почему нельзя ходить в лес после обеда
Однажды на Воздвиженье.
Отца моей бабушки звали Дмитрий Тарасович. Человеком он был смелым и потому меньше всего верил разным приметам и байкам и всегда по-доброму подшучивал над суеверными людьми. Накануне 27 сентября, когда семья села ужинать, он объявил о своём желании и решении идти утром в лес с кем-либо из старших детей. Двое из шестерых детей были уже подросткового возраста. Мать моего прадеда и его жена всполошились.
Считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. В этот день змеи собираются все в одно место. И встречаться с ними крайне опасно для жизни. И стали уговаривать его отказаться от задуманной затеи. Но всё было напрасно.
Прадед мой был человеком упрямым. Тогда они сказали, что пусть он идёт один, а ребят не берёт с собой. И настроены женщины были более чем решительно. В конце концов так и порешили.
Моему прадеду стало интересно и отправился следом за ними. Вскоре он
понял, что змеи направляются к большому оврагу. Их число становилось всё больше и больше. Это его не остановило, а только распалило интерес.
Домой прадед прибежал, не помня самого себя, бледный и дрожащий. Потом, когда он успокоился, то сказал, что больше никогда не пойдёт в лес в этот день и всем своим родным и близким закажет также не ходить. Ещё он сказал, что глянул он в этот овраг, а там змеи то сплетались в клубки, то расплетались, и шум от их шипения был таким, что ничего не было слышно.
Через два дня он пошёл опять в лес, где и нашёл свою корзину с грибами неподалёку от большого оврага. Всё было как обычно. Щебетали птицы, осенний ветерок поигрывал кронами деревьев. И вокруг ничего не напоминало о тех жутких минутах, которые пережил мой прадед 27 сентября 1906 года.
Почему нельзя ходить в лес после обеда
Приметы и суеверия
Поведение в лесу
Поведение у воды
Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает.
Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься:
«Хозяин и хозяюшка,
Хозяйские малые детушки.
Нам не век вековать.
Одну ночь ночевать».
Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать.
Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо.
Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь.
Но старались особенно не беспокоить, в нее не бросали камни, палки, мусор. Лечебные свойства приписывались ключевой воде, а также воде, взятой из горного источника, так как происхождением своим ключи, родники обязаны «ударам молнии в землю или камень».
И все же вода не так чиста, как огонь, так как в ней может водиться нечистая сила. Чтобы этого не случилось, русские не оставляли открытыми сосуды с водой, особенно на ночь, а пустые сосуды для воды держали перевернутыми. Вода играла роль передатчика магической силы в чародействе, и «наговоренной» водой пытались вылечить человека или принести ему вред. Соединение в воде губительных и живительных начал нашло отражение в представлениях о живой и мертвой воде.
С Водяным связаны разнообразные обряды. Он считался именинником в день Купалы, празднование которого сопровождалось жертвоприношениями, играми, песнями, обливанием водой, купанием. По-своему чтили Водяного рыбаки, мельники, пасечники, опасаясь, что он может разбушеваться и порвать сети, распутать рыбу разрушить мельничную плотину, затопить ульи. Рыбаки спешили угостить Водяного, когда он просыпается от зимней спячки: начинает ломать лед и мучить рыбу. Если в три дня (Водяной обычно просыпается 30 апреля) рыбаки не успевали с угощением, то лишались удачного лова на весь сезон.
Одной из главных рек России всегда была и есть Волга, с которой связаны различные сюжеты. В преданиях Волга выглядит непокорной рекой. Когда Иван Грозный вел свое войско через нее, на Волге поднялись высокие валы. Царь призвал палача, который трижды ударил по ней кнутом, «чтобы не бунтовала против царской рати». От этого из нее брызнула кровь и образовались три кровавых рубца, которые видно и по сей день, особенно летним вечером, если взглянуть, против солнца, когда оно закатывается за горы. На речке надо говорить: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня».
Вода спит ночью везде, хоть в реке, хоть в озере.
Ночью водичка-матушка спит, нельзя водичку шевелить.
Худо будет, если не вовремя ходят за водой.
Пожалуйста, прокомментируйте опубликованный на данной странице материал и поделитесь своим опытом. Нам важно ваше мнение!
© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на Полезное знание
Один из двух дней в году 27 сентября, когда запрещалось ходить в лес, где разгуливала нечисть
Сдвиженье, а вернее, Воздвиженье, — это народный праздник с религиозными корнями. До того, как православные стали отмечать 27 сентября обретение Креста Господня, на Руси этот день считался шабашем нечистой силы, которая проявляла особую активность перед зимней спячкой.
Религиозный подтекст
Воздвиженье — это православный праздник в честь обретения людьми потерянного распятия Иисуса Христа. После Его казни на Голгофе вместе с крестами разбойников, реликвию спрятали. Во время же падения Иерусалима Гроб Господень оказался погребенным под землей, а священный крест исчез. Долгое время местонахождение святыни оставалось неизвестным, но в конце концов, в 326 году его нашли и воздвигли перед народом. Прежде чем опознать подлинную святыню из числа других крестов, пришлось класть ее в гроб к усопшему, после чего тот ожил.
Второй раз Животворящий Крест явили народу в VII веке по его возвращении из Персии императором Греции Ираклием. Со временем церковный праздник интегрировался в славянский языческий, а традиции, приметы и поверья тесно переплелись между собой воедино.
Языческое значение
Сдвиженьем на Руси называли условную точку баланса сил природы в движении от лета к зиме. Считалось, что этот период длится аж до Покрова — две недели. В это время звери уходят на зимовку в берлоги, с полей убирается последний сноп, птицы улетают в теплые края, прекращаются все полевые и огородные работы, начинаются другие заботы: заготовка на зиму урожая, обработка льна, пряжи, молотьба хлеба и пр. Сдвиженье еще называли “капустиным праздником”, а сам овощ — “барыней”. В дни Сдвиженья во всех домах рубили капусту, поздравляли знакомых с осенним праздником, устраивали гулянья (капустники) и угощали друг друга яствами на основе этого продукта. Молодежь колядовала по хатам, собиралась на танцы и занималась поисками пары, поскольку осень всегда была порой свадеб.
День нечисти
Наши предки верили, что именно 27 сентября все представители темных сил активизируются и собираются на шабаш, предчувствуя зимнюю спячку и холода. Эдакий хэллоуин на славянский лад наводил ужас на людей и заставлял плотно закрывать все окна, двери, чердаки и ворота, в страхе перед разгулявшейся нечистью. В этот день и считалось крайне нежелательным покидать жилище, и уже тем более — отправляться в лес, дабы не встретиться там с потусторонними сущностями.
Другая, не менее опасная угроза, исходила от чешуйчатых пресмыкающихся, которыми буквально кишели леса в день Крестовоздвиженья. Перед наступлением холодов змеи сбивались в клубки, подыскивая лучшее укрытие для зимней спячки. По этой причине и сейчас обитатели сельской местности плотно запирают двери в погреба и сараи, чтобы змея не заползла туда на зимовку.
Народные приметы гласят, что змеиный укус на Воздвиженье самый опасный, от него не существует противоядия. Второй самый опасный день — это 12 июля, когда пресмыкающиеся проявляют наивысшую степень агрессии в брачный период. Несмотря на это, змей убивать считалось очень дурной приметой, так как верили, что сородичи гада непременно будут мстить за него.
Не ходить в лес советует сегодня народный календарь
Агафон Огуменник наступил по народному календарю сегодня, 4 сентября, пишет портал calend.ru. В церковном календаре в этот день отмечается память мученика Агафоника Никомидийского, претерпевшего страдания за веру Христову в IV веке. От этой даты происходит первая часть названия сегодняшнего дня. Вторая связана с древним народным обычаем, уходящим корнями в языческие времена.
По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешиться над соломкой» — перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор — караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.
В народных преданиях леший — это лесной дух, главная задача которого — следить, чтобы никто не принёс вреда его хозяйству. Соответственно леший относится и к людям: добрым, которые зря ветки не заломят и зверя не убьют, помогает выйти из леса быстрой и короткой тропой, а злых заставляет плутать кругами, а может и в самую чащу завести.
Говорили, что с виду леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, его можно опознать: на лешем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана запахнута на правую, а обувь перепутана с правой ноги на левую.
В народном календаре лешему отводится несколько примечательных дней, Агафон Огуменник — один из них. Особым днём считалось, например, Воздвижение, когда лешие перегоняют по лесу зверьё; попадаться на пути такому каравану было смертельно опасно. В октябре на Ерофея «лешие с лесом расстаются». Крестьяне говорили, что в этот день лесной дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед этим всласть беснуется — кричит, хохочет, ломает деревья и гоняет зверей. В любой из праздников, связанных с лешим, в лес было ходить нежелательно. На Агафона замечали: если день выдавался ясным, то солнечная погода продержится ещё четыре недели.
Почему нельзя ходить в лес 27 сентября?
День 27 сентября является одним из самых значимых в народном календаре. С ним связано множество примет. Считалось, что с этого дня осень начинает двигаться к зиме – пора готовит шубы и шапки. Именно в этот день медведи залезают в берлоги, а птицы готовятся улетать на юг – значит, пора утеплять дом. Но при этом многие люди не знают, например, почему нельзя ходить в лес 27 сентября. А ведь этому суеверию тоже есть объяснение.
Красным в календаре этот день является потому, что знаменует собой один из самых важных церковных праздников – Воздвижение Животворящего креста Господня Согласно библейской легенде, Иисус Христос был распят на горе Голгофе на косом кресте, который после казни был зарыт на этом же месте. Спустя много лет город Иерусалим атакованный войском римских солдат был разрушен, а священное место казни срыто до основания. Император Адриан повелел обустроить на нем языческое капище. И лишь через несколько веков после этого события императору Константину было явлено чудо – христианский крест с победной надписью, благодаря которому удалось одержать множество важных побед. Благочестивый правитель, стремясь исполнить волю Господнюю, повелел своей матери, царице Елене, отыскать тот самый крест, на котором был распят Спаситель. Очень долго это не удавалось, но в конце концов святыня была найдена. С ее помощью удалось воскресить недавно умершего человека, поэтому крест и был назван Животворящим. В его честь в возрожденном к тому времени Иерусалиме был заложен Храм Вознесения Господня. И сам день обретения святыни стал широко отмечаемым религиозным праздником.
Народная же традиция соединила 27 сентября с природным явлением – воздвижением осени навстречу зиме. Отсюда и появление многих, связанных с этим днем примет и суеверий, имеющих мало общего с церковным праздником. Хотя все равно на Руси старались именно на Воздвижение освещать вновь построенные храмы и начинать строительство часовен. В деревнях в этот день нередко проводились крестные ходы по близлежащим полям, а хозяйки начинали рубить и квасить капусту.
Почему нельзя ходить в лес 27 сентября?
У русского народа существует множество запретов, связанных с праздником Воздвижения. Один из самых известных – запрет на посещение леса. На вопрос о том, можно ли ходить в лес 27 сентября, ответ всегда был однозначно отрицательным. И это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, считалось, что в этот день активизировалась вся лесная нечисть. Православный праздник для леших, кикимор, оборотней почему-то был не указ, не обращая на него внимания, они устраивали последнюю сходку перед зимой. Лесовик проверял свои владения, готовность зверей к зимовью. Наткнуться на него человеку в этот момент было крайне опасно. Во-вторых, считалось что 27 сентября отворяются двери в вирий для всех ползучих гадов, в который они спешат на зимовку, сбиваясь в огромные клубки. Наткнуться на них в лесу – быть укушенным. А еще человек мог и под землю провалиться – через те же открытые ворота вирия, и провести там много месяцев до весны вместе со змеями.
Что еще нельзя делать 27 сентября?
Согласно народному поверью, 27 сентября не только нельзя ходить в лес, но и делать некоторые другие вещи: