прошу направить меня на работу в казахстан для освоения целинных и залежных земель

Что стало на целине

Сейчас уже почти не вспоминают у нас в России о целине, тем более что основные площади бывшей целины остались в другой стране – Казахстане. Но в памяти народа осталась эпопея с освоением её. Даже художественный фильм успели снять – «Иван Бровкин на целине», где все отражено в самых радужных красках. Но не все так однозначно, а вернее, вообще считается, что это затея с освоением целины была чистой авантюрой тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущева.

Решение о расширении посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель было принято на мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС. На проект были брошены все средства, общая площадь поднятых земель составила 42 млн. га. Однако после первых лет хороших урожаев почва подверглась воздействию эрозии, и с начала 1960-х годов уже не могла принести ожидаемую отдачу.

Ситуация с зерном в СССР
О причинах, которые вызвали решение осваивать целинные земли, и к чему это в итоге привело, пишет в статье «Зерно и люди», опубликованной в Бизнес-журнале №4 за 2017 год, историк и журналист Максим Артемьев.

«К тому времени, когда умер И. Сталин, советская деревня пребывала в глубокой депрессии, пишет М.Артемьев. Зерно изымалось, люди работали без оплаты труда. Освоением целинных земель Казахстана Хрущев рассчитывал быстро решить зерновую проблему СССР, поскольку за период 1928-1953 гг. почти все посевные площади СССР были убиты безжалостной эксплуатацией.»

Да, проблемы с зерном в СССР были. Приходилось оказывать помощь новым демократическим странам, союзниками страны Советов. Не хватало и сельхозтехники, условий для хранения зерна. Не стоит забывать, что прошло немного лет после окончания войны, которая разрушили инфраструктуру не только городов, но и колхозов на огромной территории, именно там, где и выращивали зерно – Украина, Краснодарский и Ставропольский края, другие области среднего Поволжья. К тому же места там равнинные, и ветра ничем не задерживаются, плодородный слой выветривается, урожайность зерновых снижается. Но ни голода, ни закупок зерна за границей в СССР не было.

Ученые мужи предложили властям, и в Сталину в том числе, повысить урожайность созданием лесонасаждений, для того, чтобы ветра не наносили такой урон, чтобы снег на полях, а это влага летом, задерживался. И такая программа создания лесонасаждений была принята и осуществлялась. Но отдача от такой работы была не сиюминутная, но зато устойчивая. Хлеб бы рос в местностях, где с ним привыкли работать и знают, как сохранить урожай, где для этого создана вся инфраструктура.

Но пришедший к власти в стране Никита Хрущев был недобитым троцкистом, он, как и все троцкисты, мечтавшие о мировой революции, не хотел ждать, и как человек малообразованный, решил решить зерновую проблему за счет пустующих, по его мнению, земель в казахской степи.

На освоение целинных земель были брошены громадные ресурсы. Все тракторное и сельскохозяйственное машиностроение работало на целину. В степи Казахстана пришлось завозить все – от строительного леса до гвоздей. Поставки шли за счет других областей СССР, которые недополучали ресурсы. Особенно страдали традиционно сельскохозяйственные районы, урожай зерновых в которых снизился.

Как пишет в своей работе «Освоение целинных и залежных земель и его роль в экономической истории СССР» кандидат экономических наук, доцент СПбГУ Е.Б. Сошнева, невозможно точно сказать, была ли эта программа научно обоснованным и просчитанным проектом развития агрокомплекса страны, или это была политическая авантюра Хрущева.

Удивительно, что кандидат экономических наук, доцент, не знает этого. Еще во времена Сталина этот проект был глубоко проработан и отвергнут, так как условия для освоения целинных земель в стране не созданы, нет сортов зерновых, которые можно использовать для этого, нет инфраструктуры, и создание её потребует колоссальных усилий и огромных денежных средств. Но Хрущев, которые отметал напрочь все то, что предлагалось во времена Сталина, отверг и это.

Уже в ходе освоения земель была выявлена нехватка мощностей для обработки, хранения и транспортировки зерна, о чем упоминает Л.И. Брежнев в работе «Целина». Особенно трудное положение сложилось на дорогах, на станциях, в узловых пунктах перевалки зерна, пишет он. В первые же годы урожай был получен, но 75% его пропало. Все это, по мнению Е. Сошневой, свидетельствовало о неспособности управленцев организовать производство, поставить задачи, просчитать ресурсы.

Анализируя книгу Л. И. Брежнева «Целина», Е. Сошнева приходит к выводу, что эта книга воспоминаний представляет собой описание авантюры, в которой не прослеживается четкого плана по достижению цели. Видно отсутствие нормально организованной работы.

Будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев работал тогда в Казахстане на посту второго секретаря компартии республики и несет историческую ответственность за события. Однако в своей книге воспоминаний, посвященных целине, он всю вину возлагает на высшее руководство страны.

Партийно-хозяйственной властью не были подготовлены землеустроительные работы, не отработана технология вспашки, не организована транспортная инфраструктура. Брежнев описывает героизм людей, но факты в тексте свидетельствуют лишь о бесхозяйственности, безответственности, непрофессионализме и неорганизованности.

Такие скачки можно объяснить климатическими условиями районов востока Советского Союза, при которых для пшеницы подходили только два года из пяти. Хрущев полагал, что за четыре-пять лет целинный урожай поможет забыть о хроническом дефиците хлеба, а за это время страна нарастит производственный потенциал, и урожайность резко вырастет.

Но после 1959 года стало ясно, что поднять агрокомплекс на целине не удастся. Каждый год распахивали все новые земли, в регион тянулись эшелоны с тысячами мобилизованных рабочих. Но за семилетку 1958-1965 года только в один год из семи на целинных площадях был выполнен план государства по заготовке зерна.

Средняя урожайность была низкой, что привело к высокой себестоимости зерна, которая на целине была в два-три раза выше, чем на Северном Кавказе, на Дону и Украине. Год за годом монокультура пшеницы засевалась на огромных территориях, из-за чего посевы получили обильное загрязнение сорняками, поэтому повышать урожаи и применять удобрения было невозможно.

К тому еще одно неоправданное ничем решение первого секретаря ЦК КПСС, по сути, добило зерновое производство в стране.

В конце мая – начале июня 1958 года «Правда», «Труд», «Социалистическое земледелие» и ряд региональных советских СМИ чуть ли не в унисон сетовали, что передача сельхозтехники колхозам, санкционированная правительством в конце марта того года, идет медленно. И, дескать, надо бы ускорить сей процесс, ибо он «…обеспечит крутой подъем сельского хозяйства, что является важнейшей задачей социалистического хозяйствования». Процесс-то, конечно, ускорили, но последствия того решения ускорили и системный кризис в советском агропромышленном комплексе (АПК). Продолжавшийся вплоть до распада СССР…

Действительно, с конца марта 1958-го у хрущевцев были развязаны руки для дальнейших «экспериментов», негативно сказавшихся на экономике, в том числе на оборонном производстве. А именно: 27 марта 1958 года на сессии Верховного Совета (ВС) СССР маршал Николай Булганин (1895–1975), председатель Совета Министров, был отправлен в отставку «по собственной просьбе». Главой правительства единогласно избрали Н.С. Хрущева по предложению тогдашнего главы Верховного Совета народных депутатов К.Е. Ворошилова. Таким образом, Хрущев окончательно избавился от оппонентов в руководстве страны, целенаправленно их устраняя. Тем более что они, включая Булганина, возражали и против других хрущевских «новаций». Кстати, через 2 года Маршал Советского Союза Булганин был понижен в звании до генерал-полковника…

Напомним, что против такого решения резко выступал Сталин еще в 1951-1952 гг., ибо уже в тот период Хрущев и «примкнувшие» к нему эксперты выдвигали данную идею (в ряде региональных СМИ). Сталин обоснованно считал, что колхозы не справятся с обслуживанием этой техники, и потому будут вынуждены наращивать свои долги перед государством для ее содержания, для приобретения запчастей и, тем более, новой техники, а также ввиду нехватки профильных технических кадров. Идея, вроде бы, сошла на нет, но уже в начале 1954 г. её реанимировали с помощью СМИ, ангажированных научно-технических конференций, «писем трудящихся». Хотя против продолжали высказываться Георгий Маленков, предсовмина в марте 1953 – феврале 1955 гг.; затем Н. Булганин, заменивший Маленкова на этом посту. И неудивительно, что они лишились этой должности ввиду разногласий с Хрущевым, в том числе и по «судьбе» МТС.

Экологическая катастрофа в результате вспашки целины
В результате бездумных действий на целине стала стремительно развиваться эрозия почвы. На начало 1960-х она уже превратилась в катастрофу для экологии региона. Ответственные лица были предупреждены специалистами о возможном развитии эрозийных процессов из-за распашки степей, не защищенных массивами леса, но это не было принято во внимание. Распахивали не только плодородные территории, но и засоленные участки, и легкие песчаные суглинки, которые легко выветривались.

В мае 1963 случилась настоящая экологическая катастрофа. Бури силой 35-40 м в секунду подняли и унесли на большие расстояния к подножию Саянских хребтов миллионы тонн плодородных целинных земель. Пыльные облака закрыли солнце, засыпали оросительные каналы, вдоль некоторых посадок образовались барханы до двух метров высотой.

Поселки и деревни оказались засыпаны землей, а распаханные почвы в сотни тысяч га были так сильно снесены ветрами, что обнажились материнские породы. Для приведения этих почв в норму потребуется 100-200 лет. Точная информация о повреждённых площадях до сих пор не обнародована, но считается, что это миллионы гектаров.

Почему молчали почвоведы
Когда началось освоение целины, почвоведы СССР и Казахстана провели экспедицию и, обследовав 100 млн. га, составили почвенные карты земель, где отразили растительный покров, водные источники, сырьевые ресурсы. Эти карты были представлены местным властям.

Сдув почвы стал следствием ошибочных, шаблонных действий партийных руководителей разного уровня. Ученые предостерегали от массового освоения земель, так как знали о ветровой эрозии почв. Сильные ветра дуют здесь до 30 и более дней в году, пыльные бури разрушительны для легких почв, не огражденных посадками. Но партийная номенклатура, к которой принадлежал и Л.И. Брежнев, стремилась лишь доложить наверх о перевыполнении плана по освоению, не обращая внимания на предупреждения об опасности распахивания огромных пространств. Итог этих действий известен.

Итоги проекта «Освоение целины»
Стало ли освоение целины провалом, или все-таки какие-то положительные моменты в этом присутствуют, вопрос спорный. Спустя время большинство возделанных целинных земель были заброшены. Но производство зерновой продукции и животноводство в этих районах не прекратилось. Помимо этого, освоение целины создало предпосылки для развития Казахстана, так как туда хлынули трудовые ресурсы, начался экономический подъем республики. Но хлеба в достатке при Хрущеве наш народ не увидел. А вот то, что зерно закупали за границей, причем у наших идеологических противников, все знали. Мне тоже довелось поесть хлеб из канадской муки в начале 60-х годов. Но все же больше зерна из Канады попало на Кубу и в страны восточной Европы, наших союзников по социалистическому лагерю.

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинарского занятия на тему: ««Оттепель» в СССР»

прошу направить меня на работу в казахстан для освоения целинных и залежных земель. Смотреть фото прошу направить меня на работу в казахстан для освоения целинных и залежных земель. Смотреть картинку прошу направить меня на работу в казахстан для освоения целинных и залежных земель. Картинка про прошу направить меня на работу в казахстан для освоения целинных и залежных земель. Фото прошу направить меня на работу в казахстан для освоения целинных и залежных земель

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Цикловая методическая комиссия общегуманитарных

социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

семинарского занятия № 3

Тип занятия: семинарское

Учебный предмет: История

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика

Количество часов: 2

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

План семинарского занятия № 3

Тема занятия: «Оттепель» в СССР.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика

Развивающая цель – формировать у студентов основ теоретического мышления, обучение приемам запоминания, развитие и умения сравнивать явления исторического события прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.

Воспитательная цель – формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности студента, научить студентов применять общие понятия, формировать у студентов воспитанной личности, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Междисциплинарные связи: философия, правовое обеспечение в профессиональной деятельности

Внутридисциплинарные связи: Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70гг. XX в.

Место проведения: аудитория 505

Тип занятия: семинарское

Количество часов: 2

Обеспечение занятия методическая разработка, мультимедийное оборудование.

1. Всемирная история новейшего времени: Учеб.пособие: В 2 ч. Ч. 2 – 1945 – начало XXI в. / И.О.Змитрович, Г.М.Кривощекий, М.Я.Колоцей и др. / Отв. ред. Л.А.Колоцей. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 207 с.

2. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.

4. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.

Студент должен уметь:

1. Применять полученные теоретические знания для анализа изучаемой темы.

2. Ориентироваться в политической, экономической и культурной ситуации в период «Оттепели» в СССР.

3. Формировать и развивать умения анализировать XX съезд партии, его историческое значение.

4. Выявлять отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте данного исторического времени.

5. Тв орчески воспринимать излагаемые сведения, анализировать, охарактеризовать национально-государственное развитие.

3. Раскрывать основные процессы политического и экономического развития в период «Оттепели» в СССР.

Студент должен знать:

2. «Новый курс Г.Маленкова».

3. XX съезд партии, его историческое значение.

4. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Антирелигиозная политика.

5. Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональны задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Организационный момент 2 мин.

Цели занятия (мотивация) 3 мин.

Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) 10 мин.

Практическая часть 55 мин.

Итоговый контроль 15 мин.

Задание на дом 2 мин.

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 3 мин.

Организационный момент. Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к семинарскому занятию.

2. Цели (мотивация) занятия:

сформулировать варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть после смерти Сталина. «Новый курс Г.Маленкова». Проанализировать XX съезд партии, его историческое значение. Раскрыть сущность усиление личной власти Н.С.Хрущева. Э кономические реформы Н.С. Хрущева. Рассмотреть основные тенденции развития в образовании.

3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

а) проверка знаний. Фронтальный опрос. Слушают вопросы преподавателя. Студенты отвечают на вопросы. (Приложение №1).

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы. Защита реферативной работы студентов. (Приложение №2).

в) подведение итогов контроля.

4. Практическая часть:

а) подготовка студентов к самостоятельной работе: объяснение выполнения тестового задания.

б) самостоятельная работа студентов: Задания в тестовой форме: 2 варианта по 16 вопросов в каждом. (Приложение №3). Вопросы для обсуждения (Приложение 4)

в) подведение итогов самостоятельной работы: оценивание выполненной работы – тестов

5. Итоговый контроль

7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов: анализирование работы каждого студента. Объявление оценок.

Вопросы для фронтального опроса

1. Назовите дату смерти И.В. Сталина.

2. Расскажите о борьбе за власть.

3. Дайте характеристику «Нового курса Г.Маленкова».

4. Охарактеризуйте XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева.

5. Расскажите сущность реконструкции органов власти и управления.

6. Кто вошел в состав политического триумвирата после смерти И.В. Сталина?

7.Годы руководства Н.С.Хрущева.

8. Что предполагает период «оттепель»?

9. Какую программу в области сельского хозяйства принял Н.С. Хрущев после визита в США?

10. Кто будет назначен новым первым Секретарем ЦК КПСС СССР после смещения Н.С. Хрущева?

11. Какие основные тенденции развития советской экономики.

12.Охарактеризуйте аграрную политику.

13. Охарактеризуйте социальную цену реформ.

14. Охарактеризуйте реабилитацию репрессированных.

Темы для рефератов и сообщений

« Наука в СССР (50-60е годы)».

«Культура в СССР (50-60е годы)».

1.Какой был главный результат борьбы за власть после смерти Сталина?

а) была пересмотрена экономическая политика

б) вся полнота государственной и партийной власти перешла в руки Хрущёва

в) произошли перестановки в руководстве партии

г) не было ни каких результатов.

2.Когда началось освоение целинных земель?

3.В чём различие программы Хрущёва от программы Маленкова в развитии С/х?

а) Хрущёв выступал за большую самостоятельность колхозов

б) Хрущёв предлагал увеличить производство зерновых за счёт целинных земель

в) были увеличены расходы на социальное развитие села

г) различие программы Хрущева от Маленкова в развитие с/х не было.

4.Укажите, какая культура считалась наиболее перспективной для внедрения в сельском хозяйстве после визита Советского руководства в США?
а) подсолнечник

5.Укажите, когда Украинское СССР, была передана Крымская область?
а) в 1953г.
б) в 1954г.
в) в 1955г.
г) в 1956г.

6. Какие из перечисленных событий относятся к периоду 1953—1955 гг.:

а) «ленинградское дело»

б) избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС

г) разоблачение культа личности И.В. Сталина

а) а, б, в; б) б, в, д; в) б, д, г; г) а, г, д.

7.Укажите какое явление хрущевской эпохи получило название «хрущевки»?
а) жилые дома
б) советские ракеты
в) трудовые пенсии
г) выращивание кукурузы

8.Какие мероприятия относятся к экономической политике проводимой Хрущёвым?

а) замена министерств совнархозами

б) ускоренное развитие предприятий лёгкой промышленности

в) эксперимент с введением хозрасчёта

г) заметные мероприятия в политике Хрущева не проводилось.

9. Какое из названных понятий стало распространяться в СССР в период «оттепели»?

10. Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе:

11. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил положение о:

а) необходимости принятия новой Конституции СССР

б) переходе к политике гласности

в) переходе к рыночным отношениям

г) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем

12. К последствиям ХХ съезда КПСС не относится:

а) всенародное обсуждение сталинской политики

б) проведение масштабных реабилитаций

в) уход в отставку правительства

г) последствий не было.

13. Результатом амнистии 1953 г. не является:

а) массовое освобождение политических заключенных;

б) повышение уровня преступности в стране;

в) повышение авторитета Берии.

14. Назовите дату смерти И.Сталина:

а) 5 сентября 1954г.

15. Какой политический деятель проводил антирелигиозную политику в конце 50-начале 60гг. ХХ века:

16. Какие из перечисленных ниже явлений и мероприятий связаны с деятельностью Н.С. Хрущева:

а) разоблачение культа личности И.В. Сталина;

б) возврат к сталинизму;

в) «оттепель» в культурной жизни;

г) концепция развитого социализма;

д) утверждение о построении коммунизма в ближайшие десятилетия?

А) а, б, в; Б) г, д, е; В) в, г, д; Г) а, в, д.

1. Назовите дату смерти И.Сталина:

г) 5 сентября 1954г.

2. Генеральные секрета ри ЦК партии. Кто является лишним в ряду?

3. Весной 1953 г. по инициативе Берия была проведена:

в) партийная конференция.

4. При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей?

5. Что из перечисленного характеризовало экономику СССР в 1960 – 1964 гг.?

а) деятельность совнархозов

г) частная собственность на средства производства.

6. Какие из перечисленных событий относятся к периоду 1953—1955 гг.:

а) «ленинградское дело»;

б) избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС;

г) разоблачение культа личности И.В. Сталина;

а) а, б, д; б) б, в, д; в) б, д, г; г) а, г, д.

7. Одним из соперников Н.С. Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957 гг. был:

8. Прочтите отрывок из заявления и определите, когда была принята упомянутая в нем программа.

«Прошу направить меня на работу в Казахстан для освоения целинных и залежных земель. Считаю для себя великой честью участвовать в практическом выполнении величественной программы партии и правительства по крутому подъему сельского хозяйства страны».

9. Какое событие произошло в СССР в 1953 г.:

б) школьная реформа;

в) денежная реформа;

10. К достижениям науки и техники в период с середины 1950-х до середины 1960-х гг. относится:

а) запуск первого искусственного спутника Земли;

б) совместный советско-американский космический полет;

в) создание сети Интернет;

г) создание атомной бомбы.

11. Кто из названных деятелей не участвовал в борьбе за верховную власть в партии и государстве после смерти И.В. Сталина:

12. Датой начала периода «оттепели» в СССР считается:

13. Назовите настоящую фамилию Иосифа Виссарионовича Сталина:

14. Какой политический деятель проводил антирелигиозную политику в конце 50гг.-начале 60гг. ХХ века:

15. На XX съезде КПСС был (а):

а) разоблачен культ личности Сталина

б) принята новая партийная программа

в) одобрен курс на перестройку

г) отстранен от должности Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев.

16. Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался периодом:

г) нового политического мышления.

Вопросы для обсуждения

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Н. С. Хрущев начал борьбу с «культом личности» и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти».

Используя исторические знания, приведите аргументы, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и аргументы, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:

— после смер­ти Сталина в пар­тии шла ост­рая борьба за власть между Берией, ко­то­рый выступил с ра­ди­каль­ной программой обновления, и Хрущевым, ко­то­рый истолковал ли­бе­ра­лизм Берии как стрем­ле­ние захватить власть;

— арест Берии дал Хру­ще­ву возможность укре­пить личную власть;

— по­ли­ти­ка «десталинизации» была наи­бо­лее привлекательным для об­ще­ства вариантом развития;

Аргументы в опровержение:

— культ лич­но­сти был осуж­ден как сред­ство борьбы за власть в выс­ших эшелонах власти.

«Политика советского руководства 1953-1964 гг. в области культуры качественно изменилась по сравнению с периодом руководства И.В. Сталина».

Аргументы в подтверждение:

1) Так в ли­те­ра­ту­ре стали под­ни­мать­ся вопросы, не­по­сред­ствен­но за­тра­ги­ва­ю­щие про­бле­мы сво­бо­ды творчества.

2) Ожив­ле­ние на­ча­лось во всех сфе­рах ху­до­же­ствен­ной культуры: в театре, кинематографе, жи­во­пи­си.

Аргументы в опровержение:

1) в об­ще­стве на­зре­вал со­ци­аль­ный про­тест;

2) культ лич­но­сти был осуж­ден как сред­ство борь­бы за власть в выс­ших эшелонах вла­сти.

«СССР после окон­ча­ния Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны мог развивать­ся по демо­кра­ти­че­ско­му пути».

Аргументы в подтверждение:

1) в ходе войны резко возросла инициативность людей, вынужденных часто принимать на войне решения, от которых зависела их жизнь;

2) усилившиеся во время войны контакты с союзниками по войне — США и Великобританией — расширили у части советских людей представления о западной демократии.

Аргументы в опровержение:

1) война приучила людей к воинской дисциплине;

2) начавшаяся «холодная война» пресекла все возможные тенденции к демократизации.

3) победа в войне считалась доказательством жизненности существующего режима, его «правильности».

4. Чем вы можете объяснить тот факт, что снятие лидера страны произошло совершенно спокойно, без политических потрясений? Кто был недоволен политикой Н.С. Хрущева?

5. Что вам известно о позиции и поведении Хрущева при отрешении его от власти?

( В некотором смысле это был лучший час Хрущева: еще 10 лет назад никто не мог предположить, что преемник Сталина может быть устранен таким простым и мягким методом, как простое голосование”. То же самое сказал и сам Хрущев. Вернувшись вечером домой, он бросил портфель в угол и сказал: “Ну вот, теперь я в отставке. Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы всех арестовать”. В этом и заключается главный итог правления Хрущева, его “звездный час” )

6. Выскажите свою точку зрения, используя начало следующих фраз. Свой ответ аргументируйте.

А) Я рад, что я не жил в эпоху.

Б) Я сожалею, что я не жил в эпоху.

7. Как охарактеризовал Н.С. Хрущев положение в сельском хозяйстве в 1953 году. Согласны ли вы с его оценками. Свою точку зрения аргументируйте.

Заполните таблицу положительные и негативные итоги правления Хрущева.

Реформа в промышленности

успешное развитие энергетики, топливной промышленности, химической, машиностроения.

лёгкая промышленность была второстепенной, в ней медленно внедрялись достижения НТР.

-повышение материальной заинтересованности колхозников

-списание долгов с колхозов и уменьшение налогов

— расширение самостоятельности колхозов

— укрепление материально-технической базы колхозов

— усиление административного давления на колхозы

— продажа техники колхозам

— необоснованный посев кукурузы

-ухудшение снабжения продуктами

— меры по улучшению жизни людей сочетались с повышением цен на продукты

-повышение минимальной заработной платы на 35%

-увеличение пенсии по старости в два раза и снижение на пять лет пенсионного возраста

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *