прости меня ради аллаха если можешь
Какую награду получит человек за прощение?
О Важности прощения в Исламе. (Источник фото: freepik.com)
Как известно у Всевышнего множество имен… Он Милующий, Всемилостивый, Дарующий. и Всепрощающий.
Аль-Гафур, Всепрощающий – это имя Создателя встречается в Священном Коране более семидесяти раз. А знаете ли вы, что означает прощение в исламе? Как получить человеку прощение Всевышнего? Всегда ли нужно прощать? И какую награду получит человек за прощение?
В Книге Аллаха сказано, что Всевышний простит нам даже самые страшные прегрешения. Есть лишь одно, весомое но… Необходимо искреннее раскаяние в содеянном. Искренняя мольба. И тогда в какой-то момент вы сами почувствуете, как падает эта гора грехов с ваших плеч.
Задумывались ли вы о щедрости Создателя? Он нас прощает. Он нас любит! Но умеем ли мы прощать других ради довольства Аллаха?
Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих] (сура «ан-Нур», аят 22).
Ученые давно доказали, что обида и чувство мести угнетают нас самих, негативно влияя на здоровье. Так что же сдерживает нас в прощении? Ведь порой люди копят обиды годами и не могут простить даже своих родных по крови.
С точки зрения ислама – это абсолютно неверное действие. Нет, никто не говорит, что от человека требуется сиюминутное прощение обидчика или заклятого врага. Ибо даже в Коране сказано, что прощение требует решимости…
«А кто проявит терпение [и не будет мстить] и простит, то это большое дело [то есть, прощение приветствуется религией]» (сура аш-Шура», аят 53).
Правильное совершение истигфара + 4 дуа о прощении грехов
Давайте посмотрим, что бывает с человеком, который прощает другого. Легкость, гармония в душе, великодушие и укрепление веры. Разве не к этому должен стремиться каждый истинно верующий? Вернемся к Корану.
«И воздаяние за зло – подобное же зло. Но кто простит [притеснителя] и исправит [положение дел], того Аллах наградит. Поистине, Он не любит злодеев (сура «аш-Шура», аят 40).
В другом же аяте сказано:
«…Если вы будете снисходительны [к близким], проявите великодушие и простите их [за нанесенные вам обиды], то ведь Аллах – Прощающий, Милующий» (сура сура «ат-Тагабун», аят 14).
Для мусульман всего мира есть великий пример Пророка Мухаммада (мир ему). Он, будучи Пророком, умел прощать своих недругов, умел прощать за неверно сказанное слово. Он простил своего соседа за то, что тот нарочно вываливал мусор прямо у двери его дома. Потому что строго руководствовался Священным Кораном и всегда полагался на Создателя.
«Прощение ближе к богобоязненности» (сура «аль-Бакара», аят 237).
А вспомните историю еще одного Пророка – Юсуфа (мир ему). Он проявил великое благородство, сумев простить даже своих братьев, которые ради своей корысти бросили его в колодец и оставили там умирать в одиночестве. Но он простил, простил их ради Аллаха.
Ведь именно такое качество, как прощение, в исламе – великий дар Создателя, который можно назвать дорогой в Рай. Не бойтесь просить прощения у Всевышнего! Не бойтесь просить прощения у тех, кого вы обидели, и не бойтесь прощать сами. Ведь завтра у вас уже может не быть такой возможности. И тогда, не успев покаяться в своих грехах и ошибках перед Творцом, уйдете с этим грузом в Вечность. Или же потеряете того, кому так и не успели сказать «прости».
Что в Священном Коране говорится о прощении?
«По милосердию от Аллаха ты (о, Пророк) являешься мягким [добрым, снисходительным] к ним [к сподвижникам]. А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они разошлись бы от тебя. Извини же их (за то, что было при Ухуде) и проси им (у Аллаха) прощения и советуйся с ними о деле (которое требует совета). А когда ты (о, Пророк) решился [принял какое-то решение], то уповай (только) на Аллаха, – поистине, Аллах любит уповающих [тех, которые полагаются на Него]!» (Алю Имран, 159).
Одно из основных качеств любого мусульманина, которое мы должны воспитывать в себе с малых лет, – прощение. Ведь ислам призывает к прощению и говорит нам о сопереживании, поддержке и умении прощать других. Простить – значит быть лучшим мусульманином.
Об этом много говорится в Священном Коране. Так давайте обратимся к слову Всевышнего, чтобы понять истинную важность прощения. Если мы хотим по-настоящему оценить невероятную силу милосердия Аллаха, то, в первую очередь, мы должны впустить прощение в собственную жизнь. Это самое меньшее, что мы можем сделать как мусульмане, которые верят в силу покаяния.
Мы собрали для вас лишь пять примеров из Священного Корана (а их гораздо больше) о глубине веры, которую можно надеяться достичь, понимая и применяя прощение на практике в течение всей нашей жизни.
1. Просите и прощайте.
«Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (Аль-Хиджр, 85).
Этот аят Корана напоминает нам, что наше время на этой земле и в этой дунье ограничено, поэтому мы должны попытаться понять важность прощения. Если мы сами надеемся получить прощение за наши собственные недостатки и грехи, самое меньшее, что мы можем сделать, – это простить и молиться о прощении наших братьев и сестер.
2. Есть награда за примирение.
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Аш-Шура, 40).
Мы знаем, что Аллах вознаградит и благословит тех, кто действительно способен прощать. Хотя иногда это может казаться нам самым трудным, порой, даже невозможным Но мы должны понимать важность примирения с теми, кого мы, возможно, не считали достойным прощения. Нужно делать это если не для себя, то, по крайней мере, для Милостивого и Милосердного Аллаха.
3. Терпение и прощение достойны похвалы.
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Аш-Шура, 43).
Коран снова и снова на своих страницах напоминает нам, что терпение и способность прощать – это две стороны одной медали. Если мы хотим по-настоящему жить в единой умме, то должны постоянно стремиться к примирению и прощению для улучшения и укрепления нашего общества.
4. Прощение – это доверие Всевышнему Аллаху.
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Алю Имран, 159).
В глазах Аллаха искренне прощать – это проявление доверия к своему Создателю. Мы должны верить, что Аллах видит всё, и помнить, что Он Единственный, Кто достоин судить о наших действиях. Только Ему должно быть Судьёй. Поэтому мы должны прощать и верить, что Аллах всегда вознаградит нас за то, чего мы заслуживаем.
5. Разве мы не любим, чтобы Аллах прощал нас?
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ан-Нур, 22).
Точно так же, как мы любим и жаждем, чтобы Аллах простил нас и проявил милосердие, мы должны стремиться проявлять милосердие и прощение в нашей собственной жизни. Это самое малое, что мы можем сделать, будучи мусульманами, чтобы показать, как сильно мы любим Аллаха.
Лучшее дуа для прощения грехов \ Видео
Всевышний Аллах создал нас склонными к греху. Только пророки (мир им) полностью защищены от любых грехов, а остальные люди – кто-то больше, а кто-то меньше – совершают плохие поступки.
Подобно тому, как Всевышний Аллах создал исцеление от всякой болезни, Он, создав человека грешным, дал ему инструкцию, как избавиться от этих грехов. Искреннее покаяние и обращение к Аллаху с мольбой о прощении грехов поможет грешащему избавиться от своих грехов.
Раба, который часто просит своего Господа о прощении грехов, Он освободит от всяких переживаний. Люди несовершенны, они часто ошибаются и грешат, но даже самые тяжкие грехи, кроме ширка не выводят человека из религии, и у него всегда остаётся шанс исправиться.
Милость Аллаха всегда с нами, даже когда мы совершаем грехи, но они в любом случае отдаляют нас от нашего Создателя. Однако есть то, что возвращает нас к Всевышнему – это искреннее покаяние.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
قلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
(смысл): «Скажи (о Мухаммад): «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь, поистине, Он – Прощающий, Милостивый»». (сура Аз-Зумар: 53)
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ لَزِمَ الِاسْتِغْفَارَ، جَعَلَ اللَّهُ لَهُ مِنْ كُلِّ ضِيقٍ مَخْرَجًا، وَمِنْ كُلِّ هَمٍّ فَرَجًا، وَرَزَقَهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ
«Тому, кто часто просит о прощении, Аллах укажет выход из любого затруднительного положения, облегчит любую печаль и пошлёт удел оттуда, откуда он и не ждёт». (Абу Дауд, 1518; Ибн Маджах, 3819)
Просить о прощении грехов человек может и своими словами, но если он обратится к Всевышнему с мольбами, которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников, шансов на прощение будет намного больше.
Не менее важную роль в этом играет и состояние молящегося. Так, дуа, совершённое с искренним сердцем и с сожалением о содеянном, со стремлением к благому и отказом от запретного, имеет больший эффект.
Какое же дуа является наилучшим для просьбы о прощении ко Всевышнему?
От Шаддада бин Авса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося такие слова:
اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لاَ إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ، أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي، فَإِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ
«Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-ка, ва ана ‘аля ‘ахди-ка ва ва‘ди-ка ма-стата‘ту. А‘узу би-кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-ка би-ни‘мати-ка ‘аляйя, ва абу’у ля-ка би-занби, фа-гфир ли, фа-иннаху ля ягфиру-з-зунуба илля Анта».
«О Аллах, Ты – Господь мой, и нет бога, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя».
Шаддад бин Авс добавил, что после этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وَمَنْ قَالَهَا مِنَ النَّهَارِ مُوقِنًا بِهَا، فَمَاتَ مِنْ يَوْمِهِ قَبْلَ أَنْ يُمْسِيَ، فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ، وَمَنْ قَالَهَا مِنَ اللَّيْلِ وَهُوَ مُوقِنٌ بِهَا، فَمَاتَ قَبْلَ أَنْ يُصْبِحَ، فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ
«Тот, кто произнесёт эти слова днём, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая, и тот, кто произнесёт эти слова ночью, будучи убеждённым в том, что он говорит, и умрёт в ту же ночь до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». (Бухари, 6306; Тирмизи, 3393)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал это дуа «Сайидуль-Истигфар» – самой совершенной молитвой для покаяния, которая включает в себя все лучшие дуа.
Читая это дуа, верующий обращается к Всевышнему Создателю с мольбой о прощении грехов, подтверждая свою веру в Единого Творца, верность данной Ему присяге, восхваляя Всевышнего Аллаха за дарованные блага и прося уберечь от зла допущенных ошибок. Такое обращение своего раба Всевышний Создатель не отвергнет.
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просыпался ночью, он говорил:
لا إِلهَ إلاَّ أَنْتَ سُبْحانَكَ اللَّهُمَّ وبحمدِكَ، أسْتَغْفِرُكَ لِذَنْبيِ، وأسألُكَ رَحْمَتَكَ، اللَّهُمَّ زِدْنِي عِلْماً، وَلا تُزِغْ قَلْبِي بَعْدَ إذْ هَدَيْتني، وَهَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً، إنَّكَ أَنْتَ الوَهَّابُ
«Ля иляха илля Анта, Субхана-ка, Аллахумма, астагфиру-ка ли-занби ва асъалю-ка рахмата-ка. Аллахумма, зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба‘да из хадайта-ни, ва хаб ли мин лядун-кя рахматан, инна-кя Анта-ль-Ваххаб».
«Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты, о Аллах, прошу у Тебя прощения за мой грех и прошу у Тебя милости. О Аллах, добавь мне знания и не сбивай с пути сердце моё после того, как Ты указал ему прямой путь, и даруй мне от Тебя милость, ведь, поистине, Ты – Дарующий». (Абу Дауд 5061; Ан-Насаи, «‘Амаль аль-йаум ва-л-ляйля», 865; Ибн Хиббан, 5531)
Можно также читать другие дуа и истигфары, которые передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников, их последователей и других праведников. Главное – обращаться ко Всевышнему искренне и делать это осознанно, понимая смысл читаемого.
Обычное неосознанное произнесение того или иного дуа даёт очень мало шансов на прощение грехов. Можно сказать, что в таком праздном чтении молитвы заключается определённое неуважение ко Всевышнему Аллаху, поэтому каждое слово наших молитв и дуа должно исходить из глубины сердца.
Когда человек просит у Создателя прощения, он должен краснеть от стыда за свои грехи, ужасаться в своём сожалении настолько, что сердце вот-вот готово остановиться. Такое дуа Всевышний обязательно примет и простит грехи тому, кто к Нему обращается.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тому, кто произнесёт эти слова, Аллах простит грехи, даже если он бежал с поля боя
Каждый человек ищет разные способы избавления от грехов. Живя в современном обществе, он часто впадает в грехи и совершает плохие поступки. Порой невольно попадет в ситуации, за которые ему будет записан грех.
Существует множество методов, способствующих прощению наших грехов. Это может быть совершение хорошего деяния сразу после греха, искреннее покаяние, совершение дуа и чтение различных молитв, зикров и определённых сур Священного Корана.
Аллах предписал своим рабам остерегаться совершения грехов и не нарушать Его ограничения, а если человек нарушил тот или иной запрет, ему необходимо как можно скорее избавиться от этого греха, поэтому Всевышний призывает своих рабов совершать истинное покаяние.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى اللّه توبة نصوحاً
(смысл): «О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с истинным покаянием». (Сура Ат-Тахрим, 8)
Согрешивший человек должен покаяться во всех совершённых им грехах. Если он покается только в части своих грехов, то его покаяние может считаться действительным, но при этом на нём остаются другие грехи, в которых он не покаялся.
Однако совершённое сразу вслед за плохим деянием благодеяние может стереть грех за этот плохой поступок. Поэтому верующий должен стараться совершать как можно больше благих дел, особенно после плохих деяний.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إتَّقِ الله حَيْثُما كُنْتَ وأتَّبِعِ السَّيِّئَةَ الحَسَنَةَ تَمْحُها وخالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنِ
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия». (Имам Ахмад, 21354; Тирмизи, 1987; Табарани, «Аль-Му‘джа ас-сагир, 530)
Помимо этого, верующему следует как можно чаще читать молитвы, которые избавляют его от многочисленных грехов. Таких дуа и азкаров, переданных от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), очень много. Одним из таких является следующее дуа:
أسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وأتُوبُ إِليْهِ
«Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи».
От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قالَ: أسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وأتُوبُ إِليْهِ، غُفِرَتْ ذُنُوبُهُ وَإنْ كَانَ قَدْ فَرَّ مِنَ الزَّحْفِ
«Тому, кто скажет: «Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи (Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет иного бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние)», простятся его грехи, даже если он бежал с поля боя во время наступления».) Абу Дауд, 1517; Тирмизи 3577; Байхаки, «Аль-Асмау ва сифат», 75; Хаким, 2550)
В той версии хадиса, которую передают имам Ахмад и Тирмизи от Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قَالَ حِينَ يَأْوِي إِلَى فِرَاشِهِ: أَسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ، ثَلاَثَ مَرَّاتٍ، غَفَرَ اللَّهُ ذُنُوبَهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ البَحْرِ، وَإِنْ كَانَتْ عَدَدَ وَرَقِ الشَّجَرِ، وَإِنْ كَانَتْ عَدَدَ رَمْلِ عَالِجٍ، وَإِنْ كَانَتْ عَدَدَ أَيَّامِ الدُّنْيَا
«Тому, кто, укладываясь в постель, трижды произнесёт: «Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи (Прошу прощения у Аллаха, Живого, Вечносущего, помимо Которого нет иного бога, и приношу Ему своё покаяние), Всевышний Аллах простит его грехи, даже если числом они будут равны пузырькам в пене морской, или если их будет столько же, сколько листьев на дереве или песка в пустыне ‘Алидж, или если их будет столько же, сколько дней просуществует мир этот». (Имам Ахмад, 11074; Тирмизи, 3397)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) обращаться с этими замечательными словами к Аллаху, ибо они могут стать причиной прощения многочисленных грехов.
Как видите, чтение этой небольшой молитвы не отнимает много времени, но тем не менее, тому, кто произнесёт её хотя бы один раз (согласно другой версии – три раза), Всевышний Аллах прощает многочисленные грехи.
Стоит отметить, что в таких и подобных случаях прощаются только малые грехи. Что касается больших и тяжких грехов, то для этого необходимо совершение искреннего покаяния с соблюдением всех условий или снисхождение Всевышнего Аллаха. А в том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.
Как известно, грехи делятся на тяжкие и малые, и если для искупления малых грехов существует много способов, то искупить тяжкие грехи труднее и требуется искреннее покаяние, принося которое, человек должен не только просто раскаяться в содеянном и пожалеть о нём, но и прекратить совершать этот грех и вознамериться больше никогда к нему не возвращаться.
Тем не менее, не стоит забывать о том, что даже у того, кто оступился много раз, есть шанс всё исправить, пока не кончится его земная жизнь. Для этого ему потребуется искренность, усердие, готовность прилагать усилия и, конечно же, твёрдая вера и упование на Всемогущего и Великого Создателя.
Человек ни в коем случае не должен отчаиваться и опускать руки. Всегда есть выход, всегда есть свет в конце тоннеля, всегда есть надежда на спасение, всегда есть Тот, к Кому мы можем воззвать в любое время дня и ночи, и Он услышит нашу мольбу – Тот, Кто Милостив к нам, Тот, Кто прощает нам очень многое.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Покаяние (ат-тауба)
Покаяние (ат-тауба)
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Всевышний Аллах призвал Своих рабов приносить покаяние и просить у Него прощения. В Коране по этому поводу сказано: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий День» (Худ, 3).
«Скажи: «Я – такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог – Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам!» (Фуссилат, 6); «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (ан-Нур, 31); «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (ат-Тахрим, 8); «Поистине, Аллах любит тех, кто кается, и любит тех, кто очищается» (аль-Бакара, 222). Есть и другие аяты, в которых Аллах повелел верующим каяться и просить прощения.
О пользе и необходимости покаяния также сообщается во многих хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Передают со слов аль-Агарра б. Йасара аль-Музани, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, кайтесь перед Аллахом и просите у Него прощения! Поистине, я каюсь по сто раз в день». [1]
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я прошу у Аллаха прощение и каюсь перед Ним более семидесяти раз в день».[2]
Передают со слов Анаса б. Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах рад покаянию Своего раба, когда тот обращается к Нему, сильнее, чем человек, который ехал по пустыне на своей верблюдице, и она убежала от него и унесла на себе его еду и питье. Он отчаялся найти ее, пришел к дереву и прилег в его тени. И вдруг он увидел, что его верблюдица стоит перед ним. Он взял ее за поводья и с радостью воскликнул: «Господи, Ты – раб мой, а я – Твой господь». Он допустил ошибку из-за большой радости».[3]
Всевышний рад покаянию человека, потому что Он любит принимать покаяния и прощать. Он любит, когда раб возвращается на прямой путь и приближается к своему Господу.
Передают со слов Анаса и Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы сын Адама имел долину, полную золота, то он пожелал бы иметь две долины, но его рот наполнит только земля. Аллах же принимает покаяние того, кто кается перед Ним».[4]
Покаяние – это отречение от греха и возвращение на путь покорности и повиновению Аллаху. Всевышний Аллах является Единственным, Кто заслуживает поклонения, а суть его заключается в том, что человек унижается и смиряется перед Господом с любовью и почтением к Нему. Покаяние же человека заключается в том, что он возвращается на путь Господа и предстает перед Ним, испытывая горькое сожаление, трепетный страх и надежду на прощение.
Мусульманские мыслители упоминали о многих порочных последствиях грехов. Они лишают человека Божьей поддержки и делают порочным его мышление. Грешник перестает понимать истину, и его душа разлагается. Он лишается доброй славы, и люди начинают испытывать к нему отвращение. Аллах же отдаляет его от Себя и отвергает его молитвы. Его сердце становится черствым, а тело – слабым и подверженным болезням. Он лишается благодати в мирском уделе и во времени, забывает приобретенные полезные знания. Его уделом становится низость, унижение перед врагами и стеснение в груди. Господь начинает искушать его скверными товарищами, которые губят его душу и убивают его время. Постепенно им овладевает непреодолимая тоска и печаль, а его жизнь становится тяжкой и невыносимой. В конце концов, его судьба закрывается, а сердце запечатывается, и под тяжким бременем ослушания он уже не в силах узреть истину и извлечь пользу из наставлений. Он встает на путь, ведущий в Геенну, осознает свой дурной конец, но уже не может что-либо изменить. Все это является следствием ослушания Аллаха и пренебрежения Его мудрыми назиданиями.
Покаяние позволяет уберечься от этих дурных последствий грехов и вместе с тем обрести великое благо.
Во-первых, оно смывает грехи и сберегает праведные дела. В хадисе Ибн Масуда сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто вообще не совершал греха».[5]
Во-вторых, оно заменяет злодеяние благими поступками. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Фуркан, 69-70).
В-третьих, оно очищает душу кающегося. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно. Если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то его душа очищается. Но если он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может покрыть все сердце. Оно превращается в покрывало, о котором упомянул Всевышний Аллах, когда сказал: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (аль-Мутаффифин, 14).[6]
В-четвертых, оно является залогом спокойной и безмятежной жизни. Всевышний Аллах сказал: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий День» (Худ, 3).
В-пятых, покаяние является причиной, которая определяет степень благосостояния и могущества. Всевышний сказал устами пророка Нуха: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (Нух, 10-12).
В-шестых, оно является залогом успеха как при жизни на земле, так и после смерти. Всевышний сказал: «А тот, кто раскаялся, уверовал и поступал праведно, возможно, окажется в числе преуспевших» (аль-Касас, 67). Он также сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (Марьям, 59-60).
Однако Всевышний Аллах принимает покаяние только тогда, когда кающийся соблюдает следующие пять условий:
Покаяние должно быть принесено искренне ради Всевышнего Аллаха. Причиной, побуждающей человека к покаянию, должна быть его любовь к своему Творцу, почтение к Нему, надежда на Его вознаграждение и страх перед Его наказанием. Человек не должен посредством своего поклонения искать мирских благ или довольства творений, в противном случае его покаяние не будет принято Аллахом, потому что он совершил его не ради Аллаха, а из корыстных побуждений.
Человек должен горько сожалеть о содеянных им прегрешениях и жалеть о том, что он совершил их. Сожалея о своих грехах, человек всей душой обращается к Господу, покорно склоняется перед Ним и бранит свою душу, повелевшую ему совершить их. И только в этом случае можно говорить, что раскаяние было вызвано твердой верой и убежденностью.
Человек должен сразу же прекратить грех, в котором он раскаивается. Если он совершает что-либо запретное, то он должен без промедления оставить этот грех. Если же он не выполняет обязательное предписание, то после покаяния он должен начать совершать его. Более того, если шариат предусматривает возмещение пропущенного предписания, например, выплату задержанного закята, то он обязан выполнить и это условие. Если же покаявшийся продолжает грешить, то его раскаяние не принимается Аллахом. Например, если человек заявляет, что он кается в ростовщичестве, но продолжает заниматься этим, то его покаяние считается недействительным, а его слова расцениваются как насмехательство над Аллахом и Его знамениями. Поступая так, человек еще больше отдаляется от Аллаха.
Если совершенный человеком грех связан с попиранием чьих-либо прав, то его покаяние не будет принято до тех пор, пока он не выполнит свой долг перед лицом, пострадавшим от его действий. Например, если человек присвоил чужое имущество, то его покаяние не будет принято, пока он не вернет это имущество законному владельцу, если тот жив, или его наследникам, если тот умер. При этом кающийся не обязан оповещать их, каким путем имущество попало к нему, и достаточно просто передать им его. Если у потерпевшего не было наследников, то он должен отдать его имущество в государственную казну. Если же он не знает, кто является законным хозяином данного имущества, то он должен раздать его в качестве милостыни от имени потерпевшего, ведь Всевышнему Аллаху ведомо об этом. Если же один человек злословил за спиной другого, то он должен попросить прощения у пострадавшего, если тот узнал о его грехе. Если же он не хочет, чтобы пострадавший узнал о его поступке, то он должен попросить у Аллаха прощение для пострадавшего и похвалить его перед теми людьми, перед которыми он злословил о нем. Поистине, добрые деяния удаляют злодеяния!
Покаяние из-за какого-либо конкретного греха считается действительным, даже если человек продолжает совершать другие грехи, так как деяния рабов различны, а их вера не одинакова. Но человека нельзя назвать покаявшимся, и он не заслуживает похвалы Аллаха до тех пор, пока он непокается во всех своих грехах.
Кающийся должен твердо решить, что никогда больше не совершит этот грех. Подобное намерение является плодом покаяния и свидетельствует об искренности того, кто его принес. Если человек заявит о том, что он кается в совершенном грехе, но намерен в будущем вновь совершить его или не уверен в том, что не совершит его, то его покаяние не является действительным. Совершая временное покаяние, он просто выжидает удобный момент, и подобное покаяние не свидетельствует о его неприязни к совершенному греху и стремлении поскорее избавиться от него.
Покаяние должно быть принесено в течение того времени, когда оно может быть принято. Истечение срока покаяния делится на общее для всех людей и частное, определенное для каждого человека в отдельности.
Что касается истечения общего срока, отведенного для всех людей, то им является восход солнца на западе. Это – важнейший из признаков наступления Судного Дня, и покаяния тех, кто раскается после его наступления, не будут приняты. Всевышний Аллах сказал: «В тот день, когда явится одно из знамений твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро» (аль-Анам, 158).
Под одним из знамений в этом аяте подразумевается восход солнца на западе – так это откровение было истолковано Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока солнце не взойдет на западе. Когда же оно взойдет оттуда, и люди увидят это, они уверуют все вместе. Однако тогда вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро».[7]
С его же слов передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто принесет покаяние до того, как солнце взойдет на западе, того покаяние будет принято Аллахом».[8]
Передают со слов Умара б. аль-Хаттаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба, пока он не издаст предсмертный хрип».[9]
Если человек принесет покаяние, соблюдая все необходимые условия, то его покаяние будет принято, и Всевышний Аллах сотрет его грех, независимо от того, насколько тяжким он был. Всевышний Аллах сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (аз-Зумар, 53).
Всевышний также сказал о кающихся правоверных: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (ан-Ниса, 110).
Эта замечательная притча указывает на то, что верующие должны заботиться о своей вере и спешить с покаянием. Тому, кто уверовал в своего Господа и жаждет встретиться с Ним в Будущей Жизни, не подобает отворачиваться от Аллаха и упускать прекрасную возможность сбросить с себя тяжелое покрывало грехов. Помочь же в этом может только Всевышний Аллах!
“Уроки благословенного месяца” – Эльмир Кулиев и Рауф Абаскулие