приходил лакей звать меня к княгине
1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое
Упражнение 4. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.
1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).
Приходил лакей звать меня к княгине
1. Он боялся (ПГС) (чего?) идти (дополнение—) к врачам.
2. Приходил(ПГС) лакей(зачем?) звать (обстоятельство.-.-.-) меня к княгине.
3. Старуха ушла (ПГС) (куда?) хлопотать (обстоятельство.-.-.-)об отъезде.
4. Он попросил (ПГС) меня (о чем?) похлопотать(дополнение—-) об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить (СГС) и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь(СГС).
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать (СГС) очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить(ПГС).
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать (СГС) по земле.
10. Долго будет моросить (ПГС) осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь(СГС) редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались(ПГС) густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться (СГС) зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать(СГС).
15. Море временами совсем переставало шуметь(СГС).
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься(СГС).
17. Антоненко приказал(ПГС) (что?)людям покинуть (дополнение—-)баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться (СГС) о жизни.
19. Завтракать (обстоятельство.-.-.-.) к Наталье Тагилов не пошёл(ПГС) (куда?)
20. Она даже не успела поздороваться (СГС) с ним.
Приходил лакей звать меня к княгине
Признаюсь, я испугался, хотя мой собеседник очень был занят своим завтраком: он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если б неравно Грушницкий отгадал истину; но ослепленный ревностью, он и не подозревал ее.
Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости.
— Вы не верите? — продолжал он, — даю вам честное благородное слово, что все это сущая правда, и в доказательство я вам, пожалуй, назову этого господина.
— Скажи, скажи, кто ж он! — раздалось со всех сторон.
— Печорин, — отвечал Грушницкий.
В эту минуту он поднял глаза — я стоял в дверях против него; он ужасно покраснел. Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:
— Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости.
Грушницкий вскочил с своего места и хотел разгорячиться.
— Прошу вас, — продолжал я тем же тоном, — прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.
Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз:
— Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить… Я не боюсь ваших угроз и готов на все…
— Последнее вы уж доказали, — отвечал я ему холодно и, взяв под руку драгунского капитана, вышел из комнаты.
— Что вам угодно? — спросил капитан.
— Вы приятель Грушницкого — и, вероятно, будете его секундантом?
Капитан поклонился очень важно.
— Вы отгадали, — отвечал он, — я даже обязан быть его секундантом, потому что обида, нанесенная ему, относится и ко мне: я был с ним вчера ночью, — прибавил он, выпрямляя свой сутуловатый стан.
— А! так это вас ударил я так неловко по голове?
Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его.
— Я буду иметь честь прислать к вам нониче моего секунданта, — прибавил я, раскланявшись очень вежливо и показывая вид, будто не обращаю внимания на его бешенство.
На крыльце ресторации я встретил мужа Веры. Кажется, он меня дожидался.
Он схватил мою руку с чувством, похожим на восторг.
— Благородный молодой человек! — сказал он, с слезами на глазах. — Я все слышал. Экой мерзавец! неблагодарный. Принимай их после этого в порядочный дом! Слава богу, у меня нет дочерей! Но вас наградит та, для которой вы рискуете жизнью. Будьте уверены в моей скромности до поры до времени, — продолжал он. — Я сам был молод и служил в военной службе: знаю, что в эти дела не должно вмешиваться. Прощайте.
Бедняжка! радуется, что у него нет дочерей…
Я пошел прямо к Вернеру, застал его дома и рассказал ему все — отношения мои к Вере и княжне и разговор, подслушанный мною, из которого я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило их границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки. Доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему несколько наставлений насчет условий поединка; он должен был настоять на том, чтобы дело обошлось как можно секретнее, потому что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире.
После этого я пошел домой. Через час доктор вернулся из своей экспедиции.
— Ни за что на свете, доктор! будьте спокойны, я им не поддамся.
— Что же вы хотите делать?
— Смотрите не попадитесь… ведь на шести шагах!
— Доктор, я вас жду завтра в четыре часа; лошади будут готовы… Прощайте.
Я до вечера просидел дома, запершись в своей комнате. Приходил лакей звать меня к княгине, — я велел сказать, что болен.
Закрепление темы §§ 11- 12 «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».
Русский язык. 8 класс.
Закрепление темы §§ 11- 12 «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только ПГС.
Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только СГС.
Задание № 3: распределите сказуемые из данных предложений на 2 группы: 1) ПГС; 2) СГС.
(1) Летом я буду отдыхать в деревне. (2) Побледневшее небо стало опять синеть. (3) Накануне праздника гости начали съезжаться. (4) Раз, в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. (5) Хозяин и гости пошли на псарный двор. (6) Я не мог долго раздумывать. (7) Молодой Дубровский хотел заняться делами. (8) Обед в поле под палаткою не удался. (9) В эту минуту за дверью раздался шум. (10) Я не намерен туда ехать. (11) Это кто еще въехал в ворота на двор? (12) В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. (13) Мы должны поспеть к сроку. (14) Ты должен был нас предупредить. (15) Ты был обязан прийти вовремя. (16) Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. (17) Дубровский не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. (18) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес. (19) С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой. (20) Дорога наша сделалась живописной.
Задание № 4: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого (ПГС, СГС) :
(1) По реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. (2) За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. (3) Стали носиться зловещие слухи. (4) Они продолжали целые десятки лет дремать и зевать. (5) Море временами совсем переставало шуметь. (6) Пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. (7) Командир приказал людям покинуть баржу. (8) Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. (9) Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. (10) Она даже не успела поздороваться с ним.
начинает шуметь дождь
Командир приказал людям покинуть баржу.
Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
Она даже не успела поздороваться с ним.
Она не успела поздороваться
Задание № 5: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; укажите вид сказуемого:
(1) Я стал стучаться в дверь. (2) Старуха ушла хлопотать об отъезде. (3) Эта записка хранится у меня. (4) Портрет этот достанется врагу моего семейства. (5) Он боялся идти к врачам. (6) Приходил лакей звать меня к княгине. (7) Он попросил меня похлопотать об отъезде. (8) Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. (9) Я уважению к родной земле учить их стараюсь. (10) Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. (11) Долго будет моросить осенний дождь. (12) Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
ушла хлопотать об отъезде.
Эта записка хранится у меня.
Портрет этот достанется врагу моего семейства.
Он боялся идти к врачам.
Приходил лакей звать меня к княгине.
Он попросил меня похлопотать об отъезде.
Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
СГС (в СГС могут входить два глагола в неопределенной форме)
Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только ПГС.
Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только СГС.
Задание № 3: распределите сказуемые из данных предложений на 2 группы: 1) ПГС; 2) СГС.
(1) Летом я буду отдыхать в деревне. (2) Побледневшее небо стало опять синеть. (3) Накануне праздника гости начали съезжаться. (4) Раз, в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. (5) Хозяин и гости пошли на псарный двор. (6) Я не мог долго раздумывать. (7) Молодой Дубровский хотел заняться делами. (8) Обед в поле под палаткою не удался. (9) В эту минуту за дверью раздался шум. (10) Я не намерен туда ехать. (11) Это кто еще въехал в ворота на двор? (12) В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. (13) Мы должны поспеть к сроку. (14) Ты должен был нас предупредить. (15) Ты был обязан прийти вовремя. (16) Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. (17) Дубровский не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. (18) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес. (19) С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой. (20) Дорога наша сделалась живописной.
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только ПГС.
Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только СГС.
Задание № 3: распределите сказуемые из данных предложений на 2 группы: 1) ПГС; 2) СГС.
(1) Летом я буду отдыхать в деревне. (2) Побледневшее небо стало опять синеть. (3) Накануне праздника гости начали съезжаться. (4) Раз, в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. (5) Хозяин и гости пошли на псарный двор. (6) Я не мог долго раздумывать. (7) Молодой Дубровский хотел заняться делами. (8) Обед в поле под палаткою не удался. (9) В эту минуту за дверью раздался шум. (10) Я не намерен туда ехать. (11) Это кто еще въехал в ворота на двор? (12) В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. (13) Мы должны поспеть к сроку. (14) Ты должен был нас предупредить. (15) Ты был обязан прийти вовремя. (16) Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. (17) Дубровский не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. (18) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес. (19) С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой. (20) Дорога наша сделалась живописной.
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только ПГС.
Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только СГС.
Задание № 3: распределите сказуемые из данных предложений на 2 группы: 1) ПГС; 2) СГС.
(1) Летом я буду отдыхать в деревне. (2) Побледневшее небо стало опять синеть. (3) Накануне праздника гости начали съезжаться. (4) Раз, в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. (5) Хозяин и гости пошли на псарный двор. (6) Я не мог долго раздумывать. (7) Молодой Дубровский хотел заняться делами. (8) Обед в поле под палаткою не удался. (9) В эту минуту за дверью раздался шум. (10) Я не намерен туда ехать. (11) Это кто еще въехал в ворота на двор? (12) В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. (13) Мы должны поспеть к сроку. (14) Ты должен был нас предупредить. (15) Ты был обязан прийти вовремя. (16) Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. (17) Дубровский не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. (18) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес. (19) С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой. (20) Дорога наша сделалась живописной.
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только ПГС.
Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только СГС.
Задание № 3: распределите сказуемые из данных предложений на 2 группы: 1) ПГС; 2) СГС.
(1) Летом я буду отдыхать в деревне. (2) Побледневшее небо стало опять синеть. (3) Накануне праздника гости начали съезжаться. (4) Раз, в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. (5) Хозяин и гости пошли на псарный двор. (6) Я не мог долго раздумывать. (7) Молодой Дубровский хотел заняться делами. (8) Обед в поле под палаткою не удался. (9) В эту минуту за дверью раздался шум. (10) Я не намерен туда ехать. (11) Это кто еще въехал в ворота на двор? (12) В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. (13) Мы должны поспеть к сроку. (14) Ты должен был нас предупредить. (15) Ты был обязан прийти вовремя. (16) Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. (17) Дубровский не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. (18) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес. (19) С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой. (20) Дорога наша сделалась живописной.
Задание № 4: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого (ПГС, СГС) :
(1) По реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. (2) За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. (3) Стали носиться зловещие слухи. (4) Они продолжали целые десятки лет дремать и зевать. (5) Море временами совсем переставало шуметь. (6) Пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. (7) Командир приказал людям покинуть баржу. (8) Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. (9) Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. (10) Она даже не успела поздороваться с ним.
Задание № 5: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; укажите вид сказуемого:
(1) Я стал стучаться в дверь. (2) Старуха ушла хлопотать об отъезде. (3) Эта записка хранится у меня. (4) Портрет этот достанется врагу моего семейства. (5) Он боялся идти к врачам. (6) Приходил лакей звать меня к княгине. (7) Он попросил меня похлопотать об отъезде. (8) Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. (9) Я уважению к родной земле учить их стараюсь. (10) Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. (11) Долго будет моросить осенний дождь. (12) Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
Задание № 4: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого (ПГС, СГС) :
(1) По реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. (2) За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. (3) Стали носиться зловещие слухи. (4) Они продолжали целые десятки лет дремать и зевать. (5) Море временами совсем переставало шуметь. (6) Пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. (7) Командир приказал людям покинуть баржу. (8) Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. (9) Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. (10) Она даже не успела поздороваться с ним.
Задание № 5: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; укажите вид сказуемого:
(1) Я стал стучаться в дверь. (2) Старуха ушла хлопотать об отъезде. (3) Эта записка хранится у меня. (4) Портрет этот достанется врагу моего семейства. (5) Он боялся идти к врачам. (6) Приходил лакей звать меня к княгине. (7) Он попросил меня похлопотать об отъезде. (8) Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. (9) Я уважению к родной земле учить их стараюсь. (10) Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. (11) Долго будет моросить осенний дождь. (12) Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
Задание № 4: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого (ПГС, СГС) :
(1) По реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. (2) За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. (3) Стали носиться зловещие слухи. (4) Они продолжали целые десятки лет дремать и зевать. (5) Море временами совсем переставало шуметь. (6) Пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. (7) Командир приказал людям покинуть баржу. (8) Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. (9) Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. (10) Она даже не успела поздороваться с ним.
Задание № 5: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; укажите вид сказуемого:
(1) Я стал стучаться в дверь. (2) Старуха ушла хлопотать об отъезде. (3) Эта записка хранится у меня. (4) Портрет этот достанется врагу моего семейства. (5) Он боялся идти к врачам. (6) Приходил лакей звать меня к княгине. (7) Он попросил меня похлопотать об отъезде. (8) Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. (9) Я уважению к родной земле учить их стараюсь. (10) Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. (11) Долго будет моросить осенний дождь. (12) Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
Задание № 4: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого (ПГС, СГС) :
(1) По реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь. (2) За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи. (3) Стали носиться зловещие слухи. (4) Они продолжали целые десятки лет дремать и зевать. (5) Море временами совсем переставало шуметь. (6) Пурга, словно издеваясь, не хотела униматься. (7) Командир приказал людям покинуть баржу. (8) Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни. (9) Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл. (10) Она даже не успела поздороваться с ним.
Задание № 5: спишите, подчеркивая в предложениях грамматическую основу; укажите вид сказуемого:
(1) Я стал стучаться в дверь. (2) Старуха ушла хлопотать об отъезде. (3) Эта записка хранится у меня. (4) Портрет этот достанется врагу моего семейства. (5) Он боялся идти к врачам. (6) Приходил лакей звать меня к княгине. (7) Он попросил меня похлопотать об отъезде. (8) Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. (9) Я уважению к родной земле учить их стараюсь. (10) Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. (11) Долго будет моросить осенний дождь. (12) Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
Составное глагольное сказуемое упражнения
Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.
1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.
Упражнение 2. Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.
Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)
Упражнение 3. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.
Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)
Упражнение 4. Найдите составные глагольные сказуемые.
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье…
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)
Упражнение 5. Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.
1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы — с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)
Упражнение 6. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).
1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.
Упражнение 7. Подчеркните грамматические основы предложений. Чем выражено составное глагольное сказуемое?
1) И все утро яркие и чистые // Буду видеть краски в вышине… (И.Бунин) 2) Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) 3) Герои по правам решились разобраться. (И.Крылов) 4) В одиночестве способен жить не всякий. (И.Крылов) 5) Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях. (А.Пушкин) 6) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.Пушкин) 7) Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин) 8) Он пустился бежать во весь дух. (Н.Гоголь) 9) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Н.Гоголь) 10) Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу. (Н.Гоголь) 11) Кое-где начинал сверкать огонек. (Н.Гоголь) 12) Рука бойцов колоть устала. (М.Лермонтов) 13) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (И.Гончаров) 14) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (И.Тургенев) 15) Не надеялся он его застать. (И.Тургенев) 16) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (И.Тургенев)
Упражнение 8. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.
Упражнение 9. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид
«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»
1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.
Упражнение 10. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид
«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»
1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой.7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.