почему нельзя кушать мясо осла
Мясо осла: можно ли употреблять его в пищу?
Недавний скандал в Узбекистане спровоцировал волну общественного негодования. Под видом говядины популярные заведения продавали мясо осла. В исламе оно считается непригодным для употребления в пищу.
Стоит отметить, что и для потребителей, не придерживающихся религиозных традиций, это мясо является, скорее, экзотическим продуктом. Каковы его свойства? Почему существует предубеждение по поводу мяса осла? Разберемся вместе!
Осел был помощником человека с давних времен. Животные перевозили грузы и людей. Осел стоил дешевле, чем лошадь, употреблял меньше продуктов и не требовал особенного ухода. Владеть им могли те группы населения, которые нельзя было отнести к привилегированным. Ослятина не считалась особенно ценной. Она жесткая из-за высокого содержания мышечных волокон и обладает специфическим запахом. Очевидно, это причина того, что в Коране мясо осла называют «грязным» и запрещают правоверным мусульманам употреблять его в пищу.
Однако, при правильном приготовлении ослятина может быть довольно съедобна. Знатоки рассказывают, что по вкусу она напоминает говядину или конину. Содержание питательных веществ в ней выше, чем в более привычных продуктах. Мясо осла обладает повышенным содержанием белка и пониженным – жиров. Оно богато магнием, железом, калием, фосфором и цинком. Ослы никогда не болеют, поэтому их мясо не содержит антибиотиков и следов применения каких-либо лекарственных средств.
Положительные свойства ослятины высоко ценятся коренными народами Африки, Америки и Коми, ее употребляют в Китае и Корее. В Китае даже существует поговорка о том, что из всех летающих существ самым полезным является дракон, а из тех, что живут на земле – осел. Также китайцы добывают из ослиной шкуры желатин эцзяо. Его применяют как в медицине, так и в косметологии. С помощью употребления его в пищу китаянки замедляют процессы старения, уменьшают количество морщин. Эцзяо является проверенным средством при лечении сухого кашля, простуды или головокружения. Это вещество внесено в список национального наследия.
Таким образом, отказ от употребления мяса осла обусловлен исключительно религиозными и культурными традициями конкретных людей. Опыт азиатских народов позволяет утверждать, что употребление ослятины, как минимум, безопасно, а, по убеждению некоторых, приносит организму человека неоценимую пользу.
Можно ли есть мясо осла
Осел – животное, которое в основном используют для сельскохозяйственных нужд. Он вынослив и достаточно сообразителен, чтобы перевозить груз или человека. В то же время ишак не требует особого ухода и может похвастаться крепким здоровьем. Традиция употребления его мяса в пищу не прижилась у нас в стране и остается в диковинку, хотя многие народы считают это ценным продуктом. Чем полезно мясо осла и можно ли его есть, читайте в данной статье.
Запрет на употребление мяса ишака
Некоторые народы не едят ослятину, но связано это не с самим продуктом, а особенностями вероисповедания. Так у мусульман запрет на поедание мяса осла прописан в Коране. Там сказано, что оно «грязное» и употребление его в пищу – большой грех.
Ценнейший продукт, источник молодости и здоровья
Противоположное мнение об ослином мясе имеют китайцы. Они не только придумали множество вкусных блюд из ишака, но и делают из его шкуры различные лекарственные средства, например, желатин «Эцзяо».
Можно ли есть мясо осла в России
В нашей стране ослиное мясо – это скорее экзотика. Из-за своей грубости и аромата оно требует определенных навыков приготовления. Иногда ослятину можно попробовать случайно, покупая говядину или конину у недобросовестных продавцов.
Чем полезно мясо ишака
Благодаря низкой калорийности ослятина считается диетическим продуктом. В 100 граммах мяса содержится около 143 ккал. Оно богато белком, незаменимыми аминокислотами, железом, магнием, калием, цинком, селеном и фосфором. Благодаря крепкому здоровью животное не нуждается в приеме антибиотиков, поэтому его мясо можно назвать чистым.
Вред ослятины
Противопоказаний практически нет. С осторожностью включать в свой рацион ослятину стоит лицам, страдающим гиперхолестеринемией. При индивидуальной непереносимости лучше отказаться от мяса ишака совсем. В целом же этот продукт безвреден при умеренном употреблении.
Как правильно приготовить блюдо
Теперь о том, в каком виде можно есть мясо осла. На вкус оно напоминает говядину или конину, но более сладковатое и грубое. Чтобы избавиться от характерного запаха, нужно вымачивать кусочки мяса в уксусе или белом вине в течение 2,5-3 часов. К маринаду стоит добавить различные специи: черный перец, сельдерей, мускатный орех, лавровый лист. Затем продукт тушат около трех часов и подают с гарниром. В качестве последнего подойдут овощи, каши из круп или бобовых.
Как отличить мясо осла от говядины при покупке
От говядины и конины продукт отличится меньшим размером костей. Кроме того, он сильнее темнеет при термической обработке.
О своём опыте употребления в пищу мяса осла обязательно пишите в комментариях!
Хадис 23. Употреблять в пищу ослиное мясо запрещено.
Передают со слов Анаса ибн Малика, что в день Хейбара Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел Абу Тальхе оповестить людей о том, что Аллах и Его Посланник запрещают им употреблять в пищу мясо домашнего осла, потому что оно скверное. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий:
Хейбар – поселение, расположенное в 96 милях севернее Медины. До переселения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в Медину в этом поселении проживали иудеи. Сражение, о котором упоминается в обсуждаемом нами хадисе, произошло в месяце мухаррам 7 года по мусульманскому летоисчислению, вскоре после подписания Худейбийского мира. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, разрешил иудеям остаться в Хейбаре при условии, что они будут выплачивать мусульманами половину урожая зерновых и фруктов. Халиф ‘Умар во время своего правления выселил иудеев из Хейбара и велел им поселиться в Тейме и Урейхе. Из этого хадиса следует, что мясо домашних ослов является непригодным для употребления в пищу. Помимо Анаса ибн Малика о запрете на употребление в пищу мяса домашнего осла рассказывали ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Джабир ибн ‘Абдуллах, ‘Абдуллах ибн Абу Ауфа, аль-Бара ибн ‘Азиб, Абу Са‘лаба, Абу Хурейра, Халиб ибн аль-Валид, аль-Микдам ибн Ма‘дикариб, Захир аль-Аслами, ‘Абдуллах ибн ‘Амр, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и некоторые другие сподвижники. Этого мнения придерживались почти все сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и только Ибн ‘Аббас говорил: «Я не знаю, с чем был связан этот запрет. Возможно, мясо домашних ослов было запрещено, потому что их использовали как верховых животных, а может быть, это был категорический запрет».Этот хадис передал аль-Бухари. Когда же Ибн ‘Аббаса спросили, можно ли употреблять в пищу мясо домашнего осла, он прочел следующий коранический аят: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я знаю, что запрещается употреблять в пищу только мертвячину, пролитую кровь и мясо свиньи, которая является скверной, а также нечистое мясо животных, заколотых не во имя Аллаха”» (6:145). Это мнение усиливается хадисом, переданным Абу Давудом, в котором сообщается, что Галиб ибн Абджар пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал:«О Посланник Аллаха! Нас поразила засуха, и я не могу прокормить свою семью, потому что у меня не осталось ничего, кроме тучных домашних ослов, но ты запретил употреблять их мясо в пищу».Он сказал: «Накорми свою семью этими тучными ослами, ибо я запретил употреблять в пищу их мясо из-за нечистот на дороге». Однако эти доводы являются неубедительными.
Во-первых, коранический аят имеет общий смысл, а запрет на употребление в пищу мяса домашних ослов является исключением.
Во-вторых, хадис Галиба ибн Абджара является слабым. Аль-Бейхаки назвал его запутанным. Аль-Мунзири сказал, что в цепочке его рассказчиков есть много противоречий.
А в-третьих, в хадисе говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил Галибу накормить семью мясом домашних ослов для того, чтобы они не мучались от голода. Это – вынужденная мера, а причина запрета на употребление мяса домашних ослов в том, что они питаются нечистотами. Таким образом, согласно наиболее достоверному мнению, употреблять мясо домашних ослов в пищу запрещено. Однако автор поместил этот хадис в главе о нечистотах, потому что мясо домашних ослов является нечистым. Это мнение является наиболее достоверным, хотя имам ас-Сан‘ани и некоторые другие богословы считали, что убедительных доказательств в пользу этого нет. Тем не менее в хадисе Анаса ибн Малика однозначно говорится, что мясо домашних ослов является нечистым. В другом достоверном хадисе сообщается, что Салама ибн аль-Аква‘ рассказывал: «В день взятия Хейбара мусульмане разожгли большой костер, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Что вы собираетесь готовить на таком огне?” Люди ответили: “Мясо”. Он спросил: “Что за мясо?” Они ответили: “Мясо домашнего осла”. Тогда он сказал: “Выбросите его и разбейте посуду!” Они сказали: “А можно выбросить мясо и помыть посуду?”Он сказал: “Можно”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Все это свидетельствует, что мясо домашних ослов является нечистым.
Однако не все, что запрещено шариатом, является нечистым. Например, шариат запрещает употреблять наркотики и ядовитые продукты, хотя эти вещества являются чистыми. Отсюда следует одно из важнейших правил мусульманского права – все нечистое является запрещенным, однако не все запрещенное является нечистым. Существует еще одно правило мусульманского права – любая вещь считается чистой до тех пор, пока не доказано обратное.
Например, шариат строго запрещает употребление опьяняющих напитков, однако в священном Коране и пречистой Сунне нет доказательств того, что они являются нечистыми. Несмотря на это большинство мусульманских богословов считали, что алкоголь является нечистым. Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад. Этому мнению также отдал предпочтение шейх-уль-ислам Ибн Теймийа. При этом они опирались на следующий коранический аят: «О те, которые уверовали! Опьяняющие напитки, азартные игры, жертвоприношения на каменных жертвенниках и гадальные стрелы суть скверна из деяний сатаны» (5:90). Арабское слово “риджс” (букв. “скверна”) также используется в значении “нечто нечистотое”. Однако этот довод не является убедительным, и поэтому аль-Лейс, аль-Музани и некоторые другие богословы считали алкоголь чистым. Они опирались на несколько доводов. Во-первых, в достоверном хадисе сообщается, что Анас ибн Малик был виночерпием в доме Абу Тальхи и угощал людей вином из фиников, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел возвестить: «Слушайте! Отныне вино запрещено!» Абу Тальха сказал ему: «Ступай и вылей его!» Он вышел из дома и вылил вино, и оно потекло по улицам Медины. Люди стали говорить: «А ведь у некоторых из погибших в животе все еще оставалось вино!» Тогда Аллах ниспослал следующее откровение: «На тех, которые уверовали и вершили добрые дела, нет греха за то, что они питались [недозволенным в прошлом]» (5:93). Этот хадис передал аль-Бухари. Если бы вино было нечистым, то сподвижники не стали бы выливать его на улицы города, причиняя тем самым неудобство остальным мусульманам. А увидев это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, непременно запретил бы поступать таким образом. Во-вторых, в достоверном хадисе, рассказанном со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, сообщается, что некий мужчина подарил Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сосуд с вином. Он спросил: «Знаешь ли ты, что Аллах запретил употреблять вино?» Мужчина ответил: «Нет». Затем он шепнул что-то своему спутнику. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «О чем ты шепчешься?» Мужчина сказал: «Я велел ему продать это вино». Он сказал: «Тот, кто запретил употреблять вино, также запретил продавать его».Тогда мужчина открыл сосуд и вылил все его содержимое. Этот хадис передал Муслим. Мужчина опорожнил сосуд с вином в присутствии Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тот не помешал ему сделать это. Все это свидетельствует о том, что вино и другие алкогольные напитки являются чистыми. Что же касается коранического аята, то в нем идет речь о духовном осквернении, которое связано с деяниями сатаны. Опьяняющие напитки и гадальные стрелы не являются нечистыми, однако всякий, кто употребляет опьяняющие напитки или гадает на стрелах, тем самым оскверняет свою душу. На основании этих доводов можно утверждать, что алкоголь является чистым, однако пить алкогольные напитки запрещается. И хотя многие авторитетные мусульманские богословы придерживались иной точки зрения, их утверждения противоречат достоверным хадисам и являются ошибочными. Ко всему сказанному необходимо добавить, что запрещается принимать спиртовые лекарственные настойки и любые лекарственные препараты, содержащие даже незначительное количество спирта. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если нечто способно вызвать опьянение в большом количестве, то употреблять его запрещено даже в малом количестве». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким со слов Джабира, а также Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра. Однако наружнее применение спирта не запрещено, и поэтому мусульманские богословы не запрещают использовать духи и парфюмерию, в состав которых входит спирт, хотя лучше умащаться благовониями, не содержащими спирта. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 1, стр. 366-367, 394-395.
«У нас творится бардак» В Киргизии разгорелся скандал из-за ослиного мяса
В Киргизии не утихает скандал вокруг обнаруженного под Бишкеком цеха по забою ослов. Журналисты подозревают, что мясо животных поступало в столичные кафе, такую возможность допускают и некоторые местные политики. На этом фоне парламент республики поручил правительству срочно разобраться в ситуации, найти виновных и привлечь их к ответственности. В противном случае кабинету министров пригрозили отставкой. Депутаты заявили, что речь в данном случае идет о репутации государства.
В отношении руководства фирмы, занимающейся заготовкой ослятины, уже завели уголовное дело — его обвинили в незаконном предпринимательстве. Свои претензии высказала и Государственная инспекция по ветеринарной безопасности. Там заявили, что цех работал стихийно, без ведома ветеринарной службы.
На ключевой вопрос при этом — куда именно поступало мясо — однозначного ответа пока нет. После того, как сюжет о забое ослов вышел по местному ТВ, властями были организованы масштабные проверки — в заведениях общепита и колбасных цехах. Однако официально ни одно из этих заведений в изготовлении блюд из ослятины пока уличено не было.
Гипотетические нарушители, правда, вполне могли замести следы. Журналисты, присутствовавшие при проверке одного из столичных кафе, рассказали, что инспекторы согласовали свой визит с хозяевами заведения. Представитель городской ветеринарной инспекции Смагул Нурхалиев подтвердил, что такая практика предусмотрена законом. «Мы имеем право проверять только с согласия руководства заведения. Поэтому мы приехали, спросили разрешения у хозяина кафе, а потом пригласили журналистов», — пояснил он.
В парламенте Киргизии, тем временем, требуют привлечь к ответственности представителей местной власти и милиции, которые, по сведениям законодателей, знали о существовании цеха еще до скандала, но не приняли мер. Некоторые из депутатов уверены в том, что ослятина действительно поступала в заведения общепита. «Это мясо продавали кафе, рестораны и другие точки, где питались кыргызстанцы, — заявляет депутат Курманбек Дыйканбаев. — Эти кафе надо вычислить и закрыть. У нас творится бардак, проводятся псевдорейды по санитарии».
О забое ослов под Бишкеком местные журналисты рассказали в конце февраля. На территории фермы, расположенной в одном из сел Чуйской области, они обнаружили около сотни ослиных туш. Авторы сюжета, ссылаясь на собственные источники, утверждали, что мясо — под видом говядины и баранины — тоннами поступает в столичные кафе и чайханы, а там из них делают самсу, гамбургеры и другие блюда.
Ослятина, по словам журналистов, пользуется спросом из-за дешевизны. По неофициальным данным, в столовые ее предлагают по цене на 100 сомов меньше (примерно столько же — в рублях), чем говядину.
Остроты скандалу добавило то, что цех, как выяснилось, располагается на участке, принадлежащем супруге бывшего главы Госфиннадзора Юруслана Тойчубекова (участок арендовали предприниматели из фирмы «Кай-Тал», которая и занималась забоем ослов). Последний, когда в контексте этой истории стало упоминаться его имя, заявил, что речь идет о «политическом заказе» (как выразился бывший чиновник, «сейчас под меня копают и ищут компромат»).
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
Исламский образовательный портал
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289-291; «Бадаи ас-Санаи», 5/35-39; «Радд аль-Мухтар», 304-308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.
4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.
В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.
По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов («Муснад» Ахмада, 4/89, «Сунан» Абу Дауда, № 3790, «Сунан» Насаи и «Сунан» Ибн Маджа).
Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины («Радд аль-Мухтар»).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями («Сахих» Муслим, № 1934).
Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:
11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).