притча про рис и шахматную доску
Притча про шахматы
Сегодня я напишу любимую мною притчу, я знаю что многие из вас ее знают, но она послужит лишь поводом для размышлений в комментариях. А может ктото откроет для себя коечто новое если ее еще не слышал.
Притча про шахматы
Притча про шахматы
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель — его звали Сета — явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
— Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал,— сказал царь.
— Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание,— продолжал царь.— Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
— Не робей,— ободрил его царь.— Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его!
— Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
— Повелитель,— сказал Сета,— прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
— Простое пшеничное зерно? — изумился царь.
— Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — 8, за пятую— 16, за шестую — 32…
— Довольно! — с раздражением прервал его царь.— Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
— Повелитель,— был ответ,— приказание твое, исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился — он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
— Повелитель,— ответили ему,— математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
— Почему медлят с этим делом?! — гневно воскликнул царь.— Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!
Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его.
— Прежде чем скажешь о твоем деле,— объявил Шерам.— я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.
— Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний’ час,— ответил старик.— Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…
— Как бы велико оно ни было,— надменно перебил царь,— житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана…
— Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.
С изумлением внимал царь словам старца.
— Назови же мне это чудовищное число,—сказал он в раздумье.
— Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!
Шахматы. Игра? Или Послание?
* * *
Известна древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину.
Или математику. впервые понявшему процесс возведения в степень.
За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д.
Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 ; 1 ; 1,845;1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км;).
Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия.
В наше время, когда имеются сведения, свидетельствующие о постепенном изменении за сотни лет свойств движения фигур на доске, становится ясным, что изобретение шахмат не могло быть заслугой одного человека.
С одной стороны это законосмерно.
История игры говорит о том, что творцом идеи и самой формы шахмат на 64-клеточной квадратной доске весьма вероятно была коллективная мысль народов, из поколения в поколение усложняющая и совершенствующая правила игры.
Однако. истинный возраст игры, известной в западном мире как Шахматы, покрыт мраком тайны.
Некоторые бездоказательные теории датируют возникновение шахмат временем, более ранним, чем может быть подтверждено историческими свидетельствами.
Другие бездоказательные теории отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии.
Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат.
Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.
Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов.
Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э.
В поэме описаны подарки, преподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана.
Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.
Археологические раскопки показали, что в шахматы уже столетия назад играли на разных континентах по схожим правилам,
А вот романтичные французы настаивают, что шахматы изобрел один из героев Троянской войны ; греческий царь Паламед.
Во время долгой осады Трои он, якобы для развлечения воинов, начертил на песке шахматную доску и расставил на ней королей, замки и различные фигуры, от скуки имитируя битву.
Она учит логически мыслить и планировать действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, сколько перипетий досталось на долю шахмат.
Сначала появилась ее близкая родственница — восточная «чатуранга», в которую играли четверо игроков, бросая по очереди кости и имея в боевом распоряжение всего 4 пешки, а ферзя не имея вовсе.
Параллельно с ней развивались модификации китайских сянци и японских сёги.
Затем к чатуранге приложили руку (или мозги) арабы — игроков осталось двое, каждый получил по два комплекта боевых единиц, где один из королей переквалифицировался в ферзя.
В какой-то момент своей истории шахматы соприкасались с игрой в кости.
Но.
От костей отказались вообще, убрав их азартную составляющую.
Назвали новую версию «шатрандж», и в 819 году в Хоросане провели турнир сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана.
В VIII-IX веках высокоинтеллектуальные арабы завоевали Испанию, подарив эту игру в утешение побежденному народу, а в Средней Азии таджики переименовали «шатрандж» в «шахмат», что означает « Свержение повелителя»..
Испанцы поделились шахматами с Португалией, Италией и Францией, а персы через Кавказ привезли их в Россию. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.
Тем временем церковь назвала эту безобидную, по сути, игру «измышлением дьявола» и приравняла увлечение ею к пьянству.
Особенно старались в гонениях тамплиеры, Ян Гус, польский король Казимир II, французский Людовик IX и английский Эдуард IV (вероятно, они просто плохо в нее играли).
На Руси за шахматы грозили отлучением от церкви, что не мешало однако развлекаться ими Ивану Грозному, Петру I и царевне Софье.
В 1561 году Руи Лопес написал первую книгу о шахматах и познакомил всех с такими красивыми терминами, как «дебют», «миттельшпиль» и «эндшпиль».
Он же придумал «гамбит».
Спустя два века после Лопеса свой знаменитый «Анализ шахматной игры» создал Филидор, разложив по полочкам позиционный стиль игры.
После него наконец-то были разработаны единые правила, что положило начало современной шахматной теории.
В XIX веке прошли международные турниры, и появился первый чемпион мира по шахматам — Вильгельм Стейниц.
Настольная военная игра была в древнем Египте — «тау» (1270 лет до н. э.), в древней Греции — «петтеия» (V век до н. э.), в древнем Риме — «латрункули» (I-II века до н. э.).
Некоторые, кстати, считают, что шахматы привезли на Землю инопланетяне.
В чём у игры загадка? откуда такие предположения?
РАССМОТРИМ ШАХМАТНУЮ ДОСКУ ПОПОДРОБНЕЕ,
К этому чуть позже, а пока. почему поле представляет собой квадрат?
Олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес, земное существование, статичную безупречность и совершенство, неизменность, интеграцию, четыре элемента в их статическом аспекте, божественное проявление в творении.
Означает также честность, прямодушие, искренность, моральность.
Означает основные стихии Земли- вода, огонь, воздух, камень.
Символизирует совершенный тип замкнутого пространства в аспекте постоянства и стабильности.
Символизирует трансцендентное знание.
Как архетип присутствует во всех постройках.
Олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности.
В архитектуре священного здания, храма или церкви, преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в прямоугольную форму Земли и наоборот.
Это мистический союз четырех стихий, достижение единства в возвращении к изначальной простоте восьмиугольника, посредством которого квадрат башни нередко соединяется с кругом купола, являясь серединой пути в преобразовании круга в квадрат.
В буддизме квадрат олицетворяет земной план существования.
ДЕЙСТВОВАТЬ НА КВАДРАТЕ означает конфуцианский максимум: «Не делай того, что не желал бы для себя».
И круг, и квадрат являются символами дхармы, порядка вещей в космосе и в мире людей. Квадрат в основании ступы представляет собой символическую форму Земли.
У пифагорейцев квадрат символизирует душу.
Явно выбран не случайно этот квадрат, а не прямоугольник или круг.
Каждые четыре клетки /2 белые и 2 чёрные/образуют в сочетании крест.
Что означает крест по эзотерике?
Идеологи христианской церкви сделали своей эмблемой 4-конечный крест — символ, который считался священным у всех народов Земли.
Новое значение ему создали искусственно.
Была выдумана история, что Христа распяли на кресте, хотя на 4-конечных крестах в те времена никого не распинали; для распятия использовалось сооружение в форме буквы T.
После восстания Спартака все попавшие в руки Суллы восставшие рабы были распяты именно на таких Т-образных распятиях установленных вдоль Аппиевой дороги по дороге к Риму..
Возможно, что на выбор первых христиан повлиял древнеегипетский иероглиф в форме креста, означавший «спасать».
Но в любом случае, задействование новой религией древнейшего священного символа в своих целях было удачным политическим шагом.
Спешно переделывая языческий храм в христианский, религиозные фанатики иногда ограничивались лишь разбиванием идолов, ничего больше не меняя.
И в самом деле: какая разница «истинно верующим» — чья рука начертала этот крест; главное — что он есть.
В Мексике тысячу лет спустя произошло то же самое: туземцы с воодушевлением обступили христианского миссионера, охотно принимая крест, к большому удовлетворению колониальных властей, во всем происходящем увидевших божье провидение.
Они не знали, что крест являлся племенным знаком туземцев.
Крест как символ был изначально присущ народам всей земли задолго до христианства.
Ацтеки и этруски, даже не подозревая о существовании друг друга, еще 3 тысячи лет назад украшали им свои храмы.
Крест использовали греки и троянцы, древние египтяне и вавилоняне, китайцы и полинезийцы.
Практически у всех народов кресты обнаруживаются в погребальных захоронениях.
Буддисты тоже очень любили носить кресты, а в Средней Азии, в ущельях Гималайских гор, воины делали на лице татуировку в виде креста.
Значение креста у большинства языческих народов одинаково: символ солнца и жизни, иногда также могущества и победы.
Наиболее распространенный 4-конечный крест еще трактуется как символ равновесия четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Воздуха.
Впрочем, это не противоречит обычному значению креста как символа жизни, а показывает, что в живой природе все элементы гармонично сочетаются.
Форма креста и количество концов сильно варьируются.
В отличие от христианского креста, кресты почти всех языческих народов центрально-симметричные, т.е. их концы или имеют равную длину, или более длинные концы располагаются друг напротив друга.
Уж не от майя ли равносимметричный крест?а от них к южноамериканским индейцам?
Только у древних египтян и у семитских народов того времени встречаются асимметричные кресты.
Для семитских народов характерны 3-конечные кресты в форме буквы Т, а у египтян использовался крест с петлей вместо верхнего конца, который имел обычное для языческого креста значение символа жизни.
Был и у египтян, и у семитов также крест с удлиненным нижним концом, подобный тому, который сейчас использует христианская церковь.\
Центр креста – источник Энергии.
А сколько же на игровом поле шахмат крестов. вряд ли сосчитаешь.
А почему выбраны цветовые отношения – белый и чёрный?
ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ ШАХМАТ
«Поскольку белый цвет является суммой всех цветов, а доступные человеку цвета исключительно материальны, то мы неизбежно приходим к идее не-цвета, к антиматерии, и следовательно, к «Анти Божеству».
А будучи людьми, можем увидеть это «Божество» только в качестве противоположности сумме всех материальных цветов.
В нашем представлении «невидимое», «черное» противостоит проявленному миру Бога.
В мифологии является символом находящегося позади Земли Центрального Солнца и в образе клетчатой шахматной доски является подлинным указанием на сияющее внутри Полой Земли пурпурное Солнце.
Так оно представлялось и южноамериканским индейцам.
Более подробно можно ознакомиться в статье Эзотерический смысл «Черноты» http://nordlux-digi.org/articles/8.html
Опубликовано: 19 марта 2010″
Поскольку белый цвет является суммой всех цветов, а доступные человеку цвета исключительно материальны, то мы неизбежно приходим к идее не-цвета, к антиматерии, и следовательно, к «АнтиБожеству».
А будучи людьми, можем увидеть это «АнтиБожество» только в качестве противоположности сумме всех материальных цветов.
В нашем представлении «невидимое», «черное» противостоит проявленному миру Бога.
В ЧЁМ СМЫСЛ ШАХМАТ?
Только ли это игра или нечто большое по своему значению.
Шахматная доска — «дар Шамбалы», по выражению русских эзотериков, является одним из мощнейших эзотерических ключей:
» дух, творческое начало в человеке, творческий- потенциал, самосознание, физическая природа, выделенность, яркость, отличие от- других, жизненное горение, заметность, привлечение внимания.
Девиз числа 1: Отвага. Единица это интровертное число.»
Но есть и интересное рассмотрение с другой точки зрения.
Третье от внешнего поле включает в себя 12 клеток-число равное 12 знаковым узлам Зодиака и 12и месяцам.
Центральный квадрат и зрительный центр всего поля –крест.
Рассмотрим квадратное поле с точки зрения основ композиции изобразительного искусства.
В Китае день 1.11 считается днём общенационального « Осеннего Фестиваля».И имеет государственное значение.
Что значит привязка ко временам года.?
Это привязка ко Времени.
Чему посвящена сегодня эта игра?
Каковы её составляющие?
Как она влияет на нас?
Каждый день нашего бытия электролизуется явными и неявными символами.
Знаками.
Более наблюдательные и тонкие их чувствуют.
Некоторые не отмечают их вообще.
Может быть шахматы существуют рядом с человеком для воспитания тонких настроек души и выдана человечеству она и выдана?
Чтобы полноценнее осознавать значение символов, настроить настоящее функционирование души, чтобы поднять наше понимание окружающего мира на более высокий уровень.
Разве не напоминает шахматная доска некую планетарную систему?
И разновариантность игры не вводит в некоторое состояние поклонения разуму создавшему эту игру?
Сказка о шахматной доске и рисовых зёрнышках
Давным-давно, в далёкой жаркой стране правил шах. Ну или царь, король, по-нашему.
И была у него маленькая дочка.
Все дни напролёт дочка пела, танцевала, бегала по дворцу, играла с птичками, была весела и здорова.
Но вот пришла беда и в шахский дворец…..
Заболела девочка. Не ест, не пьёт, не поёт и не веселится.
Плачет, рыдает, а игрушки не играет.
И созвал тут Шах всех лекарей, мудрецов, учёных. И повелел им вылечить его дочку, пообещав неисчислимые сокровища.
Но никто не смог понять, чем болеет девочка, и никто не смог её вылечить….. Шах почернел от горя, сидит у кровати дочки. Она плачет, и он плачет.
И повелел он кликнуть клич в разные страны. Кто спасёт его маленькую любимицу, тому Шах отдаст половину своего царства. Не пожалеет….
Набежали со всех сторон лекари, мудрецы. И никак. И никто….
Отчаялся совсем Шах, девочка совсем похудела, стала прозрачной вся… все рыдают, все горюют, что делать, не знают…
И вдруг, глядят, едет на маленьком ослике отшельник- звездочёт. Он давно жил в землянке у ручья, питался плодами деревьев, пил воду, размышлял о жизни.
«Я вылечу твою дочку»- сказал отшельник.
Проси всё что хочешь. пол-царства, все мои сокровища, всё брошу к твоим ногам- зарыдал Шах.
Нет, не надо мне сокровищ. Лучше ты сделай вот что.
Положил звездочёт на стол к Шаху шахматную доску с разноцветными клеточками и говорит. Вот положи на первую клеточку два рисовых зёрнышка. На вторую клеточку, в два раза больше. На следующую- ещё в два раза больше. И так, сколько риса вместится таким образом на мою доску, столько я и унесу к себе в землянку. А не сможешь дать мне столько зёрен, поклянись, что исполнишь мою просьбу тогда.
Подумал Шах. Что он теряет. И так отдавал пол-царства…..
Прошло две недели. Снова пришёл визирь и докладывает, что рис кончился во всей стране и во всех близлежащих государствах.
Вышел Шах на крыльцо, а там…..
Огромная гора риса стала выше самого дворца в два раза, а на шахматной доске не заполнили даже три вертикали…. А…В и С.
И взмолился Шах. не могу я выполнить то что обещал. невозможно заполнить все твои клеточки. Скажи мне хотя бы, сколько вообще вариантов различных событий вмещает твоя шахматная доска?
В миллионы и миллионы раз больше. Невозможно много.
Но раз ты не смог выполнить мою просьбу, то выполни, как обещал, вторую. Возьми вот эти мои шахматы и разошли по всем государствам. Пусть играют люди в эту умную и благородную игру с неисчислимым количеством вариантов ходов.
Вот так и узнал мир ШАХМАТЫ. С огромным количеством всех вариантов развития событий. В миллионы раз больше чем звёзд на небе……
Притча про шахматы
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель — его звали Сета — явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
— Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал,— сказал царь.
— Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание,— продолжал царь.— Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
— Не робей,— ободрил его царь.— Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его!
— Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
— Повелитель,— сказал Сета,— прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
— Простое пшеничное зерно? — изумился царь.
— Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — 8, за пятую— 16, за шестую — 32…
— Довольно! — с раздражением прервал его царь.— Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
— Повелитель,— был ответ,— приказание твое, исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился — он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
— Повелитель,— ответили ему,— математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
— Почему медлят с этим делом?! — гневно воскликнул царь.— Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!
Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его.
— Прежде чем скажешь о твоем деле,— объявил Шерам.— я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.
— Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний’ час,— ответил старик.— Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…
— Как бы велико оно ни было,— надменно перебил царь,— житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана…
— Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.
С изумлением внимал царь словам старца.
— Назови же мне это чудовищное число,—сказал он в раздумье.
— Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!
Задача о зёрнах на шахматной доске — математическая задача, в которой вычисляется, сколько будет зёрен на шахматной доске, если класть на каждую следующую клетку доски вдвое больше зёрен, чем на предыдущую, начиная с одного.
Как правило, задача решается для стандартной 64-клеточной доски; при удвоении количества зёрен на каждой последующей клетке сумма зёрен на всех 64 клетках определяется выражением:
что составляет 18 446 744 073 709 551 615.
Задача и её вариации используются для демонстрации высокой скорости роста экспоненциальных последовательностей.