продолжительность делового приема рабочий завтрак составляет
Официальные приемы этика бизнеса
Официальные приемы необходимы для развития деловых отношений и для установления дружеских связей между руководителями и подчиненными.
Цель приема наладить контакты, а также обменяться мнениями и информацией в неофициальной обстановке. От правильной организации приема зависит очень многое.
В наши дни успех бизнеса почти всецело зависит от умения наладить деловые отношения, неофициальная атмосфера и дополнительное время, потраченное на обед с партнером, должны гораздо эффективнее способствовать вашей карьере, чем короткие встречи впопыхах, в офисе, на улице, в общественных местах или безликие телефонные разговоры.
Виды официальных приемов
Основными видами официальных приемов являются завтрак (Lunch), обед (Dinner), обед-буфет (Buffet Dinner), ужин (Supper), а-ля фуршет, коктейль.
Официальные приемы по времени проведения делятся на дневные и вечерние. В соответствии с формой обслуживания приемы могут быть с рассаживанием за столом или без него.
Наиболее почетные виды приемов являются завтрак, обед и ужин. Каждый из этих приемов делится на две части. Сначала встречают и приветствуют приглашенных, гости общаются и знакомятся друг с другом, ведут частные и общие беседы. Гостям проходят на предназначенные им местах за банкетным столом, предлагают аперитив. Слово «аперитив» в переводе с французского означает «вызывающий аппетит».
Бранч
Бранчем это прием, который проводят между завтраком и ланчем. Отсюда и название: первые буквы берутся от слова «breakfast» («завтрак»), остальная часть – от слова «lunch» («ланч»). Этот прием, проводят в выходные дни. На него вы можете приглашать друзей с семьями, включая детей. Такой прием помогает поближе познакомиться с коллегами в свободной дружеской обстановке. Бранч также иногда проводят на даче, так как обычно он устраивается в выходные дни. К одежде не предъявляется жестких требований, однако необходимо учитывать, что в утренние часы приема косметика, драгоценности и духи
неуместны.
Коктейль
Этот прием устраивается между 17.00 и 20.00. Его продолжительность – около 2 часов. Особенностью коктейля является то, что он проходит стоя.
На приглашении обязательно указывается время начала и окончания приема, например 18.00–20.00. Это значит, что приглашенные гости могут приходить и уходить в любой час указанного промежутка времени.
Коктейль является самой распространенной формой приема во многих странах, так как очень удобен для занятых людей. Его можно устраивать в качестве ответа на приглашение. На коктейль вы можете приглашать любое количество гостей. Сам прием может быть как очень скромным, так и весьма изысканным. Формой одежды для коктейля является повседневный костюм или платье, если в приглашении не даны иные указания.
Этот прием проводится в то же время, что и коктейль, то есть с 17.00 до 19.00 или с 18.00 до 20.00. Однако, в отличие от коктейля, на приеме а-ля фуршет подается намного больше закусок при одинаковом количестве напитков. Часто эти два приема совмещают, предлагая большой выбор напитков и множество закусок.
Подготовка к приему
Необходимо тщательно всё организовать, а именно:
• определение даты приема;
• выбор вида приема;
• составить спискок приглашенных;
• разослать приглашения;
• составить план рассаживания гостей за столом;
• составить меню;
• сервировка стола и обслуживание гостей;
• украшение места для приема;
• выбрать музыку.
Смирнов Г.Н., Этика бизнеса, деловых и общественных отношений
ВИДЫ ДЕЛОВЫХ ПРИЕМОВ
ЦЕЛЬ ИЛИ НАЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРИЕМОВ
Деловые приемы хотя и имеют более свободную, раскованную атмосферу, нежели деловая встреча или деловые переговоры, однако преследуют ту же самую цель: заключение взаимовыгодных сделок.
Полуофициальная обстановка приемов позволяет присутствующим завязать полезные знакомства, обсудить в целом будущие выгодные для участвующих партнеров контракты, расширить и углубить уже имеющиеся контакты, обменяться взглядами и мнениями, позволяющими лучше узнать экономические, финансовые и прочие позиции и притязания будущих партнеров, их особенности в организации дела. Кроме того, для опытного бизнесмена наблюдение за поведением, поступками приглашенных на прием может быть источником информации, которая в свою очередь послужит одной из базовых составляющих при принятии решений о заключаемой сделке.
Очевидная польза от организации приема состоит еще и в следующем: иногда переговоры между двумя фирмами затягиваются, возникает тупиковая ситуация, когда ни одна, ни другая сто-
Кроме этой цели есть и другая: отпраздновать юбилей фирмы, достижение значительных финансовых результатов, расширение сферы деятельности фирмы, поскольку это дает повод провести время в непринужденной, радостной обстановке.
На выставках, ярмарках и других торговых мероприятиях, как правило, также устраиваются деловые приемы с целью создания благоприятных неформальных условий для развития партнерства.
Деловые приемы можно классифицировать следующим образом:
• приемы, проходящие сидя, с наличием посадочных мест;
Кроме того, приемы можно разделить на дневные (рабочий завтрак, завтрак) и вечерние ( коктейль, бокал шампанского, обед).
Дневные приемы:
1. Рабочий завтрак:начало в 8.15-9.00. Длительность- от 30 минут до 1 часа.
Алкогольные напитки не подаются, меню ограничено, супруги бизнесменов не приглашаются.
В целом дневные приемы носят менее торжественный и более деловой характер, чем вечерние.
Вечерние приемы:
5. Буфет-обед— прием, начало которого назначается примерно на 18-20 часов. Принципиальное отличие от приемов «коктейль» и «а ля фуршет», кроме времени начала и продолжительности (2,5-3 часа), в том, что хотя кушанья и приборы находятся на большом столе, играющем роль буфета, однако этот прием проходит не стоя, а сидя. В зале устанавливаются столы, и приглашенные, самостоятельно выбрав закуски, садятся за столы. Поскольку в этом случае усаживаться за один длинный стол было бы неудобно (тарелки в руках у гостей, разное время занятия места за столом), столы ставятся таким образом, чтобы за каждым могли разместиться 4-6 человек.
Хотя это и вечерний прием, однако смокинг и вечернее платье не обязательны, поскольку прием предполагает самообслуживание, гостья в вечернем платье будет чувствовать себя неудобно, шествуя с тарелкой по залу в поисках места.
Продолжительность делового приема рабочий завтрак составляет
История официальных приемов насчитывает не одно столетие. О том, насколько значимыми были такие мероприятия, можно судить по дошедшим до нас документам, книгам, а также фильмам, снятым на их основе.
Одна из самых известных историй организации приема связана с именем французского кулинара и управляющего Франсуа Вателя, жившего во времена Людовика XIV 1 («Короля-Солнце»). Знаменитый повар должен был произвести впечатление на этого избалованного роскошью правителя и отстоять честь своего хозяина.
С тех пор многие правила и традиции изменились, но приемы по-прежнему требуют тщательной подготовки и знания всех тонкостей их организации. Так что же нужно учесть, чтобы с блеском провести подобное мероприятие в наше время?
ВЫБИРАЕМ ВИД ПРИЕМА
Выбор вида приема зависит от повода, целей мероприятия и финансовых возможностей принимающей стороны.
Поводом для делового приема может стать национальный праздник, годовщина какого-либо выдающегося события, торжественное корпоративное мероприятие, визит иностранной делегации или высокого гостя. Организовать прием можно и без торжественного повода – в рабочем порядке.
Деловые приемы помогают укрепить отношения с партнерами по бизнесу (в том числе и зарубежными), официальными лицами. Они могут быть направлены на заключение взаимовыгодных соглашений.
Атмосфера на деловых приемах более свободная, раскованная, чем на деловых встречах и переговорах. Тем не менее, организовывать и проводить официальный прием следует, руководствуясь правилами делового и дипломатического протоколов и этикета.
Официальные приемы подразделяются на дневные и вечерние, а также приемы с рассадкой за столом и без нее. В международной практике дневные приемы принято считать менее торжественными, чем вечерние.
Дневные приемы:
Начало приема: 12:00–13:00.
Продолжительность: около 1 часа.
Особенности: обычно проводится по случаю национального праздника, прибытия или отъезда почетных гостей, открытия выставки, окончания переговоров. Это наиболее простой в подготовке и наименее почетный из всех видов приемов. Он проходит без рассадки за столами (стоя).
Меню и обслуживание: помимо шампанского (вина) другие напитки обычно не подают (за исключением соков и минеральной воды). Количество напитков определяют из расчета 1 бутылка на 6–7 человек.
В качестве закусок преподносят поджаренные орешки, шоколад, маленькие пирожные и бутерброды (канапе и тарталетки), фрукты.
Угощения разносят официанты или сотрудники компании, привлеченные к организации мероприятия, включая секретаря.
Форма одежды: деловой костюм.
Начало приема: 12:00–15:00.
Продолжительность: 1–1,5 часа (45–60 минут за основным столом, 15– 30 минут за кофе, чаем). Первым покидает прием главный гость.
Особенности: обычно проводится по случаю визита почетных гостей, годовщины договоров, других юбилейных дат. Во время «завтрака» могут обсуждаться деловые вопросы.
Меню и обслуживание: во время приема подают одну-две холодные закуски, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо и десерт (мороженое, фрукты, кондитерские изделия). Первые блюда (супы) в меню не включают.
Из напитков гостям предлагают соки и минеральную воду, а по окончании – кофе или чай. Кофейный или чайный стол сервируют заново там же, где проходил завтрак или, если позволяют условия, в отдельном помещении, перейти в которое гостям предлагают хозяева приема.
Форма одежды: повседневный костюм, деловое платье.
Начало приема: 17:00–19:00. На приглашении указывается время начала и окончания приема (например, 17:00–19:00 или 18:00–20:00).
Продолжительность: около 2 часов. Приглашенные могут приходить и покидать прием в любое время.
Особенности: прием проходит стоя. В отличие от «фуршета», общие столы обычно не накрывают – угощение на подносах разносят официанты.
Этот прием удобен тем, что все присутствующие могут свободно общаться друг с другом (только не нужно злоупотреблять длительной беседой с одним гостем).
Меню и обслуживание: за несколько минут до начала приема откупоривают бутылки с напитками, готовят несложные коктейли. Бокалы заполняют на две трети объема и размещают на столах.
Особое внимание стоит обратить на ассортимент и оформление закусок. Лучше всего предложить маленькие бутерброды, кондитерские изделия, фрукты. Угощение не должно быть обильным. Во время «коктейля» общие столы обычно не накрывают – угощение на подносах разносят официанты.
Форма одежды: повседневный костюм, деловое или коктейльное платье.
Начало приема: 17:00–19:00
Продолжительность: около 2 часов.
Особенности: подготовка «фуршета» аналогична организации «коктейля», но для «фуршета» накрывают общие столы с угощением.
Меню: на приеме подают различные холодные закуски, кондитерские изделия и фрукты. На столах или в специально организованном буфете могут быть выставлены прохладительные и слабоалкогольные напитки. В конце приема обычно преподносят десерт, чай и кофе.
Форма одежды: повседневный костюм или деловое платье.
Начало приема: 19:00–21:00.
Продолжительность: 2–2,5 часа, до ухода главного гостя.
Особенности: это один из наиболее почетных видов приемов. Мужчин на него приглашают, как правило, с женами, а женщин – с мужьями. При этом примерно час гости проводят за трапезой, а остальное время – за чаем и кофе.
В особо торжественных случаях устраивают два приема подряд – сразу же после «обеда» проводят прием «коктейль» или «фуршет».
Меню и обслуживание: пока собираются гости, подают аперитив. Затем – первое блюдо, а также одну-две холодные закуски, горячее рыбное блюдо, горячее мясное блюдо, десерт.
Что касается напитков, то следует заметить, что к холодным закускам подают водку (охлажденную), к рыбным блюдам – сухое белое вино (комнатной температуры), к десерту – шампанское (охлажденное). После основных блюд гостям также предлагают кофе, чай.
Форма одежды: для мужчин – темный костюм или смокинг, в зависимости от того, что указано в приглашении; для женщин – вечернее платье.
Разновидность приема «обед» –«обед-буфет». Он менее официален. Во время этого мероприятия гостям предлагается свободная рассадка и выбор блюд, выставленных на одном большом столе. На этот прием надевают повседневные либо деловые костюмы.
Начало приема: после 21:00.
Продолжительность: 2-2,5 часа.
Особенности: этот вид приема носит более торжественный характер, чем «завтрак» и «обед», однако сейчас он постепенно уходит из общепринятой протокольной практики большинства стран. Деловой «ужин», как и деловой «обед», обычно состоит их двух частей: первая – встреча, приветствие гостей, частные и общие беседы, рассадка приглашенных за банкетным столом, аперитив, вторая – непосредственно банкет.
Иногда «ужин» устраивают после вечернего спектакля, концерта или иного подобного мероприятия. Хозяином такого приема становится лицо, от имени которого рассылались приглашения (например, руководитель компании, дипломатический представитель государства, президент). Иногда организатором приема является компания, и приглашения рассылаются от лица организации, а не от конкретного лица или лиц.
Если «обеды» обычно проводят в рабочие дни, то на «ужин» лучше приглашать (обязательно в письменной форме) в субботу.
Меню соответствует приему «обед» (за исключением супа – на приеме «ужин» его не подают).
Форма одежды: темный костюм или смокинг для мужчин, вечернее платье для женщин.
Начало приема: 16:00–20:00.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Особенности: этот вид приема менее распространен, он проводится только для женщин. Как правило, «чай» устраивает жена дипломата для жен иностранных послов и министров. Иногда на «чай» приглашают и мужчин.
Меню и обслуживание: в зависимости от количества гостей накрывают один или несколько столиков, подают десерты (кондитерские изделия, фрукты), сухие вина, соки, воды, иногда закуски (бутерброды с икрой, рыбой, сыром, ветчиной).
Форма одежды: повседневный костюм или платье.
«Завтрак», «обед» и «ужин» проводят со строгой рассадкой. На приемах «обед-буфет» или «чай» рассадка свободная, хотя столы, как правило, сервируют заранее.
Наиболее почетными и торжественными приемами являются «обед» и «ужин». Их подготовка требует значительных организационноматериальных затрат. Более просты в подготовке и демократичны по характеру проведения приемы без рассадки – «коктейль» или «фуршет», которые получили широкое распространение в международной протокольной практике.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРИЕМ
После того как вы определитесь с целью и видом приема необходимо:
Особое внимание следует уделить подготовке помещения, в котором состоится прием: продумать декор, сервировку столов. Накануне мероприятия нужно провести инструктаж обслуживающего персонала.
Для каждого этапа подготовки необходимо назначить ответственных сотрудников.
Программа приема
Программа мероприятия составляется индивидуально с учетом особенностей того или иного приема.
При организации приема с участием иностранных гостей важно учесть их религиозную принадлежность, традиции, вкусовые пристрастия, а также национальные особенности кухни их родной страны (см. Приложение).
Состав участников
На приемах с рассадкой число приглашенных лиц ограничено (зависит от количества мест), прежде всего это касается представителей принимающей стороны.
На приеме в честь главы зарубежной или российской делегации присутствуют ответственные лица, принимающие участие в переговорах и беседах или имеющие прямое отношение к визиту гостей (делегации). Состав других участников мероприятия определяется программой визита.
Если на протокольное мероприятие высокого гостя приглашают с супругой, то следует пригласить на него супруг высших должностных лиц региона.
Приглашения на прием 2
Приглашения необходимо составить и разослать заранее – за неделю-месяц до мероприятия, в зависимости от типа приема, повода и обстоятельств. Так, например, если прием приурочен к какой-либо памятной дате и спланирован задолго до этой даты, то рассылку приглашений можно начинать за месяц или даже раньше.
В зависимости от значимости приема, статуса гостей приглашения можно отправлять по почте, вручать лично, передавать с курьером или отправлять по электронной почте. Почетным гостям и первым лицам компании приглашения следует вручать лично.
В приглашении нужно указать:
По сложившейся традиции дресс-код указывают только для мужчин. Женщины одеваются в соответствующий мужскому костюму дамский туалет: вечернее платье, платье для «коктейля», костюм или платье-костюм для деловых приемов.
Иногда на приглашениях можно встретить надпись «Undress». В этом случае имеется в виду повседневная деловая одежда, чуть более нарядная, чем обычно.
Деловые приемы. Этикет деловых приемов
При словах “прием”, “банкет”, “ужин” обычно возникают ассоциации, связанные с отдыхом, развлечениями и тому подобными приятными вещами, не требующими напряжения и мобилизации сил, профессиональной компетентности, умения следить за собой.
Цель или назначение деловых приемов
Деловые приемы хотя и имеют более свободную, раскованную атмосферу, нежели деловая встреча или деловые переговоры, однако преследуют ту же самую цель: заключение взаимовыгодных сделок.
Полуофициальная обстановка приемов позволяет присутствующим завязать полезные знакомства, обсудить в целом будущие выгодные для участвующих партнеров контракты, расширить и углубить уже имеющиеся контакты, обменяться взглядами и мнениями, позволяющими лучше узнать экономические, финансовые и прочие позиции и притязания будущих партнеров, их особенности в организации дела. Кроме того, для опытного бизнесмена наблюдение за поведением, поступками приглашенных на прием может быть источником информации, которая в свою очередь послужит одной из базовых составляющих при принятии решений о заключаемой сделке.
Кроме этой цели есть и другая: отпраздновать юбилей фирмы, достижение значительных финансовых результатов, расширение сферы деятельности фирмы, поскольку это дает повод провести время в непринужденной, радостной обстановке.
На выставках, ярмарках и других торговых мероприятиях, как правило, также устраиваются деловые приемы с целью создания благоприятных неформальных условий для развития партнерства.
Кроме того, приемы можно разделить на дневные (рабочий завтрак, завтрак) и вечерние ( коктейль, бокал шампанского, обед).
Виды деловых приемов
Дневные приемы:
1. Рабочий завтрак: начало в 8.15-9.00. Длительность- от 30 минут до 1 часа.
Алкогольные напитки не подаются, меню ограничено, супруги бизнесменов не приглашаются.
В целом дневные приемы носят менее торжественный и более деловой характер, чем вечерние.
Вечерние приемы:
Хотя это и вечерний прием, однако смокинг и вечернее платье не обязательны, поскольку прием предполагает самообслуживание, гостья в вечернем платье будет чувствовать себя неудобно, шествуя с тарелкой по залу в поисках места.
Приглашение
Говоря о правилах этикета, учитываемых в организации деловых приемов, следует прежде всего упомянуть о приглашениях.
Приглашения обычно выполнены типографским способом, а дополнительные сведения (фамилия, имя, отчество приглашенного) могут быть вписаны от руки.
В приглашении не ставятся дата отправления и подпись.
Первые строки приглашения дают информацию о том, кто (какая организация) и по какому поводу приглашает на прием. Обычно используется оборот “приглашает” или “имеет честь пригласить”, далее идет фамилия, имя, отчество приглашаемого.
Иногда фирма-хозяйка отправляет приглашение другой фирме без указания фамилий приглашаемых. Текст при этом может быть примерно следующим: “Фирма М приглашает двадцать сотрудников фирмы N на банкет по случаю. ” В современной деловой практике это встречается довольно часто. В такой ситуации фирма, сотрудников которой приглашают, сама определяет фамилии тех, кто будет присутствовать на приеме, и передает список фамилий приглашающей фирме. Сотрудники, чьи фамилии есть в списке, должны предъявить охране при входе в помещение, где будет проходить деловой прием, документ, удостоверяющий личность (однако первому лицу приглашаемой фирмы должно быть послано именное приглашение).
Во второй части приглашения указывается, какой будет форма приема (обед, коктейль и др.), когда он состоится и где.
В приглашении на завтрак, бокал шампанского, бокал вина, коктейль принято указывать время начала и окончания приема, например 12.00-13.30.
Рассадка за столом
При немногочисленном приеме(10-12 человек) приглашенные рассаживаются за столом сами, без подсказки фирмы-хозяйки.
Если же деловой прием рассчитан на несколько десятков или сотен человек, а крупные фирмы, как правило, устраивают именно такие приемы, целесообразно тщательно продумать расстановку столов и определить места для гостей.
Если прием проводится в арендованном помещении, например в банкетном зале ресторана, то персонал ресторана, учитывая специфику своей работы, предложит наиболее эффективную и одновременно удобную расстановку банкетных столов.
Если прием рассчитан на достаточно большое число гостей, следует позаботиться о том, как их рассадить, и о том, как довести информацию об этом до приглашенных.
Столы для рассадки гостей могут быть поставлены в помещении различным образом.
Первый вариант (буквой “П”):
Второй вариант (буквой “Ш”):
Третий вариант (буквой “Т”):
Четвертый вариант (нестандартный):
Знаками “х х х х х” отмечены места почетных гостей.
Можно придумать и другие способы расстановки столов, однако классические варианты предпочтительнее.
Украшение стола и сервировка
Скатерть должна быть ниже края стола на 20-30 см.
Накрытые столы выглядят изысканно, если посуда по цвету, рисунку гармонирует со скатертью и салфетками. Существует множество способов сворачивания салфеток, помещаемых на тарелки (отсылаем читателя к специальным справочным изданиям).
В последние два-три десятилетия вместо скатерти иногда используют специальные салфетки, подкладываемые под каждый прибор, чтобы оставить видимой красивую полированную поверхность стола.
Принято украшать стол цветами, свечами, причем хорошо, если вазы для цветов и подсвечники составляют часть сервиза или гармонируют с ним. Сервиз, как и скатерти, можно сделать на заказ, по желанию формируя состав сервиза (скажем, заказать вазы различной конфигурации, дополнительное количество пепельниц и т.п.), и, самое главное, поместить на всех предметах сервиза эмблему или логотип фирмы.
Свечи по цвету должны соответствовать рисунку сервиза.
Расстановка приборов на столе производится с учетом требований симметрии. От края стола следует отступить на 2-3 см.
Количество приборов, придуманных человечеством для удобства питания, постоянно растет. Однако больше трех пар приборов, как уже указывалось, класть не принято, так как это может быть истолковано как претенциозность, которая сама по себе является дурным тоном.
Если какие-либо из блюд требуют специальных приборов (например, устрицы), их следует подавать с указанными блюдами.
Не следует помогать официанту собирать грязную посуду и подавать ему свою использованную тарелку.
Поведение за столом
Главная и самая общая рекомендация, которую можно дать относительно поведения и манер во время присутствия на деловом приеме: постарайтесь сделать свое общество приятным для окружающих.
За столом совершенно недопустима неумеренная жестикуляция. Это может привести к тому, что вино прольется на чью-либо одежду, упадет и разобьется тарелка и т.п.
Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т.п.
Постараемся рассмотреть основные правила поведения за столом с учетом того, что деловой этикет имеет некоторые отличия от этикета светского.
Так, например, имеет смысл придерживаться того темпа еды, который установился в целом за столом. Если кто-либо будет есть слишком быстро или слишком медленно, это обратит на него внимание окружающих и отвлечет их от главной цели делового приема, а главной целью, как уже говорилось, является установление и развитие деловых связей и партнерства. Манеры каждого участника приема должны быть таковы, чтобы присутствующие могли сосредоточить свое внимание именно на деловой стороне.
Не следует класть локти на стол (можно задеть соседа или его столовый прибор). На столе находятся только кисти рук, а локти, по возможности, прижаты к телу. За столом следует сидеть прямо, не наклоняясь над тарелкой.
Справочники по этикету рекомендуют не доедать с тарелки все до последней крошки. Однако этот совет нельзя принимать как догму. В Германии, например, сочтут, что блюдо гостю не понравилось, если он оставит часть его на тарелке.
Современные нормы этикета предлагают положить салфетку на колени, чтобы избежать порчи одежды из-за возможного попадания на нее пищи. Но практика показывает, что о салфетке забывают, и она оказывается под ногами сидящих или под столом. Поэтому можно, развернув салфетку, положить ее в произвольном виде справа от прибора, конечно, если позволяет место.
Еще несколько советов: на деловых приемах чокаться не принято. Уж если это делать, то только по отношению к ближайшим соседям по столу, остальных можно поприветствовать, слегка приподняв бокал, легким наклоном головы.
Представители принимающей гостей организации, т.е. хозяин (или хозяева, например члены Совета директоров), садятся первыми, чтобы создать непринужденную атмосферу, в которой приглашенным проще тоже сесть за стол.
Мужчина сопровождает женщину к столу, усаживает ее справа от себя, после чего может сесть сам. Право на внимание и помощь мужчины принадлежит женщине, сидящей справа от него, но женщина, сидящая слева, также не должна оставаться вне его поля зрения. Мужчина за столом должен оказывать одинаковые знаки внимания и знакомым женщинам, и женщинам, которым он не представлен.
За столом принято вести беседу. Если число участников приема небольшое, беседа бывает общей. Если число гостей более 30-40 человек, беседуют рядом сидящие. При этом не принято переговариваться через головы соседей: если очень нужно что-либо сказать соседу, сидящему через одного человека, надо это сделать, отклонившись назад, т.е. за спиной непосредственного соседа, а не перед его лицом.
При разговоре с одним соседом нельзя поворачиваться спиной к другому соседу.
Нельзя также дуть на какое-либо слишком горячее блюдо с целью остудить его.
Следует подождать, пока предложат добавку, а не протягивать тарелку с просьбой об этом.
Нельзя пользоваться обратной стороной вилки или ножа.
По окончании обеда салфетку, не складывая ее, кладут на стол слева или справа от прибора.
Можно порекомендовать каждому из приглашенных не быть тем, кто встает из-за стола последним.
Нельзя промокать кусочком хлеба остатки соуса!
Если нет желания есть какое-либо блюдо, надо просто сказать: “Благодарю, не надо”, а не пускаться в длительные объяснения относительно больной печени или слабого желудка, осведомляясь одновременно о их состоянии у соседей.
Нельзя давать никаких отрицательных характеристик подаваемым блюдам, но и излишнего восхищения демонстрировать не стоит; можно высказать похвалу, но умеренно.
Меню и очередность подачи блюд
Что и как едят
Хлеб берут с общей тарелки и над своей хлебной тарелочкой (она стоит вверху слева от основного прибора) разламывают пополам; одну половинку кладут на хлебную тарелку, и она “дожидается своей очереди”, а вторую едят, отламывая левой рукой по кусочку того размера, который можно сразу положить в рот. Затем так же поступают со второй половинкой куска хлеба. Очень часто хлеб имеет вид небольших булочек; с ними поступают как с куском хлеба, т.е. разламывают, и т.д.
Масло из масленки берется специальным широким ножом, но если его нет, можно взять масло своим ножом и положить его на тарелку.
Суп, налитый в тарелку, зачерпывают, направляя ложку от себя или справа налево; в рот ложка направляется не заостренным концом, а боковой частью. Если есть необходимость доесть суп полностью, тарелку наклоняют от себя, но лучше этого не делать и оставить ту часть супа, которая без труда в ложку не набирается.
Бульон, подаваемый в чашках, тоже едят ложкой; пить бульон из чашки не следует, однако можно выпить остаток бульона.
Если мясо приготовлено на костях, его отрезают ножом, а кости помещают на край тарелки.
Колбасу, сосиски едят также с помощью ножа и вилки.
Рыбу едят с использованием вилки и специального широкого ножа. Иногда для рыбы подаются две вилки. Одна из них лежит справа и играет роль ножа. Некоторые виды рыбы позволяют есть ее без ножа и без второй вилки, например осетрина горячего копчения, рыбные котлеты.
Бутерброды едят так же, как антрекот: лежащий на тарелке гостя бутерброд поедается постепенно, кусочками, отрезаемыми с помощью ножа и вилки.
Омлет едят с помощью двух вилок.
Отварной картофель и отварные овощи не режут ножом, а делят на более мелкие куски вилкой.
Следует отрезать для себя сыр специальным ножом и своей вилкой переложить на свою тарелку.
Артишоки принято есть руками, отламывая аккуратно толстые листья, прижатые друг к другу и образующие нечто похожее на бутон; то, что не подлежит поеданию, оставляют на краю тарелки.
Беседа за столом
Беседа является основной целью и сутью деловых приемов. Но за столом не принято говорить о делах, беседа должна носить общий характер. О делах будут разговаривать потом, когда закончится застолье, длящееся обычно от 1,5 до 2 часов.
Не следует спрашивать собеседников о возрасте или их должностном ранге.
Некрасиво выглядит говорящий плохо об отсутствующих.
Полезно не только говорить в соответствии с правилами этикета, но и уметь слушать, т.е. не прерывать собеседника, смотреть на него со вниманием и интересом, давать ему высказать свою мысль полностью, показать собеседнику (выражением лица, позой и т.п.), что тема разговора интересна.
Десерт
Грейпфрут принято подавать на десерт уже разрезанным на две половины; желательно проследить, чтобы к нему подали ложечку с острыми краями, так как обычной маленькой ложкой трудно доставать мякоть грейпфрута.
Ананас подается разрезанным и подготовленным к употреблению. Его следует есть с помощью десертных вилки и ножа, взяв кусочек ананаса на свою тарелку.
С дыней поступают подобным же образом. Но если дыня фаршированная, т.е. заполнена какой-либо начинкой, не позволяющей пользоваться вилкой, используют десертную ложку.
Арбуз, поданный на десерт, обычно не вызывает проблем и затруднений, так как его принято подавать уже нарезанным на куски, по размеру вполне приемлемые для того, чтобы есть их, пользуясь ножом и вилкой.
Виноград отщипывают от грозди по одной ягодке и кладут в рот рукой, с косточками обращаются так, как об этом было сказано выше. Предпочтительно подавать на стол тот сорт винограда, который не имеет косточек.
Торт едят с помощью десертной вилки (в России принято торт есть ложкой), сухое пирожное можно есть, держа его рукой, однако при этом надо проследить, не осталось ли крошек на губах или на одежде.
Напитки
Во время делового приема подаются разнообразные напитки.
Минеральная вода всегда должна находиться на столе. Ее подают в тех бутылках, в которые она изначально разлита, не переливая в другие емкости.
Соки также могут наличествовать на столе во время делового приема. Их подают в хрустальных графинах, чтобы был виден цвет и консистенция сока.
Для возбуждения аппетита перед едой, как правило, еще до занятия приглашенными посадочных мест, предлагаются аперитивы.
В последнее время стали производиться напитки, имеющие название “аперитив”, представляющие собой уже готовую смесь напитков, возбуждающую аппетит.
Общая характеристика алкогольных напитков:
Шампанское и шипучие вина. Название “Шампанское” согласно мировым стандартам может носить французское вино, изготовленное по строго определенным рецептам из определенных сортов винограда, растущих в Шампани.
Все прочие аналогичные напитки (в том числе и французские), не отвечающие вышеуказанным стандартам, называются шипучими винами (к ним относится, например, “Советское шампанское”).
Шампанское и шипучие вина подают на приемах всех видов к любым блюдам (кроме супа).
К холодным закускам, подаваемым в начале приема, например к рыбе холодного и горячего копчения, заливной рыбе, крабам, креветкам, а также к салатам и сырам, подаются белые столовые вина.
Такие закуски, как паштет, окорок, требуют красного столового вина.
К закускам из копченых, соленых и маринованных продуктов принято подавать крепленые вина, допускается водка.
К первому блюду вина не подают, однако после супа уместны портвейн, мадера, херес.
Рыбные блюда, идущие после супа, принято сопровождать крепкими белыми винами (херес, мадера, белый портвейн) или белыми столовыми винами.
Если мясное блюдо приготовлено на вертеле или гратаре (металлической решетке), например бараний бок, плов, шашлык, к нему стоит подать красное сухое вино или красное крепленое вино.
К сладкому десерту обычно подают шампанское и десертные вина (мускат, токай, кагор и т.п.).
Однако не существует строгих требований подачи определенных вин к определенным блюдам.