почему староверы не едят свинину
Пищевые табу старообрядцев: какую еду они считали «поганой»
Старообрядцы издавна уходили от гонений в леса и пустыни, стараясь сохранить свою веру и свой уклад жизни. Правда, вместе с верой в отдаленных северных селениях сохранялись и стародавние, диковинные обычаи восточных славян, свои представления о мире и свои суеверия.
«Поганую пищу» не едят
Главное, что хотели бы сохранить староверы многих конфессий (а среди них есть и как и вполне привычные нам единоверцы, так и различные экзотические секты) – это чистоту от скверны, которую по их представлениям несет мир. Есть свидетельства, что даже единоверцы, покупая продукты в магазинах или на рынках, потом просят священников, чтобы те прочитали над продуктами молитву, очищающую от скверны.
Старообрядцы-беспоповцы вообще считают, что весь мир – скверна и нельзя себя сохранить в чистоте, пребывая в нем. Оскверниться можно через совместную трапезу и даже через простое общение с православными христианами (еретиками), с иноверцами или с людьми неверующими.
Именно поэтому они никогда не трапезничали с людьми других конфессий или, как они говорили, согласий, не молились с «неверными». Обязательной молитвой и поклонами «очищали» продукты, попавшие к ним с рынка, но по большей части вообще старались не есть такие продукты.
Особой строгостью в этом отношении отличались федосеевцы и филипповцы. Они до сих пор считают что пища, приготовленная «еретиками» или «неверными», должна освящаться по той причине, что все, кроме староверов, служат дьяволу, и даже если не поклоняются идолам, то все равно «бесы везде живут».
Купленная «на торжище» (на рынке) пища должна освящаться молитвою и сотней земных поклонов. При этом саму пищу нужно для освящения ставить перед образами. Во многих местах староверы придерживаются суеверия, что если напиток простоял ночь в открытом кувшине, то пить его уже нельзя – за ночь в него вошел бес, и он осквернен.
Из одной посуды с «еретиками» не пьют
Сибирские охотники, набредавшие во время странствий по тайге на поселения староверов, часто удивлялись, что староверы, дав им напиться воды, тот час же демонстративно выбрасывали кружку. Некоторые объясняли это тем, что старообрядцы опасаются болезней, занесенных охотниками. Но на самом деле посуда, из которой пил «неверный» считалась оскверненной и подлежала уничтожению.
По этой же причине староверы не позволяли черпать из своих колодцев воду чужой посудой или ведрами. После нарушения такого табу вода считалась оскверненной.
Российский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин в работе «Восточнославянская этнография» указывал, что погаными, нечистыми у староверов считались домашние животные – кошки и собаки: если кошка понюхала тарелку или собака случайно слизывала с блюда остатки пищи, то такую посуду выбрасывали.
Впрочем, «поганую пищу» можно было снова сделать пригодной для употребления, освятив её святой водой. Если в колодец случайно попадала мышь или кошка, то следовало отлить из него 40 ведер воды, а оставшееся – заново освятить, налив туда святой воды.
Дом чист, а баня – погана
Этнографы отмечали болезненную чистоплотность среди староверов Сибири и Севера. В доме некрашеный пол мыли каждую субботу, скобля его ножами и посыпая крупным речным песком, несколько раз в году перед большими праздниками мыли и стены дома. Пол застилали половиками и дорожками, по которым ходили только в чулках или в носках. А если в доме была дочка на выданье, за чистотой следили особо. Иначе считали, что дочь никто не возьмет замуж.
Нечистой, скверной у староверов считалась баня, как место, в котором отсутствует Бог. Поэтому после бани староверы обязательно молились, чтобы снять с себя скверну, а присутствие ванной комнаты и туалета в городских квартирах почитали за осквернение жилища.
Посещать баню запрещалось во время великих праздников и во время строго поста.
Зато обязательное посещение бани предписывалось после купания в море или в реке. Считалось, что старовер, моясь в реке или в море, «сам себя осязал», а значит, грешен. Для очищения ему полагалось прочитать одну лeстовку (лестовкой назывались специальные четки) и положить сто поклонов.
«Нечистым» у староверов считалось даже мыло. Постиранное мылом белье следовало как следует прополоскать в проточной воде, а посуда после такого мытья была оскверненной.
Деньги – та еще скверна
Строверам не разрешается молиться в грязной одежде или неумытым. Перед молящимся обязательно должен был лежать «подручник» – специальный коврик, который нужен был для того, чтобы старовер, полагая земной поклон, не прикасался рукой к нечистому полу.
Все, что расположено у человека ниже пояса, считается грязным, и если во время молитвы старообрядец прикоснулся к чему-нибудь, следовало пойти помыть руки и дополнительно помолиться.
Грязными признавались и деньги, после них тоже мыли руки, а если не было такой возможности, то церковную свечу держали через бумагу, дабы не прикасаться к освященной вещи оскверненными руками.
Дело доходило до того, что беспоповцы отказывались хоронить и поминать тех единоверцев, которые умирали «в миру», не очистившись.
Даже церковь считалась оскверненной, если в нее заходил язычник или еретик. Для очищения такой скверны у раскольников существовали свои молитвы, например, «Чин на отвeрзeние церкви, от еретик осквeрншeйся», «Чин на очищение церкви, eгда неверных внидeт кто, или от пияных проказ, или от младенца сквeрна».
В большинстве этих странных традиций православные христиане видят недоверие к Богу и суеверия. Они следуют словам Христа: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:10).
Основы питания предков
Чтобы лучше ощущать поддержку предков, и быть наполненным родовой и жизненной силой необходимо грамотно выстроить свое питание. Оно должно быть преимущественно живым.
Ибо существует питание силы и здоровья, и именно так питались наши мудрые предки раньше, и питаются староверы-хранители сегодня. Такое питание называется живым, так как оно наполнено Живой — Силой Жизни.
И существует питание слабости и нездоровья. И именно так питается сегодня большинство людей в мегаполисах.
Народная мудрость гласит: «То, что ты ешь, то ест тебя».
Если пища вся усваивается организмом, то человека изнутри никто не ест, он здоров. Это возможно, например, в случае, если пища готовится при температуре не выше 42 градусов. В этом случае в продуктах сохраняются энзимы — ферменты или специфические белки, которые ускоряют многие процессы в организме, и активно участвуют в обмене веществ.
Если же пища не усваивается, то в кишечнике накапливаются от 8 до 20 кг каловых масс. В этом перегное начинают жить и множиться паразиты и грибки, которые постепенно повреждают сосуды, внутренние органы и т.д.. Таким образом паразиты и грибки едят человека, и, как показывают научные исследования, они являются истинными причинами множества заболеваний.
Питание способно усиливать как негативную сторону человека через постоянное прокручивание худых мыслей и чувств, так и положительную сторону. Предки это хорошо знали, потому создали системы питания, разнящиеся по сословиям и половым признакам. Также питание предков отражало ориентацию на те или иные родовые тотемы.
Отсюда в каждом из родов староверов-хранителей есть свои предпочтения в пище. Имеются также общие принципы питания для всех.
Забегая вперед, скажу, что живое питание славян стояло на девяти основаниях. А именно на употреблении:
*чистой воды (Дана);
*свежей растительной пищи весной, летом и осенью (Жива);
*ферментированной пищи (Квасура);
*томленой пищи из русской печи (Семаргл);
*кислого ржаного хлеба на закваске (Велес и Квасура);
*масел из древесных орехов и растений (Даждьбог);
*мёда и продуктов пчеловодства (Ульяна);
*соли;
*пряностей.
В дороге летом питались вялеными и сушеными продуктами, а зимой еще и строганиной.
Также стоит отметить, что предки регулярно голодали, и очищались от накапливающихся токсинов и паразитов. В том числе очищались и через баню.
А теперь подробнее расскажем о питании предков русского народа.
Согласно преданию, наши древние северные предки-бореары (гипербореи) после войн с темными атлантами (и гибели большинства атлантов) сильно пострадали: физиология и психика многих из них были нарушены.
Температура воздуха в 100 градусов мороза в течение нескольких лет привела многих к еще большей деградации. Часть предков вынуждены были уйти жить в подземные города, часть – ушли на юг. Когда предки вышли на поверхность из подземных убежищ, то начали себя восстанавливать, учась у природы и животных. Славяне учились больше у медведей, а арии у волков.
Весной медведь обильно питается черемшой (медвежьим луком), и предки активно ели черемшу (она помогает быстро восстанавливать обмен веществ, избавиться от авитаминоза) и т.д. Летом медведь ел лесные ягоды, и предки ели ягоды и т.д.
Медведь раздвигает любые препятствия перед собой, и физические, и энергетические. Вокруг него идет плотная волна силы на несколько десятков метров. Поле силы медведя пугает даже духов, животные в страхе убегают, и люди чувствительные тоже заранее уходят.
Предки подобно медведям учились создавать собственный поток силы, тренировали свои тела, пропускали энергетические потоки. С помощью этого управляли своим духовным ростом.
Предки жили как медведи, которые максимально активны весной и летом, осенью готовятся к зимней спячке, а зимой спят в берлоге.
Наполнение у предков шло с 24 марта по 21 сентября. Летом предки совсем не ели мясо. Считалось, что Живы и так достаточно поступает от Солнца, Земли, природы, растительной пищи. В основном ели прохладную пищу (квасную окрошку и т.д.), пили прохладные напитки (квас и т.д.)
Жена при готовке вкладывала в еду свою силу и образы будущего для каждого члена своей семьи, наполняя их здоровьем и добрыми чувствами. Женская наука правильного приготовления пищи называлась «страва».
Муж же за столом благословлял пищу, призывая Богов и предков для очищения и наполнения ее, укреплял дух членов семьи.
Общая продолжительность трудового дня русского крестьянина летом достигала 14-15 часов. Летний отдых и сон в крестьянской семье были весьма кратковременными. Спали ночью и днем после обеда совокупно около 6 часов.
Зимой рабочий день крестьянина сокращался до минимума: 2 часа – для мужчин и 4-5 часов – для женщин, а время отдыха и сна соответственно возрастало. Спали ночью и днем после обеда совокупно 8-9 часов.
Многие иностранцы побывавшие на Руси отмечали качество и дешевизну русских продуктов, а также разнообразие русского стола.
В этом плане поговорка «Щи да каша пища наша» является не актуальной, вернее она актуальна для русской армии, где они и зародилась и откуда пошла в народ, потому как действительно солдат кормили в основном кашами и щами, от чего русский солдат был крепок и здоров.
В будние дни обычная трапеза у русских людей была довольно проста и вместе с тем и полезна: пареная репа, щи, да каши, а вот на праздник какой, на какое торжество, то столы ломились от яств: растегаи, кулебяки, все возможные солянки, калии, блины, пряженцы, а из погребов доставались лучшие меды, боярской выварки на пряностях и ягодах.
Еще одна народная мудрость гласит: «Пища должна быть подобна лекарству».
Существовали две науки целительства с помощью трав: травничество и зелейничество. Травничество помогало лечить хворобы с помощью сушеных трав, а зелейничество – с помощью свежих трав. Рукописные, а затем и печатные книги-травники были издавна известны на Руси.
Жива – разумна, она и в теле бегает, разделяется на 77 сил. Раньше в деревнях часто читали заговоры от 77 лихоманок. Любая болезнь – это перекрытие одной из сил Живы.
Рвать растения, которые не хотели, чтоб их срывали, было нельзя. Ведь если без договоренности срывали, то трава успевала спрятать Живу в землю, и становилась малополезной.
С веточками и деревьями аналогично договаривались.
Свежее дерево на дрова не рубили – леший наказать мог. Для топки рубили только сухостой, да собирали валежник.
Бревна на дом рубили зимой, и тоже договаривались с каждым деревом, просили прощения за рубку.
Кстати, за взаимоотношения с растительным миром отвечает Бог Велес. А за правильное питание растениями Богиня Жива.
СКВАШИВАНИЕ (ФЕРМЕНТИРОВАНИЕ) ПРОДУКТОВ
Известно, что есть пища живая растительная (в которой сохраняются все ценные микроэлементы) и приготовленная (в которой разрушается большая часть полезных микроэлементов).
Приготовленная пища довольна легко усваивается организмом. Но какой от этого прок, коли ценность её при этом практически нулевая?
Минус же живой растительной пищи в том, что у большинства людей она усваивается хуже, чем термически обработанная.
Так как же сохранить всё ценное живой пищи и при этом сделать её легкоусвояемой и вкусной?
Ответ давно нашли наши предки iii
Нужна минимальная обработка продуктов — ферментация горячая или холодная, при которых запускается процесс необходимого преобразования пищи до того, как она попадает в пищеварительную систему человека iii
При этом холодное ферментирование бывает двух видов: квашение и холодование.
Сквашивание очень активно с давних времен использовалось человечеством для молочных (простокваша и т.д.), зерновых и бобовых продуктов, а также для мяса и рыбы.
Ферментация — это брожение, или расщепление органических веществ при недостатке кислорода. Крахмал и сахар из овощей и фруктов различные виды бактерий при этом превращают в молочную кислоту, которая предохраняет пищу от порчи и очень полезна для работы ЖКТ.
Таким образом происходит словно предварительное внешнее переваривание пищи.
Когда мы употребляем ферментированную пищу, организму не надо напрягаться, чтобы перерабатывать и усваивать её. Не нужно нагружать поджелудочную железу, ресурсы которой ограничены.
Важно знать, что такие ферментированные продукты могут быть усвоены даже теми, у кого удален желчный пузырь, или присутствуют какие-либо проблемы с органами пищеварения iii
Молочно-кислые бактерии — это пробиотики, т.е. полезные для микрофлоры кишечника бактерии, которые не только восполняют нехватку полезной бактериальной флоры в организме, но и оказывают на него комплексное оздоровительное действие.
На 80 % иммунитета мы обязаны именно кишечнику. Пробиотики напрямую влияют на состояние слизистых оболочек кишечника, выработку антител к плохим бактериям и микробам, в том числе к вызывающей язву желудка Helicobacter pylori.
Таким образом, ферментированные продукты для кишечника — это главный катализатор мощной защиты от большинства болезней. Они защищают нас от канцерогенов, аллергенов, токсинов, улучшают обменные процессы. А продукты с ними, в отличие от большинства суперфудов, дешевы и абсолютно доступны.
Кстати, процессом брожения заведует Бог Квасура.
Но русские разносолы в отличие от современных солений-маринадов полезны не только из-за бактерий. Овощи не проходят жёсткую температурную обработку и сохраняют полезные вещества. Но и это не всё.
Интересно, что капусту квасили раньше без соли. Этот древний рецепт сегодня снова популярен.
Тем не менее последние 500 лет большой известностью пользовались холынские хрустящие огурчики, которые подавались со времен Ивана III к царскому столу.
Стоит сказать, что заготовки на зиму превращались у предков в настоящий семейный праздник. Как только в одном дворе начинали квасить капусту, со всех домов собирались девушки-крестьянки, наряженные в праздничные сарафаны. Рубили капусту под звонкие песни до самого захода солнца. Вечером приходили парни с подарками для хозяйки дома и всех девушек. После окончания работы хозяйка угощала своих помощников пирогом с капустой, а затем все дружно хороводом ходили вокруг костра и пели песни. Таким образом люди призывали на помощь силы Богов и предков, чтобы продукты сохранились на всю зиму.
Предки готовили еду вечером в русской печке. Пища внутри остывающей печки томилась в глиняной посуде всю ночь, и сохраняла Живу продуктов. Утром и днем кушали живую еду — действительно очень вкусные и полезные каши и супы.
Томление было повсеместным способом приготовления блюд на Руси, пока Петр I не привез из Голландии сковороду.
Томление блюд — это медленное, длительное и равномерное нагревание при температуре не ниже 60 градусов (обычно 80-90 гр.) при закрытой крышке в русской печи, в результате чего продукты приобретают мягкость, нежную консистенцию, тонкий вкус и аромат.
Этот старый способ кулинарной обработки позволяет максимально сохранить в продукте полезные вещества. Согласно В. В. Похлёбкину, настоящий томлёный вкус получается лишь при приготовлении в русской печи при постепенно снижающейся температуре.
При этом сегодня совсем не обязательно томить блюдо исключительно в русской печи.
Сегодня можно также томить пищу и в духовке, мультиварке, аэрогриле или тиховарке. Существуют способы томления и на плите, если есть кастрюля или сотейник с плотно закрывающейся крышкой.
Продолжительное томление более полно раскрывает аромат блюд, они становятся более аппетитными. Томленая каша — настоящее лакомство, а томленое мясо, сочное и нежное, тает во рту. Томить можно не только крупы и мясо, но и рыбу, овощи, супы и даже мучные блюда, которые нагреваются на овощной «подушке», пропитываясь соком овощей и ароматом специй.
Кстати, процессом томления заведует Бог Семаргл.
Предки воду кипятили до первого белого ключа на дне, то есть не выше 85 градусов. При 100 градусах вода становится мертвой. Многие староверы пьют травяные чаи при температуре 50-60 градусов.
Предки брали чистую воду из колодцев, родников и источников.
Для структуризации воды славяне и арии в нее добавляли кусочек кедра 10 см или больше для убыстрения процесса.
Для очищения воды предки применяли серебро, кремний или шунгит.
Сегодня чистую воду в городах можно делать путем заморозки и разморозки. А также с помощью очищения фильтром.
Фильтры хорошие: трехступенчатый Гейзер, Изумруд, Цептер и другие. Аквафор – плохой, как и все угольные фильтры — катридж быстро заполняется грязью из воды, и начинает вместо очистки обратно загрязнять воду.
Любопытно, что особую роль в жизни предков играла роса. Раньше женщины каждый год на Купало на рассвете купались голыми в травах и цветах в свежей росе. В это время у женщины происходило обновление внутренней воды, она омолаживалась.
Кроме того, в целях подготовки к зачатию ребеночка росу заливали еще и в матку. Внутренняя структура женщины становилась посредством этого похожей на структуру девственницы.
Росу собирали льняным полотенцем так. Клали ночью на травы полотенце, а утром выжимали из мокрого полотенца росу в кружку.
Кстати, за взаимоотношения с водным миром отвечает Богиня Дана.
Чаще всего на Руси употребляли пшено, ячмень, овёс и полбу.
Но артельщикам на отхожьем промысле и солдатам приходилось по вкусу толокно. Оно не требовало термической обработки, им можно было питаться на ходу. Во время отдыха, его разводили в горячей воде, и получалась вкусная каша. Заправляли её той же сушёной рыбой или салом.
Кстати, крупами заведует Богиня Мать Земля.
ТРАВЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ
Все травы предки ели по мере их роста. Сначала кушали одуванчик, черемшу и т.д. Черемшу очень любили за питательный и очистительный эффект. Также употребляли лебеду, клевер белый, мокрицу, девясил, сныть, крапиву. Часто травы ели с мёдом, от чего происходило снижение веса предков.
Очень ценились за свои великие полезные свойства рябина, калина и облепиха, которые собирали летом. Их звали ласково «три невесты», и заготавливали на год вперед. Также рябину и калину собирали с кустов мороженными после первых заморозков. Мороженные ягоды считались более вкусными.
Из ягод готовили «водицу». Это исконно русский напиток на основе ягод. Делается он быстро, но хранить его нельзя. По технологии он немного напоминает морс, но имеет более выраженный вкус исходного сырья и витаминный состав в «водице» полноценнее.
И особым уважением и заслуженным почитанием на русском столе пользовались лук и чеснок. Кроме того, что эти продукты служили отличной приправой, они качественно повышали сопротивляемость болезням.
Рыба разрешалась даже в строжайший Великий Пост, всем крестьянами и ремесленникам и служивым людям. Ибо она была очень дешёвой, и на протяжении тысячи лет, до начала 20-го века, была основным продуктом питания на Руси. Её не только употребляли свежей, но и заготовляли в большом количестве.
Рыбу не только вялили или коптили, но сушили и выветривали. Притом степени выветривания были разные, от пластовой, до прутовой. Последнюю хранили под рогожами, и именно её брали с собой в поездки и походы.
Из сушёной рыбы готовили не только уху, но её крошили в кашу, смешивали с мукой, поливали маслом и на костре пекли «рыбный каравай».
Осетрина и красная рыба, была привилегией царской трапезы и стола зажиточных горожан. А для служивых людей годилась вся остальная рыба, которая водилась в реках: караси, щуки, сомы, лещи, вандыши, гольцы, пескари, окуни и пр.
В поездках сушёная рыба была ценным источником белка и фосфора.
В старые времена мясом называли только мясо рыбы и птицы.
Диких млекопитающих животных, бегающих по земле, не ели – они считались братьями меньшими, которые подобно людям ходят по земле, и кормятся молоком в детстве.
Однако впоследствии стали есть оленину, лосятину, кабанятину и т.п.
Женщины не ели мяса вообще, у них было много силы стихии земли.
Летом мясо не если. Зимой мясо ели только мужчины занимающиеся тяжелым физическим трудом. Говорят, раньше мяса лося хватало мужчинам средней деревни на всю зиму.
Предки ели также сушеное мясо и строганину.
Курица и свинья были выведены жрецами Велеса специально для питания. Также предки употребляли мясо гуся и барана.
Сало было обязательным атрибутом пищевого рациона. При этом под словом сало, подразумевалось не только свиное, но и баранье. В пищу оно употреблялось только как добавка к горячим блюдам. Мелокорубленным или толчёным салом заправляли любую кашу.
Наши предки — славяне, да арии севера Сибири пекли и ели полезный хлеб — ржаной кислый хлеб на домашней закваске и опаре. Заморские гости в своих заметках часто отмечали данный факт, поскольку в Европе, например, ели только сладковатый белый пшеничный хлеб.
Историк 17-го века И. Болтин отмечал: «если европейцу в день хватает одного фунта пшеничного хлеба, то русскому человеку требуется минимум 2 фунта ржаного». Это касается не работающего человека, праздного. Для служивых людей или крестьян, хлеба требовалось больше.
В истории отмечены случаи, когда отсутствие чёрного, ржаного хлеба, выводило армию из боеспособного состояния.
В Крымском походе 1736 года, 55-ти тысячная армия, войдя в Крым, осталась без ржаного хлеба. Обозы с мукой завязли на малороссийском бездорожье. Служивых перевели на пшеничный хлеб, и в войсках началась повальная болезнь. Видный мемуарист Г.Х. Монштейн, будучи тогда адъютантом командующего Миниха, отмечал, что причиной тому было отсутствие чёрного хлеба.
Те, кто едят ржаной хлеб, в период гриппа и простуд не болеют. И кроме того, ржаной хлеб на закваске, особенно хмелевой, не плесневеет целый месяц.
Те же, кто едят хлеб на промышленных дрожжах, особенно из пшеничной муки, большей частью во время эпидемии заболевают. Потому что термофильные дрожжи ослабляют иммунную систему. Такие дрожжи специально были придуманы для уничтожения людей. Они забивают кишечник, откладываются на его стенках, где размножаются паразиты. Также указанные дрожжи могут вызывать рак и другие болезни. И такой хлеб покрывается плесенью уже через 3-5 дней.
Кстати, белый хлеб из пшеничной муки предки считали «барским», негодным для крестьянской еды. После питания таким хлебом в кишках образуется слизь, «кисель» как предки говорили. А такая слизь приводит к быстрой физической усталости и снижению иммунитета. Потому пшеничный хлеб пекли не часто — только по праздникам.
Однако, для еды все же можно порекомендовать как пророщенные зерна пшеницы, так и её зеленые ростки. Питание ими приводит к быстрому омоложению организма.
Закваску хлеба в семье передавали от мамы к дочке, состав держали в тайне.
Пекли хлеб всегда женщины, а за столом хлебом заведовал мужчина – хозяин Рода. Важно знать, что на Руси выпекали хлеб без соли.
Сегодня в этнодеревнях можно приобрести тур-погружение в жизнь предков. Мужчины там занимаются мужской крестьянской работой (конем, косьбой, ремеслами и т.д.), а женщины — женской работой, в том числе прядением, вышиванием и выпечкой хлеба в русской печи. Например, такой тур есть в д.Верхние Мандроги по Петербургом.
Соль была символом солнца, а ржаной каравай — земли. Потому когда гостю предлагали отведать хлеб-соль хозяев, это означало, что приезжий становился своим, символически причащался родными для хозяев землей и солнцем.
Кроме того хлеб-соль были еще и символами достатка в семье.
Предки соль употребляли в пищу, и с помощью нее также еще и лечили.
Каждую субботу во многих родах в бане делался целебный солевой массаж.
С помощью воды с солью лечили даже чуму. А во время Великой Отечественной войны солевые повязки чудеса вообще творили — лечили самые страшные раны у бойцов.
Сегодня можно есть калмыцкую Баскунчакскую и оренбургскую Соль-Илецкую соль, а также розовую гималайскую соль. Они самые полезные.
Также весьма полезно пройти лечение на соленых озерах в Соль-Илецке, Крыму и Баскунчаке, которые по многим параметрам лучше, чем знаменитое Мертвое море.
Если каждый славянин старался быть похожим на медведя, то в общине было иначе.
Родовая община-мир старалась походить на пчелиный рой и одновременно на муравейник. В этом предкам способствовало употребление в пищу и оздоровление с помощью мёда и продуктов пчеловодства.
Мёд – солнечный продукт, «жидкое солнце». Пчёлы, так же как и муравьи, резонируют с солнцем, звездами и Вселенной. Пчелиный соты из 6 ребер подобны сотовой структуре Вселенной.
В древности предки качали в лесу бортевой мёд диких пчел, а затем, приручив пчёл, стали качать уже домашний мёд из ульев.
Как мы знаем, мёдом диких пчёл весьма не прочь полакомиться и медведи.
Мёда запасали много — по 50 кг на взрослого человека на зиму как для еды, так и для медовых массажей. И почти столько же на лето.
Заготовленные летом и осенью целые спелые ягоды заливали в деревянных бочках медом. Тертые же ягоды заготавливали иначе. Вниз бочки клали целые ягоды, а сверху бочки тертые, и эту смесь под крышку заливали мёдом. В бочке залитой мёдом нет воздуха, ягоды в таких условиях не гниют, и витамины в них сохраняются. Аналогичным образом заготавливались и фрукты — их клали на дно бочки, а сверху заливали медом.
При приготовлении ставленного, более «дорого мёда», воды брали меньше, а для придания особого вкуса добавляли ягоды (бруснику, малину). Затем для естественного (холодного) брожения бочонок закапывали в землю на несколько лет. Средний срок выдержки составлял 10-15 лет. Известны случаи, когда в XIV в. на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки.
Приезжающие на Русь иностранцы отмечали разнообразие и превосходный вкус наших напитков на основе меда. Русские люди любили мед, разбирались в нем, и умели приготовить его так как не готовили нигде в Европе. Меды на Руси бывали вареные и ставленые, на хмелю, без хмеля, на малине, смородине, и других ягодах, крепкие алкогольные, от которых сшибает с ног, и безалкогольные для повседневного питья. И на всяких пирах мед занимал самое почетное место.
Кстати в старые времена после свадьбы молодоженам каждый день давали определенное количество хмельного мёда в течение медового месяца, чтобы они «не сгорели» от молодой любовной страсти.
Все старинные напитки не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, мёды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие (квасы, морсы) оказывают прохладительное тонизирующее воздействие в жаркий день.
Сурья (питный мёд) — это мёд осуренный на солнце. Сурья считался у славян напитком, который очищает дух человека. Он считался даром Богов. Совокупность использовавшихся для его приготовления трав была очень разнообразна и полезна. Сурья благотворно воздействует на здоровье человека.
Сбитень, которые иностранные моряки называли «русским глинтвейном», появился на Руси тысячу лет назад и назывался переваром или взваром. Его готовили на меду с душистым зверобоем, лавровым листом, имбирем, шалфеем и стручковым перцем, с добавлением вина или без. Сбитни разделяют на простые и заварные. Последние получают путем сбраживания сусла из мёда и патоки с различными приправами. Такой напиток долгое время заменял народу чай и кофе. Пили его обычно с калачами и пряниками по несколько раз в день, а утром – в обязательном порядке.
Вересковый чай — вкусный отвар из сушеных побегов вереска придавал сил перед рабочим днем.
Чигирский чай — настой корневищ и корней бадана всегда применяли в Сибири при желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях горла и полости рта, при лихорадках и головных болях. Старые (почерневшие) листья бадана издавна употребляло в качестве чая население Сибири. Напиток действительно получается приятным, светло-золотистого цвета, с оригинальным ароматом.
Квас наши предки очень любили. На основе кваса готовили самые простые летние блюда: баланды, окрошки, тюри. В деревнях у каждой хорошей хозяйки был свой рецепт. Настоящий квас, который является продуктом молочнокислого брожения, нормализует обмен веществ, снимает усталость, регулирует пищеварение (останавливая развитие вредных микробов и бактерий), улучшает тонус организма, оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему. В зависимости от его компонентов квас несет в себе множество других положительных эффектов. Мало кто знает, что тифозные и паратифозные палочки очень быстро погибают в этом напитке.
Кисель издавна являлся самым популярным сладким русским напитком. Правда, кисель имел тогда серовато-коричневый цвет, так как готовился на основе ржаных, пшеничных или овсяных отваров. А по консистенции больше походил на студень или холодец, при этом на вкус кисель был кислым. Его в больших количествах варили по всей Руси. Со временем кисель превратился в десерт, который стали подавать после обеда. Для придания сладости в него добавляли мед, ягодные сиропы или варенье. После Петра 1 напиток стали изготавливать с применением картофельного крахмала.
Морсы и водицы всегда готовятся на основе ягодного сока, в различных пропорциях смешанный с водой. Известно, что сок из натуральных ягод на вкус очень кислый. Чтобы продукт пришёлся всем по душе придется разводить его водой или добавлять сахар, что изменяет первоначальный полезный витаминно-минеральный состав. Наши предки нашли решение этой проблемы. Славяне стали изготавливать из лесных ягод морс, в который для сладости добавляли натуральный мёд.
Водицы и морсы можно употреблять как горячими, особенно в зимнее время, так и в виде прохладительных напитков летом. Питательные вещества, содержащиеся в их фруктово-ягодной основе, прекрасно утоляют жажду, бодрят, снимают усталость, придают сил и энергии, повышают иммунитет и замедляют процессы старения организма.
В народной медицине морс используют не в охлажденном виде, тогда сладко-кислый напиток поможет укрепить иммунитет. Витамины группы В, Е, РР, А, фолиевая кислота и витамин С, а так же повышенное содержание калия, кальция, железа и фосфора в химическом составе, пожалуй вот главная польза морса для человеческого организма. Самыми полезными признают морсы из ягод дикорастущей брусники или клюквы: брусника укрепляет здоровье, а клюква помогает при простудных заболеваниях. Морсы из ежевики или черники помогут тем, кто страдает от проблем с пищеварительной системой.
Что отличительно, при приготовлении морса на основе нескольких видов ягод увеличивается лишь энергетическая ценность, а не калорийность морса.
Рецепты напитков можно взять здесь
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ И КУРИНЫЕ ЯЙЦА
Молочные продукты одни роды хранителей не кушают. Другие роды в детстве и юности едят, а в 20-30 лет перестают. Дело в том, что сыр, брынза, творог, белок яйца хорошо склеивают сосуды мозга.
Из молочной продукции точно кушать весьма полезно настоящие деревенские сливки (сметану) домашнего приготовления — это чистый животный жир.
Яичный белок, кстати, раньше добавлялся в раствор при строительстве каменных крепостей и кирпичных зданий, и через 10 лет стена становилась монолитом.
Легкий алкоголь в жизни предков присутствовал, но в строго предписанном качестве и количестве.
По преданию легкое вино из винограда научили предков на Русском Севере делать ещё выходцы из Арктиды-Гипербореи. Предок по имени Квасура научил делать предков некрепкий хмельной мёд – хмельную медовую брагу, настоянную под солнцем на травах.
Крепкие спиртные напитки предки никогда не употребляли. Ни бренди (коньяк, арманьяк и т.д.), ни виски, ни водку, ни ром, ни ликер, ни портвейн, ни крепкие плодово-ягодные наливки – это все изобретения последнего тысячелетия. Такие напитки в больших количествах ввергают человека в морок, а это никогда не поощрялось, и даже прямо запрещалось.
Некрепкие виноградное вино и хмельной мёд употреблялись исключительно на коллективных обрядах: свадьбах (веселье), календарных колоходных обрядах (Ярило, Купало, Радогощь, Коляда), похоронах, тризнах, а также на княжеских и царских пирах и т.д. Вино и мёд при этом часто разбавлялись водой. Запрещалось пить в одиночестве.
Знахарка Арина Никитина пишет: «Пили на Руси не так и много, исключительно по праздникам. Напитками были медовуха, пиво, брага. Крепость таких напитков не выше 10 градусов. Да и пили как: передавая чарку из рук в руки, то есть, один человек делал один-два глотка. Напиться в таких условиях, как понимаете, невозможно. Кроме того, еще с языческих времён Руси и вплоть до правления Иоанна Грозного, передавалось среди староверов, а затем и первых христиан правило, что употребить круговую чару мёда хмельного (137 гр.) мог только тот, кто родил земной круг детей и более (8 человек). У староверов — сварожий круг — 16 детей. И то, при условии, что старшему сыну есть уже 14-16 лет, т.к. даже слабенький мёд есть «испытание Мары» на «крепость духа», которые приходит в течение минимум 40 дней.»
Иван Прыжов, автор «Истории кабаков в России», писал в XIX в., что в домосковской Руси не было пьянства, как общественного порока. Питье мёда, пива и вина на мирских и городских праздниках, а также в корчмах, призвано было веселить и радовать людей. Народ своею жизнью воплощал знаменитые слова князя Владимира: «Руси есть веселие пити, не может без того быти».
По сути своей распитие хмельного меда, ячменного пива и виноградного вина представляло собой в числе прочего и общественную психотерапию. Во время которой знакомились, улучшали свои отношения, снимали напряжение и т.д. На пиру или календарном обряде братина (круговая чаша) примиряла даже враждующие стороны.
Кроме того тосты или по-нашему здравицы на пиру помогали совместно создавать светлое будущее как родовой общины, так и народа, и даже державы. Именно это и делали князья и цари на пирах с боярами и дворянами. Это очень старый обычай, и он имеет звездные корни.
Вот знания, которые мне передал об алкоголе один из моих учителей-волхвов. Он сказал: « Главное, чтобы все было в меру. Алкоголь тоже можно применять, если знать как и в каких целях.»
Водка сжигает сильные чувства и расслабляет, но вводит в морок, настраивает на нижние темные миры. Перед употреблением водки надо съесть жирную пищу, лучше всего борщ и сало. До революции представители дворянства, офицерства и купечества часто в обед употребляли 50 мл водки «для здоровья». Гвардейцы пили 100 мл «тычок».
2. Коньяк возбуждает. Чтобы лучше усваивался, надо заедать лимоном. Зимой лучшее лечение – рюмку 50 мл коньяка с горячим чаем внутрь, а водкой растереть туловище снаружи. Порошковый коньяк пить нельзя, вреден. Самый лучший коньяк — Коктебельский.
3. Сухое вино помогает быстро расщеплять жареное мясо. Жареное мясо лучше есть с зеленью, и запивать сухим вином. Женщинам употребление сухого вина помогает сжигать лишний жир.
4. Шампанское быстро возбуждает. У женщин напиток проявляет чувственность. У мужчин ослабляет любовное желание.
5. Крепленое вино затуманивает сознание. Пить нельзя.
6. Заводское пиво затуманивает сознание, закрывает Уд – детородную силу. Живот у мужчин растет. Пить нельзя.
Раньше осенью после сбора урожая 14 дней мужчины-землепашцы пили домашнее некрепкое пиво. Так шло расслабление мужского организма после летнего напряженного труда, и перестройка на размерянный зимний ритм жизни.
До революции в крестьянских общинах шла настоящая война с алкоголиками. Если крестьянин начинал часто сильно напиваться, то сначала его родичи били палками, если не доходило, то на крестьянском сходе изгоняли из мирской общины.
Кстати в середине 19 века даже были антиалкогольные войны с правительственными войсками. Многие крестьянские общины требовали запретить продажу водки в трактирах.
Известно, что Иосиф Виссарионович Сталин, будучи посвященным волхвом Чердынцевым в Северную традицию, относился к алкоголю как к средству, которое способно при соблюдении меры лечить людей, а также укреплять круг высших государственных и партийных руководителей.
Маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич в своей книге мемуаров «Дальняя бомбардировочная» рассказал о двух случаях, когда Сталин показал свое мудрое отношение к употреблению алкоголя в жизни.
Во время войны маршал А. Голованов работал почти круглосуточно, спал не более двух часов. В результате серьезно пошатнулось здоровье, разрушилась нервная система. От спазмов в организме случались приступы, и летчик падал. Однажды такое случилось прямо в кабинете Сталина. Верховный моментально влил ему в рот из стакана водки. А когда Голованов пришел в себя, Сталин посоветовал: «Я знаю, вы человек непьющий. Но заведите у себя на работе и дома водки. Когда почувствуете себя плохо, налейте и выпейте. Я думаю, что это должно вам помочь. О результатах доложите». Через две недели Верховный позвонил сам и поинтересовался здоровьем. «Товарищ Сталин, приступы перестали быть ежедневными, дышать становится легче. Врачи не смогли ничего сделать, а вот простая водка справилась». На что Сталин сказал: «Имейте в виду, что водка будет вам помогать до тех пор, пока будете пользоваться ею как лекарством. Если вы начнете пить водку, то можете поставить крест на своем лечении. Я хочу предупредить вас об этой возможной опасности.» Впоследствии маршал Голованов навсегда избавился от приступов, и перестал пить водку.
В августе 1942 г. в Москву прибыл Черчилль. На вечернем приеме в Кремле присутствовали чуть более 10 человек. Последовали тосты, и между Черчиллем и Сталиным возникло как бы негласное соревнование, кто больше выпьет. Оба подливали друг другу в рюмки то коньяк, то вино. Присутствовавший маршал А. Голованов стал при этом часто и с опаской посматривать на Сталина. Потом, когда Черчилля под руки вынесли с банкета, Сталин подошел к маршалу и добрым хорошим голосом сказал: «Не бойся, Россию я не пропью. А вот Черчилль будет завтра метаться, когда ему скажут, что он тут наболтал. » Немного подумав, Сталин продолжил: «Когда делаются большие государственные дела, любой напиток должен казаться тебе водой, и ты всегда будешь на высоте. Всего хорошего.» — И он твердой, неторопливой походкой вышел из комнаты.
Пусть Ваш Род Здравствует и Процветает в веках iii
Лазарев С.В.
Образовательный клуб «Земун»