предзрех господа предо мною выну яко одесную мене есть да не подвижуся
Предзрех господа предо мною выну яко одесную мене есть да не подвижуся
Пророчество, которое теперь у нас в руках, заключает в себе призвание язычников, обвинение израильтян в непослушании, и самую тайну воскресения общего всем нам Спасителя Иисуса Христа. Посему, думаю, песнь эта и названа «столпописанием»; потому что Пророк Давид выставил ее как бы на столпе потомкам своим. Слова же песни поются как бы от лица Христова; ибо так разуметь научил нас Петр.
Прияв на Себя как бы общее, лице всего человечества, обращает речь к Богу и Отцу, не о Себе паче, но за нас и о нас, как единый из нас по домостроительству. Посему, называет Отца Господом, как восприявший на Себя зрак раба. Просит же о сохранении Своем ради Церкви, которая есть плоть Его. И поелику Церковь есть плоть Его, то и просит об ее собственно сохранении. Почему, сохранение это справедливо может быть относимо и к Его лицу.
Опять и сие прилично рабьему зраку, а вместе указывает и на оправдание исповеданием в вере.
Благими именует здесь жертвы, приносимые по Закону. Ибо изрекает то слово веры: «еда́ ям мя́са ю́нча, или кровь козлов пию́?» ( Пс. 49, 13 )?
– когда служили идолам. Но хотя и умножились, они не остаются с этими немощами. В них немощи только до первого сознания оных, потому что «вся могу т о укрепляющем их Xpисте» ( Флп. 4, 13 ). Или, кажется, говорит это об Апостолах, и о тех, которые уверовали чрез Апостолов. В них явными соделались чудеса Божии, потому что соблюли они все Божественные заповеди. Но умножились их немощи, или, говоря иначе, их труды, когда восстало на них множество народов, витий, воинов, царей; и они, преодолев всех, совершили свое течение. Или кратковременность скорбей указывает на век нескончаемый.
Те, которых соберет Христос, должны быть чисты от убийств и кровей. Собирая соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, то есть, соделаю, что будут приходить ко Мне, не подзаконное соблюдая служение, но принося паче хвалу и бескровную жертву.
Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле приобрели они себе достойные дел их названия, именуясь идолослужителями, многобожниками; ныне же не помяну более тех имен, называя их благочестивыми, святыми, званными и избранными.
Толкование на это находим в деяниях Апостольских.
Богодухновенному Писанию обычно «утробами» называть сокровенные и во глубине таящиеся помыслы, а «нощию» – что невидимо.
О Нем, Который есть жизнь и животворит, по домостроительству говорится, что оживотворен Отцем.
Прияв на Себя лице человечества, как соделавшийся нам подобным, изрекает слова, которые приличны более нам, нежели Ему, как Богу.
Это значит, что святые будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Это же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они, приимем мы от Христа, Который в нас и одесную Отца. И что слово это истинно, явствует из следующего места, в котором сказано: «Иже преобразит образ смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп. 3, 21 ).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 15:8
Свт. Афанасий Великий
Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся
В этом заключается явное обличение бесчувственности иудеев. Ибо и первоверховный Петр в Деяниях Апостольских истолковал это о Христе (Деян. 2,25). Поколику Христос есть Бог, потолику сам Он все утверждает и содержит; а поколику соделался человеком, потолику прилично Ему сказать, что Господа имеет одесную, да не подвижется. Ибо во всем сообразуется с мерами человечества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы, отринутые за преступление Адамово, приведены пред лице самого Отца, и Он — наш защитник, наша опора.
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
Ст. 8-11 Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце Мое, и возрадовася язык Мой: еще же и плоть Моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал Ми еси пути живота: исполниши Мя веселия с лицем Твоим: сладость в деснице Твоей в конец
Излишнее дело – изъяснять сие нам, когда божественный Петр, приявший откровение от Отца, и откровение от Сына, и откровение от Святаго Духа, давно уже истолковал слова сии. Ибо он, проповедуя Иудеям и приводя свидетельство сие, сказал так: «мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресль его по плоти воздвигнути Христа, предвидев глагола о воскресении Его, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления» (Деян.2:29, 31). И в другом месте говорит: «Давид бо своему роду послужив успе, и виде истление: а Его же Бог воздвиже, не виде истления» (Деян.13:36–37). Сие необходимо представлять на вид осмеливающимся толковать ложно, а также и Иудеям, потому что заключается в этом явное обличение неразумия Иудеев. Посему и здесь Владыка Христос говорит по человечеству: укрепляемый непрестанно Божественным естеством, приступаю к спасительному страданию, и увеселяюсь надеждою воскресения; потому что ни душа Моя не останется во аде, ни плоть Моя не потерпит естественнаго для нея истления; скоро восприиму воскресение, и возвращусь в жизнь, указуя путь сей всем людям.
«Исполниши Мя веселия с лицем Твоим, сладость в деснице Твоей в конец». Поелику, приступая к страданию, сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф.26:38); то не без причины употребил слова сии, упомянув о воскресении, научая сим, что вместо скорби будет во всегдашнем веселии, и по человеческому естеству соделавшись безстрастным, неизменяемым и безсмертным; потому что, как Бог всегда был таковым, да и человеческому естеству не трудно для Него было сообщить сие вскоре по образовании онаго в утробе матерней; но попустил восприятому Им естеству пройти путем страданий, чтобы таким образом, сокрушив владычество греха, положить конец мучительству диавола, разрушить державу смерти, и всем людям дать возможность оживотворения. Посему, как человек, приемлет и нетление и безсмертие. Псалом сей обличает и Ариево, и Евномиево, и Аполлинариево умоповреждение. Ибо одни говорили, что Бог-Слово восприял на Себя неодушевленное тело, Аполинарий же, хотя восприятое тело называл одушевленным, но лишал оное разумной души, не знаю, откуда наведавшись о двух сих душах, потому что нигде не учит сему божественное Писание, а напротив того всесвятый Дух чрез блаженнаго Давида явственно упомянул о душе, представив ясное обличение каждой из сих ересей.
Евфимий Зигабен
Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся
Предзрех Господа предо мною выну
Я, говорит, прежде всякого другого, видел Господа очами души моей; Он как бы всегда являлся пред самым взором моим.
Яко одесную мене есть, да не подвижуся (поколеблюсь)
А видел Его я, говорит, пред взором моим потому, что Он всегда присутствует в правых моих деяниях, отдыхая в них. Ибо Бог приближается ко всем тем, которые сами становятся близкими к Нему по своим добрым делам. Одесную же меня присутствует Он для того, чтобы помогать мне, дабы, т. е. я не уклонился с пути правого в противную сторону; потому что хранит Господь вся любящыя Его (Псал. 144,20).
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Паки проповедует веру свою. Ибо представлять Бога пред собою и как бы зреть Его очами не что иное есть, как все свои чувства иметь связанными, дабы никуда не устранялися. Итак, разум слов есть тот, что Давид так углублен был в промысл Божий, что во всех бедствиях, окружавших его, твердо был удостоверен о помощи Вышняго, и потому во всех искушениях и подвигах своих пребыл непоколебим. Чего ради? Понеже никогда из виду не выпускал Бога, но очами веры взирая на Него, аки на присутствующаго, во всех опасностях к Нему прибегал. Сие бо являют оныя слова: яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Лопухин А.П.
Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся
Давид вспоминает историю своей жизни, в которой видит постоянную помощь себе от Бога («видел … одесную»), оберегавшего его от всяких несчастий, падений, почему он и уверен, что и сейчас, среди язычников, он будет спасен, не погибнет («не поколеблюсь»).
Прот. Григорий Разумовский
Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся
Пророк Давид имел столь твердую веру в Бога и столь сильное упование на Него, что выну, т.е. всегда, мысленно видел Его пред собою, – так, как бы Господь выну – всегда находился по правую руку его. И потому настолько был проникнут сознанием и предвидением бодрствующего над ним промысла Божия, что во всех бедствиях, окружавших его, во всех искушениях и подвигах оставался непоколебим, быв вполне уверен в помощи Вышнего, и в этой уверенности мог всегда сказать: да не подвижуся, т.е. пребуду непоколебим.
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом 15
Надписание сего псалма состоит из двух слов: Столпописание, Давиду. В русской Псалтири просто – песнь Давида. Слово столпописание различно объясняется у священных толкователей псалмов. Так как в Пс.15 заключается пророчество о воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа, и он потому принадлежит к числу пророчественных, или мессианских, псалмов, то святые отцы и считают его как бы памятником после победы Спасителя над смертью и думают, что он потому и назван столпописанием, что Давид выставил его как бы написанным на столпе, для своих потомков. В еврейской же Библии это надписание читается: «миктам», что по-русски значит «золотая», или драгоценная, песнь.
Пс.15:1 Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах.
Вдохновенную песнь свою пророк начинает с того, что просит Господа Бога хранить его во всю жизнь, причем вполне препоручает себя водительству Божию, говоря, что он всегда уповал и будет впредь уповать на одного Бога.
Пс.15:2 Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши.
Благими, или «благами», называет пророк вообще все то, что люди имеют или получают от Бога из вещественного мира для удовлетворения своих вещественных нужд, как-то: пищи, одежды, жилища и проч., и в частности те жертвы, которые установлены были для приношения Богу по закону. Выражая полнейшую преданность свою Господу Богу и всегдашнее упование на Него, пророк говорит: храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу: Ты Господь мой: я сознаю свою всецелую зависимость от Тебя, потому что Ты нисколько не нуждаешься в тех благах, которыми я пользуюсь по Твоей же благости: благих моих не требуеши.
Пс.15:3 Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
То есть Господь удивительно поступает со святыми, живущими на земли Его, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю, или Свое промышление. Удивляясь этому промышлению Божию о святых и желая выразить свое благоугождение Богу, Давид как бы переносит свое благожелание от Бога ко святым Его, в которых Он почивает и чрез которых дивно проявляется Его Божественная слава в мире. Святые угодники Божии благодатию Святого Духа восстановляют и сохраняют в себе образ Божий; примером своей святой жизни привлекают и других подражать их святости. А потому и называются святыми и дивными, потому что Господь удивил в них хотения Свои, т.е. открыл им волю Свою, которую они как сами исполняли, так и нам сообщали. Таковы были пророки, апостолы, мученики, исповедники, пастыри, учители и др.
Пс.15:4 Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.
По русскому переводу этот и предыдущий 3-й стих читаются так: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое. Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чуждему, я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими». Под святыми, живущими на земле Божией, и дивными Божиими разумеются, без сомнения, патриархи народа израильского – Авраам, Исаак, Иаков и их потомки – евреи, для которых Господь сотворил многочисленные чудеса в Египте, в пустыне Аравийской и в земле обетованной. Но они, эти жестоковыйные иудеи, оказывались весьма часто неблагодарными и недостойными милостей Божиих, не только роптали на Бога, но и забывали Его, предаваясь идолопоклонству и языческим мерзостям; эти слабости, эти немощи их с течением времени умножались и к концу ветхозаветной Церкви усилились, так что Давид, переносясь пророческим духом в будущее, заявляет всенародно об этих немощах, среди которых, вместо святых и избранных Божиих, он вдохновенным чувством и взором созерцает служителей чуждых богов, совершающих в честь своих скверных идолов кровавые жертвоприношения. Вместе с тем, пророк как бы спешит выразить полнейшее отвращение свое от языческого бесовского служения и совершенное пренебрежение к нему, а потому и говорит: как прославляет Бог святых угодников Своих, так да накажет Он скорбями и болезнями служителей кумиров и ложных богов; что же до меня, то я не буду участвовать в тех жертвоприношениях (не соберу соборы их от кровей), которые были в употреблении у идолопоклонников, каковых по временам было немало и между израильским народом, – и затем присовокупляет: ни помяну же имен их устнама моима, т.е. я чувствую такое омерзение к идолам и к самым кровавым их жертвам, что не могу даже помянуть или произнести их имена устами моими.
Пс.15:5 Господь часть достояния моего и чаши моея: Ты еси устрояяй достояние мое мне.
Достояние значит «состояние, имение», также – «наследство, драгоценность, сокровище»; часть чаши – то же, что «доля, участок, неотъемлемая принадлежность» (см. Пс.10:6 ). Выразив глубокое свое отвращение и презрение к идолам и к скверным их жертвоприношениям, пророк с тем большей ревностью снова обращается к Господу. Настолько омерзительно для меня, как бы так говорит он, языческое идолослужение, что я не только не принимаю в нем никакого участия, но даже и языком своим не могу говорить о нем. А потому тем приятнее и вожделеннее для меня всегда исповедовать, что един Господь есть мое наследие и моя доля: все мое богатство, вся моя собственность и все мое наслаждение состоит в Боге. И затем, обращаясь непосредственно к Самому Господу, говорит: Ты ecи устрояяй достояние мое мне, т.е. Ты един, Господи, устрояешь, или восстановляешь, мое царское наследие, престол, власть, отнятые у меня врагами.
Пс.15:6 Ужя нападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне.
Ужя во множественном числе от уже (в единственном) значит «веревка, канат», также – «часть, доля, удел», в настоящем месте ужя означает «межевую веревку, или цепь, которою вымеряется участок земли». Выражение: ужя нападоша ми в державных моих – по другому переводу читается так: «ужя падоша ми по местом красным», и тогда оно становится более понятным. Слово державный значит еще «места приятные». Таким образом, истинный смысл сего стиха может быть выражен так: межевая цепь моя прошла по лучшим местам, т.е. участок мой, доля моя есть самая лучшая, превосходнейшая. Так как Давид выше сказал (ст. 5), что един Господь есть доля его, то и здесь то же разумеет – ибо достояние мое державно есть мне, т.е. что самая лучшая доля его есть Сам Господь Бог, выше и лучше Которого нет ничего ни на земле, ни на небе. Можно думать, что Давид имеет здесь в виду и свое царское достоинство; потому что быть царем израильского народа и через то быть прообразом Царя Христа – это действительно есть величайшее и прекраснейшее наследие.
Пс.15:7 Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.
Благословлю – значит то же, что – восхвалю, прославлю или возблагодарю. Утробами пророк нередко называет внутренние, сокровенные помыслы, чувства, также – совесть. Давид имел обыкновение ночью вставать на молитву и, в тиши уединения, размышлять о судьбах Божиих, заповедях и оправданиях Его ( Пс.118:55,62, 62:7 ). Таким образом, в сем стихе пророк выражает благодарное чувство к Богу за то, что Господь сохранил его на пути истины, что вдохнул ему мысль и желание избрать столь драгоценное достояние. Восхвалю, говорит, Господа, вразумившего меня, т.е. давшего мне разум для познания истинной веры, так что даже во время ночи я мог размышлять о моем лучшем достоянии, о моем Господе, и самыми сокровенными, внутренними помыслами, самыми чистыми внушениями совести, происходящими по вдохновению от Святого Духа, я поучался и возвышался в духовном просвещении: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.
Пс.15:8 Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Пророк Давид имел столь твердую веру в Бога и столь сильное упование на Него, что выну, т.е. всегда, мысленно видел Его пред собою, – так, как бы Господь выну – всегда находился по правую руку его. И потому настолько был проникнут сознанием и предвидением бодрствующего над ним промысла Божия, что во всех бедствиях, окружавших его, во всех искушениях и подвигах оставался непоколебим, быв вполне уверен в помощи Вышнего, и в этой уверенности мог всегда сказать: да не подвижуся, т.е. пребуду непоколебим.
Пс.15:9 Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании.
Таково действие глубокой веры и всецелой преданности в волю Божию, что оно всегда производит не только вожделенный для души мир и спокойствие, но и сопровождается полнейшим удовлетворением блаженства духовного, выражающимся в чувствах радости и веселия. Такой мир и такое блаженство души суть плоды веры и духовной жизни, свойственные пророку Давиду столько же, сколько они свойственны были и другим пророкам и вообще святым угодникам, как дарования Святого Духа, за благую веру и благочестие ( Гал.5:22 ). Люди нечестивые, преданные суетным радостям и чувственным удовольствиям и не имеющие искренней веры и твердого упования на Бога, сколько ни торжествуют, сколько ни веселятся, однако никогда не наслаждаются истинною радостью и не могут похвалиться твердым и постоянным спокойствием мыслей; напротив, они всегда чувствуют внутреннее беспокойство и исполнены тягостного чувства неудовлетворенности души и тела. Пророк Давид в сем псалме ясно свидетельствует, что он всею душою стремился к Богу, и в Нем одном полагал все свое довольство и наслаждение; это стремление к Богу и это духовное общение с Ним он выразил уверением в такой близости своей к Богу, что всегда видел пред собою Господа, стоящего как бы по правую сторону от него. А это общение с Богом, эта близость к Нему производили в душе пророка веселие сердца и радостные песнопения и славословия Богу. И не только, говорит, сердце мое веселится и возрадовался язык мой, но и телесная природа не остается безучастною к этой радости, и плоть моя вселится на уповании, по переводу с еврейского – «упокоится в уповании». В чем же заключается это упование плоти – видно из следующего стиха:
Пс.15:10 Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления.
Пс.15:11 Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец.
И эти заключительные слова псалма, по учению св. апостола Петра, принадлежат также Христу Спасителю, устами пророка Давида изрекшему: воскресив Меня, Ты, Господи, открыл Мне (сказал ми eси) по человечеству, а во Мне и чрез Меня открыл и всем верующим в Тебя путь вечной жизни; Ты в полноте наделяешь Меня и верных радостями от лицезрения Твоего; вечное блаженство заключается в деснице Твоей, т.е. во власти Твоей. Красота по более точному переводу «сладость», – по-русски: «наслаждение, блаженство». В конец – то же, что «вовек, вечно»; сладость во век значит вечное блаженство.
В заключение объяснения сего псалма припомним его еврейское надписание: «миктам». Да, это поистине золотая, драгоценная песнь Давида! В этой песне в свое время он пророчески предвозвестил людям, сидящим во тьме и сени смертной, погруженным в суеверия и всякого рода заблуждения, о воскресении Христовом, имеющем принести на землю свет разума, надежду общего всех воскресения, освобождения от адова мучительства и упование вечноблаженной жизни. Припомним тут же кстати прекрасное слово одного знаменитого проповедника нашей отечественной Церкви, который в беседе на день Святой Пасхи говорит: «Христос воскресе! и жало смерти притуплено, грозная держава ее разрушена. Теперь никто не может сказать: никтоже познан есть возвративыйся из ада. Ибо есть ныне возвратившийся Победителем из ада и воссиявший светоносно из гроба. Есть гроб, который опустел и не издаст мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшие мертвецов своих. Един Он умер за нас, но не один воскрес из мертвых: с Ним «многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем» ( Мф.27:52–53 ). Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда по гласу трубы архангела, что и наши телеса, «сеемые в тление, востанут в нетлении, сеемые не в честь востанут в славе? Ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» ( 1Кор.15:42–43, 20, 22 ). К сему-то светлому, брачному торжеству всеобщего воскресения всего человеческого рода уготовляйся, душа верующая, к сему-то великому дню празднования вечной Пасхи об он-пол (на другой стороне. – Ред.) временного бытия нашего, на новой земле обетования будь готова умом и сердцем, словами и делами своими, – да не явишися убога праведных жизни, да не восстанешь к новой, бессмертной жизни с древнею язвою греховною, под древнею клятвою вечной смерти!» (Димитрия, архиеп. Херсонского. Слова, беседы и речи).
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 15
Еврейская надпись псалма 15 переводится как «Золотая поэма», а славянское «столпописание» указывает на огромную ценность его содержания. По надписанию, а также по свидетельству книги Деяний Святых Апостолов (2:25-28 и 13:35-36) известно, что этот псалом принадлежит Давиду.
Текст молитвы псалом 15
В церкви псалом 15 читается на церковнославянском языке, но дома можно читать и на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко на Тя упова́х.
2 Рех Го́сподеви: Госпо́дь мой eси Ты, я́ко благи́х мои́х не тре́буеши.
3 Святы́м, и́же суть на земли́ Его, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.
4 Умно́жишася не́мощи их, по сих ускори́ша: не соберу́ собо́ры их от крове́й, ни помяну́ же име́н их устна́ма мои́ма
5 Госпо́дь часть достоя́ния моего́ и ча́ши моея́, Ты eси́ устроя́яй достоя́ние мое́ мне.
6 У́жя нападо́ша ми в держа́вных мои́х, и́бо достоя́ние мое́ держа́вно eсть мне.
7 Благословлю́ Го́спода, вразуми́вшаго мя, eще́ же и до но́щи нака́заша мя утро́бы моя́.
8 Предзре́х Го́спода предо́ мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю менé eсть, да не подви́жуся.
9 Сего́ ра́ди возвесели́ся се́рдце мое́, и возра́довася язы́к мой, eще́ же и плоть моя́ всели́тся на упова́нии.
10 Яко не оста́виши ду́шу мою́ во а́де, ниже́ да́си преподо́бному Твоему́ ви́дети истле́ния.
11 Сказа́л ми eси́ пути́ живота́, испо́лниши мя весе́лия с лице́м Твои́м, красота́ в десни́це Твое́й в коне́ц.
На русском языке
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.
4 Умножились немощи их, затем в суету погрузились. Я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
5 Господь – доля наследия моего и чаши моей, Ты возвращаешь наследие моё мне.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
История написания
Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.
В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).
Толкование псалма 15
По полноте в развитии мыслей, по краткости их выражения, а также из-за недостаточной ясности текст псалма 15 является одним из самых сложных для толкования.