прибил яйца к мостовой
Шаром покати Статьи редакции
Художник прибил гвоздём свои яйца к Красной площади
Петербургский художник Пётр Павленский днём 10 ноября, когда отмечается День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, прибил свои гениталии гвоздём к брусчатке на Красной площади. TJournal следил за реакцией соцсетей.
Вскоре после публикации видео было удалено с YouTube, но оно доступно на сайте «Граней» и во «ВКонтакте».
Там же опубликовано заявление художника, в котором он объясняет смысл своей акции.
10 ноября в День сотрудника органов внутренних дел в 13.00 в Москве прошла художественная акция, которая получила название «Фиксация». Обнаженный человек сидел на Красной площади и смотрел на свои прибитые гвоздем к кремлевской брусчатке яйца. Акцию можно рассматривать как метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи. Пётр Павленский, художник
Павленского увезли в Первую градскую больницу, где, как передаёт LifeNews, ему поставили диагноз «суицид». Ну а пользователи, отойдя от шока, принялись шутить о прошедшей акции.
Художник Павленский прибил свои тестикулы(яички)гвоздем к брусчатке на Красной площади.Сколько же у нас больных людей. Психотерапия в загоне
Ничего не умеешь? Любишь дешевую славу? Высокий болевой порог? Становись художником! Прибивай себя к площади страны и зови это перформансом!
Хочу, чтобы теперь все в знак протеста прибивали яйца к брусчатке.
В день полиции полицейские заботливо накрыли художника прибившего свои яйца к кремлевской брусчатке одеялом и он стал похож на Ганди.
Где грань между художником и сумасшедшим? На мой взгляд, Павленский просто псих. Никаким творчеством это назвать нельзя.
Когда коту нечем заняться, он, как известно, свои яйца лижет. Хуже, когда художнику нечем заняться
плохому политическому художнику-авангардисту мешают Красная площадь и яйца.
Художник сегодня этот тот, кто прибивает мошонку гвоздями к дороге
Я бы вообще яйца всех современных художников к брусчатке поприбивал, пусть так и сидят вместе на площади.
Яйца мужчине даны не для того, чтобы их прибивать к брусчатке Красной площади. Извините, если кого обидел.
Теплое место, но площади ждут отпечатков наших яиц.
Я могу сказать точно, что у художника Павленского самый оригинальный генитальный пирсинг в истории
@sult Теперь у всех оппозиционеров будут брать отпечатки яиц.
Проходите! Вы что, никогда не видели, как человек себя яйца гвоздями к мостовой прибивает?
Смерть Путина в гвозде, гвоздь в яйце, яйцо у художника, художник на Красной площади.
Зато какой подарок на праздник полиции! Яйца!
ИДЕАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Как украсть кусок брусчатки с Красной площади, используя гвоздь, молоток и собственное тело: http://t.co/ZrxM9qZP7G
отвечаю всем идиотам, как можно забить гвоздь в брусчатку. так же как я каждую рыбалку стойку в плиты на плотине вворачиваю. В ШОВ БЛЯДЬ
Пётр Павленский и раньше проводил эпатажные акции: зашивал себе рот и ложился голым в «кокон» из колючей проволоки. Но в твиттере его перформанс на красной площади сравнивали с деятельностью скандально известной арт-группы «Война»: рисованием полового члена на разводном мосту в Санкт-Петербурге и засовыванием замороженной курицы во влагалище. Кроме того, вспоминали акцию нацболов, накануне забросавших короля Нидерландов помидорами.
Вчера закидывали помидорами одного там короля, а сегодня прибиваем гвоздями яйца к Красной площади. Ох Россиюшка, мать, остановись.
говорят, активисты арт-группы «НБП» прибили себе яйца к асфальту у посольства Нидерландов
Неожиданно акция Павленского стала образовательной: некоторые узнали значение слова «тестикулы».
У меня ощущение, что над Москвой распыляют какой-то токсин безумия, потому что других причин тому, чтобы все так съехали с катушек, нет
Пётр Павленский известен за акции в поддержку Pussy Riot и против политических репрессий: в первом случае художник зашил себе рот нитками, а во втором завернулся в колючую проволоку и лёг перед зданием Петербургского Заксобрания.
Ел яйца на завтрак,
Султан Сулейманов,
TJournal
Питерский художник прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади
Петербургский художник Петр Павленский гвоздем прибил свою мошонку к каменной брусчатке Красной площади в Москве. Об этом сообщает сайт «Грани.ру».
Акция была приурочена ко Дню сотрудника органов внутренних дел. Прибывшие на место полицейские накрыли художника простыней, а затем задержали.
Материалы по теме
«Милицейская форма — это такая же колючая проволока»
«Туши» против
«Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлевской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества», — говорится в заявлении Павленского, поясняющем смысл акции.
В мае 2013 года Павленский провел акцию «Туша», обмотавшись колючей проволокой перед зданием законодательного собрания Санкт-Петербурга. Тогда он сутки провел в полиции и на медицинской экспертизе, которая признала его вменяемым. Затем акциониста отпустили без предъявления обвинения — полицейские не смогли найти статью, которую ему можно было бы инкриминировать.
В июле 2012 года Павленский зашил себе рот и вышел с одиночным пикетом к Казанскому собору в поддержку Pussy Riot.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Петр Павленский: от противостояния Путину до публикации интимных видео в Париже (El País, Испания)
«За время всей моей карьеры в качестве художника меня называли преступником, сумасшедшим, теперь агентом ФСБ», — заявил Павленский 22 февраля в интервью газете «Паис» и другим СМИ в Париже. «Это очень похоже на то, как Адольф Гитлер говорил о дегенеративном искусстве: «Художник, который мне не нравится, — это дегенеративный художник: сумасшедший, преступник или враг»», — добавил он, стремясь выразить довольно ясные идеи на довольно ломанном французском.
Петру Павленскому 35 лет, он уроженец Санкт-Петербурга. Сейчас он находится в центре главного политического скандала Франции этого года. Интимное видео сексуального характера с одним из муниципальных кандидатов попало в интернет и предопределило его поражение, а также внесло значительные изменения в общественную жизнь Франции.
14 февраля, в День святого Валентина, Бенжамен Гриво, соратник Эммануэля Макрона и кандидат в мэры столицы от правящей партии, объявил о снятии своей кандидатуры. Причиной стала публикация на сайте «Порнополитика» интимных фотографий, которые Гриво два года назад отправил женщине, не являющейся его супругой.
Это была 29-летняя студентка Александра де Таддео (Alexandra de Taddeo), которая сейчас встречается с Павленским. Из обоих задержали 15 февраля для допроса. 17 февраля их обвинили в распространении видео. Павленский и де Таддео были освобождены, но им запрещено общаться друг с другом.
«Это нападение на любовь», — жалуется Павленский, который взял на себя всю ответственность за случившееся. В мае 2018 года у Александры де Таддео и Гриво, который тогда был официальным представителем правительства Макрона, была интрижка, и де Таддео сохранила их фотографии.
Через некоторое время Александра начала встречаться с Павленским, который признался: «Я украл материалы с ее компьютера». Он заверяет, что хотя девушка и участвовала в создании сайта «Порнополитика» и знала, что Павленский готовит какую-то акцию, она не знала, с чем она связана. Александра была очень удивлена, когда увидела видео с Гриво в интернете.
«Она была очень недовольна», — признается Павленский. «С точки зрения политики, она меня поддерживает», — добавил он, общаясь с Хуаном Бранко, еще одним человеком, который наряду с Павленским и де Таддео сводит с ума политические, журналистские круги и судебную власть в Париже. Бывший адвокат Джулиана Ассанжа и сторонник «желтых жилетов», Бранко написал книгу, ставшую бестселлером, в которой он выступает против Макрона. Именно он давал Павленскому юридическую консультацию перед публикацией видео. Во время разговора коты Бранко дремлют или прогуливаются по столам. Павленский отвечает, не спеша. Спутать с кем-то его сложно из-за одной приметы: отрезанной мочки уха.
В книге «Дело Павленского. Политика как искусство», опубликованной на французском языке в 2016 году издательством Louison, он рассказал, что был единственным ребенком в семье. Его отец был геологом и умер от алкоголизма, а мать в молодости работала в психиатрической больнице и была помешана на том, что же скажут люди.
Акции, вызывающие споры
Контекст
CMC: зачем Павленский стал бороться с Макроном
Libération: может ли Павленский лишиться политического убежища?
Le Figaro: как Павленский помешал стороннику Макрона стать мэром Парижа
Павленскому были предъявлены обвинения за поджог, поэтому в 2017 году он и Оксана Шалыгина, его соратница и мать его двух дочерей, переехали во Францию. «В России меня хотели уничтожить», — сказал он. Они получили политическое убежище. За первую акцию в этой стране, поджог Банка Франции на площади Бастилии, он провел в тюрьме 11 месяцев.
Сторонники его давнего врага, президента России Владимира Путина были очень довольны реакцией, которую вызвала акция Павленского во Франции, но его это не волнует. «Художник должен быть костью в горле любой власти — российской, французской, американской, африканской, какой угодно».
Павленский не намерен уезжать из Франции. «Теперь я француз, парижанин», — говорит он, хотя не обращался за получением гражданства. «Я могу участвовать в выборах и политической жизни».
Бывшие сторонники Павленского против его последней акции
«Мы в нем немного ошиблись», — говорит историк русского происхождения Галя Аккерман, которая в 2016 году перевела на французский язык книгу «Дело Павленского. Политика как искусство». «На самом деле он выступает не против Путина, а против государства в принципе», — добавляет она. Перечитав публикацию, она поняла, что он несильно изменился. Он уже придерживался таких взглядов, когда многие считали его диссидентом-демократом.
С момента проведения президентских выборов в США в 2016 году Франция и другие западные страны все время опасаются вмешательства России. На прошлой неделе, после того как интимные фото Бенжамена Гриво, кандидата в мэры Парижа от партии президента Эммануэля Макрона, оказались в интернете, сразу же появились теории о возможных махинациях. Публикация интимного видео сексуального характера напоминает так называемый компромат, который в России не раз использовали, чтобы подставить политических противников. На Мюнхенской конференции по безопасности, на следующий день после того, как Гриво покинул предвыборную гонку, Макрон предупредил, что Москва «продолжит предпринимать попытки дестабилизаци» ситуации в западных демократических государствах.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Сдать свою позицию — это гораздо хуже»: Зачем Пётр Павленский режет уши и зашивает себе рот
«Павленский — художник, который прибил свои яйца к Красной площади» — факт, известный даже тем, кто думает, что художник вообще-то должен рисовать. О нём пишет англоязычная «Википедия» и издания в диапазоне от The Washington Times до Daily Mail, а культурные институции уровня «Гаража» включают документации его работ в исследовательские проекты. Правда, пока что большинство ограничивается описанием «эпатажных» акций, и только сам Павленский в интервью и лекциях терпеливо объясняет их смысл. Мария Михантьева пообщалась с художником, его соратниками и оппонентами и попробовала разобраться, что стоит за громкими заголовками, политическими лозунгами и строчками уголовного дела.
«Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных… Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы». Когда СМИ начнут выпускать новости, начинающиеся со слов «скандальный» и «эпатажный», придётся им процитировать и это пояснение, составленное художником Петром Павленским и распространяемое в социальных сетях его друзьями.
«Пусть Павленский научится писать картины, как Ван Гог, а потом уже с ушами своими разбирается, — возмутится депутат и защитник традиционных ценностей Виталий Милонов. — Это не искусство, это диагноз». «Павленский — акционист, чьи работы идеально ложатся в наше время», — напишет правозащитница и участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. И добавит: «Главное завоевание Павленского — Russia Today и „Вести“ называют его художником. Художником!»
Павленскому 31. Он принадлежит к поколению, которое ходило в школу в лихие девяностые, взрослело в нефтяные нулевые, а в середине десятых обнаружило себя в стране, где посадить могут за неправильное поведение в храме или чих на портрет должностного лица. Большинство верит, одобряет и поддерживает; меньшинство отвечает митингами, согласованными с властями. В 2011–2012 годах 30-летним казалось, что можно что-то изменить; к 2015-му многие смирились с выбором между «валить» и «не отсвечивать».
На бедной почве всегда произрастает мощное протестное искусство, но большая часть новых великих художников застревает в «узких кругах» и приятных компаниях себе подобных, поддаётся соблазнам коммерческого искусства или уходит в прямое политическое действие. Художник Павленский равноудалён от всех этих вариантов. Его знают, его акции обсуждают и, даже когда воспринимают их как выходку нелепого придурка, интуитивно понимают (или хотя бы переживают). Он сознательно не связывается ни с какими политическими силами или капиталами, живя в абсолютной свободе и такой же бедности. Но главное — он смог хакнуть власть и сделать так, чтобы полицейские, следователи, бюрократы всех мастей стали его соавторами.
— Чтобы быть художником, нужно уважать церковь и пить водку. А, ещё рыбалка. В общем, надо быть таким «нормальным мужиком».
За окнами снегом заметает «Апрашку» — дикий рынок, занимающий целый квартал исторической застройки почти в центре Петербурга. Пётр Павленский кидает в чашку щепоть туго скрученных чайных листьев из жестяной банки с иероглифами.
— Вершина карьеры — расписать храм. Или преподавать, — он заливает листья крутым кипятком и попутно рассказывает, как учился на художника.
Начиная с десятого класса то прогуливал, то оставался на второй год, потом ушёл в вечернюю школу, но посетил её всего три или четыре раза. Освободившееся время тратил на самообразование — ходил с друзьями в музеи, в Дом кино и читал всё, что попадалось под руку, от Кафки и Камю до Берроуза и Уорхола. Когда пришло время куда-то поступать, подумал: «Чем я вообще хочу заниматься? Рисовать люблю», — и пошёл в Художественно-промышленную академию имени Штиглица, в народе — «Муху». Он был наивен и, как многие, считал, что «рисовать» и «искусство» — понятия одного порядка.
Павленский поступил на факультет дизайна. Ему нравились теоретические предметы, которые полностью перестраивали сознание, но через два года на горизонте замаячила специализация — то есть надо было решить, чьи заказы выполнять всю оставшуюся жизнь. Работать от зарплаты до зарплаты и строить карьеру он не собирался — перед глазами стоял пример отца, который так и жил, но ничего не достиг, начал заливать и заедать разочарование и умер у холодильника в 49 лет, подавившись куском сырого мяса. Павленский хотел быть художником и решил продолжить обучение на факультете монументального искусства — самом традиционном, самом сложном для поступления и самом престижном. На подготовку и поступление ушло полтора года.
В 2011–2012 годах 30-летним казалось, что можно что-то изменить; к 2015-му многие смирились с выбором между «валить» и «не отсвечивать».
Примерно тогда же он познакомился с Оксаной Шалыгиной (встретил её в баре и тут же начал лезть с непристойными предложениями; она подумала: «Почему бы и нет?» — через полтора года у пары родилась дочь Алиса, ещё через два — Лиля). Оксана называет себя главой издательского дома, который сама же вместе с Павленским и основала; о своём прошлом говорит туманно. Их отношения никак не оформлены. «Слово „жена“ — это социально-политический конструкт, — объясняет Оксана. — Меня можно назвать подругой, близким человеком, соратницей». Сам Павленский говорит так: «человек, с которым у меня нет противоречий».
На втором курсе Павленский понял, что хвалёная «монументалка» готовит ремесленников, способных лишь оформлять интерьеры. «Людей обрабатывают, форматируют, — говорил потом в интервью. — И за шесть лет из потенциально хороших художников делают обслуживающий персонал». Когда был объявлен очередной набор в Школу молодого художника института «Про Арте», он подал заявку.
«Про Арте» — известное в арт-среде заведение, через которое прошли если не все, то большинство успешных петербургских художников. Конкурс в 2012/2013 учебном году составлял шесть человек на место. Павленский поступил, но и там не было счастья:
— «Про Арте» — тот же самый порожняк. Там учат заполнять грантовые заявки и генерировать стерильный контент, потому что ни один грантодатель не пойдёт на конфликт с системой.
В итоге Павленский не окончил ни академию, ни школу. Принципиально: получить диплом значило бы для него стать сертифицированным стандартом. Из «Мухи» он ушёл за год до конца, из «Про Арте» — через полгода после начала обучения. Позже в статье «О фатальной стандартизации практик современного искусства», написанной для их с Оксаной журнала, он будет ругать выставки за стерильность, кураторов — за поверхностность, художников — за стремление к комфорту, а современную систему искусства сравнит с культурной политикой сталинского режима. Хотя в одной проартевской выставке — в рамках Московской биеннале молодого искусства — всё-таки успеет принять участие.
Однажды в «Мухе» Павленскому задали тему «Апокалипсис», и он вместо очередного Судного дня изобразил на холсте женские гениталии, представив, как выглядит конец света для не родившегося ребёнка — преподаватели возмущались и взывали к христианской этике. За заданиями на религиозную тему следовали задушевные беседы о духовности. Воспоминания об этом выводят Павленского из себя: «Я видел, как мои друзья попадают в сложные ситуации. И всегда рядом оказываются какие-то непонятные люди, которые тащат в церковь. Проходит год — человек начинает говорить штампами, мыслить шаблонами».
Он пытался спорить (напиравшим на этику преподавателям напоминал о таком достижении христианства, как инквизиция) и троллить. В конце августа 2012 года в газете «Мой район» было опубликовано открытое письмо Павленского к протоиерею Всеволоду Чаплину. Он предлагал объединить усилия «для создания совместной исследовательской лаборатории по изучению суггестивного воздействия звуковых и визуальных раздражителей на когнитивные процессы человеческого мозга».
— Золото, иконы, запах ладана — это же всё вводит человека в определённое психологическое состояние, он становится особенно восприимчивым к проповедям, — объясняет Павленский, и по тому, как он говорит, непонятно, иронизирует он или всерьёз считает храмы местом вербовки зазевавшихся граждан.
Осенью 2011 года полицейские нашли в квартире нижегородского учёного Анатолия Москвина три десятка мумифицированных женских тел. Краевед и полиглот, автор путеводителей и газетных публикаций выкапывал из могил мёртвых девушек, мумифицировал и держал у себя дома в качестве воспитанниц за неимением родных детей. Суд признал Москвина опасным для общества шизофреником; Павленский увидел в нём героя, бросившего вызов Церкви и государству.
Услышав вопрос про Москвина, Павленский оживляется: «Да, да, очень важный для меня персонаж!» Он рьяно защищает краеведа от обывательских нападок: у многих народов приняты такие отношения с умершими, которые показались бы нам шокирующими, это всего лишь вопрос культурных кодов. Москвина, считает Павленский, уничтожают за то, что он посягнул на прерогативу РПЦ говорить от лица мёртвых и отказался смириться с одиночеством. Через два года Павленский выставит фотографии мумий Москвина на партизанской выставке вместе с работами признанных деятелей искусства и заявит: «О нём можно говорить сколько угодно, но то, чем он занимался, очень близко к художественным практикам. Нужно раздвигать эти рамки — нормативность условна». А ещё через год его самого попытаются объявить сумасшедшим, и рамки нормативности превратятся в стены психиатрической больницы.
Покрытый татуировками и шрамами человек висит в воздухе на крюках, продетых через кожу в спине (к крюкам приделаны тросы, уходящие куда-то вверх). На лице у человека маска, он держит за руку маленькую Алису Павленскую, которая сидит на шее у папы. Выдающаяся биография — бродяжничество, драки, самодеятельный саспеншн — оставила отпечатки на покрытом татуировками и шрамами теле. Павленский запечатлел это тело на снимках для выставки «Гоп-арт», которую помогал организовать петербургскому художнику и куратору Кириллу Шаманову в культурном центре «Факел» в начале лета 2012 года.
Москвина, считает Павленский, уничтожают за то, что он посягнул на прерогативу РПЦ говорить от лица мёртвых
и отказался смириться с одиночеством.
Сначала эти фото отказались печатать, сочтя обнажённые мужские гениталии пропагандой гомосексуализма (закон о её запрете был принят питерским Заксобранием 7 марта 2012 года). Затем, уже после открытия выставки, в борьбу за нравственность вступил «Факел». Приехавший забрать собственные работы Павленский обнаружил на стёклах, под которыми находились фотографии, следы скотча — гениталии явно пытались заклеить.
В Москве в это время открывалась проартевская выставка, для которой Павленский сделал восковой слепок торса всё того же человека со шрамами. Здесь тоже не всё пошло гладко: изначально к слепку прилагался плакат с символическим рассказом о жизни и интересах персонажа, где православие соседствовало с фашизмом, но от плаката под давлением проартевских менеджеров пришлось отказаться. Сам слепок, как считает Павленский, специально поместили в такое освещение, чтобы не был заметен оттиск нательного креста — впрочем, куратор выставки Анна Буйвид эти обвинения отрицает: «Мы много разговаривали с Петром в процессе работы над проектом, думаю, он бы мне рассказал о комментариях со стороны институции. На выставке, которую я курировала на той же биеннале, был проект с намного более яркой религиозной отсылкой. Я прекрасно понимаю, что возможны нестыковки в передаче информации — ну или тотальная жажда цензуры».
«Я думаю, что тогда я сделал важные выводы относительно политичности и аполитичности религии и того, насколько эффективным фильтром является все это обилие сотрудников мира институционального искусства», — говорит Павленский.
Почти одновременно с сообщениями о нижегородском краеведе в сети появилось первое видео Pussy Riot на песню «Освободи брусчатку». Через несколько месяцев участницы группы зашли в храм Христа Спасителя, поднялись на солею и осуществили, как позднее говорили очевидцы, «бесовские дрыганья», что послужило поводом для их уголовного преследования. В деле Pussy Riot было всё, что Павленский ненавидел: попытки загнать искусство в рамки и торжество клерикализма. Когда участницы группы уже два месяца как сидели в СИЗО, он перевоплотился в им же самим придуманного персонажа — протодиакона Петра (в рясе, с окладистой бородой). Протодиакон устраивал «православные» перформансы и инсталляции и раздавал интервью, в одном из которых высказал мысль о том, что выступление Pussy Riot воспроизводило погром, учинённый в храме самим Христом (Мф 21:12).
«До [процесса] он не соотносил с собой лично события, которые разворачиваются вовне. Ему казалось, что есть он и его окружение, а где-то есть другие, и у них какие-то свои проблемы, которые с ним никак не пересекаются, — вспоминает Оксана Шалыгина. — Но именно тогда все эти фрагменты сплелись в душный узел, который стягивался все туже и туже, и если бы он ничего с ним не сделал, то узел стал бы удавкой».
В день открытия проартевской выставки прошла акция в поддержку Pussy Riot: девушку в ярком платье и балаклаве символически «распяли» у храма Спаса-на-Крови. А через десять дней, 23 июля 2012 года, Павленский зашил себе рот суровой ниткой и вышел к Казанскому собору с плакатом «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа».