почему нет рыбы в магазинах
Мойва пропала: достоверная причина исчезновения продукта в магазинах России и Норвегии
Мойва – небольшая серебристая рыба, которая еще десять лет назад была на прилавках рыбных магазинов и рынков в изобилии. Ее жарили в панировке и рассматривали как недорогое рыбное угощение к обеду или ужину для всей семьи. Что говорить, ей даже кормили кошек в России. Не меньшей популярностью небольшая, но очень вкусная и полезная рыба пользовалась и в Норвегии. Ее главный плюс был в том, что она был доступна каждому. Несколько лет назад мойва очень выросла в цене и причины этого мы рассмотрели в прошлой публикации. Сегодня попробуем выяснить, почему мойва буквально исчезла, изменится ли ситуация и может ли продукт подешеветь?
Особенности ловли мойвы
Эта рыба в течение многих лет была дешевой, потому что ловилась очень легко. С помощью специального оборудования выслеживали косяк рыбы, а потом в это место отправляли рыболовное судно. В один момент от косяка не оставалось ничего. Поймать такую рыбу ничего не стоило, а продавалась он отменно. Спрос рождал предложение, и лов продолжался в огромных объемах без раздумий о будущем.
vipavlenkoff ru.depositphotos.com
Интересно, что по пищевой ценности небольшая мойва несколько превосходит мясо благородных лососевых рыб и популярной трески.
Именно варварская масштабная ловля стала причиной уничтожения небольшой, но совершенно незаменимой в природе рыбки. Мойва необходима для поддержания морской экосистемы. Она является основным составляющим меню китов, трески, тюленей и других морских обитателей.
В 2015 году ученые впервые забили тревогу. В результате был введен мораторий на вылов мойвы на 3года. В 2018 рыбалка была успешной, а потом мораторий вновь был возобновлён. Это решение было принято российско-норвежской комиссией по рыболовству, и к нему добровольно присоединилась Исландия.
Как обстоит ситуация сегодня
В 2021 году в Норвегии на лоддефикс вышел только один из кораблей и только единственный раз. Об этом сообщали местные СМИ. Они предупреждали, что вылов мойвы будет очень маленьким, по квоте, а затраты будут компенсировать за счет повышения цен. Возможно, гурманов и настоящих ценителей маленькой серебристой рыбы эта новость и обрадовала, но мойва стала совершенно недоступна для большинства. Ее цена в одночасье выросла в 5 раз и чтобы купить рыбу за бешеные деньги, нужно было ее найти.
Вот так обстоят дела в Норвегии. В России ситуация не лучше. Мойвы часто нет в продаже, а в отдельных магазинах она неоправданно дорогая. Такая цена связана с тем, что мойва в Россию доставляется с Дальнего Востока. К слову, эту рыбу очень любят в Японии. Местные врачи рекомендуют съедать несколько рыбешек в неделю всем. Эта рыба является незаменимым источником селена, и этот микроэлемент легко усваивается.
dmitryi ru.depositphotos.com
Мойва полезна в соленом и жареном виде. Единственно, рыба теряет множество полезных свойств в результате копчения, потому такой метод обработки крайне нежелателен.
Что изменится
Сегодня мораторий на промышленный лов мойвы продлен вплоть до 2022 года. Уже через месяц, в ноябре комиссия соберётся повторно для очередного распределения квот. Если популяция мойвы восстановилась, лов разрешать. В Норвегии убеждены, что квоты будут очень маленькими и недостаток объема вновь придется компенсировать ценой.
Посмотрите следующее видео, чтобы понять текущую ситуацию.
Как выдумаете, появится ли когда-нибудь мойва по доступной цене в продаже? Или мы будем вспоминать про эту вкусную рыбу глядя на картинки, и рассказывать о ней детям, как наши родители нам про исчезнувшую ледяную рыбу? Оставляйте свои ответы в комментариях.
Не забывайте делиться ссылками на публикации со своими друзьями, обязательно ставьте лайки понравившимся вам статьям. Подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!
Люблю ловить рыбу и умею ее вкусно готовить, хочу поделиться этими знаниями.
Рыба: проблемная и прибыльная
Рыба — одна из самых перспективных, но и самых проблемных товарных категорий. С одной стороны, никто не сомневается в ценности этого продукта, с другой — существует масса ограничений, материальных и нематериальных, сдерживающих рост потребления рыбы и развитие этой категории в российском ритейле.
Разнообразный рыбный ассортимент в магазине дает возможность отстроиться от конкурентов, повысить трафик и привлечь больше поклонников здорового образа жизни.
Тем не менее в российских магазинах выбор рыбы, как правило, невелик. Причин масса. Одна из них — неумение ритейлеров работать с этим товаром.
На конференции «Рыба и морепродукты: мировые тренды розничных продаж и лучшие российские практики», проведенной порталом Retail.ru в рамках «WorldFood Ритейл Академии», представители сетей поделились своими практиками и проблемами развития рыбной категории.
По данным Информационного агентства по рыболовству, в 2019 году потребление рыбы и морепродуктов в России с учетом импорта составляет не более 12,9 кг на человека в год (в товарном весе, то есть без обрези, плавников, голов, хвостов, кишок и потрохов). Тогда как рекомендуемый Минздравом РФ объем потребления рыбных продуктов составляет 22 кг на человека в год.
С 2015 года потребление рыбы упало почти на 25 %, хотя вылов вырос с 4,4 млн тонн до 5,1 млн тонн в 2018 году. Максимум потребления рыбы — 17,1 кг на россиянина в год — был зафиксирован в 2012 году.
Рыба давно уже перестала быть дешевой альтернативой мясу, а изысканные сорта намного дороже мяса. Промысловики предпочитают работать на экспорт, а на внутреннем рынке рыба становится все менее доступной российскому покупателю, так как с 2013 по 2018 год рыба подорожала вдвое и продолжает дорожать. Например, в сентябре этого года существенно поднялась в цене красная рыба
Рыбные риски
Рыба как товарная категория сложна в работе, и риски остаются довольно высокими на всей цепочке поставки из-за коротких сроков хранения и высокой стоимости обработки. По оценке директора департамента по категорийному менеджменту московского округа сети «Магнит» Андрея Игнатова, основная опасность для ритейлера — неправильно спрогнозированный объем: дорогостоящий товар быстро слеживается, и это может негативно повлиять на прибыльность.
Важный минус — низкая логистическая доступность, сложности с обеспечением широкого ассортимента разных видов рыб и морепродуктов. Продукт становится дорогим из-за больших затрат на производство и необходимости четко соблюдать температурный режим на всей цепочке поставки. Из-за коротких сроков хранения в рыбе высокий процент списания.
Самая потенциальная, но и самая проблемная группа — свежая охлажденная рыба.
«Охлажденная рыба — это потрясающая категория, так как значительно прибавляет магазину баллы, — говорит Андрей Игнатов. — Но, с другой стороны, есть опасность, что, когда рыба слеживается, когда оборудование неправильно используется или выходит из строя, запах несвежей рыбы сразу распространяется на весь торговый зал».
Осложняют работу особенности категории. Рыба как продукт обладает высокой пищевой, но низкой энергетической ценностью. Чтобы наесться этим продуктом, надо купить его больше, чем мяса, и по весу, и по цене.
Категория очень эмоциональная и сильно зависит от вкусов и привычек питания.
Несмотря на то что РФ имеет выход к 23 морям и включает более 30 тыс. водоемов, то есть имеет возможность обеспечить поставки свежей рыбы, в большинстве регионов (кроме исторически рыбных — Северо-Запад, Юг и Дальний Восток) привыкли работать с замороженным продуктом.
Все эти условия становятся причиной низкого потребления: например, в сети «Магнит», по словам Андрея Игнатова, проникновение категории в чек, в зависимости от формата и ассортимента магазина, составляет от 0,5 до 1,5 %.
Иван Федяков, генеральный директор компании InfoLine
Общие рекомендации
Чтобы повысить продажи охлажденной рыбы, следует налаживать логистические цепочки с мест добычи, четко выстроить операционные процессы в магазине, обеспечить правильную подачу продукта и образовывать потребителя, прививать новые привычки.
«Доверие к магазину и его привлекательность — самое важное в продажах, — поясняет Андрей Игнатов, — поэтому здесь все должно быть хорошо — весь товар учтен и в наличии, установлено необходимое оборудование, присутствуют все ценники, продавцы — за прилавком и кассиры — на кассе, без этого уже нельзя, это классика. Охлажденная рыба больше связана с эмоциями, чем другие виды этого продукта, поэтому тут важны ощущения и впечатления при взаимодействии с магазином, хочет ли покупатель туда ходить и доверяет ли этому магазину».
Следует четко продумать и соблюдать процесс продаж — не просто выложить утром и снять вечером, а выстроить производственную цепочку — например, утром выкладывается охлажденная рыба на 3 часа, затем снимается с витрины и передается в цех полуфабрикатов, еще через 3 часа полуфабрикат идет на горячее блюдо. В этом случае магазин должен полностью ощущать и знать свою витрину, при таком подходе списания не растут, более того, рост продаж достигает двузначных цифр.
Важное условие — внятное сочетание цены и качества, понятный товар по понятной цене.
Следует давать покупателю знания о продукте и оказывать персонализированный сервис, задействовав специалистов по рыбе.
Оптимально, если за прилавком будет продавец-консультант, способный квалифицированно рассказать о продукте. Правильно позиционировать рыбу как продукт ЗОЖ для тех, кто следит за своим питанием. Вводить в ассортимент диетические рыбные готовые продукты и пресервы.
Делать эффектную презентационную выкладку для создания позитивного эмоционального образа.
Андрей Евстратов, собственник сети «Окрошка» (г. Муром, Владимирская область)
«Двигатель категории — замороженная рыба, упакованная навалом. Охлажденная, горячего копчения и пресервы имеют малую долю в продажах. Доходы людей в регионах не растут.
Наш покупатель — средний и средний минус, ему наплевать, как заморожена или разморожена рыба, он в первую очередь смотрит на ценник. Может быть, он готов купить более дорогую, но не имеет возможностей. При этом есть тренд на ЗОЖ, производители выпускают продукты с большей добавленной стоимостью, люди говорят «Я за ЗОЖ», но едят свинину.
Два года назад в нашей сети проходила акция «Горбуша по цене 79 руб. за килограмм», итог — рухнули продажи охлажденного мяса и курицы, которая стоила примерно столько же, сколько рыба, но уже приелась. Тогда горбуша сделала план продаж.
У нас никто не бегает за поставщиками: объявляется тендер, кто даст ниже цену, того и возьмут. Рыба покупается реже еще и потому, что ее сложнее готовить, чем курицу, не все умеют это правильно делать».
«Семья» растит доверие
Пермская сеть «Семья» сделала своей основной стратегией на 2019 год усовершенствование магазинов, в том числе открытие новых отделов, обновление оборудования и ассортимента. В рамках этой стратегии был оснащен рыбный отдел и запущен проект «Охлажденная рыба».
Сеть «Семья» работает в Пермском крае с 2002 года, в нее входят 76 магазинов, в том числе 4 гипермаркета (количество чеков в день — 18 380, средний чек — 595 руб.), 26 супермаркетов (42 556 чеков, средний чек – 348 руб.), 46 магазинов «у дома» (59 933 чеков, средний чек — 288 руб.). Владельцев дисконтных карт — 510 тыс. Объем налоговых платежей за 2018 год — 627,1 млн руб.
Как рассказала менеджер по управлению ассортиментом сети «Семья» Марина Никитина, охлажденная рыба – растущая категория, в развитие которой сеть готова инвестировать.
Одна из основных проблем проекта — недоверие людей к охлажденной рыбе. При этом отмечается рост интереса к блюдам из рыбы как части здорового питания.
Покупатели знают, что морепродукты в рационе обеспечивают организм витамином D, укрепляют сосуды, улучшают зрение, стабилизируют сон. Это вкусно и модно – ни одно ресторанное меню в мире не обходится без рыбных блюд, создается много концептуальных заведений на тему морепродуктов, СМИ публикуют информацию о пользе рыбы. Почему же не покупают?
10 декабря 2019 года в партнерстве с фирмой «1С» портал проводит конференцию «Как заработать, создавая и развивая розничные сети?» для владельцев, директоров магазинов и специалистов по розничной торговле. Присоединяйтесь!
Чтобы разрешить опасения покупателей, сеть работает над повышением доверия.
Менеджер лично объясняет, как происходит процесс охлаждения, как рыба обрабатывается и доставляется, дает свой номер телефона покупателям рыбного отдела, чтобы они могли звонить и рассказывать свое видение, делиться впечатлением о товаре.
Самое важное — доносить правду до покупателя, так как зарабатывать доверие долго, а утратить легко — достаточно единственного промаха, считает Марина Никитина.
Если стейк приготовлен из замороженного сырья, которое подвергалось дефростации, то не нужно этого скрывать. Покупатель все равно это поймет и утратит желание доверять.
В этом процессе важно партнерство игроков рынка – сетей и производителей, единые стандарты и правила. Сети «Семья» не хватает надежных поставщиков, обеспечивающих качественный товар и широкий ассортимент.
«Хочется предложить покупателю разнообразие рыбы и много способов ее приготовления, чтобы человек не смог пройти мимо витрины, — говорит Марина Никитина. — Ждем партнеров-поставщиков замороженной и охлажденной рыбы. Наш призыв к производителям: помогите соблюдать доверие покупателей к витрине!»
По мнению эксперта, у охлажденной рыбы есть потенциал роста, у замороженной — нет, поэтому нужно:
Резюмируя, по мнению эксперта, категорию охлажденной рыбы можно развивать, но надо, чтобы все — от производителя, закупщика до покупателя — были уверены в качестве.
Свежий взгляд на «заморозку»
Заморозка часто ассоциируется с дешевым и безвкусным продуктом. Но сеть магазинов формата «у дома» «Фреш Фрост» решила развенчать этот стереотип. Основу ассортимента сети составляют замороженные продукты и готовые блюда. В частности в категории «Рыба и морепродукты» представлено 30 SKU, «Полуфабрикаты из рыбы» — 20 SKU, «Готовые блюда из рыбы» — 20 SKU.
Как рассказал генеральный директор сети «Фреш Фрост» Денис Бабаев, магазин «у дома» имеет небольшую ротацию товара, так как его посещают 100–300 человек в день, и держать при таком трафике все свежее и охлажденное невозможно, как и невозможно доставить свежую рыбу в центр России.
Но многие покупатели не знают, что промысловая рыба не бывает охлажденной. На борту судна рыба находится до трех суток, и ее необходимо заморозить в течение нескольких часов.
По словам специалистов, выловленная рыба после поднятия на борт быстро направляется на обработку, с момента поднятия трала до заморозки проходит не более 5–8 часов. Все технологические операции производятся непосредственно в море на борту судов, вследствие чего рыба не теряет вкусовых качеств и свежести.
«Пытаемся донести до покупателя, что исторически все морепродукты доставлялись замороженными из того места, где выращены или выловлены, — говорит Денис Бабаев. — Но, чтобы манипулировать понятиями ЗОЖ и фреш, сетевые компании девальвируют заморозку. А заморозка — это единственный способ довезти свежий продукт».
Сегодня стали привычными и популярными замороженные премиальные торты и выпечка, овощи и ягоды, пора переносить это отношение на рыбу. Хотите свежий морепродукт — в магазине у дома он будет только замороженным.
У охлажденной рыбы есть потенциал развития, считает Денис Бабаев, но только в ассортименте специализированного магазина или гипермаркета с высокой проходимостью.
Александр Туровцев, заместитель генерального директора компании «Алеут-ВЛК» (ГК «Антей»)
Найти свой магазин с качественной заморозкой очень сложно. Сети «убили» заморозку, потому что продавали дефростированную продукцию, которую разделывали, в которую лили глазурь и снова замораживали, в итоге получая маржу обманом покупателя.
Надо рассказать покупателям о том, что самая качественная рыба — это замороженная в течение 4–5 часов после вылова. При этом никто не отменяет пользу рыбы, выращенной в искусственных условиях.
Чтобы задавать тренды на рынке продаж рыбы, нужно понимать, что это за продукт, откуда и как его применить к ЗОЖ. Еще 15 лет назад все сети торговали рыбой — какой придется, лишь бы была маржа. Теперь тенденция меняется — ассортимент расширился, люди стараются найти ту рыбу, которая им нравится.
Успех будут иметь сети, начинающие работать с производителем в тандеме, не когда переработчик пытается продать, а когда они вместе пытаются найти продукт, отвечающий запросам покупателя, и научить клиента его правильно употреблять.
Посмотрите видеоинтервью с участниками конференции «Рыба и морепродукты: мировые тренды розничных продаж и лучшие российские практики», записанные в пресс-центре Retail.ru на выставке WorldFood.
Валерия Миронова, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
Мойва пропала: достоверная причина исчезновения продукта в магазинах России и Норвегии
Мойва – небольшая серебристая рыба, которая еще десять лет назад была на прилавках рыбных магазинов и рынков в изобилии. Ее жарили в панировке и рассматривали как недорогое рыбное угощение к обеду или ужину для всей семьи. Что говорить, ей даже кормили кошек в России. Не меньшей популярностью небольшая, но очень вкусная и полезная рыба пользовалась и в Норвегии. Ее главный плюс был в том, что она был доступна каждому. Несколько лет назад мойва очень выросла в цене и причины этого мы рассмотрели в прошлой публикации. Сегодня попробуем выяснить, почему мойва буквально исчезла, изменится ли ситуация и может ли продукт подешеветь?
Особенности ловли мойвы
Эта рыба в течение многих лет была дешевой, потому что ловилась очень легко. С помощью специального оборудования выслеживали косяк рыбы, а потом в это место отправляли рыболовное судно. В один момент от косяка не оставалось ничего. Поймать такую рыбу ничего не стоило, а продавалась он отменно. Спрос рождал предложение, и лов продолжался в огромных объемах без раздумий о будущем.
vipavlenkoff ru.depositphotos.com
Интересно, что по пищевой ценности небольшая мойва несколько превосходит мясо благородных лососевых рыб и популярной трески.
Именно варварская масштабная ловля стала причиной уничтожения небольшой, но совершенно незаменимой в природе рыбки. Мойва необходима для поддержания морской экосистемы. Она является основным составляющим меню китов, трески, тюленей и других морских обитателей.
В 2015 году ученые впервые забили тревогу. В результате был введен мораторий на вылов мойвы на 3года. В 2018 рыбалка была успешной, а потом мораторий вновь был возобновлён. Это решение было принято российско-норвежской комиссией по рыболовству, и к нему добровольно присоединилась Исландия.
Как обстоит ситуация сегодня
В 2021 году в Норвегии на лоддефикс вышел только один из кораблей и только единственный раз. Об этом сообщали местные СМИ. Они предупреждали, что вылов мойвы будет очень маленьким, по квоте, а затраты будут компенсировать за счет повышения цен. Возможно, гурманов и настоящих ценителей маленькой серебристой рыбы эта новость и обрадовала, но мойва стала совершенно недоступна для большинства. Ее цена в одночасье выросла в 5 раз и чтобы купить рыбу за бешеные деньги, нужно было ее найти.
Вот так обстоят дела в Норвегии. В России ситуация не лучше. Мойвы часто нет в продаже, а в отдельных магазинах она неоправданно дорогая. Такая цена связана с тем, что мойва в Россию доставляется с Дальнего Востока. К слову, эту рыбу очень любят в Японии. Местные врачи рекомендуют съедать несколько рыбешек в неделю всем. Эта рыба является незаменимым источником селена, и этот микроэлемент легко усваивается.
dmitryi ru.depositphotos.com
Мойва полезна в соленом и жареном виде. Единственно, рыба теряет множество полезных свойств в результате копчения, потому такой метод обработки крайне нежелателен.
Что изменится
Сегодня мораторий на промышленный лов мойвы продлен вплоть до 2022 года. Уже через месяц, в ноябре комиссия соберётся повторно для очередного распределения квот. Если популяция мойвы восстановилась, лов разрешать. В Норвегии убеждены, что квоты будут очень маленькими и недостаток объема вновь придется компенсировать ценой.
Посмотрите следующее видео, чтобы понять текущую ситуацию.
Как выдумаете, появится ли когда-нибудь мойва по доступной цене в продаже? Или мы будем вспоминать про эту вкусную рыбу глядя на картинки, и рассказывать о ней детям, как наши родители нам про исчезнувшую ледяную рыбу? Оставляйте свои ответы в комментариях.
Не забывайте делиться ссылками на публикации со своими друзьями, обязательно ставьте лайки понравившимся вам статьям. Подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!
Люблю ловить рыбу и умею ее вкусно готовить, хочу поделиться этими знаниями.
Почему в России рыба дороже мяса: тайные течения
Не по карману стала даже треска
Фото: Геннадий Черкасов
Нашу страну можно с уверенностью назвать самой богатой державой в мире по запасам рыбы. Россию омывают 14 морей, у нас насчитывается более 2 млн озер и столько же рек. Ежегодно мы добываем до 4,5 млн тонн морепродуктов. Теоретически этого хватает: на каждого жителя приходится более 22 кг рыбы в год. С этой статистикой не поспорит ни один диетолог: именно столько рыбы нужно человеческому организму ежегодно.
Но проблемы в отрасли все равно остаются. Поэтому треска, которую мы едим, стоит втрое дороже, чем могла бы, а зарубежная красная икра, которой нас пичкают розничные сети, по качеству серьезно уступает отечественной, которая далеко не всегда поступает на прилавки магазинов.
Рыбу в России любят не меньше, чем мясо. Это удачное дополнение к обеденному гарниру, неплохая закуска к пиву и отличный ингредиент различных салатов. Кроме того, рыба полезна. Она легко усваивается, в ней множество необходимых человеку аминокислот, а рыбий жир отталкивает от стенок кровеносных сосудов вредный холестерин, препятствуя их засорению.
Однако, приходя за рыбкой в магазин, можно натолкнуться на заоблачные цены. Например, увидеть стоимость заурядной трески в замороженном виде под 450 рублей, а в свежем — под 900 рублей. Это же дороже самого свежего и отборного мяса! А ведь многие помнят, что в советские времена треска считалась одним из самых рядовых морепродуктов. Почему же в самой рыбной стране мира цены на нее теперь такие высокие, что она стала по карману далеко не каждому и фактически превратилась в деликатес?
Семга — друг, но истина — дороже
Самая популярная рыба в России — это бесспорно селедка, которой в год россияне поглощают до 400 тыс. тонн. На втором месте идет треска с объемом потребления в 300 тыс. тонн. Третье место занимает минтай, который из-за невысокой цены вплотную подобрался к другим призерам. За ними следуют тихоокеанские лососи — горбуша и кета.
Российские рыболовы в состоянии самостоятельно удовлетворять потребности страны в излюбленном и привычном населению продукте. Более того, если вся отечественная селедка идет на внутренний рынок, то до 60–70% от улова минтая наша страна даже экспортирует. Треска также в России преимущественно отечественная, хотя и существует небольшая доля импорта. Вылавливаемые в российских морях лосось, горбуша и кета вполне закрывают спрос внутреннего рынка. Хороший улов в 2016 году даже позволил эти сорта поставить на экспорт, хотя и в небольших объемах.
В целом, по данным Росстата и Минсельхоза, сейчас на внутреннем рынке России 78% рыбы — собственный продукт. Неофициальные данные ниже, но ненамного: независимые эксперты долю отечественного улова оценивают в 70%.
Причем эта доля в последние годы растет. Положительным фактором развития внутреннего рынка стал запрет, введенный нашей страной в отношении продукции ряда государств в ответ на западные санкции в 2014 году. До начала санкционного периода объем рыбного импорта в России достигал 1 млн тонн в год. В 2016 году этот показатель упал до 450 тыс. Россияне стали больше доверять отечественному продукту и с сомнением смотреть на зарубежные этикетки.
Однако в том, что касается ассортимента, не все так гладко. Под вопросом остается, например, любимая россиянами семга, импорт которой из ряда стран находится под санкциями. Полную потребность в этой рыбе именно в охлажденном виде, в котором многие привыкли подавать ее к столу, своими силами Россия закрыть не может.
Из 200 тыс. тонн охлажденной семги, потребляемых в нашей стране ежегодно, только 20 тыс. произведены отечественными предприятиями. «Российские компании начинают развивать производство семги. Но надо понимать, что это нельзя сделать за один день. Необходимо построить само хозяйство, вырастить рыбу, наладить инфраструктуру. На это требуются годы — не менее 5–6 лет», — отмечает эксперт рыбного рынка, экс-президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Александр Фомин.
Рак на безрыбье
Существуют любители и другой, более экзотической морепродукции. Эстеты, да и рядовые потребители, иной раз не против перекусить кальмарами и креветками. Чтобы удовлетворить их запросы, розничным сетям приходится обращаться к зарубежным рыболовам. Мощности российских рыболовецких хозяйств хватает на вылов всего 10 тыс. тонн креветки, тогда как потребность нашего населения — 50 тыс.
Ситуацию усугубляет тот факт, что ранее Россия импортировала креветку из Дании и Канады. По качеству эта креветка очень хорошая — высококачественная, экологически чистая. Но сейчас, когда эти страны находятся под санкциями, необходимые объемы приходится брать на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона — в частности, во Вьетнаме и Таиланде. Это креветки «тигровые», «банановые»… Как утверждают отраслевые специалисты, хотя они и крупнее, но по качеству хуже, так как выращиваются в сомнительной аквакультуре, неясно в какой воде и на каких кормах. Так что есть их не рекомендуется. Кроме того, учитывая, что плечо доставки длиннее, то, соответственно, их стоимость выше.
Похожая ситуация со скумбрией. Эту рыбу горячего или холодного копчения россияне ежегодного потребляют до 250 тыс. тонн. А добывается в наших морях всего 100 тыс., поэтому пока скумбрия также останется преимущественно импортной.
Впрочем, вероятно, со временем в этом сегменте положение нормализуется так же, как и на рынке шпрот. Тот недостаток балтийских шпрот, который образовался после принятия санкций, сейчас восполняют крымские рыболовы, и российские потребители не замечают разницы.
Красная икра: деликатес или отходы?
А вот у красной икры — особое место на российском рынке морепродуктов. По отношению к ней не введены ограничения. Поэтому часть икры, которую мы едим, поступает к нам фактически по импорту. «Надо сказать, что традиционным продуктом и даже деликатесом красная икра считается только в славянских странах. В большинстве западных государств считается кощунством поедать будущее потомство, пусть даже рыбы», — отмечает Александр Фомин.
В России, Белоруссии и на Украине, напротив, красная икра считается символом достатка. Поэтому спрос на красную икру растет, и импортеры этим пользуются, увеличивая предложение. Только в нашей стране ежегодный объем рынка производства красной икры достигает 40 тыс. тонн. Практически вся она (до 95%) идет на внутренний рынок. Но считать ее по-настоящему российской нельзя. Около половины красной икры, представленной на нашем рынке, произведена из зарубежного продукта.
Причем между настоящей российской и псевдороссийской икрой много отличий. Стоит ли употреблять в пищу импортную икру — большой вопрос. До момента фасовки в банку зарубежные производители сначала икру морозят. Наши компании покупают мороженое сырье, перерабатывают его, засаливают и фасуют в банки. Качество этой икры хуже: у нее более нежная пленка, и икра попросту разваливается на бутерброде. Кроме того, сокращается срок хранения.
Конечно, отечественные производители стараются так же активно продвигать свой продукт, но магазины иной раз отказываются приобретать икру, произведенную дальневосточными рыбаками, так как их продукция дороже. Продавцы предпочитают брать более дешевую икру, произведенную из импортного замороженного сырья, чтобы получить большую прибыль. Такой подход широко используется, в частности, в центральных регионах России.
Впрочем, в ближайшее время ситуация может поменяться. Евразийский экономический союз, членом которого является Россия, принял технический регламент, который вступит в силу в сентябре 2018 года. В нем прописаны крайне жесткие требования к производству икры. Так, если продукт производен из мороженого сырья, то производитель будет обязан указать это на маркировке. А если сырье не удовлетворяет требованиям российских стандартов, то икра будет и вовсе изъята из розничного оборота.
Долгая дорога в «милях»
При всех положительных сдвигах в российской рыбной отрасли количество проблем все же остается немалым. В первую очередь это касается транспортировки и логистики. В России примерно 70% вылавливаемой рыбы (3 млн тонн) приходится на Дальний Восток. При этом большая часть населения проживает в европейской части страны. Соответственно, процесс доставки товаров от поставщиков сырья до потребителей долог, сложен и не до конца отлажен. Речь идет о несовершенной приемке рыбы в портах, нехватке мощностей по переработке и хранению, а также специализированных хабов по перегрузке на наземный транспорт — в железнодорожные составы.
В Советском Союзе эта проблема решалась так. Селедку, лососей и другие виды солили и развозили в бочках по всей стране. Так как срок хранения такого продукта продолжительный, было неважно, в каких вагонах рыба перевозится, в каких условиях хранится, насколько задерживается ее сдача…
Но население стало более разборчивым и зачастую не покупает рыбу, не узнав подробностей ее изготовления. «Чтобы потребители видели на этикетках привлекательные для покупки нюансы, производители обрабатывают рыбу вблизи от места вылова — на ближайшем берегу или даже на рыболовных судах. Потом рыбу замораживают и отправляют в Центральную Россию», — разъясняет старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Здесь и начинаются проблемы. Транспортные составы для перевозки рыбы, а особенно рефрижераторы, после СССР не обновлялись. Их также не хватает. «Пока рыба доедет до розничного магазина, она может быть разморожена и заморожена неоднократно. А на прилавке ее выдают за свежую. Фактически же мы покупаем кота в мешке», — рассуждает Анна Бодрова.
Кроме того, по словам экспертов, продавцы не брезгуют обыкновенной ценовой манипуляцией. Так, килограмм минтая оптом на Дальнем Востоке стоит 65 рублей. В столичном магазине в рознице его цена — 180–200 рублей. То есть сам производитель получает лишь 30% от цены сбыта, которая выросла втрое. В остальном мире картина обратная: 70% получает производитель, остальное — другие участники этой цепочки. «На российском же рынке конечная стоимость рыбы зачастую повышается необоснованно. Именно поэтому цена на обыкновенную треску в замороженном виде доходит до 450 рублей, а в якобы свежем — до 900 рублей», — полагает старший аналитик «Альпари».
Стабильности не хватает.
Еще одна проблема российского рыболовного хозяйства — отсутствие стабильного, долговременного налогообложения. Как утверждают участники рынка, этот сектор постоянно лихорадит различными законодательными новшествами, которые не всегда понятно, как трактовать.
Например, был принят закон, по которому для стимулирования судостроения у всех производителей рыбы будут забирать до 20% квот на вылов и выделять их в дальнейшем тем компаниям, которые будут вкладывать средства в строительство судов. Идея, несомненно, заслуживает внимания. Она позволит дать толчок развитию судостроительной отрасли.
«Понятно, что крупные компании, которые могут себе позволить инвестировать в строительство судов, в дальнейшем выиграют. Однако ряд предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, может быть поставлен на грань выживания», — считает Александр Фомин.
Кроме того, сейчас готовится закон об увеличении в 6–7 раз налога на водные биоресурсы. Если он будет принят, есть риск, что производственники учтут его в себестоимости продукции, что приведет к росту розничных цен и сокращению спроса.
В итоге российскому рыбаку будет легче пройти необходимые процедуры и продавать свой улов на зарубежном рынке, нежели оставаться на внутренних площадках, где необходимо предоставлять множество дополнительных бумаг проверяющим органам.
Но при всех проблемах в последние три года в России наблюдается постоянный рост вылова рыбы. В ближайшие 2–3 года объем вылова, как полагают представители отрасли, может быть доведен до 5 млн тонн. Это более 30 кг на каждого россиянина в год.