работа джуди чикаго званый ужин
Треугольный стол Джуди Чикаго. Мосты женской истории
Однажды американская художница Джуди Чикаго занималась раскопками в букинистических магазинах. Случайно она обнаружила книжку, рассказывающую о событиях столетней давности – о Всемирной чикагской выставке 1893 года и о Женском доме, который был тогда воздвигнут. Колоссальное здание было наполнено литературными, художественными и промышленными произведениями женщин, демонстрировало последние достижения общественной мысли. Съезды, концерты, классы, собрания шли на протяжении полугода и привлекали участниц со всего мира.
Великое кружевное посольство. Как россиянки открыли Америку
Джуди была поражена тем, что этот факт истории был совершенно забыт (точно так же как мы теперь поражены отсутствием на нашей картине мира самой Джуди), и в начале 70-х она начала в Лос-Анджелесе мегапроект «Женский дом», что-то вроде постоянного места для лаборатории феминистской революции, убежища для поиска места в искусстве, воплощения идей Герды Лернер и собственных открытий Джуди.
Почти десятилетие заняло создание работы Чикаго «Званый ужин», которая теперь находится в Бруклинском музее. Документальный фильм The Dinner Party помогает нам вернуться в семидесятые и увидеть некоторых участниц «неиерархического коллектива» непосредственно в момент создания мемориала женщинам всех времен и народов.
Джуди начала работу над «Званым ужином» в одиночку, но позже ее мастерская превратилась в настоящий научный центр и привлекла сотни исследовательниц-практиков. То, что они сделали, было коллективным открытием прошлого, осознанием роли женщин в мировой истории, самопрезентацией группы художниц, прямым политическим действием, насмешкой над макулатурой бесполезных диссертаций. Участие сотен единомышленниц означало также и передачу навыков, обмен мыслями, уникальную атмосферу, творческий брейнсторминг.
Что представлял собой «Званый ужин»? Огромный накрытый белой скатертью треугольный стол, на котором располагалось 39 столовых приборов. Он призывал на мистическую трапезу всех, кто извечно занимался приготовлением пищи. Длина грани составляла 14,63 м, треугольная форма отсылала к образу Великой богини, равные стороны – к идее всеобщего равенства. Каждый столовый прибор из состоял из особой тарелки, особой салфетки, одинаковых ложки-вилки-ножа-грааля для творческой крови. Салфетка была украшена именем и символами жизненного пути каждой героини. Белые плиточки, на которых был установлен треугольник, назывались Heritage Floor и несли на себе 999 женских имён – забытые жизни и достижения тысяч женщин.
Имена Heritage Floor соотносились с именами около столовых приборов, так что каждая из 39 участниц тройственной вечери представляла из себя символ длинной исторической традиции. От первой тарелки, олицетворяющей творческий принцип, великую богиню, куколку-бабочку, следовало идти вдоль всего периметра треугольника, повторяя ход времени – точно так же, как постепенно от культа великой богини общество переходило к патриархату и демонизации женщин. В итоге можно было оказаться около последних композиций, говорящих о времени, когда женщины получили свой литературный (Вирджиния Вулф) и художественный (Джорджия О’Кифф) языки. Художественное решение столовых приборов отражало соответствующие образу время и культуру. Это позволило также систематизировать и сохранить различные техники работы с нитками и тканью.
Белые треугольники на углах стола напоминали о том, что вышивка – тайный бунтарский язык, демонстрировали изменение видимости женщин со временем. Многие части композиции было трудно рассмотреть. Потолки храмов покрывают невидимыми фресками и мозаиками в надежде на то, что они будут видны потусторонним силам. Но Джуди преследовала другую идею, напоминала о том, что всеобщая женская история фрагментирована, плохо известна или невидима вообще.
Чикаго решила использовать в феминистских целях гору религиозных символов: раз они хорошо работали для патриархата, то могли сработать и в переходном периоде. Она оказалась права, обновлённый художественный язык был понятен всем: Тайная женская вечеря, Троица (три грани стола), Святой Грааль, церковная вышивка (приёмы, которые женщины использовали, работая для поддержания мужской иерархии), игра с числами – 13, 999.
«Званый ужин», или «Пир», создававшийся в 1974–1979 годах, стал фундаментом для деятельности женщин-историков. Нет, я не имею в виду авторов капитальных трудов, хотя этим сливки тоже достались. Я говорю о женщинах-практиках, тех, кто вооружился идеей Джуди и стал немедленно действовать для изменения реальных обстоятельств жизни живых женщин. Тем, кому удалось заметить силу, заключенную в словах «женская история».
В марте 1978 года в Сономе, Калифорния, прошла первая Неделя женской истории. В следующем году об этом говорили на американской Конференции по женской истории. Участницы Конференции немедленно рекомендовали формат недели всем своим сообществам, организациям и школьным округам, поддержали обращение к правительству США. В 1980 году Женская историческая неделя приобрела национальный статус.
В 1987 году некоммерческая организация “Национальный проект женской истории” (Санта-Роза, Сонома, Калифорния) добилась признания правительством марта Месяцем женской истории. Месяц женской истории официально отмечается в марте также в Австралии и Великобритании. Активистки во Франции, Каталонии отмечают Месяц женской истории силами своих сообществ. В Канаде Месяц женской истории проводят в октябре – в память о судебном решении 1929 года о политическом равноправии.
В США женская история включена в образовательные программы. Месяц женской истории проводится в школах, в колледжах. В университетах присуждают докторские степени по женской истории.
Во всех этих странах революционные общественные преобразования были инициированы независимыми низовыми группами, а не насаждались сверху. В России в 2020 году пройдет уже четвёртый Месяц женской истории, его делает Московский женский музей.
В Сенека-Фоллз, Нью-Йорк, с 1980 года открыт Национальный исторический парк прав женщин. Вашингтонский Национальный музей женщин в искусстве выставляет только женские работы. США постоянно инициируют Месяцы женской истории за пределами страны, привлекают американских гостей и местное женское сообщество. Так, в Минске в мероприятиях участвовала посол Карен Стюарт (2007), во Владивостоке – профессор Биргитта Ингемансон (2011), в Ашхабаде – доктор Джеральдин Форбс (2012). В 2013-м во время Месяца женской истории в американском посольстве в Ташкенте была проведена фотовыставка – “как признание выдающихся достижений женщин Узбекистана”. С 2014 года Бишкекская феминистическая инициатива СКью (Кыргызстан) совместно с Национальной кампанией СООБЩА и ООН-Женщины начали проводить Национальный месяц женской истории и активизма за равные права и возможности.
В 1993 года тверской клуб “Женский Свет” организовал Неделю женской истории, которая стала проводиться ежегодно. Пятая неделя женской истории была посвящена 80-летию предоставления женщинам России избирательных прав.
Вдохновленные американскими феминистками норвежки в 2006 году ежегодно – 8 мая – начали проводить Женскую историческую ночь, в 2012 году ЖИН началась в России, сейчас она распространилась на восемь стран и сотни городов.
В марте 2015 года Wikimedia – некоммерческая организация, объединяющая вики-проекты, – выпустила серию публикаций о женщинах в вики-движении и “гендерном разрыве” среди его участников. В августе 2015 года только 16% англоязычных вики-биографий были женскими. В 2016 году Wikimedia совместно с ООН-женщины провела женский вики-марафон #HERstory, чтобы увеличить количество статей о женщинах и количество женщин – редакторов Википедии.
В 2016 году в Минске появилась карта “Открытые арт-пространства: мастерские художниц”. Во время экскурсий художницы – участницы проекта показывают свои мастерские и рассказывают о себе и своём опыте. Американская художница Рори сделала #100Days100Women, предвыборный проект. Каждый день она рисовала один женский портрет.
В наше время в мире существует более 100 женских музеев и инициатив, объединенных в сеть IAWM. Идет феминизация «обычных» музеев. А число художественных цитирований «Званого ужина» так велико, что их подсчитать невозможно.
Изумительный исторический обед был на выставке “Люди и вещи” в норвежском музее KODE в 2014 году – столовые приборы рассказывали истории выдающихся бергенцев-гуманистов – и женщин, и мужчин.
По Барселоне курсирует гастрофеминистский проект FemArt – L’Apat Transgressor. В 2016 году в Университете Помпеу-Фабра 30 художниц создали столы, посвященные неоплачиваемой женской работе. Я побывала на одной из выставок L’Apat Transgressor в марте 2018 года. Тогда на кухне общественного центра Эль-Сортидор (то есть в пространстве, традиционно отводимом для женщин) были воссозданы три объекта выставки 2016 года – работы Пелиагудес, Сабины Вилагут и Анны Фандо. Во время презентации фотовыставки был фуршет и концерт. Из уважения к неоплачиваемому домашнему женскому труду во время своего выступления музыкально-поэтический дуэт Micono использовал барабанную установку из тазов, мисок и сковородок, то есть из предметов для приготовления еды и уборки.
Значение треугольника Джуди Чикаго настолько велико, что, помещая его в свою голову, соглашаясь с его реальностью, вы вынуждены серьёзно потеснить все наши прошлые идейные находки и пересмотреть их с нового ракурса. Прошлому предстоит тесниться по углам, смыслы и производные «Званого ужина» только начинают открываться нам, и кто знает, к чему это приведёт.
Знаете, какая мысль кажется мне особенно удивительной? Почти все творческие американцы 60–80-х годов, о которых мы слышали, на произведениях и идеалах которых мы выросли, знали Джуди Чикаго. Наши представления о правах человека стоят на фундаменте «Званого ужина».
От «Крика» Мунка до «Званого ужина» Джуди Чикаго: как создатели «Игры в кальмара» делают отсылки к произведениям искусства
Неожиданные сюжетные твисты, много крови и драмы. Вот уже месяц весь мир обсуждает «Игру в кальмара». Южнокорейский сериал побил все рекорды Netflix и стал самым популярным проектом на платформе. Всего за две недели с момента выхода его посмотрели более чем со 100 миллионах аккаунтов, а продажи на слипоны Vans возросли на 7800 %. Исполнители главных ролей за это время стали звездами с многомиллионной аудиторией, а мы – преданными поклонниками шоу, которые уже ждут второй сезон.
Недавно мы выпускали материал о том, как создатели сериала встраивают в сюжет подсказки для зрителей, а сейчас покажем, какими произведениями искусства они вдохновлялись и как транслировали их в новой интерпретации. Перед тобой четыре отсылки, которые ты точно раньше не замечал.
«Крик» Эдварда Мунка
«Крик» Мунка – одна из самых цитируемых картин в кино. Ее интерпретации можно встретить в фильмах «Один дома», «Каспер», «Винсент», «Крик» и даже в пятой части поттерианы «Гарри Поттер и Кубок огня». А теперь еще на один оммаж в киноиндустрии стало больше. Создатели «Игры в кальмара» вдохновились образом, созданным Мунком, и передали его на лице игрока № 306 во время первого испытания «Красный свет. Зеленый свет».
Гравюра «Относительность» Маурица Эшера
Если ты смотрел «Игру в кальмара», то наверняка помнишь игрушечно-кукольные коридоры, по которым передвигались надзиратели и участники. Вдохновением для создания такой декорации послужила гравюра Маурица Эшера «Относительность». Правда, в сериальной версии были добавлены яркие цвета, которые делают весь интерьер нарочито игрушечным.
«Званый ужин» Джуди Чикаго
После пятого испытания в игре осталось всего три игрока: Сон Ки Хун, Чхо Сан Воо и Кан Сэ Бёк. Перед финалом надзиратели собрали их в зале с необычным треугольным столом, где подали ужин. Многим сначала показалось, что такая форма была выбрана исходя из фигур «Игры в кальмара». Однако это не так. Здесь внимательные зрители нашли отсылку к художественной композиции арт-феминистки Джуди Чикаго «Званый ужин». Эта работа американской художницы была посвящена выдающимся женщинам разных эпох и задумана с целью положить конец принижению и забвению роли женщин в истории человечества. На большом треугольном столе было выделено 39 мест для женщин, которые внесли особый вклад в развитие западной цивилизации.
Сюрреалистический бал Ротшильдов в 1972 году
Одна из фишек «Игры» заключалась в анонимности. Лица всех надзирателей, гостей и обслуживающего персонала были скрыты под масками. К пятому испытанию на остров приехали так называемые VIP-гости, которые делали ставки на участников и наблюдали за ходом игры. Они запомнились зрителям золотыми масками в форме животных. Этот образ создатели сериала позаимствовали у приглашенных сюрреалистического бала Ротшильдов, который состоялся в 1972 году. На это мероприятие позвали весь высший свет: аристократов, художников и актеров, а их карнавальные костюмы до сих пор считаются произведениями искусства. В сюрреалистическом приглашении, которое можно было прочитать только с помощью зеркала, было написано: «Черный галстук, длинные платья и сюрреалистические головы».
8 главных работ феминисткого искусства
Подписаться:
Поделиться:
К открытию нашумевшей московской выставки социальной графики «Феминистский карандаш» мы вспомнили несколько примечательных работ хужожниц-феминисток: от Джуди Чикаго до Pussy Riot.
Марта Рослер «Красота не знает боли»
Одна из первых работ важнейшей фигуры американского критического искусства 70-90-х, серия фотоколлажей, использующих слащавые иллюстрации из «женского глянца». Рослер монтирует фрагменты женских тел с кухонными приборами (тостером, плитой, холодильником, посудомоечной машиной и т.п.) и модной одеждой. В этих монтажах — максимально наглядное раскрытие темы объективации тела женщины, принуждаемой и к бесплатному домашнему труду, и к следованию директивам «индустрии красоты».
Джуди Чикаго «Званый ужин»
Воодушевляющая поэтическая инсталляция, которую Джуди Чикаго с помощью нескольких сотен волонтеров создавала больше четырех лет. Композиция представляет собой треугольный (треугольник — символ равенства) банкетный стол на 39 персон: каждое место, с его столовыми приборами, салфетками и расписанной цветами и бабочками (символизирующими вагины) посудой, посвящено одной из выдающихся женщин — исторических деятельниц, художниц или мифологических персонажей, от богинь Иштар и Кали до писательниц Эмили Дикинсон и Вирджинии Вульф. Инсталляция Чикаго репрезентирует виды искусств (текстиль, вышивка, работа с фарфором), считающиеся традиционно женскими, а также обращает внимание на «невидимость женщин» и отрицание суверенного женского опыта, свойственные патриархатному дискурсу об истории и культуре.
Барбара Крюгер «Твое тело — поле битвы»
Одна из наиболее показательных работ знаменитой американской концептуалистки Крюгер, меткого и ироничного критика общества потребления и патриархата, предпочитающей в основном монохромные фотографии, снабженные императивными слоганами («Твое тело — это поле битвы», «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за кошелек» и т.д.). Ее легко узнаваемая манера происходит из конца 60-х, когда Барбара работала фоторедактором в журнале Mademoiselle: приемы глянцевой рекламы — этой пропаганды эпохи консьюмеризма — стали основой всего ее едкого творчества. Конкретно эта работа лаконично указывает на расщепленность женских желаний и телесности, контролируемых патриархальной системой.
Ширин Нешат «Женщины Аллаха»
Трейси Эмин «Моя кровать»
Одна из звезд медийно и коммерчески успешного движения Young British Artists прославилась инсталляцией, которую составили незастеленная кровать с несвежим бельем, использованными презервативами, гигиеническими прокладками и прочим. Сама полемика во всевозможной прессе (от профильных арт-изданий до распоследних таблоидов) забавным и показательным образом вписалась в затронутую Эмин тему «двойной петли» — это когда любое действие женщины для агентов патриархата является лишь очередным поводом ее осудить или заклеймить: применительно к женской сексуальности это, конечно динамическая пара «шлюха/фригидная недотрога».
Guerrilla Girls «Где женщины Венеции? Под мужчинами»
Pussy Riot «Кропоткин-водка»
Памятный всем исторический ажиотаж вокруг Той Самой Акции затмил второе произведение на тот момент анонимной панк-арт-группы. Видео на переполненную анти-потребительским и радикально-феминистским пафосом «Кропоткин-водку» снималось в столичных бутиках, на модных показах и на крышах приближенных к Кремлю баров. Среди самих феминисток велись и ведутся бурные споры на тему того, в какой степени акции Pussy Riot имеют отношение к феминистской политике. Однако несомненно: девушки, спровоцировали невиданную доселе и показательную дискуссию о месте женщины в обществе — причем далеко за уютными пределами арт-тусовки.
Виктория Ломаско «Рабыни из московского супермаркета»
В этом графическом репортаже речь идет о чудовищной и, судя по всему, обыденной истории женщин-мигранток, которые удерживались в рабстве в обычном продуктовом магазине на окраине российской столицы. О судьбе этих женщин после освобождения рассказала Виктория Ломаско — кроме многого прочего, автор нескольких серий социальной графики, в том числе о политических судебных процессах (над Толоконниковой-Алехиной-Самуцевич, узниками Болотной и т.д.). На петербургской выставке «Феминистский карандаш» будет представлен репортаж Ломаско о жизни нижегородских проституток.
СОДЕРЖАНИЕ
По поводу работы
The Dinner Party была создана художницей Джуди Чикаго с помощью многочисленных добровольцев с целью «положить конец продолжающемуся циклу упущений, в котором женщины были вычеркнуты из исторических записей».
Детали дизайна
39 пластин начинаются плоско и начинают проявляться более рельефно к концу хронологии, чтобы обозначить растущую независимость и равенство современной женщины. В работе также используется дополнительная письменная информация, такая как баннеры, сроки и публикация выставки из трех книг, чтобы предоставить справочную информацию о каждой женщине и процессе создания работы.
Женщины представлены в настройках места
39 женщин, занявших места за столом:
Женщины, представленные на этаже Heritage
Инсталляцию сопровождают несколько стеновых панелей, которые объясняют роль каждой женщины на полу и связывают ее с одной из обстановок.
Ответ
Немедленная критическая реакция (1980–1981)
Морин Малларки также раскритиковала работу, назвав ее проповедью и неправдой по отношению к женщинам, которых она якобы представляет. Она особенно не соглашалась с настроением, которое она называет «переверни их вверх дном, и все они будут похожи», что является эссенциализмом всех женщин, не уважающим феминистское движение. Малларки также поставил под сомнение иерархический аспект работы, заявив, что Чикаго воспользовалась услугами своих женщин-добровольцев.
Обозреватель New York Times Роберта Смит заявляет, что все детали не равны. Она считает, что «бегуны имеют тенденцию быть более живыми и разнообразными, чем пластины. Кроме того, бегуны становятся сильнее по мере выполнения работы, в то время как пластины становятся более слабыми, более монотонными и более перетянутыми, что означает средние две трети кусок более удачный «. По мере того, как бегуны становятся более детализированными по мере продвижения работы, Смит отмечает, что спины бегунов трудно увидеть, и они «могут быть лучшими и самыми смелыми из всех». Точно так же Роберта Смит заявила, что «его историческое и социальное значение может быть больше, чем его эстетическая ценность».
Что касается обстановки, Джанет Коплос считает, что тарелки служат холстами, а кубки имеют вертикальную пунктуацию. Однако она считает, что «стандартизированные столовые приборы изначально исторически некорректны и искажены в культурном отношении. Обстановка была бы сильнее, чем тарелки и бегуны в одиночку».
Раса и идентичность
Более крупный ретроспективный ответ
Критики, такие как Малларки, вернулись к The Dinner Party в последующие годы и заявили, что их мнение не изменилось. Однако многие более поздние отклики на работу были более умеренными или приемлемыми, даже если они оценивали работу только исходя из ее неизменной важности.
Образ «влагалища бабочки» продолжает подвергаться резкой критике и уважению. Многие консерваторы раскритиковали эту работу по причинам, изложенным конгрессменом Робертом Дорнаном в его заявлении о том, что это была «керамическая трехмерная порнография», но некоторые феминистки также сочли изображения проблемными из-за их эссенциализирующего, пассивного характера. Тем не менее, эта работа вписывается в феминистское движение 1970-х годов, которое прославляло женское тело и фокусировалось на нем. Другие феминистки не согласны с основной идеей этой работы, потому что она показывает универсальный женский опыт, которого, как многие утверждают, не существует. Например, лесбиянки и женщины других национальностей, кроме белых и европейских, представлены в работе недостаточно хорошо.
Джонс представляет аргумент относительно совместного характера проекта. Многие критики критиковали Чикаго за то, что он утверждал, что работа была совместной работой, тогда как вместо этого она контролировала работу. Однако Чикаго никогда не утверждал, что работа будет идеальным сотрудничеством, и всегда брал на себя полную ответственность за произведение.
Противоречие в Университете округа Колумбия
Компаньон
Открыть тело: презентация женского тела в искусстве XX – XXI веков
8 марта мы вновь говорим о праве женщин-художниц на свободу творчества. Этим материалом мы выражаем свою поддержку Юлии Цветковой.
В конце 1960-х и 1970-х годов родилось феминистское арт-движение, появились художницы, которые не боялись подвергать сомнению нормативы, установленные для представления женственности и женского тела. Художницы, такие как Джуди Чикаго, Мириам Шапиро и Яеи Кусама стремились трансформировать стереотипы о нормах представления, создавая пространство для дискуссий об освобождении женщин в мире искусства и за его пределами. И все же сегодня художницы часто сталкиваются с агрессией и преследованиями их за право представлять свое тело и говорить о нем. Таким образом, работа художниц, выступающих против этих жестких стандартов, актуальна как никогда. Мы начинаем серию публикаций с небольшого введения в проблематику женского тела и его презентации в искусстве.
В последние годы вопрос о допустимости/недопустимости изображения женского тела снова ставит права женщин в центр внимания. В конце 1950-х и начале 60-х искусство стало важным средством для критики существующего неравенства, как в обществе в целом, так и в мире искусства. Кароли Шнееманн, Барбара Т. Смит, Элеонора Антин и Хармони Хаммонд выбрали наиболее радикальный способ борьбы — свои собственные тела.
Использование художницами в своих работах тела с самого начала вызвало острые дискуссии. Искусство Карен Финли, Эльке Кристуфек, Марины Абрамович считалось провокационным, поскольку исследование их (женского) тела противоречило установленным кодам представления женской формы в визуальной культуре и истории искусства.
Стандарты изображения женского тела в каноне западного искусства в значительной мере оставались неизменными и в середине ХХ-го века. Книгу «Обнаженная натура» (1956) Кеннета Кларка можно назвать типичным представлением о том, как женское тело должно быть представлено в искусстве. Озабоченный проблемами непристойности в изображении женской обнаженной натуры, Кларк пытался установить параметры не вызывающей возмущения наготы. Обнаженное женское тело само по себе непристойно. Лишь чистая материя (природа) взывает к гению художника-мужчины, чтобы тот превратил ее в искусство и, в конечном счете, в культуру, поэтому своенравное женское тело требует контроля и придания ему формы.
Вопрос о сдерживании и границах имел решающее значение. Линда Нид (британский куратор и историк искусства) замечает в своей книге «Обнаженная женщина: искусство, непристойность и сексуальность»: «границы женской формы в истории искусства контролируют ту массу плоти, которая является «женщиной». Превращение природы/материи в форму/культуру соответствует переводу из потенциально непристойной «обнаженной» женщины в эстетически приятную, возвышенную, женскую «наготу».
В то самое время, когда женское тело было снято с холста и введено в трехмерность перформанса, тело все еще должно было оставаться сдержанным, замкнутым, гладким, легким на вид и легким в обращении, очень похожим на статую или даже предмет потребления. Женское тело было гораздо более закодировано понятиями красоты и отвращения, чем его мужской аналог. Эти культурные коды гарантировали, что тело не нарушает своих границ, не делает видимыми свое внутреннее естество и при этом остается пассивным и сдержанным как в буквальном смысле (в своей форме), так и в переносном (в поведении и принятии на себя роли, подходящей для женщины).
Кароли Шнееманн была одной из первых художниц, представивших в начале 1960-х годов свое тело и использовавших его как политический инструмент освобождения женщины от исторических и культурных ограничений. Она заявила о своем теле и своей сексуальности как о художественных агентах, пытаясь расширить понимание тела и даже выйти за его пределы.
Это означало бросить вызов и угрожать территориальным силовым линиям, контролирующим допуск женщин в «клуб любителей искусства». Они могли претендовать на членство, когда вели себя как мужчины и работали четко в рамках традиции созданной мужчинами. Алан Соломон (влиятельнейший американский куратор и галерист) заметил: «если вы хотите бегать голышом, то вам не место в мире искусства».
В противоположность «замкнутому» и пассивному женскому телу традиционного искусства и культуры, художницы давали телу голос, акцентируя его естественное состояние и связывая его с окружающим миром.