пропала гречка с прилавков
«Гречки нет»: Хроники того, как исчезает главный русский продукт Телеграм-канал, который расскажет, куда уже нет смысла идти за гречей
В рубрике «В закладки» The Village рекомендует сайты, инстаграм-аккаунты и телеграм-каналы — не обязательно популярные, но интересные, смешные или красивые. В этот раз знакомим с телеграм-каналом, посвященным исчезновению гречки — самого важного продукта для русских в кризисные времена.
Гречки нет
В интернете периодически возникают фотографии с пустыми прилавками, а некоторые магазины уже сообщили, что будут выдавать ограниченное число продуктов в одни руки. Телеграм-канал «Гречки нет» появился как реакция на продуктовую панику на фоне пандемии. В нем публикуют фотографии из магазинов, в которых уже исчезла гречка. Тем не менее автор канала скорее воспринимает его как ироничный онлайн-проект, не поддается панике и не скупает гречку. К чему The Village призывает и вас.
Мы делились в общем чате фотками пустых магазинных полок, удивляясь ажиотажу. Я посмеялась, что нужно создать канал «гречки нет». Идея нам зашла, и канал завели буквально за пару минут.
Мы собрали фотки и адреса у знакомых. Потом разослали посты друзьям. И так они разлетелись по телеграм-каналам. Уже через 15 минут после создания «Гречки нет» незнакомые люди стали присылать мне фотографии полок и адреса магазинов. Одна девушка даже поделилась фотографиями из Берлина. Там были пустыми абсолютно все полки.
Названа причина исчезновения гречки с прилавков: ученые обвиняют трейдеров
Дефицит растет, хотя «скандальная» крупа в этом году дала обильный урожай
Резкое подорожание овсянки заставило вспомнить о другой, сугубо русской крупе – гречке. Все еще помнят, как популярный продукт как корова языком слизала из магазинов весной, в начале пандемии коронавируса. А раз все чаще поговаривают о страшной второй волне COVIDа, значит, и над гречкой нависла угроза повторного попадания в список дефицитных товаров.
Впрочем, по словам ученых из Федерального научного центра зернобобовых и крупяных культур, в России гречка пропасть не может. Кроме того, что 2020 год — благоприятный для гречихи, она сейчас выращивается в десятках областей, даже не слишком подходящих для земледелия. Вместе с руководителем лаборатории гречихи Алексеем ФЕСЕНКО мы «заглянули» в закрома Родины и познакомились с самыми сенсационными сортами «скандальной» крупы, которые переживут и ливни, и засуху.
Во-первых, гречка, как традиционно наиболее требовательный к погодным условиям вид зерна пропадала еще в советское время. Иметь ее в запасе считалось почти традицией. Во-вторых, россияне существенно обожглись на ней в не таком уж далеком прошлом. В 2010 году, когда из-за сильной засухи погибла половина посевов, возникли естественные перебои с поставками крупы в торговую сеть, а цены подскочили до 50 с лишним рублей за килограмм.
Кто подстегнул урожайность гречки
За счет чего произошел скачкообразный рост, понять сразу не так уж просто. Увеличение урожая по стране – очень консервативная величина. Это все равно, что искать причину увеличения среднего возраста человека. Для этого должны быть веские причины.
А если смотреть с точки зрения урожайности, Алтай — не самый благоприятный край для гречихи, – значит, смена посевных площадей тоже не причина ее взрывной урожайности.
Где у крупы ахиллесова пята?
Сразу поясним, что термин «детерминантный» означает — «сорт с ограниченным ростом».
Высокий рост гречихи – это, по словам Фесенко, ее ахиллесова пята. Расти она может не ограниченно, особенно на фоне хорошей подкормки удобрениями. Пшеница, к примеру, на такой подход ответит ростом урожайности зерна, а гречиха – вытянется ввысь, но урожая хорошего не даст. Не в коня корм, получается.
Кроме того, по словам заведующего лабораторией, детерминацию роста можно сравнить и с генетическими «ножницами», которые словно «обрезают», ограничивают зону плодообразования гречихи.
В 2019 году в лидирующую десятку по занимаемым площадям в стране вошло шесть сортов Института зернобобовых и крупяных культур. Самые «яркие» из них «Диалог», «Девятка», «Дизайн». К слову, все свои детерминантные сорта селекционеры называют на «Д», это своеобразный знак качества.
Гречка от дизайнеров
Интересно, зачем у последнего, «Дизайна», ученые изменили окраску цветов? Вместо обычных белых лепестков на стебельках красуются цветы зеленого цвета.
Уход от засухи
Гречиха – очень требовательное к влаге растение. Ученым пришлось поломать голову над тем, как стабилизировать урожая гречихи в стране, несмотря на возможные засушливые сезоны.
Суть ее в том, чтобы наряду со среднеспелыми и позднеспелыми сортами, создавать скороспелые сорта, которые будут достигать уборочной спелости пораньше. Да, они могут быть менее урожайными, но в условиях засухи они успевают сформировать урожай быстрее, чем среднеспелые за счет быстроты созревания. Этот метод называется у селекционеров «уходом от засухи», – чтобы растение меньше по времени «просило» влаги и быстрее выдавало результат. В 2010 году, засушливом году, когда мы только испытывали скороспелый сорт «Темп», на некоторых сортоучастках он дал в два раза больше урожая, чем среднеспелые сорта, успев достигнуть спелости на 10 дней раньше наступления жесткой засухи. После его быстро распространили, и сейчас он, как и «Дизайн» входит в десятку сортов-лидеров.
Маленькая «Даша» дала рекордный урожай
Из тех сортов гречихи, что проходят сейчас сортоиспытания на нескольких десятках пашен в разных почвенно-климатических регионах нашей страны, мой собеседник выделяет рекордсмена по урожайности. Это короткостебельная «Даша», которая хорошо противостоит полеганию. Но кроме того это первый сорт с соцветием уменьшенного размера.
Зеленоцветковый сорт гречки.
В общем, за счет «урезания» цветочной шевелюры «Даши» селекционеры добились от нее 7 тонн гречихи с гектара. Это на 2 тонны больше установленного ранее рекорда.
– «Даша» дала абсолютный максимум в наше стране, и все за счет уменьшенных соцветий, поясняет ученый. – Такого не получается даже в условиях самого комфортного для растения, поливного земледелия.
Пластичная «Диана»
Стараются специалисты кроме высокоурожайных сортов создать наиболее экологически пластичные.
2020-й год для этого сорта — второй год испытаний. Пока дела у него идут хорошо. Ученые ждут внесения его в госреестр, который производится по результатам трехлетних испытаний.
Не надо нам татарской лапши
Достигнув хороших урожаев, селекционеры задумываются о повышении качества зерна.
– Сейчас готовимся районировать совершенно другой вид, – гречиху татарскую (это видовое название). Ее преимущество в большом количестве природного витамина рутина, – говорит агроном. – Сама по себе гречневая крупа — очень сбалансированный по аминокислотам продукт. Она обладает антираковым действием, способствует выводу радиации и очень благоприятно действует на сосуды. Последнее качество гречка приобрела из-за высокого содержания рутина, на который она очень богата. А в выведенном нами сорте гречихи татарской (ему пока не дали название) рутина в 100 раз больше, чем в других видах. Только была одна проблема — зерна этого сорта после сбора урожая не освобождались с легкостью, как другие, от пленки- околоплодника и не годились для изготовления крупы. Потому до последнего времени такая гречиха пользовалась успехом только у китайцев, которые перемалывали в муку и зерна, и пленку. Из такой муки, как известно, они готовят свою фирменную гречишную лапшу. Но у русских нет привычки потреблять гречишную муку, мы привыкли к крупе, и потому нам пришлось искать мутацию гречихи татарской у которой бы легко отшелушивались околоплодники. Теперь, когда такой вариант найден, мы готовы начать испытания нового сорта гречихи, который между собой называем «рутином на ножке».
Народный мониторинг: какова реальная ситуация с гречкой в магазинах
Журналисты РЕН ТВ запустили ежедневный мониторинг цен и наличия продуктов питания в сетевых супермаркетах в условиях пандемии коронавируса. Для отслеживания ситуации были выбраны одни из самых доступных для граждан торговых точек: «Ашан», «Дикси», «Пятерочка», «Магнит» и «Верный».
В сложившейся ситуации нагрузка на продуктовые магазины розничной торговли наблюдается почти во всех больших городах страны. Статистика показывает, что россияне стали чаще ходить по магазинам вместо того, чтобы соблюдать предписанные властями рекомендации по профилактике вирусной инвенции. Люди, несмотря на призывы, стараются закупить продукты впрок. Сказывается и тревожное настроение части населения, которое вылилось в многочисленные мемы, заполонившие Интернет, и отчасти в недостаток тех или иных продуктов на прилавках.
В московских супермаркетах гречка либо пропала совсем, либо исчез товар из дешевого сегмента
Как показали результаты исследования, дефицит товаров наиболее ярко выражен в столице.
В первую очередь, журналисты РЕН ТВ разобрались, как обстоят дела с гречневой крупой в российских магазинах. Как оказалось, при коронавирусе это самый труднодоступный товар.
Гречка
На данный момент в столичных сетевых магазинах «Ашан», «Дикси», «Пятерочка», «Магнит» и «Верный» практически невозможно купить гречку. Если она и появляется, то обычно это продукт премиум-класса по соответствующей цене. Но даже несмотря на это, он «уходит» с прилавков достаточно быстро.
Цены, зафиксированные сегодня, позволяют с позитивом смотреть в будущее. Возможно, ситуация будет меняться в лучшую сторону благодаря принятым мерам государственного реагирования, но в трех из пяти популярных сетях супермаркетов в столице гречку все еще найти не удалось.
В регионах ситуация с этим «продуктом апокалипсиса» получше. Однако цены на товар скачут. В Ростове-на-Дону 19 марта гречку можно было приобрести за 35-40 рублей. На следующий день – уже за 40-44. Затем товар из самого дешевого сегмента постепенно стал пропадать.
22 марта можно считать гречневым днем в Ростове-на-Дону. Гречка была на прилавках «Ашана» (77,80 руб. за килограмм), «Пятерочки» (79,99 руб.), «Магнита» (89,90 и 82,90 руб.). В Екатеринбурге покупатели могли найти заветный товар в «Верном» (42,99 руб.) и «Магните» (40,59 руб). В Новосибирске гречневая крупа продавалась в «Ашане» (97 руб. за килограмм), «Пятерочке» (67,99 руб. за килограмм). В Самаре пакеты гречки были только «Магните» (61,90 руб. за упаковку).
Несмотря на нестабильную ситуацию с гречкой в российских магазинах, есть надежда, что ситуация улучшится. Борьба с распространением коронавирусной инфекции привела к усилению государственного регулирования сельского хозяйства. С 20 марта в России ввели временное ограничение на экспорт всех видов крупяных изделий. То есть гречка будет оставаться в нашей стране.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба стала жестче реагировать на нарушения закона о торговле. Территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 23 марта переходят на усиленный режим работы по мониторингу и выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты и товары.
Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку нового коронавируса пандемией. На данный момент число заразившихся во всем мире превысило 300 тысяч человек. Большинство пациентов выздоровели, однако свыше 13 тысяч скончались.
Коричневое чудо: почему россияне сметают гречку с прилавков
В России продовольственная паника. Напуганные коронавирусом, люди скупают туалетную бумагу, масло, макароны и, конечно, гречку. В трудные времена в России гречка всегда исчезает первой. Ее называют показателем стабильности в стране. Выяснили, почему россияне так привязаны к этой крупе.
Что происходит?
На волне растущей паники из-за пандемии коронавируса россияне массово закупают продукты. Соль, сахар, макароны, туалетная бумага — все сметают практически мгновенно. И, как это у нас в стране обычно бывает, одной из первых с прилавков пропадает гречка.
У нас в стране генетический комплекс, если что-то случается — сразу пропадает гречка. Как будто ничего кроме гречки есть не будут, — делится сотрудник одного из магазинов сети «Пятерочка» с корреспондентом «Новой газеты».
Средний счет в продуктовых магазинах увеличился с привычных нескольких сотен до нескольких тысяч. Тем не менее о дефиците товаров говорить еще очень рано, а временно пустые прилавки вызваны внезапным ажиотажем. Магазины просто не успевают за россиянами, а на то, чтобы доставить новый товар, нужно время.
Объемы продаж — стандартные, заказы локальных и федеральных сетей не увеличивались. Мы следим за новостями, видим, что в сети сеют панику. На деле же если в нескольких магазинах и разобрали гречку, не думаем, что это приведет к увеличению спроса. Проблема надумана, — комментирует ситуацию директор по продажам одной из крупнейших компаний-производителей муки и круп «Алтайская сказка» Александр Писарев для РИА Новостей.
В Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров тоже успокаивают. В «Руспродсоюзе» утверждают, что дефицита опасаться не нужно, потому что в России производство сильно превосходит потребление.
Тем не менее первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что власти готовы ограничить экспорт продовольствия, если в этом будет необходимость.
Почему гречка?
Для россиян гречка — национальный продукт. Так сказать, исконно русский — ну почти. В Древнюю Русь гречневая крупа попала примерно в IX–X веке, из Византии. Собственно, свое название гречка получила как раз благодаря своему греческому происхождению. А вообще, родина растения — Северная Индия и Непал.
Гречка очень быстро полюбилась славянскому народу. Выращивать ее было просто, она не требовала особого ухода и удобрений, вызревала быстро — менее, чем за два месяца. Сейчас гречка является одной из самых дешевых круп в России, что тоже добавляет ей популярности среди населения.
Но говорить, что гречку любят только в России, было бы неправильно. Помимо России, гречку употребляют в пищу в Японии, Китае и других странах Дальнего Востока. Хотя там чаще едят не гречневую кашу, а блюда из гречневой муки, например, лапшу.
В Европе и США, однако, гречка считается пищей бедняков или тех, кто очень хочет похудеть. Гречневую крупу, разумеется, можно найти на магазинных прилавках, но чаще ее используют для корма скота и домашней птицы.
Гречку у нас еще любят за ее продолжительный срок хранения — 20 месяцев в закрытом виде и четыре в открытом. К тому же, гречка хорошо сочетается с мясом, овощами, соусами и рыбой. Ее можно подавать на завтрак и как гарнир на обед и ужин. На случай апокалипсиса, который рисует себе в головах россияне, гречка — то, что нужно.
Психологическая соломинка
Психолог Анастасия Рубцова рассказала изданию «Такие дела», что гречка — это наша реакция на стресс. Когда мы паникуем, у нас нет времени рассуждать логически, мы действуем по инерции, по давно сложившимся алгоритмам. Нам кажется, что в кризисные времена всегда скупали гречку, вот и мы сейчас ее скупаем, потому что паникуем.
Тело реагирует быстрее, чем голова. Во времена ужаса и тревоги психика мгновенно переходит в режим комендантского часа: вспоминаем, что помогло всем нашим предкам выжить в чуме и войнах, и действуем строго по алгоритму. Никакой самодеятельности. Мозг еще очень нескоро переучится, хотя сейчас мы живем в мире перепроизводства и перепотребления еды, — пишет Анастасия
Психолог называет гречку, антибактериальный гель, макароны и все, что россияне сейчас в панике сметают с полок, «психологическими соломинками». Они помогают нам успокоиться и почувствовать себя в безопасности, готовыми к любым бедам.
Кстати не все скупают гречку ради ощущения безопасности. Например, художник из Петербурга сделал из пакетов крупы, спичек и рулонов туалетной бумаги инсталляцию с призывом россиян не паниковать. Но дворникам она не понравилась.
«Без гречки мы точно не умрем»: что будет с магазинами и онлайн-доставкой во время коронавируса?
Эпидемия коронавируса заметно отразилась на мировой торговле. Коснулось это и России: из магазинов стремительно исчезают гречка и туалетная бумага, а службы онлайн-доставки не справляются с нагрузкой. Для тех, кто все же отваживается выйти в магазин, в некоторых супермаркетах прямо у входа выставляют тележки с уже готовым «набором для выживания»: как правило, это несколько пачек гречки, пара упаковок туалетной бумаги, мука, масло и влажные салфетки. Как ни странно, но это работает: многие люди, боясь заразиться, не идут в торговый зал, а хватают заветную тележку и мчатся к кассе, даже несмотря на то, что гречка там часто лежит не самая дешевая (да и зачем вообще ее столько?).
В интернете дела обстоят не лучше. Некоторые онлайн-магазины уже начали наживаться на людской панике и продают санитайзеры и медицинские маски по четырехзначным ценам. Что ждет нас дальше – подорожание вообще всех продуктов или просто полное их отсутствие? Почему так плохо работают сервисы онлайн-доставки? И, наконец, почему именно гречка? На эти и другие животрепещущие вопросы мы ответим в этой статье.
Люди видят пустые полки и думают: «Надо что-то взять»
«Продажи отдельных групп товаров значительно увеличились. Внутренние процессы торговли не успевают за этим ажиотажным спросом, – сказал в интервью «МИР 24» председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. – Понятное дело, что сейчас все напрягаются: ритейлеры вместе с поставщиками стараются обеспечить усиленную частоту поставок. Просто опять же подчеркну, что спрос в отдельных группах [товаров] увеличился до 10 раз, что достаточно серьезно. Персонал торговых организаций просто физически не успевает выкладывать и подвозить товар. Вплоть до того, что какой-то товар даже паллетами вывозится в торговый зал и люди сами его разбирают.
Ситуация нормализуется, и я думаю, что спрос просто потихонечку сойдет на нет, когда люди увидят, что так или иначе прилавки регулярно пополняются. Скорее всего, этот повышенный спрос растянется еще где-то в районе одной-полутора недель, после чего люди, убедившись, что на полках хуже с товарами не стало, успокоятся».
Карпов добавил, что с точки зрения ценообразования, серьезных изменений пока не наблюдается. Многое зависит от поставок.
«С точки зрения цен, есть возникающие повышенные затраты, в том числе у поставщиков. Изменение цен в поставке может незначительно отражаться на цене на полке, но каких-то значительных изменений нет. Наблюдаются небольшие колебания в районе 5-10%, что, в принципе, в текущих условиях вполне нормально», – заверил Карпов.
Что же происходит в мире онлайн-торговли? Здесь, как многие уже заметили, далеко не все действуют добросовестно. Сам Андрей признался, что кое-где цены выросли на 1000% и выше. Так, на некоторых сайтах можно найти упаковку гречки за 1500 рублей, и это далеко не предел. Но Карпов призывает не паниковать: в конце концов, и в мире оффлайна продукты пока еще есть.
«Я бы не сказал, что это все страшно. Ведь в магазинах та же гречка спокойно за 100 рублей продается. Проблемы нет! Без гречки-то мы точно не умрем. Всегда есть куча альтернативных товаров. Некоторые уже смеются над тем, что у нас рис, гречку и макароны берут, а какие-то альтернативные вещи типа бобов, гороха и прочего пользуются меньшим спросом, и они на прилавке есть!
Поэтому это некий привнесенный хаос, когда люди не понимают, что нужно делать. И вот они заходят в соцсети, видят там пустые полки и думают: «Надо что-то взять». Приходишь в магазин – а что брать? Люди этого сразу не понимают, поэтому берут самое простое и понятное – гречку, рис и макароны. Туалетная бумага – это западная истерия, которая полнится фотографиями оттуда. Поэтому она тоже попадает в список того, что нужно брать. Все берут туалетную бумагу – значит, и мне нужно взять туалетную бумагу», – объясняет эксперт.
А вот моду выставлять перед прилавками тележки с уже готовым набором продуктов Карпов считает сомнительной затеей, и вот почему.
«Честно говоря, я не очень понимаю эту фишку. У потребителей все-таки так или иначе отличается корзина потребления, даже исходя из количества проживающих в семье. Если вы думаете, что это делается, чтобы человек меньше ходил по магазину, то это точно не так. Ему ведь все равно, например, нужен хлеб или еще что-то, и он все равно так или иначе побежит в зал. Я думаю, это просто попытка маркетологов угадать, что необходимо потребителю, и предложить какую-то готовую корзину продуктов», – считает спикер.
При этом он признает: сейчас в стране действительно немало людей, которые очень сильно опасаются всего и вся, и как раз им такие корзины могут помочь – по крайней мере, удовлетворить спокойствие.
«Может быть, они не захотят идти в торговый зал, а просто возьмут эту корзинку и сразу же пойдут на кассу. Но в этом тоже нет ничего плохого. Всегда хорошо, когда есть какое-то предложение, это – одно из предложений. А дальше уже, если человеку удобно, он им воспользуется», – заключил Андрей Карпов.
Основная проблема – это логистика
Тем временем сервисы онлайн-доставки испытывают небывалые нагрузки. Многие магазины предлагают привезти продукты на дом не раньше, чем через неделю, ассортимент товаров тает, а цены нет-нет да поднимаются. Очевидно, что к подобному развитию событий никто не был готов, комментирует эксперт Торгово-промышленной палаты России, ментор по интернет-торговле и маркетингу Илья Тимошин.
«На самом деле еще неделю назад все было спокойно, но сейчас это просто какой-то трэш, – признает Тимошин. – Сейчас, скорее всего, многие крупные компании переформатируют сам подход к ведению бизнеса. Основная проблема, с которой все столкнулись – это логистика. В е-коммерсе самый важный блок – это оперативная логистика. Люди у нас боятся за свое здоровье, и, наверное, это хорошо, чтобы инфекция сильно не распространялось. К тому же, онлайн-доставка – это комфортно. Поэтому спрос вырос. Как с этим будут справляться? Я думаю, сейчас логистические компании будут подстраиваться под этот формат, потому что компании, которые занимаются непосредственно продажей, не справляются – у них не хватает штата и бешеные очереди. И для них единственный выход – это не свою логистику укреплять, а брать уже существующие узконишевые компании, которые занимаются только логистикой интернет-заказов, и коллаборироваться с ними».
По его прогнозу, рост спроса на онлайн-доставку в ближайшее время будет только расти, пока ситуация с эпидемией не улучшится. Но в этом есть и свои плюсы, считает Илья.
«Мне кажется, что это на самом деле правильно и классно. Люди более продвинутые давно пользуются доставкой продуктов и всего остального, потому что смысла тратить на это время, особенно в Москве, никакого нет. Сейчас просто процесс интеграции нашей жизни в интернет ускорился благодаря коронавирусу.
Проблема, скорее всего, в том, что будет нехватка ассортимента. То есть, например, по вашей заявке придет только половина продуктов и к тому же не быстро. Поэтому нужно быть готовым и формировать свою продуктовую корзину заранее, хотя бы за неделю. Потому что дальше сроки доставки будут только увеличиваться, и наполняемость вашего заказа будет уменьшаться, потому что товара будет все меньше и меньше», – предупреждает Тимошин.
Что же до ритейлеров, которые завышают цены или увеличивают минимальную сумму заказа, то их, по словам спикера, ждет суровое наказание от властей. По крайней мере, в Москве для этого ежедневно предпринимаются жесткие меры.
«Буквально на днях им всем за это прилетело сверху. Хорошо, что у нас есть оперативный штаб во главе с Сергеем Собяниным, который как раз занимается всей этой проблематикой. И там они мониторят вообще все! Вот этих наглецов, которые начинают пользоваться положением и с людей деньги собирать, они быстро приземляют, причем в жестком режиме, моментально это делается. Оперативный штаб мониторит не только ситуацию в Москве, стране и в мире, а еще и ситуацию с рынком – как рынок относится к потребителям, поднимаются ли цены. Радует, что государство в первую очередь заботится о человеке.
Конечно, будут какие-то подъемы цен, потому что есть компании, которым, как говорится, война – мама родная, для них главное – заработать на людях. Но большинство компаний все-таки имеют человечный подход и идут навстречу покупателям. Реальность просто в том, что не была рассчитана операционная деятельность и не были настроены процессы под такой объем. Но я думаю, что это все очень быстро поменяется, потому что онлайн-ритейлеры оперативно реагируют и умеют перестраиваться. Много бизнесов сейчас в связи с вирусом оказались на грани. Те, кто смог перестроиться в новой реальности, уже по новой модели работают. А те, кто не смог, скорее всего, схлопнутся и вряд ли выживут», – подытожил эксперт.