почему нельзя в аквапарк со своей едой
ВС РФ разрешил приходить в аквапарк со своими напитками и едой
chinahbzyg / Shutterstock.com |
Верховный Суд Российской Федерации признал за потребителями право проносить в аквапарк свою еду и напитки. Кроме того, по мнению ВС РФ, аквапарк обязан отвечать за сохранность вещей, которые клиенты оставляют в шкафчиках, а также обязан впускать даже тех клиентов, которые не согласны соблюдать или не понимают внутренние Правила пользования услугами аквапарка. Соответствующее определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2017 г. № 306-КГ17-12283 изучили эксперты компании «Гарант».
Обстоятельства дела, как они отметили, при рассмотрении которого была высказана эта позиция, заключались в следующем.
Аквапарк, который как раз не гарантировал сохранность вещей и запрещал клиентам приходить со своей едой, в том числе в зону общепита, получил предписание Роспотребнадзора об исключении названных положений из своих Правил пользования услугами Аквапарка.
Попытка оспорить предписание в суде провалилась. Суды трех инстанций единодушно сошлись в том, что указанные положения Правил пользования услугами незаконны:
– законодательство не предусматривает установление такого ограничения, как запрет на пронос напитка, для предоставления публичных развлекательных услуг населению. Значит, аквапарк ущемляет права тех потребителей, которые пришли с билетами и с приобретенными вне парка продуктами и напитками, отдавая предпочтение тем, кто приобретает напитки и продукты на его территории. А ведь коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора (абз. 2 п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса);
– это же правило применяется и в отношении лиц, которые не понимают Правил (к таковым аквапарк пытался отнести иностранцев и недееспособных). Суд указал, что независимо от того, кто является посетителем аквапарка (иностранное или недееспособное лицо), организация, которая оказывает публичные услуги, не праве отказывать в заключении публичного договора, только на основании того, что они не понимают правил. И иностранные граждане, и недееспособные лица в равной степени обладают и пользуются всеми правами, предоставленными законодательством РФ;
– потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования не причиняла вред имуществу потребителя (ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»). А значит, оставляя на хранение личные вещи, клиент аквапарка должен быть уверен, что обеспечена их сохранность и целостность на время предоставления услуги. Поэтому положения Правил о том, что аквапарк не принимает на хранение вещи посетителей, а лишь предоставляет им в пользование персональные шкафчики, вследствие чего не несет ответственности за оставленные в них вещи, ущемляет установленные законом права потребителей.
Аквапарк пытался оправдаться тем, что не пускает посетителей со своими продуктами питания исключительно в целях обеспечения эпидемической безопасности. Однако доказать этого не смог – Суд посчитал, что напитки и продукты питания, реализуемые в зоне общепита аквапарка, клиенты все равно проносят в другие его зоны.
Судья ВС РФ, изучив кассационную жалобу аквапарка, не увидела оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и отказала в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Верховный суд РФ разрешил приходить в аквапарки со своей едой и напитками
Новые правила будут действовать по всей стране.
«Со своим теперь можно!» – такое постановление вынес Верховный суд РФ. Он разрешил посетителям аквапарков приносить с собой еду и напитки. Хотя во многих аквапарках «со своим» посетителей не пускали, ссылаясь на внутренние правила. Свою позицию ведомство озвучило во время судебных разбирательств с аквапарком в Казани. Об этом речь идет в определении от 15.09.2017 № 306-КГ17-12283.
Суд признал, что пункт 5.1.8 Правил, касающийся того, что посетителям не разрешается проносить в аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару, противоречит действующему законодательству, «которым не предусмотрено установление подобных ограничений для предоставления публичных развлекательных услуг населению, то есть это условие ущемляет права потребителей, а, следовательно, является недействительным».
Посетителям аквапарков по всей стране приходилось довольствоваться тем, что предлагали местные кафе в аквазоне. А это зачастую небогатый выбор и высокие цены. Отныне досадные для клиентов аквапарков пункты можно не соблюдать.
Запрет на свои напитки и еду действует и в екатеринбургском аквапарке «Лимпопо», он прописан в правилах, выложенных на сайте аквапарка. Как там будут выстраивать работу после постановления Верховного суда, пока непонятно. В «Лимпопо» отказались давать комментарии.
А свои пояснения дала прокуратура Кировского района Екатеринбурга. В ведомстве объяснили, как трактовать позицию Верховного суда.
– В своем определении Верховный суд ссылается на Закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс. Запрет проноса своих продуктов питания как раз противоречил этим правилам, – пояснили в Кировской прокуратуре. – В постановлении всё подробно расписано. Мне кажется, правильно пропустить человека, если он пришёл на сеанс плаванья со своей бутылочкой воды. Это же человек не в кафе со своим пришёл. Что делать, если не пропустили? В определении четко сказано, за защитой нарушенных прав граждане вправе обращаться в суд.
В прокуратуре посоветовали тем, кого не пустили со «своим», обращаться сначала в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, а потом уже в прокуратуру или суд.
Приносить в аквапарк еду и напитки разрешил Верховный суд РФ
По негласному мнению, приносить с собой еду запрещено, посетители аквапарка довольствуются тем, что предлагают местные кафе. Гамбургеры и пицца – вот основное меню отдыхающих, средний чек такого обеда составляет 320 рублей. Отныне досадные для клиентов пункты являются необязательными к соблюдению. По данным юридического сайта 9111.ru, на прошлой неделе Верховный суд РФ признал незаконными правила заведений, запрещающие проносить свои продукты питания.
Судебные разбирательства владельцев развлекательных центров с возмущенными клиентами достигли инстанции Верховного суда РФ, который также встал на сторону простых отдыхающих, посчитав, что жесткие требования ущемляют права потребителей.
«Увеселительное заведение не имеет права запрещать посетителям брать с собой еду из дома», – постановила коллегия Верховного суда. В противном случае, это прямое навязывание услуг кафетериев, находящихся на территории аквапарка. Кроме этого, отныне пускать искупаться обязаны даже тех посетителей, которые в силу каких-либо обстоятельств не согласны соблюдать или не понимают внутренние Правила пользования услугами аквапарка, например, иностранцев или недееспособных граждан.
«Суды установили, что регулирование отношений между потребителями (посетителями аквапарка) и исполнителем (обществом) осуществляется Правилами. Положения данных Правил являются условиями договора об оказании развлекательных услуг населению. Пункт Правил, касающийся того, что посетителям не разрешается проносить в аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в специальную пластиковую тару, противоречит действующему законодательству, которым не предусмотрено установление подобных ограничений для предоставления публичных развлекательных услуг населению, то есть это условие ущемляет права потребителей, а, следовательно, является недействительным.
Пункт Правил, касающийся того, что администрация не вправе впускать в аквапарк лиц, которые не согласны соблюдать настоящие правила или не понимают их, противоречит пункту 3 статьи 426 Гражданского Кодекса, который является императивной нормой и расширительному толкованию не подлежит», – сообщает Верховный суд России от 15 сентября 2017 года.
Однако пункт 5.1.3. из внутренних правил «Аквамира» оповещает: «Запрещается проносить в аквапарк продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки». Как сообщили корреспонденту VN.ru в отделе PR и маркетинга аквапарка в Новосибирске, в «Аквамир» нельзя приносить еду с собой, но все же пообещали связаться с юристами и перезвонить. На момент выхода публикации комментария от юристов «Аквамира» не последовало — ушли на совещание.
На следующий день юристы «Аквамира» прояснили ситуацию. «Данное определение носит направленный характер в отношении конкретного юридического лица ООО «Аквапарк Сувар», то есть оно не распространяется на все аквапарки РФ. Остальные должны учесть этот случай в своей работе. Сейчас юридический отдел «Аквамира» готовит поправки, которые необходимо согласовать с руководством, затем все поправки появятся на сайте».
По словам сотрудника юридического отдела новосибирского аквапарка, ранее не запрещалось приносить свою специализированную еду, например, детское питание, или специальные продукты питания для людей, страдающих диабетом или аллергией. В ближайшее время на сайте «Аквамира» появятся поправки, касающиеся этого неоднозначного пункта.
Аквапаркам запрещено не пускать посетителей со своей едой
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Мои дети очень любят ходить со мной в аквапарк. Но в последнее время это стало для нас чересчур накладно. Раньше мы всегда брали с собой бутерброды и термос и перекусывали где-нибудь на лавочке рядом с водяными горками. Но в последний раз служитель аквапарка сказал, что еду с собой брать было нельзя. Теперь можно питаться только в специальных зонах с кафешками в самом аквапарке, выносить оттуда что-то в зону купания запрещено.
Хорошо, что к тому времени дети успели по паре бутербродов съесть. Иначе голодными бы остались: я ведь не рассчитывала на такие затраты и денег с собой на общий перекус не взяла.
Я не понимаю, почему нас ограничивают в выборе места для еды и ассортимента еды. В конце концов, своим бутербродам я доверяю больше, чем кафешным. Разве аквапарк имеет право вводить такие ограничения?
Нет, не имеет. Правда, такого рода жалобы на аквапарки нередки по всей стране. Это вынудило Роспотребнадзор вынести ряд предписаний аквапаркам, которые нарушают закон о правах потребителей. Недавно одно из таких предписаний было оспорено в арбитраже и дело дошло в итоге до Верховного суда РФ.
Свое решение по делу ВС РФ принял в сентябре. Оно должно окончательно расставить все точки над «i» в правилах, обязательных для всех аквапарков страны.
При этом ВС РФ высказался отнюдь не только про право посетителей есть в аквапарке принесенные с собой продукты и пить «неместные» напитки. Рассматривались также вопросы ответственности за сохранность вещей и право аквапарков не допускать на территорию людей, которые не понимают правила поведения в аквапарке или не собираются их исполнять. Определение ВС РФ по этому вопросу было вынесено 15 сентября 2017 года, его номер 306-КГ17-12283. После его вступления в силу аквапарки обязаны исключить незаконные требования из своих внутренних правил.
Про еду
По мнению ВС РФ, получившему теперь обязательную силу, деятельность аквапарков относится к сфере предоставления населению публичных развлекательных услуг. Законы РФ не содержат при получении такого рода услуг запретов на пронос напитков или еды.
Раз аквапарк продал билеты, значит, тем самым заключил с посетителем публичный договор. При этом парк должен впускать к себе всех владельцев билетов, не запрещая им употреблять купленные вне его территории продукты и напитки. Иначе получится, что хозяева парка сортируют своих посетителей, отдавая приоритет тем, кто купит еду и напитки на их территории и принесет им дополнительную прибыль. Такая сортировка запрещена ст. 246 ГК РФ, п. 1, абз. 2.
Хозяева аквапарка попытались оспорить это утверждение, ссылаясь на правила гигиены и даже на необходимость соблюдения противоэпидемических правил. Однако в ходе слушаний было установлено, что посетители, купившие еду и напитки в кафе аквапарка, не остаются в зоне общепита и с купленным товаром идут туда же, куда и те, кто принес с собой еду из дома. А именно – в зону купания и развлечений. Так что аквапарки сами себя высекли. Ведь раз что-то в условиях публичного договора можно одним, то же самое можно и всем остальным.
Так что в следующий раз можете идти в аквапарк со своими продуктами совершенно спокойно.
Про вещи
Аквапаркам придется исправить те положения своих внутренних правил, которые снимают с них ответственность за сохранность оставленных посетителями в раздевалках вещей. Помните это объявление, типичное, кстати, не только для аквапарков, но и для фитнес- и прочих клубов: «За сохранность ценных вещей и документов администрация ответственности не несет»?
Оказывается, несет, причем в полной мере. Здесь суд ссылается уже не на ГК, а на закон РФ «О защите прав потребителей». Ст. 7 этого закона гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования не причиняла вред его имуществу.
Раз вы оставили где-то на хранение личные вещи и получили публично обещанную услугу, значит, вы вправе быть уверены в сохранности своих вещей, какими бы ценными они ни являлись. Теперь аквапаркам придется исключить из своих внутренних правил положение о том, что «аквапарк не принимает на хранение вещи посетителей, а лишь предоставляет им в пользование персональные шкафчики, вследствие чего не несет ответственности за оставленные в них вещи». Оказывается, это правило ущемляет наши с вами права и потому должно быть пересмотрено.
Также под запрет попало правило, по которому некоторые аквапарки не пускали к себе иностранцев и недееспособных граждан, ссылаясь на то, что если люди не понимают правил поведения на воде, им может грозить опасность.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
В места для развлечения и отдыха можно приходить со своей едой и напитками
Аквапарк в Татарстане придумал правила для посетителей: им не разрешали проносить с собой еду и напитки. Всё нужно было покупать только на территории. А еще аквапарк предупредил, что не несет ответственности за вещи в шкафчиках. То есть он их принимает и хранит, но если что-то пропадет, то претензий к администрации быть не может.
Кажется, что в этом нет ничего необычного — такие правила есть во многих заведениях. Но посетители этого аквапарка пожаловались куда надо, и Роспотребнадзор пришел с проверкой. Оказалось, что такие правила незаконные и ограничения нужно отменить.
Аквапарк не согласился и пошел обжаловать предписание. В истории целый год разбирались четыре инстанции, в том числе Верховный суд. Все как один сказали: «Со своим можно, и за вещи администрация отвечает».
Почему аквапарк запретил проносить еду и не отвечал за сохранность вещей?
У администрации логика была такой:
Если все посетители будут приносить еду и напитки, это нарушит санитарные нормы и опасно для самих же посетителей. Аквапарк отвечает за еду и напитки в своем кафе — вот их посетители пусть и покупают.
Ответственности за вещи в шкафчиках аквапарк не несет, потому что просто предоставляет эти шкафчики в пользование. Это якобы не услуга по хранению вещей, и отвечать за них администрация не обязана.
К чему придрался Роспотребнадзор?
По мнению Роспотребнадзора правила аквапарка ущемляют права посетителей. В законе нет таких ограничений, чтобы в место отдыха нельзя было пронести свою еду и даже воду.
Если человек купил билет, он имеет право пройти на территорию аквапарка и любого публичного развлекательного заведения. Нельзя ограничить право и свободу человека из-за придуманных ограничений. И давать приоритет одним посетителям перед другими тоже нельзя.
Предоставление шкафчиков — это и есть услуга по хранению вещей. Она регулируется законом. Даже если шкафчики бесплатные, посетители должны быть уверены, что их вещи в безопасности. Заведение обязано об этом позаботиться.
Аквапарк нарушил права потребителей, должен исправиться и отменить незаконные ограничения.
Посетители будут покупать еду где хотят и приносить ее с собой. А за вещи, которые оставят в шкафчиках, потом спросят с администрации.
Что сказали суды?
В этой истории все суды сказали одно и то же. Аквапарк не соглашался до последнего — было четыре инстанции. Точку в деле поставил Верховный суд, который отказался передать дело в судебную коллегию и оставил предписание в силе. Претензии Роспотребнадзора признали законными.
Вот какие аргументы были у судов. При случае они могут пригодиться и вам.
Правила для посетителей — это публичный договор. Для него есть отдельная статья в гражданском кодексе. Такие договоры мы заключаем, когда покупаем что-то в магазине, садимся в маршрутку, оформляем симкарту, обращаемся в медицинский центр или заселяемся в гостиницу. В случае с аквапарком это публичный договор об оказании развлекательных услуг.
При заключении публичного договора предприниматели не могут выделять одних клиентов и ущемлять других. Все, кто оплатил или заказал услугу, равны. Ограничения по публичным договорам может устанавливать только закон, а придумывать их нельзя. Если в публичном договоре есть незаконные правила, они не действуют.
Нельзя отказать в посещении аквапарка людям со своими продуктами. Такое ограничение даже опасно для людей, которым нужно специальное питание.
Когда посетитель оставляет вещи в шкафчике аквапарка, он автоматически заключает с ним договор хранения. Это происходит, когда аквапарк выдает ключ, жетон, номерок или чек. Хранение тоже регулирует гражданский кодекс — эту услугу нужно оказывать по закону, а не на усмотрение аквапарка, ресторана или гардероба кинотеатра. По закону тот, кто принял вещи на хранение, должен за ними следить. Просто так отменить эту обязанность нельзя.
Это касается всех аквапарков и публичных мест для отдыха?
Да, это касается всех, причем не только мест для отдыха. Публичные договоры работают и в других сферах. Иногда в правилах могут быть законные ограничения. Но часто это инициатива предпринимателей. Так они пытаются заработать больше денег и меньше отвечать перед посетителями.
Что делать, если администрация заведения навязывает свои правила и ограничения?
Попробуйте договориться мирно. Администратор, охранник или гардеробщица могут сами не знать, как работает закон. Скорее всего, хватит спокойных убедительных аргументов с упоминанием конкретных нормативных актов. Запомните их:
Если договориться не получается, пригрозите жалобой в местный Роспотребнадзор. И на самом деле напишите ее. Это можно сделать даже через интернет, не выходя из заведения.
Дальше ведомство само разберется. Возможно, к следующему посещению правила изменятся и вас без проблем пустят со своей едой или напитками в тот же аквапарк, боулинг, кинотеатр или детскую комнату.