почему рыбы не тонут в воде для детей

Почему рыбы не тонут?

Юрий Фролов, биолог

Всем известно, хотя бы из приключенческих и военных кинофильмов, как маневрирует на глубине подводная лодка. У неё есть специальные цистерны, куда можно закачивать забортную воду либо вытеснять её сжатым воздухом. Больше воды — лодка тяжелеет и погружается глубже, больше воздуха — всплывает.

Примерно так же поступают и многие рыбы. Только цистерна у них эластичная, меняющая свой объём — это плавательный пузырь, лежащий в брюшной полости. Вы наверняка его видели, если когда-либо наблюдали, как чистят свежую рыбу.

Типичная рыба примерно на 5% тяжелее воды. Если она не будет прилагать усилий, то опустится на дно. Плавательный пузырь уравнивает удельный вес рыбы с удельным весом воды, что позволяет рыбе висеть неподвижно, не всплывая и не опускаясь. А чтобы ненамного изменить глубину, достаточно слегка подрабатывать плавниками. Регулировать глубину, разумеется, надо и на ходу. Физиологи определили, что плавательный пузырь, поддерживая плавучесть при небольшой скорости, экономит рыбе до 60% усилий, а при быстром движении — более 5%. Кстати, человек при неглубоком дыхании имеет тот же удельный вес, что и вода, а сделав глубокий вдох, он становится легче воды. Так что утонуть нам не так-то легко.

В эволюции плавательный пузырь возник из кишечника. Часть пищевода или желудка обособилась и стала служить не для питания, а для регуляции удельного веса рыбы. На этом этапе эволюции находится, например, песчаная акула: у неё нет плавательного пузыря, но часть желудка обособлена в виде кармана, в который акула заглатывает немного воздуха, чтобы не тонуть.

У некоторых рыб (например, лососёвых, сельдей, карпов) между плавательным пузырём и пищеводом остался узкий канал. Они могут, всплыв на поверхность, заглотить в пузырь воздух, что позволит оставаться в верхних слоях водоёма. Если надо погрузиться глубже, рыба может немного выдохнуть.

У других рыб (тресковых, окунёвых, хека) пузырь совершенно замкнут и отделён от кишечника. Для того чтобы поддуть или слегка спустить его, нужен насос. Насоса у таких рыб даже два, и расположены они в самом пузыре. Особая железа посредством хитрого биохимического механизма забирает газы из крови (а туда они попадают через жабры из воды — ведь в воде даже на большой глубине растворены газы воздуха) и выводит их в пузырь. На другом конце пузыря имеется участок, пронизанный кровеносными сосудами. Через них газы при необходимости переносятся обратно в кровь. Оба процесса идут довольно медленно.

А зачем рыбам вообще менять глубину? Прежде всего, в погоне за пищей, например планктоном, который то всплывает, то погружается. Ещё — чтобы скрыться от хищников, поджидающих на определённой глубине. Некоторые виды всплывают или погружаются для нереста, а вне периода размножения живут на другой глубине.

Наконец, у многих рыб плавательного пузыря вовсе нет. Это донные виды, например камбала, которые тихонько плавают у дна и собирают с него пищу. Плавательного пузыря нет у хрящевых рыб — акул и скатов. Возможно, потому, что их скелет, состоящий из хрящей, легче костного скелета других рыб. Обходятся без пузыря и быстро плавающие хищные рыбы, например тунец, атлантическая скумбрия (её скорость в броске достигает 77 км/ч). Мощная мускулатура этих хищников позволяет им быстро менять глубину и сопротивляться погружению. Но вывести какое-то общее правило — у кого и почему пузырь есть, а у кого нет — довольно трудно. Из двух близкородственных видов со сходным образом жизни один может не иметь пузыря, у другого он вполне развит.

У рыб есть и иные способы снизить удельный вес, чтобы не тонуть. Например, накапливать жир, ведь он легче воды. Так, у одного из видов акул печень на 75% состоит из жира (у млекопитающих в печени 5% жира). Другой вариант — за счёт активной работы почек избавляться от тяжёлых солей в крови и других жидкостях внутри тела. Недаром моряки, потерпевшие кораблекрушение, если в шлюпке кончился запас пресной воды, пьют сок, выжатый из морских рыб: он почти пресный.

Но если какой-то орган у живого организма есть, надо использовать его как можно шире, чтобы зря не простаивал. Некоторые рыбы издают с помощью своего пузыря звуки, другие используют его как резонатор для повышения чувствительности слуха. Пузырь может служить датчиком глубины: при всплытии его объём увеличивается, при погружении уменьшается, и нервные окончания это чувствуют. Наконец, воздух из пузыря рыба может использовать как запас для дыхания при спринтерском рывке.

И вот что интересно: из плавательного пузыря рыб возникли лёгкие наземных позвоночных, в том числе человека.

Источник

Проект «Почему рыбы не тонут в воде»

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей Бобкова Любовь
Проект «Почему рыбы не тонут в воде»

Проект «Почему рыбы не тонут в воде»

Вид проекта: познавательный, исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта:

воспитанник, воспитатель, родители.

Цель: Дать общее представление о рыбе, узнать почему рыбы не тонут в воде

1. Познакомиться с особенностями строения рыб.

2. Выяснить, что может быть причиной того, что рыбы могут

подниматься к поверхности воды и опускаться на дно.

3. Развитие познавательного интереса, развивать желание больше узнать о рыбках.

4. Привлечь родителей к совместному, продуктивному творчеству.

Гипотеза: Подниматься на поверхность воды и опускаться к самому дну

рыбам помогает плавательный пузырь.

Объект исследования– рыбки Предмет исследования – проблема передвижения рыбы в толще воды.

1. Сбор и анализ информации.

2. Наблюдение за объектом.

3. Изучение интернет ресурсов.

6. Продуктивная деятельность.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Обогатилось представление о особенностях строения рыб.

2. Выяснилось, что рыбы могут подниматься к поверхности воды и опускаться на дно с помощью плавательного пузыря.

3. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников проекта.

3. Рисование «Рыбки в пруду», аппликация «Рыбки в аквариуме».

Прикреплённые файлы:

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детейФотоотчёт об экспериментальной деятельности «Почему срезанные цветы не могут долго стоять даже в воде?» Во время экспериментальной деятельности «Как происходит питание у растений?» мы попробовали узнать, как растения пьют воду. Мы с ребятами.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детейИнформационный практико-ориентированный проект «Рыбы» Батяева Анастасия Владимировна Цель проект: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений,.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детейКраткосрочный проект «Почему корабли не тонут?» в средней группе Краткосрочный проект на тему: «Почему корабли не тонут?» в средней группе. Выполнила: воспитатель Т. В. Голованева, дети средней группы.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детейОпыты от Валерии «Почему не тонут кораблики?» в средней группе Опыты от Валерии «Почему не тонут кораблики?»средняя группа Дети очень любознательны, они задают «1000 почему». Очень важно обуздать.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детейПроект по ТРИЗ-технологии «Я кораблик смастерил, по воде его пустил» Проблема: Наступила весна. На улице много ручейков и луж. Дети хотят пускать кораблики, но не знают как и из чего их сделать. Цель проекта:.

Источник

Путешествие в подводное царство. Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей Альбина Ибраева
Путешествие в подводное царство. Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

ННОД по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада

Путешествие в подводное царство

Образовательная область: познавательная деятельность

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическая; речевое.

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о том, какие обитатели живут в глубинах морского дна

— Учить определять животное и его место обитания;

-Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.

-Обогащать словарный запас детей,ввести слова: плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.

-Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

-Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.

-Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.

-Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

-Воспитывать умение работать в команде.

-Поощрять инициативу и самостоятельность.

-Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира

Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас в настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а подводное. Но есть одна проблема под водой мы не можем дышать, как же нам ее решить? (дети предлагают различные варианты – в подводной лодке)

Воспитатель. Вы просто молодцы. Предложили отличные варианты. А у меня есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно в подводной лодке, но сказать их нужно дружно. Как только мы их произнесем, окажемся подводой

Детский сад наш изменился.

В океан он превратился.

1 2 3 наша лодочка плыви

Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в подводном царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных, водорослей. А путешествие мы совершим с помощью карты. На карте наш путь изображен с помощью опознавательных знаков. Свои знания о рыбах мы с вами будем фиксировать в книге, которую мы с вами создаем. Первое задание-дети- это карточка с изображением компьютера. Просмотр фильма и беседа

— Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)

Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.

(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)

Вклеиваем картинки в книгу о рыбах.

— Что мы знаем о рыбах?

— Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

Дети- Плавают в воде; имеют обтекаемое тело; тело покрыто чешуей; есть жабры для дыхания; имеют центральную кость-позвоночник; передвигаются с помощью плавников и хвоста; появляются на свет из икринок.

— Чем питаются рыбы? Насекомыми; Маленькими рачками; Листьями и стеблями водорослей;

— Планктоном;- Мелкими рыбешками;- Икрой;

— Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

— Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Итак, ребята, рыбам очень удобно жить в воде.

— Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

— Что такое лаборатория? (это где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

— Мы сейчас оденем халаты и станем такими учеными.

Опыт 1

Две емкости с водой для игрушек. В первой игрушка лежит неподвижно, а во второй завести игрушку.

— Посмотрите, что у нас происходит? (в первом случае рыбка неподвижна, а во втором она двигается.)

— Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать)

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. клеем схематичную карточку на книгу

— Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

— Чем дышат люди? (воздухом)

— Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?

Опыт 2

Опыт «воздух в воде».

Взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков. Бросить кусочек пластилина.

В любом водоеме есть воздух, им дышат речные обитатели. Откуда же он берется в воде? (из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).

-А чем же дышат рыбы? (жабрами) (слайд).

-При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове.

-Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало,рыбы задыхаются: они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.

В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.

— Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

В воде есть воздух. Клеем схематичную карточку на книгу

— Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

— Следующее задание это карточка с изображением детей танцующих Физминутка выполняется под музыку К. Сен-Санса «Аквариум»

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть!

— несколько небольших предметов, которые не тонут;

— несколько небольших предметов, которые тонут;

Берем по одной штучке,даем ребенку и спрашиваем: «Тонет или не тонет?». И тут же проверяем правильность ответа. И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если ее погрузить на дно емкости, и так далее.

— Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

— Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Опыт 3

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

— Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

— Почему он не всплывает?

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

— Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

клеим схематичную карточку на книгу

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

— Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)

— Что может загрязнить реку?

Опыт 4

В емкость с водой капнуть масло растительное.

— Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в нее.

— Что происходит с живыми организмами? (они погибают)

— Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек. Клеим схематичную карточку на книгу

— Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

— Что же мы узнали сегодня?

Рыбы бывают морские, речные,

• Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста

• В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

• У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть

• Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

Пора возвращаться, что понравилась в путешествии? что еще хотели бы узнать?

Давайте скажем слова. Мы в подводном мире были

Ребята, посмотрите, сколько мы уже сделали с вами в книге картинок! Совсем скоро, когда мы все узнаем о подводных жителях, мы закончим нашу самодельную книгу, и будем рассматривать ее и вспоминать о наших путешествиях.

А сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, эта частичка может быть в каждом доме

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы. (Аквариум)

как можно назвать такую рыбку (аквариумная)

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Целевая прогулка с элементами опытно-экспериментальной деятельности средней и старшей групп «Путешествие в песочную страну» Целевая прогулка с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Подготовили воспитатели:.

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: Обобщить знания о морских животных Задачи Образовательная: Закрепить знания детей о море и морских обитателях Активизация и актуализация.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие барона Мюнхаузена» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Огонёк» муниципального образования город-курорт Анапа.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» (старшая группа) Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Путешествие в царство снега и льда» Составила: Черепанова Алёна Викторовна.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детейНОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие Капельки» Цель: Создать целостное представление о воде как о природном явлении. Задачи: Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Сентябрь 1.«Росток» Задачи: Закрепить и обобщить знания о воде,.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Царство грибов» Вид проекта: информационно – познавательный Участники проекта: дети старшей группы, педагог Продолжительность: краткосрочный По доминирующей.

Источник

Почему рыбы не тонут?

Всем известно, хотя бы из приключенческих и военных кинофильмов, как маневрирует на глубине подводная лодка. У неё есть специальные цистерны, куда можно закачивать забортную воду либо вытеснять её сжатым воздухом. Больше воды — лодка тяжелеет и погружается глубже, больше воздуха — всплывает.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей

Фото: © Виктор Застольский / Фотобанк Лори

Примерно так же поступают и многие рыбы. Только цистерна у них эластичная, меняющая свой объём — это плавательный пузырь, лежащий в брюшной полости. Вы наверняка его видели, если когда-либо наблюдали, как чистят свежую рыбу.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей

Типичная рыба примерно на 5% тяжелее воды. Если она не будет прилагать усилий, то опустится на дно. Плавательный пузырь уравнивает удельный вес рыбы с удельным весом воды, что позволяет рыбе висеть неподвижно, не всплывая и не опускаясь. А чтобы ненамного изменить глубину, достаточно слегка подрабатывать плавниками. Регулировать глубину, разумеется, надо и на ходу. Физиологи определили, что плавательный пузырь, поддерживая плавучесть при небольшой скорости, экономит рыбе до 60% усилий, а при быстром движении — более 5%. Кстати, человек при неглубоком дыхании имеет тот же удельный вес, что и вода, а сделав глубокий вдох, он становится легче воды. Так что утонуть нам не так-то легко.

В эволюции плавательный пузырь возник из кишечника. Часть пищевода или желудка обособилась и стала служить не для питания, а для регуляции удельного веса рыбы. На этом этапе эволюции находится, например, песчаная акула: у неё нет плавательного пузыря, но часть желудка обособлена в виде кармана, в который акула заглатывает немного воздуха, чтобы не тонуть.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей

У некоторых рыб (например, лососёвых, сельдей, карпов) между плавательным пузырём и пищеводом остался узкий канал. Они могут, всплыв на поверхность, заглотить в пузырь воздух, что позволит оставаться в верхних слоях водоёма. Если надо погрузиться глубже, рыба может немного выдохнуть.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей

Карп (Cyprinus carpio carpio) может заглотить немного воздуха, всплыв на поверхность, и он попадёт в плавательный пузырь из пищевода по узкому каналу. Фото Сергея Горланова

У других рыб (тресковых, окунёвых, хека) пузырь совершенно замкнут и отделён от кишечника. Для того чтобы поддуть или слегка спустить его, нужен насос. Насоса у таких рыб даже два, и расположены они в самом пузыре. Особая железа посредством хитрого биохимического механизма забирает газы из крови (а туда они попадают через жабры из воды — ведь в воде даже на большой глубине растворены газы воздуха) и выводит их в пузырь. На другом конце пузыря имеется участок, пронизанный кровеносными сосудами. Через них газы при необходимости переносятся обратно в кровь. Оба процесса идут довольно медленно.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей

А зачем рыбам вообще менять глубину? Прежде всего, в погоне за пищей, например планктоном, который то всплывает, то погружается. Ещё — чтобы скрыться от хищников, поджидающих на определённой глубине. Некоторые виды всплывают или погружаются для нереста, а вне периода размножения живут на другой глубине.

Наконец, у многих рыб плавательного пузыря вовсе нет. Это донные виды, например камбала, которые тихонько плавают у дна и собирают с него пищу. Плавательного пузыря нет у хрящевых рыб — акул и скатов. Возможно, потому, что их скелет, состоящий из хрящей, легче костного скелета других рыб. Обходятся без пузыря и быстро плавающие хищные рыбы, например тунец, атлантическая скумбрия (её скорость в броске достигает 77 км/ч). Мощная мускулатура этих хищников позволяет им быстро менять глубину и сопротивляться погружению. Но вывести какое-то общее правило — у кого и почему пузырь есть, а у кого нет — довольно трудно. Из двух близкородственных видов со сходным образом жизни один может не иметь пузыря, у другого он вполне развит.

почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть фото почему рыбы не тонут в воде для детей. Смотреть картинку почему рыбы не тонут в воде для детей. Картинка про почему рыбы не тонут в воде для детей. Фото почему рыбы не тонут в воде для детей

Камбалы, как и многие другие донные рыбы, обходятся вообще без плавательного пузыря. На фото: леопардовая камбала, или пятнистый ботус (Bothus pantherinus). Фото: © Сергей Дубров / Фотобанк Лори

У рыб есть и иные способы снизить удельный вес, чтобы не тонуть. Например, накапливать жир, ведь он легче воды. Так, у одного из видов акул печень на 75% состоит из жира (у млекопитающих в печени 5% жира). Другой вариант — за счёт активной работы почек избавляться от тяжёлых солей в крови и других жидкостях внутри тела. Недаром моряки, потерпевшие кораблекрушение, если в шлюпке кончился запас пресной воды, пьют сок, выжатый из морских рыб: он почти пресный.

Но если какой-то орган у живого организма есть, надо использовать его как можно шире, чтобы зря не простаивал. Некоторые рыбы издают с помощью своего пузыря звуки, другие используют его как резонатор для повышения чувствительности слуха. Пузырь может служить датчиком глубины: при всплытии его объём увеличивается, при погружении уменьшается, и нервные окончания это чувствуют. Наконец, воздух из пузыря рыба может использовать как запас для дыхания при спринтерском рывке.

И вот что интересно: из плавательного пузыря рыб возникли лёгкие наземных позвоночных, в том числе человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *