продукты обогащенные витаминами и микроэлементами в школьном меню
Продукты обогащенные витаминами и микроэлементами в школьном меню
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: Как формировать меню здорового питания для школьников
Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.
Как правильно накормить школьника?
2. Включите в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто-и бифидобактериями.
3. Не включайте в меню основного питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда, являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.
6. Проводите оценку разработанного меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций, калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите корректировку меню.
7. Когда меню разработано, определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.
Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности
Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам, без которых организм существовать не может. Организм человека не синтезирует витамины и минеральные вещества и должен получать их с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, разнообразным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и в легкоусвояемой форме.
В период школьного времени на детей оказывается постоянная умственная нагрузка. Это время активного роста и процесс созревания физиологических и психологических сторон гармоничной личности и индивидуума. Поэтому, несмотря, на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, все же есть существенные различия. Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых при расчете на 1 кг массы значительно выше.
Количество витаминов и микроэлементов, необходимое для употребления школьниками, определены суточными нормами. Если витамины поступают в организм в количествах, ниже суточной нормы, то развивается такие состояния, как гиповитаминоз или авитаминоз. Недостаточно «витаминизированная» пища может привести к отставанию в физическом и умственном развитии школьника. Дополнительный вклад в дефицит витаминов детских рационов вносит употребление большого количества рафинированной, калорийной пищи: белого хлеба, кондитерских изделий, некоторых жиров и т.д.
В подавляющем большинстве случаев возникновение авитаминозов и гиповитаминозов происходит в зимнее и весеннее время, характеризующимся недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов, зелени, богатых витаминами С, Е, группы В, фолиевой кислотой, бетта-каротином, витамином Р и др.
Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся и период интенсивного роста и развития у ребенка, и интенсивная нервно-психическая нагрузка (например, подготовка к экзаменам).
Минеральные вещества необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, секретов, гормонов, участвуют в процессах обмена, поддерживают неизменным состав крови, придают крепость костям.
Приведем примеры симптомов авитаминозов вследствие нехватки некоторых витаминов и минеральных веществ:
• Рахит у детей, быстрая утрата стройной фигуры во взрослом состоянии, боли в костях – вот следствие неправильного питания, дефицита кальция в сочетании с витамином Д.
• С дефицитом витамина А значительно снижается острота зрения в сумерках, появляется сухость и высыпание на коже.
• Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, вялости, болям в мышцах.
• Дефицит витамина К проявляется геморрагическим симптомом.
• Дефицит йода у младших школьников сопровождается нарушением возрастного развития, ростом заболеваемости, снижением успеваемости, ведет к психологическим срывам. В подростковом возрасте гормоны щитовидной железы играют чрезвычайно важную роль, так как обеспечивают созревание всех органов и систем. Поэтому потребность подростка в йоде существенно возрастает.
Витамины довольно неустойчивые соединения, велики их потери при приготовлении пищи. Витамины надо всячески щадить при приготовлении пищи, хранении продуктов, транспортировке.
Говоря о витаминной ценности детского питания путем увеличения потребления овощей и фруктов, нельзя забывать, что в них содержится далеко не все витамины. Овощи и фрукты богаты главным образом витамином С, каротином, фолиевой кислотой и биофлавоноидами (витамин Р). Всеми другими витаминами овощи фрукты бедны, и мы получаем их из продуктов животного происхождения.
Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих принципах:
• Рацион питания школьника должен быть разнообразным, сбалансированным, с обязательным включением большого количества овощей, фруктов, зелени.
• Рациональная кулинарная обработка продуктов, правильная транспортировка и условия хранения продуктов;
• Дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.
Указанные профилактические мероприятия существенно улучшат витаминное обеспечение и здоровье школьника.
Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.
Заботиться о правильном питании собственного ребенка—обязанность родителей.
Продукты обогащенные витаминами и микроэлементами в школьном меню
Для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.
Анализ состояния здоровья школьников Республики Алтай по итогам 2018 года показал, что в структуре заболеваний школьников республики более 40% приходится на так называемые факторы «школьного риска» (нарушения осанки, зрения, нервной системы, болезни желудочно-кишечного тракта). Питание является ключевым фактором, влияющим на качество физического развития школьников, определяющим нормальный рост и развитие ребенка, является.
Одной из проблем в организации питания школьников республики является несбалансированность рационов питания: на низком уровне остается потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как молоко и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, при избыточном потреблении мучных изделий и картофеля. В рационах школьного питания мало используются продукты повышенной пищевой и биологической ценности (обогащенные в процессе их производства витаминами).
Многие родители считают, что в деле устройства питания школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Однако важно знать и понимать принципы рационального питания, и правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка:
— четкий режим питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усваиванию пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний. Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приема пищи: Первый завтрак – дома в 7.00 – 8.00; Второй, завтрак – 10.30-11.00; Обед – в13.00 – 14.00; Полдник – в 16.30 – 17.00; Ужин – 19.00-20.00не позже, чем за полтора часа до сна. Для детей, обучающихся во вторую смену: Завтрак – 7.00-8-00; Обед – 12.00-12-30; Полдник – 15-00; Ужин – 20-00 – 20-30;
— обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла;
— обеспечение высоких органолептических и эстетических качеств блюд, составляющих рацион, избегать монотонности и однотипности меню для предотвращения приедаемости;
— щадящая кулинарная обработка, обеспечивающая микронутриетную сохранность продуктов при приготовлении блюд (запекание, варка, приготовление на пару), ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре;
— приготовление блюд преимущественно из свежих продуктов, с соблюдением сезонности, допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты;
— обеспечение биологической безопасности питания;
— обеспечение достаточного временного резерва для неспешного приема пищи. Необходимо выделять не менее 20-30 минут для каждого основного приема пищи и 10-15 минут для перекусов.
Наиболее распространённые ошибки в организации питания школьника:
— питание преимущественно полуфабрикатами. Конечно, готовые блюда, которые нужно только разогреть в микроволновой печи существенно облегчают жизнь родителям. Но такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища;
— использование в качестве перекуса высокоуглеводистых продуктов. Красочно оформленные сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные чипсы, соленые орешки являются привлекательными для детей в силу своей ценовой доступности и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор при приобретении перекуса, дети чаще всего отдают предпочтение именно этим продуктам. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты, орехи;
— дефицит употребления рыбы. В среднем российский школьник ест рыбные блюда не чаще двух раз в месяц. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю, для обеспечения организма полноценным белком и йодом;
— недостаточное употребление овощей и фруктов. Желательно ежедневно употреблять не менее 300 г. фруктов и 400 г. овощей в день для обеспечения организма достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов;
— употребление кофеин содержащих энергетических напитков. Часто этим грешат старшие школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита и язвенной болезни; выраженное стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но, и может стать причиной развития судорожного синдрома.
Уважаемые родители! Не забывайте, что питание школьника при грамотной организации должно обеспечить организм учащихся детей всеми пищевыми ресурсами, обеспечивающими полноценное развитие растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок. Самой хорошей мотивацией для формирования привычки к правильному питанию является, в первую очередь, пример родителей и близких родственников.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 652 гостей онлайн |