почему рыба старику дороже брата
Бессилие старика Сантьяго
Несмотря на успешность рыбной ловли, невзирая на огромную величину пойманной рыбы, весь обратный путь Сантьяго к родному берегу является бесконечной чередой потерь и лишений. Вымотанный схваткой с гигантской рыбой-меч, попавшейся ему на крючок, старик вынужден бороться с полчищами акул, которые набрасываются на улов и постепенно, неудержимо, беспощадно уничтожают его.
Предназначение рыбака – ловить рыбу. Предназначение рыбы – быть пойманной. Сантьяго много размышляет о предопределённости и приходит к выводу, что события развиваются так, как должны развиваться. «Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек».
И пусть Сантьяго убивает рыбу без зла на сердце, но это такая рыба, которая ему дороже брата, а за братоубийство положена неминуемая расплата. Поражение старика было заключено в его победе.
Он осознаёт неизбежность наказания и не гневается на первую из приплывших на запах крови акул. Сантьяго принимает её нападение как должное. Старик даже любуется ею: «это была очень большая акула породы мако, созданная для того, чтобы плавать так же быстро, как плавает самая быстрая рыба в море, и всё в ней было красиво, кроме пасти».
Мако – акула благородная, похожа на рыбу-меч и тоже почти родственник в восприятии рыбака. Сантьяго умервщляет её только для того, чтобы сохранить добычу.
Возможно, оба эти убийства, а возможно, накопившаяся усталость вынуждают старика замкнуться в себе. Если до смерти рыбы-меч Сантьяго постоянно разговаривает со всем окружающим миром (беседует с пойманной рыбой, с прилетевшей птичкой, с собственной отнимающейся левой рукой, с самим собой, даже с Богородицей, когда молится ей), то на обратном пути он гораздо более молчалив. Он знает, что «человек в море никогда не бывает одинок», но к беседам уже не расположен. Рыбак всё так же открыт миру и мир открыт ему, но теперь старик поглощён раздумьями о том, как сохранить улов.
Со всех сторон лодку начинают осаждать злобные акулы galanos. Это уже не мако, это совсем иное дело. Galanos – широконосые рыбы, безжалостные убийцы, которых старик ненавидит. Они настолько прожорливы, что вцепляются зубами во всё, что движется: «это были самые гнусные из всех акул – вонючие убийцы, пожирающие и падаль; когда их мучит голод, они готовы укусить и весло, и руль лодки».
Религиозную окраску приобретает и образ самого Сантьяго: «– Ай! – произнёс старик слово, не имеющее смысла, скорее звук, который невольно издаёт человек, чувствуя, как гвоздь, пронзив его ладонь, входит в дерево». Здесь повествователь сближает своего рыбака с распятым Иисусом Христом.
И он бьётся с galanos, убивая их, калеча и стараясь отогнать на протяжении долгих часов. Сантьяго прекращает сопротивляться акулам только когда от пойманной рыбы остаётся один скелет.
Таким образом, борьба оказалась безуспешна. Получается, старик выловил рыбу, но не сумел доставить её к берегу, не смог накормить её плотью людей, ничего не заработал. Несколько дней он держал рыбу-меч на крючке, стараясь сломить её сопротивление, а когда справился, то потерял её почти сразу. Около трёх месяцев он каждый день возвращался из моря ни с чем, и этот раз не стал исключением.
Единственное, что старику удалось дотащить до берега – это скелет рыбы-меч. Но рыбьи кости никому не нужны, они брошены в мусор. В концовке мы видим «среди пустых пивных жестянок и дохлых медуз длинный белый позвоночник с огромным хвостом на конце, который вздымался и раскачивался на волнах прибоя». Значит, победа старика над рыбой-меч никому не принесла пользы. В этом – самое главное поражение рыбака Сантьяго.
Да, конечно, среди людей нет тех, кто мог бы заслуженно есть мясо этой безукоризненной рыбы-меч («достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться»). Да и вообще у рыб «гораздо больше и ловкости и благородства», чем у любого человека. Эти мысли Сантьяго не вызваны приступом мизантропии. Он вообще старается держаться подальше от людского общества.
Кто ждёт старика на берегу? У Сантьяго нет ни родственников, ни друзей. Старость ему скрашивает только дружба с мальчиком Манолином. Конечно, рыбак Сантьяго живёт среди добрых людей, которые порой помогают ему и даже могут беспокоиться о нём: «Надеюсь, что они там зря не волнуются. Волноваться, впрочем, может только мальчик. Но он-то во мне не сомневается! Рыбаки постарше – те, наверно, тревожатся. Да и молодые тоже, – думал он. – Я ведь живу среди хороших людей». Но настоящая привязанность к старику существует только у Манолина. Правда, у мальчика есть и близкие родственники, своя семья, а у Сантьяго нет.
Это тоже поражение старого рыбака, и, очевидно, наиболее важное. Неужели он для того и выходит в море, что именно там – его семья? Рыбы – родичи, ветер – друг, а море, la mar, – любимая женщина.
Но Сантьяго – волевой, сильный духом человек. Нет, он решает сам, что ему делать! На ловлю рыбы он отправляется как на поединок с неумолимым роком! «Хоть это и несправедливо, – прибавил он мысленно, – но я докажу, на что способен человек и что он может вынести».
Вот чего нужно рыбаку! Он всего лишь только жаждет борьбы, адреналина, острых ощущений! Значит, в этом и есть смысл его действий? Возможно.
Как бы то ни было, в море он жить постоянно не может – нужно возвращаться на сушу, к людям. Да и ничто на свете не заменит человеческого общения! Поэтому так и привязывается старик к Манолину. В дружбе с мальчиком – оправдание жизни Сантьяго, единственная надежда, что он прожил жизнь не зря и что сумеет передать накопленный опыт следующему поколению.
И хотя рыбак к концу плавания так устаёт, что забывает об этом, и желание у него только одно – поспать («Постель – мой друг. Вот именно, обыкновенная постель»), всё равно, когда он отдохнёт, он будет со свежими силами передавать мальчику секреты рыбной ловли и делиться с ним запасами жизненной мудрости.
Завтра Сантьяго и Манолин выйдут в море вместе. Для них настанет новый день, с новыми победами. И с новыми поражениями, возможно.
Подтекст: «Старик и море» Хемингуэя
О днажды в журнале «Нью-Йоркер» появилась карикатура на Эрнеста Хемингуэя (1899–1961): мускулистая волосатая рука, сжимающая розу. Так в рисунке, подписанном “Душа Хемингуэя”, были обозначены две стороны его личности и творчества. С одной стороны, это культ охоты, корриды, спорта и острых ощущений. С другой стороны, затаённая потребность в вере и любви.
Название повести «Старик и море» (1952) напоминает название сказки. По сказочной схеме поначалу разворачивается и сюжет. Старому рыбаку Сантьяго не везёт. Вот уже восемьдесят четыре дня он не может поймать ни одной рыбы. Наконец, на восемьдесят пятый день он добывает невиданную рыбу: он нашёл её на такой глубине, “куда не проникал ни один человек. Ни один человек на свете”; она такая большая, “какой он никогда не видел, о какой даже никогда не слышал”. В разговорах старика с самим собой возникает даже сказочный зачин: “Жили-были три сестры: рыба и мои две руки” (перевод Е.Голышевой и Б.Изакова). Но сказочного пути от несчастья к счастью в повести не выходит. Лодку с привязанной к ней добычей атакуют акулы, и старику, как ни бился он с ними, остаётся лишь обглоданный скелет большой рыбы.
Важными элементами литературного мифа являются загадочные лейтмотивы. Вглядимся в текст «Старика и моря»: какие образы постоянно повторяются, какие темы проходят красной нитью через всё повествование? Вот хижина старика. Её стены украшены картинками с изображениями Христа и Богоматери, а под кроватью лежит газета с результатами бейсбольных матчей. Их и обсуждают старик с мальчиком:
“— «Янки» не могут проиграть.
— Как бы их не побили кливлендские «Индейцы»!
— Не бойся, сынок. Вспомни о великом Ди Маджио”.
Случайно ли это “соседство” в тексте “Сердца Господня” и “великого Ди Маджио”? Читатель, привыкший к тому, что Хемингуэй самые важные свои идеи прячет в подтекст, готов насторожиться и здесь: нет, не случайно.
Хемингуэй сравнивал свои произведения с айсбергами: “Они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна”. Как в финале своего знаменитого романа «Прощай, оружие» писатель изображает отчаянье героя? С помощью одной детали, оброненной вскользь: “Немного погодя я вышел и спустился по лестнице и пошёл к себе в отель под дождём”. Ни слова не сказано о внутреннем состоянии героя, но именно поэтому “под дождём” вызывает расширяющиеся круги ассоциаций: безысходная тоска, бессмысленное существование, “потерянное поколение”, “закат Европы”. Так работает система намёков и умолчаний в произведениях Хемингуэя.
В подтексте «Старика и моря» более чем далёкие понятия — “вера” и “бейсбол” — оказываются сопоставленными и противопоставленными. Даже у рыбы, в представлении старика, глаза похожи на “лики святых во время крестного хода”, а меч вместо носа — на бейсбольную биту. Три раза молитва — разговор с Богом — сменяется разговором с Ди Маджио. В душе старика борются, с одной стороны, смиренное желание попросить Бога о помощи, а с другой стороны — горделивая потребность сверить свои поступки с высоким образом Ди Маджио.
Когда рыба выныривает из глубины, молитва и обращение к великому бейсболисту звучат с одинаковой силой. Старик сначала начинает читать «Отче наш», а потом думает: “…Я должен верить в свои силы и быть достойным великого Ди Маджио…” Когда приближается развязка в его поединке с рыбой, старый рыбак обещает прочесть сто раз «Отче наш» и сто раз «Богородицу», но, убив рыбу, уже не молится, не благодарит Бога, зато с торжеством заключает: “…Я думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мной гордиться”. Наконец, когда акулы начинают отрывать от рыбы кусок за куском, старик отказывается от религиозных вопросов (“пусть грехами занимаются те, кому за это платят”) и прямо ставит рядом рыбака святого Петра и сына рыбака Ди Маджио.
Что это значит? Что стоит за этой борьбой лейтмотивов? Как и другие герои писателя, старик лишён веры и предан миру спорта: между неверием и любовью к спорту в мире Хемингуэя существует неожиданная, но несомненная связь. Как ни странно, персонажи его книг становятся спортсменами, тореадорами, охотниками именно потому, что им угрожает небытие, “nada”.
Понятие “nada” (в переводе с испанского — “ничто”) — ключевое для Хемингуэя. То, что многие герои писателя подразумевают, прямо сказано в новелле «Там, где чисто, светло». Её персонаж, как и старик, говорит сам с собой и вспоминает «Отче наш», но не с надеждой, а с предельным отчаяньем: “Всё — ничто, да и сам человек — ничто. Вот в чём дело, и ничего, кроме света, не надо, да ещё чистоты и порядка. Некоторые живут и никогда этого не чувствуют, а он-то знает, что всё это nada y pues nada, y nada y pues nada [ничто и только ничто, ничто и только ничто]. Отче ничто, да святится ничто твоё, да приидет ничто твоё, да будет ничто твоё, яко в ничто и в ничто”.
Слово “спортсмен” для Хемингуэя вовсе не синоним слова “победитель”: перед лицом “nada”, “ничто” победителей не бывает. Сантьяго, над которым смеются молодые рыбаки и которого жалеют рыбаки постарше, терпит неудачу за неудачей: его называют “salao” — то есть самый что ни на есть невезучий. Но и Ди Маджио не потому велик, что он всё время выигрывает: в последнем матче его клуб как раз проиграл, сам же он только ещё входит в форму и по-прежнему мучим болезнью с загадочным названием “пяточная шпора”.
Но долг спортсмена, охотника, рыбака — сохранить выдержку и достоинство в ситуации “nada”. Современный “настоящий мужчина” в чём-то подобен средневековому рыцарю: феодальному кодексу сословной чести соответствует новейший “принцип спортивной чести”. В мире Хемингуэя поражения имеют героический смысл: по словам американского писателя и критика Роберта Пенна Уоррена, сильные люди “осознают, что в принимаемой ими боксёрской стойке, особой выдержке, плотно сжатых губах и состоит своего рода победа”.
Значит, спорт для Хемингуэя — это не просто игра. Это ритуал, дающий хоть какой-то смысл бессмысленному существованию человека.
Вопросы на поля
Сравните героя “nada” с героем средневекового эпоса о Роланде. В чём их сходство? В чём различие? Подсказку ко второму вопросу можно найти в следующем диалоге главных персонажей романа Хемингуэя «Фиеста» — Брет и Джейка:
— Знаешь, всё-таки приятно, когда решишь не быть дрянью.
— Это отчасти заменяет нам Бога.
— У некоторых людей есть Бог, — сказал я. — Таких даже много.
— Мне от него никогда проку не было.
— Выпьем ещё по мартини?
Т аков типичный герой Хемингуэя. Таков и Сантьяго — но не во всём. Он никому не уступит в доблести, в готовности исполнить свой ритуальный долг. Подобно спортсмену, он своей героической борьбой с рыбой показывает, “на что способен человек и что он может вынести”; делом утверждает: “Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Но, в отличие от героев предшествующих книг Хемингуэя, в старике нет ни чувства обречённости, ни ужаса “nada”.
Если для современных рыцарей “nada” их кодекс есть как бы островок смысла в море бессмысленности, то для Сантьяго всё в мире — и особенно в море — исполнено смысла. Зачем он вдохновляется примером Ди Маджио? Вовсе не с тем, чтобы противопоставить себя миру, но чтобы быть достойным слияния с ним. Обитатели моря совершенны и благородны; старик не должен уступить им. Если он “исполнит то, для чего родился”, и сделает всё, что в его силах, тогда он будет допущен на великий праздник жизни.
Утрата веры небесной не мешает старику верить в земной мир, и без надежды на вечную жизнь можно надеяться на “временное” будущее. Лишённый небесной благодати, Сантьяго обретает благодать земную. Благоговение перед морем и истовое служение дают герою подобие христианских добродетелей: смирение перед жизнью, бескорыстную, братскую любовь к людям, рыбам, птицам, звёздам, милосердие к ним; его преодоление себя в борьбе с рыбой сродни духовному преображению. При этом культ Христа и его святых замещается культом “великого Ди Маджио”. Недаром старик всё время, как в ритуале, повторяет про болезнь бейсболиста (“пяточную шпору”): в каком-то смысле Ди Маджио тоже, как и Христос, страдает для людей.
Героизм “nada” не приносит плодов, а старик за свою верность Ди Маджио и морю получает награду. Обратим внимание: Сантьяго всё время снятся львы; старик не охотится на них во сне, а только с любовью наблюдает за их играми и совершенно счастлив. Это и есть его прижизненный рай, обретение полного соединения с природой. А ещё старику обещана будущая жизнь: его опыт, его любовь, все его силы перейдут в его ученика — мальчика Манолина. Значит, есть смысл жить, значит, “человек выстоит”.
Повесть заканчивается не достижением победы, а достижением земной благодати: “Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы”.
«Старик и море» вызвал горячие споры среди читателей и критиков. Особенно важно для Хемингуэя было мнение его великого современника У.Фолкнера: “На этот раз он нашёл Бога, Создателя. До сих пор его мужчины и женщины творили себя сами, лепили себя из собственной глины; побеждали друг друга, терпели поражения друг от друга, чтобы доказать себе, какие они стойкие. На этот раз он написал о жалости — о чём-то, что сотворило их всех: старика, который должен был поймать рыбу, а потом потерять; рыбу, которая должна была стать его добычей, а потом пропасть; акул, которые должны были отнять её у старика, — сотворило их всех, любило и жалело”. Без малого через десять лет Хемингуэй застрелился.
Старик и море краткое содержание
Повесть «Старик и море» Хемингуэя была впервые опубликована в 1952 году. Произведение повествует об эпизоде из жизни старого кубинского рыбака, который боролся в открытом море с огромным марлином, ставшим его самой большой добычей в жизни. «Старик и море» является последним известным произведением, вышедшим при жизни писателя. Повесть была отмечена Пулитцеровской и Нобелевской премиями.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Старик и море» по главам, а также пройти тест на знание повести для лучшей подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Старик Сантьяго – рыбак, который прекрасно знает море. Его «глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».
Мальчик Манолин – молодой рыбак, которого Сантьяго научил рыбачить; очень любил старика, заботился о нем.
Краткое содержание
Старик в одиночку рыбачил в Гольфстриме. За 84 дня он не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но родители мальчика, решив, что старик теперь «невезучий», велели Манолину ходить на море на другой лодке – «счастливой». «Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины», а щеки покрыты пятнами неопасного кожного рака, вызванного солнцем. На руках были старые шрамы от бечевки.
Как-то мальчик со стариком сидели на террасе и пили пиво. Мальчик вспомнил, как поймал в 5 лет свою первую рыбу – он помнил все с самого первого дня, когда старик взял его в море. Сантьяго поделился, что завтра до рассвета пойдет в море.
Старик жил очень бедно в хижине из листьев королевской пальмы. Мальчик принес Сантьяго ужин – он не хотел, чтобы старик ловил рыбу не евши. После ужина старик лег спать. «Ему снилась Африка его юности», ее запах, принесенный с берега, «далекие страны и львята, выходящие на берег».
Ранним утром, выпив кофе с мальчиком, Сантьяго вышел в море. «Старик заранее решил, что уйдет далеко от берега». «Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят». «Старик постоянно думал о море как о женщине». Сантьяго решил сегодня попытать счастья там, «где ходят стаи бонито и альбакоре». Он забросил крючки с приманкой и медленно поплыл по течению. Вскоре старик поймал тунца и отшвырнул под кормовой настил, заключив, что из него будет хорошая наживка.
Неожиданно одно из удилищ дрогнуло и пригнулось к воде – старик понял, что на наживку попался марлин. Немного подождав, он начал дергать лесу. Однако рыба оказалась слишком большой и на буксире потащила за собой лодку. «Скоро она умрет, — думал старик. — Не может она плыть вечно». Но спустя 4 часа рыба все еще уходила в море, а старик все стоял, удерживая натянутую лесу. Он осторожно присел на мачту, отдыхая и стараясь беречь силы.
После заката похолодало, и старик набросил себе на спину мешок. Огни Гаваны начали исчезать, из чего Сантьяго заключил, что они все дальше уходят на восток. Старик жалел, что с ним нет мальчика. «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, — думал он. — Однако это неизбежно».
Старик размышлял о том, сколько денег принесет ему эта большая рыба, если у нее вкусное мясо. Перед восходом клюнуло на одну из наживок за спиной. Чтобы другая рыба не сорвала ему большую, он перерезал лесу. Старик снова пожалел, что с ним нет мальчика: «Ты можешь рассчитывать только на себя». В какой-то момент рыба сильно дернула, он упал вниз и рассек щеку. На заре старик заметил, что рыба направляется к северу. Дергать за лесу было нельзя – от рывка рана может расшириться и «если рыба вынырнет, крючок может вырваться совсем».
Рыба внезапно рванулась и повалила старика. Когда он ощупал лесу, увидел, что из руки течет кровь. Переместив лесу на левое плечо, он смыл кровь – ссадина была как раз на той части руки, которая была ему нужна для работы. Это его огорчило. Старик почистил пойманного вчера тунца и начал жевать. Его левую руку совсем свело. «Ненавижу, когда у меня сводит руку, — подумал он. — Собственное тело — и такой подвох!».
Неожиданно старик почувствовал, что тяга ослабла, леса медленно пошла вверх и на поверхности воды начала появляться рыба. «Вся она горела на солнце, голова и спина у нее были темно-фиолетовые. Вместо носа у нее был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира». Рыба была на два фута длиннее лодки. Старик «видел много рыб, весивших более тысячи фунтов, и сам поймал в свое время две такие рыбы, но никогда еще ему не приходилось делать это в одиночку».
Старик хотя и не верил в бога, но, чтобы поймать эту рыбу, решил прочесть десять раз «Отче наш» и столько же раз «Богородицу». Солнце клонилось к закату, а рыба все плыла.
Старик поймал макрель – теперь ему хватит пищи на целую ночь и еще день. Боль, которая ему причиняла веревка, превратилась в глухую ломоту. Он не мог привязать бечевку к лодке – чтобы она не порвалась от рывка рыбы, ему нужно было постоянно ослаблять тягу собственным телом. Старик решил немного поспать, взяв лесу двумя руками. Ему приснилась огромная стая морских свиней, а затем желтая отмель и выходящие на нее львы. Он проснулся от рывка – леса стремительно уходила в море. Рыба начала прыгать, лодка неслась вперед. Рыба направлялась по течению. Старик жалел о том, что его левая рука слабее правой.
«Солнце вставало уже в третий раз, с тех пор как он вышел в море, и тут-то рыба начала делать круги». Старик начал тянуть лесу на себя. Прошло два часа, но рыба все еще кружила. Старик очень устал. К концу третьего круга рыба всплыла в тридцати ярдах от лодки. Ее хвост «был больше самого большого серпа». Наконец добыча оказалась у края лодки. Старик поднял высоко гарпун и вонзил рыбе в бок. Она высоко поднялась над водой, «казалось, что она висит в воздухе над стариком и лодкой», затем бросилась в море, заливая водой рыбака и всю лодку.
Старику стало дурно, но когда он пришел в себя, увидел, что рыба лежит на спине, а вокруг море окрашено ее кровью. Осмотрев добычу, старик заключил: «Она весит не меньше полутоны». Старик привязал рыбу к лодке и направился домой.
«Следующая акула явилась в одиночку». Старик ударил ее веслом с ножом, лезвие сломалось. «Акулы напали на него снова только перед самым заходом солнца». Их было двое – старик бил хищниц дубинкой, пока те не уплыли. «Ему не хотелось смотреть на рыбу. Он знал, что половины ее не стало».
Старик решил драться, пока не умрет. Он «увидел зарево городских огней около десяти часов вечера». В полночь на рыбака акулы напали целой стаей. «Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу». Когда дубинки не стало, он вырвал румпель из гнезда и начал колотить акул им. Когда одна из акул подплыла к голове рыбы, старик понял, что «все кончено». Теперь лодка шла легко, но «старик ни о чем не думал и ничего не чувствовал». «Ночью акулы накинулись на обглоданный остов рыбы, словно обжоры, хватающие объедки со стола. Старик не обратил на них внимания».
Сантьяго вошел в маленькую бухту, когда огни на Террасе уже были погашены. Направляясь к своей хижине, он обернулся и в свете фонаря увидел огромный хвост рыбы и обнаженную линию позвоночника. Мальчик пришел к нему, когда он еще спал. Увидев руки старика, Манолин заплакал.
«Вокруг лодки собралось множество рыбаков», один из рыбаков измерил скелет – «От носа до хвоста в ней было восемнадцать футов».
Мальчик принес старику горячий кофе. Старик разрешил Манолину взять меч рыбы на память. Мальчик рассказал, что старика искали, и теперь они будут рыбачить вместе, ведь ему еще многому нужно научиться. Манолин пообещал Сантьяго: «Я тебе принесу счастье».
Приехавшая в Террасу туристка спросила, что за скелет лежит у берега. Официант ответил: «Акулы», и хотел было объяснить, что произошло. Однако женщина только удивленно казала своему спутнику: «Не знала, что у акул бывают такие красивые, изящно выгнутые хвосты!».
«Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».
Заключение
Главный герой повести «Старик и море» – рыбак Сантьяго предстает перед читателем волевым, целеустремленным, внутренне сильным человеком, который не сдается даже в самой сложной ситуации. Старик изображается как часть стихийного мира природы, даже в его внешности автор проводит параллели с морем, для рыбака это естественная, «своя среда». Хотя в конце рассказа Сантьяго фактически терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным: «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Старик и море», а прочесть гениальное произведение Эрнеста Хемингуэя в полном варианте.
Э. М. Хемингуэй «Старик и море»: жанр, проблематика, особенности повествования
Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.
Жанровая направленность произведения определяется литературоведами в качестве повести-притчи в стиле реализма, поскольку его глубокий духовный смысл отличается исключительностью, выходящей за рамки традиционной повести.
Основная тема повести заключается в размышлении об испытании на прочность силы воли человека, веры в собственные силы, метаний и духовной победы, а также одиночества и жизненного предназначения.
Композиционная структура произведения представляется в качестве трехчастной, отличающейся кольцевым обрамлением. По условному делению первая часть повествует о старике и мальчике, вторая – о выходе старика в море, а третья – возвращении главного героя домой.
Отличительная особенность произведения заключается в использовании автором внутренних монологов и диалогов, характеризующихся скрытой библейской направленностью.
Главным героем повести является Сантьяго, представленный в образе старого рыбака, имя которого символизирует святого. Старик изображается в произведении в качестве старого, изможденного, довольствующего малым человека, питающегося простой едой, живущего в бедной хижине, спящего на постели, заправленной газетами.
Образ главного героя является символом слияния человека и окружающего мира.
Также в качестве основного персонажа представляется Манолино, изображенный в повести в лице соседского мальчишки старика, помогающего Сантьяго в его непростом существовании. Образ мальчика используется для придания произведению оптимистического финала, поскольку является символом молодости и будущего.
Произведение отличается художественной проблематикой, заключающейся в демонстрации внутренней человеческой силы. Кроме того, автор используется несколько символов в повести в качестве огромного океана, выражающего человеческое пространство и духовную жизнь, а также большей рыбы, представляющей божественный образ, обитающий в каждом человеческом творении.
Средствами художественной выразительности автор использует в повести отрывистый, лаконичный ритм, сменяющийся описанием медленных, развернутых пейзажных картин (ночное и утреннее море), а также сновидениями главного героя.
Смысл названия новеллы Старик и море
Краткое содержание новеллы Старик и море
Пожилой кубинец Сантьяго живет в нищете, коллеги считают его неудачником. Последний раз его рыбалка длилась 84 суток, и закончилась неудачей: он не привез с моря ничего. Все это абсолютно не омрачает старика, он относится к своей беде со смирением. Нищую и безрадостную жизнь старого рыбака скрашивает дружба с мальчиком, который помогал Сантьяго, но родители определили его на другую лодку. Лодка Сантьяго убога, сети он продал, а вместо удочек у него тонкие пруты. Подросток любит старика таким, какой он есть, приносит еду и продолжает помогать. Они беседуют о бейсболе, Сантьяго во сне видит свою Африку…
Отплывая на очередную морскую охоту, Сантьяго продолжает верить в свою удачу и плывет он за ней ближе к Флоридскому заливу. О своем море он думает с большой нежностью. Возможно, от одиночества, а может, чувствуя себя частью моря и природы, он разговаривает с морем, рыбой, ветром и птицами.
Основная часть новеллы — описание сражения старика с огромной рыбой, которая наконец-то клюнула. Огромный голубой марлин тянет старика самое открытое море, из-за прутов у него изрезаны все руки, он в чем-то сочувствует своей жертве и добыче, но точно не готов ее отпускать. Битва их длилась несколько суток, огромная рыба ходила кругами, то подплывала, то удалялась. И все-таки марлин поднялся над водой. Сантьяго сумел привязать ее и увидел, что она больше его убогой лодки. Пора двигаться домой.
Он начинает войну с акулами: дубинки, румпель, по ночам хищники снова возвращаются…Однажды им все-таки становится нечего у марлина есть…В село старик возвращается с огромным хребтом и хвостом. Увиденное шокирует рыбаков и туристов, а пораженный официант, который все видел, никак не может объяснить, что же случилось этой ночью…Поддерживает старика только его юный друг, пообещавший, что теперь они теперь будут рыбачить только напару. Юноша уверен, что принесет пожилому товарищу удачу…
Содержание вкратце
В повести писателя Хемингуэя «Старик и море» два главных героя. Это старый рыбак Сантьяго, живущий в небольшом кубинском поселке, и его помощник — соседский мальчик Манолин. Старику вот уже три месяца не везет с уловом, и половину этого времени с ним прошел Манолин. Родители предупредили мальчика, что от Сантьяго отвернулась удача, предложили сыну поискать другую компанию для работы. Поскольку нужно было кормить семью, мальчик поддался их уговорам. Однако сделал это неохотно, поскольку ему очень нравился пожилой друг.
Однажды наступил день, который многое изменил в жизни Сантьяго. Он вышел в море и поймал на крючок необыкновенно большую рыбу марлин. Он бился с уловом несколько дней и победил. Старик привязал ее к лодке и погреб к берегу. Но заметил, что очень отдалился, — за время схватки лодку унесло в море. В уме он подсчитывал барыши, однако увидел невдалеке плавники акул. Первую атаку морских хищников старец отбил. Однако бороться дальше не было сил. Акулы оставили лодку в покое только тогда, когда полностью съели добычу старца. От рыбы остался только скелет.
Не привезя домой улов, старик доказал, что он профессиональный рыбак. Он был очень расстроен и даже плакал. На берегу его радостно встретил Манолин.
Утешая Сантьяго, он сказал, что больше не покинет друга, всему у него научится и они вместе поймают еще много рыбы.
Смысл произведения Старик и море
Но есть и много других интересных слоев. Во-первых, единство старика и природы. Старик испытывает определенные угрызения совести, убивая рыбу, но говорит, что она накормит много голодных людей…
Это не единственный отсыл к Библии. Некоторые исследователи творчества Хемингуэя связывают художественную идею новеллы с Ветхим Заветом и 103 псалмом, о сотворении мира и о том, что Бог творец всей природы, Земли и Вселенной. Имя Сантьяго переводится как святой Иаков (который бросил Богу вызов), мальчика же зовут Манолин, а это сокращенная версия имени Эммануил. Конечно же, новелла о человеке, познавшем необъятность мира и собственное в нем место, невеликое, но зато почетное.
Но тут появляется еще один слой. Сантьяго, борец, бросающий вызов, воспринимает всю свою жизнь и неудачи с совершенным смирением. Но ропща и не жалуясь, просто делая свою работу. Когда старик потерял свою добычу после войны с акулами, он ощутил себя побежденным, но воспринял это без тяжести. Возможно, повесть именно о смирении. Как же она сочетается с волей к победе, которая так воспевается в «Старике и Море»? А вот она, двойственность наша.
Лучшее произведение Хемингуэя
Первая глава этой повести начинается с того, что старый рыбак Сантьяго возвращается домой без удачного улова. Он беден, спит на газетах в скромной хижине, и ему едва хватает еды. Сантьяго не везёт на рыбалке уже 84 дня.
Сначала его сопровождал Манолин — мальчик, которого он когда-то учил ловить рыбу. Манолин вспоминает, как Сантьяго впервые вывел его на море в возрасте пяти лет. Теперь мальчик помогает Сантьяго, когда тот возвращается уставшим и с пустой лодкой. Он обеспечивает старика едой и заботится о приманках на следующий день.
Родители Манолина запретили ему работать на Сантьяго. Вместо этого они отправляют мальчика в море с более успешными рыбаками. Но он всё ещё симпатизирует Сантьяго и ночью пробирается в его хижину, таща за собой сети старика и принося ему еду. Часто они говорят об американском бейсболе, особенно о Джо ДиМаджио, великом идоле Сантьяго. Однажды Сантьяго уверенно говорит мальчику, что следующим утром он уедет далеко в море, чтобы закончить свою полосу неудач.
Так старик и поступает, уплывая в ту часть моря, где он ещё никогда не был. Там старик забрасывает свои снасти. Около полудня на крючок попадает очень большой марлин — рыба, обитающая в этих краях. Сантьяго не может затащить её в лодку, вместо этого марлин утягивает судно ещё дальше в море.
Проходят два дня и две ночи борьбы между человеком и рыбой, во время которых старик израненными руками сжимает поводок. Из-за ран и мучений, причинённых ему марлином, Сантьяго развивает духовную связь с ним. Старик борется с рыбой, но в то же время разговаривает с ней, и называет марлина своим братом.
На третий день испытания рыба начинает кружить и показывать признаки усталости. Сантьяго, полностью истощённый физически, достаёт свой гарпун и убивает марлина.
На рассвете четвёртого дня Сантьяго достигает гавани. Он снимает мачту с лодки и несёт её, еле добираясь до хижины, где упав на постель, сразу же погружается в глубокий сон. На следующий день возле лодки Сантьяго собралось множество рыбаков, восхищено обсуждая скелет огромного марлина. Туристы из близлежащего кафе считают его скелетом акулы. Манолин приходит к старику принося с собой газету и кофе. После пробуждения Сантьяго они решают снова ловить рыбу вместе.
История создания
Ещё в 1936 году Хемингуэй написал рассказ «О голубой воде». Биографы, в значительной степени единодушны в том, что кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес и его приключения послужили прототипом для фигуры главного героя — Сантьяго. Изначально Хэмингуэй планировал использовать эту историю (впоследствии ставшей «Стариком и морем»), как часть большой работы, которую он хотел назвать «Морской книгой». Этот рассказ должен был стать третьей частью большого опуса о земле, воздухе и море, который, вероятно, должен был всесторонне отражать социально-критический взгляд Хемингуэя на современную эпоху.
Некоторые аспекты этой запланированной книги можно найти в посмертно опубликованном романе «Острова в потоке».
Произведение Старик и море, в жанре повести-притчи, насчитывающей около 27 000 слов, впервые появилось в 1952 году в августовском номере литературного журнала Life. Из этого выпуска 5,2 миллиона копий были проданы в течение двух дней. Хемингуэй посвятил своё произведение издателю Чарльзу Скрибнеру и редактору Максвеллу Перкинсу.
Книга была опубликована, почти через 100 лет после появления в 1851 году романа Мелвилла о борьбе Ахава с Белым китом. Скорее всего, Хэмингуэй намеренно хотел приурочить свою работу к столетнему празднованию книги о Моби Дике.
Значение и анализ
Старик и Море подымают много философских и социальных тем, которые занимали Хемингуэя как писателя и человека. Экономичный язык написания начальных страниц показывает рутину жизни в кубинской рыбацкой деревне. Урезанное существование рыбака Сантьяго выстроено в элементарном стиле, который столь же красноречиво пренебрежителен, как пожимание плечами мощного старика. Сантьяго знает, что теперь он должен грести «за пределы всех людей» далеко от земли, где будет разыгрываться одна последняя драма, на пустой арене моря и неба.
Повествование может быть понято как притча о тяжёлом существовании, значение которого не должно подтверждаться исключительно внешними победами и похвалами. Старый рыбак храбро борется за свою тяжёлую жизнь, отмеченную лишениями. Даже если он голоден и теперь его избегают другие рыбаки из-за неудач, старик не теряет уважение к природе, которая выигрывает, в конце концов, забирая пойманную рыбу у старика.
Своей книгой Эрнест Хемингуэй направляет внимание на характеристики персонажей — маргинальных фигур, на тех людей, которые редко стоят на свету. Подробное описание показывает его любовь к этим простым людям. И эта любовь, этот взгляд, писатель хочет передать своим читателям. Он делает это с неукрашенными, точными описаниями внешних и внутренних событий. То что старик несёт тяжёлую мачту в конце повествования — это сравнение с испытанием Иисуса Христа нёсшего крест. Таким образом, рыбак, возможно, проиграл бой, но он не потерял:
Хемингуэй был очарован идеями людей, доказывающих свою ценность, сталкиваясь и преодолевая проблемы природы. Борясь с рыбой, Сантьяго демонстрирует способность человеческого духа переносить:
Это также его глубокая любовь и знание моря, в его бесстрастной жестокости и благости, которые позволяют ему преобладать. Основная мысль этой истории то, что запахи крови, истощение старика и страшные смертельные спазмы великой рыбы — противопоставляются ослепительной красоте света и воды, движениям моря.
Некоторые критики в этой повести видят отношения между человеком и богом, но Хемингуэя действует в религиозном и нерелигиозном смысле в отношении ограничений человека и всемогущества природы.
Сам сюжет сначала движется в контексте схемы Хемингуэя, изображающей неизбежную борьбу за существование, описание которой характеризуется сочетанием глаголов и существительных в простых, но стилизованных предложениях. Сантьяго — главный герой в давней традиции героев Хемингуэя со значительными особенностями и моралью, которые представляют взгляды Хемингуэя на жизнь.
С автобиографической точки зрения, Хемингуэй, олицетворяет собственный идеал и принципы фигурой Сантьяго. В борьбе с рыбой старик признаёт свои пределы и принимает их. В старости, как и сам писатель, Сантьяго должен снова и снова доказывать свою силу. Поэтому повествование представляет собой переход героя Хемингуэя от взрослой жизни к старости, когда силы постепенно истощаются.
Анализ и критика
Большинство биографов сходятся во мнении, что работы Хемингуэя, после 1940 года и до 1952 года, являются самыми слабыми в его карьере. Прежде всего, новелла «О реке и в лесах 1950 года» была почти единогласно оценена критикой как самопародия. По-видимому, участие Хэмингуэя во Второй мировой войне в качестве военного корреспондента не привело к творческой фазе, столь же плодотворной, как его опыт в Первой мировой войне или в Гражданской войне в Испании.
Но Старик и море возродили литературную репутацию Хемингуэя. Повесть быстро стала очень популярной, и вызвала у читателей новый уровень доверия к таланту Хемингуэя. В отличие от предыдущей работы, отзывы литературных критиков изначально были весьма позитивными, хотя повесть была понята и интерпретирована ими по-разному.
В последующие годы критика, которая раньше приветствовала осторожный мистицизм и псевдорелигиозные интонации, сменилась сведением этого значения к простому обману. Говорили, что Хемингуэй, когда-то преданный ученик реализма, теряет себя в описании Сантьяго в сверхъестественной, почти ясновидящей невозможности и неудаче.
Даже биограф Хемингуэя, Кеннет С. Линн, считал эту книгу едва прикрытой притчей о борьбе Хемингуэя с самим собой как писателем и человеком.
Смысл финала Старик и море
Что же можно считать финалом? Возможно, диалог старика с самим собой: «Кто же тебя победил…Никто…я очень далеко ушел в море». Просто воспринимает ситуацию такой, какая она есть, не давая собственной оценки. И это очень верная жизненная позиция. Финал новеллы остается открытым, старик засыпает, а завтра будет еще один день. Значит, никуда не делась надежда.
Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Старик и море». Мы с нетерпением будем ждать!