ранний завтрак в отеле
Тип питания BB (Bed Breakfast)
При бронировании жилья на время путешествия или деловой поездки будущие гости непременно обращают внимание на предоставляемые владельцами услуги. Среди основных опций особое место выделяется типу питания, так как данный пункт существенно влияет на планирование отпускных и командировочных расходов. Многие отдают предпочтение одному из самых популярных и бюджетных вариантов питания «Bed Breakfast». Очень часто эта система используется в мини-отелях и гостевых домах, причем не только в Европе, но и в других странах мира. В последнее время ВВ начали предлагать крупные курортные комплексы.
Bed Breakfast – как переводится и что означает
Гостиницы типа «Bed & Breakfast» (сокращенно B&B) предлагают своим клиентам ночлег и одноразовое утреннее питание. С английского словосочетание переводится как «кровать и завтрак», что полностью соответствует ожидаемой услуге. Проживание в этом случае может подразумевать размещение в частном доме в пределах города или сельской местности, в общих апартаментах с отдельной комнатой в многоэтажном здании, в домике пансионата или кемпинге, в номере мини-гостиницы и даже в каюте плавучего средства.
Сама концепция «Bed & Breakfast» зародилась в 1960-х годах в Европе, ее подхватили Соединенные Штаты, а затем и другие туристические страны. На Кубе подобные отели стали открываться в 1990-е годы, что по времени совпадает с началом развития данного направления в Израиле. В Италии соответствующий закон был принят в 2001 году, в Индии идею «постель и завтрак» правительство поддержало в 2010 году, а для Испании это явление превратилось в событие XXI века. В том или ином виде система B&B присутствует в Новой Зеландии, Пакистане, Румынии, Швеции, Великобритании, Китае и т.д.
Главным критерием B&B является предоставление кровати на ночь и обязательно – завтрака. При этом комната может быть отдельной или общей, а санузел – индивидуальным или «коридорным». Что касается питания, то состав меню и обслуживание во многом зависят от страны и владельца бизнеса.
Питание по типу ВВ может быть представлено:
Важно знать, что общего «звездного» рейтинга у B&B не существует, поэтому при бронировании подобных отелей или гостевых домов рекомендуется обращать внимание на отзывы прежних постояльцев. Но несмотря на то, что определение «только завтрак» относится к бюджетным направлениям, оно никоим образом не указывает на условия проживания. Нередко владельцы предоставляют своим гостям больший выбор услуг и более высокий уровень гостеприимства по сравнению с традиционными гостиницами.
Виды завтраков по типу «Bed Breakfast»
Какие именно продукты подадут на завтрак, зависит от страны, региона и даже отдельной провинции. Хозяева B&B составляют меню по своему усмотрению, отдавая предпочтение традициям или общепринятым стандартам питания. В предлагаемый рацион входят местные продукты, без деликатесов или «заморских» ингредиентов, так как формат «только завтраки» относится к бюджетным вариантам приема гостей. Не стоит рассчитывать ни на какие изыски или разносолы, здесь все подчиняется простоте, быстрой подаче и удобству как жильцов, так и персонала. Некоторые отели предлагают постояльцам особые виды меню – диетическое, детское, кошерное и пр.
Наиболее популярными являются основные виды завтраков. Алкогольные и слабоалкогольные напитки в них отсутствуют.
Такой тип утреннего питания распространен в разных странах мира, хотя относится он к европейским и средиземноморским странам. «Континентальным» завтрак назвали британцы, чтобы отличить его от своего, более плотного «островного» завтрака.
В состав континентального завтрака входит чай, кофе, горячий шоколад или стакан сока, сладкая выпечка или бутерброды, порционные пакетики меда или фруктового джема. Нередко предлагается молоко или йогурт. Расширенный континентальный завтрак дополняют хлопьями или мюслями, мясной и сырной нарезкой, вареным яйцом, творогом.
В Корнуолле предложат отведать картофельные котлеты, в Ирландии – «breakfast roll», представляющий собой багет или булочки, наполненные жареными ингредиентами традиционного ирландского завтрака, либо свиные колбаски с овсяным пудингом, в Ольстере – белый пудинг, содовый или картофельный хлеб, а в Уэльсе – блюда валлийской кухни.
От английского аналога американский завтрак отличается еще большей плотностью. Постояльцам предлагают отведать блины-панкейки, политые кленовым соусом, картофель-фри или картофельные оладьи, поджаренные маффины с разными начинками или тосты с маслом, яйца-пашот или омлет с беконом или ветчиной, булочки или бутерброды с колбасой и сыром, а также залитые йогуртом мюсли с фруктами.
Одной из разновидностей американского завтрака является буррито, относящийся больше к мексиканской кухне и уличной еде. Это – поджаренные продукты, заправленные соусом и завернутые в тонкие лепешки тортильи. Внутри, обычно, есть сыр и перец чили. Ассортимент традиционных для континентального завтрака напитков разбавляют свежевыжатыми соками, фруктовыми или овощными смузи.
Владельцы B&B не часто балуют своих постояльцев диетическими завтраками, однако при бронировании отеля можно встретить специальные предложения по питанию. Для вегетарианцев предусматриваются блюда из продуктов растительного происхождения, без мяса и яиц, а для страдающих непереносимостью глютена – без ингредиентов, содержащих клейковину. Подобные завтраки предлагают в более дорогостоящих гостиницах.
Этот термин является обобщающим, так как азиатская кухня очень разнообразна. Основными продуктами являются рис и лапша, приготовленные с добавлением приправ, в том числе острых. И хотя в самих блюдах содержится мало жиров, они часто готовятся во фритюре с обильным количеством растительного масла. Азиатские завтраки подходят далеко не всем.
Формы подачи завтраков
Наиболее популярным является любимый многими шведский стол, или завтрак-буфет. На прилавки или столы выставляется несколько блюд, и постояльцы сами выбирают то, что им нравится. Существуют разновидности шведского стола, когда:
В завтраки часто входит приготовление кофе или чая самим хозяином В&В или кем-то из его помощников. Но иногда постояльцам предоставляется только кипяток, и они самостоятельно заваривают напитки из пакетиков. В небольших гостевых домах могут предложить накрытие общих столов к определенному времени, что очень удобно для одной компании. Завтрак в более крупных отелях нередко приносят в номер в специальных контейнерах.
Форматы приема завтраков – в столовой или своей комнате, за барной стойкой, на кухне хозяина, в уютном дворике, за отдельным или общим столом.
Виды завтраков в разных странах
Что именно подадут на завтрак, во многом зависит от местных продуктов, традиций и типичных блюд региона. К чему же готовиться туристу в той или иной стране?
Европа. Здесь господствует легкий «континентальный» завтрак, куда входит сладкая или соленая выпечка, открытые или закрытые бутерброды, кофе или чай. В Албании мясо заменяют морепродуктами, а в кофе могут добавить ракию (бренди). В Хорватии к омлету подают острую овощную икру айвар. В Дании популярен ржаной хлеб ругброд, покрытый желтым сыром или ливерным паштетом, а также булочки с цитрусовым джемом.
Выпечка к завтраку во Франции – это круассаны, шолокатины, бриошь, а в Италии – воздушные рогалики корнетто, мягкое печенье бискотти, подаваемые с утренними кофейными напитками – капучино или латте. Типичный немецкий завтрак в Германии и Австрии включает мясные пасты и колбасные нарезки, свежие или приготовленные фрукты и яйца. В венгерский завтрак могут входить овощи, открытые бутерброды с сыром и венгерскими колбасами, штрудели или рогалики кифли. В Греции предложат отведать несладкую выпечку с сыром и яйцами – спанакопиту или тиропиту, а также бугацу с начинкой из мяса, сыра, заварного крема или шпината.
В Нидерландах и Бельгии следует ожидать бутерброды с колбасой, сыром, медом, арахисовым маслом, сиропом из сахарной свеклы или шоколадными пастами. В Испании на завтрак предпочитают употреблять выпечку из заварного теста – чуррос, которую макают в горячий шоколад или запивают кофе, но гостям чаще предлагают тосты с томатами и оливковым маслом, паштетом или джемом, а также хамон, собрасаду и другие колбасы. Утром в Испании пьют кола-као, кофе с молоком и апельсиновый сок. В Великобритании и Ирландии принято подавать традиционный английский завтрак.
Америка. В США и Канаде распространен «американский» завтрак без каких-либо особых вариаций. В Коста-Рике постояльцев могут угостить галлопинто из риса и бобов, жареными бананами и несладкими кукурузными лепешками чорреадас. На Кубе популярны кофе с молоком, приправленный щепоткой соли, кубинские сэндвичи с сыром, ветчиной и жареной свининой, а в Мексике – пережаренные бобы и кукурузные лепешки с мясом, сыром и яичницей болтуньей. В Бразилии попадут легкий английский завтрак с обязательными сырными булочками.
Азия. Китай отличается своеобразной кухней, а завтраки каждой из его провинций имеют свои характерные черты. Из общего – китайская лапша с приправами, жареные во фритюре палочки из теста ютяо, жидкая рисовая каша конджи, паровые булочки манту и, конечно же, чай. В Индии огромное разнообразие завтраков и названий блюд, во всех штатах есть свой фирменный продукт. Наряду с традиционным континентальным меню здесь часто встречается «халяльный стол», где отсутствует свинина, мясо забитых животных и кровь. Европейцам обычно предлагают французские тосты (знакомые нам гренки), рисовые хлопья и вареные яйца. В Японии отдают предпочтение английским завтракам, в Индонезии обязательно подают рис с разными соусами, а в Таиланде – рисовую лапшу пад-тай.
В израильском завтраке отсутствует бекон, ветчина и все, что касается свинины. Блюда из яиц могут готовиться на заказ. Постояльцам предлагают молочные продукты (при этом никакого мяса нет), сыры, рыбу, овощные салаты и закуски, фрукты, выпечку, кофе, чай или сок. Для турецкого завтрака традиционными считаются различные супы, но гости могут рассчитывать на континентальный завтрак со сладостями, бутербродами, овощами и фруктами.
Океания. В Австралии любят завтракать хлопьями с йогуртом или пастеризованным молоком, тостами со сладким джемом или густой соленой пастой веджимайт. Фрукты предлагаются по сезону. Здесь есть блюда, типичные для английских и американских завтраков.
Африка. В Египте туристов угощают легким завтраком, куда входит яичница с бастурмой, сыр, картофель фри или жаренные во фритюре шарики из бобовых – фалафель. В Марокко популярны лепешки из манной крупы харша и оладьи мсемен, которые употребляют, запивая чаем. В африканских странах своеобразная кухня, поэтому европейским туристам предлагают более знакомые им блюда.
Время завтраков по типу ВВ
Большинство придерживается режима подачи завтраков с 08:00 до 10:00 (реже – до 11:00), хотя «сухие» пайки могут оставаться на столе, пока их полностью не разберут. В гостевых домах, где постояльцы завтракают за одним столом, назначается определенное время приема пищи, которое требуется четко соблюдать.
Кому подойдет тип питания Bed Breakfast
Для туристов «только завтрак» привлекателен, прежде всего, отсутствием привязки к обедам и ужинам. Они целые дни могут посвящать прогулкам и экскурсиям, осмотру достопримечательностей, поездкам по окрестностям и отдыху на природе. В этом случае путешественникам открываются перспективы знакомства с местной кухней, и становятся доступными вечерние посиделки в колоритных кафе до самого их закрытия. О пропущенном ужине в гостинице переживать не придется.
Bed Breakfast безусловно подойдет тем, кто следит за фигурой, так как после легкого завтрака все остальные приемы пищи будут регулироваться самостоятельно. Этот тип питания удобен для гостей, остановившихся в отеле на ночь. Правда учитывать здесь придется время выезда из номера, чтобы он не оказался раньше подачи завтрака.
Кому категорически не подойдет система ВВ
Не стоит привязываться к гостиничным завтракам тем, кто в поисках новых приключений любит вставать ни свет ни заря. Не нужно бронировать гостиницы типа «Bed & Breakfast» людям, имеющим ограничения в еде, так как на завтраки довольно часто подают сдобу и сладости.
Если планируется безвыездный отдых в отельных комплексах, отдаленных от населенных пунктов, то брать «только завтрак» будет совершенно невыгодно. Дополнительно за обеды и ужины придется заплатить намного дороже, чем при бронировании номера с двух- или трехразовым питанием. То же касается курортных городов, где кафе и рестораны в сезон традиционно завышают ценники, а также отдельных стран, где питание вне гостиниц всегда обходится гораздо дороже. В качестве примера можно привести ОАО и Солнечный берег Болгарии.
Правила для гостей
На завтрак в общей зоне питания не принято появляться с голым торсом, в трусах или купальнике, в вечерних или вызывающих нарядах. В большинстве случаев продукты запрещается брать с собой в номер, но есть исключения, когда принимать пищу допускается в комнате.
Никто не обязывает постояльцев приходить к началу завтрака, так как его продолжительность составляет, как правило, около двух часов. Однако появляться за несколько минут до окончания выделенного времени считается дурным тоном. Не стоит забывать о том, что работа персонала заключается не только в том, чтобы вас накормить, так что будьте уважительны.
Помните, что шведский стол создан для удобства постояльцев, а не для перееданий, особенно в утреннюю пору. Берите только самое необходимое, чтобы планы на день не нарушила дремота, наступающая после слишком сытных приемов пищи.
Для завтраков на вынос существует неписаное правило – больше положенной на одного человека порции брать не следует, так как количество продуктов всегда соответствует числу постояльцев. Взять лишнее – значит оставить кто-то без еды.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Египет до сих пор закрыт? Летим в 2021 через Белоруссию!.
Общие требования к организации завтраков в ресторане при отеле
Классический завтрак в отеле для гостя – это выбор любимых блюд, неспешная утренняя процедура. Но за всем этим стоит четкая организация, ежедневная работа работников ресторанной службы. Аудитор по сервису, бизнес-тренер Алексей Ермолин рассказал Welcome Times о стандартах, требованиях и правилах в организации завтраков в ресторанах при отеле разных категорий.
– Существуют нормативы, стандарты в организации завтраков? Какие есть различия в стандартах для ресторанов при отелях категорий 3, 4, 5 звезд?
– Да, конечно, нормативы существуют. Часть их носит обязательный характер, а часть добровольный. Кроме этого, ряд отелей входит в состав гостиничных цепочек с собственными стандартами и требованиям.
На сегодняшний день на законодательном уровне строго прописано исполнение правил для гостиниц и других средств размещения в регионах, где в обязательном порядке установлено прохождение классификации гостиниц – это приказ Минкультуры РФ №1215 от 2014 года.
Так отели категории «4-5 звезды» обязаны предоставлять своим гостям завтрак по принципу «шведский стол» с 7.00 до 10.00, а отели с категорией «три звезды» расширенный завтрак с 7.00 до 10.00, при этом есть оговорка, что этот пункт не является обязательным для апарт-отелей.
С 1 января 2019 в России вступает в силу ФЗ №16 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» – в документе поэтапно расписано требование о классификации гостиниц – с 1 января 2019 года – для наиболее крупных гостиниц с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2020 года – для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 1 января 2021 года – в отношении всех гостиниц.
Другим нормативным актом является ГОСТ 32692-2014. Данный стандарт устанавливает общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания. ГОСТ носит добровольный характер для средства размещения, но при этом эксперты, осуществляющие классификацию, часто ссылаются на основные его положения.
– Расскажите о классических типах завтраков в ресторане при отеле
– В настоящее время наиболее распространенными типами завтраков при отелях являются «континентальный» и «шведский стол».
Как правило, многие туристы считают «континентальный» тип завтрака самым скромным из имеющихся, так как он предполагает порционную подачу и состоит из легкого «перекуса»: одна-две единицы выпечки, масло, джем, чай или кофе, в дополнении – сок. Часто в городских европейских отелях завтрак подают в виде кофе и круассана.
«Шведский стол» же является расширенным типом завтрака, в котором представлены как холодные закуски в виде нарезок и порционных блюд, так и горячие блюда – каши, омлеты, гарниры, широкий ассортимент выпечки, десерты и напитки. Но должен заметить, что бывают ситуации, когда в отеле заявлен тип завтрака «шведский стол», а в действительности его ассортимент очень скромен.
– Какие сегодня существуют тренды в отельных завтраках? К примеру, фермерские продукты, хороший кофе, фитнес-меню…
– Безусловно, на сегодня, основным трендом в организации завтраков остается здоровое питание, когда гостям предлагают попробовать продукты местных фермеров – творог, сыр, выпечка. Хороший кофе, на мой взгляд – это залог доброго и позитивного утра.
– На что еще при организации завтрака в ресторане при отеле важно обратить внимание: атмосфера, музыка?
– Для меня, как человека, работающего в этой сфере более 15 лет, основными моментами в организации завтрака, являются безопасность – как для гостей, так и для сотрудников. Это и правильная расстановка мебели, и отсутствие перепадов напольных покрытий, удобная посуда, освещенность помещения и, конечно же, хороший сервис, который как часто бывает «хромает» в утреннее время в ресторанах.
Тут мы можем говорить о процессе обслуживания сотрудниками, об отлаженности работы персонала в зале и на кухне, об отсутствии «спящих сотрудников» и присутствии менеджера, который контролирует работу персонала.
Ну и не стоит забывать о том, что каждый из нас обладает определенным опытом, и у всех нас задействованы все органы чувств, когда мы на завтраке – вкус, обоняние, визуализация. Поэтому еда должна быть не только свежей и добротно приготовленной, но и красиво поданной.
– Существуют ли какие-то стандарты в подготовке шведского стола? Различаются ли они в зависимости от категории отеля?
– Да. Во-первых, это правильное зонирование помещения, где есть две ярко выраженные зоны – линия раздачи еды и зона для приема пищи. Во-вторых, существует определенный порядок в организации столов или линий раздачи еды, где начало положено со стола с индивидуальными тарелками для использования гостями. В-третьих, организация «шведского стола» подразумевает самостоятельное порционирование блюд и напитков гостем или частичную помощь и консультирование официантом или поваром, закрепленным за линией раздачи.
В более крупных отелях или отелях, входящих в цепочки, все эти тонкости естественно прописаны и оформлены в виде внутренних стандартов и правил. В малых отелях часто такие моменты только стремятся упорядочивать.
В последнее время многие коллеги на предприятиях вводят стандарты ХАСПП. Данная система стандартов нацелена на обеспечение безопасности приготовления и хранения пищи. Благодаря ее внедрению на предприятии отельеры получают аудит пищевого цикла при изготовлении продукции и аудит системы управления качеством.
– Что дает ресторану внедрение и соблюдение стандартов?
– Внедрение стандартов и доведение их до конечных исполнителей позволяет объектам избегать рисков в безопасности, в организации сервиса и производстве. Самое важное, чтобы стандарты были работающими и время от времени пересматривались, и изменялись, с ними нужно постоянно работать. Очень часто в практике я встречаю компании, которые готовы покупать стандарты для «галочки». Такой принцип в нашей сфере недопустим.
– Какие главные советы можно дать тем людям, которые только начинают работать над стандартами завтраков в ресторане при отеле? Есть ли общие советы для всех ресторанов – вне зависимости от категории отеля?
– Главным принципом я бы советовал исходить из потребностей наших гостей – той целевой аудитории, с которой мы работаем. К примеру, если мы говорим о городском отеле, где завтраки начинаются с 7 утра, а много авиарейсов из города в раннее время, то почему бы не сделать стандарт подачи ланч-пакета с завтраком в дорогу для гостя? Это может стать безусловно и конкурентным преимуществом, и залогом долгосрочных отношений с гостем.
Также мы, как сотрудники, ответственные за организацию питания, должны создавать условия комфортные для нашего персонала, которые благоприятно скажутся на процессе организации завтраков.
Завтрак в отеле: как сделать его по правилам
Время завтрака в ресторане отеля, его форматы, меню, сервировка и платные услуги — все, что необходимо продумать с профессиональной точки зрения
Форум «Ресторан при отеле: опыт двух столиц»
Как попасть в тренд?
Как избежать ошибок на сайте отеля?
Впрочем, больше всего поразил завтрак. Размер шведской линии был 1,5х1 м. Предлагали: яичницу, тостовый хлеб, сыр (прозрачный, так как ширина нарезки явно была минимальной), странного вида печенье, сахар двух видов, кетчуп, отварной картофель, минеральную воду, чай в пакетиках, проливной кофе и… шампанское.
Перспектива полакомиться отварным картофелем с шампанским совсем не впечатляла, поэтому, по старинной русской традиции, выпила пустой кофе достаточно низкого качества.
Что это? Незнание? Вряд ли… Отелю не один год. Невнимание и отсутствие руководящего состава утром? Может быть. Тотальная экономия? Нежелание вкладывать деньги? Скорее всего, все вышеперечисленное. Будут ли проблемы у отеля, если ничего не предпринимать? Естественно. Будут ли гости недовольны? Да, недовольные будут всегда, как бы мы ни старались.
Время завтрака. Классическая практика: с 7.00 до 10.30. Бывают варианты, но в основном они связаны со спецификой отеля. Если мы говорим о гостинице делового назначения, то гости совершают утреннюю трапезу в основном до 9 утра. В загородном отеле они встают позже и меньше спешат. Какие накладки происходят со временем подачи еды? Ошибка первая: ранний выезд. Гость, который покидает отель до 6 утра, в большинстве случаев остается без завтрака. Ошибка вторая: клиент, который приходит к завтраку за двадцать минут до его окончания, рискует увидеть пустые тарелки, грустно выпить холодный кофе или чай и уйти голодным. Вывод: внимательно изучать потребительские предпочтения. Да, не все гости приходят на завтрак. Многие вообще не едят по утрам, но это не означает, что правильным решением будет оставить человека без пищи.
Завтраки с разнообразным ассортиментом предлагают только высококлассные отели? Тут стоит отвлечься и классифицировать принятые во всем мире типы питания, дабы не было разночтений. Вид питания в отеле указывается сразу после типа номера. Как правило, обозначается он двумя или тремя латинскими буквами:
Виды завтраков
Нужна ли шведская линия? Формами обслуживания завтраков являются: а la carte — обслуживание по меню официантами (в случае если питание включено в стоимость проживания или предоплачено, то предоставляется выбор блюд по нескольким позициям); шведский стол — самообслуживание (блюда выложены на подносах, и каждый самостоятельно набирает себе нужное количество; напитки подаются или тут же в баре, или официантами). Шведская линия может быть эффективной, если в отеле завтракают более 30 гостей, если в ресторане/кафе есть место для ее размещения и если существует потребность в пересмотре штатной численности работающего в утреннюю смену персонала.
Ассортимент и его качество. Вопрос очень серьезный и отнюдь не однозначный. Известно, что для оценки качества продукта человек использует органолептические методы, а именно органы чувств — обоняние, осязание, вкус, зрение. Играют роль свежесть, приятный вид, цвет, консистенция, запах и, что немаловажно, ассортимент еды, то есть возможность выбора, наличие блюд для людей, которые придерживаются диетического, диабетического питания. Эти факторы необходимо учитывать как при закупке, так и в процессе приготовления и сервировки.
Сервировка и эстетика подачи. Очень важно, как сервированы блюда на завтрак и как выглядит шведская линия. Удобно ли гостям подходить к ней? Не возникают ли очереди? Как быстро пополняются блюда? Все эти вопросы требуют ежедневного контроля. Отдельное внимание стоит уделить табличкам с названиями. Нужно, чтобы: а) эти таблички были, причем на своих местах, б) было понятно, что на них написано, в) информация на нескольких языках была переведена без ошибок, г) испорченные, грязные таблички вовремя менялись на новые, выполненные в том же стиле. Человек «ест глазами». А завтрак, как известно, — важный вид питания для большинства людей.
Кто работает утром? И работает ли вообще? Очень часто вижу спящих официантов, чья функция заключается в том, чтобы… просто стоять. Хотя задач в процессе обслуживания завтраков возникает предостаточно. Наличие шведской линии не означает, что в зале не должно быть сотрудников. Впрочем, сама технология организации завтраков — вопрос внутренней логистики персонала, и здесь существует немало удачных схем.
Нужен ли утром менеджер? Нужен. Назовите его как угодно, но утром требуется человек, способный принимать решения и оценивать качество работы персонала, своевременно устранять недочеты и взаимодействовать с гостями.
Платные услуги во время завтрака. Нередко вижу следующее: нарезка на шведской линии входит в стоимость завтрака, а яичница, блинчики с начинкой, фреши — за дополнительную плату. В общем и целом, ничего крамольного в этом нет — главное, чтобы гостю не навязывали услугу покупки платных блюд.
Звуковое оформление. Должна ли утром в ресторане звучать музыка? Можно ли по требованию гостя включать новостные каналы? Ответ очень прост: музыка — легкая и негромкая, а включать телевизор по просьбе гостя — нормально.
Каким должен быть завтрак в отеле, решать вам. Но то, что завтрак является инструментом повышения конкурентоспособности гостиницы, не стоит подвергать сомнению.