почему повара говорят блюда а не блюда
Тайны повара: «Никогда не ем то, что сам приготовил»
Откровения о любви благовещенок к суши, волосах и штукатурке в борще
Сколько раз повар моет руки во время приготовления одного ролла, как недоеденные клиентами столовой блюда получают вторую жизнь и по каким внешним признакам можно распознать испорченный салат или суп, «Амурской правде» рассказал благовещенский повар.
О сырой рыбе
Выбрал профессию повара как-то сразу, не раздумывая. Мне всегда нравилось дома печь булочки, блины, помогать маме на кухне. Сейчас повар — это мужская профессия. Я работал в столовой, пиццерии, суши-баре, в ресторанах европейской и русской кухни. Везде, кроме столовой, преобладают именно мужчины-повара.
Больше всего времени я посвятил именно японской кухне. Не секрет, что суши и роллы готовят из сырой рыбы. Даже у нас в Благовещенске. Ее ловят во Владивостоке, замораживают и везут к нам. Здесь рыбу размораживают, нарезают и добавляют в суши. По просьбе клиента ее могут сначала обжарить. В основном используется лосось, селедка и камбала. Многие относятся к сырой рыбе подозрительно, но это вполне безопасно. На моей памяти еще никто из клиентов не травился. Да и сами повара любят есть суши и роллы своего приготовления, часто приносят их с работы домой. Только я никогда не ем то, что готовлю. Мне почему-то не нравится. Всегда кажется, что могло быть и лучше. Но когда мою еду пробуют другие, они хвалят, говорят, что вкусно.
Чтобы научиться готовить японские блюда правильно, я даже стажировался несколько месяцев в Стране восходящего солнца. Конечно, после этого мой кулинарный мир перевернулся. Я понял, что у нас не японская кухня, а только пародия на нее. Поразило то, что суши там готовят за считанные секунды. У нас гораздо дольше: нужно взять кусочек риса, взвесить, аккуратно вырезать рыбу, уложить и так далее. Конечно, их блюда и по вкусу отличаются от наших. Там совсем другое качество риса и морепродуктов, все гораздо вкуснее.
О девичей любви к роллам
Благовещенские суши можно есть, но не везде. Особо брезгливым людям я бы вообще не советовал ходить по заведениям общепита, а есть только дома. Многие повара в холодном цеху, где делают роллы и продукты не проходят никакой термической обработки, обычно не пользуются перчатками. Они голыми руками берут рис, рыбу, другие ингредиенты. Я бы это есть не стал! Кстати, сам редко хожу по кафе, не люблю это.
В нашем городе суши и роллы — очень популярные блюда. Самые ходовые — это «Филадельфия» (икра летучей рыбы, сливочный сыр, лосось) и «Калифорния» (икра летучей рыбы, сливочный сыр, краб). Дорогие они тоже за счет того, что популярны. В городе большая конкуренция, и кафе взвинчивают цены, чтобы держаться на плаву. Хотя сами повара там получают немного, 30—35 тысяч рублей. Это мало для тех объемов, в которых они работают. Например, в праздники, на Новый год и особенно 8 Марта мы работали по 16 часов в сутки. Суши же в основном девушки едят. Наверное, потому что японская кухня разрекламирована как полезная и здоровая, а девушки всегда на это обращают внимание, плюс это еще и модно!
Я никогда не ем то, что готовлю. Мне почему-то не нравится. Всегда кажется, что могло быть и лучше.
О тараканах и крысах
Особым местом в моей трудовой практике была столовая. Когда я туда шел, заранее не ждал какой-то стерильной чистоты, порядка, был готов ко всему. Только на кухню попал, как мне стало жалко людей, которые там питаются. Ремонта помещение не видело давно, полы вечно грязные. Вместо унитазов для очисток и грязной воды дырки в полу. Однажды я стоял и резал овощи, как вдруг заметил, что на плечах появилась белая крошка. Поднял голову вверх. С потолка периодически сыпалась штукатурка. Рядом стояли кастрюли с борщом и другими блюдами, кухонные приборы, продукты, на которые она тоже попадала.
На складах с овощами и крупами там я увидел не только тараканов, но и мертвых крыс. Тогда сразу вспомнил историю, которую мне рассказывала знакомая, тоже работавшая одно время в столовой. Ей принесли корзинки из слоеного теста, которые нужно было заполнить салатом. На дне были засохшие тараканы. Девушка, конечно, подняла шум, мол, тараканы в еде, как же так! Подошел старший повар, без слов отковырял мумии насекомых от теста, обтер и вернул мучные изделия ей. Корзинки все-таки пришлось наполнить и отнести в зал. Девушка практически со слезами на глазах смотрела, как люди это едят. Ей хотелось кинуться к ним и закричать: «Не ешьте это!»
Между тем сами работники столовой относятся к работе спокойно. Они стараются готовить по стандартам, но, если у них это не выходит, не переживают: и так сойдет. Заметил, что готовят они не по техническим картам, где прописано, сколько и чего нужно положить в суп, а на глаз. Частенько пробуют свою еду. Могут приготовить рассольник, тут же налить себе тарелочку, покушать. Хотя не имеют права этого делать, потому что так же, как и остальные, должны платить за еду.
О несвежих продуктах
Когда я стоял на выпечке, заметил, что повара частенько воровали булочки. Я только достану их из печки, отвернусь, уже нескольких штук не хватает! Однажды повар-кондитер доставала тесто из тестомеса, пока несла его до стола, половина упала на пол. Она ее спокойно подняла и замесила с остальным тестом.
В столовой редко что выкидывают. Когда посетители не доедают еду, ей дают вторую жизнь. Гречка из вчерашнего второго блюда сегодня может стать частью супа, толченка — превратиться в начинку для пирожков, а старый плов просто перемешают со свежим.
Помню, мне дали задание порезать капусту на пирожки. Я оторвал внешние застарелые листья и выкинул. Когда это увидела повар, то отругала меня. Достала эти листья из мусора, нашинковала и отправила в блюдо. Не всегда работают со свежими продуктами. Картошка и капуста часто бывают подмороженными. Кстати, узнать, что перед вами продукт не первой свежести, можно по нескольким признакам. В нем много соли, приправ, майонеза или сметаны, а также украшений сверху в виде петрушки и укропа. И вообще внешний вид блюда имеет прямое отношение к вкусу и качеству блюда. Если оно плохо выглядит, то будет таким же и на вкус.
Конечно, все эти нарушения в столовой — не криминальные преступления. Овощи и мясо там проходят термическую обработку, в ходе которой бактерии погибают. Другое дело, что так в принципе не должно быть!
Руки у поваров точно всегда чистые! Постоянно мыть их — это уже профессиональная привычка, от которой никуда не деться.
О чистых руках
К внешнему виду все повара тоже относятся по-разному. Кто-то может работать в грязной форме, в ней же выходить на улицу покурить, потом работать дальше в цеху. Некоторые поварихи с длинными волосами не пользуются головными уборами. Их волосы попадают в еду. Клиенты жалуются, и им либо возвращают деньги, либо меняют блюдо. А ту порцию выкупает виновник, чей волос был найден в тарелке. Иногда приходится объяснять клиентам, что перед ними не волос, а часть еды. Так бывало, когда я работал в пиццерии. Там курица расползалась на волокна и становилась похожа на волосы. И клиенты нередко обращались по этому поводу к администратору.
Вот руки у поваров точно всегда чистые! Постоянно мыть их — это уже профессиональная привычка, от которой никуда не деться. Например, пока готовишь один ролл, моешь руки 3—4 раза! За порцию лапши в коробочках моешь руки где-то три раза. Все ювелирные украшения на время работы повара обязаны снимать, но не все, к сожалению, это делают. Мой завпроизводством перестал носить обручальное кольцо, только после того, как его рука застряла в механизме, зацепившись за украшение. Хорошо, что другой повар успел среагировать и выключить машину, помог освободить ему руку. Иначе он легко мог остаться без нескольких пальцев.
О жалобах и благодарностях
Заменять одни ингредиенты другими в блюде мне ни разу не приходилось. Если чего-то не хватает, приходится либо говорить, что блюда не будет, либо бежать в магазин за продуктами. Обычно бежит тот повар, который меньше всех занят. Я сам нередко бегал за фруктами и творогом для сладких роллов, за огурцами для салатов, за мятой и лаймом для безалкогольного мохито.
Посетители благовещенских кафе и ресторанов — в большинстве своем неконфликтные люди. Если им не нравится блюдо, они просто перестают его есть. Хотя имеют право отказаться от него. Когда такое случается и клиент остается недоволен, блюдо уносят на кухню. Там собирается целый консилиум из поваров. Они разглядывают блюдо, пробуют, выясняют, что в него забыли добавить. Если все в порядке, блюдо списывают и готовят новое. Если обнаружился чей-то косяк, виновник платит штраф.
Радует, что наши земляки не стесняются и хвалить поваров. В приличных заведениях официанты довольно часто передают поварам благодарности от клиентов. Помню, однажды посетитель записал свою похвалу повару в книгу жалоб и предложений. В конце месяца коллеге дали премию в несколько тысяч рублей.
Мне очень нравится моя работа, я понимаю, что хочу посвятить ей всю жизнь. Конечно, мечтаю в будущем открыть свое небольшое кафе. Думаю, это пока будет мексиканская кухня. Хочу, чтобы благовещенцы попробовали настоящие буррито и тако!
24 факта о работе повара в ресторане
Мало кто знает, что на кухне ресторанов действуют свои незыблемые правила, которые часто не имеют ничего общего с романтическими представлениями о работе повара.
1. Поварам не дают чаевых
Нельзя заставить официантов делиться собственными чаевыми с работниками на кухне. Поэтому повара нередко зарабатывают гораздо меньше денег, чем официанты.
2. «Нет, я не могу взять в субботу вечером отгул»
Поварам постоянно необходимо напоминать своим друзьям о графике работы: «И в пятницу я тоже не могу взять выходной. Но вы ведь свободны в понедельник?».
3. Кухня изматывает не только физически, но и морально
Большинство профессий требует либо физической, либо эмоциональной отдачи. Работа поваром — одна из немногих, которая выматывает полностью.
4. Повар может не справиться с работой, только если умер, попал в тюрьму или лежит в больнице
Не существует никаких других оправданий. Повар должен выполнять свои обязанности безупречно, даже если он болен, пришел на работу с похмельем или разбитым сердцем. Не существует оправданий неправильно приготовленному блюду.
5. Шрамы на кухне — это неизбежность
Кроме этого, нужно попрощаться с чувствительностью пальцев — после многочисленных ожогов и порезов нервные окончания на подушечках пальцев перестают функционировать.
7. Повора готовят совсем в другом ритме
Приготовление вкусного ужина для друзей и семьи не имеет ничего общего с приготовлением пищи на ресторанной кухне. Обед на шестерых два раза в неделю нельзя сравнить с ежедневным обслуживанием 50, 100 или 200 человек.
8. Поварам приходится быть на ногах в течение 10 часов без перерывов
И это не самая сложная часть работы. Часто приходится разгружать неподъемные ящики по 15 и 25 килограммов, перетаскивать десятилитровые кастрюли и делать по-настоящему много монотонной работы.
9. Если у повара есть время, чтобы отдохнуть, значит, это время нужно потратить на уборку
На ресторанной кухне всегда есть чем заняться. И если повару вдруг показалось, что он справился со всеми текущими задачами, то расслабиться не получится: найдется еще сотня неотложных дел, а если нет — на кухне всегда есть повод для уборки.
10. Повара привыкают к коротким ответам «да» или «нет»
Все остальные ответы воспринимаются как слишком неоднозначные и чересчур длинные.
11. Актуальность и точность действий — непременное условие работы кухни
Если секретарь не вовремя сдаст доклад, то работа всей фирмы вряд ли остановится. Но если заготовщик не подготовит мясо в нужное время и в нужном количестве, то блюда с мясом попадут в стоп-лист, что грозит для ресторана убытками.
12. То, что вокруг много еды, не означает, что повара постоянно едят
Большинство поваров едят, как 3-летние дети. Они постоянно дегустируют десятки блюд на всех этапах их приготовления. Такое «кусочничество» приглушает аппетит, и когда повару наконец-то удается поесть, то обычно это происходит в углу кухни где-то над мусорным ведром.
13. Поварам сложно готовить небольшими порциями
После того как повар привыкает к приготовлению пищи для сотен людей за вечер, приготовление всего одной порции риса кажется издевательством и пустой тратой времени.
14. 98% любого блюда — это предварительные заготовки
Сотрудники кухни проводят весь день в подготовке обедов и ужинов — это длительные часы однообразных дел: почистить, нарезать, измельчить, замариновать, отварить, запечь.
15. Специальные предложения или скидки нужны не для того, чтобы продать непопулярные блюда
Это во время приготовления семейной трапезы можно позволить себе использовать остатки ужина или залежавшиеся в холодильнике овощи. Ресторан же использует карту специальных предложений обычно для того, чтобы протестировать позиции в новом меню.
16. Меню ресторана зависит от кухонного пространства и оборудования
Возможно, салат с овощами-гриль может показаться отличной идеей, но велика вероятность того, что на небольшой ресторанной кухне есть место для гриля, которого хватает лишь на приготовление стейков.
17. На кухне нет такого понятия, как личное пространство
Поварская работа — это суровая школа жизни. Тут нельзя работать так, чтобы тебя «никто не трогал». Чаще всего ресторанные кухни компактны и на них нет места, чтобы спрятаться от посторонних глаз.
18. Как бы ни было горячо, повару нельзя выронить блюдо из рук
Обратитесь к пункту о потере чувствительности в пальцах. Первое, чему учат новичка на кухне: по неосторожности схватив что-то горячее, не выпускай это из рук, иначе могут пострадать другие люди.
19. Никто не любит клиентов, которые заглядывают в ресторан за 10 минут до закрытия
В это время ресторанную кухню уже активно моют, повара очищают все рабочие поверхности и готовятся снять фартуки и наконец-то пойти домой.
20. Постоянные жесткие шутки — это не со зла
Работая на кухне, понимаешь, что уважение к сотруднику не имеет ничего общего с тем, как с ним общаются. Жесткий юмор — это то, что позволяет быстро снять стресс и не сойти с ума в режиме постоянной нехватки времени.
21. Выходной день нужен повару для стирки, а не для отдыха
Пока не попадешь на рабочую кухню, сложно представить, как много и как часто нужно стирать рабочую одежду.
22. Не спрашивайте поваров: «Почему вы не работаете там, где платят лучше?»
Чаще всего поварами становятся люди, для которых финансовая сторона работы важна меньше, чем любимое дело.
23. На ресторанной кухне действительно очень жарко
Вспомните, как жарко становится на домашней кухне, когда вы начинаете готовить. Умножьте это на восемь часов постоянной работы духовок и комфорок.
24. Романтические взаимоотношения для поваров — непростая тема
Рабочий день поваров длинный и нерегулярный — им часто приходится задерживаться и поздно возвращаться домой.
Повара рассказали, какие блюда лучше не брать в столовых
Нередко россияне опасаются, что в дешевых точках общепита есть риск отведать некачественное блюдо. Чтобы этого не случилось, клиентам приходится быть особенно придирчивыми при выборе еды. Рассказываем, как перекусить в бюджетном заведении, не рискуя здоровьем.
Внешность имеет значение
Иногда достаточно внимательного взгляда, чтобы понять, как в заведении относятся к качеству продуктов и соблюдают ли условия их хранения. Шеф-повар Александр Рягузов посоветовал при выборе блюд в первую очередь обратить внимание на их внешний вид.
«Салаты, кремовые десерты и молочные продукты обязательно должны находиться в холодильнике или холодильной витрине», – предупредил эксперт.
Стоит остерегаться засохшего сыра, и уж тем более на нем не должно быть следов плесени, только если это не специальный сорт. Также внимательно нужно выбирать овощные салаты. Если продукты в них заветренные или вялые, то от такого угощения лучше воздержаться. Майонез и сметана не должны быть покрыты характерной корочкой. Есть блюда с такими соусами опасно для здоровья.
Что касается вторых блюд, то лучше избегать слишком жирных или пережаренных вариантов.
«Возможно, жирненькое кушанье повкуснее и посытнее, но ваш желудок может с ним не справиться. Вот после такого второго блюда обычно и случаются изжоги и отрыжки», – подчеркнул Рягузов.
Горячее тоже должно находиться в гастроемкостях на специальных мармитах, а не в открытых тарелках.
Зри в корень
Эксперт отмечает, что от отравления и других проблем со здоровьем клиента может спасти своевременный вопрос о составе блюда. Не нужно стесняться задать его повару.
«Возможно, в готовой еде есть продукты, которые вы не переносите или они вызывают у вас аллергию. А ведь можно и не почувствовать их вкуса и даже не знать о том, что они добавлены в пищу», – объяснил шеф-повар.
Очень важно выяснить, из чего приготовлено блюдо, поскольку их состав в столовой не всегда постоянный: повара могут что-то убрать или добавить. Конечно, работникам кухни следует готовить в соответствии с меню, но на производстве всякое бывает.
Первое и самое главное правило, спасающее нас от проблем со здоровьем, – обязательное мытье рук перед едой. Поэтому в любом пункте питания должны быть умывальник и мыло.
Ешь мясо
Чаще всего специалисты советуют с осторожностью выбирать в общепите рыбные и молочные угощения. При этом бренд-шеф Артем Волчек категорически не рекомендует брать в столовых блюда из фарша.
С подозрением надо относиться к котлетам, тефтелям, зразам и фрикаделькам. И это не только потому, что посетителю неизвестно, какого качества перемолотое мясо и что именно повара добавляют в него, чтобы оно казалось ароматным и вкусным.
К любому мясу предпочтительнее добавить порцию клетчатки, например овощей, чтобы продукт лучше усвоился. Причем овощи должны быть заправлены маслом. Если же вы сомневаетесь в уровне закусочной, то следует перенести свою трапезу в крупные сетевые заведения, где есть строгие стандарты качества, а выбор блюд – на любой вкус и кошелек.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Что делают повара, когда теряют вкус и обоняние. Экспертное мнение шефов и учёных
Более половины заболевших коронавирусом испытают временную или длительную потерю чувства вкуса или обоняния. Симптомы неприятны для обычного человека, но могут стать серьёзной проблемой для поваров или людей, профессионально связанных с темой еды. Как бороться с удручающими симптомами.
Аносмия (неспособностью обонять), паросмия (искаженное обоняние), агевзия (потеря вкуса), дисгевзия (изменённое восприятие вкуса) напрямую влияют на работу повара.
Горький опыт шефов и любителей поесть вкусно
Томас Тройсгрос, бразильский шеф-повар Le Blond, Рио-де-Жанейро: «Я повар и не могу жить без представления о вкусе и аромате. И вдруг я потерял и то, и другое. Я пробовал кофе, но не чувствовал его. Это совершенно новый опыт. Кофейный аромат превратился просто в воздух. Сначала это казалось катастрофой».
Томас рассказывает, что не мог идентифицировать отдельные, конкретные вкусы. «Когда я пробовал что-то, я понимал, что продукт сладкий или солёный, горький или кислый, но я не мог сказать, клубника это или виноград». Пришлось положиться на свой многолетний кулинарный опыт: «Я каждый день готовил для своей девушки салат и другие блюда, а она говорила, достаточно ли в них специй и приправ. Думаю, я смогу готовить и при отсутствии вкуса, правда, вряд ли все блюда».
Итальянец Джанни Тарабини, шеф-повар ресторана La Presеf в Ломбардии, обладатель звезды Мишлен только после третьего или четвёртого дня болезни понял, что больше не может различать вкусы: «Я ощущал только горечь».
Это стало началом «горького» опыта для Тарабини. Особенно неприятно было пить простую воду: «Я изо всех сил пытался пить, но вода вдруг стала горче, чем любая другая еда или питьё. Вероятно, потому что у неё первоначально – нейтральный вкус».
Валерия Раймонди, главный редактор Fine Dining Lovers: «Потеря вкуса была одним из самых странных и неприятных переживаний в моей жизни. Еда внезапно превратилась только в консистенцию и температуру, даже самый сильный вкус или запах были сброшены до нулевой отметки.
Этот опыт напомнил мне о ключевой роли памяти, когда речь идёт о еде. Три недели, когда у меня не было чувства вкуса, я продолжала есть любимую еду, избегая всего нового. Оказалось, что вкус – инстинктивное чувство, обычно принимаемое как должное. Трудно поверить, что его можно потерять».
Научные исследования
Валерия интуитивно выбрала правильный путь. По словам Чарльза Спенса, профессора Оксфордского университета, 75-95% того, что, по нашему мнению, мы ощущаем как вкус продуктов, на самом деле напрямую определяется их запахом.
Профессор рекомендует поварам, страдающим от потери вкуса и/или обоняния, работать со знакомыми продуктами, оставаясь в зоне комфорта и ориентируясь на нужные пропорции по памяти. «Когда вы не чувствуете запах, вы теряете не только удовольствие от еды, но и эмоциональный и социальный контакт». Обоняние настолько связано с эмоциями, что его потеря может значительное уменьшить восприятие жизни. Такую потерю люди описывают, как «смотреть на мир сквозь оконное стекло». Спенс замечает: «Если ухудшается и теряется зрение, человек представляет мысленные образы, сохранённые в памяти. Но у большинства людей не так много обонятельных образов и воспоминаний. Когда теряется обоняние, они остаются ни с чем и это очень огорчает».
Еда в прямом смысле становится топливом. Когда-то любимое овощное ризотто превращается в груду горячих «зёрен» и непонятного пюре, что очень разочаровывает. Вот поэтому многие начинают просто есть хлеб. Единственная цель – почувствовать себя сытым.
Если с вами приключилась такая неприятность, профессор советует повышать социальные аспекты еды. Например, совместно с друзьями готовить блюда в онлайн. По словам Спенса, если меньше сосредотачиваться на еде, а больше – на компании, можно увеличить удовольствие от то, что ешь.
Совместно с поварами профессор разрабатывает мороженое с ностальгическими вкусами, например, «креветочный коктейль, «томатный суп». Это сделано для стимуляции обоняния пожилых людей. По словам Спенса, около трети людей старше 70 лет практически утрачивают обоняние. И блюда, обладающие специальными вкусами, могут помочь им вспомнить утраченные эмоции.
Восстановление обоняния
Для тех, кто страдает потерей или искажением обоняния, есть несколько простых методов, которые помогут натренировать нос.
Гарольд Макги, ведущий эксперт по науке о еде и кулинарии: «Обучайте свои чувства ежедневно. Для этого понюхайте 10 разных продуктов, включая специи, пряности – обязательно порошок карри, и попытайтесь определить каждый продукт». Это как раз то, что Томас Тройсгрос пытался делать во время потери обоняния. «Каждый день я пробовал разные продукты, открывал консервные банки с рыбой или соусами и нюхал, нюхал, нюхал. Постепенно запахи начали возвращаться».
Для более методичного подхода англичане составляют специальные наборы для восстановления обоняния. Цедра лимона и апельсина, мускатный орех, гвоздика, мята, эвкалипт, молотый кофе, кокос и ваниль – эти распространённые ароматы, работающие одинаково хорошо. Есть даже сайт Fifth Sense – источник информации о тренировке носа.
«Переключите своё внимание на острые специи и приправы, например, на перец чили. Возможно восприятие острого вкуса всё ещё присутствует. Готовьте пасту или рис с добавлением оливкового или сливочного масла, помидорами, чесноком и перцем чили. Пробуйте острыми, кислыми вкусами заглушить горечь», – советует Спенс.
Британский шеф-повар Райан Райли, соавтор книги «Вкус и запах», разработал для подобных случаев новую поваренную книгу. В ней особое внимание уделяется блюдам «со свежим вкусом». Есть здесь и фруктовый салат, заправленный юзу (цитрусовый фрукт), мёдом и ванилью, и тако с ананасами. Они, по мнению шефа, помогают больным и указывают верный путь к выздоровлению.
У большинства пациентов обоняние и вкус восстанавливаются после 2-3 недель заболевания. Томас Тройсгрос говорит: «Не всё так плохо. Положительным моментом было то, что неприятные запахи возвращались в последнюю очередь».