почувствуй меня в своей шкуре
Побудь в моей шкуре
Побудь в моей шкуре (2013)
Одноименный роман за авторством Мишеля Фейбера — эффектный сатирический макабр, рисующий быт группки пришельцев, промышляющих похищением, откормкой и последующим забоем человеческих особей на мясные деликатесы. Посыл у книжки, понятное дело, сугубо вегетарианский: все живые существа под своими шкурками, в сущности, совершенно одинаковы, особенно в те моменты, когда эти шкурки с них собираются с особой жестокостью содрать.
Вместо того чтобы иллюстрировать этот диетический сай-фай, режиссер Джонатан Глейзер снял исключительно свое кино. Осталась лишь фабула с загадочной femme fatale, что колесит по ночному Глазго в поиске одиноких мужчин-попутчиков. В отличие от героини из романа сексуальная тварь в исполнении Скарлетт Йоханссон парализует своих жертв не ядом, а буквально самой собой. Впадая в транс, человеческие особи покорно плетутся за ней вслед, прибывая в конечном счете в абсолютное ничто — кромешную тьму, что поглощает их без остатка.
Сказать, что фильм в моменты охоты красив — ничего не сказать. Лента идет стандартные полтора часа, а могла бы длиться и три, и пять, и десять — и всё это время от экрана было бы невозможно отвести глаз.
Ночные шоссе, по которым едет одинокий минивэн, становятся не ареной внутреннего конфликта условного добра с условным злом (что происходит там внутри, под маской Скарлетт, нам неизвестно) — но порталом в чистую реальность, очищенную от культуры, догм, моральных норм и закона. Нейтральный, невовлеченный, лишенный субъективности взгляд пришельца, каким тут становится камера, видит только поступки и их последствия. В этом смысле Глейзеру удается высший пилотаж — средствами игрового кино, заведомо оперирующего образами и символическими цепочками, показать мир, в котором нет ни образа (в первую очередь — образа себя, присущего каждому субъекту: любое столкновение героини Йоханссон с зеркалом вызывает у нее легкую оторопь), ни взаимной обусловленности отдельных явлений.
Она – строго положительный персонаж. Люди – до определенного момента даже не личности, а товар, корм, лабораторные крысы, слепо следующие инстинктам. Это полная деконструкция человечества! Отстранённая камера гуляет по гипермаркетам, снимает не женщин но самок покупающих помаду чтобы привлечь партнёра для спаривания, на окраинах эти самые партнёры как обезьяны и звери плюют в стекло и раскачивают машину как только чувствуют свою безнаказанность, вся эта цивилизация: города улицы лишь форма муравейника.
Режиссёр нам показывает казалось бы наивысший момент человечности- мужчина бросается спасать утопающего, какая милота! тут то бы казалось злобной инопланетянке умилится и признать все наши достижения духа! но что если нет добра и зла? а все наши идиотские порывы это простая биология? И вынесенные на строгий суд межгалактического выездного заседания человечество признано мясом достойным потребления)) Скарлетт подходит к серферу-спасателю и хладнокровно камнем вышибает мозг. В холодном космосе нет человеческой морали. Вселенную не впечатляют твои подвиги, человек!
Ещё одним шикарным эпизодом была встреча с человеком-слоном. И вот здесь по-моему режиссёр сплоховал. Скарлетт отнеслась к нему как к обычному мужчине, завела свой гипнотизирующий, завораживающий разговор о том о сём, стандартный скрипт соблазнения. Но чувак то был ущербным, он должен был почуять подству, увидеть в ней Другого, Чужого. Именно здесь должен был произойти контакт. и он в какой-то мере и происходит, но совсем не так, на мой вкус. Мне, кажется тут нужно было довернуть до хруста
Но Контакт всё таки происходит, когда Скарлетт забирается казалось бы в дичайшую глушь непроходим лесов, вдруг навстречу выходит чувак и начинает рассказывать что это хорошее место для прогулок, место для размышлений. И это происходит так неожиданно что вы понимаете что нет больше по настоящему диких мест на этой планете, что человечество как зараза, как паразиты, заполонили всё, не оставив и клочка какого-то дикого болота. Скарлетт пытается убежать, но эта скотина преследует и бежит за ней, почувствовав в ней жертву. Мужчина грубоватый водила грузовика решает изнасиловать одинокую девушку, но в какой-то момент шкура обнажает её истинное лицо. Мужик не растерялся сбегал за канистрой бензина. Вот такой вот контакт))
По словам режиссёра, он хотел показать жизнь на Земле так, как она бы выглядела в глазах инопланетянина. И шотландские пейзажи в объективе Глэйзера выглядят именно так: потусторонне, незнакомо и непонятно. Роли людей, встречающихся на пути главной героини, исполнялись в основном не профессиональными актёрами, а обычными прохожими, которых снимали на скрытую камеру. И это также способствует ощущению путаницы и непонимания, которое сопровождает зрителя на всём протяжении фильма.
Побудь в моей шкуре
Сюжет фильма Побудь в моей шкуре снят по одноименному роману и повествует нам о роковой зеленоглазой красотке в меховой шубе Лауре. Она разъезжает по трассе Эдинбург-Глазго из ночи в ночь и привлекает одиноких мужчин-автостопщиков. Они садятся к ней в машину, завязывается разговор. Девушка рассказывает, что совсем заблудилась, и просит указать ей дорогу. Окидывает взглядом спутника и задает каверзные вопросы. Не женат, не имеет родственников, живет один. Склонность к удовлетворению инстинктов на чрезвычайно высоком уровне. Идеальная жертва, стопроцентное попадание.
Скарлетт Йоханссон, сыгравшая неземную брюнетку в главной роли, завлекает нас в сон, в котором мы ощущаем присутствие сверхъестественной силы. Кадры медленно сменяют друг друга и дают насладиться каждым моментом фильма, но вместе с тем держат в напряжении.
Лаура — инопланетянка в теле привлекательной девушки. Она держит путь по Шотландии в поисках еды для себя и своих собратьев, поэтому так скрупулезно оценивает каждого попутчика: ведь для нее важно, чтобы мужчина был здоровым и мощным. Далее она парализует его и использует в своих коварных целях.
Побудь в моей шкуре относится одновременно и к фантастическим триллерам, и к ужасам. Некоторые критики считают его кинолентой, опередившей свое время на 20-30 лет. Завораживающий саундтрек придает фильму некую изюминку, ощущение таинственности. Столкновение грубой реальности и инопланетной дикости дает затуманивающий, и вместе с тем пробуждающий эффект: что означает быть человеком для инопланетного существа? Что вообще значит быть человеком?
Рецензия к фильму «Побудь в моей шкуре». О космически бескрайнем одиночестве
Фильм снят по мотивам романа Мишеля Фабера, гражданина мира — голландца по происхождению, выпускника Мельбурнского университета, который с 1993 года живет в сельской Шотландии. «Побудь в моей шкуре» не совсем корректный перевод названия его первого оригинального романа «Под кожей» («Under the skin») на стыке фантастики, хоррора, магического реализма, мрачной готики и триллера.
Режиссер Джонатан Глейзер — популярный и признанный английский клипмейкер, автор рекламных роликов и оригинальных музыкальных видео, режиссер двух полнометражных фильмов «Сексуальная тварь» (номинация исполнителя главной роли Бена Кингсли на «Оскар») и «Рождение». Поклонник всего стильного и неординарного, большой поклонник метафор, страстный экспериментатор с формой. Специально ради реалистичности съемок «Побудь в моей шкуре» была разработана крошечная камера для скрытой съемки, десяток этих устройств, снимающих с разных ракурсов, ежедневно набирали 16 часов видео. Фильм был провозглашен едва ли не шедевром на Венецианском кинофестивале 2013, тем более у себя на родине в Британии. Однако некоторые критики называют его смехотворным глянцем. Доля истины есть и в той, и в другой точке зрения.
Итак, инопланетянка, принявшая соблазнительный облик Скарлетт Йоханссон, колесит вечерами по дорогам хмурой, холодной, прекрасной в своей суровости Шотландии, преимущественно в пригородах Глазго, в поисках одиноких путников мужского пола; легко убалтывает их дешевыми комплиментами, приглашает к себе, и отправляет на переработку на корм для своих соплеменников. Действие повторяется многократно и монотонно. В перерывах между основным занятием серийная убийца отстранено наблюдает за землянами во всей их трогательной суетной неприглядности и неожиданно привлекательной жертвенности и сочувственной доброте. Пытается то ли ради интереса, то ли из-за неожиданно прервавшейся серии, провести психологический эксперимент и влезть в шкуру человека не только формально, но по существу, что в итоге оказывается не по силам методичному инопланетному разуму.
В фильме перемешаны малоизвестные профессиональные актеры (Пол Брэнниган) и непрофессионалы, в том числе человек-слон Адам Пирсон с тяжелыми генетическими нарушениями. Их общая со Скарлетт сцена и беседа о невежестве и предрассудках в значительной мере импровизация. Участие в фильме и знакомство со Скарлетт, ее интеллигентность и простота полностью изменили его жизнь и самооценку, такой «гуманитарный плюс» делает честь фильму.
Фильм провокационно-артхаусный, при всей муторной монотонности и намеренной обыденности (если не безликости) цепляющий экзистенциальностью темы одиночества и экспериментальным видео-рядом, сочетанием высокого эстетизма с грубой физиологичностью, торжеством формы над драматизмом, холодной рассудочности над теплой эмоциональностью. Под настроение может показаться как завораживающим, так и отталкивающим, а лейтмотив космически бесконечного одиночества в конечном счете не фантастический, а вполне человеческий и земной. Мысли многих рецензентов лента Глейзера обратила к лучшим образцам классического кино и литературы от Кубрика и Линча до Сартра и Гете. Возможно, с течением времени автор этих строк лучше оценит высокий смысл картины, но пока не рискну рекомендовать его всем как шедевр.
КиноПочему надо смотреть «Побудь в моей шкуре» прямо сейчас
Раскладываем по полочкам один из самых неординарных и впечатляющих фильмов года
Завтра в российских кинотеатрах стартует фантастический (во всех отношениях) фильм Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре», где Скарлетт Йоханссон играет женщину-пришельца, соблазняющую одиноких земных мужчин. У нас уже можно прочитать интервью с актрисой, где она рассказала о работе над ролью, принятии своего тела и склонности к авантюрам. Если после этого вы все еще не уверены, что хотите бежать в кино на первый же сеанс, то мы попытаемся вас убедить, что это главный фильм лета, если не всего года.
Ольга Страховская
«Побудь в моей шкуре» — очень вольная экранизация одноименного романа Майкла Фабера, голландца, в середине 90-х переехавшего с семьей в Шотландию и так там и оставшегося. Эту книгу, написанную в свифтианской антиутопической традиции, выпустили на русском в 2003 году, и найти экземпляр уже не так просто, но прочитать ее стоит в оригинале — неважно, до или после просмотра фильма. По сути, фильм и роман — два совсем разных произведения, объединяет их только место действия — унылые улицы и холмы Шотландии, а также центральный образ героини-инопланетянки, механистично заманивающей земных мужчин в свои сети с убийственной целью. У Фабера гораздо больше уклон в социальную критику: его героиня по имени Иссерли дала перекроить свое тело под земную женщину и отправилась на задание, чтобы вырваться из ужаса классового расслоения в ее родном мире (где он находится и что собой представляет, автор прописывает весьма условно). Страдает она и физически (у нее постоянно все болит), и душой — от утраты своей идентичности. У Глейзера же безымянная главная героиня, по сути, робот, постепенно обнаруживающий в себе что-то человеческое. В обоих случаях при всех различиях в деталях мы погружаемся в атмосферную, гнетущую историю о существе, которому больно, одиноко, и оно явно не на своем месте. Чувства и мысли, которые транслируют и книга, и фильм, душераздирающие и очень понятные любому обитателю планеты Земля.
Британский режиссер Джонатан Глейзер вынашивал идею фильма около десяти лет — ровно столько прошло с момента выхода его предыдущей картины «Рождение» с Николь Кидман. В середине 90-х он снимал выдающиеся музыкальные видео: на его счету «Karmacoma» Massive Attack, «Cosmic Girl» Jamiroquai, «Karma Police» Radiohead и не только; очень советуем посмотреть и его черно-белый ролик Guinness про серферов — гарантируем, что такой рекламы вы в жизни не видели. В 2000-м он снял свой первый полнометражный фильм «Сексуальная тварь» про отставного гангстера, вынужденного пойти на последнее дело. Четыре года спустя Глейзер сделал «Рождение» — в то время страшно недооцененную, но на самом деле мощную драму про женщину (Кидман), которая вдруг узнает в маленьком мальчике своего погибшего мужа. После этого о нем ничего не было слышно, но теперь все встало на свои места: Глейзер — один из лучших режиссеров современности, умело деконструирующий жанры (от криминальной драмы до фантастики), и мы молимся, чтобы его следующий фильм не пришлось ждать еще десять лет.
Заполучить в такой проект звезду уровня Скарлетт Йоханссон — задача почти невыполнимая, но Глейзер, очевидно, успел вовремя подступиться к ней после того, как снял Николь Кидман и дал ей развернуться в «Рождении». По словам режиссера, они с Йоханссон долго обсуждали сценарий, и актриса все больше и больше втягивалась в процесс, а сюжет все больше и больше сводился к ее героине. Для нее это действительно смелая роль: первую половину фильма она играет бесчувственное, холодное существо, дисциплинированно выполняющее свою миссию — находить на улицах Глазго одиноких мужчин и заманивать их в капкан. Скарлетт водит фургон по безлюдным улицам, Скарлетт сбрасывает одежду перед остолбеневшими жертвами, представая не совсем такой, как нам показывают глянцевые обложки, Скарлетт смотрит на себя в зеркало и постепенно что-то осознает — и про себя, и про мужчин, и про женщин, и про планету Земля. Самые сложные роли — те, где надо показать драму без заламывания рук, где микроскопические изменения и крошечные прозрения лишь проскальзывают тенью на лице и приводят к коллапсу, от которого перехватывает дыхание и сжимается сердце. В общем, если вы никогда не считали Йоханссон блестящей актрисой, эта роль вас переубедит.
Шотландия — одно из самых красивых, и в то же время унылых мест на земле. Ощущение бескрайности и беспробудности висит здесь в сыром воздухе: безлюдные дороги, вьющиеся по холмам, и окраины Глазго — такой же полноправный участник фильма, как и персонаж Скарлетт Йоханссон. В книге героиня была родом из мест, где не видали ни зелени, ни бездонного неба, ни бескрайнего моря — как Русалочка, она потеряла свое тело, но приобрела странное, одинокое владычество над всей этой угнетающей землян красотой. В фильме пейзаж оттеняет ее потерянность не меньше: она продирается либо сквозь мрачные переулки на своем полуразбитом фургоне, либо сквозь лес — не разбирая пути, то ли к себе, то ли от себя. В любом случае место выбрано идеально: именно здесь, под нависшими сизыми облаками, тщетность и бренность ощущаются особенно остро.
в этом фильме, по мнению многих зрителей, мало что происходит (им хочется посоветовать приглядеться внимательнее), но от него невозможно оторваться. Это фантастика почти без фантастики, где вместо спецэффектов разве что визуальные приемы в духе видеоарта (привет, «Космическая одиссея 2001 года»). Многие современные независимые режиссеры сейчас обращаются к фантастическому жанру, по-разному деконструируя его, и об этом мы еще расскажем отдельно в ближайшее время. По сути, это возвращение к истокам, фантастика была придумана как реакция на технологический прогресс, и в фундаменте каждого великого фантастического произведения лежит гуманистическая идея: любое невероятное событие — лишь метафора, напоминание о базовых человеческих ценностях, способ невероятным образом поговорить о самом главном. «Побудь в моей шкуре» это удалось на 100 %.
«Побудь в моей шкуре» не просто оригинальное прочтение фантастического сюжета. Чуть ли не половина фильма снята скрытой камерой, и именно благодаря этому возникает такой эффект присутствия. Глейзеру удалось таким образом соединить две противоположности: фантастику и реализм, — по сути, это фантастическая история, снятая приемами независимого авторского кино. Похожий трюк в свое время проделала Андреа Арнольд с реалистичной экранизацией «Грозового перевала», и это смелый и умный способ разорвать шаблоны и показать вещи с неожиданной стороны.
Большинство людей, которых вы увидите в кадре (кроме Скарлетт Йоханссон) — непрофессиональные актеры, а зачастую обычные прохожие. Многие из них даже не догадывались, что снимаются в кино, благо звезда фильма в черном парике и облезлой шубе выглядит почти неузнаваемо. Кастинг-директор фильма Калин Кроуфорд вспоминает, что ей пришлось прочесать всю Шотландию вдоль и поперек в поисках подходящих типажей — в целом они должны были выглядеть обычными работягами и гопниками. Самый сложный бриф был на две более-менее заметные роли: один должен был быть мотогонщиком (смотрели даже российских чемпионов), а второй — уметь классно танцевать. Егеря, сыгравшего роковую роль в истории, и вовсе сыграл владелец лесного участка, на котором решили снимать сцену. Ну а самым запоминающимся партнером Скарлетт в фильме стал, конечно, Адам Пирсон — человек с лицом, искореженным нейрофиброматозом, но, в отличие от его персонажа, вполне социализированный. Очень советуем прочитать его трогательное интервью о том, как фильм и Скарлетт помогли ему принять себя.
Одиночество и неприспособленность к окружающей среде, конечно, важные темы в фильме. Но прежде всего это высказывание об отношениях мужчины и женщины: героиня Скарлетт только на первый взгляд кажется хищницей-истребительницей (кому-то даже пришло в связи с этим назвать фильм мизогинистичным). Если копнуть глубже, то понятно, что это исследование роли, в которую женщину ставят мужчины — роли, где у женщины даже нет имени, а есть просто функция: быть сексуальной. В каком-то смысле это фильм о пробуждении женского самосознания, о решении самостоятельно распоряжаться своим телом. Ну и, конечно, тут есть великий эпизод с лампочкой — сложно припомнить столь же мощную, одновременно жуткую и смешную сцену о невозможности любви.
9
Реалистичные, почти документальные съемки в фильме соседствуют с удивительными визуальными находками: тут есть образы, которые надолго врежутся вам в память. Например, вступительная сцена, где на экране долго пульсирует точка, пока мы не понимаем, что это глаз новорожденной героини. Ну а то, как Глейзер придумал изображать сцену поглощения мужчин, можно исчерпывающе описать одним словосочетанием: жутко красиво. Не говоря уже о финальном кадре (ничего не будем говорить, просто посмотрите).
Саундтрек к фильму написала 26-летняя англичанка Мика Леви — солистка независимой группы Micachu and the Shapes и любимица музыкальных критиков с Pitchfork. Музыкальный продюсер фильма работал с ней над лайвом группы в 2011 году и принес пластинку Глейзеру. «Я не хотел никаких статусных композиторов, тут нужно было какое-то новое имя, — вспоминает режиссер — Я услышал 10 секунд “Chopped & Screwed”, нажал на паузу и сказал: берем».
Пусть почувствует на своей шкуре, каково это, когда тебе изменяют
Пишу этот пост скорее для того, чтобы позлорадствовать и поразиться в очередной раз тупости моего бывшего мужа.
Я не знаю, что заложено в мужской природе, но скажу по секрету, что женщины тоже иногда хотят изменить. Но я же не говорю от лица всех женщин. Я же не изменила… Я же думаю сначала головой, а потом уже своими желаниями.
А второй аргумент — это прямо ахтунг какой-то. Свекровь призналась, что живёт с человеком, который ей изменяет. Она думала, что это возвысит её в моих глазах? Наоборот, упала ниже некуда.
Ладно, развелась — и хорошо. Но бывшему хватило ума жениться на любовнице. Прожили они аккурат два года. А вчера узнала от нашей общей подруги, что брак моего бывшего трещит по швам, потому что он выяснил, что его новая жёнушка ходит на сторону. Я просто не могу. Отличная семейка…
Интересно со стороны понаблюдать за этим цирком. Проглотит ли мой бывший муж такое? Станет ли жить с женщиной, которая ему изменила или тоже разведётся?
Всё же карма работает!
Пусть почувствует на своей шкуре, каково это, когда тебе изменяют: 5 комментариев
Я вообще рада за автора. Наконец, можно сказать: «А Бог-то есть!». Бумерангом все ему и вернулось. Я б вообще девушкам перед замужеством советовала проверять семью жениха, не гулял ли часом папусик жениха. Потому что из наблюдений за семьями знакомых могу сказать, что яблоко от яблоньки катится недалеко.
Позлорадствовать и поразиться в очередной раз тупости моего бывшего мужа. У автора мозгов еще меньше чем у ее бывшего мужа, сама опустилась на тот же уровень. Вообще наверное правильно Вам бывший изменял, наверное чувствовал что Вам это понравится и что вы будете злорадствовать.
А че вас так бомбит, тоже вторая половина на лево ходит?
Позлорадствовал, агрессивный боксер? А на ринге избыток энергии выплеснуть не пробовал вместо злобного выпада на сайте? Вот явный пример, с какими мужичонками ни при каких обстоятельствах не нужно связываться. Берегите себя от таких. Есть еще вариант, что это подросток, юмор которого плох настолько, что он тренирует его везде. Фууу.
Надеюсь тебе стало легче, и это не злорадство а совершенно правильная реакция, молодец! Жаль только не проучила как следует. И свекровь ошибается далеко не все мужики изменяют, в моем кругу общения из 3х сотен примерно, изменяют только двое, и то с ними никто не общается, избегают. А в целом надеюсь это тебя утешит, раз отомстить несмогла, я представляю как это больно