почему осетины не едят свинину
Традиции и обычаи осетин
Обычаи и традиции осетинского народа
Уходя своими корнями в глубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и непременное уважение к женщине. И конечно же, как и у большинства кавказских народов, это почетное внимание, уделяемое каждому гостю.
Традиционное кавказское гостеприимство
Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.
Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома. Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему. Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.
К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие. Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитерам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.
Еще один восходящий к скифской эпохе обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.
Осетинское застолье. Свод незыблемых правил
Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, – это ритуальное действо, тесно связанное с верой и отражающее весь национальный жизненный уклад. За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям. За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение. Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:
На свадьбе грустный гость некстати. Свадебные традиции осетин
В традициях многих народов свадьба начинается со сватовства. Поддерживается этот обычай и в осетинских семьях. К родителям избранницы засылаются минимум три свата: родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты. Хоть в доме девушки и прекрасно осведомлены о цели визита, но традиции есть традиции: старший из сватов после второго тоста рассказывает, зачем они пожаловали под сей гостеприимный кров. Также по обычаю родные девушки не имеют права дать свое согласие сразу: они благодарят гостей и, обещая посоветоваться со старейшинами, назначают день для следующей встречи.
Следующий этап предсвадебных ритуалов – фидыд, своеобразное брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную денежную сумму, служащую залогом предстоящего родства двух фамилий. Затем членами двух семейств обсуждаются все детали грядущего торжества. Когда же все важные вопросы решены, начинается оживленное праздничное застолье.
Через несколько дней после фидыда жених вместе с шафером и друзьями приезжает в дом невесты, такой тайный визит называется сусагцыд. Происходит последняя встреча жениха и невесты: теперь им предстоит свидеться лишь в брачную ночь. В этот вечер жених одаривает всех присутствующих женщин конфетами и преподносит возлюбленной обручальное кольцо.
И вот наступает первый день свадьбы. За невестой приезжает свадебный кортеж, родственники нареченной выносят пиво и араку, а также три пирога. После взаимных приветствий и выпитых «встречных бокалов» гостей провожают в дом. Их ждет накрытый стол, на котором помимо традиционных блюд возлежат голова и шея жертвенного животного. Пока невесту одевают и собирают в дальний путь, за трапезой произносятся все необходимые в этот день молитвы и тосты. Обычаи осетин предписывают также проявить знаки внимания по отношению к женщинам, находящимся в доме, но, естественно, не принимающим участия в застолье. Самые молодые из прибывших относят им шашлык из ребер и три бокала (нуазан): для накрывавших стол, для женщин-гостей и для старшей в семье.
После традиционного выкупа невесту наконец-то увозят в дом будущего супруга. Сам же жених, наоборот, отправляется к родным избранницы. Здесь он пробудет вместе с друзьями и шафером до самой ночи. А тем временем новобрачная проходит предписанные традициями обряды: снятие фаты и угощение свекрови и других пожилых женщин, находящихся в доме, медом с топленым маслом (мыды кус). В остальные же часы бурного празднования с танцами, песнями, шутками невеста стоит в углу, охраняемая прибывшими с ней двумя молодыми родственниками.
Раньше жених не допускался к невесте несколько дней. Сегодня традиции немножко смягчились, и уже на второй день новобрачные могут быть вместе. Кроме того, второй день свадьбы – это своеобразные «детские смотрины». Все соседские ребятишки прибегают познакомиться с невестой. Она же, в свою очередь, одаривает мальчишек игрушками, а девчонкам вплетает в волосы красивые ленты. Затем из дома молодой жены привозят и приданое: гостей также встречают со всеми почестями и готовится очередное застолье.
Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды
Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы. Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного. Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.
Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.
Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров. Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете. Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.
Свинину нельзя есть не только мусульманам, но и некоторым другим религиозным народам
Люди, которые исповедают ислам, не едят свинину. Многие задаются вопросом, почему именно мясо этого животного нельзя употреблять в пищу. Есть несколько версий, которые это объясняют.
Почему нельзя есть свинину мусульманам
Некоторые законоучители говорят, что рациональной причиной, по которой нельзя есть свинину, скрыта в Божьем умысле. По словам этнографов, все дело в верованиях первобытных людей. Многие запреты того времени перешли в стойкие каноны религии.
У семитских народов кабан был священным животным, к которому нельзя было прикасаться и произносить его имя. Позже культ зверобожества перерос в поклонение антроморфным богам, но ритуальные запреты все равно продолжали действовать.
Славяне никогда не называли медведя его настоящим именем – бер. Поэтому слово «медведь» навсегда укоренилось в лексиконе русского языка. Кстати, медвежатину славяне не употребляли.
Религиозный запрет на употребление свинины мусульманами
Причина отказа мусульман от свинины, несомненно, кроется в религиозных предписаниях. В Коране говорится о том, что Аллах не разрешает верующим употреблять в пищу мясо и кровь свиньи. Кушать нельзя и то, что не принесено в жертву. В исламе запрещена торговля свининой.
Люди, которые живут в разных странах, не могут найти рационального объяснения на то, что свинина является запретной у мусульман. Мясо свиньи почти постоянно присутствует в рационе многих народов.
Интересно то, что в Торе и Библии тоже есть слова, которые говорят о нечистоте свиньи и о запрете употребления ее мяса в пищу. Иудеи, как и люди исповедующие ислам, не едят свинину, а вот христиане считают его очень питательным продуктом.
Есть логичное объяснение того, почему христиане игнорируют предписания, которые указаны в Библии. Все дело в разной природной среде. Мусульманские народы чаще живут в жарком климате, поэтому выращивать свинину им невыгодно. Такая же ситуация и с иудеями.
У христиан исторически сложилось так, что свинья – это главное домашнее животное, которое присутствует в рационе на постоянной основе. Это объясняется благоприятными условиями для выращивания овощей и корма для свиней.
Опасность употребления свинины в пищу мусульманами с медицинской стороны
Так как существует множество непониманий мусульман со стороны других народов, то сформировались не только религиозные, но и медицинские причины, которые поясняют опасность употребление свинины в пищу.
Свинья – является всеядным животным, она поедает все вокруг, поэтому ей легко адаптироваться к новым условиям проживания.
Врачи утверждают, что в свинине есть большое количество антител, которые способы вызывать сбои в работе желудочно-кишечного тракта у человека. Это объясняется тем, что свинья поедает экскременты, и чтобы не наносить вред здоровью, организм вырабатывает антитела.
Эндокринологи подчеркивают, что в свинине высокий уровень холестерина и липидов. Из-за этого в стенках сосудов человека накапливается холестерин. Это может привести к атеросклерозу и ожирению.
Риск заражения паразитами при употреблении в пищу свинины
При употреблении недоваренного или сырого свиного мяса, повышается риск заражения паразитами: свиным цепнем, трихинеллой. После того, как яйцо свиного цепня попадает в организм человека, развивается заболевания цистицеркоз. Паразит обитает в мышечной ткани, появляются боли и слабость.
Иногда паразит может попасть в головной мозг, что приведет к плачевным последствиям. У человека будут судороги, боль, головокружение, умственная деградация. Трихинелла обитает в мышечной ткани, часто в миокарде, что может приводить к летальному исходу.
В мясе свиньи содержится мочевая кислота, которая может вызывать ревматоидные болезни: подагру, артрит, артроз.
Мусульмане считают, что Аллах запрещает им есть свинину, чтобы уберечь человека от некоторых заболеваний, продлить физическое существование и прибывать в хорошем здоровье.
Традиции и обычаи осетин и осетинская национальная кухня
Традиции и обычаи осетин
Особое отношение у осетин к старшим. Их уважают и почитают. В Осетии принято уступать место старшим в транспорте, а также уважительно вставать при появлении старших. При встрече, мужчины Осетии, в знак уважения, приветствует друг друга рукопожатием. Даже с незнакомыми людьми. Гости республики всегда восхищаются этой традицией.
Данью уважения к старшим, является поведение молодежи на улицах города. Нигде в городе не встретишь откровенно целующихся парочек. Здесь это не принято и считается неприличным. Парочки, которые гуляют по городу и набережной, выглядят скромно и целомудренно, как в старые добрые времена.
Осетины очень музыкальный народ. Национальная осетинская музыка звучит из окон домов, проезжающих маршрутных такси и даже с мобильных устройств горожан. Но то, как любят осетины танцы – не поддается никакому описанию. Если вам посчастливится попасть на осетинский праздник, вашему удивлению и восторгу не будет границ. Вы увидите все танцы народов Кавказа – зажигательную и искрометную лезгинку (которую, кстати, осетины танцуют просто мастерски!), грациозные плавные осетинские парные танцы и конечно любимый всеми Шалахо.
Осетинская национальная кухня
Без пирогов не обходится не одно застолье в Осетии. Независимо от национальности хозяев дома. Начинки в пирогах самые разные. Но большим почетом пользуются пироги с осетинским сыром, с картофелем, с мясом и обычной свекольной ботвой (вкус у этого пирога просто сказочный!).
Все блюда осетинской кухни готовятся с добавлением традиционных национальных специй. Разнообразие исконно осетинских блюд небольшое, но все они чрезвычайно вкусные.
Вообще, Осетия – многонациональная республика. Она стала родиной для русских и украинцев, армян и грузин, азербайджанцев и греков, немцев и поляков, евреев и татар. В республике мирно уживаются верующие разных конфессий.
Многонациональность республики обуславливает огромное многообразие блюд на праздничных столах в Осетии. Столы просто ломятся от обилия блюд, среди которых можно увидеть и армянские, и грузинские, и русские блюда. Попасть на праздник в Осетии – это получить массу приятных и незабываемых впечатлений.
Особой популярностью на застольях в Осетии, по праву, пользуется осетинское пиво. Этот национальный слабоалкогольный напиток, можно пить и взрослым и детям. Он невероятно вкусен и полезен. Вообще пиво в Осетии – самое вкусное. Это обусловлено чистой родниковой водой, которая льется из кранов горожан. Всегда холодная и очень вкусная.
Осетинские традиции
Осетины – кавказский народ, численность которого на сегодня составляет около 700 тысяч. Большей частью представители этой национальности проживают в Северной Осетии (Россия) и Южной Осетии, диаспоры имеются в Грузии, Турции и Сирии. Традиции и обычаи осетинский народ унаследовал от предков, скифо-сарматского племени аланов. В течение многих столетий осетины сохранили язык и систему религиозных верований. В настоящее время значительная часть населения Осетии придерживается православной веры, есть также приверженцы ислама.
Особенности национальной культуры
Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.
К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.
Трапеза у осетин ― это не просто прием пищи, а священнодействие. Перед тем, как сесть за стол, принято обратиться к богу и святым покровителям с молитвой. Сквернословие или ссоры за столом недопустимы, и считаются большим грехом.
Осетины очень музыкальны, музыка слышна отовсюду: из окон домов и проезжающих автомобилей, плееров и мобильников. А грациозные, искрометные и зажигательные осетинские танцы неизменно вызывают восторг зрителей.
Государственные праздники Южной Осетии
К национальным праздникам, которые по закону считаются выходными, относятся:
Новый год осетины, как и все народы мира, отмечают 1 января. Но более значимым праздником у них считается Старый Новый год ― «ног Бон». Он приходится на время окончания поста, и изобилие праздничных блюд служит символом благополучия семьи в течение всего наступившего года. На новогоднем столе обязательно присутствуют мясные блюда, домашнее масло и ритуальный круглый пирог «Артхурон», посвященный богу Солнца. Чтобы защитить дом от злых сил, у входа вешаются колючки. На рассвете во дворе разжигают костер, перед ним члены семьи озвучивают свои новогодние пожелания, а ряженая молодежь ходит по улицам, устраивая веселые представления.
Религиозные традиции
Традиции осетинского народа включают все общие для христиан праздники. Во время торжеств в храмах служится литургия, в день некоторых праздников в церквях совершается Всенощное бдение.
К числу общецерковных праздников относятся:
Существуют осетинские традиции и обычаи, связанные с поклонением местным святым-покровителям.
Семейные традиции
Кратко охарактеризовать осетинские семейные традиции можно как яркое воплощение всех национальных черт. В семейную обрядность входят свадебные, крестильные, погребальные и поминальные ритуалы.
Свадьба
Осетинской свадьбе предшествует период сватовства. Согласно обычаям, визиты сватов в дом невесты должны повториться три раза. Последний визит называется сговором. Если согласие получено, доверенные лица родителей жениха вручают семье невесты оговоренный выкуп (калым).
В день свадьбы в доме жениха собираются участники свадебного кортежа, который отправляется в дом невесты (обычно это свита из нескольких десятков человек). Невеста должна быть в платье, подаренном ей женихом. Осетинский свадебный наряд строгий, полностью закрывающий тело.
Торжество проходит одновременно в двух домах. Осетинские свадебные традиции требуют, чтобы жених и невеста до конца застолья не приближались друг к другу и не общались. Гражданская регистрация брака совершается в день свадьбы, но в некоторых случаях до или после нее.
Рождение детей
Если в осетинской семье рождается сын, первому сообщившему эту радостную весть преподносили подарок. Через несколько дней после рождения ребенка над ним совершается обряд укладывания в колыбель (авдаен). Смысл ритуала состоит в передаче новорожденного под опеку небесного святого Сафа ― покровителя семьи и детей. В наше время этот ритуал теряет актуальность.
Крещение новорожденного проводится согласно канонам православной церкви, и считается началом становления младенца на путь приближения к Богу. Обряд может быть выполнен в церкви или дома. Священник трижды окунает младенца в воду святой купели, произнося при этом установленные молитвословия.
Большое значение у осетинских семей придается выбору имени ребенка, обряд наречения именем служит отдельным праздничным ритуалом. Остальные обряды, которые проводятся в первые несколько месяцев после рождения ребенка, направлены на его ограждение от воздействия «злых сил».
Проводы в последний путь
Согласно общепринятым у кавказских народов правилам, усопшего надлежит омыть и обрядить в парадный костюм. У осетин считается, что чем больше слез пролито по покойнику, тем счастливее будет его пребывание на небесах. Поэтому часто проводить умершего в последний путь приглашают профессиональных плакальщиц, услуги которых очень дороги.
Похороны проводят в первые два дня после смерти. После предания покойного земле участники церемонии произносят над могилой короткие речи, а затем отправляются на поминальный обед. Блюда для него готовят соседи, так как в доме, где умер человек, до его погребения огонь разжигать нельзя. Поминальные трапезы раньше устраивали два дня после похорон, сегодня их проводят согласно христианским канонам: в день погребения, на третий, девятый и сороковой дни, а также на годовщину.
Национальная кухня
Блюда осетинской кухни, приготовленные с особыми кавказскими специями, очень вкусны и пользуются популярностью во всем мире.
Из первых блюд в Осетии чаще всего готовят:
Для приготовления вторых блюд в Осетии в основном используют баранину и курицу. Традиционные блюда:
Самый любимый в Осетии десерт ― печенье дзуката. Тонкие полоски теста жарят во фритюре, посыпают сахарной пудрой и подают с медом. Подобное лакомство в России называется «хворост», но в тесто для осетинской зукаты добавляют алкогольный напиток, чтобы оно было хрустящим.
Визитная карточка осетинской кухни ― тонкие плоские пироги круглой или треугольной формы («фыдджын»). Начинкой в них могут быть картофель, мясо, осетинский сыр, капуста или свекольная ботва. Такие пироги ― атрибут любого праздника. Их обычно подают уложенными друг на друга по три штуки ― это символизирует единство Бога, Солнца и Земли.
Что попробовать в Осетии и как это приготовить
Что мы знаем об осетинской кухне? В сознании всплывают художественные фильмы с почти театрализованным кавказским застольем. Важные мужчины, поднимающие кубки, длинные речи, витиеватые тосты. И еще обязательно – осетинские пироги.
Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. И культура питания осетинского народа тесно связана с его вековыми политеистическими верованиями, на которые наслоилось более позднее православие.
Праздничный стол – место, где прежде всего молятся, а только потом едят
Застольные традиции – это главное, чем уникальна национальная трапеза осетин. Традиции вместе с языком, менталитетом и духом народа называется у осетин словом «фарн» – от древнеиранского – хварна, воспринимаемого символически как счастье, доля, судьба и бережется пуще всего остального, как бы далеко от Родины ни жила семья.
Осетинская кухня не слишком разнообразна, традиционных блюд немного, хотя они необыкновенно вкусные и аутентичные, поскольку приготовлены по строгим и почти неизменным правилам, как и века назад, с использованием тех же домашних продуктов.
Ритуал осетинского застолья довольно сложен. Причем основные традиции трапезы до сих пор соблюдаются даже среди молодежи, люди же постарше придерживаются практически тех же правил, что и их предки 200 лет назад. Правил десятки, если не сотни. Вот только некоторые из них.
Праздничный стол – место, где прежде всего молятся, и отношение к застолью должно быть самое уважительное. Поэтому нарушать вековые традиции и порядки нельзя.
Застолье может длиться очень долго, но никто не должен пьянеть. Мало того, вести себя за столом следует степенно, не проявляя большого рвения в еде и, тем более, в питье.
За столом обязательно есть старший, тамада (фынджы хистар). Это очень почетно. Он сидит во главе стола и от него зависит дух всего застолья и соблюдение правил. Справа от него сидит второй старший фидауджыты хистар, а слева третий. Старшими могут назначаться только самые уважаемые мужчины.
Женщины сидят за отдельным столом, а при строгом соблюдении традиций даже в отдельном помещении. Молодежь сидит поодаль. Не допускается сажать детей рядом со старшими, тем более, на колени. Их место за отдельным столом или рядом с женщинами.
В честь праздника на стол ставят непременные три пирога на одном блюде, голову и шею жертвенного животного (обычно, бычка), кладут «базыг» (правую лопатку животного), отваренные, а потом запеченные три правых ребра одним куском. А также физонаг (шампур с шашлыком, приготовленным из нечетного количества кусков легких, сердца и печени). Когда пирует много людей, то пироги ставят на стол из расчета по три пирога на каждые 6 человек.
Начинает застолье старший мужчина. Он встает, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой – базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодежь подходит ближе. Старший произносит молитву. Все благоговейно слушают. Молитва в зависимости от повода, по которому собрались все присутствующие, может отличаться. При этом обязательно возносится хвала трем основным богам, среди которых Стыр Хуцау – великий Бог, Уастырджи – герой, божество осетинской мифологии, который со временем стал ассоциироваться со Святым Георгием. И Уацилла – бог, который с приходом православия стал ассоциироваться со святым пророком Ильей. А также другим богам и святым покровителям, среди которых Мады Майрам – Дева Мария.
В молитве обычно просят милости и защиты этих богов, а также процветания хозяевам дома и благополучия селению, в котором они живут. Также просят, чтобы застолье всегда собиралось по радостному поводу, а на столе всегда стояло три пирога. (Поскольку три пирога – это признак праздника, а два пирога готовят только на поминки). Все присутствующие мужчины сопровождают молитву возгласами хором: «Оммен, Хуцау»! (Аминь).
После того, как над пирогами прочтены молитвы и произнесен главный тост, пироги разрезаются на восемь частей (при этом их нельзя поворачивать!) и старший застолья раскладывает эти куски гостям. Только тогда можно начинать трапезу, в которой больше говорят и поднимают кубки, чем едят.
Символика трех осетинских пирогов
Вообще символика трех осетинских пирогов на одном блюде – это целый повод для культурологического исследования. Это символ единения Бога, земли и солнца. На поминальном обеде подают лишь два из них, поскольку символ солнца – лишь для праздников. Начинка может быть самая разнообразная, но почти в любую обязательно добавляется свежий домашний сыр или брынза. Вот самые распространенные варианты осетинских пирогов:
Пироги обыкновенно пекутся круглой формы, но есть особые случаи, когда их пекут треугольными, как символ триединства осетинских богов. А также – как символ триединства верхнего мира, который населён светлыми духами; среднего мира, который предоставлен человеку, обращающемуся за помощью к земным духам; и нижнего мира, в котором царит могущество сил земли и воды.
Пирог Уалибах с сыром
Самый распространенный пирог – уалибах, с осетинским сыром. Вот его рецепт
Смешиваем в стакане сухие дрожжи, сахар, 1 ч л пшеничной муки, добавляем во все это теплое молоко. Оставляем на 10-15 минут, пока не поднимется пенка.
Пшеничную муку просеиваем, делаем в середине углубление, в которое вливаем свежий кефир, кладем соль, смесь дрожжей с молоком. Замешиваем мягкое тесто. Накрываем его чистой тканью и ставим в теплое место на 2–3 часа.
Для начинки: 300 г осетинского сыра надо отжать от остатков сыворотки, тщательно размять (масса должна быть однородной и эластичной), посолить, хорошо перемешать. Осетинский сыр сейчас продается во многих сырных лавках, но в крайнем случае его можно заменить адыгейским или несоленой брынзой (но тогда начинку не подсаливать).
Готовое тесто раскатать в лепешки толщиной 0,5–1 см. На середину кладем сырную начинку, разравниваем ее, затем края лепешки постепенно стягиваем к центру и соединяем. Нажимом ладони разравниваем поверхность пирога и, перевернув его швом вниз, еще раз разравниваем. В результате пирог должен иметь ровную поверхность, одинаковую толщину (около 2 см) и округлую форму. Пирог укладываем на подогретый, слегка смазанный маслом противень. Делаем в центре маленькую дырочку в тесте, чтобы выходил пар.
Пирог Фыдджын с мясом
Один из самых любимых осетинами пирогов – фыдджын, пирог с мясом. Тесто для него готовят так же, как и для уалибаха.
А вот рецепт начинки: 500 г не слишком постного мяса (говядины или баранины) пропустить через мясорубку с крупной насадкой. Добавить мелко нарезанную ножом среднюю луковицу, 2 измельченных зубчика чеснока, посолить и поперчить. Хорошо перемешать фарш руками и оставить на полчаса.
Формировать фыдджын можно двумя способами. Первый – также как уалибах и остальные виды осетинских пирогов. Второй – раскатывая 2 тонких слоя теста. Один укладывается на сковородку, на него фарш, сверху второй слой теста. В этом случае края слоёв защипывают и заворачивают внутрь, затем разравнивают поверхность пирога, а посередине делают отверстие для выхода пара. Готовый пирог смазывают растопленным сливочным маслом и подают горячим.
Лывжа с бараниной
Кроме непременных трех пирогов, без которых немыслимо осетинское застолье, в кухне этого народа наиболее любимы блюда из мяса. Это чаще всего баранина или говядина. Меньше едят свинину и птицу. Если вы хотите угостить выходца из Осетии, приготовьте ему лывжу. Это универсальное блюдо из тушеной баранины с картошкой – нечто среднее между густым супом и жаркое. В зависимости от количества бульона оно может служить первым или вторым блюдом.
900 г не постной бараньей мякоти, лучше от задней части, надо порезать кусками размером примерно 4 на 5 см. Залить холодной водой так, чтобы она лишь закрыла мясо, и поставить на огонь. Если вы хотите добиться ароматного, прозрачного бульона, заливать мясо надо только холодной водой, довести до кипения и сразу снять пену. Солить, перчить – это уже потом, после закипания. Пока мясо тушится в небольшом количестве воды, нарезаем лук и картофель. Лук режем полукольцами, картофель пополам.
На Кавказе все овощи, и тем более картофель нарезают крупно. Так лучше ощущается вкус продукта. Есть отдельное удовольствие в том, чтобы разломить готовую картофелину, распробовать ее текстуру, насладиться вкусом. Репчатый лук, наоборот, режем мелко, чтобы он отдал в бульон свой аромат. В Осетии нет традиции пассеровать лук, его кладут в блюдо сырым. Когда мясо почти готово, солим, перчим и кладем овощи. Тушим, пока картофель не станет мягким.
Подавать лывжу лучше в глиняном горшочке, поскольку толстостенная глиняная посуда с крышкой держит температуру до часа и более, как будто блюдо только что с огня. Вы можете неспешно беседовать, а ваша лывжа останется такой же горячей и ароматной.
Острый соус Цахтон
К любому мясу, в частности к лывже, необходим цахтон. Это очень густой и острый соус на основе домашней сметаны. В осетинской кухне, если мы хотим получить ее настоящий вкус, важно, чтобы все продукты были как дома. Если сметана, то самая лучшая, если сыр – то только свежий, осетинский. Для цахтона нужен маринованный жгучий перец вместе с листьями. Его заготавливают в Осетии с осени: листья и плоды. Баночку с такой заготовкой можно найти на рынках. Листья надо перебрать руками, чтобы не попали жесткие части стеблей. Затем крупно нарезать. Добавить сметану. В принципе, готовят и с домашним кефиром. Это тоже вкусный вариант. Затем подсолить по вкусу, в зависимости от того, насколько солон маринованный перец-основа. Добавить черный перец для запаха. И, наконец, последний штрих. Берем сухой красный перец «птичий глаз» и измельчаем его в пыль ладонями (лучше в перчатках, иначе ладони будут «гореть»), добавляем в блюдо. Этот перец очень острый, достаточно всего одного маленького стручка.
Что пить, как пить
Традиционное осетинское застолье бывает затягивается надолго. Не принято вставать из-за стола, пока все не съедено. При этом тосты следуют один за другим. Среди национальных напитков самыми излюбленными всегда были пиво, арака́, брага, квас. Известны также производные спиртных напитков – например, двайно (арака двойной перегонки) и «напиток тутыра» (смесь араки с квасом). Осетинское пиво широко известно на территории Северного Кавказа и России в целом. По преданию, пиво изобрела Шатана, главная героиня эпоса осетин.
В процессе застолья есть ритуалы поднесения торжественных бокалов гостям и хозяевам дома. Так, после молитвы и трех тостов, первый ритуальный бокал преподносится афсинтан (людям, готовившим еду и накрывавшим на столы), второй – женщинам-гостьям, обычно самой старшей из них, третий – старшей женщине в семье. Ведущий застолья поручает трем молодым людям отнести такие же бокалы к столу, за которым сидят соседи и родственники. Часто такой жест внимания делается и в адрес молодежи. Затем хозяин дома с двумя молодыми людьми преподносит почетные бокалы прочим гостям.
Однако это ничуть не значит, что осетинское застолье сопровождается обильными возлияниями. Напротив, дойти до состояния опьянения считается бесчестьем, позором. Поэтому далеко не все торжественно подносимые бокалы выпиваются до дна. Женщины могут, приняв почетный бокал и поблагодарив, отослать его назад. В этом никакой обиды быть не может. Да и в остальном традиционная осетинская праздничная трапеза – это скорее общее театрализованное действо, в котором все члены общины находят удовольствие в соблюдении множества обычаев, чем просто праздничный стол, за которым едят, пьют и веселятся.