почему птицы летают а рыбы плавают
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемkab31.529spb.edusite.ru
Похожие презентации
Презентация 8 класса на тему: «День книги. Урок-игра для учащихся 8-х классов.. Вступительное слово учителя. Человека всегда интересовало: почему птицы летают, а рыбы плавают, откуда.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 День книги. Урок-игра для учащихся 8-х классов.
2 Вступительное слово учителя. Человека всегда интересовало: почему птицы летают, а рыбы плавают, откуда растения знают, что наступила весна и распускают листья, а некоторые животные, готовясь к зиме, меняют свой окрас. И он искал ответы на свои вопросы, находил их и записывал, чтобы другие тоже могли пользоваться этими знаниями. Мы сегодня собрались, чтобы поделиться своими впечатлениями и знаниями, полученными после прочтения различных книг, посвященных живым приборам и бионике. Из ваших рассказов мы узнаем что это за наука-бионика, откуда она берет свое начало, чем занимаются современные ученые.
5 Ракушка – архитектурное сооружение
7 Реклама книги. 1-й тур игры посвящен отзывам ребят о прочитанных книгах. От каждой группы выступает 2-3 человека, но желательно, чтобы каждый представил книгу, которую прочитал. Ребята дополняют друг друга, если прочли одну и туже книгу. Целью данного тура является наиболее яркое представление прочитанной книги. Реклама книги должна отражать следующие моменты: 1) название книги, 2) автор, 3) главная мысль, которую проводит автор, 4)какие проблемы затрагиваются в книге (из каких разделов состоит), 5) о чем уже знал до прочтения книги, 6) что узнал нового при прочтении, 7) самое интересное и удивительное, что встречается в книге (можно процитировать), 8) совет друзьям – почему нужно прочитать именно эту книгу, чему она учит. Когда выступят все желающие можно устроить дебаты по выбору книги, которая, по мнению учащихся, наилучшим образом отражает тему бионики: наиболее интересно и широко, а также написана доступным для ребят языком.
9 Викторина. 2-й тур посвящен проверке полученных знаний. Каждой группе выдается набор картинок различных устройств, приспособлений, изобретенных человеком (см. приложение 2). Учащимся, проанализировав основные свойства данного предмета, необходимо определить у какого растения или животного заимствовал человек или форму, или способ передвижения и т.п. Затем представитель каждой группы выступает с полученными выводами. Цель данного тура – выяснить насколько хорошо развито у учащихся ассоциативное мышление. А также насколько глубоки их знания по физике и биологии.
16 Биологический прибор. В 3-м туре группам дается задание на создание домашнего биологического прибора. Как можно использовать те или иные способности растений и животных для обнаружения различных физических величин. После непродолжительного обсуждения- выступления представителей каждой группы. Этот тур показывает полноту знаний учащихся по теме «Живые приборы».
17 Изобретение 4-й тур. Группам раздается краткое описание особенностей некоторых растений или животных (см. приложение 3). Ребятам предлагается изобрести машину, прибор и т.п., взяв за основу предлагаемое описание. Свое изобретение учащиеся оформляют на ватмане, затем защищают свое изобретение. Цель этого тура проследить за фантазией ребят, насколько технично они мыслят, логично, последовательно.
23 Выпуск экспресс-газеты По итогам игры учащиеся выпускают экспресс-газету, в которую заносят свои впечатления от игры, пожелания. Могут внести в нее и свои «находки»- изобретения.
44-й вопрос. Почему рыбы живут в воде.
ПОЧЕМУ РЫБЫ ЖИВУТ В ВОДЕ, А МЫ НА ЗЕМЛЕ? ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, А МЫ НЕТ?
Сереженька наконец-то оказался на море! Да не где-нибудь, а в Египте! Мы решили втроем: Сереженька, мама и я съездить на курорт Шарм-эль-Шейх в наш с мамой любимый отель «Фантазия». Это совсем небольшой отель в нескольких шагах от тихой коралловой бухты с коралловыми рифами и потрясающей красоты рыбками.
Мы долго летим на самолете из Самары, где еще иногда было по вечерам по-весеннему прохладно. А как только выходим на трап самолета в Шарм-эль-Шейхе, сразу же чувствуем, что такое египетская жара!
Сереженька во все глаза смотрит вокруг: вот пальмы! А вот горы! А вот пустыня! А вот бегают маленькие птички, похожие на цапель, но размером с голубя. Это ибисы.
Столько людей прилетели с нами в аэропорт отдохнуть в Египте!
Автобус довозит нас до «Фантазии». Мы поднимаемся на второй этаж в наш номер, из окон которого видно чистый-чистый бассейн с голубой водой.
Наш номер Сереженьке очень нравится. Он сразу заглядывает во все шкафы и тумбочки и выходит на балкон. А с балкона лесенка ведет вниз, прямо к бассейну!
– Мама, папа! – кричит Сереженька. – Пойдемте скорее в бассейн купаться!
Действительно, с дороги, да еще в такой жаре, очень хочется освежиться.
– А может быть, сразу на море? – предлагает мама. – Так хочется скорее окунуться и увидеть наших рыбок!
– Рыбки – ваши знакомые? – спрашивает Сереженька.
– А вот сейчас сам увидишь! – отвечает мама.
Мы берем наши маски для ныряния и специальные трубки, чтобы дышать под водой, а для Сереженьки еще и маленькие ласты. Он их еще пока ни разу не надевал. Потом спускаемся по лесенке и идем пальмовой аллеей к морю.
Сереженька видит море, и глазенки у него так и загораются. Море такое красивое! Оно дышит своими волнами, оно играет под солнцем, оно ласкает ноги, оно шумит волнами и шуршит прибрежными камешками, оно пахнет невообразимым запахом приключений и дальних стран.
Какое оно, это море!
Народу на пляже очень много. Нам дают специальные пляжные полотенца, и мы идем к самому берегу. К счастью, прямо перед нами только что освободились три лежака, и мы кладем на них наши полотенца. Мы помогаем Сереженьке надеть ласты и маску с трубкой, сами тоже надеваем маски и специальные тапочки для купания в море, чтобы не порезать ноги об острые кораллы.
И идем в море.
Сначала Сереженьке непривычно ходить по песку в ластах задом наперед, но в море в ластах хорошо! Можно лечь спиной на воду, как на кровать, и просто шевелить ногами. А когда перевернешься на живот и опустишь лицо в маске в воду.
Вот это да!
Сереженька дышит через трубку и смотрит сквозь маску на дно. А перед его глазами удивительный мир кораллов – это полу-растения, полу-животные. Они растут, как каменные цветы: очень медленно и очень красиво. Из кораллов вырастают целые острова.
А между кораллов плавают миллионы рыбок! Рыбки сказочной красоты, как в аквариуме, только гораздо красивее, ярче и больше! И глаз от них оторвать невозможно.
Мы долго плаваем с Сереженькой, любуемся сказочной красотой, и время пролетает незаметно.
Наконец, мы все втроем вылезаем на берег и идем на наши лежаки. Хорошо погреться на солнце после моря!
– Только давайте не долго будем лежать, а то моментально можно обгореть, – говорю я. Все согласны.
Сереженька задумчиво смотрит на двух птиц, пролетающих над самой поверхностью моря. А видит, наверное, рыбок, рыбок…
– Мамочка! – говорит Сереженька. – А почему рыбы живут в воде, а мы на земле? И почему птицы летают, а мы нет? В воде так красиво, а в воздухе так просторно…
– Хороший вопрос! – отвечает мама. – Давай вместе подумаем.
– Вот может рыба полететь? Или птица плавать под водой?
– Может-то может… Например, есть такие летучие рыбы, они выпрыгивают из воды и могут надолго зависать над ней, растопырив свои плавники. А птичка оляпка ныряет в воду, даже в прорубь ныряет, и долго ищет там корм. Не говоря уже о пингвинах. Пингвин – это птица, только очень толстая, и плавает он в воде, как рыба! Но ведь и человек может летать на самолетах и плавать с аквалангом!
– Да нет, я понимаю… Я про другое спрашиваю. Почему, например, у человека крыльев нет?
– Знаешь, Сереженька, когда жизнь на Земле развивалась, сначала земли, то есть суши, не было вовсе. Был только безбрежный океан. И в нем жили одни рыбы, которые умели дышать только в воде. А потом стали появляться острова, большие материки, и стало можно жить на суше.
– Значит, у рыб появился выбор, где им жить?
– Совершенно верно! Но ведь они не умели жить на суше и дышать воздухом. Поэтому сначала никто не мог выбрать сушу, чтобы жить на ней. Но на суше начали расти трава, кусты, деревья, и туда стали выползать отдельные рыбки, чтобы полакомиться прибрежными растениями и насекомыми. Они оставались на воздухе все дольше и дольше, и постепенно стали привыкать дышать воздухом. Но водой они тоже могли дышать.
– А как они назывались?
– Амфибии. А потом кому-то из амфибий на берегу понравилось больше, и они не стали возвращаться в воду. И стали дышать одним воздухом, а водой дышать разучились.
– Это они так выбрали?
– Ну да. Вот все наземные животные так и появились.
– А птицы?
– А птицы появились из животных, которые прыгали по деревьям с ветки на ветку все дальше и дальше, и у них постепенно выросли крылья. И они стали летать.
– А почему же человек не решил летать?
– Наверное, потому что он решил стать человеком, который ходит по земле. Решил, потому что ему так больше нравилось.
– Значит, из рыб появились животные, а из животных – птицы?
– Правильно.
– Значит, некоторые рыбы решили развиваться и получать новые привычки – и привыкли дышать воздухом. А некоторые животные решили развиваться и получать новые привычки – и привыкли летать?
– Именно так!
– А мы не решили развиваться, чтобы летать?
– Выходит, что не решили. Рыбы решили остаться в воде – они там и плавают, им там хорошо. Для них те, кто ходит по земле – просто ненормальные. А птицы решили летать, и смотрят сверху на нас.
– Наверное, они нас жалеют… Наверху такой простор! Такая красота!
– Вот так и люди. Некоторые живут в своем маленьком мире, как рыбы в пруду. И не знают, что есть поля и леса, где столько разных возможностей.
– А некоторые, наверное, летают в своем мире высоко и жалеют тех, кто просто ходит по земле… Мама, а мы с вами? Ходим или летаем? Или плаваем?
– Ну, раз мы задаем хорошие вопросы и ищем на них ответы, значит, уже не плаваем, а ходим. И свободно дышим воздухом.
– Потому что мы так выбрали и так решили!
– Конечно. А полет у нас еще впереди! Для этого нужно вырастить «крылья».
– А мы будем летать, как птицы?
– Как птицы, но по-другому. Как птицы по сравнению с очень многими другими людьми – и теми, кто плавает, и теми, кто ходит.
– Я хочу поскорее… А пока пусть растут «крылья»!
– Так почему рыбы живут в воде, а мы на земле? И почему птицы летают, а мы нет?
– Потому что рыбы привыкли к воде, человек к земле, а птицы к воздуху!
– А почему они привыкли?
– Потому что они выбрали, что им нравится, и решили!
И мы записали этот ответ в нашу ответную тетрадку:
Сорок четвертый вопрос:
ПОЧЕМУ РЫБЫ ЖИВУТ В ВОДЕ, А МЫ НА ЗЕМЛЕ? ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, А МЫ НЕТ?
ПОТОМУ ЧТО РЫБЫ ПРИВЫКЛИ К ВОДЕ, ЧЕЛОВЕК К ЗЕМЛЕ, А ПТИЦЫ К ВОЗДУХУ!
ПОТОМУ ЧТО ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТО ИМ НРАВИТСЯ, И РЕШИЛИ!
Новая игра. Почему рыбы живут в воде, а мы на земле? Почему птицы летают, а мы нет?
Потому что рыбы привыкли к воде, человек к земле, а птицы к воздуху!
Выходит, что выбор того, что больше нравится, а потом решение так и поступить позволяют человеку получить не просто новые возможности, а еще и совсем новые средства – например, крылья! Главное, привыкнуть пользоваться тем, чего пока еще нет. Например, крыльями, прыгая с ветки на ветку все дальше и дальше.
— Папа, а я знаю, как можно научиться летать! – говорит Сереженька. – Надо представить себя птицей и выращивать себе крылья!
— Отлично! А как ты это будешь делать?
— Крылья у птицы где? Где у нас руки! Значит, надо их развивать!
И Сереженька начинает отжиматься от пола. У него получается целых пять раз!
— А завтра отожмусь шесть! – гордо говорит Сереженька.
— Но ведь к полету тоже надо привыкать? – спрашиваю я.
— Конечно!
— Тогда пойдем!
Мы выходим во двор отеля и идем в уголок аттракционов. Там есть большой батут для прыжков, и есть маленький, на котором уже прыгают малыши.
Сереженька идет сразу на большой батут, разувается и начинает на нем подпрыгивать. Сначала невысоко, а потом все выше и выше. И каждый раз как будто зависает наверху. Как парящая птица.
Наконец, Сереженька устает и спускается с батута на землю.
— Я теперь буду, как птица! – гордо говорит он. – И скоро научусь летать по-настоящему!
А мы с мамой в этом и не сомневаемся. Ведь, когда у тебя есть привычка приобретать то, чего еще ни у кого не было, ты станешь таким, каким еще никто не был. Даже крылья могут вырасти по-настоящему!
Летать как птицы, плавать как рыбы. Продолжение.
В реках, озерах, морях и океанах живет около 12 тысяч видов рыб. Все они превосходные пловцы. Если творения рук человеческих — самолеты и ракеты — далеко обогнали птиц по скорости и высотности полетов, то в водной стихии рыбы пока прочно удерживают первенство по всем показателям. Многие виды рыб способны двигаться быстрее любых кораблей, в том числе надводных, а уж насчет маневренности и говорить не приходится.
В Кенсингтонском музее (Англия) хранится кусок дубового корабельного шпангоута, покрытого слоем картона и обшитого медью. Этот шпангоут насквозь пробит страшным «кинжалом» меч-рыбы. Покойный академик А. Н. Крылов подсчитал, что для такого удара рыба должна была иметь скорость 90—100 километров в час. Если так, то интересно произвести дальнейшие подсчеты. Для получения скорости 100 километров в час меч-рыба должна преодолеть гидродинамическое сопротивление, равное 135—140 килограммам, то есть развить тягу такой величины. А это значит, что ее хвост отбрасывал в секунду примерно 45—50 литров воды!
Справедливости ради отметим, что рыбам все-таки легче приспособиться к условиям обитания, чем птицам. Их ведь окружает только одна, притом более или менее однородная по составу и температуре среда. А птицы живут и на земле, и на деревьях, и на воде, и в воздухе. Так вот, рыбы приспособились к своей среде обитания, можно сказать, идеально. Однако в чем конкретно состоит приспособленность рыб к жизни и движению в воде, ихтиология, по-моему, выявила еще не до конца. А это чрезвычайно интересно.
Взять хотя бы такой поразительный факт. Обмеры и взвешивание самых различных рыб дают один и тот же результат: удельный вес получается весьма близким к единице. Это справедливо и для громадной акулы и для крохотнее малька. Но по закону Архимеда равнодействующая сил давления тяжелой несжимаемой жидкости на погруженное в нее твердое теле направлена по вертикали кверху и эта сила равна весу жидкости, вытесненной телом. И выходит, что вес вытесненной воды в точности равен весу рыбы. Отсюда прямой вывод: любая рыба в воде невесома!
Стало быть, рыбы — это своеобразные «космонавты» водной стихии, они давным-давно освоили управление телом в состоянии невесомости, которое человеку еще предстоит освоить. Правда, для рыб задача перемещения в воде в 800 раз проще, чем будет для межпланетных путешественников в атмосфере ракеты, ибо во столько раз плотнее среда. Зная о невесомости рыб в воде, можно правильно объяснить такие вещи, как длительные «стоянки» некоторых рыб без малейших движений плавниками, как стремительный старт с поворотом в любом направлении и многое другое.
Хорошо известно, что рыба благодаря своим отличным гидродинамическим формам испытывает минимальное возможное сопротивление воды. И однако, нельзя объяснить стремительность и легкость движения рыб только этим обстоятельством, как делают до сих пор. Не может быть сомнений, что огромную роль при движении рыбы играют чешуя и жабры.
У большинства рыб пластинки чешуи покрыты стекловидным слоем эпидермиса и слизью. Они не только хорошо скользят в воде, но и, подобно оперенью птиц, организуют ламинарный пограничный слой воды при движении рыбы. Но, пожалуй, еще большее значение имеют жаберные щели. В курсах зоологии и ихтиологии единодушно утверждается, что жабры служат рыбам для дыхания. Это, несомненно, но опять-таки неполно.
Посмотрим, как действуют жабры у рыб. С. В. Аверищев в курсе зоологии дает ясную и точную картину: «Когда кожные складки, прикрывающие жаберные щели, несколько приподнимаются, действуя как клапаны присасывающего насоса, вода из ротовой полости устремляется внутрь жаберных щелей, отдавая растворенный кислород жаберным листочкам. После того, как жаберные щели открываются, вода из них устремляется наружу. В этом процессе участвует мускулатура ротовой полости и глотки…»
Итак, жаберные щели непрерывно выбрасывают тонкие и сильные струи воды вдоль тела рыбы по направлению к хвосту. Все специалисты (и не только специалисты) прекрасно это знают, но никому до сих пор не пришло почему-то в голову дать надлежащую оценку явлению. А оценка напрашивается сама собой: жабры сдувают пограничный слой, содействуя ламинарному обтеканию рыбьего тела. Вспомните описанное в предыдущей статье приспособление для сдува пограничного слоя с самолетных крыльев — и аналогия станет предельно ясной.
Чтобы полнее показать громадное значение жабр для движения рыбы, надо припомнить, что в гидродинамике называют присоединенной массой. Двигаясь в вязкой жидкости (а вода имеет определенную вязкость), тело по закону трения увлекает с собой некоторый близлежащий объем жидкости. Масса этой жидкости как бы присоединяется к массе тела, и на ее бесполезное перемещение приходится тратить дополнительную энергию. Теория дает возможность подсчитать присоединенную массу для тел различной формы. Например, присоединенная масса движущегося в жидкости шара составляет половину массы жидкости в объеме этого шара. Нетрудно сделать вывод, что чем меньше окажется присоединенная масса, тем легче телу передвигаться. Так вот, работа жабр помогает рыбе избавляться и от присоединенной массы. И это — в дополнение к тому, что обтекаемые формы рыбы и без того удерживают вокруг тела весьма малый объем воды. Наконец, выбрасывая струи воды назад, жабры создают реактивную силу, которая в полном согласии с третьим законом Ньютона толкает рыбу вперед, опять-таки помогая движению.
Есть у рыб еще один орган, назначение которого изучено до сих пор недостаточно. Я имею в виду так называемый плавательный пузырь, имеющийся у костистых рыб, обитающих на небольших глубинах. Установлено, что пузырь этот не сообщается с внешней средой, а наполняющие его газы выделяются из крови. Назначение пузыря описывается в учебниках зоологии таким образом. Когда рыба желает опуститься поглубже, ее боковые мышцы сокращаются, сжимают стенки пузыря. Общий объем рыбы от этого уменьшается, удельный вес увеличивается, и рыба «тонет». При необходимости всплыть мышцы расслабляются, и пузырь в силу упругости газов увеличивается в объеме. Удельный вес уменьшается, и всплывает.
Против такого толкования свидетельствует наш вывод о невесомости рыб в воде и прямые наблюдения. В самом деле, просидите возле аквариума хоть год — вы не увидите, чтобы рыба «тонула» или всплывала в горизонтальном положении, не работая плавниками. Так не бывает. Желая уйти в глубину, рыба при помощи грудных и брюшных плавников наклоняет тело книзу, а затем с помощью хвоста продвигается вперед. Точно так же, но в обратном порядке действует рыба при всплытии.
Поэтому мое предположение состоит в том, что пузырь лишь помогает рыбе сохранять форму тела под давлением окружающей жидкости — ту форму, которая так нужна для хорошей обтекаемости. Возможно также, что пузырь регулирует удельный вес рыбы, но не в сторону его изменения относительно среды, а как раз для уравнивания с плотностью окружающей жидкости. Когда рыба оглушена, эта автоматическая микрорегуляция нарушается и рыба всплывает или тонет.
Можно вспомнить в связи с этим, что глубоководные рыбы вообще лишены пузыря — и тем не менее умеют опускаться и подниматься в пределах своей зоны обитания. Так что для рыбьего пузыря во всяком случае не подходит слово «плавательный».
— Что же предлагает автор! — возможно, спросит читатель.— Строить самолеты в перьях или подводные лодки с жабрами!
Пока об этом речь не идет. Думаю, что пристальное изучение живой природы окажет влияние и на будущие летательные аппараты (скажем, вертолеты, орнитоптеры) и на подводные корабли. Один из примеров влияния анатомии птиц на мысль конструктора — самолет на подводных крыльях.
Однако писать обо всем этом нужно отдельно. Мне хочется напомнить совсем о другом. Человеку не дано сегодня летать при помощи мускульной силы; не очень уверенно чувствует он себя и в воде. Но все-таки люди пускаются в небольшие полеты и забираются под воду. Вспомните горнолыжников, совершающих 80-метровые прыжки-полеты, понаблюдайте за любителями акваланга или прыгунами в воду с вышки. Это не все: в послевоенные годы широко распространился особый вид парашютного спорта — управление телом в воздухе во время свободного падения. Парашютисты научились выполнять такие, например, упражнения: отделившись от самолета, принять горизонтальное положение, расположиться лицом к выложенному на аэродроме кресту; через десять секунд проделать спираль, то есть описать полный круг; еще через десять секунд выполнить спираль в противоположную сторону, затем раскрыть парашют. Это уже почти птичий полет, не правда ли!
Наконец, есть еще кое-что, достойное размышлений. Почему, скажем, прыгуны с шестом не могут перевалить пятиметровый рубеж! Где предел для обычных прыжков в высоту! Нельзя ли создать какой-нибудь совершенно новый, сверхбыстроходный стиль плавания! Как группироваться в воздухе, чтобы в тройном прыжке «улететь» дальше 17 метров! Мне кажется, что изучение аэро- и гидродинамики живой природы поможет вдумчивым тренерам и спортсменам повысить свои результаты — особенно в беге, прыжках, лыжном спорте, плавании.
И наконец, последнее. Проблема полета человека на крыльях не кажется мне абсолютно безнадежной. Конечно, «крылатые люди» — пока фантазия. Но возможно, что наши молодые современники получат мускульные крылья — сперва для прыжков с высоты, в высоту и длину. А когда-нибудь прыжки перерастут в полеты…
P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что было бы здорово если бы человечество таки смогло перенять у братьев наших меньших, птиц и рыб новые способы летать и плавать. Наверняка и современная транспортная логистика обогатилась бы новыми возможностями.
Почему птицы летают а рыбы плавают
Курица не умеет летать, а существует ли рыба, которая не умеет плавать? рыба курица
Обыкновенный анциструс (Ancistrus dolichopterus) в некотором роде уникальная рыба – его рекомендуют для содержания во всех типах пресноводных аквариумов практически с любыми соседями. Это рыба которая не умеет плавать, зато великолепно умеет чистить стенки от различных водорослевых обрастаний и способствовать поддержанию аквариума в чистоте.
Странно бы было, если бы в мире, где существуют бессмертные медузы, не было не умеющих плавать рыб. Я думаю, глубоководный вид какой-нибудь, который всю жизнь лежит на дне. То есть плавники есть, но они ползают на них. Виды это разные, их несколько десятков. Но мы их всех зовём одинаково то ли по классу, то ли по роду. нетопырями, кажется.
Ну, курица летать умеет. Только плохо. Это страус не умеет летать вообще. А рыба, не умеющая плавать. То есть она живет на суше? Это уже земноводное. Или она приросла к скале, наподобие коралла? Не томите, откройте тайну.
Я имею ввиду млекопитающих, которые ползают по дну.
Стоп! Какие млекопитающие? Речь шла о рыбах.
Я их и имел в виду, то есть я называю рыбами тех, кто может дышать под водой.
Млекопитающие не могут дышать под водой. Они выныривают, чтобы вздохнуть.
Рыбы каким стилем плавают? брассом? кроллем?)))