прочитав подобную клевету у меня задрожали руки ошибка
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Задание 1:выберите один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным. Свой ответ обоснуйте.
А | Б |
1. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. | 1. Прочитав подобную клевету, я сильно разозлилась. |
2. Подъезжая к вокзалу, поезд замедлил ход. | 2. Подъезжая к вокзалу, у меня слетела шляпа. |
3. Окончив школу, моя мечта об университете сбылась. | 3. Окончив школу, я поступила в университет. |
4. Выбирая профессию, пред тобой открыт широкий путь. | 4. Выбирая профессию, постарайся не допустить ошибки. |
5. Отправляясь в дальние страны, чувствуешь себя свободным и счастливым. | 5. Отправляясь в дальние страны, путешествия ждут каждого из нас. |
Задание 2:исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях
1. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2. Я набирала номер, положа трубку на стол. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Сломав крыло, галка была вылечена. 5. Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. 6. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны. 7. Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 8. Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа.
Пояснение: 1. Разнобой в употреблении видов деепричастий: читая (несов. в.) и отметив (сов.в.)Правильно: Читая статью и отмечаянужный материал, я делаю выписки. Прочитавстатью и отметивнужный материал, я сделал выписки. 2. Ошибкой при образовании деепричастий. Правильно: положив 3. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 4. Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие. 5. Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие. 6. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 7. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. 8. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. |
Задание 3: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Задание:исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Образ поэта-пророка, созданного Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 2. Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят. 3. Освещённый город яркими огнями неожиданно показался на горизонте. 4. Концерт, состоящийся на прошлой неделе, стал значительным событием в культурной жизни города. 5. Удивительно красива звучащая песня жаворонка в чистом и ясном небе. 6. Особый интерес посетителей вызвали новые экспонаты, разместившиеся в павильонах выставки. 7. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, показали отличный уровень подготовки.8. Дети играли на покрытом лугу свежей травой. 9. Каждый пытается совершить дело, прославившее бы его.
Комментарий: 1. Ошибка в согласовании определения с определяемым словом – образ (какой?) созданный 2 Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Не подкреплённые фактами (какие?) слова 3. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: Освещённый яркими огнями (какой?) город 4. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: состоявшийся. 5. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: песня жаворонка, звучащая в чистом и ясном небе 6. Неверное употреблением действительного причастия вместо страдательного. Правильно: размещённые 7. Неверное употребление формы причастия: поскольку смысл причастного оборота относится к прошлому, нужно употребить причастие прошедшего времени. Правильно: участвовавшие 8. Определяемое слово включено в середину причастного оборота. Правильно: на лугу, покрытом свежей травой 9. С причастиями частица БЫ не употребляется, т. к. у причастий нет форм наклонений. |
Ошибки в построении сложного предложения
Задание:исправьте ошибки в построении сложного предложения.
1. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 2. Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. 3. Андрей сравнивал свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал. 4. Снега было много в лесу, который лежал на ветках и деревьях. 5 К работе подключили и школьников, во главе которой был учитель математики. 6. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. 7. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Пояснение: 1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия 2.Неверное употребление союзов и союзных слов 3. Неоправданное повторение одинаковых союзов 4. Отрыв придаточного определительного предложения со словом которыйот определяемого существительного 5. Отрыв придаточного определительного предложения со словом которыйот определяемого существительного 6. Отрыв придаточного определительного предложения со словом которыйот определяемого существительного 7. Ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении. |
Ошибки при смешении прямой и косвенной речи
Задание:исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Прав был Васька Пепел, сказал о Василисе, что «души у тебя нет». 2. Осуждая своих современников, М.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3. Хозяйка представила меня жильцу и сказала, я им очень довольна.4. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что «хочу поломать копьё о конец поля половецкого». 5. Упрекая князей в разорении земли Русской, автор «Слова» говорит, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». 6. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
Комментарий: В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего. |
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ
Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Задание 1:выберите один из вариантов А или Б, который вы считаете правильным. Свой ответ обоснуйте.
А | Б |
1. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. | 1. Прочитав подобную клевету, я сильно разозлилась. |
2. Подъезжая к вокзалу, поезд замедлил ход. | 2. Подъезжая к вокзалу, у меня слетела шляпа. |
3. Окончив школу, моя мечта об университете сбылась. | 3. Окончив школу, я поступила в университет. |
4. Выбирая профессию, пред тобой открыт широкий путь. | 4. Выбирая профессию, постарайся не допустить ошибки. |
5. Отправляясь в дальние страны, чувствуешь себя свободным и счастливым. | 5. Отправляясь в дальние страны, путешествия ждут каждого из нас. |
Ответы: 1 Б, 2 А, 3 Б, 4 Б, 5 А
Задание 2:исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях
1. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки. 2. Я набирала номер, положа трубку на стол. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Сломав крыло, галка была вылечена. 5. Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. 6. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны. 7. Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 8. Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа.
Пояснение: 1. Разнобой в употреблении видов деепричастий: читая (несов. в.) и отметив (сов.в.)Правильно: Читая статью и отмечаянужный материал, я делаю выписки. Прочитавстатью и отметивнужный материал, я сделал выписки. 2. Ошибкой при образовании деепричастий. Правильно: положив 3. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 4. Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие. 5. Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие. 6. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. 7. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. 8. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. |
Задание 3: найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
«Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Ошибки и способы их исправления»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Тема: «Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций.
Ошибки и способы их исправления»
Дисциплина: «Русский язык и культура речи»
Составитель:
преподаватель
О.И. Филиппова
Тема: «Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций.
Ошибки и способы их исправления»
Цель занятия: после изучения темы студент должен:
основные единицы синтаксиса;
основные типы синтаксических и синтаксисо-стилистических норм русского литературного языка;
причины вариантности в управлении и согласовании;
причины возникновения синтаксических и синтаксисо-стилистических ошибок и способы их устранения.
строить свою речь в соответствии с синтаксическими и синтаксисо-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка:
соблюдать правила согласования и управления в словосочетаниях и предложениях;
употреблять синонимические конструкции для выражения основных смысловых отношений;
учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;
правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;
правильно строить сложные предложения.
распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей устной и письменной речи в соответствии с синтаксическими и синтаксисо-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка.
Продолжительность занятия: 2 занятия по 45 мин. (90 мин.).
Вид занятия: практическое
Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 163 –187;
Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», стр. 375 – 410.
Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г., стр. 31 – 35.
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 121 – 164.
II. Проверка исходных знаний
IY. Самостоятельная работа учащихся
Y Выполнение практических заданий
Методические указания для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.
I. Организационный момент.
1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для теоретического материала и практических заданий.
2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.
Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.
II. Проверка исходных знаний по теме.
Выполните задание теста (Приложение 1) и сдайте на проверку преподавателю.
III. Формирование новых знаний.
Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 2).
Прочитайте материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные положения в форме плана.
III. Выполнение практических заданий с последующей взаимопроверкой проверкой.
Откройте практическую часть (Приложение 3) и выполните задания № __________________
Выполните задание текущего теста (Приложение 4). Сдайте на проверку преподавателю.
Выучите теоретический материал (конспект). Ознакомьтесь с изученным материалом в учебной литературе.
Укажите номера примеров, где допущена ошибка в образовании форм слова
3) согласно их распоряжению
4) весело рассмеялися
2) восемь килограммов
4) в ста пятидесяти шести случаях
3) замечательные доктора
4) до сорока градусов
1) около шестисот метров
2) взять у княгиней
3) в две тысячи третьем году
4) урожай апельсинов
2) с шестидесятью рублями
3) начались праздники
Синтаксис. Синтаксические нормы русского языка.
Синтаксис (от греч. Syntaxis – сцепление, соединение) – это раздел науки о зыке, изучающий законы организации связной речи, способы соединен слов в процессе коммуникации.
Основные единицы синтаксиса – предложение и словосочетание.
Словосочетание не имеет самостоятельного коммуникативного значения; оно является частью предложения и занимает в синтаксисе подчиненное место.
Предложение обладает грамматическим значением.
Для иллюстрации пример академика Л.В.Щербы, который сконструировал такое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
Русский человек понимает грамматическую структуру этого текста: ясно, что глокая – это прилагательное, связанное с сущ куздра в ж. р. и И.п.
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) тоже легко выделяется. Мы даже можем выделить однородные сказуемые.
Порядок слов в предложении
Велосипед разбил трамвай.
Сразу ли вы поняли смысл этого предложения? Необходимо некоторое усилие мысли, чтобы понять, что виновником аварии был не велосипед, а трамвай, велосипед же оказался в роли «пострадавшего».
В русском языке порядок слов (порядок членов предложения) относительно свободный: не существует строго закрепленного место за тем или иным главным или второстепенным членом предложения.
Однако существует принятый, чаще встречаемый порядок следования членов предложения – прямой порядок и отступления от него – обратный порядок (инверсия).
ПРЯМОЙ: Большая туча медленно закрывает лучи солнца. (согласованное определение перед определяемым сущ) – подлежащее – обстоятельство образа действия предшествует сказуемому– сказуемое (после подлежащего) – дополнение (следует за сказуемым) – несогласованное определение (после определяемого сущ).
Чтобы речь не была уныло однообразной писатели используют обратный порядок слов в предложении.
Пример: Чтобы подчеркнуть действие, обозначаемое сказуемым, или выражаемый им признак, нередко сказуемое ставят перед подлежащим.
Кончились мои неприятности (А.Куприн); Хороши зимние вечера (М.Макаренко); Дня через четыре приезжает. Азамат в крепость (М.Ю.Лермонтов).
Для усиления выразительности речи инверсия может касаться и второстепенных членов предложения (последний пример).
Вывод: Расположение слов в предложении зависит от того, какую цель мы ставим перед собой, создавая данное предложение.
Таким образом, в предложении выделяются две части (актуальное членение):
1-я – основа высказывания (тема): это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи.
2-я – ядро высказывания (рема): это то, что сообщается нового, то, ради чего строится само предложение.
Нарушение порядка слов
Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.
Здесь мы имеет дело с нарушением порядка слов при двойном союзе «не только, но и». Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.
1. В кружке занима…тся пять учеников.
-ет или –ют? Обе формы приемлемы: в первом количество показывается как одно целое, имеется в виду совместное действие, во второй почеркивается раздельное его совершение.
Сравнить: Пять солдат отправилось в разведку (группой)
Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием).
2. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн. ч.
Три дома зовут на вечер. За коляской бежали четыре пса.
3. При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.
Много книг стояло на полках. Немало детей ежегодно отдыхает на даче.
4. Если в составе подлежащего имеется собирательное сущ с количественным значением (большинство, меньшенство, ряд, часть и т.д.), то сказуемое может ставиться в форме ед. ч. и мн. ч.
Большинство делегатов прибыло (прибыли) на съезд.
5. Брат с сестрой уехали в деревню (оба лица равноправны в своих действиях (подлежащее – сочетание брат с сестрой).
Круглый сирота, круглая сирота
Определение при существительных общего рода ставится в форме м.р. или ж.р. в зависимости от того, какого пола лицо обозначается существительным.
Жуткий забияка, отчаянный задира, страшная обжора, неисправимая растяпа, грязнуля.
Наша семья занимает две большие (больших) комнаты.
Обе формы согласования допустимы, хотя первая встречается реже.
Определение ставится в форме ед. ч., если по смыслу оно относится не только к первому (ближайшему) сущ, но и к остальным.
Дикий гусь и утка прилетели первыми – речь не могла идти о диком гусе и домашней утке.
Её великолепная шуба и шляпка не производили никакого впечатления – по смыслу великолепны и шуба и шляпка
Определение ставится в форме множественного числа, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему сущ или ко всему ряду однородных членов.
В комнате стояли коричневые шкаф и диван. Прошли мимо десятилетние мальчик и девочка.
Как бы вы сказали: Я давно не видал моего (или моих) брата и сестру?
В городе Орле, но на станции Орел.
— Названия городов, как правило, согласуются во всех падежах с определяемым словом: в городе Москве, у города Смоленска.
— не согласуются обычно составные названия городов: В городе Минеральные Воды
— Названия рек, как правило, согласуются с определяемым словом: на реке Днепре, между реками Обью и Енисеем, у реки Вислы.
— однако малоизвестные названия рек не согласуются: на реке Рось, приток реки Северский Донец.
Названия озер, заливов, проливов, бухт не согласуются с родовыми наименованиями: на озерах Эльтон и Баскунчак, вблизи залива Аляска, в проливе Босфор, в бухте Золотой Рог.
— Названия островов, полуостровов, гор, горных хребтов, пустынь, как правило, тоже не согласуются: на острове Новая Земля, у острова Мадагаскар, в пустыне Каракумы, близ мыса Челюскин.
— Согласуются хорошо знакомые названия, часто употребляемые в речи: на острове Сахалин – северная половина острова Сахалина. (двоякие варианты)
Названия станций, портов не согласуются: в порту Одесса, на станции Москва-Пассажирская.
Названия улиц в форме ж.р. согласуются, остальные не согласуются: на улице Сретенке, на углу улицы Арбат, близ улицы Олений вал.
Астрономические названия не согласуются: орбита планеты Марс.
Названия зарубежных административно-территориальных единиц не согласуются: в штате Мичиган
Названия зарубежных республик согласуются, если оканчиваются на –ия, остальные названия не согласуются: В Республике Боливии, торговля между Россией и Республикой Индией, в Республике Куба (Кипр).
Молодая врач пришла на приём.
Здесь ы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим «врач» определением «молодая», что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришла (или пришел) на прием (если речь идет о женщине).
Это связь между членами предложения, которая находит своё выражение в правильном выборе падежной формы 9с предлогом или без предлога).
А) Беспредложная конструкция оплатить (что?) проезд, труд рабочих, расходы по командировке.
Б)Предложная конструкция уплатить (за что?) за проезд.
В) В остальных случаях конструкции равноправны
Ехать трамваем – ехать на трамвае, просить помощь – просить о помощи.
В и НА (предлоги-синонимы, хотя и различны по ЛЗ: «внутри чего-нибудь», «на поверхности чего-нибудь»)
А) В: — с географическими объектами: в городе, в Белоруссии
в закрытых помещениях: в кино, в театре, в цирке (если имеется в виду представление, исполнение, то НА спектакле, на концерте, на опере).
При названиях транспортных средств: на поезде, на метро (если внутри транспортного средства – в поезде)
При названиях островов, полуостровов: на Камчатке, на Таймыре
В – ИЗ, НА – С: поехал в Крым – вернулся из Крыма (иногда: поехал в Поволжье – вернулся с Поволжья), отправился на Урал – вернулся с Урала.
НАД и ЗА: «Изучать объект без вмешательства в его «поведение» (наблюдать за звёздами), «изучать явление и регулировать его» (наблюдение над подопытными животными)
ПО: Скучаем по ВАМ или по ВАС:
с местоимением 3 лица ПО управляет Д.п. (по нему, по ним)
с местоимениями 1-го и 2-го лица по сочетается с П..п. (скучаем по вас)
Следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление.
Отчитаться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;
Превосходство над чем-либо – преимущество перед чем-либо;
Уверенность в чем-либо – вера во что-либо;
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Синтаксические ошибки допущены в следующих предложениях:
Убедившись, что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения закрыть.
В (на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники института.
Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка: Мы любим и родимся своей Родиной (любим что? Гордимся чем?).Следовательно, правильно будет: Мы любим свою Родину и гордимся ею.
Лежащая книга на столе прочитана.
Недостаток заключается в неправильном порядке слов: определяемое сущ книга оказалось в середине причастного оборота, хотя по правилам оно должно находиться или перед всем оборотом, или после него (Книга, лежащая на столе, прочитана; Лежащая на столе книга прочитана).
Имейте в виду: стилистическая особенность причастного и деепричастного оборота состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер(!)
Ошибки в употреблении деепричастного оборота
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Нарушено правило употребления деепричастного оборота.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении основное действие выражено глаголом «слетела». Это сказуемое относится к слову «шляпа». Получается, что шляпа подъезжала к станции.
Правильно будет: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Предложения с однородными членами.
Пью чай с лимоном и с удовольствием
Слова «с лимоном и с удовольствием» лишь внешне напоминают однородные члены, но они выражают несовместимые понятия, далекие одно от другого, поэтому в роли однородных членов выступать не могут.
То же самое в каламбуре: Шёл дождь и два ученика: один в школу, другой в калошах.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Вся суть в неправильном пунктуационном оформлении предложения: в нем не поставлена запятая перед союзом А. В результате чего вместо сложносочиненного получилось простое предложение с однородными сказуемыми.
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу.
Это стихи С.Я.Маршака.
В письменной речи это является нарушением синтаксической нормы: при последовательном подчинении не должны повторяться одни и те же союзные слова.
Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.
Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля, в разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.
Задание 1. Исправьте ошибки, определите их тип.
Зачем ему превосходство перед отцом?
Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.
Он не оплатил за проезд в автобусе.
Делаются выводы по получению различных химических содинений
Лизавета возвращалась. Придя домой, труп Алены Ивановны лежал в луже крови.
По ком будем решать вопрос?
Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
Художник изобразил, как Петр 1 вдет в бой войска, придерживаясь манеры Сурикова.
В слесарной мастерской мы учим делать наших детей, делать, а не ломать.
Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, её неумирающей красоте.
Они-то впоследствии и представят наибольший интерес потомкам.
Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты.
Сегодня мы работали не только в кабинете, а также в лаборатории.
Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень понравился.
Он любил музыку и танцевать.
Ночь была дождливая и темна.
Все, зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.
Согласно распоряжения директора срок предоставления отчета истекает первого мая.
Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.
В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.
В своей речи оратор указал об этих недостатках.
В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.
Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали интересную статью.
Два инфаркта подорвало его здоровье.
Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.
Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.
Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.
Владельцы участков вносят в казну города земельных налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.
Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно оформлено.
Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд.
Последнюю контрольную работу я написал плохо. Потому что пропустил последние два урока.
Задание 2. Исправьте следующий текст. Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины.
«У язвенника, страдающего заболеванием желудка в течение 10 лет, появились признаки внутреннего кровотечения. Больной бледноват. Пульс 106. Живот мягенький. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Какое осложнение излагаемого заболевания развилось? Для подтверждения диагноза какие экстремальные исследования должны проводиться?»
Задание 3. Придумайте несколько связных предложений (4 – 5) с синтаксическими и синтаксисо-стилистическими ошибками не медицинскую тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените его ответ.
ЭТАЛОН К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Зачем ему превосходство перед отцом? (над отцом)
Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана. (я представляю)
Он не оплатил за проезд в автобусе. ( без ЗА)
Делаются выводы по получению различных химических соединений (после получения …делаются выводы).
Лизавета возвращалась. Придя домой, труп Алены Ивановны лежал в луже крови.
По ком будем решать вопрос? (о ком)
Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
Художник изобразил, как Петр 1 ведет в бой войска, придерживаясь манеры Сурикова.
В слесарной мастерской мы учим делать наших детей, делать, а не ломать.
Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, её неумирающей красоте.
Они-то впоследствии и представят наибольший интерес потомкам.(будут представлять … для потомков)
Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты. (не заснет)
Сегодня мы работали не только в кабинете, а также в лаборатории. (не только …но и)
Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень понравился.
Он любил музыку и танцевать.
Ночь была дождливая и темна.
Брат был врач. (без БЫЛ)
Все, зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. (Все зависящие от нас меры для предотвращения катастрофы были приняты).
Согласно распоряжения директора срок предоставления отчета истекает первого мая. (Согласно распоряжению директора срок предоставления отчета истекает первого мая (после предлогов согласно, благодаря, вопреки – сущ и мест в Д.п.)).
Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.(Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящий ханжа.(сущ общего рода в значении «человек», поэтому М.Р.)
В сочинении было хорошо описано про окрестность школы. (В сочинении были хорошо описаны окрестности школы.)
В своей речи оратор указал об этих недостатках.(В своей речи оратор указал на эти недостатки).
В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.(В области разработки компьютерных программ долгие годы первыми были США).
Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали интересную статью.(Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовала интересную статью).
Два инфаркта подорвало его здоровье.(Два инфаркта подорвали его здоровье).
Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. (Когда я прочитал подбную клевету, у меня задрожали руки).
Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.(Промотав все состояние, он ничего не смог оставить детям).
Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.(Так как (поскольку) я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему).
Владельцы участков вносят в казну города земельных налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.(Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливаемый в соответствии с законодательством).
Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно оформлено.(Питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно оформленным).
Лес тянется вдоль реки и очень живописный.(Лес тянется вдоль реки, и он очень живописен).
Командир позвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд. (Командир позвал мальчика и сказал, что они берут его в отряд).
Последнюю контрольную работу я написал плохо. Потому что пропустил последние два урока.(Последнюю контрольную работу я написал плохо, потому что пропустил последние два урока).
«У язвенника, страдающего заболеванием желудка в течение 10 лет, появились признаки внутреннего кровотечения. Больной бледноват. Пульс 106. Живот мягенький. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Какое осложнение излагаемого заболевания развилось? Для подтверждения диагноза какие экстремальные исследования должны проводиться?»
«У больного, страдающего заболеванием желудочно-кишечного тракта в течение 10 лет, выявлены признаки внутреннего кровотечения. Больной бледен. Пульс 106. Живот мягкий. Симптомы раздражения брюшины не обнаружены. Чем осложнилось заболевание ЖКТ? Какие обследования необходимо провести для подтверждения данного диагноза?