призови меня в день скорби я избавлю тебя и ты прославишь меня
Ветхий Завет
Псалтирь
Псалом 49.
1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, 3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; 9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, 10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, 11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, 15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, 17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? 18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; 19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; 20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; 21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил,- и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».
Ветхий Завет
Псалтирь
Псалом 49.
1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, 3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: 5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; 9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, 10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, 11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, 15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, 17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; 19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; 20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; 21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил,- и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».
Псалтирь, псалом 49 Псалтирь, пс 49
Бог богов, Господь, воззвал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря.
Он призывает свыше небо и землю судить народ Свой: «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мной при жертве».
И небеса провозгласят правду Его, ибо Судия этот есть Бог.
«Слушай, народ Мой, Я буду говорить. Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя, Я Бог, твой Бог.
Не за жертвы твои Я буду укорять тебя – всесожжения твои всегда предо Мною.
Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мной.
Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь.
Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не терзал, – и не будет избавляющего.
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».
Псалом 49
Писателем псалма был Асаф (см. о нем во введении к Псалтири). Можно думать, что этот Асаф был современником Давида и псалом поэтому нужно считать писанным в царствование Давида. Псалом представляет обличение евреев в распространении среди них взгляда на богослужение и богоугождение как на внешнюю форму, как только на соблюдение закона со внешней стороны, почему у приносящего, напр., жертвы не было покаянного, духовного настроения ( Пс.49:4, 17, 18, 21 ). Действительно, торжественная постановка внешнего богослужения, введенная Давидом, могла ослеплять своею пышностью и блеском еврея, вообще склонного ко всему внешнему и чувственному, а потому и вселять убеждение, что в соблюдении внешней стороны богослужения и заключается вся сущность богоугождения. Этот ложный взгляд необходимо было рассеять, к чему и направлен этот псалом Асафа. Ту же заботу высказывал и Давид, когда при перенесении Кивота Завета на Сион требовал от обитателей последнего нравственной чистоты и внутреннего просвещения (см. Пс. 14 ). Согласие этого псалма с эпохой Давидова времени, равно как и сходство его содержания с псалмами Давида, подтверждают предположение о его происхождении из эпохи Давида и о писателе Асафе – как современнике того царя.
Бог богов призывает на суд пред Себя свой народ – евреев (1–6). Он грозно говорит ему: «Я обличаю тебя не за жертвы, которые ты приносишь, а за настроение твое. В твоих жертвах я не нуждаюсь. Они не нужны Мне для питания, так как все звери и птицы принадлежат Мне и в Моей власти (7–13). Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя (14–15). Ты же грешен: соблюдаешь только внешне Мой устав, а живешь с прелюбодеями, коварствуешь, ненавидишь своего брата. За это Я накажу тебя. Тот получит награду, кто чтит Меня внутренне и следует Моим заповедям в своей жизни» (16–23).
Одно лишь внешнее благочестие, показное, но без соответствующих словам дел, есть оскорбление Бога, пренебрежение Его заповедями ( »броса ние за себя» ).
Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Кафизма седьмая.
1 203 В конец, сынов Кореевых, псалом, 46.
2 Все народы, восплещите руками, возгласите Богу в радости!
3 Ибо Господь Всевышний грозен, Он Царь великий на всей земле;
4 Он покорил народы нам и племена под ноги наши;
5 204 Даровал нам достояние Свое, красу Иаковлеву, возлюбленную Им.
6 Вознесся Бог при кликах радостных, Господь при звуках трубных.
7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте!
8 Ибо Царь всей земли Бог; пойте, разумея это!
9 Воцарился Бог над народами; Бог восседает на Престоле святом Своем.
10 205 Князья народов собрались к Богу Авраамову; ибо могучие избранники Божии на земле высоко превознесены.
1 206 Псалом, песнь сынов Кореевых, на второй день недели, 47.
2 207 Велик Господь и прославлен Он в граде Бога нашего, на горе святой Его,
3 208 Утвержденной крепко, на радость всей земле. Горы Сионские, склоны северные, град Царя Великого!
4 Открывает Себя Бог в храмах града, когда встает на защиту его.
5 Вот цари земные сошлись, собрались вместе.
6 Увидев мощь Сиона, удивились они, пришли в смятенье, поколебались;
7 Трепет объял их; там постигли их муки, точно жен рождающих.
8 209 Ветром бурным сокрушишь Ты и корабли Фарсийские.
9 И слышали мы, и видели это в граде Господа сил, в граде Бога нашего; Бог основал его навеки.
10 210 Обрели мы, Боже, милость Твою в лоне народа Твоего.
11 Славно имя Твое, Боже, и хвала Тебе – до пределов земли; правды исполнена десница Твоя.
12 Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дочери Иудейские о судах Твоих праведных, Господи!
13 Обойдите Сион и охватите его взором, поведайте обо всем среди башен его;
14 Преклонитесь всем сердцем вашим пред великой силой Его, рассмотрите дома Его и поведайте роду грядущему:
15 Ибо Он Бог наш навеки и в веки веков; Он Пастырь наш вовеки!
1 211 В конец, сынов Кореевых, псалом, 48.
2 Услышьте слово мое, все народы, внемлите, все живущие во вселенной,
3 212 Земнородные и сыны человеческие, богатый вместе с убогим!
4 Уста мои изрекут премудрость, и поучение сердца моего – разум.
5 213 Приклоню к притче ухо мое, открою в псалтири прорицание мое.
6 214 Почему убоюсь я в день судный? Беззакония путей моих обступят меня.
7 Вы, что надеетесь на силу свою и великим богатством своим кичитесь!
8 Брат не избавит вас, так избавит ли человек? Не может он дать Богу выкуп за себя,
9 И цену искупления души своей, хотя бы и трудился вечно.
10 Кто проживет до конца своего и не узрит погибели?
11 Ибо видит он, мудрые умирают, вместе с ними безумный и несмысленный гибнут, оставляя чужим богатство свое.
12 Их гробы – жилища их навеки, обиталища их из рода в род, хоть и нарекли они земли именами своими.
13 Но человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним.
14 Этот путь соблазняет многих, но и после них другие устами своими одобрят его.
16 Но Бог избавит душу мою от власти ада и примет меня.
17 216 Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его;
18 Ибо, умирая, ничего не возьмет он с собой, и не сойдет с ним в землю слава его.
19 Хотя при жизни благословляют его, и благодарит он тебя, когда делаешь ему добро,
20 Сойдет он туда, где род отцов его, и вовеки не узрит света.
21 Но человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним.
Псалом Асафа, 49. 217
1 218 Бог богов, Господь возвысил глас и призвал землю от востока солнца до запада.
2 219 С высоты Сиона воссияла красота Его.
3 220 Бог въяве придет, Бог наш, и не в безмолвии; огонь пред Ним возгорится, и окрест Него буря великая.
4 Призовет Он небо свыше и землю рассудить народ Свой.
5 221 Соберите пред Ним праведников Его, исполняющих завет Его о жертвах.
6 222 И возвестят небеса правду Его, ибо Судия миру Бог.
7 «Слушай, народ мой, изреку тебе и засвидетельствую тебе, Израиль: Я Бог, Я Бог твой!
8 223 Не за жертвы твои укорю тебя, ибо всесожжения твои всегда предо Мною;
9 Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих – козлов.
10 Ибо Мои все звери дубравные, скот на холмах и волы;
11 Я знаю всех птиц небесных, и красота полей предо Мною.
12 Если б взалкал Я, не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
13 Разве ем Я мясо тельцов? Или кровь козлов пью?
14 224 Принеси Богу жертву хвалой своей и исполни пред Всевышним обеты твои.
15 Призови Меня в день скорби твоей, и Я избавлю тебя, и прославишь Меня».
16 225 А грешнику сказал Бог: «Зачем ты возвещаешь о повелениях Моих и принимаешь завет Мой устами твоими?
17 Ты же возненавидел наставления и вконец отверг слова Мои.
18 Если видел ты вора, помогал ты ему, и сообщником прелюбодея становился;
19 В устах твоих умножалось злоречие, и язык твой сплетал обманы;
20 Сидя в собрании, клеветал ты на брата твоего, сыну матери твоей расставлял сети.
21 226 Ты поступал так, а Я молчал; и помыслил ты беззаконно, что уподоблюсь Я тебе. Но обличу тебя и обнажу пред тобой грехи твои!
22 Уразумейте это, забывающие Бога, да не отнимет Он у вас жизнь, и не будет избавителя!
23 Жертва, приносимая хвалой, прославит Меня; и вот путь, каким дарую человеку спасение».
1 227 В конец, псалом Давида, воспетый им после прихода к нему пророка Нафана; 228 2 После того, как Давид вошел к Вирсавии, жене Урии, 50.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти меня от беззакония моего!
4 Наипаче омой меня от беззакония моего, от греха моего очисти меня;
5 Ибо я беззаконие мое знаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе Единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил; но праведен Ты в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить.
7 Знаю, в беззакониях зачат я, и в грехах родила меня мать моя.
8 Знаю, истину Ты возлюбил, неведомые тайны премудрости Твоей явил мне.
9 229 Окропишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и стану снега белее.
10 Слуху моему даруешь радость и веселие; возрадуются кости смиренные.
11 Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня!
12 230 Сердце чистым созижди во мне, Боже, и дух правды возроди в груди моей!
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!
14 Даруй мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня!
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16 231 Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою.
17 Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе.
18 Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь.
19 232 Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог.
20 233 Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские!
21 Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
1 234 В конец, в поучение, Давида, 51;
2 Когда пришел Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришел Давид в дом Авимелеха».
3 235 Что похваляешься злодейством своим, сильный? Беззаконие творишь всяк день.
4 236 Неправду поведал язык твой; как бритва изостренная стала ложь твоя.
5 Возлюбил ты зло больше добра, неправду больше речей правдивых;
6 Возлюбил ты слова пагубные, язык лживый.
7 Посему Бог сокрушит тебя вконец, возьмет тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой исторгнет из земли живых.
8 Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут:
9 «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей».
10 А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки.
11 Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих.
1 237 В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52.
2 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Развратились они и мерзки стали в беззакониях; нет творящих добро.
3 Бог приклонился с Небес к сынам человеческим, да увидит, есть ли знающий или ищущий Бога.
4 Все уклонились от истины, все непотребными стали; нет творящего добро, нет ни единого.
5 Ужели не вразумятся творящие беззакония, поедающие народ мой, как едят хлеб? Не призывали они Господа!
6 Устрашились они, когда не было страха, ибо рассыпал Бог кости льстецов; посрамлены они, ибо их унизил Бог.
7 Кто дарует с высот Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Бог из плена народ Свой, возрадуется Иаков, возвеселится Израиль.
1 238 В конец, песнь Давида, в научение, 53;
2 Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не Давид ли это скрывается у нас?».
3 Боже, спаси меня именем Твоим и суди меня силой Твоей!
4 Боже, услышь молитву мою, внемли словам уст моих,
5 239 Ибо чужеземцы восстали на меня, и сильные ищут смерти моей, и не имеют Бога пред собою.
6 Но Бог помогает мне, Господь Заступник души моей;
7 Обратит Он зло на врагов моих. Силой истины Твоей истреби их!
8 По доброй воле я принесу жертву Тебе, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо;
9 Ибо от всякой печали избавлял Ты меня, и на гибель врагов моих взирало око мое.
1 В конец, песнь, в поучение, Асафа, 54. 240
2 241 Услышь, Боже, молитву мою и не отвергни моления моего;
3 Внемли мне и услышь меня! Восскорбел я в горести моей и впал в смятенье
4 242 От угроз врагов и притеснений грешников; ибо обвинили они меня в беззаконии и в ярости враждовали со мной.
5 Сердце мое пришло в смятенье, и боязнь смерти напала на меня;
6 Страх и трепет напал на меня, и покрыла меня тьма.
7 И сказал я: «Кто даст мне крылья голубиные, да улечу и успокоюсь?»
8 243 Вот удалился я, бежал и водворился в пустыне.
9 Ждал я, что Бог спасет меня от малодушия и от бури.
10 244 Погуби врагов моих, Господи, и внеси разлад в речи их, ибо вижу я беззакония и распри в городе.
11 Днем и ночью ходят распри по стенам вокруг него; беззакония и скорбь посреди него и неправда;
12 И не иссякли на площадях его лихоимство и обман.
13 245 Если бы враг поносил меня, претерпел бы я; и если бы ненавистник мой надо мной превозносился, укрылся бы от него.
14 246 Но и ты с ними, человек единодушный, наставник мой и близкий мой,
15 247 Ты, наслаждавшийся со мною яствами, в дом Божий ходивший со мною в единомыслии!
17 Воззвал я к Богу, и Господь услышал меня.
18 Вечером, и поутру, и в полдень поведаю и возвещу Богу скорбь мою, и услышит Он голос мой.
19 Избавит Он миром Своим душу мою от врагов, приступающих ко мне, ибо много их у меня.
20 249 Услышит меня Бог, Сущий прежде веков покарает их, ибо нет в них перемены, не убоялись они Бога.
21 250 Простер Он руку Свою для воздаяния: нарушили они завет Его.
22 Рассеялись они от гнева Его, но сблизились сердца их; стали мягче елея слова их, но ранят они, как стрелы.
23 Возложи на Господа печаль свою, и Он тебя пропитает; вовеки не приведет праведника в смятенье.
24 251 Но Ты, Боже, ввергнешь их в колодец гибели; мужи, проливающие кровь, и лукавые не доживут до половины дней своих. А я, Господи, уповаю на Тебя.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; . сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1. Это мессианский псалом. Святые отцы видят в нем пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, произносимое как бы от лица апостолов.
. красу Иаковлеву – т. е. лучшую часть израильского народа.
Свт. Иоанн Златоуст дает этому стиху следующее объяснение. Евангельская проповедь была услышана не только простыми людьми: и правители язычников пришли ко Господу нашему Иисусу Христу, Который есть Бог Авраама, Ветхого и Нового Заветов; апостолы же стали выше всего земного.
Псалом, песнь – песнь, которая поется под звуки псалтири; . сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; . на второй день – время, когда псалом должен петься при богослужении. В этом псалме толкователи видели благодарственную песнь древних евреев после их возвращения в Иерусалим из вавилонского плена в 537 г. до Рождества Христова, а также пророчество о победе Церкви Христовой над врагами.
. в граде – в Иерусалиме; . на горе – на горе Сион.
. склоны северные – иерусалимская крепость была расположена на северном склоне горы Сион.
. корабли Фарсийские – большие торговые суда, совершавшие плавание в испанский город Фарсис (Тартес), основанный, вероятно, финикийцами, откуда привозили драгоценные металлы и минералы (см.: 3Цар. 10:22 ).
. народа – чтение славян. извода, в греч. переводе читаем: «Храма»; разночтение объясняется, по-видимому, ошибкой переписчика.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; . сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1.
Земнородные – люди, сотворенные Богом из праха земного (см.: Быт. 2:7 ).
. прорицание – букв. «задачу, вопрос». То, чему учит Пророка Дух Святой, притчею возвещающий Божию Премудрость, – Давид приоткрывает нам во Псалтири.
. утром ранним – скоро.
Не огорчайся – букв. «не бойся». Не смущайся, смотря на настоящее, ибо здешняя слава ничтожна и гибельна, а истинная слава праведника, грядущая по кончине, – бесконечна.
Псалом надписан именем Асафа, левита и певца, одного из тех, кто возглавлял учрежденную Давидом коллегию музыкантов. Библия называет его, как и Давида, также Пророком и Псалмопевцем (см.: 1Пар. 6:39; 25:1 ; 2Пар. 29:30 ). Этот псалом, как и предыдущий, рисует картину Последнего, Судного, Дня, когда человек пред лицом всей вселенной должен будет дать отчет Богу в прожитой жизни. Что есть праведность? Как угодить Богу? Псалом дает ответ на этот вопрос: Господь не требует формального соблюдения ритуала и пустого знания заповедей без претворения их в жизнь. Он ждет от человека сердечного, внутреннего стремления к Богу и дел, согласных с нравственным законом.
. от востока солнца до запада – всю землю, от одного края до другого.
. Сиона – см. примеч. к пс. 2:6.
Царь Давид пророчествует о Втором пришествии Христовом, которое будет не тайным, как первое, а для всех явным, подобно молнии, сверкнувшей от одного края небосвода до другого (ср.: Мф. 24:27 ). Явление Бога в пламени огня – обычный в Библии образ (ср.: Исх. 3:2 ; Втор. 4:24; 9:3 ; Ис. 29:6 ; Дан. 7:9–10 ).
. завет Его о жертвах – предписания Закона Моисеева о жертвоприношениях (см.: Лев. 1–7 ).
Господь порицает неразумие тех, кто думает, что Он нуждается в жертвоприношениях (см.: Ис. 1:11 ; Иер. 6:20 ). Ибо лишь по снисхождению к немощи людей принимал Он жертвы до времени, пока все прежде существовавшие жертвы совершила единая Жертва Христова (см.: Евр. 10:14 ).
Хранению наружных обычаев противопоставлено внутреннее общение с Богом в чувстве благодарности и мольбе о помощи.
Четвертый покаянный псалом.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Пророк Нафан пришел к царю Давиду и обличал его в тяжком грехе (см.: 2Цар. 12 ). Вина царя Давида заключалась в том, что, влюбившись в Вирсавию, он послал ее мужа Урию в бой с явным желанием его смерти, а когда Урия был убит, то женился на Вирсавии (см.: 2Цар. 11 ). Пророк заставил царя осознать свое преступление и раскаяться. Глубокое покаяние с наибольшей силой звучит именно в этом псалме: Давид не только видит себя грешником, но просит Бога спасти его, вывести из состояния греховности, восстановить утраченные свойства личности – чистоту сердца и дух справедливости.
. иссопом – пучком веточек иссопа (душистого растения с частыми листьями), смоченных в крови жертвенных животных, окроплялись прокаженные для очищения от проказы (см.: Лев. 14:2–7 ).
. в груди моей – букв. «в моих внутренностях». Сокрушение и смирение сердца очищает человека от грехов: все свое упование возлагает он на Бога; в таком сокрушении духа человек безбедно проходит сквозь козни гордого диавола, стремящегося возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы (свт. Иоанн Златоуст).
. от крови – имеется в виду убийство Урии.
. Сиону – см. примеч. к пс. 2:6. В этом и в последующих стихах звучит мольба о восстановлении Иерусалима и храма, что заставляет вспомнить о времени после вавилонского плена. Эти стихи, возможно, добавлены к основному тексту в более позднее время.
В этом и последующих стихах Давид обращается к Доику и упрекает его в убийстве священников.
Неправда Доика заключалась в том, что он изобразил неожиданное свидание Авимелеха с Давидом как умышленный сговор; . как бритва изостренная – Доик не только умертвил священников, но истребил еще почти всех жителей и скот в Номве (см.: 1Цар. 22:18–20 ).
В конец – см. примеч. к пс. 4,1; . на маелефе – евр. слово, оставленное без перевода; оно понимается по-разному: либо как «напев или музыкальный инструмент», либо как «хоровод и ликование». Текст этого псалма, за исключением ст. 6, дословно совпадает с пс. 13. Присутствие в сборнике двух почти одинаковых псалмов толкователи объясняли тем, что в них речь идет о разных событиях: в пс. 13 видели обличение ассирийского царя Сеннахирима, выступившего против израильского царя Езекии, в пс. 52 – обличение иудеев, восставших против Господа нашего Иисуса Христа.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; . Зифеи – жители пустыни Зиф, где скрывался Давид от Саула (см.: 1Цар. 23:14 ).
Зифеи тайно донесли Саулу, что Давид скрывается у них (см.: 1Цар. 23:19–20; 26:1 ).
В этом псалме изливаются чувства несправедливо гонимого человека. Святые отцы относят их к Давиду, который страдал от преследований Саула, и одновременно находят в псалме пророчество о Господе нашем Иисусе Христе.
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; . Асафа – см. примеч. к пс. 49.
. в пустыне – Давид бежал от Саула в пустыни Зиф и Маон, к югу от горы Синай (см.: 1Цар. 23:14,24 ).
. в городе – в Иерусалиме.
В этих стихах св. отцы слышат голос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к Иуде-предателю (ст. 13–15), и пророческий голос Давида, проклинающего Иуду и тех, кто судил и распинал Господа нашего Иисуса Христа (ст. 16).
В этих стихах св. отцы слышат голос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к Иуде-предателю (ст. 13–15), и пророческий голос Давида, проклинающего Иуду и тех, кто судил и распинал Господа нашего Иисуса Христа (ст. 16).
В этих стихах св. отцы слышат голос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к Иуде-предателю (ст. 13–15), и пророческий голос Давида, проклинающего Иуду и тех, кто судил и распинал Господа нашего Иисуса Христа (ст. 16).
В этих стихах св. отцы слышат голос Господа нашего Иисуса Христа, обращенный к Иуде-предателю (ст. 13–15), и пророческий голос Давида, проклинающего Иуду и тех, кто судил и распинал Господа нашего Иисуса Христа (ст. 16).
. покарает – букв. «унизит, смирит»; . пет в них перемены – нет перемены от зла к добру.
. завет Его – см. примеч. к пс. 24:10.
. колодец гибели – ад.
Источник: Перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Комментарии Т. А. Миллер
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»