про что аниме город в котором меня нет
Boku dake ga Inai Machi/Сюжет
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
Boku dake ga Inai Machi, он же Erased — «Стертый», в переводе оригинального названия — «Город, в котором нет только меня».
Оправившись от шока, Сатору осознает, что невероятно счастлив видеть мать живой. Сориентировавшись в происходящем, он понимает, что попал в прошлое ещё до того, как маньяк начал убивать, и что он должен будет найти способ предотвратить трагедии. Для этого он начинает обращать внимание на первую жертву — Каё Хинадзуки, одинокую и нелюдимую девочку, которая любит гулять одна в парке. Сатору пытается подружиться с Каё, в процессе чего он замечает синяки на её теле, а также читает её сочинение, которое представляется ему криком о помощи. Сатору догадывается, что мать Каё, Акэми, избивает её, и для того, чтобы подружиться с ней, приглашает Каё на свой день рождения.
Сатору продолжает общаться с Каё, и с удивлением обнаруживает, что её день рождения совпадает с его — второго марта. Путём вычислений и воспоминаний он понимает, что Каё будет убита первого марта — за день до дня рождения. Он окончательно убеждается в плачевном положении Каё, когда находит её избитой в сарае у её дома. За помощью Сатору обращается к своему классному руководителю, Гаку Ясиро, который сообщает, что уже давно пытается помочь Каё, но её мать тщательно скрывает все следы побоев, а социальные службы никак не могут нормально с ними повстречаться. Одноклассница Сатору Мисато делает вид, будто Каё украла деньги, но Сатору заступается за Каё, а позже отводит её к особенному рождественскому дереву, дабы поделиться с нею теми же эмоциями, что он испытывал в своём детстве в этот же день.
C помощью Сатико Сатору приглашает Каё вместе сходить в научный центр. Там Сатору неожиданно накрывает дежавю, ему начинает казаться, что он уже это делал. Первое марта проходит без происшествий, а на следующий день Сатору и Каё вместе с друзьями празднуют свои дни рождения. Каё извиняется перед Сатору и говорит, что не успела сделать ему подарок, но обязательно принесёт его завтра. На следующий день Каё не приходит в школу.
Каё исчезает без следа, и Сатору понимает, что она всё же стала жертвой убийцы. Пока он пытается прийти в себя и разобраться, что делать, пропадает ещё одна девочка. Когда Сатору проходит мимо дома Каё, то видит, как её мать с мусором выбрасывает недовязанные варежки. Сатору понимает, что именно их Каё хотела ему подарить, начинает реветь — и возвращается в настоящее, где его всё ещё разыскивает полиция. Сатору пытается было пересидеть дома у менеджера пиццерии, но тот сдаёт его полицейским, однако Сатору удаётся убежать. Его находит Айри (вы еще помните Айри? Та девочка-школьница, которая развозила с Сатору пиццу в настоящем), которая верит в невиновность Сатору и решает ему помочь. Айри прячет Сатору в своём доме, где тот изучает архивные материалы и понимает, что обстоятельства гибели Каё изменились в соответствии с его путешествием. Менеджер пиццерии догадывается о том, что Айри укрывает Сатору, и в беспокойстве за девушку пытается сообщить об этом в полицию, но Айри бьёт его и просит довериться ей. Она подозревает, что менеджер всё же донесёт на них, и предлагает Сатору перейти в другое место. Ночью на мобильник Айри приходит сообщение с мобильника Сатору, после чего она обнаруживает, что её дом горит, и от дыма теряет сознание.
Сатору вламывается в горящий дом и с помощью подоспевшего менеджера выносит оттуда Айри, которая успевает положить в его карман свой мобильник, дабы никто не прочёл последнее сообщение и не решил, что это Сатору виноват в поджоге дома. Сатору тем временем по последнему звонку матери связывается с её другом журналистом Савадой. Савада рассказывает Сатору, что его мать узнала, кто убийца, но не успела сообщить ничего конкретного. Пока Сатору изучает материалы Савады по делу маньяка, включая список подозреваемых, Савада отправляется навестить Айри, однако обнаруживает, что Айри поменялась местами со своей матерью и сбежала из больницы. Сатору и Айри встречаются под мостом, туда же прибывает полиция, которая шла по следу Айри после её побега. Сатору, несмотря на протесты Айри, арестовывают и направляют к полицейской машине, однако по пути Сатору видит среди полицейских того самого человека, которого встретил уходящим из его квартиры в день смерти матери. В ярости Сатору кричит и просит дать ему ещё один шанс, после чего — барабанная дробь. Рядом пролетает бабочка.
Сатору вновь перемещается в прошлое, в тот самый момент, когда он и Каё посещают научный центр. Сатору обдумывает ситуацию и твёрдо решает не проиграть вновь. Кенъя вызывает Сатору на откровенный разговор, утверждая, что Сатору стал совсем другим человеком, однако Сатору удаётся развеять его подозрения и объяснить, что он хочет помочь Каё. Кенъя, тоже замечавший следы побоев у Каё, соглашается им помочь. В ночь после дня рождения Сатору кидает в окно отца Дзюна камень с угрожающей запиской, в результате чего к семье Дзюна приезжает полиция и обеспечивает его алиби. На обратном пути Сатору встречает Акэми (мать Каё) и намеревается столкнуть её с лестницы, но Кенъя вовремя останавливает его. Сатору и Кенъя упрашивают Каё уйти из дома и отводят её в старый нерабочий автобус, где обустраивают ей жильё. Ночью в автобус заходит незнакомый человек.
Проснувшаяся Каё прячется от вошедшего за ящиком, тот оставляет какие-то вещи и лишь чудом не замечает Каё. Пришедший днём Сатору осматривает оставленный неизвестным рюкзак и понимает, что это вещи маньяка. Сатору и Кенъя понимают, что Каё небезопасно здесь оставаться, и Сатору отводит её к себе домой. Сатико принимает Каё без рассуждений и сразу окружает заботой; это намек, что она давно в курсе дел Сатору. На следующий день Сатору и Сатико вместе с Каё приходят к дому Акэми.
Акэми агрессивно выступает против пришедших, она даже ранит лопатой Сатико — на что та, впрочем, почти не обращает внимания. Сюда же приходят и Гаку Ясиро с представителями социальной опеки, Акэми настроена сопротивляться и им, однако среди пришедших оказывается и мать Акэми. Она раскаивается в том, что после того, как уговорила Акэми уйти от избивавшего её мужа, не оказала семье никакой помощи, в результате чего Акэми в свою очередь стала избивать дочь. Мать Акэми просит прощения и соглашается воспитывать Каё; Акэми плачет и перестаёт сопротивляться. Каё переезжает жить к бабушке и наконец-то оказывается в безопасности, после чего Сатору переключается на следующих жертв маньяка: своего друга Хироми Сугиту и девочку из другой школы Аю Наканиши. Кенъя помогает ему и в этом, после чего Сатору без лишних подробностей рассказывает ему, что Каё и остальные дети должны были стать жертвой маньяка.
Нам показывают Сатико, которая проводит обычный день на работе и после неё, а когда возвращается домой, то обращается к впавшему в кому Сатору. Тот просыпается лишь через пятнадцать лет, обнаруживая, что потерял большую часть своих воспоминаний, включая личность убийцы. Кенъя и Хироми навещают его в больнице, чуть позже туда же приходит и Каё. Выясняется, что за эти годы друзья Сатору помогали ему и его матери чем могли, и не только друзья: так, Мисато организовала сбор денег на его лечение. Каё же за это время вышла замуж за Хироми и родила ему дочь; Сатору спокойно выслушивает эту новость и желает им счастья. Чуть позднее в больницу заявляется и Гаку Ясиро, ставший политиком. Они общаются несколько дней, после чего Гаку отвозит Сатору, вынужденного после стольких лет лежания передвигаться на инвалидной коляске, на крышу. Там Сатору сразу же заявляет ему, что всё вспомнил.
Обзор аниме Boku dake ga Inai Machi (“Erased”, “Город, в котором меня нет”, “Город, в котором пропал лишь я”, “The Town Where Only I am Missing”)
“Я боюсь. Боюсь разобраться с собственными мыслями”, – так нас встречает самое популярное и неоднозначное аниме зимнего сезона 2016 года. Только что досмотрел его, и, прямо как главный герой, не могу разобраться с мыслями. С одной стороны – это шедевр, к тому же являющийся представителем редкого в последнее время психологического жанра. А с другой – в нем есть несколько бросающихся в глаза косяков, из-за которых я так и не смог в полной мере насладиться просмотром. За преимущества аниме необъективно сильно восхваляют, за недостатки – необъективно сильно критикуют. Вот такая вот неоднозначная картина вырисовывается вокруг аниме Boku dake ga Inai Machi (“Erased”, “Город, в котором меня нет”, “Город, в котором пропал лишь я”, “The Town Where Only I am Missing”).
Краткие сведения
“Город, в котором меня нет” – аниме, транслировавшееся в рамках блока noitaminA, регулярно преподносящего годные вещи, такие как: Твоя апрельская ложь, Брошенный кролик, Psycho-Pass и прочие. Аниме транслировалось зимой 2016 года, и состоит из 12 серий. В основе лежит манга, выпуск которой завершился всего за месяц до трансляции последнего эпизода аниме. Производством аниме занималась студия A-1 Pictures, перед которой так и хочется снять шляпу: эти люди одновременно выпускали три(!) аниме топового уровня (Гримгар, Gate TV-2, Erased), что прежде мне казалось невозможным. Однако им это успешно удалось.
Двадцатидевятилетний мангака Сатору Фуджинума (Satoru Fujinuma) проживает скучную и серую жизнь. На работе не клеится, живет один, друзей нет. Казалось бы, этого достаточно, чтобы назвать Сатору обычным, скучным неудачником. Однако есть у него одна способность, которую уж точно нельзя назвать обычной. “Этот феномен я называю возрождением”, – так её описывает сам Сатору. Дело в том, что он умеет возвращаться во времени на промежуток от одной до пяти минут перед случившимся, и все время появляется там, где что-то произойдет. Он оказывается в подобных местах, будто его туда кто-то ведет, чтобы он предотвратил несчастье. К примеру, заметив, что водитель грузовика потерял сознание, Сатору выворачивает руль, тем самым спасая ребенка, переходящего дорогу.
Но однажды происходит убийство, в совершении которого обвиняют Сатору. В тот самый момент, когда полиция почти его схватила, способность “возрождения” вновь дала о себе знать, но на этот раз необычным образом: он вернулся на восемнадцать лет назад, и оказался в теле одиннадцатилетнего школьника – молодого себя. Теперь ему предстоит предотвратить череду таинственных убийств, чтобы защитить своих друзей и изменить будущее. Не каждому дается второй шанс…
Персонажи
Начнем с персонажей. На этот раз я не буду приводить подробный список всех персонажей, потому что в таком случае не обойтись без спойлеров, да и ни к чему это. Я лишь поделюсь своими впечатлениями и замечаниями.
В “Городе, в котором меня нет” есть странная черта, которую я считаю одним из самых серьезных недостатков: дети в аниме ведут себя как взрослые, а взрослые – как дети. Это в первую очередь относится к главному герою Сатору Фуджинума (Satoru Fujinuma). Вот представьте: вам двадцать девять лет, и вы вдруг попадаете в тело себя одиннадцатилетнего. Ваша задача – предотвратить убийство и спасти свою одноклассницу Каё Хиназуки (Kayo Hinazuki). У вас есть мать – Сачико Фуджинума (Sachiko Fujinuma), которая поверит каждому вашему слову, и есть друзья, готовые помочь, один из которых, к тому же, обладает редкой проницательностью. К кому бы вы обратились за помощью? Как бы вы поступили на месте героя?
Вот Сатору, к примеру, по непонятным причинам решает сделать всё в одиночку. Мало того, он еще и ведет себя как одиннадцатилетний школьник, а не двадцатидевятилетний мужик: ходит в школу, старается быть дружелюбным со всеми (что поразительно, ведь в будущем он стал нелюдимым одиночкой), даже в гонке на коньках участвует, в общем – наслаждается жизнью, вместо решения своих главных проблем. Что ему мешало установить слежку за местом убийства, чтобы сразу узнать, кто виновник? Что ему мешало рассказать о своих подозрениях матери? Вопросы, на которые я так и не смог найти ответа.
Теперь пару слов о детях, ведущих себя как взрослые. Вспомните себя в одиннадцать лет. Вспомнили? Вот я, к примеру, учился в пятом классе, играл с друзьями в футбол на улице, и с радостью смотрел мультики после школы. Зато в Erased есть одиннадцатилетний парнишка по имени Кенья Кобаяши (Kenya Kobayashi), читающий Шекспира, и обладающий какой-то сверхъестественной проницательностью. “Сатору, ты изменился. Кто ты такой?” – вот такие вопросы может задавать одиннадцатилетний школьник своему школьному другу. Это вообще нормально? Особенно если учесть, что Сатору старался вести себя также, как всегда.
Ладно, отбросим подобные феномены, и вернемся к сильным сторонам Boku dake ga Inai Machi. Лучше всего удались женские персонажи: Хиназуки Каё, Сачико Фуджинума, и в особенности – Айри Катагири (Airi Katagiri). Все они разные, но при этом обладают интересными и необычными характерами, развивающимися по мере повествования. Очень жаль, что Катагири посвятили не так уж много времени, потому что она оказалась самым приятным и продуманным персонажем. “Если что-то часто повторять, это непременно сбудется!” – прекрасная фраза мечтательной девушки.
Сюжет
Завязка аниме завораживает. Меня аж мурашки прошибли, когда герой оказался в прошлом. Осознание того, насколько высокий у подобной истории потенциал, заставляет включать серию за серией. Да, тема в общем-то не нова: постоянные путешествия во времени ради спасения своих близких уже не раз были экранизированы (тот же Steins;Gate, к примеру). Не нова, однако она всегда вызывает у меня повышенный интерес. Особенно, если у путешествий есть столь важная цель. Поэтому первые серии Erased мгновенно затягивают тебя в свои сети. Жаль, что на деле они оказываются не настолько крепкими, как хотелось бы.
Не хочу хвастаться, но уже ближе к середине “Города, в котором меня нет” я догадался, кто убийца. В аниме есть моменты, которые дают слишком явные подсказки, в то время как улики против остальных персонажей рушатся парой-тройкой логических рассуждений. Лично я ожидал куда более запутанную и неочевидную детективную часть, особенно с учетом той атмосферы таинственности, которая нагнетается в течение всего сериала. Тем не менее, даже зная, кто убийца, мне было интересно наблюдать за происходящим, вплоть до десятой серии.
Последняя же часть Boku dake ga Inai Machi превращается в непотребный фарс, движимый чередой случайностей, что непозволительно в отношении мистического, детективного аниме. Особенно нелепыми являются последние две серии. Я не знаю, что творится в голове убийц и маньяков, но происходящее в последних эпизодах выглядит бредом. Да, кто-то может назвать этот бред гениальными психологическими ходами, раскрывающими подноготную преступников, но это будет ни чем иным, как попыткой найти смысл там, где его попросту не существует.
Для тех, кто не понял, почему же аниме называется столь странным образом, поясняю. Есть два смысла, заложенных в название. Во-первых, это относится к Хиназуки – именно так она назвала свое школьное сочинение, в котором поведала, что как только станет взрослой, она отправится на далекий необитаемый остров, где будет жить одна. А город, оставленный ею, будет продолжать вести свою неспешную размеренную жизнь. Хиназуки была доведена до такого состояния, что начала думать, будто окружающим будет лучше без нее, а ей будет лучше без окружающих. Второй смысл раскрывается ближе к концовке, и напрямую связан с Сатору, однако его я объяснять, увы, не буду, так как это самый жесткий спойлер из тех, что я мог бы сделать.
Рисовка
Как обычно, рисовка в творениях студии A-1 Pictures прекрасна. Как музыка, так и рисовка в Boku dake ga Inai Machi предназначены для создания определенной атмосферы, грамотно передающей такие человеческие чувства как одиночество, страх и радость. Использована приятная цветовая палитра, фоны нарисованы аккуратно и подробно. К дизайну персонажей у меня также вопросов нет (кроме, пожалуй, странно нарисованных женских губ). Особенно хочу отметить эффект обрезанного экрана, когда нам демонстрируют события прошлого – это придает изображению какой-то приятный шарм и ламповость.
Музыка
Превосходная музыка, идеально передающая атмосферу аниме и усиливающая эффект от рисовки. Я вообще начинаю думать, что A-1 Pictures продали душу дьяволу, ведь во всех трех их творениях зимнего сезона 2016 года музыкальное оформление находится на высочайшем уровне. В “Городе, в котором пропал лишь я” в основном использована классическая музыка, написанная при помощи фортепиано, скрипок и прочих мелодичных инструментов, что было целиком и полностью верным решением. И опенинг, и эндинг получились цепляющими и приятными.
Прочие недостатки
Драма. Да, порой драматичный моменты, показанные в Erased, попадают в цель, и заставляют сердце биться чаще. Но большая их часть выглядит настолько натянуто и искусственно, что назвать их иначе, как попытками выдавить у зрителя слезу, я не могу. Наиболее яркий пример – момент с матерью и бабушкой Хиназуки. Или момент последнего разговора между Сатору и Айри в середине сериала. Как говорится – “Не верю”.
Разъяснение отдельных моментов. В каких-то случаях сценаристы перестарались с разъяснениями и подсказками, а некоторые моменты просто оставили неосвещенными. Нам так и не объясняют природу способности, которой обладает Сатору. Почему он способен перемещаться во времени, кто наградил его этой способность – осталось загадкой. Что же на самом деле случилось в одиннадцатой серии? Еще одна загадка. Без ответов на эти вопросы жить можно, однако картина оказывается неполной.
Оценки
Персонажи – 8.0. Есть как интересные, так и предсказуемые персонажи. Поведение некоторых из них является крайне нелогичным.
Сюжет – 8.0. Прекрасная завязка, хорошая середина и достаточно тупая концовка, построенная на череде случайностей.
Музыка – 10.0. A-1 Pictures продали душу дьяволу, я точно вам говорю.
Рисовка – 9.0. Очень приятная, подходящая атмосфере Erased рисовка.
Детектив – 7.0. Можно было ожидать куда более сложного развития событий, но при должной внимательности очень легко определить, кто убийца.
Драма – 7.5. Драматичные моменты выглядят натянуто и неискренне. Однако есть и удачные сцены.
Заключение
Итак, пора подводить итоги. Даже несмотря на некоторые косяки и нелогичности, “Город, в котором пропал лишь я” всё равно находится на уровень выше 95% других аниме. В нем не чувствуется штампованность, шаблонность, в нем нет попытки понравиться всем подряд. Этот тот случай, когда сумма больше, чем слагаемые. Я ставлю столь высокую итоговую оценку именно за попытку (вполне успешную) сделать что-то особенное. Видно, что создатели Erased отнеслись к делу со всей возможной серьезностью, и вложили в творение всю душу. К сожалению, это не уберегло их от ряда мелких, но накапливающихся как снежный ком ошибок, из-за которых я не могу назвать это аниме шедевром. Оно хорошее, отличное, временами даже превосходное – но не идеальное. И поэтому я не вижу смысла в излишнем восхвалении, и уж тем более в том огромном объеме критики, которому подвергается Erased. Смотреть его однозначно стоит, ведь нечасто появляется психологическое аниме столь высокого уровня, однако будьте готовы к определенной степени разочарования.
Ошибки прошлого. Обзор «Город, в котором меня нет (Boku dake ga Inai Machi)»
Воплотить «эффект бабочки» на экране достаточно просто: берем критическую ситуацию, в которой главный герой/ключевой персонаж совершает критическую ошибку, придумываем способ для исправления этой ситуации (магия/машина времени/проявившееся сверхъестественные способности) и отправляем героев в прошлое/альтернативное состояние Вселенной. Казалось бы, вот оно — исправляй и отправляйся назад в будущее (на крайний случай оставайся навсегда в прошлом и живи с принятым решением), но не все так просто. Любое движение, действие, слово или просто порядок событий изменит ВСЮ картину будущего.
Для примера. Человек вернулся в прошлое. Вместо того, чтобы идти как обычно, свернул в переулок и пошел к цели коротким путем.
а) Он не столкнулся с женщиной с ребенком, который нес мороженое. Это мороженое не станет причиной велосипедной аварии с травмой ноги. Велосипедист станет известным спортсменом и выиграет кубок Мира, на полученные деньги перевезет свою семью в богатый район города, чем нарушит кучу взаимодействий с более бедными семьями, нарушив всю систему их состоявшихся взаимоотношений и изменит судьбы почти 100 человек. Если проще, они никогда не встретятся и не помогут/навредят друг другу даже в самой простой вещи.
б) Другой вариант. Из-за того, что Человек не пошел по главной улице, уменьшилась общий дорожный трафик, что позволит условному преступнику относительно легко преследовать одинокую девушку, возвращающуюся с работы домой. Это станет причиной последующей летальной/нелетальной трагедии, которой вообще не должно было быть. В итоге, ни полиция, ни медицинские учреждения, ни родственники девушки, до этого не вовлеченные в «событие X», ощутят его постэффект.
Что я хотел доказать этим довольно большим отступлением. НЕВОЗМОЖНО снять или нарисовать историю, досконально просчитывающую тот самый «эффект бабочки». «Город, в котором меня нет» не является исключением из этого правила и существует в координатах общих допущений локальности влияния на мир одного инцидента. Плюс это или минус? Сложно сказать. С моей точки зрения, вся сложность в подобном начинается при обсуждении, что весь «эффект» уже был предопределен и на прошлое нельзя повлиять, т.е. то, что ты собираешься исправить, уже свершилось и ты уже все исправил, даже не зная об этом. Не залезая в эти дебри, просто держим в уме, что любой фантастический сюжет основывается на представлении автора о путешествиях во времени и элементарном упрощении происходящего для зрителя, чтобы временные петли были инструментом, а не объектом повествования.
Сюжет рассматриваемого аниме вращается вокруг вполне рядового мангаки Сатору, который открыл в себе еще в детстве дар предотвращать определенные события, когда видит пролетающую словно сквозь пространство и время бабочку. Если не принимать во внимание этот необычный факт, Сатору в свои 28 лет все чаще начинает задаваться вопросами «Зачем мы живем?» и «Есть ли глобальный смысл во всем, чем мы занимаемся?». Подрабатывая в службе доставки, он все больше погружается в пучину самокопания и навязчивой депрессии. Одиночество, как и стены, давит на него со всех сторон, лишая не только воли к творчеству, но и мотивации грамотно распоряжаться чем-либо в своей жизни.
Последним лучом в его жизни является его мама Сачико, которая всегда рада его нечастым посещениям и понимает, что так тревожит сына. Когда тот случайно знакомится с молодой девушкой, то всячески старается будто случайно навести Сатору на правильный ход мыслей, которому тот отчаянно сопротивляется, из-за неуверенности боясь самого себя. Но в одночасье недолгая идиллия рушится: загадочная фигура пробирается в дом Сачико и хладнокровно убивает ее, успев при этом сбежать, не оставляя следов. Сатору самую малость разминулся с убийцей и по возвращении домой застает на пороге квартиры ужасающую картину. Соседи создают панику, и вот из обычного автора манги Сатору превращается в убийцу собственной матери. Сможет ли молодой человек исправить то, что случилось, и неужели корень всех проблем лежит далеко в прошлом?
Как оказалось, лежит. Переместившись в прошлое, Сатору оказывается в средней школе много лет назад. В этих условиях помочь в расследовании могут только школьные друзья и собственная смекалка. Школьники вначале даже и не верят ни единому слову Сатору, но чем больше событий происходит с его слов, тем быстрее улетучивается скепсис. Больше всех настораживается Кэнья, слишком прозорливый и наблюдательный для своих лет. Его обостренное чувство справедливости толкает его во чтобы то ни стало помочь пришельцу из будущего разгадать тайну убийств, которые вот-вот произойдут прямо на территории их школы.
Такова завязка незамысловатого сюжета «Города, в котором меня нет». Назвать его оригинальным сложно. Новых ходов здесь действительно немного, но настоящая ценность аниме заключается в его душе, в грамотном подходе ко всему старому, которое можно показать с самой чувственной стороны. Не зря же говорят, что все гениальное — просто!?
«Город, в котором меня нет» очень во многом берет максимальную планку из возможного. Если это рисовка, то с удивительным, запоминающимся мягким стилем, если музыка, то великолепные опенинг и эндинг дополняются тревожащими душу грустными симфоническими партиями вместе с пианино и гитарой (их не так много, но тем не менее), если это сюжет, то…
Была вероятность, что тайтл опошлится, используя заезженную тему временных петель и повернет в сторону классической фантастики, но… «Город» и не хочет становиться попсовым и распыляться на ненужные элементы. Для него куда важнее вопросы личностного характера. Будь то одиночество, взаимопомощь, бескорыстная поддержка или первая детская любовь. Очень глубоко и интересно представлена тема обыкновенного человеческого героизма, где без особых сверхспособностей и умений можно изменить если не мир, то как минимум судьбы окружающих тебя людей. Вопросы кармы, конечно же, никуда не уходят, поэтому даже за такой героизм приходится чем-то платить.
На самом деле «Город, в котором меня нет» намного проработаннее, чем возможно описать словами. Как передать эмоции от того, как видишь, как плачет ребенок при виде обыкновенной домашней еды и пригретый любящими руками, который в жизни такого не испытывал из-за сложности в семье? Как передать эмоции от тщетных попыток что-то изменить в настоящем, будучи ребенком в прошлом? Как оценить значимость веры, которая рождается в сомнении? Как решиться на жертву ради других? Как не ударить мать-пьяницу, которой попросту наплевать на свою дочь, которая ненавидит ее просто за то, что она родилась?!
Как удалось вложить все это в «почти» обыденную историю про детей, для меня остается загадкой. В аниме нет ни единой лишней серии, ни одной лишней истории (Будда и паутинки), ни одного оборванного высказывания или затерявшегося последствия. Другой вопрос именно в личном восприятии. «Город», безусловно, очень грамотное, цельное, я бы даже сказал выдающееся произведение, раскрывающее особые темы общества, с очень красивой концовкой, оставляющей эфемерное ощущение недосказанности и справедливости итога, но…
Просмотр попал аккурат на личную семейную трагедию, полностью истощившую меня эмоционально. Ну не смог я адекватно сосредоточиться для максимального проникновения историей. Я даже и не отрицаю, что спустя некоторое время смог бы посмотреть на все под другим углом, но какого-то истинного культурного шока испытать не смог. Прости меня, мангака Фуджинума Сатору. Твоя история достойна, чтобы о тебе узнали все!
P.S. С момента написания обзора прошло практически четыре месяца, и у меня есть пара слов, которую хотелось бы добавить. Она скорее эмоционального характера, нежели логического. «Город, в котором нет меня» не приемлет какой-то спешки. Им нужно насладиться, прочувствовать его, погрузиться в ностальгическую зиму главного героя: в эти невысказанные слова, еле заметные прикосновения, непонимающие взгляды Каё, беззаботные детские игры, целый новый мир, расступившийся перед девочкой, открывшейся сердцем впервые кому-то еще; в моменты, когда рождается доверие — столь редкое слово и явление в наше время…
Редко какая работа позволяет себе столько времени акцентировать на мягком, обволакивающем чувстве утраченного в детстве, упущенного в настоящем и такого осязаемого, но далекого в будущем. Для кого-то такое аниме может стать новой главой переосмысления пути или той необходимой частицей правды и человеческого тепла, без которой опускаются руки и теряется вера в себя. Кристально чистая эссенция души в виде теплой слезы, стекающей по уставшей грубоватой щеке человека, смотрящего в глубь своего прошлого с целью найти тот самый миг, в который он потерял самого себя. Как любитель эпитетов и почти критик, я могу позволить себе каплю романтизма среди сухих строк печатного текста.
Прослушать лучшие композиции из аниме можно по этой ссылке.