, которое не нуждается в посланнике.
Конец фильма «Платформа» метафоричен потому, что Горенг умирает, веря в то, что он изменил это место. Но печальная реальность заключается в том, что яма продолжает причинять боль своим заключенным.
Напишите в комментариях свои предположения и теории, о чем и какой смысл фильма «Платформа». Мы с нетерпением будем ждать!