После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.
Как правильно вводить прикорм?
Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.
Когда вводить прикорм?
Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:
может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,
не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),
засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,
может отвернуться от ложки, если не хочет есть.
Почему не нужно вводить прикорм раньше?
Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.
До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.
С чего начинать прикорм?
Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.
Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.
Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.
Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.
Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.
Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.
Схема введения прикорма и аллергия
Как заменять кормления прикормом?
На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.
Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.
Как быстро вводить новые виды продуктов?
Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.
Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.
Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.
«Педиатрический» и «педагогический» прикорм
Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.
На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.
Как продолжать введение прикорма?
В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.
ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.
Таблица прикорма детей до года (по рекомендациям Американской педиатрической ассоциации, базы и Европейского общества детской гастроэнтерологии, гепатологии и питания).
Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.
Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).
Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.
Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.
Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.
Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.
Ссылки на источники:
Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.
Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132
BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64
В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.
Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.
И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.
Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.
Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.
В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.
Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:
Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.
Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.
До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично.
Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.
Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.
Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.
Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.
Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.
Введение прикорма у детей первого года жизни
При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.
Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.
Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.
Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.
Основные правила при использовании соков.
В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.
Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.
Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.
В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.
Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.
Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.
На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.
Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.
Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.
В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.
Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.
Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.
Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.
Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.
В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.
В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.
Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.
Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.
Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.
Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.
Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:
4–6 мес — фруктовые пюре и соки;
5–6 мес — овощное пюре;
7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;
8–9 мес — печенье, творог, кефир;
10–11 мес — желток, бульон.
Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.
Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва
Начиная с 8-9 месяца в рацион питания ребенка можно включить рыбу, так как она является источником легкоусвояемого белка, минеральных веществ и аминокислот. Однако, рекомендуется не давать ее чаще, чем два раза в неделю во избежание аллергической реакции.
Поговорим о том, какую рыбу можно годовалому ребенку, в каком виде и почему этот продукт так полезен в детском возрасте.
Сколько рыбы в день можно давать детям с 8 месяцев: таблица
Рыба является довольно аллергенным продуктом, причем отрицательную реакцию может вызывать не сама рыба, а вещества, которые в ней содержатся. Поэтому при первых признаках непереносимости следует исключить ее из рациона и отложить на более старший возраст.
Чтобы определить. в каком количестве давать рыбу своим детям, обратитесь к таблице:
Какую рыбу можно детям до года?
В таком возрасте организм довольно прихотлив, поэтому все самое лучшее и безопасное по традиции – малышам. Несколько советов по выбору рыбы для маленьких деток:
Морская или пресноводная
Диетологи сходятся в том, что морская и океаническая рыба является наиболее подходящей для знакомства малыша с этим продуктом. Во-первых, потому что она самая экологически чистая. Во-вторых, содержит большее количество полезных веществ. А в-третьих, в ней меньше косточек, и они более крупные, поэтому вы с большей вероятностью отделите от них филе.
Красная или белая
Большую популярность у взрослых имеет красная рыба, но вот детям в 10 месяцев лучше употреблять белую. Она менее аллергенная.
А вы знаете, что красный цвет у некоторых сортов рыб обусловлен их питанием – они едят красноватых рачков. Этот красный пигмент накапливается и придают их мясу окраску.
По жирности
Рыба представляется нам одним из самых диетических продуктов. Так и есть, но не стоит забывать, что некоторые сорта могут содержать более 30% жира. В первые месяцы жизни ребенок должен пробовать только нежирные сорта рыбы (не более 4% жира), так как они быстрее и легче перевариваются. Это могут быть: хек, камбала, треска.
Рыбу средней жирности (например, сом или морской окунь) оставьте до возраста полутора лет.
Замороженная или свежая
Конечно, свежевыловленная рыба – лучший вариант для первого прикорма. Главное ее правильно выбрать. Продукт с душком (даже легким) – сразу говорим продавцу «нет». Чтобы как следует оценить аромат рыбы, попробуйте отогнуть у нее жабры – в этом месте не должно быть никакого запаха кроме морского.
А еще у свежей рыбки должны быть:
Не стоит чересчур боятся свежемороженой рыбы. При правильном хранении продукт не будет уступать в полезных свойствах свежей. Если вы доверяете продавцу, можете смело брать заморозку. Размораживайте ее не торопясь, сначала в холодильнике, а затем при комнатной температуре – это сохранит ее текстуру.
На что обратить внимание: замороженная рыба не должна иметь толстой ледяной корки. Такой внешний вид говорит о том, что ее уже размораживали. А такой продукт не стоит употреблять ни взрослым, ни тем более маленьким детям.
Какую рыбу можно ребенку с 3 лет?
Разумеется, что этим детям можно кушать все те же сорта, что и малышам, а также добавить новые.
Например, трехлетним деткам можно давать средне жирную и жирную рыбку. К жирной рыбе (от 8% жира) относится скумбрия, сельдь, семга, горбуша и многие другие.
С 3 лет ребенок может есть как красную, так и белую рыбу независимо от среды обитания.
Почему рыба обязательно должна присутствовать в детском рационе
С раннего детства приучите свое чадо к рыбному вкусу. Этот продукт поможет не только разнообразить детское меню, но и позаботиться о здоровье малыша.
Польза рыбы для детского здоровья:
В каком виде давать рыбу детям?
Детям до года можно есть только рыбное филе, раздавленное до однородной массы. Вы можете отварить рыбу и самостоятельно измельчить ее вилкой или воспользоваться рыбным пюре, которое сейчас в большом ассортименте представлено на прилавках.
Рыбное пюре изготавливается согласно высоким требованиям детского питания и проходит тщательную проверку. Оно не содержит искусственных добавок, только специи, соль, рыбу, сливки и овощи. Поэтому вы можете быть уверены в его качестве и смело давать ребенку с 8 месяцев.
С какого возраста детям можно соленую рыбу? Не раньше трех лет, и в небольшом количестве. Лучше всего готовить рыбу в тушеном виде, пару или варить рыбные бульоны. А вот жареную рыбу можно есть только после 5 лет. Еще позже следует приучать ребенка к копченой рыбе.
Какие рыбные продукты не следует предлагать детям
Мнение эксперта
Врач-педиатр высшей категории
Если говорить о начале прикорма рыбы детям, то официально это разрешено после восьми месяцев. Предпочтение отдается речной рыбой. Но когда мы, педиатры, рассматриваем вопрос введения прикорма ребенка рыбой, мы подходим очень индивидуально.
Иногда введение рыбы в питание может быть отсрочено и до двух лет.
Например, в случаях, если в семье есть аллергики или ребенок аллергик, то мы вводим рыбу в рацион питания позже, чтобы снизить риски аллергических реакций. Но, в любом случае, самостоятельно начинать давать ребёнку рыбу не рекомендуется.
Всё равно надо проконсультироваться с педиатром, так как бывают случаи, когда у ребёнка с самого детства существует непереносимость рыбного белка.
Если нет противопоказаний, обычно рекомендуется начинать давать рыбное мясо ребёнку 1-2 раза в неделю, и не отдельно, маленькими кусочками, а растертую рыбу на кончике ложечки, смешав её с овощным пюре.